Датчики ваз 2109 инжектор – Датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 (инжектор): замена своими руками, признаки неисправности

Содержание

Датчики ваз 2109 инжектор — Датчики — Статьи

Инжекторные варианты двигателей, установленные на моделях ВАЗ 2109, а также более поздних  ВАЗ 21099, ВАЗ 2110, ВАЗ2112 и пр., имеют ряд неоспоримых преимуществ. Однако штатное функционирование таких силовых агрегатов, в значительной степени, зависит от нормальной роботы разнообразных датчиков. Наличие, хотя бы минимальных знаний о принципе действия этих датчиков, месте расположения, возможных неисправностей, а также особенностей их замены, может в значительной мере облегчить жизнь владельцев данных марок автомобилей.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Конструктивно данный датчик представляет собой термистор, сопротивление которого меняется в зависимости от окружающей температуры. От его показаний зависят основные характеристики двигателя и его неисправность чреват перегревом двигателя, повышенным расходом топлива, трудности с запуском горячего двигателя и многие другие. Найти где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости не слишком сложно – он размещен на выпускном патрубке головки двигательного блока возле термостата. Замена датчика потребует предварительного сливания охлаждающей жидкости и демонтажа воздушного фильтра. 

Датчик детонации

 

По своему назначению данный измерительный элемент предназначен для фиксирования аномальных вибраций в теле двигателя и принцип действия его основан на пьезокристаллическом эффекте. Отказ этого датчика проявляется в появлении «тупости» мотора и заметном увеличении расхода топлива. Находиться датчик в верхней части блока цилиндров и его замена не требует особых профессиональных навыков. Начинающим автолюбителям следует учитывать, что на автомобилях ВАЗ могут устанавливаться как датчики детонации резонансного типа (в виде бочонка), так и широкополосные измерители (в виде таблетки), которые между собой не взаимозаменяемы. 

Датчик положения дроссельной заслонки

— Представляет собой потенциометрический измеритель чувствительный элемент, которого прикреплен к дроссельной заслонки и, соответственно, информация о ее положении подается на ЭБУ. Данный датчик является весьма ненадежным элементом и к его отказу может привести тривиальная помывка машины. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки могут проявиться повышенными оборотами на режиме холостого хода, рывках при плавном изменении движения, остановке двигателя при смене режимов. Расположен датчик с боковой стороны дроссельного узла. При его установке после замены следует помнить о необходимости установки предохранительного поролонового кольца. 

 Датчик кислорода 

Иногда его называют лямбда-зонд и закреплен он на приемной трубе глушителя. Основным назначением этого элемента является контроль содержания кислорода в отработанных газах и на основании его показаний корректируется количество топлива подаваемого в двигатель. Отказ датчика кислорода может привести к повышенному расходу топлива и ухудшению характеристик по СО2. Замена датчика кислорода достаточно проста, однако выполняя эту технологическую операцию следует не забывать, что тело лямбда — зонда  снабжено неразъемным штекером с  участком проводки, который по неопытности часто повреждают, кроме того следует проявлять аккуратность при одевании защитного силиконового чехла ( в неправильном положении он может расплавиться). 

Датчик скорости

— размещен на коробке передач непосредственно между приводом спидометра и наконечником его гибкого вала. В своей работе он использует эффект Холла и его импульсная информация, предоставляемая для обработки центральным блоком управления, пропорциональна частоте вращения колес. Кроме возникновения традиционного исчезновения предоставляемой водителю информации о скорости, отказ данного датчика может привести к незначительному ухудшению общих путевых характеристик. На автомобилях ВАЗ причиною отказа данного датчика нередко служит окисление контактов в его разъеме.

Датчик положения коленчатого вала.

Значение данного датчика очень велико и он формирует информацию пропорциональную изменению углового положения специального диска скрепленного с коленвалом двигателя. Именно на основании этой информации определяется цилиндр, требующий на данный момент времени подачи топлива и искры. Расположен датчик на крышке масляного насоса и его отказ может привести к остановке двигателя или, как минимум, обрезанию оборотов в диапазоне от  3500 до 5000 об/мин.

В заключение хочется отметить, что, к сожалению, одним из наиболее слабых мест изделий АвтоВАЗа  и сегодня является состояние различных соединений и в случае возникновения проблем датчиками ВАЗ 2109, ВАЗ 2110, ВАЗ 212, ВАЗ 2114 перед тем как проверить, демонтировать или заменить тот или иной датчик нелишне, предварительно оценить, состояние его разъема, контактов, целостность проводов, а также стоят ли на месте все необходимые прокладки.

Похожие материалы

Ваз 2109 инжектор расположение датчиков

› Проверка датчиков инжекторного двигателя ВАЗ. Часть 1.

Предоставляю на всеобщее обозрение материал, собранный по форумам(autolada и chip-tuner, в любом случае не помойкам) на счет «любительской», самостоятельной проверки основных датчиков управления инжекторным дрыгателем. Приходится разбивать на 2 части, ибо больше сайт не дает… Все групирую под кат для удобного поиска.

Регулятор холостого хода (РХХ) служит для поддержания установленных оборотов двигателя на холостом ходу за счет изменения количества воздуха, подаваемого в двигатель при закрытом дросселе. РХХ расположен на дроссельном патрубке и представляет собой шаговый двигатель анкерного типа с двумя обмотками. При подаче импульса на одну из них игла делает один шаг вперед, на другую — шаг назад. Через червячную передачу вращательное движение шагового двигателя преобразуется в поступательное движение штока. Конусная часть штока располагается в канале подачи воздуха для обеспечения регулирования холостого хода двигателя. Шток регулятора выдвигается или втягивается в зависимости от управляющего сигнала контроллера. Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, управляя количеством воздуха, подаваемым в обход закрытой дроссельной заслонки. В полностью выдвинутом положении (выдвинутое до упора положение соответствует «0» шагов), конусная часть штока перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки. При открывании клапан обеспечивает расход воздуха, пропорциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла. Полностью открытое положение клапана соответствует перемещению штока на 255 шагов. На прогретом двигателе контроллер, управляя перемещением штока, поддерживает постоянную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу независимо от состояния двигателя и от изменения нагрузки.

В системах «Микас» чаще применяется несколько другое название — Регулятор Добавочного Воздуха (РДВ). РДВ имеет другую конструкцию: вместо шагового двигателя применен моментный двигатель, который поворачивает запорный элемент на определенный угол, пропорциональный напряжению.

Дипазон напряжения питания В: 7,5-14,2 для РХХ212-1148300-02 (Производство КЗТА) и РХХ212-1148300-01 (Производство ОАО Пегас, г. Кострома)

Тестирование
Выключить зажигание. Отсоединить колодку жгута от регулятора. С помощью мультиметра проверить сопротивление обмоток РХХ. Сопротивление между контактами системы регулировки холостого хода А и В, и С и D должно быть 40-80 Ом. Если нет заменить РХХ. Если да Проверить сопротивление между контактами В и С, А и D. Прибор должен показывать бесконечность(обрыв цепи). Если нет заменить РХХ. Если да цепь РХХ в порядке.

ДМРВ
BOSH 0 280 218 004, 037, 116
Чтобы с приемлемой точностью оценить состояние датчика, необходимо несколько минут, рожковый ключ на 10, фигурная отвёртка и китайский тестер со свежей батарейкой.
1. Включаем тестер в режим измерения постоянного напряжения, и выставляем предел измерения 2 Вольта. Находим в разъёме датчика провод жёлтого-выход (ближний по расположению к лобовому стеклу) и зелёного-масса (третий с того же края). Это нужные нам выводы датчика. В системах разных лет цвета могут меняться(! да и разъём может быть уже меняным), неизменным остаётся только расположение выводов. Для оценки состояния ДМРВ, необходимо измерить напряжение между указанными выводами при включенном зажигании, но НЕ заводя двигатель! Щупы тестера по диаметру позволяют внедриться сквозь резиновые уплотнители разъёма, вдоль указанных проводков, не нарушая их изоляции, добираясь до

Какие датчики стоят на ваз 2109 инжектор

Датчик детонации (ДД) является одним из элементов электронной системы управления впрысковым двигателем на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Назначение датчика детонации

Датчик детонации предназначен для контроля детонации в цилиндрах двигателя.

Устройство ДД

Внутри корпуса датчика располагается пьезокерамический элемент (пластина), обладающий определенными свойствами (пьезоэффект) и резистор. Снаружи соединительная колодка.

Расположение на автомобиле

Датчик детонации на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается на передней части блока цилиндров двигателя. Широкополосный на шпильке и крепится гайкой на 22, резонансный вворачивается в отверстие под шпильку.

Принцип действия датчика детонации

Резонансный пьезоэлектрический датчик.

Контроллер ЭСУД (блок управления) подает на ДД постоянное напряжение 5В. Встроенный в датчик резистор понижает напряжение до 2,5В и возвращает его назад (напряжение на выходе датчика). При возникновении в цилиндрах двигателя ДД начинает выдавать на контроллер напряжение переменного тока с меняющейся в зависимости от величины детонации амплитудой и частотой. По этому сигналу с датчика контроллер корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации.

Широкополосный пьезокерамический датчик.

Во время работы двигателя датчик посылает на контроллер сигнал переменного тока соответствующий частоте вибрации двигателя. При возникновении детонации датчик выдает сигнал с увеличенной частотой. ЭБУ определяет возникновение детонации.

Механизм гашения детонации настраивается под работу двигателя и позволяет поддерживать его мощностные характеристики на нормальном уровне, а так же позволяет ему адаптироваться к работе на топливе с более низким октановым числом.

К возникновению детонации приводит повышенная температура в цилиндрах двигателя. Ее причины: применение некачественного топлива, бедная топливная смесь, неисправная система охлаждения, применение свечей зажигания не соответствующих данному типу двигателя, нагар в камерах сгорания, перескочивший ремень ГРМ и т. п.

Неисправности ДД

При выходе из строя датчика детонации или неисправности его электрических соединений контроллер переходит на резервные таблицы расчета угла опережения зажигания. В результате снижается мощность двигателя, возрастает расход топлива, двигатель «троит».

Неисправность датчика или выход за граничные пределы работы системы гашения детонации (слишком большая детонация) приводит к записи кода неисправности в память контроллера и загоранию лампы «Проверь двигатель» в щитке приборов.

Применяемость датчика детонации на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются как резонансные так и широкополосные пьезокерамические датчики детонации. Широкополосные фиксируют и передают на ЭБУ весь спектр шумов двигателя. А тот в свою очередь выявляет детонационные шумы. Резонансный датчик настроен на срабатывание только при возникновении детонации двигателя.

Для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами Январь 4.1 (2111-1411020-22), GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)), BOSH M1.5.4 (2111-1411020) – датчик детонации 2112-38550102112-3855010-01 (резонансный).

Для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с контроллерами Январь 5.1, VS 5.1 (2111-1411020-72), BOSH MР7.0Н (2111-1411020-40), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60) – датчик 2112-3855010-01 (широкополосный).

Примечания и дополнения

Пьезоэффект – механическое воздействие на пьезоэлемент вызывает его электризацию и возникновение электрического тока. При возникновении вибраций двигателя, пьезокерамическая пластина внутри датчика подвергается механическому воздействию (сжимается), на ее концах возникает разность потенциалов, на контроллер уходит электрический сигнал. В данном случае датчик осевой, т. е. преобразует осевое перемещение (удары со стороны двигателя).

Апрель 8, 2016, 12:37

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости представляет собой важное устройство, предназначенное для замера показателя температуры хладагента. Этот регулятор, а также датчик уровня охлаждающей жидкости, внесены в систему управления мотором. Данный материал вам подскажет, как производится проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, каковы признаки неисправности и как поменять и подключить регулятор своими силами.

Благодарим за помощь в написании статьи специалистов сайта avtozam.com

Место расположения

Первый вопрос, который интересует владельцев ВАЗ 2108, 2109 и 21099 – это где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. В машинах

Датчики ваз 21099 инжектор — Всё об автомобилях Лада ВАЗ

При зафиксированной ошибке датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). зажигается лампа «CHECK ENGINE». контроллер переходит на управление впрыском по аварийной программе и рассчитывает текущее положение дроссельной заслонки по датчику положения коленчатого вала (ДК) и датчику массового расхода воздуха (ДМРВ) .

К типичным неисправностям цепи и датчика положения дроссельной заслонки можно отнести следующие симптомы:

Неравномерные обороты двигателя на холостом ходу.

Остановка двигателя при резком сбросе педали акселератора.

Ограничение максимальной мощности двигателя.

Рывки при движении с постоянным углом открытия дроссельной заслонки.

Не сбрасывает обороты.

Самопроизвольное поднятие оборотов.

Провалы при разгоне, не реагирует на педаль газа.

Зависание оборотов холостого хода на уровне 1500-3000 в зависимости от температуры двигателя.

Если при наличии перечисленных неисправностей система само диагностики не выдает кода неисправности по датчику дроссельной заслонки, не торопитесь его менять. Признаки, перечисленные выше, скорее всего, вызваны другими причинами.

Регулятор холостого хода (РХХ) является исполнительным устройством и его само диагностика в системе не предусмотрена. Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода лампа «CHECK ENGINE» не загорается.

Симптомы неисправностей РХХ во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае на неисправность ДПДЗ указывает лампа «CHECK ENGINE».

К неисправностям регулятора холостого хода можно отнести следующие симптомы:

1. Без нажатия на педаль газа не заводится.

2. Отсутствие повышенных оборотов при запуске холодного двигателя.

3. Самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя.

4. Остановка работы двигателя при выключении передачи.

5. Неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу.

6. Снижение оборотов холостого хода двигателя при включении нагрузки (фары, печка, дворники и т.д.).

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

О неисправности цепи ДМРВ может сигнализировать контроллер, включая контрольную лампу CHECK ENGINE.

1.Провалы при разгоне.

2.Нет тяги и мощности, автомобиль не едет.

3.Нет реакции на педаль газа.

4.Большой расход топлива.

5.Остановка двигателя при переключении передач на ходу автомобиля.

6.Провалы в работе двигателя под нагрузкой и на холостом ходу.

7.Затруднённый холодный пуск двигателя.

8.Неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу.

9.Самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя.

10.Возникновение детонации при динамических нагрузках.

При выходе из строя датчика массового расхода воздуха его функции берет на себя датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ.

Ремонт Ваз 2108 2109 21099

Понедельник, Январь 26th, 2015

Хоть автомобили Ваз 2109 и перестали выпускать в конце 2014 года, но по дорогам страны колесит их огромное количество. Последние модели Ваз 2109 выпускались с инженкторной системой питания двигателя. По сравнению с первоначальными карбюраторными моделями Ваз 2109, инжектор содержит большое число дополнительных датчиков.Карбюраторный Ваз 2109 имел только один единственный датчик, влияющий на работу двигателя — датчик Холла. Остальные датчики карбюраторного Ваз 2109 — датчик давления масла,датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик включения вентилятора, датчик заднего хода никаким образом не влияют на работу двигателя. Датчик температуры и датчик давления масла заводятся на панель приборов и служат для информирования водителя Ваз 2109 о температуре и наличии давления масла в системе смазки двигателя.
Ваз 2109 с инжектором содержит электронный блок управления — ЭБУ, который также можно называть контроллером. Этот контроллер — и есть мозги, которые управляют работой двигателя. Контроллер Ваз 2109 — электронное устройство, управляющее работой двигателя посылая сигналы на форсунки исходя из состояния различных датчиков, установленных на автомобиле.

Датчики Ваз 2109 с инжектором

На Ваз 2109 с инжектором установлены следующие датчики:
1) Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
2) Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
3) Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
4) Датчик детонации
5) Датчик кислорода
6) Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
7) Датчик скорости
8) Датчик фаз
Чтобы понять для чего необходим каждый из перечисленных выше датчиков Ваз 2109, давайте рассмотрим
структурную схему управления работой двигателя:
1) Для того, чтобы регулировать соотношение воздух/бензин инжекторная система управления двигателем
имеет датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). На основании сигнала с этого датчика контроллер регулирует длительность импульса, подаваемого на форсунку, то есть количество топлива. Датчик массового расхода топлива установлен в корпусе воздушного фильтра. В зависимости от модификации контроллера датчик массового расхода воздуха бывает с двумя разными видами выходного сигнала:
а) В зависимости от величины расхода воздуха меняется величина напряжения с датчика;
б) В зависимости от величины расхода воздуха меняется частота выходного напряжения датчика
В общем, задача ДМРВ — отдавать на контроллер сигнал о количестве всасываемого воздуха.
2) Датчик положения дроссельной заслонки Ваз 2109. Дроссельная заслонка механически связана с ДПДЗ. Дроссельная заслонка открывается при нажатии на педаль газа, при отпущенной педали дроссельная заслонка закрыта. ДПДЗ — обычный реостат, ползунок которого приводит в движение дроссельная заслонка. При отпущенной педали газа и закрытой дроссельной заслонке, сигнал с ДПДЗ на контроллер лежит в пределах 0,4..0,7В. Как только водитель нажимает на педаль газа и дроссельная заслонка приоткрывается, напряжение на выходе ДПДЗ начинает расти. При полностью открытой дроссельной заслонке напряжение на выходе датчика составляет болле 4В. Получая сигнал об открытии дроссельной заслонки контроллер увеличивает длительность импульсов на форсунки, тем самым повышая обороты двигателя Ваз 2109.
3)Датчик температуры охлаждающей жидкости Ваз 2109 предназначен для передачи информации о температуре двигателя на электронный блок управления,он же ЭБУ, он же контроллер. Если этот датчик будет неисправен, то будет затруднен, либо невозможен запуск двигателя Ваз 2109 при морозе. Получая сигнал с ДТОЖ, говорящий о том, что двигатель холодный, контроллер формирует обагощенную горючую смесь для запуска двигателя. По мере прогрева и увеличения температуры, контроллер уменьшает количество бензина в смеси до ее обычного значения. Принцип работы датчика — изменение сопротивления датчика в зависимости от температуры. При холодном двигателе сопротивление датчика большое, по мере нагрева оно уменьшается и на прогретом двигателе составляет 170 Ом.
4)Датчик детонации Ваз 2109 предназначен для исключения детонации в двигателе Ваз 2109. Если угол опережения зажигания, вычисленный контроллером правильный, то двигатель автомобиля работает ровно, без дрожания. Однако, если двигатель начинает детонировать, то необходимо изменить угол опережения зажигания. Для этого и служит датчик детонации. Установлен датчик на головке блока цилиндров двигателя. Внутри датчика детонации Ваз 2109 находится пьезоэлемент, который формирует напряжение при детонации двигателя. Чем сильнее детонация, тем выше уровень сигнала с датчика. Контроллер обрабатывает сигнал с датчика детонации и корректирует угол опережения зажигания для исключения дальнейшей детонации.
5)Датчик кислорода Ваз 2109 — обратная связь о качестве сгорания смеси в двигателе. Если датчик показывает пониженное содержание кислорода в выхлопных газа двигателя, значит смесь приготавливается переобагощенная, необходимо уменьшить длительность импульса на форсунки. Если же наоборот, количество кислорода велико — топливная смесь обедненная, и необходимо увеличить подачу топлива для нормальной работы двигателя. Применение датчика кислорода позволяет контролировать химический состав отработанных газов и уменьшить выбросы в атмосферу.
6) Датчик положения коленчатого вала — своеобразный аналог распределителя зажигания с датчиком Холла на карбюраторном Ваз 2109. Датчик положения коленчатого вала считает зубья специального диска, установленного на коленчатом валу двигателя. Диск с зубьями имеет специальное место, в котором нет зубьев — это место соответствует верхней мертвой точке первого цилиндра двигателя. Благодаря датчику положения коленчатого вала двигателя, контроллер знает на какой цилиндр и в какой момент времени необходима подача топлива и искры.
7)Датчик скорости установлен в коробке передач и предназначен для определения скорости движения Ваз 2109. Принцип работы датчика скорости Ваз 2109 следующий: во время движения датчик скорости формирует импульсы на контроллер, частота которых зависит от скорости движения автомобиля. Импульсы приходят редко — значит Ваз 2109 едет медленно. Импульсы приходят часто -Ваз 2109 движется быстро. Каждый импульс означает перемещение Ваз 2109 на определенное расстояние, которое записано в памяти контроллера.
8)Датчик фаз устанавливается только на автомобилях Ваз 2109 с 16-ти клапанным двигателем. Датчик фаз предназначен для определения углового положения распределительного вала двигателя. То есть датчик фаз позволяет системе управления определить в какой цилиндр двигателя сейчас необходимо подавать топливо и искру.
На Главную.

Датчик температуры охлаждающей жидкости инжекторных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – входит в систему управления двигателем (ЭСУД) инжекторных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. По его показаниям блок управления (ЭБУ) определяет тепловое состояние двигателя и рассчитывает необходимое количество топливной смеси для впрыска и обеспечения нормальной работы.

Расположение датчика температуры

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторными двигателями датчик устанавливается в выпускной патрубок охлаждающей жидкости между термостатом и головкой блока.

Он представляет собой термистор – резистор с отрицательным температурным коэффициентом, сопротивление которого изменяется при увеличении, либо уменьшении температуры. При нагреве сопротивление уменьшается, при охлаждении увеличивается. Например, при плюс 100 гр. – сопротивление 180 Ом, при минус 40 – сопротивление 100700 Ом. С одной стороны датчика находятся два контакта с другой (находящейся в потоке охлаждающей жидкости) чувствительный элемент.

Принцип действия ДТОЖ ВАЗ 2108i, 2109i, 21099i

После поворота ключа в замке зажигания блок управления подает напряжение на ДТОЖ через резистор с постоянным сопротивлением, находящийся внутри блока. Так как датчик температуры является термистором, то подаваемое с ЭБУ напряжение им будет сразу же изменено в зависимости температуры охлаждающей жидкости. По падению напряжения блок управления рассчитывает температуру двигателя и соответственно объем топлива для впрыска. Падение напряжения будет высоким на холодном двигателе (топлива больше) и небольшим на прогретом (топлива меньше). По мере прогрева двигателя, объем топлива, поступающего в цилиндры двигателя, уменьшается.

Помимо пуска по показаниям датчика температуры блок управления корректирует работу двигателя на холостом ходу, принимает решение об обогащении топливной смеси на режимах средних и больших нагрузок, изменяет в ту или иную сторону угол опережения зажигания, включает и выключает вентилятор системы охлаждения.

Выход из стоя датчика температуры не дает ЭБУ правильно рассчитать дозу топлива необходимого двигателю в данный момент, а это в свою очередь приводит к невозможности запуска двигателя, особенно в холодную погоду, перебоям в его работе на ХХ и в движении, повышенному расходу топлива. Помимо этого неисправность ДТОЖ может являться одной из причин перегрева двигателя (несвоевременного включения вентилятора системы охлаждения) или наоборот его длительного прогрева.

В ряде случаев при возникновении неисправности датчика температуры система управления двигателем переходит на резервный режим работы. В этом случае, при запуске, ЭБУ считает температуру двигателя равной нулю, расчет зависимости объема впрыскиваемого топлива от прогрева двигателя будет проводиться по времени его работы, а не по показаниям датчика температуры, вентилятор системы охлаждения будет постоянно включен. Загорается лампочка на панели приборов и система самодиагностики запишет код ошибки в память блока управления.

Менять датчик на новый сразу не стоит, необходимо в первую очередь проверить разъем подключения датчика и ведущие к нему провода. При возникновении неисправности в пути можно снять разъем с датчика и доехать до места ремонта на резервном режиме работы ЭСУД.

ВАЗ 2108, 2109, 21099 – ДТОЖ 2112-3851010 (23.3828).

Примечания и дополнения

— Резистор – элемент электрической цепи, обладающий сопротивлением. Они позволяют контролировать и регулировать напряжение и силу проходящего через них электрического тока. Единица измерения сопротивления – Ом.

— Помимо датчика температуры охлаждающей жидкости на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеется датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, который предназначен для вывода информации на щиток приборов о температуре двигателя. Это два совершенно разных датчика с разными функциями.

Популярные статьи

  • Датчики ваз 21099 инжектор Регулировка уровня топлива в поплавковой камере ка. Неправильно установленный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора может явиться. 337 views
  • Датчики ваз 21099 инжектор «Провал» при нажатии на педаль «газ. Провал – внезапный перебой в работе двигателя автомобиля. Может возникнуть на. 328 views
  • Датчики ваз 21099 инжектор Жиклеры карбюраторов Солекс. Карбюраторы семейства Солекс имеют практически одинаковое устройство (корпус, крышка). Но. 301 views
  • Датчики ваз 21099 инжектор Установка момента зажигания (угла опережения зажиг. Установка момента зажигания – это одна из основных настроек. 271 views

Свежие комментарии

  • Mechanik on Пусковое устройство карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс Проверьте уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Плюс проверьте качает ли бензонасос.
  • Борис on Пусковое устройство карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс После газа не работает на бензине. Двигатель запускается на 2-3 секунды и глохнет. Через пол минуты то же самое.
  • Борис on Пусковое устройство карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс двигатель запускается но через 2-3 секунды глохнет. через 0,5 минуты то же самое
  • Андрей on Замена порогов на автомобиле ВАЗ 2108 Спасибо полезная статья. тоже предстоит на восьмаке менять порог.

Автоновости

(C) 2011 — 2017 twokarburators.ru

Источники: http://220780alex.blogspot.ru/2013/06/blog-post_15.html, http://vaz2109.net/electrooborudovanie/datchiki-vaz-2109-inzhektor.html, http://twokarburators.ru/?p=5164

Датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 (инжектор): замена своими руками, признаки неисправности

Содержание:

  1. Расположение
  2. Неисправности
  3. Проверка
  4. Замена

На любом автомобиле, включая ВАЗ 2109, датчик температуры охлаждающей жидкости играет огромную роль, поскольку во многом обеспечивает должную, эффективную работу охладительной системы мотора.

Расположение

Чтобы отремонтировать или поменять датчик температуры ОЖ, первым делом необходимо знать о его расположении.

В автомобилях ВАЗ 2109 ДТОЖ располагается между термостатом и головкой блока цилиндров. Устройство имеет два контакта, один из которых служит для показаний ЭБУ, а второй обеспечивает включение вентилятора.

Стоит также отметить, что возле ДТОЖ располагается одноконтактный датчик, которые достаточно часто путают между собой.

Основная функция ДТОЖ заключается в охлаждении жидкости. Чем холоднее она будет, тем богаче окажется поступаемая в двигатель топливовоздушная смесь.

Расположение

Неисправности

Существует несколько основных неисправностей, которые приводят к выходу из строя датчика температуры охлаждающей жидкости. А именно:

  • Внутри датчика имеется электрический контакт, который может порваться либо покрыться трещинками. Если контакт порван, это приводит к полному сгоранию регулятора. При наличии трещин датчик еще может функционировать, но отсутствие должного контакта не позволяет передавать точную информацию об охлаждающей жидкости;
  • Нарушена изоляция датчика. При плохой изоляции проводки возникают замыкания. Они, в свою очередь, становятся причиной сгорания устройства;
  • Около датчика обрываются провода. Из-за этого регулятор не может включать вентилятор, что приводит к перегреву автомобиля.

В летний период времени отказ в работе ДТОЖ замечают редко, но зимой существенно усложняется запуск мотора. 

Признаки поломки

Как можно определить, что датчик температуры ОЖ перестал нормально работать или перегорел полностью?

  1. Вентилятор охлаждения включается произвольно даже при нормальной температуре двигателя. Но на самом деле вентилятор должен включаться только тогда, когда силовой агрегат перегревается.
  2. На горячую сложно завести мотор. Система охлаждения отвечает за регулирование температуры, но неисправный датчик не позволяет получить объективные данные и сигнал о запуске того или иного режима работы.
  3. Заметно повышается расход топлива. Это вызвано перегрузкой двигателя, которому приходится ехать при повышенных температурах. Из-за этого растет потребление горючего.

Прежде чем делать окончательные выводы относительно поломки или нарушения работоспособности ДТОЖ на ВАЗ 21099, обязательно проведите проверочные мероприятия.

Проверка

Сегодня автовладельцы ВАЗ 2109 применяют два способа для проверки состояния датчика температуры охлаждающей жидкости. Скажем сразу, что второй более надежный, но первый легче. Каким из представленных ниже методов воспользоваться, решайте сами.

Способ проверки

Ваши действия

Первый способ

  • Подключите минусовой конец от вольтметра на двигатель;
  • Включите зажигание;
  • Вольтметром определите, какое напряжение образуется при езде на автомобиле;
  • В норме показатель должен составлять не меньше 12 Вольт, если АКБ полностью заряжена;
  • Если показания заметно меньше, потребуется ремонт или замена ДТОЖ

Второй способ

  • Возьмите мультиметр, включите его в режиме вольтметра;
  • Измерение должно происходить в пределах от 100 Ом до 10 кОм;
  • Возьмите термометр, измеряющий температуру более 100 градусов по Цельсию;
  • Опустите датчик в емкость с жидкостью охлаждения;
  • Начинайте подогревать ОЖ;
  • По мере роста температуры следите за показателями с помощью термометра;
  • Измерьте показатели сопротивления датчика при различных температурах;
  • Либо можете взять кипяток, залить его в емкость, вставить туда рабочий элемент датчика. И следите за сопротивлениями датчика, пока температура воды остывает;
  • Сопоставьте показания с таблицей, приведенной ниже

Согласно таблице, проверьте, соответствует ли сопротивление требуемому при той или иной температуре ОЖ или простого кипятка.

Температура (в градусах Цельсия)

Сопротивление (Ом)

100 градусов

177

80 градусов

332

60 градусов

667

40 градусов

1459

20 градусов

3520

0 градусов

9420

-20 градусов

28680

-40 градусов

100700

При наличии отклонений от нормы делаем вывод, что датчик уже не выполняет свои функции должным образом, потому требует обязательной замены.

Замена

Замена

Заменить ДТОЖ своими руками на инжекторном ВАЗ 2109 не сложно. Следуйте пошаговой инструкции, чтобы решить возникшие проблемы.

Снятие устройства

  1. Первым делом проверьте состояние предохранителей. Не редко они перегорают, что становится причиной отказа в работе датчика температуры охлаждающей жидкости.
  2. Дождитесь, пока автомобиль полностью остынет. Проводить замену ДТОЖ на горячем двигателе ни в коем случае нельзя.
  3. Отключите провода, идущие на ваш ДТОЖ. Только делать это нужно в ситуации, когда при включении зажигания стрелка показателя температуры начинает резко поднимается вверх и порой доходит до максимального уровня.
  4. Если же изменений со стрелкой не происходит, виной всему не сам датчик, а провод, идущий к нему.
  5. Если при включении зажигания стрелка начинает опускаться, датчик температуры ОЖ вышел из строя и нуждается в замене.
  6. Снимать половину агрегатов, чтобы добраться до ДТОЖ, не приходится. Доступ к устройству свободный, проблем возникать не должно.
  7. Слейте охлаждающую жидкость из системы. Это отличный повод заодно поменять тосол на новый, если в этом есть необходимость. Если же охлаждающая жидкость свежая, для слива используйте чистую емкость.
  8. Отключите проводку от датчика.
  9. С помощью торцевой головки выкрутите регулятор, чтобы его без проблем снять рукой.
  10. Зачистите место посадки устройства. Так обычно накапливается приличное количество грязи, пыли, которые могут стать причиной некорректной работы нового датчика температуры тосола.
  11. Для очистки воспользуйтесь любой ветошью, которая не оставляет после себя ворс, нитки.
  12. Обработайте гнездо обезжиривателем.
  13. Вставьте новый регулятор. Ошибка многих заключается в том, что якобы для повышения надежности установки они уплотняют датчик герметиком. Делать этого не стоит, поскольку так ДТОЖ может работать только хуже.
  14. Верните на место питающий провод. Только если проверка показала, что в нем есть обрыв или он поврежден, провод лучше сразу заменить. Ремонтировать его изолентой не советуем.
  15. Залейте охлаждающую жидкость обратно в систему. Даже если вы меняли ОЖ пару месяцев назад, лучше заодно заменить ее на свежую. Хуже от этого точно не будет.
  16. Запустите мотор, проверьте в действии новый датчик ТОЖ.

Самостоятельная замена ДТОЖ — процесс достаточно простой. Вам не придется тратить деньги на услуги автосервиса, плюс получите необходимый опыт по ремонту автомобиля своими собственными руками.

 Загрузка …

ДТОЖ на ВАЗ 2109 инжектор и карбюратор, работа датчика включения вентилятора

Каждый двигатель автомобиля оборудуется устройством измерения температуры силового агрегата. Этот компонент позволяет водителю вовремя выявить перегрев и устранить эту проблему. Что представляет собой датчик включения вентилятора на автомобиле ВАЗ 2109 с двигателем карбюратор, каково его устройство и как его заменить, — читайте далее.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ 2109 и 21099

Место расположения датчика ОЖ в ВАЗ 2109Место расположения датчика ОЖ в ВАЗ 2109Место расположения датчика ОЖ в ВАЗ 2109

Для начала желательно знать, где находится датчик температуры двигателя. На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается между ГБЦ и термостатом, в выпускной патрубок.

Устройство и принцип действия

Сам регулятор температуры двигателя представляет собой устройство термистора-резистора, характеризующееся отрицательным коэффициентом температуры. Сам параметр сопротивления может быть замерен только при снижении либо увеличении температурного режима.

Когда силовой агрегат нагревается в результате работы, показатель сопротивления снижается, если мотор остывает, этот параметр увеличивается. Например, при рабочей температуре мотора на ВАЗ 2109 сопротивление равно 180 Омам, а если на улице будет мороз в 40 градусов, то сопротивление будет равно 100700 Омам. На одной стороне ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор расположены два контакта, а на другой — чувствительный компонент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.

Что касается принципа действия, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор посредством резистора. Поскольку сам ДТОЖ является термистором, подаваемое с блока управления напряжение изменяется сразу с учетом температуры расходного материала. При снижении параметра блок анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. В ходе прогревания силового агрегата объем бензина, который передается на цилиндры, будет снижаться.

Два датчика температуры антифриза для ВАЗДва датчика температуры антифриза для ВАЗДва датчика температуры антифриза для ВАЗ

Кроме пуска по показаниям регулятора ЭБУ осуществляет корректировку работы силового агрегата на холостых оборотах. В итоге он самостоятельно принимает решение по обогащению горючей смеси при высоких и средних нагрузках на ДВС. Этот показатель может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.

На карбюраторной машине датчиков температуры два. Один включает вентилятор, другой — отвечает за индикацию температуры на приборной панели.

Возможные неисправности

Есть несколько причин, по которым регулятор на ВАЗ 21099 отказывается работать.

Итак, почему ДТОЖ не работает:

  1. Внутри конструкции устройства расположен электрический контакт. Со временем этот контакт может попросту оборваться либо на нем могут образоваться трещины. В том случае, если внутри конструкции произойдет обрыв, это может стать причиной полного выхода из строя. То есть ДТОЖ просто сгорит. Если же на контакте имеются трещины, ДТОЖ, в принципе, может работать, однако в результате отсутствия нормального контакта регулятор будет передавать некорректные данные о антифризе.
  2. Плохая изоляция устройства. В том случае, если изоляция будет нарушенной, в работе девайса могут происходить замыкания. Соответственно, в конечном итоге эти замыкания могут привести к тому, что ДТОЖ, опять же, сгорит и его придется менять.
  3. Рядом с регулятором произошел обрыв проводов. В результате обрыва регулятор не сможет активировать вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. Соответственно, это приведет к тому, что двигатель перегреется и может даже закипеть (автор видео — Техник-механик).

Как же автовладельцу понять, что ДТОЖ вышел из строя и его пора заменить?

Для этого достаточно знать об основных признаках неполадок, о которых мы расскажем ниже:

  1. Вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя, может включаться произвольно в любое время. В частности, водителя должно насторожить, что вентилятор включается тогда, когда мотор полностью не прогрет. Помните о том, что вентилятор всегда должен функционировать при перегретом ДВС.
  2. У водителя возникают сложности в запуске прогретого ДВС. Охладительная система должна автоматически производить регулировку температуры, но в результате того, что устройство является неисправным, она не может получить правильный сигнал.
  3. Если внимательно проследить за работой авто, то можно заметить, что увеличился расход бензина. Увеличение расхода обусловлено тем, что при машина попросту перегружается, когда ездит на горячем ДВС.
  4. Если устройство полностью вышло из строя, на приборной панели датчик будет демонстрировать неверный сигнал о температуре. Чтобы прогреть мотор, достаточно десяти минут езды. Если по истечению 10 минут температура не поднялась до оптимальной или при запуске ДВС на приборной панели показан его перегрев, это говорит о неисправности.

Проверка и замена ДТОЖ

Есть несколько вариантов диагностики устройства — первый:

  1. Минусовой щуп от вольтметра нужно подключить к мотору и включить зажигание.
  2. С помощью тестера необходимо определить, какой параметр напряжения образовывается при движении.
  3. Если ДТОЖ работает, то напряжение должно быть не менее 12 вольт при полном зарядке аккумулятора. Если полученные показатели ниже, необходимо осуществить замену или ремонт девайса.
Таблица соответствия температуры и сопротивленияТаблица соответствия температуры и сопротивленияТаблица соответствия температуры и сопротивления

Второй способ диагностики:

  1. Вам потребуется настроить мультиметр в режим вольтметра — замер осуществляется в диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Также подготовьте термометр, который сможет измерить температуру больше ста градусов. Регулятор следует демонтировать и опустить в емкость с антифризом.
  2. Вам необходимо подогреть охлаждающую жидкость. В результате увеличения температурных показателей нужно следить за показаниями, которые выдает термометр.
  3. С помощью мультиметра следует произвести замер показателей сопротивления ДТОЖ при разных температурных режимах. Полученные параметры следует сопоставить с теми, которые указаны в таблице выше.

Как произвести замену своими силами:

  1. В первую очередь, из радиатора необходимо слить весь хладагент. Затем отключите минусовую клемму от АКБ, просто открутите гайку гаечный ключом и отсоедините ее.
  2. Далее, нужно отключить колодку с проводами, которая подключается к ДТОЖ.
  3. С помощью гаечного ключа следует полностью открутить устройство. Далее, регулятор демонтируется из посадочного места, как сказано выше, это выпускной шланг ГБЦ. На самом устройстве есть резиновый уплотнитель, при демонтаже ДТОЖ его нельзя потерять, особенно, если новый датчик у вас без уплотнителя.
  4. Затем произведите установку нового регулятора на посадочное место, в выпускной шланг. Используя гаечный ключ, закрутите регулятор до самого конца. После монтажа и закручивания к ДТОЖ следует подсоединить отключенный ранее жгут проводов. Завершающим этапом этого процесса будет залив антифриза обратно в радиатор и установка отключенной минусовой клеммы аккумулятора на место.
Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

Видео «Наглядная инструкция по замене устройства»

О том, как своими силами произвести замену датчика в домашних условиях, вы сможете узнать из видео ниже (автор видео — Мысли и советы от Мустафы Муртазаева).

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор) — Auto-Self.ru

Если вдруг стрелка указателя уровня топлива упала вниз или же ведет себя несколько неадекватно, особо переживать не стоит. Вы легко сможете устранить проблему своими руками, если она заключается в вышедшем из строя датчике.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)Внешний вид устройства

Игнорировать поломку датчика уровня топлива (ДУТ) не стоит, поскольку при отсутствии информации об оставшемся количестве топлива, вы сильно рискуете не доехать до автозаправочной станции, а остановиться где-то в глуши.

Расположение

Если обычно большинство ремонтных работ, связанных с двигателем и его системой, выполняется через подкапотное пространство, то в случае с датчиком уровня топлива все несколько иначе.

ДУТ располагается под задним креслом. Для доступа к нему необходимо снять сиденье, отогнуть шумоизоляционный материал, если таковой имеется, и в районе над топливным баком отыскать необходимый нам контроллер.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)Место расположения ДУТ

Причины замены

Вам придется обязательно заменить датчик, если автомобиль начинает выдавать следующее:

  • Стрелка указателя уровня топлива «пляшет» или упала замертво в положение ноль;
  • Постоянно горит индикатор, сообщающий о критическом уровне топлива, хотя вы только что заправили полный бак.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)Схема ДУТ

ДУТ на высокой и низкой панели

Отличия в датчиках на инжекторах и карбюраторах минимальные. Также немного отличаются датчики уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2109, оснащенных низкой и высокой панелью.

Разница заключается в показателях сопротивления. Эти параметры необходимо знать в процессе проверки состояние резистора датчика.

Тип панели

Показания сопротивления

Высокая панель

  • 238-262 Ом — стрелка располагается в начале шкалы, около 0;
  • 59-71 Ом — стрелка указателя находится посередине шкалы;
  • 17-23 Ом — стрелка находится в конце шкалы, что свидетельствует о полном баке топлива

Низкая панель

  • 285-335 Ом — стрелка располагается в начале шкалы, около 0 отметки;
  • 100-135 Ом — стрелка указателя находится посередине шкалы указателя уровня горючего;
  • 7-25 Ом — стрелка находится в конце шкалы, что говорит о полностью заправленном баке

В связи с этим, покупая новый датчик уровня горючего, обязательно спрашивайте контроллер для высокой или низкой панели, в зависимости от того, какой автомобиль у вас. Также важно заметить, что в случае с инжекторными двигателями датчик находится внутри бензонасоса, но он основан на том же принципе действия, что и карбюраторный.

Проверка работоспособности

Не спешите выкидывать старый датчик и менять его на новый регулятор. Сначала можно попробовать проверить, действительно ли он не работает.

Для проверки вам в любом случае придется извлечь «подозреваемого».

  1. В салоне автомобиля снимите нижнюю часть заднего кресла, уберите шумоизоляционный материал, если таковой имеется. Так вы откроете себе доступ к смотровому люку в полу автомобиля.
  2. Крестовой отверткой открутите четыре крепежных винта, которые удерживают лючок. Снимите его. Под люком вы обнаружите уплотнительную прокладку, выполненную из резины. В любом случае, даже если старый датчик будет вновь работать на благо вашего автомобиля, эту прокладку следует заменить.
  3. Отключите от датчика питающую колодку с проводами, а затем по периметру открутите крепежные гайки, которые удерживают искомый датчик уровня топлива на корпусе бака. Обычно таких гаек 6 штук, а для их демонтажа потребуется торцевая головка на 8 или обычных гаечный ключ.
  4. Под одной из гаек располагается провод массы, закрепленный на шпильке. Снимите проводок и уберите пока в сторону. Он не должен мешать.
  5. Аккуратно достаньте датчик и не забудьте извлечь уплотнительную прокладку из резины, которая находится прямо под регулятором. Если на ней есть следы повреждений, дефектов, обязательно замените данный компонент.
  6. Когда датчик демонтирован, проверьте визуально его текущее состояние. Если имеются механические повреждения, дальше пытаться его отремонтировать или восстановить работоспособность не имеет никакого смысла. Сразу меняйте.
  7. В случае отсутствия визуальных повреждений, проверьте состояние поплавка. Он может быть разгерметизирован, то есть внутри него имеется топливо, на поверхности элемента видны трещины, различные дефекты, через которые просочилось топливо. Если все это есть в наличии у поплавка, замените весь датчик.
  8. Обязательно продуйте с помощью сжатого воздуха фильтр очистки топлива. Полезное мероприятие, которое точно не повредит вашей топливной системе. Особенно, если качество бензина, которым вы заправляете свой ВАЗ 2109, оставляет желать лучшего.
  9. Проверьте состояние резистора. Для этого вам потребуется мультиметр в режиме омметра. Подключите измерительное устройство к выводам датчика и замерьте показания. В крайнем нижнем положении (пустой бак) сопротивление должно быть около 315-345 Ом. Если бак заполнен наполовину, сопротивление будет 108-128 Ом. А при пустом баке омметр должен показывать не более 7 Ом. Если же параметры отличаются от указанных, либо сопротивление совсем отсутствует, это говорит о неисправности контроллера. Он подлежит обязательной замене.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)Проверка состояния

Обратная сборка

Следовать необходимо по обратному принципу демонтажа. Но тут есть свои нюансы.

  1. Установите на шпильки прокладку бензобака.
  2. Поставьте на место новый или отремонтированный старый датчик.
  3. На одну из шпилек наденьте проводок массы от регулятора уровня топлива, после чего можно закручивать все демонтированные шесть крепежных гаек датчика.
  4. На обе трубки наденьте шланги отвода и подвода топлива. Затем вы сможете до конца закрутить винты хомутов топливопроводных шлангов.
  5. Подключите питающую колодку проводов к регулятору уровня горючего и верните на место крышку люка. Только не забудьте про уплотнительные прокладки. Все они меняются в большинстве случаев на новые. Даже если состояние старых удовлетворительное.

Увы, не всегда замена ДУТ дает необходимый результат. После проведенных работ может оказаться, что с датчиком все хорошо, однако указатель уровня топлива на приборной панели упорно продолжает вести себя неадекватно или вовсе не реагирует.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)Отключаем и меняем

ДУТ исправен. Что делать?

Попробуйте провести следующие мероприятия.

  • У разъема датчика имеется пара проводов — розового и голубого цвета;
  • От розового функционирует стрелка указателя уровня горючего в баке, а голубой поводок отвечает за лампочку критически низкого уровня топлива;
  • Возьмите любую подручную перемычку, то есть кусочек любого провода, после чего перемычкой замкните на массу розовый проводок, включив при этом зажигание. В этот момент стрелка должна оказаться в положении полного бака;
  • Теперь аналогично с помощью перемычки замыкаем с массой голубой провод. Это должно включить лампочку, которая сообщает на приборной панели о низком уровне топлива внутри бензобака;
  • Если при замыкании перемычкой на массу не работал указатель или лампа, это говорит о том, что «накрылся» сам указатель, либо имеется проблема с состоянием проводки.

В замене датчика нет совершенно ничего сложного. Демонтажные работы вполне можно провести за 30-60 минут при наличии даже небольшого опыта. Что же касается самого ДУТ, то он выходит из строя не так часто, но знать об особенностях его замены должен каждый владелец ВАЗ 2109 и не только.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Facebook

Twitter

Google+

Telegram

Vkontakte

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *