Схема кпп 152 камаз – Коробка передач КАМАЗ ? — схема переключения КПП ❗ с делителем и без него: как включается рычаг и переключаются скорости на 6520, Евро 4, 5320, 4310, 53212, 55111, 65115 и других

КПП КАМАЗ 152 с делителем: схема, передаточные числа

Обслуживание КПП 152 на КАМАЗ

 

КПП 152 – тип трансмиссии, который подходит для установки на грузовики, мощные тягачи. В частности, он может встретиться на таких моделях КАМАЗ, как 4326, 43118. Данные машины могут быть задействованы при строительстве домов, а также для перевозки крупногабаритных грузов. Проблем с буксировкой отмечаться не будет.

Характеристика системы трансмиссии 152 на КАМАЗ

Обслуживание КПП 152 на КАМАЗ

Внешний вид КПП 152

Система трансмиссии позволяет осуществлять изменения в крутящем моменте двигателя. КПП состоит из 5-ти ступенчатой механики и делителя, который обеспечивает наличие 10-ти дополнительных скоростей переднего хода, а также 2-х задних передач. Данная КПП характеризуется высокой степенью надежности, длительным сроком работы и межремонтным ресурсом.

Коробка включает следующие детали:

  • картер, с первичным, вторичным и промежуточным валом;
  • верхняя крышка коробки;
  • механизм, отвечающий за осуществление смены скоростных режимов;
  • блок шестерен;
  • делитель.

Блок шестерен обеспечивает включение заднего хода. На данном типе КПП устанавливается двухдисковое сцепление. Ведомый диск может быть оснащен безасбестовыми фрикционными накладками. Так как валы при работе принимают на себя высокие нагрузки, они выполнены из износоустойчивого материала.

Подшипники шестерен являются роликовыми двухрядными, отлично переносят приходящиеся нагрузки. Синхронизаторы инерционного типа, дополненные конусными кольцами. Они обеспечивают плавное переключение скоростей, а также снижают шум при смене передач.

Основу воздухораспределителя коробки составляет литой корпус. К воздухораспределителю относятся воздухопровода, которые расположены на корпусе делителя. Данный механизм надежно зафиксирован в посадочном месте. Его техническое обслуживание заключается в проверке на герметичность узлов и трубопроводов. При обнаружении утечки воздуха решить проблему представляется возможным путем затяжки соединений или замены деформированных комплектующих деталей.

Обслуживание КПП 152 на КАМАЗ

Схема КПП 152

Механическая коробка, дополненная делителем, позволяет осуществлять в широком диапазоне регулировку тяговых и скоростных характеристик. В результате повышается эффективность управления транспортным средством.

Передаточные числа. Что касается передаточных чисел, то на 1-ой пониженной передачи показатель равен 7.82, в то время как на 2-ой – 4.03, 3-ей – 2.5, 4-ой – 1.53, 5-ой — 1.

Схема коробки отображает то, что на данном типе трансмиссии привод спидометра является двухступенчатым. Что касается системы смазывания, то она на механике комбинированная, т.е. рабочие механизмы коробки смазываются путем разбрызгивания.

Особенности КПП с пневмомеханической системой управления

Делитель передач улучшает тягово-экономические качества КАМАЗа, обеспечивает щадящий режим функционирования автомобильной системы. Учитывая это, машину с механической коробкой данной модели можно использовать во многих отраслях промышленности, которые связаны с грузоперевозками. Пневматическая система переключения передач делителя включает редукционный клапан. Его функция заключается в поддержании на постоянном уровне давления на выходе.

Клапан включения делителя передач включает следующие элементы:

  • корпус пружины клапана;
  • прокладка;
  • впускной клапан с пружиной;
  • шток клапана с пружиной;
  • корпус, крышка клапана;
  • сапун.

Также, присутствует уплотнительная прокладка, шплинт, шайба, пылепредохранитель, кольцо, ограничитель штока. Следует отметить, что пневматическая схема системы управления делителем передач отображает наличие механизма смены скоростей.

Таким образом, скоростная коробка КАМАЗ 152 с делителем обеспечивает комфортные условия для транспортировки грузов. Установленный пневмопривод тормозов позволяет создавать практически неограниченное приводное усилие со стороны тормозных механизмов. Благодаря делителю КПП сводиться к минимуму количество совершаемых водителем переключений ручного рычага.

КПП КАМАЗ 152 – основные причины поломок

Неисправности в системе трансмиссии возникают в результате естественного износа их механизмов. Ремонт данной коробки может заключаться в установке новых подшипников, манжет и иных комплектующих деталей, которые относятся к КПП.

Основные признаки наличия поломок в системе трансмиссии:

  • pатруднительное включение скоростных режимов.
  • cамовольное выключение передач.
  • cтали хуже активизироваться скоростные режимы при передвижении.
  • течь масла.

Основная причина появления течи масла КПП – утрата манжетой эластических свойств. Данная комплектующая деталь нуждается в замене.

Если во время передвижения стали отмечаться посторонние шумы, причина этого – износ зубьев шестеренок. Шестерни не должны иметь сколов. Одна из причин разрушения подшипников – неправильно работающее сцепление (требуется регулировка).

Проверить дистанционный привод целесообразно, если стали хуже включаться передачи. Решить проблему затруднительного включения скоростей позволяет правильная его регулировка. Обращать внимание следует и на сапун. Данный элемент необходимо поддерживать в чистоте.

Затрудненное переключение передач нередко связано с наличием пониженного количества трансмиссионного масла в КПП. Качество топлива необходимо проверить, если при смене скоростей отмечаются резкие рывки.

 Обслуживание механической коробки передач

КАМАЗ, оснащенный КПП 152 отлично подходит для перемещения по бездорожью или стройплощадкам. Присутствующий тип трансмиссии значительно облегчает управление транспортным средством. Благодаря наличию делителя снижается необходимость частого переключения передач.

При регулярном обслуживании пневмосистемы КАМАЗа, система управления делителем будет надежно работать. Благодаря этому будет обеспечено качественное переключение скоростных режимов.

Техническое обслуживание КПП 152 КАМАЗ подразумевает:

  • регулировку привода, отвечающего за смену скоростей;
  • измерение величины зазора в клапане активации делителя;
  • замена трансмиссионного масла.

Как правило, трудности при осуществлении включения передач возникают в результате нарушения регулировок механизмов КПП.

Замена трансмиссионной жидкости должна осуществляться минимум 1 раз за календарный год. Данную процедуру нужно осуществлять на прогретом моторе.

Особенности замены масла в коробке

Обслуживание КПП 152 на КАМАЗ

ТСп-15К

Как заменить трансмиссионное масло? Чтобы слить жидкость из механики, следует открутить три сливных отверстия. Они находятся в нижней части картеров. Обратить внимание нужно и на магниты. Данные элементы очищаются от осевшей грязи.

Картер вместе с делителем необходимо промыть маслом. Как правило, для этого требуется около 12 л. Далее нужно перевести рычаг в положение «N», примерно на 10 мин., после чего жидкость стекает, закручиваются сливные пробки. На последнем этапе добавляется трансмиссионное масло до верхней метки индикатора уровня. Данную процедуру можно осуществить самостоятельно.

Какое масло заливать в механическую коробку? Для данного устройства рекомендуется применять ТСп-15К. Оно имеет оптимальный индекс вязкости, обеспечивает эффективную защиту деталей трансмиссий от износа, снижает риск вспенивания топлива.

КПП 152

1.2 КПП 152

На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов использу­ется — десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенча­той коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой по­зволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота пере­ключения передач рычагом переключения.

Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:

—       усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

—       применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;

—       исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4…5 передач и вторичный вал;

—       для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4…5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;

—       расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.

Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.

Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.

При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназван­ных деталей, которая начинается с числа 152.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции ко­торых вызвано применением делителя передач:

—  изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крыш­кой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;

—  передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;

—   вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;

—   отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение пе­реднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновре­менно является и маслоотражательной шайбой;

—   масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отвер­стиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке де­лителя.

Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.

В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.

Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152

На Рис. 25: 1 — вал первичный делителя; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый пер­вичного вала; 5 — вал первичный КП; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизато­ра; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 — кронштейн реактивной тяти; 12

—    опора рычага; 13 — рычаг; 14 — шпонка; 15 — валик; 16 — гайка; 17 — болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 — шайбы упорные; 21 — блок шесте­рен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верх­няя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 28

—    кольцо стопорное; 29 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 — червяк привода спи­дометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 35 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 — роликоподшипник сферический; 40 — вал промежуточный; 41 — кар­тер коробки передач; 42 — вал вторичный; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 44

—    втулка распорная; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выклю­чения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 — муфта выключения сцепления.

 

Таблица 6

Тип коробки передач

механическая   десятиступенчатая,   состоящая   из   основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступен­чатого редуктора — делителя передач, соединенных в одном агрегате

Макс, входной крутящий момент, Н-м

850

Передаточные числа

1Н-7,82            4Н-1.53 lB-6,38              4B-1,25

 2Н-4,03             5Н-1,00

 2В-3,29              5В-0,815 ЗН-2,5               ЗХН — 7, 38 2В-2,04              ЗХВ — 6, 02

Подшипники валов:

первичный вал  коробки пере­дач

первичный вал коробки дели­теля

вторичный ват

промежуточный   вал   коробки передач промежуточный вал делителя

передний роликовый, задний шариковый

шариковые

передний роликовый, задний шариковый передний роликовый, задний двухрядный роликовый сфери­ческий передний шариковый, задний роликовый

Подшипники шестерен     

роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшип­ник шестерни четвертой передачи роликовый, без сепаратора

Синхронизаторы

инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами

Шестерни

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи задне­го хода, постоянного зацепления

Привод спидометра

двухступенчатый, состоит из постоянной червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен

Система смазывания

комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающе-го устройства

Отбор мощности

от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правой стороны—от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала

Управление коробкой передач

механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторнос для делителя

Делитель передач (Рис. 26) — механический редуктор состоит из одной пары цилинд­рических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщи­ной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарико­подшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвра­щающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточно­го вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.

Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).

Рис. 26 Делитель передач                       Рис. 27 Механизм переключения передач делителя

1,5 — винты установочные; 2 — корпус механизма иере-

1 — прокладки регулировочные; 2 — вал пер-            ключения;      3      —      крышка      смотрового      люка;

вичный; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 —             4   —   контргайка;   6,   17   —   кольца   уплотнительные;

шарикоподшипник; 5 — крышка задняя под-            7 — крышка цилиндра; 8 — поршень цилиндра; 9 — ман-

шипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7       жета поршня; 10, 16 — прокладки уплотнительные; 11 —

— синхронизатор делителя в сборе; 8 — тестер-         поршень воздухораспределителя; 12 — цилиндр воздухо-

ня первичного вала; 9 — подшипники шестерни       распределителя; 13 — гнездо воздухораспределителя; 14

первичного вала; 10 — роликоподшипник зад-         — золотник воздухораспределителя; 15 — корпус возду-

ний; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник       хораспределителя; 18 — заглушка

 

В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:

1.  Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;

2.             Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;

3.             После сборки проверить перемещение золотника 5: влево — до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо — до со­прикосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подавае­мого к отв. И под давлением 392,4…441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;

4.             Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воз­духа 981 кПа:

—          при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;

—          при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника — не более 6 см3/мин.

5.   После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано­-
вить транспортную пластину поз. 12.

На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.

При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. При подаче управляющего давления в полость И, поршень 7 пе­ремещается вправо открывая доступ воздуха в рабочий цилиндр механизма переключения. Из другой полости цилиндра идет сброс давления в атмосферу.

В полость Е подводится давление от редукционного клапана 25.

Установка пневмопривода управления переключателем делителя показана на Рис. 30.

После сборки произвести регулировку положения болта 9 для чего:

—     ввернуть болт 9 в кронштейн так, чтобы при нажатой до упора педали сцепления
головка болта не касалась крана;

—  ^трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к

боковому выводу Д воздухораспределителя;

—          нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;

—          ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью голов­ки штока крана пневматического;

—          дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5…4 оборота, обеспечив утапливание го­ловки штока на 4,5.. .5 мм;

—          завернуть контрогайку.

Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8×20 1/26467/01, входящей обечай­ки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопрово­дов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спираль­ной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.

Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»

Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач

 

Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, ук­репленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металло­керамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулиро­вочный фланец 18.

Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152

1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — ры­чаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9. 21 — болты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 —рычаг передней тяги; 17 — тяга промежуточная; 18-фланец стяжной регулировочный; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца

Опора рычага переключения передач (Рис. 32) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уп­лотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шай­бу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заво­рачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей по­верхностью фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз представляет собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 6 и пружины. Сила трения фрикцион­ного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фикси­рует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут на 31 мм и застопорен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 152 отличается от привода коробки передач модели 142 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой пере­ключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (Рис. 31) крана управления дели­телем.

Рис. 32 Опора рычага переключения передач

1 — кронштейн; 2 — шпонка сегментная; 3 — чехол; 4 — рычаг наконечника; 5 — манжета ушютнитель-ная наконечника; 6 — диск нажимной тормоза; 7 -опора уплотнителя люка; 8 — диск фрикционный тормоза; 9 — держатель колпака; 10 — пружина; 11 — шайба опорная пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 — наконечник рычага; 14 — чехол рези­новый; 15 — гайка упорная пружины; 16 — штифт; 17 — винт установочный; 18 — контргайка


 

Пневматическая система переключения передач делителя (Рис. 33) состоит из сле­дующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, меха­низма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения — пеоедач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Рис. 33 Пневматическая схема системы управления делителем передач

1 — клапан включения делителя; 2 — упор штока клапана; 3 — кран управления; 4 — клапан редукцион­ный; 5 — механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I — из пневмопривода тормозов; Н, В — низшая и высшая передачи в делителе

Для управления механизмом переключения передач разработан привод с верхним рас­положением его элементов (Рис. 34). Перемещение рычага Г в поперечной полости вызывает осевое перемещение вперед-назад поворот его на угол 15+1° и включение выбранной переда­чи. Схема включения передач также показана на Рис. 34.

Привод управления механизмом переключения передач коробки, устанавливаемой на автомобили КАМАЗ 4308, показан на Рис. 35. принцип переключения передач и работа приво­да такая же, как и с верхним расположением рычага, отличается только конструкция.

Рис. 34 Привод управления механизмом переключения передач

Рис. 35 Привод управления механизмом переключения передач

 

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключа­теля крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра произво­дится клапаном (Рис. 36) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (Рис. 33), закрепленным на толкателе поршни пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.

 

Рис. 36 Клапан включения делителя передач                           Рис. 37 Редукционный клапан

1 — корпус пружины клапана; 2 — прокладка; 3 — пру-     1 — корпус пружины; 2 — пружина впускного клапа-

жина впускного клапана; 4 — корпус клапана; 5 —          на; 3 — прокладка; 4 — клапан впускной; 5 — шток

сапун; 6 — прокладка ушютнительная; 7 — крышка         впускного клапана; 6 — корпус; 7 — гайка накидная;

клапана; 8 — шток клапана; 9 — пылепредохранитель     8 — мембрана; 9 — шайба; 10 — крышка корпуса; 11 —

штока; 10 — ограничитель штока; 11 — шплинт раз-        пружина уравновешивающая;   12 — пробка;   13  —

водной;  12 — кольцо ушютнительное;  13 — шайба          прокладка регулировочная
упорная; 14 — пружина штока; 15 — клапан впускной

 

КПП 152 / Агрегаты трансмиссии автомобиля КамАЗ / Техсправочник / Кама-Автодеталь

1.2 КПП 152

На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов использу­ется — десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенча­той коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой по­зволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота пере­ключения передач рычагом переключения.

Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:

— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

— применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;

— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4…5 передач и вторичный вал;

— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4…5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;

— расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.

Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.

Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.

При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназван­ных деталей, которая начинается с числа 152.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции ко­торых вызвано применением делителя передач:

— изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крыш­кой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;

— передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;

— вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;

— отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение пе­реднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновре­менно является и маслоотражательной шайбой;

— масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отвер­стиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке де­лителя.

Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.

В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.

Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152

На Рис. 25: 1 — вал первичный делителя; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый пер­вичного вала; 5 — вал первичный КП; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизато­ра; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 — кронштейн реактивной тяти; 12

— опора рычага; 13 — рычаг; 14 — шпонка; 15 — валик; 16 — гайка; 17 — болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 — шайбы упорные; 21 — блок шесте­рен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верх­няя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 28

— кольцо стопорное; 29 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 — червяк привода спи­дометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 35 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 — роликоподшипник сферический; 40 — вал промежуточный; 41 — кар­тер коробки передач; 42 — вал вторичный; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 44

— втулка распорная; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выклю­чения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 — муфта выключения сцепления.

Таблица 6

Тип коробки передач

механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднегодвухступен­чатого редуктора — делителя передач, соединенных в одномагрегате

Макс, входной крутящий момент, Н-м

850

Передаточные числа

1Н-7,824Н-1.53lB-6,384B-1,25

2Н-4,035Н-1,00

2В-3,295В-0,815 ЗН-2,5ЗХН — 7, 38 2В-2,04ЗХВ — 6, 02

Подшипники валов:

первичный вал коробки пере­дач

первичный вал коробки дели­теля

вторичный ват

промежуточный вал коробки передач промежуточный валделителя

передний роликовый, задний шариковый

шариковые

передний роликовый, задний шариковый переднийроликовый, задний двухрядный роликовый сфери­ческий переднийшариковый, задний роликовый

Подшипники шестерен

роликовые двухрядные с сепараторами без колец,подшип­ник шестерни четвертойпередачи роликовый, без сепаратора

Синхронизаторы

инерционного типа, пальчиковые с латуннымиконусными кольцами

Шестерни

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачизадне­го хода, постоянного зацепления

Привод спидометра

двухступенчатый, состоит из постоянной червячнойпары и сменной пары цилиндрическихпрямозубых шестерен

Система смазывания

комбинированная, вседетали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителяимеют, кроме того, дополнительнуюподпитку от маслонагнетающе-го устройства

Отбормощности

от основнойкоробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правойстороны—от зубчатого венца блокашестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднегохода промежуточного вала

Управлениекоробкой передач

механическое, сдистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторносдля делителя

Делитель передач (Рис. 26) — механический редуктор состоит из одной пары цилинд­рических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщи­ной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарико­подшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвра­щающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточно­го вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.

Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).

Рис. 26 Делитель передач Рис. 27 Механизм переключения передач делителя

1,5 — винты установочные; 2 — корпус механизма иере-

1 — прокладки регулировочные; 2 — вал пер- ключения; 3 — крышка смотрового люка;

вичный; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 — 4 — контргайка; 6, 17 — кольца уплотнительные;

шарикоподшипник; 5 — крышка задняя под- 7 — крышка цилиндра; 8 — поршень цилиндра; 9 — ман-

шипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7 жета поршня; 10, 16 — прокладки уплотнительные; 11 —

— синхронизатор делителя в сборе; 8 — тестер- поршень воздухораспределителя; 12 — цилиндр воздухо-

ня первичного вала; 9 — подшипники шестерни распределителя; 13 — гнездо воздухораспределителя; 14

первичного вала; 10 — роликоподшипник зад- — золотник воздухораспределителя; 15 — корпус возду-

ний; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник хораспределителя; 18 — заглушка

В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:

1. Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;

2. Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;

3. После сборки проверить перемещение золотника 5: влево — до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо — до со­прикосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подавае­мого к отв. И под давлением 392,4…441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;

4. Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воз­духа 981 кПа:

— при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;

— при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника — не более 6 см3/мин.

5. После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано­-
вить транспортную пластину поз. 12.

На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.

При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. При подаче управляющего давления в полость И, поршень 7 пе­ремещается вправо открывая доступ воздуха в рабочий цилиндр механизма переключения. Из другой полости цилиндра идет сброс давления в атмосферу.

В полость Е подводится давление от редукционного клапана 25.

Установка пневмопривода управления переключателем делителя показана на Рис. 30.

После сборки произвести регулировку положения болта 9 для чего:

— ввернуть болт 9 в кронштейн так, чтобы при нажатой до упора педали сцепления
головка болта не касалась крана;

— ^трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к

боковому выводу Д воздухораспределителя;

— нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;

— ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью голов­ки штока крана пневматического;

— дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5…4 оборота, обеспечив утапливание го­ловки штока на 4,5.. .5 мм;

— завернуть контрогайку.

Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8×20 1/26467/01, входящей обечай­ки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопрово­дов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спираль­ной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.

Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»

Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач

Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, ук­репленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металло­керамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулиро­вочный фланец 18.

Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152

1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — ры­чаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9. 21 — болты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 —рычаг передней тяги; 17 — тяга промежуточная; 18-фланец стяжной регулировочный; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца

Опора рычага переключения передач (Рис. 32) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уп­лотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шай­бу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заво­рачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей по­верхностью фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз представляет собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 6 и пружины. Сила трения фрикцион­ного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фикси­рует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут на 31 мм и застопорен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 152 отличается от привода коробки передач модели 142 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой пере­ключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (Рис. 31) крана управления дели­телем.

Рис. 32 Опора рычага переключения передач

1 — кронштейн; 2 — шпонка сегментная; 3 — чехол; 4 — рычаг наконечника; 5 — манжета ушютнитель-ная наконечника; 6 — диск нажимной тормоза; 7 -опора уплотнителя люка; 8 — диск фрикционный тормоза; 9 — держатель колпака; 10 — пружина; 11 — шайба опорная пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 — наконечник рычага; 14 — чехол рези­новый; 15 — гайка упорная пружины; 16 — штифт; 17 — винт установочный; 18 — контргайка

Пневматическая система переключения передач делителя (Рис. 33) состоит из сле­дующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, меха­низма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения — пеоедач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Рис. 33 Пневматическая схема системы управления делителем передач

1 — клапан включения делителя; 2 — упор штока клапана; 3 — кран управления; 4 — клапан редукцион­ный; 5 — механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I — из пневмопривода тормозов; Н, В — низшая и высшая передачи в делителе

Для управления механизмом переключения передач разработан привод с верхним рас­положением его элементов (Рис. 34). Перемещение рычага Г в поперечной полости вызывает осевое перемещение вперед-назад поворот его на угол 15+1° и включение выбранной переда­чи. Схема включения передач также показана на Рис. 34.

Привод управления механизмом переключения передач коробки, устанавливаемой на автомобили КАМАЗ 4308, показан на Рис. 35. принцип переключения передач и работа приво­да такая же, как и с верхним расположением рычага, отличается только конструкция.

Рис. 34 Привод управления механизмом переключения передач

Рис. 35 Привод управления механизмом переключения передач

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключа­теля крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра произво­дится клапаном (Рис. 36) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (Рис. 33), закрепленным на толкателе поршни пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.

Рис. 36 Клапан включения делителя передач Рис. 37 Редукционный клапан

1 — корпус пружины клапана; 2 — прокладка; 3 — пру- 1 — корпус пружины; 2 — пружина впускного клапа-

жина впускного клапана; 4 — корпус клапана; 5 — на; 3 — прокладка; 4 — клапан впускной; 5 — шток

сапун; 6 — прокладка ушютнительная; 7 — крышка впускного клапана; 6 — корпус; 7 — гайка накидная;

клапана; 8 — шток клапана; 9 — пылепредохранитель 8 — мембрана; 9 — шайба; 10 — крышка корпуса; 11 —

штока; 10 — ограничитель штока; 11 — шплинт раз- пружина уравновешивающая; 12 — пробка; 13 —

водной; 12 — кольцо ушютнительное; 13 — шайба прокладка регулировочная
упорная; 14 — пружина штока; 15 — клапан впускной

Ремонт КПП КАМАЗ | avto-mechanik.ru

В этой статье я хотел бы поделиться опытом ремонта КПП автомобиля КАМАЗ, а именно КПП модели  152.  Данная модель КПП практична и достаточно вынослива, но в процессе эксплуатации из за нарушений связанных с её обслуживанием, она выходит из строя. Первое с чем приходится сталкиваться при ремонте  это отсутствие необходимого уровня трансмиссионного масла  в картере коробки, вместо положенных 12 литров, с трудом обнаруживаешь 3 литра масла. А уже о том, что это масло менялось в положенный срок и говорить не приходится. Некоторые где-то находят нигрол, а если к нему добавить качество продаваемых запасных частей, долго о причине поломок раздумывать не приходится. Всё это ведет к разрушению подшипников, осколки и ролики которых попадают между зубьев шестерен, ломают их, или в виду отсутствия правильно работающего сцепления разрушаются сами шестерни.

Вы решили отремонтировать КПП, не прибегая к услугам ремонтного завода. Если поломка КПП не повлекла за собой механических повреждений корпуса или износ посадочных мест подшипников не превышает нормативного значения, то замену подшипников  синхронизаторов , шестерен можно произвести самостоятельно, в условиях обычной мастерской. Большой сложности это не составляет и не требует применения специальных технологий. Единственное, хочу вас предостеречь от замены шестерен промежуточного вала. Шестерни посажены с посадкой и чтобы их демонтировать необходимо применять гидравлический пресс и соответствующие приспособления, при их отсутствии, это может либо не дать никаких результатов либо привести к травматизму.

Разбираем КПП, в первую очередь снимаем крышку КПП, затем снимаем первичный вал. Для  этого необходимо снять крышку заднего подшипника первичного вала и выбить подшипник, вал вместе с ним выходит из корпуса КПП, при снятии крышки, поосторожнее, со стопорами крепёжных болтов, как правило, их тяжело найти в магазинах запчастей. Сняв первичный вал нам необходимо раскрутить стяжную гайку, имейте ввиду у неё левая резьба, раскрутив гайку, снимаем шайбу и прижимную обойму синхронизатора, затем снимаем подшипник и меняем его на новый.

Снимаем вторичный вал в сбое, для этого необходимо снять крышку подшипника вторичного вала, и через технологические отверстия шестерни первой передачи, выбить задний подшипник вторичного вала, задача не очень простая, следите за тем, чтобы не повредить шестерню и корпус КПП. Сняв подшипник, мы можем вынуть из корпуса вторичный вал в сборе. Удобнее всего это сделать при помощи не жесткой проволоки, один конец которой необходимо закрепить за шестерню первой передачи, просунув её через технологическое отверстие, второй конец закрепляем за обойму синхронизатора. Вал тяжёлый осторожнее лучше всего его вынимать вдвоём, так как необходимо направлять шестерню первой передачи, что бы она не цепляла за корпус КПП.

Сняв вторичный вал мы имеем возможность замены шестерён : первой передачи, заднего хода, второй передачи и синхронизатора второй- третьей передач. Для  того чтобы заменить шестерню третьей передачи, шестерню четвёртой передачи и синхронизатор четвертой – пятой передач необходимо снять опорный роликовый подшипник, для чего снимаем стопорное кольцо, подшипник снять удобнее всего при помощи съёмника.

Снимаем блок шестерен заднего хода, для этого откручиваем болт крепления стопора и снимаем стопор, затем с внутренней стороны КПП выбиваем вал наружу и вынимаем блок шестерён.

Для снятия промежуточного вала необходимо раскрутить крышку сферического роликового подшипника, расстопорить болты крепления опорной шайбы раскрутить болты и снять шайбу. Сферический подшипник находится в стакане его удобнее всего снять из корпуса вместе со стаканом. После этого вал легко можно извлечь.

Мы полностью разобрали КПП теперь можно сделать деффектовку деталей и при необходимости заменить их на новые. На что необходимо обратить внимание:

-все шлицевые соединения не должны иметь видимого износа и сколов

— роликовые подшипники шестерён желательно заменить, осмотрев внимательно места их качения, нет ли износа или мест продавленных роликами

-подшипники валов тоже желательно заменить, так как в связи с поломкой и попаданием в масло металлической стружки и осколков места качения подшипников, скорее всего имеют повреждения, которые в последствии приведут к повторной поломке КПП.

— Внимательно осмотрите все шестерни на предмет сколов , раковин, недопустимого пятна контакта и износа зубьев шестерен, хочу повториться не желательно самостоятельно менять шестерни промежуточного вала у вас это скорее всего не получится, в лучшем случае вы испортите вал в худшем нанесёте себе травму.

-конические обоймы синхронизаторов не должны быть подожжены и изношены, направляющие валы не должны болтаться и на шлицах не должно быть следов износа и сколов.

