В чем разница между инжектором и карбюратором
Сегодня большая часть эксплуатируемых автомобилей оборудована электронной системой подачи топлива, то есть инжектором. Машины с карбюратором встречаются очень редко. Однако владельцы машин все равно заводят споры о наиболее приемлемом для двигателя варианте подачи горючей смеси — механическим способом при помощи карбюратора либо с помощью электроники инжектора.
Так как, стоимость этих агрегатов часто практически одинакова, многие автолюбители уверены, что и разницы между ними нет. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, сначала необходимо ознакомиться с принципом работы карбюраторного и инжекторного моторов.
Двигатель с карбюратором
Еще в прошлом веке карбюраторные силовые агрегаты стояли на всех машинах. Достаточно длительное время карбюратор был единственным и безальтернативным узлом мотора, отвечающим за приготовление топливной смеси. Готовая смесь подается в цилиндры где она сгорает, заставляя двигаться поршни.
Принцип работы изделия заключается в смешивании воздуха с бензином в необходимых пропорциях. Разное давление во впускном коллекторе и атмосфере приводит к мгновенному всасыванию смеси в мотор и последующему ее воспламенению. То есть, алгоритм работы карбюратора довольно прост.
В его конструкции отсутствуют микросхемы, датчики и другое электронное оборудование. Открыв изделие можно увидеть только тросики и пружинки, которые не требуют профессионального обслуживания. В случае засорения, чистка проводится аэрозольным средством и агрегат опять готов к работе.
Начиная с конца 70-х годов прошлого века доминирование карбюраторов пошатнулось. Причиной тому послужило желание человека расходовать топливо более экономно и сократить вредные выбросы в атмосферу. Постепенно инжектор стал использоваться все чаще.
Двигатель с инжектором
В силовом агрегате, который оборудован электронной системой подачи топлива, впрыск смеси производится прямо в камеру сгорания или впускной коллектор. Горючая смесь подается с помощью топливных форсунок, именуемых инжекторами.
На сегодняшний день существует 3 типа впрыска:
- Распределенный.
- Непосредственный.
- Комбинированный(применяется очень редко).
Работа системы впрыска контролируется электронным блоком управления. Его правильное функционирование основано на использовании сведений из множества датчиков, а именно:
- Температуры всасываемого воздуха.
- Детонации топлива.
- Напряжения в бортовой сети.
- Уровня кислорода в отработавших газах и т.д.
Преимущество электронного впрыска топлива заключается в способности самостоятельно определять пропорции и объем впрыскиваемой смеси, исходя из нагрузки на мотор и других факторов.
Различия между карбюратором и инжектором
- В карбюраторный силовой агрегат топливная смесь засасывается, в моторе с инжектором топливо впрыскивается в цилиндры.
- Карбюратор может стать причиной нестабильной работы двигателя, а с инжектором мотор работает более эффективно.
- Карбюратор замерзает при низких минусовых температурах, инжектор работает стабильно в любых температурных режимах.
- Инжектор, по сравнению с карбюратором, способствует снижению выбросов загрязненных веществ в атмосферу.
- С инжектором расход топлива более экономный. Разница с карбюратором — до 40%.
- Инжектору требуется качественное топливо, тогда как карбюратор в этом плане менее «привередлив».
Как видно из сравнительных характеристик, инжектор имеет преимущество. Однако у любого изделия существуют как свои плюсы, так и минусы.
Отрицательные стороны инжектора
В случае использования качественного бензина и регулярного технического обслуживания, инжектор способен бесперебойно работать в течение длительного периода. Но, если, в силу различных причин, он выйдет из строя, его ремонт станет достаточно сложным.
В домашних условиях выявить причину поломки будет практически невозможно. Для этого нужно специальное диагностическое оборудование. Чтобы заменить сломавшийся датчик либо другой компонент инжектора, потребуются немалые средства.
Карбюратор в этом плане значительно проще. Почти любую поломку можно устранить дома в гараже. При этом стоимость запасных частей не высокая. Но, все-таки учитывая множество его недостатков, таких как: нестабильность, зависимость от температуры, больший расход бензина и др., преимущество карбюратора в простоте обслуживания нивелируется. С каждым годом транспорта с карбюраторными силовыми агрегатами становится все меньше. Инжектор всерьез и надолго стал незаменимой частью бензинового двигателя.
В чём разница между карбюратором и инжектором?
Карбюратор — прибор для дозировки топлива и приготовления горючей смеси из жидкого топлива и воздуха для питания двигателя. Процесс приготовления горючей смеси называется карбюрацией. Для того чтобы топливо в цилиндрах сгорало полностью с большой скоростью, выделяя при этом возможно большее количество тепла, оно должно быть подготовлено к сгоранию. Подготовка смеси заключается в том, что жидкое топливо раздробляется на мелкие капельки (распыливается), интенсивно перемешивается с воздухом и испаряется. Распыливание топлива происходит в результате попадания тонкой струи топлива, вытекающего из распылителя, в быстродвижущийся поток воздуха, который разбивает струю топлива на мелкие капли, смешивается с ним и увлекает топливо по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя.<br>А инжектор это та же форсунка, которая впрыскивает топливо под давлением в воздушный поток, который увлекает топливо по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя.<br>Основное различие, что в карбюраторе топливо просто нагнетается насосом через специальное устройство — жиклёр, а в инжекторе топливо впрыскивается под давлением. Но карбюратор устроен проще, а инжекторная система управляется электронными «мозгами».<br>
Инжектор впрыскивает, карбюратор распыляет.
в чем разница? что лучше? Ответ
Между тем, быть осведомленным в этой области едва ли помешает любому водителю. Ну а уметь перечислить «плюсы» и «минусы» карбюратора и инжектора обязан любой уважающий себя автомобилист, который имеет дело с бензиновым мотором…
Самый первый карбюратор в виде лабораторной установки был придуман в 1872 году. В 1893 году итальянец по происхождению Донат Банки пошел в этом отношении гораздо дальше и сконструировал неведомый дотоле механизм, который был способен сверхмелко распылять топливо. Данная вещь имела огромное прикладное значение, ибо стала массово использоваться в нарождающемся мировом автопроме. С годами она модернизировалась и обогатилась новыми возможностями, практически монопольно просуществовав на бензиновых агрегатах почти целый век.
Прообраз инжектора появился несколько позже. Приблизительно с 1902 года двигатели французского автомобилиста-экспериментатора Левассера несли в себе отдельные слагаемые механического впрыска.
Проявленной им технической инициативой воспользовались авиаконструкторы, которых заинтересовал факт, что на функции инжектора действие земного притяжения не влияет. Во время Великой Отечественной инжекторные моторы стали появляться на отдельных летательных аппаратах противоборствующих коалиций. Особенно преуспели в этом направлении специалисты нацистской Германии, реализовавшие проект «MW50» по впрыску метанола в поршневые двигатели истребителей «Фокке-Вульф» и «Мессершмидт».
Впрыск с элементами электроники в Италии испытали еще в 30-х годах. На автомобиле механический впрыск впервые опробовали в 1954-м на «Мерседес-Бенце» 300SL.
В последней четверти XX столетия инжекторы начали постепенно вытеснять карбюраторы и в конце концов получили тотальное распространение благодаря внедрению электронных принципов управления ДВС.
Устройство и принцип действия карбюратора
Итак, рассмотрим сперва карбюратор (от фр. сarburation – карбюрация – образование исходной рабочей субстанции из воздуха и воспламеняемых паров в пропорции, нужной для функционирования силового агрегата). В ДВС данный аппарат предназначен для приготовления горючей смеси с ее дальнейшей регулируемой подачей в цилиндр. Дозированное питание двигателя топливом реализуется посредством поплавка с жиклером.
Схематично данная деталь устроена следующим образом. Она обладает двумя полостями – смесительной и поплавковой, сообщающимися распылительной трубкой.
Поплавковая трубопроводом соединена с бензобаком. Бензонасосом туда закачивается топливо. Его уровень обеспечивается посредством взаимодействия поплавка с игольчатым клапаном, наподобие сифона унитазного бачка.
Смесительная состоит из трубки Вентури (диффузора), дроссельной заслонки и распылителя. Пространство перед указанной трубкой сквозь воздухофильтр связано с внешним миром, а собственно смеситель при посредничестве впускного коллектора – с цилиндрами. Внизу распылителя со стороны поплавка предусмотрено специальное отверстие (т.н. жиклер), отмеряющее требуемый объем горючего для создания паровоздушного коктейля.
При возвратно-поступательном движении поршневой группы в смесительной полости образуется вакуум; его пик находится в наиболее узком участке трубки Вентури, там же расположено и распылительное отверстие. В таких условиях осуществляется всасывание бензина и атмосферы через пульверизатор. Горючее в движущемся вихревом потоке перемешивается с воздухом.
«Плюсы»
С появлением инжекторов данный технологический метод утратил былую актуальность. Впрочем, окончательно сбрасывать со счетов карбюратор пока рановато, ибо:
- В нем не образуется нагар.
- Он нечувствителен к вещественному качеству бензина, только к дисперсной чистоте его состава.
- Его ремонт, обслуживание упрощено до предела и не связано с существенными расходами; потребуется лишь ремкомплект и штатный инструмент.
- Для всаса топлива не требуется дополнительный источник энергии.
Таким образом, каждый владелец транспортного средства в состоянии осуществить профилактические мероприятия самостоятельно.
«Минусы»
Что касается остальных особенностей и свойств, данный функциональный узел весьма проигрывает инжектору. Ведь карбюратор работает неустойчиво и считается проблемным звеном. Основной его «болезнью» эксперты признают большое число легко забивающихся жиклеров. Вдобавок он вечно то мерзнет, то перегревается, из-за чего движок хуже заводится даже при наличии, казалось бы, спасительного «подсоса». Наконец, правильная работа карбюратора требует тщательной наладки. При этом расход горючего и объем вредных выбросов все равно объективно остается довольно существенным.
Устройство и принцип действия инжектора
Инжектор (от фр. injection – инжекция – процесс смешивания 2-х физических потоков и передачи энергии рабочего потока инжектируемому) – более совершенная конструкция топливоприготовления и топливоподачи, основанная на принципе принудительного впрыска (нагнетания). Применяемые для данной цели струйные аппараты, работающие по принципу шприца, именуют инжекторами.
Кстати у слов «инжекция» и «инъекция» общий этимологический корень.
В сущности, метод впрыска топлива даже более примитивен, нежели карбюраторная технология, являющаяся сложнейшим изобретением. Она возможна лишь благодаря синхронному действию нескольких законов физики в комплексе. А здесь присутствует единственный рабочий орган – форсунка, она же инжектор.
Форсунка имеет 2 положения – закрытое и открытое. Открывается аппаратура встроенным электромагнитом, а запирается обыкновенной пружиной. Порция поступающего бензина отмеряется длительностью открытого положения. Горючее под напором подается в топливную рампу, откуда инжектора и питаются.
С целью обеспечения стабильного давления имеется клапан, регулирующий поступление бензина и возвращающий назад его избыток. Известны три способа подключения инжекторов:
- Распределенный (параллельный, фазированный и попарно-параллельный).
- Моновпрыск.
- Прямой.
Регулирует оперативную деятельность описанной системы универсальный ЭБУ. Блок соответствующим образом запрограммирован; он посылает команды всевозможным устройствам двигателя (в том числе форсуночным электромагнитам), а также руководит их исполнением.
Размеры бензиновых доз задаются в соответствии с рядом параметров мотора: производительностью, степенью нагрева, составом отработавших газов, пр. Момент впрыска определяют ДПДЗ, ДПКВ (соответственно датчики положения дроссельной заслонки, коленвала), а также датчик Холла распредвала, и варьируются в зависимости от условий езды.
Если обобщить вышесказанное, то радикальная отличительная черта инжектора в том, что процессы в нем контролирует электроника. В топливную систему внедрено достаточное число датчиков, мониторящих ее деятельность. Получаемые от них сведения воедино собираются в микроконтроллере, осуществляющем управление работой инжектора.
«Плюсы»
Прогрессивные технологии обеспечивают массу выгод. С применением инжектора:
- Мотор реже выходит из строя, то есть степень его надежности повышается.
- В целом автомодель становится более экономичной и экологичной (перерасход бензина априори исключен).
- Важным обстоятельством является невосприимчивость к резким температурным колебаниям атмосферы, учитывая российскую климатическую специфику.
«Минусы»
Электронное хозяйство позволяет наблюдать общее состояние ТС через бортовой компьютер, но, помимо удобств, в этом заключается и сложность использования инжектора. Сломанный датчик не ремонтируется, а стоимость нового сравнительно внушительная. В итоге ликвидация поломки, прямо либо косвенно касающаяся эксплуатации инжектора, связана с приобретением дорогостоящих запчастей. Форсунки инжектора функционируют в более сложных условиях высоких температур непосредственно в ГБЦ, а карбюратор вынесен в сторону и представляет собой автономное приспособление. Если к указанным факторам добавить требовательность к химической кондиции топлива, то получается, что хлопот и затрат с ним вроде бы больше, нежели с карбюратором.
Подведем итоги…
Впрочем, цену вопроса стоит внимательно и объективно просчитать. Содержание карбюратора и в самом деле выходит несколько дешевле, но он чаще беспокоит, и попытка сэкономить на поверку оказывается в большинстве случаев несостоятельной. С другой стороны, действительно, починка инжектора более ресурсоемка, однако за счет невысокой вероятности поломки данный недостаток обычно минимизируется. И в завершение напрашивается вывод, что последний все-таки предпочтительнее. Добавим сюда повышенную мощность (до 10%), а также улучшенную приемистость, и становится очевидным: карбюратор – это уже морально устаревшее техническое чудо. Хотя на вопрос «что лучше инжектор или карбюратор?» – однозначно ответить нельзя. Допустим, в глубинке карбюраторный тип по-прежнему будет востребован, ибо там, где далеко до современного ремонтного сервиса, по понятным причинам он имеет преимущество. На некоторых спортивных суперболидах карбюраторы также в силу своей механической неприхотливости пока остаются незаменимыми.
Вместе с тем, опыт свидетельствует: переоборудование топливной аппаратуры ТС с одного вида на другой экономически себя не оправдывает и ведёт к чрезмерным, порой неокупаемым расходам. Посему выбор оптимального варианта актуален изначально, в ходе приобретения автомобиля.
карбюратор или инжектор, и чем они отличаются
В бензиновых двигателях для приготовления топливовоздушной смеси используются такие приспособления как карбюратор или инжектор. Их целью является качественная и своевременная подача продукта. Однако не все начинающие автомобилисты знают принципиальные различия между карбюратором и инжектором, установленными в топливной системе. Чтобы использовать их преимущества с максимальной эффективностью, стоит ознакомиться с конструкцией узлов.
Индивидуальный функционал
Чтобы понять, как работает карбюратор, необходимо знать принцип его работы. Данный узел в системе подачи топлива установлен для образования смеси топлива и воздуха в нужных пропорциях и последующей контролируемой подачи такого «коктейля» в камеры сгорания. В конструкциях, где используется карбюратор, всасывание подготовленной смеси в цилиндры осуществляется за счет отрицательного давления во впускном коллекторе. В популярных авто, сходящих сейчас с конвейеров, все реже встречаются карбюраторы.
Классический принцип работы инжектора базируется на электронной системе подачи топлива. Подготавливаемый состав смеси дозируется с помощью высокоточной электроники. Непосредственный впрыск распыленного бензина в формируемый воздушный поток выполняется форсунками особой конструкции. Финальная смесь проникает непосредственно в цилиндры впрыском. Данный тип подачи топлива характерен для большинства современных автомобилей.
Сравнительный анализ бензиновых систем
Чтобы выявить принципиальные различия между карбюратором и инжектором, необходимо знать, что задачей карбюратора является формирование богатой топливной смеси, нужной двигателю для выполнения конкретной задачи. Для этого в камеру поступает подготовленный горючий объем, не зависящий от значения текущих оборотов. Это отрицательно сказывается на потреблении топлива и создает загрязнение от выхлопов.
Понять, чем отличается инжекторный двигатель от карбюраторного, помогает знание устройства современной системы впрыска. Для инжекторных моторов характерна подача обедненной смеси с точной дозировкой, которую подбирает электронный блок (главный компьютер в автомобиле).
Важно! Максимально точная топливная дозировка характеризуется экономичной эксплуатацией автомобиля и минимальным уровнем токсичности выбросов отработанных газов.
Благодаря встроенному инжектору автомобили получают дополнительное увеличение мощности мотора на 10-12% и повышение динамических характеристик. Выбирая оптимальную систему подачи топлива, необходимо учитывать, что инжектор более требовательный к качеству топлива, чем его конкурент. Также на современные системы впрыска не оказывает влияние температурный перепад, в отличие от карбюраторов, которые в жару могут перегреваться, а в сильные морозы – способны замерзать.
Между карбюратором и инжектором присутствует заметная разница в обслуживании, диагностике и ремонте. Топливные системы, оснащенные карбюраторами, обладают достаточно простой конструкцией и нетребовательны в процессе эксплуатации, если соблюдаются правила:
- в авто заливается качественный бензин;
- стоит надежный топливный фильтр;
- воздушный фильтр не загрязнен.
На практике автомобилисты могут сталкиваться с частыми поломками карбюратора из-за применения низкокачественного топлива. Почти все типы ремонта этого узла автовладельцы имеют возможность проводить самостоятельно даже в гаражных условиях, а затраты на запчасти окажутся минимальными.
Определить инжектор автомобилист может не только визуально или по увеличению мощности, но и по большей надежности работы. При этом стоит знать, что эти преимущества инжектора компенсируются достаточной сложностью ремонта узла. Диагностические работы принято выполнять на специальных дорогостоящих стендах, доступных профессиональным станциям обслуживания. Также отдельные встроенные датчики и элементы топливного блока имеют высокую стоимость.
Поиски компромиссного варианта
Определяясь, что лучше инжектор или карбюратор для автомобилиста, необходимо учитывать статистику выпускаемых легковушек в мире. Тенденция выпуска карбюраторных авто характеризуется снижением, в отличие от растущего тренда конкурента.
Одним из главных факторов является степень экологичности транспорта, которую стремятся стимулировать повышением стандартов для авто, выпускаемых в Европе или на других континентах. В результате выхлопные газы чище у инжекторной конструкции. Системам с карбюраторами значительно сложнее поддерживать высокие стандарты чистоты выбросов в атмосферу.
Понять, какой из двигателей оптимальнее по всем параметрам, помогает знание конструкции обеих систем. Более ранней является карбюраторная. Ее название произошло от французского слова Сarburation (смешивание). Приготовление смеси осуществляется непосредственно внутри отдельной установки, куда поступает воздух и топливо в определенной дозации. Сформированная заранее смесь всасывается через коллектор за счет разницы давлений.
Название инжекторных моторов пошло от английского слова Inject (впрыск). Установка подобной конструкции напоминает топливную систему подачи в дизельных двигателях, оборудованных форсунками. Горючее в распыленном виде подается непосредственно в камеру. Автоматика (электроника) следит за точной регулировкой пропорции смеси благодаря нескольким датчикам, которые отсутствуют у карбюраторных систем.
Позитивные и негативные стороны карбюраторов
Основные преимущества карбюратора скрываются в таких факторах для автомобилиста:
- максимальная простота его обслуживания;
- относительно невысокая требовательность к качеству топлива;
- прочистить жиклеры, разобрать корпус и провести диагностику можно в гаражных условиях.
Для машин, оснащенных данным аппаратом, характерна высокая приемистость силовой установки. Смена режимов работы происходит быстро, без рывков. Опытные водители говорят, что на таких машинах проще преодолевать крутые спуски и путешествовать по бездорожью.
Минусы заключаются в следующих характеристиках:
Почитателями подобных машин являются чаще автомобилисты со стажем или молодые водители, предпочитающие заниматься ремонтом своей машины самостоятельно.
Плюсы и минусы инжекторных машин
При выборе бензиновых авто с форсунками, установленными в системе подачи топлива, автовладелец получает такие преимущества перед аналогами:
- при равном рабочем объеме с карбюраторными аналогами мощность инжекторного мотора будет выше примерно на 10%;
- оптимальный способ впрыска бензина;
- угол зажигания установлен максимально точно;
- используется особая конструкция коллектора.
Кроме экономичности водители отмечают легкий пуск машины даже во время морозов. Нет необходимости в длительном прогреве, чтобы быстро стартовать. Высокая степень надежности обусловлена отсутствием трамблера, который зачастую является виновником проблем в бензиновых машинах.
Недостатками подобной конструкции являются:
- сложность самостоятельного ремонта;
- высокие требования к топливу;
- дороговизна замены запчастей.
Отрицательные стороны компенсируются длительным качественным периодом эксплуатации.
Вывод
Карбюраторные машины больше подойдут тем, кто готов самостоятельно уделять время ремонту или автовладельцу далеко добираться до станций техобслуживания. Инжекторы подойдут любителям спокойной городской езды.