Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, регулировка
ЯМЗ-236 – легендарный дизельный двигатель, который производит ОАО «Автодизель», бывший Ярославский моторный завод. Эта V-образная «шестерка» стала популярной в Советском Союзе, а после его распада — и на территории всего СНГ. Двигатель используется по настоящее время на грузовиках, тракторах и комбайнах. Его можно встретить на таких известных автомобилях, как МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, а также на тракторах К-700.
Ближайшими соратниками этой модели являются ЯМЗ-238 на 8 цилиндров и ЯМЗ-240 – 12-цилидровый. ЯМЗ-236 имеет много модификаций с разным количеством лошадиных сил.
История создания
В 1950-е годы Ярославский завод получил государственный спецзаказ на создание более мощных дизельных двигателей, которые должны были заменить устаревшие ЯАЗ. Эти моторы должны были стать мощнее и экономичнее, чем их предшественники. С другой стороны, государство хотело получить универсальный ДВС, который можно было применять на разных марках автомобилей.
Под руководством выдающегося конструктора СССР и заслуженного ученого Чернышева Г. Д. был создан двигатель ЯМЗ-236, а также все остальное семейство дизельных моторов того времени. Также он разработал не менее легендарную серию агрегатов для КАМАЗа.
Таким образом, родился ДВС, который по сей день знаменит многим. Он отличается высокой мощностью, надежностью, легким ремонтом, простым техническим обслуживанием, а также дешевыми запасными частями. Большой ресурс и ремонтопригодность позволяют ему служить верой и правдой долгие годы.
Производство в настоящее время
На сегодняшний день производство ЯМЗ-236 продолжается, хотя существует уже его преемник ЯМЗ-530. Объемы продаваемых моторов не падают, но в связи с военными действиями на Украине прекратилась поставка на Кременчугский автосборочный завод, который производил известные грузовики КРАЗ. Конечно, Ярославский завод потерял сегмент сбыта моторов, но от этого производство не уменьшилось.
Технические характеристики и устройство
Двигатель ЯМЗ-236 имеет достаточно высокие технические характеристики. Он оснащен 6 цилиндрами, которые расположены параллельно и имеют угол наклона в 90 градусов. Горючее поступает непосредственно в цилиндры, то есть впрыск прямого типа. Давление в двигателе 16,5 атмосферы. Поршень имеет диаметр 130 мм в базе и 140 мм в ремонтном варианте, при своем ходе в 140 мм.
На двигателе установлен топливный насос высокого давления механического типа и форсунки, которые непосредственно и совершают впрыск на каждый цилиндр. Каждая головка блока имеет по 6 клапанов – 3 впускных и 3 выпускных.
Система охлаждения – жидкостная с принудительной циркуляцией, которая проводится при помощи водяного насоса. Приводом служит ремень, который вращает шкив помпы от шкива коленчатого вала.
Двигатель ЯМЗ-236 имеет объем 11 литров, мощность колеблется от 150 до 420 лошадиных сил. На последних моделях она была увеличена до 500 л.с. В связи с повышением тарифов на топливо производители ЯМЗ-236, расход которого составлял 40 литров на 100 км, уменьшили эту цифру до 25 л.
Основной силовой агрегат выполнялся из чугуна до 2010 года, пока не было решено перевести его на алюминий, как и ГБЦ. Это дало возможность упростить процедуру ремонта и расточки шеек цилиндров, а хонинговка стала более точной. При этом блок агрегата не потерял былую прочность.
Основные характеристики ЯМЗ-236 показывают, что двигатель имеет довольно простую конструкцию, что обеспечивает простоту ремонта и обслуживания.
Регулировка
ЯМЗ-236, регулировка которого производится вручную, требует специального инструмента. В нее входит достаточно много операций. Рассмотрим основные манипуляции, которые нужно проводить:
- Регулировка клапанов, которая делается при помощи специального щупа, предназначенного для двигателя ЯМЗ-236. Устройство мотора позволяет делать эту операцию при снятой клапанной крышке.
- Регулировка сцепления, точнее этот процесс называется балансировка. Она проводится на специальном стенде.
- Регулировка подачи топлива через ТНВД.
Все операции регулировок проводятся только в автосервисах, поскольку требуют специального инструмента, который трудно найти в гараже.
Обслуживание
Обслужить дизельный двигатель ЯМЗ-236 довольно просто, если знать, как и что делать. Рассмотрим основные операции, которые входят в обслуживание:
- Замена масла. Обычно для этого двигателя рекомендовано использовать смазочную жидкость для дизельных моторов по типу М10Г2К.
- Замена фильтрующих элементов. Мотор имеет несколько фильтров, которые стоит менять каждые 15 000 км пробега. Это масляный фильтр, фильтрующий элемент грубой и тонкой очистки топлива, ремкоплекты всех фильтров.
- Регулировка впрыска, проще говоря — продув форсунок.
- Замена прокладок клапанных крышек и ГБЦ. В отдельных случаях меняется прокладочный материал поддона.
- Подтяжка или замена приводных ремней.
Вот, в принципе, и все операции по обслуживанию, которые проводятся на ЯМЗ-236. Все остальное меняется в текущем и плановом ремонте.
Ремонт
Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится только в автосервисах, поскольку требует наличия специального оборудования и инструмента. В них входят такие стенды: для разборки и сборки силового агрегата и его элементов, балансировочный, регулировочный и для испытаний.
Также потребуется специальное оборудование:
- Расточно-хонинговальный станок.
- Оборудование для шлифовки и полировки коленчатого вала.
- Стенд с ванной для опрессовки.
- Развертки для шлифовки посадочных мест седел клапанов.
- Оборудование для установки направляющих клапанов.
- Токарный и фрезерный станок.
- Стенд для чистки форсунок.
- Пресс для прессовки подшипников и сальников.
- Аргонная сварка, в некоторых случаях.
- Другой инструмент и оборудование специального назначения для ремонта дизельных моторов.
Как видно из списка, понадобится достаточно много стендов и оборудования, которые может себе позволить не каждый автосервис.
Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится в несколько этапов. Все они довольно сложны, и за каждый отвечает профессионал узкого профиля. Рассмотрим все этапы поочередно:
- Разборка. Наверное, и так понятно, что ДВС разбирается при помощи обычного расширенного набора инструментов и пневматического пистолета.
- Диагностика неисправностей и определения перечня запасных частей, которые нужно заменить.
- Шлифовка коленвала и подготовка блока цилиндров.
- Мойка всех запасных частей и узлов. Обычно она проводится горячим керосином.
- Когда все готово, происходит сборка.
Процесс разборки ЯМЗ-236 занимает около 6-8 часов. На подготовку деталей к сборке уходит примерно 16-20 часов, в зависимости от сложности поломки. Процесс сборки занимает до 36 часов. Все зависит от того, насколько изношены основные агрегаты и узлы и как хорошо подготовили их к финальной стадии работы.
Планы на будущее
В 2020 году Ярославский завод планирует прекратить выпуск двигателей ЯМЗ-236, поскольку ему на смену готовят новый ЯМЗ-660, который станет на 100 лошадиных сил мощнее, а объем увеличится до 12,5 литра. При этом останется классическая компоновка цилиндров и клапанов. Нововведением планируют сделать электронное ТНВД, которое будет иметь стандарт Евро-5, что позволит выйти двигателям на мировой рынок. Также планируется продолжать выпуск дизельных электростанций на базе ЯМЗ-236.
Двигатель ЯМЗ-236Г
Двигатели ЯМЗ-236 являются базовыми моделями отечественного производителя Ярославского моторного завода. Моторы ЯМЗ-236 выполнены по единой конструктивной схеме и отличаются количеством цилиндров. Принятое У-образное расположение цилиндров обусловлено стремлением уменьшить длину двигателя и его вес, что способствует более рациональной компоновке и снижению веса автомобиля в целом.
Двигатель ЯМЗ-236 Г — шестицилиндровый 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением.
Вы можете приобрести в Компании Мотор-Ру как комплектные российские двигатели ЯМЗ, так и комплектующие и запасные части на необходимый Вам двигатель ЯМЗ. Составить заявку в произвольной форме на необходимую технику ЯМЗ Вы сможете на специализированной странице | заказов
Вы также, можете заказать и купить двигатель ЯМЗ-236 Г удобным для Вас способом — по телефону или посетив наши представительства.
Дизельные двигатели ЯМЗ-236 Г для широкого спектра применения в качестве силовых агрегатов автомобилей и транспортных средств большой грузоподъемности. Двигатели ЯМЗ-236Г дизельные устанавливаются на экскаватор ЭО-33211 (ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», Нижний Тагил), самосвалы и тягачи Минского и Кременчугского автомобильных заводов, дорожно-строительную технику, автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, насосные установки и компрессорные станции. На шасси автомобилей МАЗ и КрАЗ выпускаются ряд самоходных установок специального назначения: автокраны, насосные станции, буровые установки, топливозаправщики, цементовозы.
Таблица основных технических параметров двигателей ЯМЗ-236 Г
Тип двигателя | Дизельный двигатель размерности DxS=130×140 мм, 4х-тактный, с V-образным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением |
Количество цилиндров: | 6 |
Мощность, кВт/л.с. | 110/150 |
Частота вращения, об./мин. | 1700 |
Мин. уд. расход топлива,г/кВт.ч (г/л.с.ч) |
220/162 |
Сцепление: | ЯМЗ-236К |
Коробка передач: | — |
Габаритные размеры, мм | 1840/1040/1130 |
Масса, кг | 985 |
* Подробные технические характеристики двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Таблица модификаций двигателей ЯМЗ-236
ЯМЗ-236 без ТКР | Двигатели без турбонаддува |
ЯМЗ-236М2 | |
ЯМЗ-236М2-1 | |
ЯМЗ-236М2-2 | |
ЯМЗ-236М2-4 | |
ЯМЗ-236М2-7 | |
ЯМЗ-236М-31 | |
ЯМЗ-236А | |
ЯМЗ-236Г-1 | |
ЯМЗ-236Г-3 | |
ЯМЗ-236Г-6 | |
ЯМЗ-236Д | |
ЯМЗ-236 с ТКР | Двигатели с турбонаддувом |
ЯМЗ-236Б-3 | |
ЯМЗ-236БЕ Evro-1 | |
ЯМЗ-236БЕ2-1 Euro-2 | |
ЯМЗ-236НЕ Euro-1 | |
ЯМЗ-236НЕ-5 Euro-1 | |
ЯМЗ-236НЕ-6 Euro-1 | |
ЯМЗ-236НЕ-16 Euro-1 | |
ЯМЗ-236НЕ2-1 Euro-2 | |
ЯМЗ-236НЕ2-3 Euro-2 | |
ЯМЗ-236НЕ2-8 Euro-2 | |
ЯМЗ-7601.10-04 Euro-2 инд.головки,КП 239 |
Моторы ЯМЗ-236Г Ярославского завода, укомплектованны коробками передач и сцеплениями. Масло для ЯМЗ-236 Г рекомендуется дизельное по ГОСТ 5304-54 и 8581-63 с присадкой ВНИИ НП-360 в количестве 6-8%: зимой ДП-8 и ДС-8, а летом ДП-11 и ДС-11.
Особенности конструкции и технические характеристики двигателей ЯМЗ-236 дизельных:
- Угол развала цилиндров, равный 90°
- Две взаимозаменяемые головки блока цилиндров
- Полноопорный коленчатый вал с общей шатунной шейкой для каждой пары шатунов
- Центрально расположенный распределительный вал системы газораспределения и качающиеся роликовые толкатели привода клапанов
- Топливная аппаратура разделенного типа
- Расположение цилиндров: двухрядное под углом 90°
- Диаметр цилиндра: 130 мм
- Ход поршня: 140 мм
- Рабочий объем цилиндров:11,15 литров
- Степень сжатия: 16,5
- Номинальная мощность: 175-195 лошадиных сил
Общая информация
ЯМЗ-236БЕ– атмосферный двигатель, работающий на дизельном топливе, имеется турбонаддув. Основная база — ЯМЗ-236НЕ. Соответствует нормам экологического европейского стандарта Евро-1.
Высокая степень ремонтопригодности – возможность производства ремонта в любых условиях, в том числе и в полевых.
Основные характеристики
Двигатель ЯМЗ-236БЕ– Шестицилиндровый, V-образный, угло развала 90°, четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддув, ТНВД с центробежным регулятором частоты вращения во всех режимах.
Смесеобразование производится непосредственным впрыском.
Тип камеры сгорания — неразделенная в поршне.
Газотурбинная система наддува с одним турбокомпрессором 122-07 или ТКР 90, конструкция которых аналогична друг другу.
ЯМЗ-236БЕимеет шестилопастный вентилятор с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения.
Техническая характеристика двигателя ЯМЗ 236БЕ
Число цилиндров | 6 |
Диаметр цилиндра | 130мм |
Ход поршня | 140мм |
Рабочий объем цилиндров | 11,15л |
Степень сжатия | 16,5 |
Номональная мощность | 184кВт (250л.с.) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности | 2000мин |
Максимальный крутящий момент | 1030Н.м.(105кгс.м.) |
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, не более | 1200-1400мин |
Частота вращения на холостом ходу | |
минимальная | 550-650мин |
максимальная, не более | 2175мин |
Удельный расход топлива | |
при номинальной мощности | 227г/Квт.ч (167г/л. с.ч.) |
мин. При частоте вращения 1300+-200 мин. | 206,7г/Квт.ч (152г/л. с.ч.) |
Способ смесеобразования | Непосредственный впрыск |
Топливоподкачивающая аппаратура | Раздельного типа |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) | Шестиплунжерный (рядный или V-образный) |
Регулятор частоты вращения | Механический, всережимный с корректором по наддуву |
Форсунки | Закрытого типа, с многодырчатыми распылителями |
Турбокомпрессор 122.1118010-07 | Турбина радиальная центростремительная; компрессор центробежный |
Муфта опережения впрыскивания | Автоматическая, центробежного типа |
Система смазки | Смешанная: под давлением и разбрызгиванием, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике. Кроме того, масло по системе каналов и трубопроводов подается для струйного охлаждения поршневой. |
Масляные фильтры | Два: полнопоточный со сменным фильтрующим элементом и центробежного типа |
Масляный насос | Односекционный, шестеренчатого типа |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудованная термостатическим устройством. |
Пусковое устроиство | Стартер 2501.3708-01 (допускается применение стартера СТ-142Д) |
Приспособление для облегченного пуска | Электрофакельное устроиство |
Генератор | Переменного тока с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В, со встроеным регулятором напряжения |
Масса незаправленного двигателя без КПП и сцепления, кг | 980 |
Применение
ЯМЗ-236БЕ допускается купить для оснащения спецтехники МАЗ, шасси МЗКТ, крановых шасси БАЗ.
Допускается эксплуатациядвигателя ЯМЗ-236БЕ, цена которого в нашей компании приемлемая,в условиях разницы температур -60…+50°С, в запыленных условиях. При влажности 98% работа возможна только при соблюдении температуры +25°С. Производитель дает гарантию на надежную эксплуатацию агрегата при работе автомобиля в горной местности и на преодолении перевалов, высота которых над уровнем моря составляет до 4,650 км. При этом снижаются мощностные и экономические показатели.
Необходимо строгое соблюдение рекомендаций по выбору горюче-смазочных материалов.
Двигатель ЯМЗ 236М2
Подойдет для
Техника: Самоходные краны КС-4372в, КС-5871 (ООО ПО Юрмаш, Юрга), судовые двигатели (ОАО Богородский машзавод), судовые дизель-редукторные агрегаты (ЗАО Тюменьсудкомплект), автомобили на шасси МАЗ-5337, 53371, 53371-020, 53371-031, самосвалы МАЗ-5551, седельные тягачи МАЗ-54331, 54328, лесовозы МАЗ-54341 (для запасных частей) и их модификации (ОАО «Минский автомобильный завод»), компрессорные станции ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2 (ОАО «Машзавод», г.Чита), дизель-гидравлический кран КЖ-1471, КЖ-971 (Кировский завод «1 Мая», г.Киров ), автомобили на шасси «Урал-432067», «Урал-432007-10», самосвал «Урал 5557-10» (ОАО «УралАЗ» г. Миасс), дрезины АГМС (ДГУП «ПМЗ», г. Пермь), автогрейдер А120, погрузчик В138, бульдозер ТС-10 «Добрыня» (ЗАО «ЧСДМ», г.Челябинск), дизель-электростанция 60кВт, АД60С-Т400-Р, АД60-Т400-РП, ЭД60С-Т400РП (АО «Электроагрегат» г.Курск), дизель-генераторные установки (ЗАО «Тюменьсудокомплект»), автобусы МАРЗ-4219, МАРЗ-42191, МАРЗ-5262 (ЗАО «Мичуринский завод по производству автобусов»), асфальтоукладчик ДС-191-505 (ООО «Радницкий машиностроительный завод» г. Брянск ), экскаватор ЕК-270, Ек-270LC (АОМК «Кранэкс» г. Иваново), пакетоподборщик ТЛК4-01, сортиментовоз ТЛК-04 (колесные) (завод «Коммаш» г. Мченск ), мусоровоз на шасси Урал-4320-10, автомобили «Урал-43206», «Урал-4320-10» с обеспечением бродоходимости 1,2 и 1,7 м (ОАО «УралАЗ» г. Миасс) Автобус МАЗ 104, мусоровоз на шасси МАЗ-5337-048 (ОАО «Минский автомобильный завод»), эксковатор гусеничный Э 30 («Уралвагонзавод» Н. Тагил), лесотранспортная машина МЛ 142 (Орловский завод дорожных машин), гусенечный эксковатор ЭО-5119 (АООТ «Экско» г. Кострома ), дорожные катки ДУ-85, ДУ-85-1, ДУ-101 (ЗАО «Раскат», г.Рыбинск), экскаватор ЕК 270-05, ЕК 400 (муфта Centa) (ОАО » МК КРАНЭКС» г.Иваново) БТР-60 (70) (ОАО «Муромтепловоз»), аэродромная комбинированная поливочная машина АКПМ-34 (на базе Урал-43206-1011) (ОАО «АЗ»Урал»/ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения»), дизель-электрическая станция (ОАО «Жуковский машиностроительный завод»).