Собирать КПП необходимо в обратном порядке. Помещаем промежуточный вал в корпус КПП, устанавливаем подшипники передний роликовый и задний сферический со стаканом. Прикручиваем опорную шайбу, стопорим её и закрываем заднюю крышку крепления сферического подшипника, установив предварительно прокладки. Вал должен вращаться легко по инерции, при этом не должно быть даже малейших заеданий и закусываний вала.

 

Если промежуточный вал вращается легко и свободно, переходим к установке блока шестерен задней передачи. Устанавливаем шайбы осевого смещения таким образом, чтобы находящиеся в них стопора, попали в пазы корпуса КПП, направляем блок шестерен по ходу вала и вставляем вал, стопорим его стопорной пластиной.

Собираем первичный вал. На вал насаживаем подшипник, обращая внимание на проточку стопорного  кольца в подшипнике, она должна быть расположена от корпуса КПП. Одеваем обойму,. Одеваем шайбу. Закручиваем гайку. Вал готов к установке.

 

 

 

Собираем вторичный вал. В первую очередь устанавливаем шестерню третьей передачи, предварительно установив роликовый подшипник, затем устанавливаем шестерню  четвёртой передачи в сборе со стаканом и наборными роликами.

 

 

Устанавливаем стопор с пружиной в специальный паз на вале и опорную шайбу. Шайбу проворачиваем по канавке в шлицах вала, предварительно утопив стопор, до щелчка стопора. Здесь обратите внимание на то, что стопор не заклинило, он свободно выжимается и возвращается пружиной обратно, становясь в своё посадочное место. Если стопор ходит туго, это может привести к тому, что он сможет освободить опорную шайбу, и она провернется по шлицам и шестерня четвертой передачи начнет свободно двигаться по шлицам, что приведет к выпадению роликов, в связи с чем, КПП выйдет из строя.Устанавливаем синхронизатор четвертой пятой передачи. Обратите внимание на то, что с разных сторон у него разный диаметр  шлицевой части,   поставьте его шлицевые части правильно, согласно шлицам сопрягаемых деталей.Устанавливаем опорный роликовый подшипник , так чтобы его опорная шайба была прижата к шлице вой части вала, после чего установите стопорное кольцо.

 

С другой части вала устанавливаем синхронизатор второй-третьей передачи, обратите внимание на то чтобы, выступающая  часть его шлицов, была направлена в сторону первичного вала.Устанавливаем роликовый подшипник и шестерню второй передачи, следим за тем, чтобы коническая часть шестерни была направлена в сторону синхронизатора.

Устанавливаем стакан и роликовый подшипник шестерни заднего хода, при этом отверстия масляного канала на валу и стакане должны совпасть, устанавливаем муфту и стакан с роликовым подшипником  шестерни первой передачи, устанавливаем шестерню первой передачи. Устанавливаем опорную шайбу.

 

Вторичный вал в сборе помещаем в корпус КПП. Устанавливаем задний подшипник вторичного вала в корпус КПП. Ставим первичный вал в сборе.

 

 

Теперь наша задача установить крышки заднего подшипника первичного вала и заднего подшипника вторичного вала, они должны плотно прижимать подшипники к корпусу КПП, что подшипники не имели возможность вращаться в корпусе. Для этого используем регулировочные прокладки. Подбирая регулировочные прокладки учитываем толщину уплотнительных прокладок крышек так, чтобы прижав подшипник, крышка плотно прижалась к корпусу КПП.

Установив заднюю крышку, устанавливаем фланец крепления карданного вала и затягиваем гайку.

Перед установкой верхней крышки КПП проверяем: не болтаются ли вилки переключения передач на валах, и в каком состоянии находятся сухари, без необходимости их лучше не трогать, в магазине вы приобретёте, как правило, самодельные изделия непонятного качества. Да и вообще запчасти в недобросовестных  магазинах рассчитаны на уровень камазиста , который сам ремонтирует свою машину, и о качестве запасной части самостоятельно судить не может, а поэтому процветает брак.

Как видите ни с чем сложным, при сборке КПП, мы не столкнулись, здесь важнее внимание и аккуратность, проверяйте за собой каждый шаг, спешка выльется в неисправность.

И не экономьте на хорошем трансмиссионном масле, то что КПП КАМАЗ должны работать на нигроле это дедовское заблуждение.

 

Коробка передач КамАЗ КПП-152 под ЯМЗ.

Описание и особенности:

КПП КАМАЗ 152 под ЯМЗ появились относительно недавно. Раньше для установки данной трансмиссии на силовой агрегат от МАЗа необходимо было производить ряд сложных переделок.
Сейчас же можно устанавливать полностью подготовленную КПП КАМАЗ на ЯМЗ 238 или 236.

Тип коробки передач — механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступен­чатого редуктора — делителя передач, соединенных в одном агрегате.
Макс, входной крутящий момент 850 Нм.

Модернизированная десятиступенчатая коробка передач КАМАЗ модели КПП-152, состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя. Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

В этой коробке видоизменился картер. Для правильной стыковки с силовым агрегатом заменяется стандартный картер сцепления (колокол) на схожий, от МАЗ.

КПП КамАЗ 152 на ЯМЗ 236 выпускается в следующих модификациях:
— стандартная. Меняется картер сцепления;
— скоростная. В данной модификации помимо картера, заменяются заводские валы и шестерни. Вместо них устанавливаются доработанные комплектующие от 141 коробки передач. Изменяется передаточное число. Благодаря этому значительно возрастает максимальная скорость;
— усиленная. За основу этой модели, частично взяты комплектующие от 154 коробки передач. Благодаря этому значительно возрастает стойкость к износу при максимальных нагрузках.

Независимо от доработок каждая коробка передач оборудована делителем. Этот механизм схож по устройству с двухступенчатым редуктором. Его функция заключается в понижении передаточного числа каждой скорости. Благодаря этому мотору, и автомобилю в целом легче даются крутые подъемы.

В целом технические характеристики агрегата не отличаются от заводских, за исключением скоростной и усиленной моделей.

Делитель передач — механический, редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной обоймой шарикоподшипника. На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор 7 инерционного типа.

Передаточные числа
первая передача низшая 7,82
высшая 6,38*
вторая передача низшая 4,03
высшая 3,29*
третья передача низшая 2,50
высшая 2.04*
четвертая передача низшая 1,53
высшая 1,25*
пятая передача низшая 1,0
высшая 0,815
задний ход низшая 7,38
высшая 6,02*

Характиристика КПП-152 (КПП КАМАЗ на ЯМЗ, на МАЗ)

Подшипники валов В опорах первичного вала делителя применяются шариковые подшипники, у промежуточного вала делителя передняя опора — шариковый подшипник, а задняя опора — роликовый без внутреннего кольца. В опорах первичного вала КП применяются спереди роликовый подшипник без колец, сзади — шариковый подшипник. Для вторичного вала КП применяются передний роликовый и задний шариковый подшипники. Промежуточный вал КП опирается спереди на роликовый подшипник, сзади — на роликовый двухрядный сферический подшипник.
Подшипники шестерен Роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора.
Синхронизаторы Инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами.
Шестерни С косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления.
Система смазывания Комбинированная. Все детали смазывается разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства.
Отбор мощности от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323-66; с правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала
Управление коробкой передач Механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторное для делителя.
Привод спидометра Привод спидометра двухступенчатый, состоит из постоянной червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен.

Самостоятельные методы стыковки

До появления полноценной модификации, стыковка ЯМЗ 238 с КПП КамАЗ происходила значительно сложнее. Существовало 3 основных метода:
1. Картер сцепления срезается. После чего по оставшимся краям сверлились отверстия, и нарезалась резьба для крепления шпилек колокола МАЗ;
2. Стандартный первичный вал заменяется на удлиненный;
3. На моторе изменялся маховик под однодисковое сцепление. Под маховик устанавливалась обойма под подшипник коленчатого вала. После устанавливается проставка двигателя ЯМЗ для КПП КАМАЗ и закрепляется коробка.

Практика показала, что перечисленные методы установки КПП КамАЗ на двигатель ЯМЗ — не отличались надежностью. Зачастую, неправильно подобранные размеры, или ненадежные крепления приводили к срыванию первичного вала, а также быстрому износу внутренних компонентов.

Подготовленная КПП КамАЗ для двигателя ЯМЗ обладает большей надежностью и устойчивостью к перегрузкам.

Наша компания рекомендует приобретать подготовленные к установке коробки передач КПП-152 для ЯМЗ, не требующие дополнительных переделок.

Агрегаты имеют сертификаты соответствия и все необходимые документы. Продажа КПП и коробок передач – наше приоритетное направлений, поэтому мы закупаем агрегаты у производителя по оптовым ценам, потому можем позволить продавать по стоимости ниже средней на рынке.


Почему лучше купить у нас :

Мы предоставляем гарантию на все реализованные агрегаты. Наши менеджеры помогут Вам определиться с нужной модификацией.
Никакой 100% предоплаты. Оплата после осмотра товара.
Доступные цены и высокое качество товара. Cкидки постоянным клиентам.
Быстрая доставка покупки в нужный город.
Доставка в отдельные города осуществляется бесплатно.

Чтобы купить необходимо:

Позвонить по телефону (8552) 78-35-00
при это Вам следует уточнить: — модель автомобиля и его год выпуска — модель агрегата , класс экологии Евро, мощность.
Прислать реквизиты на электронную почту [email protected]
Продажа оформляется подписанием договора купли-продажи. Вносится предоплата.
Доставка осуществляется транспортными перевозчиками, либо нашими силами.
Перед оплатой Вы сможете осмотреть и проверить агрегат на пункте доставки
После осмотра, вы производите оплату и получаете товар.
Запросить предложение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *