Чертежи карта — Все карты мира
Возможно ли создать автомобиль своими руками? Конечно, для обычного автолюбителя эта затея покажется слегка безумной и труднореализуемой, однако в данном вопросе все зависит от амбиций и настроя. К примеру, картинг – это тот же маленький автомобиль, но сконструировать его под силу практически любому автолюбителю. Да, трудности все же будут возникать, но при грамотном подходе к реализации подобной задачи у вас все обязательно получится.
Содержание статьи:
1. Этап проектирования
Прежде чем создать что-либо своими руками, придется хорошенько взвесить все «за» и «против» такого решения и разработать четкий план всех последующих действий. В случае с созданием картинга в домашних условиях, все начинается с проектирования будущей конструкции. Она может иметь самые различные формы и размеры, да и общий дизайн зависит только от вашего воображения и пожеланий. Однако, в любом случае, не стоит забывать, что самодельный карт должен включать в себя и некоторые обязательные элементы, без которых эта затея не увенчается успехом. К ним относится рулевая/тормозная система, шасси и, конечно же, двигатель. Все эти составляющие следует подробно изобразить на план-схеме, ведь только с ее помощью у вас получится правильно собрать все детали.
К процессу проектирования необходимо подходить творчески, а для вдохновения можно использовать интернет, где есть наглядные примеры различных моделей «маленьких машинок». Также нелишней будет консультация опытного механика.
Указывая габариты будущего картинга, будьте предельно внимательны, ведь они полностью должны соответствовать росту и возрасту водителя. Например, для среднестатистического подростка достаточно будет ширины 0,76 м и длины в 1,3 м, в то время как для взрослого человека придется увеличить эти параметры до 1 м и 1,8 м соответственно. Продольное расстояние между осями должно находиться в пределах от 101 до 122 см (в том случае, если длина карта соответствует 132 см).
Кроме того, занимаясь разработкой проекта, уделите должное внимание даже самым мелким деталям, точно изобразив их на схеме. В противном случае, при подборе нужных элементов вам будет крайне сложно определиться с их количеством.
2. Закупаем необходимые материалы
После проведения всех предварительных расчетов остается только найти подходящие детали и можно приступать к работе. Если бюджет позволяет, тогда купить их не составит труда, ведь любой магазин авто- и мотозапчастей наверняка предоставит вам готовое решение этого вопроса. В тех же случаях, когда свободных денег не так уж и много, отыскать необходимые детали можно на свалке или же в своем гараже, особенно если когда-то там валялась старая газонокосилка или другие похожие устройства.
В качестве альтернативного варианта, также можно обратиться к сотрудникам специализированных мастерских, где вам «по дешевке» отдадут ненужные им детали (к примеру, вышедшие из строя триммеры, четырехтактный двигатель мощностью 10-15 л.с. и другие важные элементы). В общей сложности, для работы потребуется:
• Для шасси – квадратная и стальная труба диаметром 2,5 см и 2 см (длина отрезков будет зависеть от размера картинга), стальная пластина толщиной 0,5 см (ее ширина и длина должны быть чуть больше размера двигателя), фанера или листок металла для днища и под сиденье, посадочное место водителя.
• Для мотора – сам агрегат (можно использовать двигатель старого триммера), цепь, которая будет подходить к ступице звезды, топливный бак и мелкие соединительные элементы (болты, шайбы).
• Для трансмиссии понадобятся колеса, рулевое колесо, коробка передач с ручным тормозом, приводной и рулевой вал, подшипники, педаль тормоза, дроссель/педаль газа.
Из инструментов самым главным орудием является сварочный аппарат. Если вы сами никогда не сталкивались с его применением, тогда можно нанять опытного сварщика. Учитывая, что прочные шасси – это важнейшая часть всей конструкции (удерживает не только вес двигателя вместе с другими деталями, но и самого водителя),
Все сварочные швы делаются ровными и аккуратными. Несоблюдение указанных требований приведет к плохому контакту элементов, а в местах соединения появятся пузыри и трещины. Естественно, использовать такое транспортное средство будет крайне опасно.
Если вы не уверены, что выполнить задание получится с первого раза, тогда можно потренироваться на более мелких изделиях, а после их успешной сварки перейдете к сбору картинга.
3. Собираем карт
3.1. Всё внимание на раму
Рама карта – это его скелет, созданный из труб, размещенных на стапеле (ровный стол с закрепленной на нем металлической столешницей, длиной не меньше 2 м и шириной 1 м). Перед тем как размещать трубы, на поверхность стапеля наносят разметку рамы в пропорциональном соотношении 1:1 (контуры агрегатов обводятся пунктиром). Далее, нужно взять заготовки труб и все узлы с установленными на них кронштейнами (это избавит вас от потребности тщательной проверки всех мест крепления).
Свое место должен занять и мотор, после чего кронштейны прихватывают сваркой и снимают узлы. Стыки труб подгоняют при помощи болгарки, а когда все элементы начинают идеально подходить друг другу, их просто приваривают. Подрамник силового агрегата соединяется с рамой в трех точках: сверху на П-образном кронштейне и снизу в двух местах.
Передняя ось формируется из металлической трубы диаметром 2 см и прикрепленных к раме втулок. Скрепляется конструкция шайбами и болтами, а вот заглушки логичнее всего установить перед началом работы с рулевой колонкой.
Монтаж задней оси также имеет свои особенности. Она должна не только крепиться к раме, но и свободно вращаться, чего удается добиться путем крепления опорного кронштейна держателя к задней оси. Стальная пластина приваривается к шасси и дополнительно укрепляется болтами и гайками, причем таким образом, чтобы подшипник оказался прижатым. Помочь облегчить работу может готовая конструкция под названием «опорно-подшипниковые узлы».
Обратите внимание! Выполняя сварку составных частей рамы, прижмите детали шасси бетонной плитой и проверьте точность всех сварочных швов. Шасси должно обладать высоким уровнем прочности, поэтому любые сдвиги элементов при их соединении могут крайне отрицательно сказаться на дальнейшей эксплуатации карта. Для облегчения выполнения задачи крепить шасси лучше в приподнятом положении с помощью все тех же бетонных блоков.
3.2. Рулевое управление и колеса
Не менее важным этапом на пути создания карта вашей мечты является сборка рулевого управления и установка колес. Для выполнения этой задачи вам потребуется двухсантиметровый металлический стержень для осей и полуторасантиметровый – для привода. Последний элемент следует согнуть под прямым углом при помощи паяльника для нагревания стали. Чтобы выровнять рулевое колесо, понадобятся регулируемые соединения, а правильно настроенный развал-схождение (наклон руля и вертикаль переднего колеса) – просто неотъемлемая часть управления картингом.
Что касается установки колес и тормозной системы, то тут все еще проще. Вам нужно будет подобрать небольшие гоночные колеса (позволят обеспечить высокий уровень ускорения и контролируемости машины) и присоединить их к осям. После этого можно переходить к монтажу тормозной системы: суппорт крепится к шасси, а диск – к задней оси.
Обратите внимание! В тормозной системе картинга должно быть задействовано не менее двух колес, но для большей безопасности лучше установить тормозные диски на все четыре колеса машинки.
Саму тормозную систему можно позаимствовать у старого сломанного мотоцикла, так как именно эти транспортные средства имеют подходящие размеры и могут облегчить вашу работу. Сборка шасси выполняется точно по чертежному плану, который лучше всего сделать в натуральную величину с использованием миллиметровой бумаги, наклеенной на любой плотный материал подходящего размера. Выполнять чертеж следует в нескольких проекциях, в соответствии с которыми металлическую трубу разрезают на части.
Надо сказать, что у большинства видов картингов угол развала передних колес немного меньше задних, благодаря чему они могут поворачиваться (шасси также вращается). Чтобы достичь такого эффекта, ось поворота нужно закрепить на передних углах, именно в том месте, где будут располагаться колеса. Если использование бумажного чертежного плана для вас немного неудобно, тогда начертить картинг можно и на полу, выкладывая детали прямо на него.
3.3. Двигатель для карта
Подобрав мотор для своего сооружения (им может послужить и двигатель от бензопилы), его необходимо грамотно установить. Прежде всего, с «заготовки» следует снять все лишние детали, представленные в виде рукояток, цепей, баков и т.д. Наиболее сложным и трудоемким является процесс переделки звездочки (за основу берут звездочку бензопилы, с которой предварительно стачиваются зубчики, и она принимает произвольный размер). На следующем этапе, для крепления к подрамнику двигателя, необходимо просверлить два отверстия в кожухе охлаждения.
Бензиновый двигатель от триммера – это достаточно компактный мотор внутреннего сгорания, и хоть скорость картинга с таким агрегатом не будет слишком высокой, ее вполне достаточно для начинающих картингистов.
Отдельно следует упомянуть и об установке подвески силового агрегата. Для его крепления нужно приварить стальную пластину к задней части рамы, а сам мотор разместить на ней таким образом, чтобы шкив совпадал с рабочим шкивом на оси. После этого нанесите разметку с обозначением мест для болтов. Крепление шкива к оси лучше всего выполнять до того, как вы будите вставлять ось во втулки, а для его фиксации отлично подойдет установочный винт. Еще одним вариантом крепления является его сварка с осью, но только он должен обязательно лежать со шкивом двигателя на одной линии.
3.4. Сиденье пилота
Днище картинга и сиденье водителя изготавливают из заранее заготовленного листа фанеры или металла. Само посадочное место пилота можно сделать и с помощью обычного сиденья с подушкой, которое снимают из старого картинга или другого транспортного средства, главное, чтобы по размеру подходило. В любом случае, сиденье должно быть изготовлено таким образом, чтобы при резких поворотах водитель плотно сидел, не смещаясь в сторону наклона. Также не стоит забывать о дополнительном месте под рычаги, педали и руль.
Даже если вам кажется, что установка сиденья – это достаточно простая задача, справиться с ней в одиночку будет сложно. С помощью друга, и принимая во внимание все параметры конструкции, сделайте разметку и просверлите в сиденье отверстия под передние точки крепления. Кресло фиксируется на передних опорах, а после того, как вы установите упор между валом и верхом сиденья, сядьте в кресло и еще раз проверьте комфортность его расположения.
Наносить разметку следует и для сверления боковых точек крепления, а после окончательного монтажа не забудьте проверить все рекомендованные параметры. Точная доводка положения сиденья выполняется с помощью прокладочных шайб разной толщины и дополнительных отверстий. В случае необходимости, кронштейны крепления сиденья можно немного подогнуть.
Обратите внимание! Надежность фиксации водительского кресла повышается, если укрепить его в тех местах, где оно соединяется с рамой шасси, используя для этого металлические шайбы, клеящиеся с двух сторон.
Форма, толщина и металл изготовления деталей зависят только от вашей фантазии и возможностей. Несколько дополнительных отверстий в этих шайбах позволят осуществить еще одну регулировку, которая дает возможность адаптировать картинг под быструю или медленную, сухую или мокрую трассу. В сырую погоду конструктора рекомендуют перемещать сиденье на 5 см вперед.
3.5. Рычаги педалей
По большому счету, весь педальный узел карта – несложная конструкция. Педали устанавливаются и соединяются с двигателем и тормозной системой. В большинстве случаев эти детали изготавливают из стального или алюминиевого прута диаметром 8 мм.
Перед «созданием» педалей специалисты рекомендуют вырезать макет ступни водителя, чтобы проще было подобрать нужные размеры. После этого остается лишь правильно поместить макет на раму, уделив особое внимание расположению управляющих тросов. На них не должно быть никаких резких изгибов, и они не должны путаться под ногами водителя.
Особого внимания заслуживает и задний мост. Дело в том, что для высокого уровня эластичности и хорошей адаптации картинга к любому типу дорог, его придется изготавливать с открытой стальной задней осью. Также обязательным элементом являются и специальные посадочные канавки для подшипников, расположенные на конце оси. Надеть ступицы на конические составляющие задней оси можно не только с помощью болтов, но также и цепной звездочки, количество зубцов которой меняется автолюбителем в зависимости от мощности установленного на карт двигателя.
Тормозной диск крепится к раме болтами, причем, вне зависимости от типа акселератора, следует устанавливать педаль ножного тормоза, ведь в процессе управления машиной руки должны быть максимально свободны. Нелишним будет разместить специальные ограждения, не позволяющие ногам соскальзывать с педалей при прохождении поворотов. Вот и все – установив все детали на свои места, вы получите самодельный картинг, и пусть пока он не идеален, но мастерство придет с опытом.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
Да Нет
Source: auto.today
Почитайте еще:
Как собрать карт своими руками
Наверное, каждый ярый автомобилист, необязательно юный, но и взрослый, рано или поздно задумывается над тем, как собрать настоящий спортивный карт своими руками. Есть определённая группа людей, которая всерьёз увлекается этим хобби и проводит еженедельные воскресные заезды на платном картодроме.
Самодельный карт
Оказывается, изготовить самодельный карт вполне по силам каждому. Узнать, как собрать карт, можно из этой статьи, которая была написана совместными усилиями высококвалифицированных конструкторов и тех, кто собирал такую технику своими руками.
Чтобы суметь собрать самодельный карт, следует вооружиться нужным чертежом, инструментами, готовым комплектом для сбора самодельного картинга, а также несколькими кусками листового металла. Дальше действовать по инструкции.
Некоторые особенности изготовления переднего моста
Рассмотрим для начала передний мост карта, куда входит балка, поворотные составляющие колёс и две проушины. Что касается поворотной цапфы, то она состоит из оси и шкворневой втулки, которые можно заказать выточить хорошему токарю. После того как будет проведена подгонка, ось приваривается под нужным углом. Девяносто восемь градусов — это то, что нужно.
Соревнования самодельных картов
Далее, нужно будет подготовить листовую сталь в пятнадцать миллиметров толщины и изготовить поворотный рычаг. Сам он должен иметь своеобразное сечение, похожее на букву П, чтобы вся конструкция была собрана правильно. Этот самодельный поворотный рычаг нужно будет соединить с поворотной цапфой и затем обратить внимание на ось, которая должна образовать 110 градусов.
Важно обратить внимание уже на начальной стадии конструирования на ось цапфы. Она обязательно должна составлять ровно 110 градусов, в противном случае неизбежны проблемы.
Рама — важная часть самодельного карта
Вообще, рамы картинга не поддаются какой-либо классификации. В большинстве своём они бывают двух типов: плоские и пространственные. Плоская рама имеет лонжероны, работающие на кручение и изгиб. Другими словами, на сжатии и растяжении это никоим образом не сказывается, так как нагрузок в таком случае не бывает.
Образец для рамы можно будет собрать из обычной миллиметровой бумаги, которую можно просто наклеить на плотную бумагу. И на чертёж всё нужно переносить грамотно, соблюдая размеры, формы и пропорции.
Чертёж самодельного карта
Нужно будет далее отрезать трубу нужного размера и перейти к изготовлению рамы, а вернее, её основы. Заготовку ставим на ровную поверхность и завариваем все части таким образом, чтобы получилась единая конструкция. Проверить все детали на симметричность можно обычным уровнем.
Теперь нужно будет приготовить трубы для фиксации двигателя, педалей и рулевой колонки. Смотрим на макет и изготавливаем по чертежам такую же раму. Обязательно следим за тем, чтобы не пропустить никаких узлов и деталей.
Готовые заготовки привариваем сваркой к раме. Тщательно проверяем углы наклона, точность размеров, симметричность и многое другое.
В частности, рассмотрим отдельно, как изготовить самодельное рулевое управление на карте. Обязательно нужно будет подготовить трубу диаметром 16 мм с тонкими стенами. Свариваться колонка будет с центром колеса, а вращение будет проходить в двух скользящих подшипниках.
Для того чтобы рулевое управление не смещалось продольно, его нужно усилить. Делается это при помощи сваривания упорных колец. К рулевой колонке приваривается сошка, плечо которой равно шестидесяти миллиметрам, а длина поперечной тяги определяется уже в процессе испытания карта. Понятно, что она должна быть регулируемой.
Видеообзор самодельного багги (картинг)
Что касается П-образной проушины, то её нужно будет приварить к одному концу тяги. Другой конец будет венчать стальная втулка, имеющая внутреннюю резьбу М10, куда и вворачивается пятисантиметровый стержень с контргайкой и проушиной, заваренной на него.
Идём дальше и соединяем поперечную тягу с рулевой колонкой посредством специального шарнира через проушины. Крепление осуществляется с помощью болтов М8. В этом случае, да и вообще, чтобы устранить люфт в соединениях, нужно использовать резиновые втулки. Что касается колёс, то они обязаны поворачиваться под нужным углом (тридцать градусов), а зазор между ними и рамой должен составлять не менее пяти миллиметров. Фиксируются все соединения обязательно на специальных гайках.
Колёса и сидения
Теперь переходим к изготовлению колёс и сидений. Их тоже готовим из листового металла. В частности, диски колёс можно изготовить на токарном станке из полуторамиллиметрового куска стального листа. Крепим диски к ступицам путём приваривания их головок. Не забываем заварить оба поворотных узла переднего моста. Потом их нужно будет зафиксировать с проушинами при помощи шкворней.
Особо отмечаем процесс крепежа левого и правого поворотного узла к балке переднего моста. Нужно учитывать, что развал передних колёс, а точнее, его угол должен быть равен нулю, а угол наклона шкворней — 12 градусам. Таким образом, координированность и взаимосвязанность узлов и механизмов карта становится правильной, а эти параметры, как известно, зависят от развала колёс и других важных расчётов.
Пришла пора ставить двигатель. Его нужно будет закрепить на точках опоры рамы и затянуть болты с усилием, равным значению, указанному в прилагаемых чертежах. Идём дальше и подключаем остальное оборудование навесного типа, куда входит карбюратор и другие важные детали.
Самодельные педали
Что касается педалей, то их устанавливаем и соединяем с двигателем и тормозной системой.
Вообще, педальный узел карта — это достаточно простая и надёжная конструкция. Педали чаще делаются из стального или даже алюминиевого прута, имеющего диаметр 8 мм.
Рекомендуется перед изготовлением педали сделать следующее: вырезать макет ступни и таким образом подобрать нужные размеры. Затем остаётся только правильно расположить макет на раме.
Особое внимание нужно будет обратить на расположение управляющих тросов, где не должно наблюдаться никаких резких изгибов, и тросы не должны свободно свисать и путаться под ногами водителя.
Отдельного внимания заслуживает задний мост. Для эластичности и хорошей приспосабливаемости к любой дороге, его нужно будет изготовить с открытой задней осью из стали 18ХНВА. Специальные посадочные канавки для подшипников на конце оси также обязательны.
На видео представлен карт, собранный своими руками:
Также и ступицы вдеваются на конические составляющие задней оси не только болтами, но и цепной звёздочкой, количество зубцов которой можно будет менять в зависимости от мощности агрегата, устанавливаемого на самодельный карт.
Что касается тормозного диска, то его нужно будет крепить к раме болтами.
Практически всё сделано. Остаётся только поставить готовые сиденья, руль, а также другие важные детали. Научившись тому, как собрать самодельный картинг своими руками обычной конструкции, можно в дальнейшем наловчиться и собирать уже настоящие профессиональные образцы, которые на зависть многим будут побеждать на гонках.
Рис. 2. Схематический чертеж карта: вид сбоку, сверху, сзади и спереди. Узлы рулевого управления я ходовой части должны быть обязательно зашплинтованы или законтрены. Разрешено применять приборы зажигания и карбюраторы любого типа, в том числе и зарубежного производства; противоударные средства, расположенные сбоку на уровне ступиц колес, не выходящие за линию описанного четырехугольника; передние и задние отбойники, расположенные не выше чем на 175 мм от поверхности дороги. На спортивных картах запрещено применять какой-либо кузов или обтекатель; упругую подвеску; дифференциал или механизм, дающий аналогичный эффект; рулевое управление с зубчатым, червячным, реечным, цепным или тросовым приводом; впрыск топлива и нагнетатель; педали, выходящие при нажатии за габариты рамы. КАК ПОСТРОИТЬ КАРТ? В Курском Дворце пионеров в течение ряда лет создавались и испытывались различные конструкции карта с двигателем до 50 см3. С одной из моделей журнал знакомил читателей в № 10 за 1969 год. Наша последняя модель конструктивно отличается от своей предшественницы прежде всего измененной рамой. После длительных испытаний мы остановились на открытой плоской раме, изготовить которую проще, чем закрытую или ферменную. Карт с таким основанием более устойчив на трассе. Изменение рамы потребовало изменения конструкции задней оси и ее крепления. Руль в соответствии с новыми техническими требованиями мы изготовили круглой формы, соединив с .рулевой колонкой его центр. На всех четырех колесах теперь установлены одинаковые шины модели «В-29» Воронежского шинного завода. Кроме того, изменена конструкция крепления двигателя к раме. Новое крепление позволяет проще регулировать натяжение цепи. В результате получилась вполне современная машина, устойчивая, удобная в управлении и обслуживании. Эта модель может быть взята за основу при постройке карта. В конструкции (рис. 1) нет сложных узлов. Карт можно построить в технических кружках школ, в картинг-клубах, располагающих токарным станком и слесарным инструментом. Придется прибегнуть также к помощи газосварки, которую вы найдете в ближайшем гараже, мастерской или на стройке. Конечно, лучше всего иметь сварочный аппарат в распоряжении кружка. Постройку карта надо производить в определенной последовательности. Сначала изготавливаются передний и задний мосты, а затем сваривается рама. ЕГО СПОРТИВНОЕ СЕРДЦЕ Успех в картинге, как известно, зависит от мастерства юного гонщика, надежности карта и мощности его двигателя. Поэтому естественное желание каждого картингиста оснастить машину «сердцем» помощнее. Конструируя дорожный мотоцикл, заводские специалисты озабочены тем, чтобы заложить в его двигатель, кроме достаточной мощности, еще и топливную экономичность, долговечность, низкую себестоимость и относительную бесшумность. Однако в соревнованиях главное мощность, и в ущерб остальным факторам ее можно несколько увеличить. Повышение мощности двигателя форсировкой в основном достигается за счет увеличения коэффициента наполнения цилиндра свежей рабочей смесью. Еще один резерв увеличение числа оборотов коленчатого вала, которое соответствует максимальной мощности, а также уменьшение потерь на трение и потерь газообмена. Практически форсировка любого двигателя мотоциклетного типа предусматривает комплекс работ по увеличению степени сжатия, изменению размеров, форм и расположения впускных, перепускных и выпускных окон и каналов цилиндра. В процессе форсировки подбирается и другой карбюратор обычно с увеличенным диаметром диффузора. При этом изготавливается другой всасывающий патрубок, соединяющий его с цилиндром. Серьезное внимание необходимо обратить на систему выпуска отработанных газов. Подбором выпускной трубы можно в определенном диапазоне оборотов значительно улучшить очистку цилиндра от отработанных газов следовательно, увеличить его коэффициент наполнения и мощность. Некоторые спортсмены значительно «умощняют» свои двигатели путем их высокой форсировки. Для этого им приходится целиком изготавливать самодельные цилиндр, головку, коленчатый вал, поршень, кольца и многие другие детали, так как конструкция и материал, используемые в дорожных машинах, ограничивают возможность форсировки. Однако выполнение таких работ возможно лишь в заводских условиях или в хорошо оснащенных мастерских, пользоваться услугами которых может далеко не каждый. Поэтому здесь мы расскажем о средней форсировке пятидесятикубового двигателя вполне доступной и почти не требующей изготовления новых деталей. Вам не понадобится сложное оборудование, и если уж вы смогли построить карт, смело прибавляйте сил его спортивному «сердцу». Из всех пятидесятикубовых двигателей, которые пригодны для использования в картинге, лучше всего поддаются форсировке чехословацкие двигатели «Ява-50», «Ява-05», «Ява-20». Различные их модификации имеют незначительные конструктивные отличия, не влияющие на порядок работ. Итак, к делу. Если двигатель еще не был в эксплуатации, хорошо обкатайте его. Это можно сделать, установив двигатель на карт. Для обкатки достаточно поездить четыре-пять часов на прямой передаче при средних оборотах, то есть на небольшой скорости. После этого разберите двигатель. Снимая цилиндр и разъединяя половники картера, старайтесь не порвать бумажные прокладки. Если одна часть прокладки отходит с одной деталью, а другая остается с сопрягаемой, отделите эту половинку от детали ножом. Выпрессовку коленчатого вала не следует производить молотком. Пользуйтесь для этого съемником или прессом. Разобрав двигатель, можно приступить к доводке его деталей. При обработке окон и каналов цилиндра надо стремиться выдержать размеры, приведенные на рисунке 1. Для того чтобы уяснить, где и сколько металла надо снимать, перечертите развертку в масштабе 1 : 1 на лист плотной бумаги, вырежьте ножницами окна и вставьте развертку в цилиндр, совместив нижние обрезы выхлопных и перепускных окон цилиндра и развертки. Окончательную обработку окон «в размеры» по высоте контролируйте глубиномером штангенциркуля. Обработка окон и каналов выполняется с помощью бормашины шарошками (фрезами) различной формы и зуботехническими абразивными кругами. В бормашинах для этой цели используются гибкие валы от привода стеклоочистителя автомобиля «Москвич-407». Обработать окна можно и без бормашины. Для этого пользуются прямыми и изогнутыми круглыми напильниками и шаберами различной формы. Чтобы изогнуть напильник, нужно место предполагаемого сгиба нагреть газовой горелкой докрасна, быстро, но плавно загнуть конец напильника, зажав его в тисках, и сразу опустить его в воду для закалки разогретого места. Проходные сечения перепускных каналов в цилиндре и картере следует увеличить, помня, однако, что ширина взаимного перекрытия по плоскости сопряжения цилиндра и картера нигде не должна быть меньше 1,5-2 мм. Для этого из дюралюминиевого листа толщиной 1 мм изготавливают шаблон (рис. 2), точно соответствующий конфигурации поперечного сечения перепускных каналов. Внутренние края, помеченные пунктиром, распиливаются до ширины стенки 1,5-2 мм, после чего по шаблону обрабатывают перепускные каналы в плоскости сопряжения, сначала в цилиндре, а потом в картере. Перепускные каналы должны быть строго симметричными и постепенно сужаться в поперечной и продольной вертикальных плоскостях, параллельных оси цилиндра. Расширять их следует только за счет обработки стенок, отмеченных на рисунке 2 пунктиром. Обрабатывать не отмеченные стенки можно только в верхней части каналов, чтобы добиться их сопряжения с перепускным окном гильзы цилиндра. Верхняя стенка каждого перепускного канала на входе в цилиндр должна иметь подъем относительно плоскости поперечного сечения 11-12° (рис. 3). Особое внимание обратите на углы перепускных окон в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра. В лаборатории Курского Дворца пионеров хорошие результаты в форсировке таких двигателей были получены, когда угол α касался вершиной зеркала цилиндра, а вершина угла β отстояла от зеркала на 3 мм (рис. 4). В зависимости от расположения окон на гильзе, получившегося в процессе доработки, величина углов (в градусах) у разных цилиндров может оказаться различной. При доработке перепускных каналов нужно следить за их совпадением на цилиндре и на картере. Проверить совпадение можно, надевая цилиндр на шпильки сначала одной, потом другой половины картера. Все каналы после обработки шлифуют сначала крупнозернистой, потом мелкозернистой наждачной бумагой и полируют (войлоком или сукном) полировочными пастами. Подготовка картера сводится к обработке с помощью шаблона (рис. 2) перепускных каналов и полировки поверхности. Полезно отполировать внутреннюю поверхность кривошипной камеры. Промыв все детали в керосине, начинают сборку картера. При этом предварительно покрытая графитной смазкой прокладка между половинками картера должна занять прежнее место. Собрав картер, проверьте правильность работы сцепления и коробки перемены передач. Далее надо добиться совпадения окон юбки поршня с перепускными каналами в нижней части цилиндра. Для этого поршень без колец соединяют с шатуном с помощью деревянного пальца, надевают цилиндр на половину длины шпилек и, вращая рукой коленчатый вал, совмещают кромку днища поршня с нижним краем перепускных и выпускного окон. Если при этом кромки окон поршня выступают за края перепускных окон в нижней части цилиндра, то острой иглой очерчивают на поршне выступающие части, пользуясь нижними окнами цилиндров как направляющей для иглы. Затем поршень отделяют от шатуна и опиливают по разметке. После промывки обработанный поршень соединяют с шатуном с помощью стандартного поршневого пальца, зафиксированного стопорами, надевают поршневые кольца и вводят в цилиндр, предварительно смазанный маслом для двигателя. Перед установкой цилиндра полезно проверить монтажные размеры сопрягаемых деталей. Зазор в кольцах, находящихся в цилиндре, должен быть в пределах 0,2-0,3 мм, а между юбкой поршня и цилиндром 0,05-0,06 мм. В плотно посаженном цилиндре кромка днища поршня в положении нижней мертвой точки (НМТ) должна совпадать с нижним краем перепускных и выпускного окон, чего можно добиться, помещая бумажные прокладки разной толщины между цилиндром и картером. Увеличение степени сжатия заметно влияет на повышение мощности. Как показала практика, оптимальная степень сжатия при средней форсировке рассматриваемых двигателей составляет 11-11,5. Подрезать стандартную головку в этом случае бесполезно. Гонщики предпочитают заплавлять алюминием ее сферу. Наплавку делают электросваркой в струе аргона. При этом получается более высокое качество наплавки и меньше деформируется головка. Можно изготовить и новую головку (рис. 5). Ребра охлаждения на ней нарезаются дисковой фрезой после токарной обработки камеры сгорания, площадки и отверстия под свечу. До фрезеровки желательно также насверлить отверстия для шпилек цилиндра и углубления для гаек, которыми головка крепится к цилиндру. Между головкой и поршнем, находящимся в верхней мертвой точке (ВМТ), необходим антидетонационный зазор величиной около 0,5 мм, который обеспечивается прокладками из мягкого листового алюминия. Прокладка, кроме того, обеспечивает плотное прилегание кольцевой плоскости цилиндра к головке. При изготовлении прокладок следите за тем, чтобы их внутренний край не выступал в цилиндр, так как при этом поршень будет ударяться о прокладку и может разрушиться. Лучше внутренний диаметр прокладок делать на 2 мм больше внутреннего диаметра цилиндра. Для форсированного двигателя класса до 50 см3 можно рекомендовать карбюратор К-55, ранее применявшийся на мотоциклах «М-103». Для его установки нужно изготовить патрубок. Он должен отвечать следующим требованиям: наклон карбюратора в продольной плоскости не больше 7°; в поперечной плоскости положение карбюратора вертикальное; длина патрубка минимально возможная; патрубок выполняется без резких изгибов, а его внутренняя поверхность ровной и гладкой; площадь поперечного сечения патрубка должна плавно увеличиваться от карбюратора к всасывающему окну; со стороны карбюратора сечение патрубка равно сечению задроссельной части карбюратора, а со стороны цилиндра соответствует площади всасывающего окна. Патрубок обычно изготовляют по месту, после установки двигателя на раму. Форма и размеры выпускной трубы, а следовательно, и резонансные характеристики системы выпуска взаимно связаны с характеристиками двигателя, получившимися в процессе форсировки. Поэтому предугадать или рассчитать заранее самую подходящую для вашего двигателя выпускную трубу невозможно. Чертеж одной из труб, используемых нами на форсированном двигателе «Ява-20», приведен на рисунке 6. При изготовлении комплекта выпускных труб надо иметь в виду, что укорочение элементов трубы целесообразно для более высокооборотных двигателей. Характеристики трубы в определенных пределах можно менять также за счет изменения длины и диаметра цилиндрической насадки на ее конце. Трубы изготавливаются из листовой стали толщиной 0,7-0,8 мм и соединяются коротким (250-300 мм) входным коленом с цилиндром. В форсированных двигателях используют специальные свечи зажигания. При степени сжатия 11 хорошо работают свечи чехословацкого производства ПАЛ-14-11 или отечественные свечи ВКС-28. Можно применять и другие свечи с калильным числом 280. Опережение зажигания установить в 3 мм до ВМТ. После запуска двигателя отрегулируйте карбюратор на нормальную рабочую смесь. Регулировка выполняется подбором жиклеров с разным проходным сечением и изменением высоты подъема дроссельной иглы. После проезда на карте одного-двух кругов по трассе при полной нагрузке двигателя выньте свечу. Нагар песочного цвета на изоляторе свечи свидетельствует о бедной смеси. Влажный черный нагар признак богатой смеси. При нормальной смеси нагар на свече будет иметь коричневый, кофейный цвет. |
Большой Чертёж — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Большой чертёж» — единая генеральная карта Русского государства крупного масштаба, созданная в XVI веке по указу Ивана IV (Грозного). В 1627 году был составлен «новый чертеж» (минимум вторая редакция), получивший название — «полю». Старый чертёж и чертеж «полю» в настоящее время считаются утраченными. Последнее упоминание о чертежах даётся в описи дел Разрядного приказа, составленной думным дьяком Д.М. Башмаковым в 1668 году[1].
В 1503—1517 годах, по мнению академика Б. Рыбакова, московские землемеры приступили к составлению «чертежей» пограничных областей России, в первую очередь западных. Появились карты, не дошедшие до нас: «Корельский рубеж», «Литовская и Псковская земля», «Корельские и Лопские земли к Мурманскому морю» и др. Видимо, к этому периоду относится и создание новой карты Русского государства.
Сохранилась карта (1523), воспроизводившая детальные географические знания русских о западных окраинах своего государства, приобретённые к тому времени.
В 1552 году царь Иван IV Васильевич «велел землю измерить и чертеж всему государству сделать». Развернулась громадная по своим масштабам работа по сбору материалов и составлению «чертежей» отдельных областей. Безвестные землемеры засняли внутренние районы по рекам Волге, Оке, Каме, Северной Двине, Печоре с их притоками, а также часть зауральских степей и земли к югу от низовьев Дона и в Прикаспии. Первоначальный чертеж был составлен к 1556 году.[2]
До конца XVI века накопился обширный картографический и описательный материал, по которому (около 1600 года) был составлен «Чертеж всему Московскому государству». Позднее эта утраченная работа — крупнейшая карта Руси XVI века — получила название «Большой Чертеж». Это была дорожная карта, построенная по основным дорогам того времени сакмам и шляхам, охватывавшая территории с севера на юг от Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток от Финского залива почти до восточного склона Уральских гор. Названий, относившихся к европейской части России (без сёл и деревень), насчитывалось около 1340, в том числе 880 рек, 400 городов и около 70 озёр. Столь подробная карта использовалась в первую очередь, видимо, для целей управления. После составления «Большой чертёж» часто находился в употреблении и сильно обветшал — «избился и развалился весь».
- ↑ Книга Большому Чертежу. под ред. К. Н. Сербиной / Издательство АН СССР. — 1950
- ↑ И.Е. Саратов. гл.6: Книга Большому Чертежу // Харьков, откуда имя твоё? / ред. Н. З. Алябьев. — 3-е, дополненное. — Х.: Издательство ХГАГХ, тип. Фактор Друк, 2003. — С. 68-83. — 248 с. — (350-летию Харькова). — 415 экз. — ISBN нет.
- Пачкалов А. В. Средневековые города Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. М., 2018.
- Шибанов Ф. А. «Большой Чертеж», или Первая оригинальная русская карта Московского государства // Вестник ЛГУ. — 1947. — № 5. — C. 99-102.
- Шибанов Ф. А. «Большой чертеж»: Первая оригинальная русская карта Московского государства // Труды второго Всесоюзного географического съезда. М., 1949. Т. 3. С. 272-280.
- Книга Большому Чертежу / Под ред. К. Н. Сербиной. — М., 1950.
- Полевой Б. П. Новое о «Большом чертеже» // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1967. — № 6. — С. 121-130.
- «Славянская энциклопедия. XVII век». М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Как составляли старинные карты (чертежи) русских земель?
В нашем замечательном хобби поиск места для копа может занимать времени не меньше, чем само блуждание с прибором на местности. Это знает каждый опытный копарь и очень быстро понимает всякий новоявленный кладоискатель. Мендэ, ПГМ, РККА, карты рельефа и высот, просто спутниковые гугл и яндекс, всё это часами детально и скрупулезно рассматривается. У каждого есть свой алгоритм поиска новых мест, обычно он приходит с пониманием того, что всё, что указано на Менде лет десять как выбито, перевыбито и в довесок разрыто шурфами. Однако нередко мне приходится слышать истории о неких секретных старинных картах, на которых изображены исчезнувшие сёла, монастыри и даже целые города. Истории эти начинаются с рассказов о неком удачном копаре, что на коп ездит исключительно один и копает он очень удачно потому, что у него есть карта губернии, какой нет ни у кого. Дальше история может разниться в своём сюжете, на тему, как и где этот самый удачливый копарь раздобыл данную карту. Вроде-как у него жена работает в областном архиве, или папа бывший археолог, или дедушка был заслуженным географом СССР. Источники могут быть разными, но всегда рассказчики сходятся в одном – карта уникальная осталась в одном экземпляре, и по ней можно будет копать ещё долгие годы. Не карта, а сплошное Эльдорадо, не путать с сетью магазинов. Я попытался разобраться в истории отечественной картографии и понять, насколько миф о «золотой» карте может быть реальностью.
Отмечу сразу, что тема отечественной картографии это материал для полноценного учебника объёмом на четыреста страниц. Поэтому мне очень пришлось постараться, что бы описать тему объективно, но при этом не уйти в глубины специализированных терминов, понятий, имён отцов основателей и перечислением споров научных школ. Начнём с базиса. Как утверждают специалисты в области отечественной картографии, в период с 1478 по 1700 год было создано десять оригинальных карт Московии, Руси и Русского царства. Именно этот период я и постараюсь разобрать в данном материале. Прошу обратить внимание на слово «оригинальных». Почему? Потому что нужно сразу же уяснить, что картография это отрасль, в которой плагиат очень популярен от того, что сложно доказуем. Во всевозможных сборниках, альманахах, космографиях, атласах и прочих собраниях европейских и мировых карт 15-16 веков, сами карты были одинаковыми, отличались только описания, гравюры и изображения морских монстров на белых географических пятнах.
Карта Московии 1525 год. Самая ранняя ксилография изображающая территорию Русского царства. Рисунок был обнаружен в 1993 году, к сожалению, найти информацию о том, как и где была обнаружена карта, мне не удалось, так же как и нет в открытых источниках информации о сумме, за которую карта была выкуплена у владельца на аукционе Сотбис.
Что нужно понять в самом начале изучения истории отечественной картографии? В России создание, составление и изготовление карты происходило исключительно по государеву заказу. Тогда как в Европе, картография была высокодоходным частным предприятием. И в этом различии и кроется целый ряд особенностей карт Московии и русского царства изучаемого нами периода. Все известные за тот период карты России можно условно поделить на три основные группы.
— карты созданные иностранцами, не посещавшими Московию и Русское царство.
— карты созданные иностранцами посещавшими Московию и Русское царство.
— карты созданные по заказу русских царей.
Почему я решил разделить карты исследуемого периода на такие три группы? Наверное потому, что составители карт преследовали свои обособленные цели, а потому и сами карты можно и нужно рассматривать исходя из целей, которыми руководствовались авторы карт. Отдельно нужно указать, что в то время карты издавались не отдельными рисунками, а в составе сборников и в сопровождении письменных комментариев и описаний политической, культурной, экономической и иных аспектов жизни того или иного региона, государства или провинции изображенной на самой карте. И порой данные комментарии и описания для историков являются более ценным материалом, нежели сами старинные карты. Разбирая материал по заданной теме, я увидел, насколько легко многие диванные историки верят описаниям и самим старинным картам. Но об этом чуть позже.
Карта восточной Европы из первого издания Космографии Себастьяна Мюнстера
К первой группе карт, что были созданы европейскими картографами, не посещавшими Россию, можно смело отнести все карты, созданные на космографии С. Мюнстера изданной в городе Базель в 1550 году. Космографиями в 16-м веке называли сборники карт с описанием, гравюрами и комментариями автора. Например, Космография С. Мюнстера состояла из 1 100 страниц, три из которых были отведены для карты Московии и краткого описания быта, нравов и традиций московитов. Что мы можем полезного для себя увидеть при рассмотрении данной карты. Ну, наверное, только то, что это первая карта Московии, которая больше напоминает схему метро или план эвакуации. Но пытливый взор любителей исторических заговоров всегда на таких картах найдёт что-то. Что именно они могут там найти это не важно, главное это самое что-то там есть. Например Тартарию. Не Татарию, а именно Тартарию через «р». А ещё есть Великая Пермь, Скифия и Сарматия.
И тут нужно немного уйти в историю европейской картографии, что бы понять, откуда на карте Московии 16-го века взялись Скифия, Сарматия и другие названия, не дающие покоя большому множеству сторонников альтернативной истории нашего отечества. А дело было так. С развитием морской и континентальной торговли, в период небывалого роста путешествий, то, что в последующем историки назовут эпохой великих географических открытий. В это самое время потребительский спрос на карты в Европе возрос до уровня спроса на библию. Спрос всегда рождает предложение. А потому Европу накрывает бум картографии. В условиях жесточайшей конкуренции побеждают те, кто дает не более точные карты, а тот, кто в одном издании дает самую полную из всех возможных подборок карт стран известного мира. И если по картам континентальной Европы того периода можно и сегодня путешествовать вполне спокойно. Карты Европы были весьма точными и детальными. То по картам, которые размещали в сборниках, так сказать в довесок, сегодня можно понять только общие сведения и те нужно проверять несколько раз.
Например, в оригинальной версии Космографии Мюнстера, в разделе описания Московии говорится, что у московитов совсем нет серебряных денег. А правителя они выбирают себе на общем собрании. Как в последующем установили исследователи и историки, на счет выборов князя, Мюнстер ошибся взяв информацию о Новгороде, а вот на счет отсутствия серебряных денег он просто получил неточный перевод, поскольку в материале, который он брал за основу своего труда, а источник был на итальянском языке, было написано, что у московитов деньги из чистого серебра. Вообще космография Мюнстера вызывает интерес для подробного исследования потому, что до недавнего времени, именно этот географический сборник содержал самую раннюю из всех известных карт Московии и Руси.
На самом деле, по теме всей Космографии Мюнстера в целом и по восточным территориям Европы в отдельности написано немало серьёзных научных трудов. Как и положено серьёзным научным трудам, данные работы скучны и местами понятны только специалистам. И эта одна из причин, почему среднестатистическому обывателю бывает столь легко засадить в сознание очередную бредовую идею на тему страшного исторического заговора. Давайте разберём один такой пример. В самом раннем издании космографии на территории восточной Европы автор разместил земли двух народов — Скифия и Сарматия. И вот тут возникает вопрос. Как на карте 16-го века оказались народы, исторические упоминания о которых ограничиваются 6-м веком нашей эры? Очередной исторический заговор? Немцы при Екатерине Великой переписали рукописи? И ведь не поспоришь? Нарисовано, да ещё и европейскими учеными нарисовано, а им у нас веры больше, чем собственным академикам. Не сочтите последнее за мою точку зрения, просто сарказм, вызванный частыми дискуссиями как с товарищами, так и в ветках различных тематических форумов.
При изучении старинных и средневековых исторических источников немаловажно понимать, какими источниками пользовались авторы того времени для написания своих научных трудов. Сам Себастьян Мюнстер большую часть своей космографии составил на основе более ранних трудов. В картографии это вполне себе обычная практика. Авторское право распространялось исключительно на текстовые документы, потому сами контуры карт переносили от одного издания в другое, внося только некоторые изменения, на основе новых полученных данных. И вот тут, прошу внимания, Скифия и Сарматия попали на карту восточной Европы с карты греческого ученого и астронома Птолемея.
Карта Йохана Шнитцера 1482 , составлена по Космографии Птолемея Фото: wikipedia.org
Клавдий Птолемей, древнегреческий ученый астроном и математик, живший во 2-м веке Н.Э. создал карту (космографию) всего известного на тот момент европейцам мира. В карту вошли Европейский континент, северная Африка, Азия, Индия, Китай и Скифия с Сарматией. Поэтому картографы 15-го века, за неимением достоверной информации в картах того периода указывали данные относящиеся ко 2-му веку. А карта Птолемея по Африке была актуальна ещё в во второй половине 18-го века. Оригинал Карты Птолемея был утрачен, но благодаря сохранившемуся текстовому описанию «Руководство по географии» в котором было указано описание более 8 000 городов с приведением географических координат. Да-да, во втором веке нашей эры было известно и распространено в применении географические координаты местности. Так вот, на основе указаний географических координат в 1466 году немецкий монах Николай Германус восстановил графическое изображение карты Птолемея. Через десять лет графические материалы Германуса были гравированы и распечатаны тиражом в 500 штук. В последующем, в течении следующего столетия карта Птолемея (Германуса) претерпев несколько редакций неоднократно переиздавалась. И, как мы можем понимать, вся европейская картография начинала свой путь именно с карты Птолемея. Именно по этой причине, если картограф не имел современных данных по той или иной территории Евразии, в этом случае на новую карту наносили информацию с карты Птолемея. Вот откуда на карте Восточной Европы 16-го века оказались земли скифов и сарматов.
Всеобщая Космография Себастьяна Мюнстера, изданная в 1550 году, оказалась самой прибыльной книгой в Европе после библии на протяжении нескольких десятилетий. Её многократно переиздавали, печатали и копировали. Карты из космографии Мюнстера использовали другие картографы для публикации собственных космографий и атласов. Коммерческий успех космографии на многие столетия определил интерес со стороны издательств к географическим картам, атласам и дневникам путешественников.
Карты России созданные иностранными путешественниками.
Ну что сказать? В какой-то момент территория нынешней России заинтересовала иностранных купцов, что соответственно и стало причиной появления первых более-менее точных карт. И произошло это во времена правления Ивана Грозного. Русское царство находилось в постоянной войне со всеми своими соседями. В то же самое время Англия после победы протестантов над католиками, также находилась в полной торговой изоляции. Постоянные войны требовали денег, и если в России для этого могли поднимать налоги, ну или конфисковывать имущество и земли очередного боярина изменника, то в Англии поднимать налоги было запрещено законом. И они всячески старались развивать внешнюю торговлю. Испания установила морскую блокаду и основной экспортный товар – шерстяные ткани остался не востребованным. Мало того проход английским судам в средиземное море был закрыт. Тогда Англичане решили исследовать северный морской путь. Можно ли попасть в Китай таким образом? Выяснилось, что нельзя. Тогда Английские купцы стали наводить деловые и политические контакты с правительством Московии. И это стремление оказалось обоюдным.
Карта Московии Дженкинсона. Первое английское издание карты было обнаружено в 1987 году в Польше. Сейчас оригинал карты хранится в библиотеке Вроцлавского университета.
Русское царство, после захвата Казанского и Астраханского царства, установило полный контроль над торговым маршрутом «из варягов в персы» Теперь товары из северных районов России могли беспрепятственно доходить до персидского потребителя. Ну, или почти беспрепятственно. Главное, что по пути следования торговых караванов удалось разобраться с разбойниками и многочисленными поборами местных князьков, мурз и атаманов. С другой стороны, в связи с тем, что Казань и Астрахань Россия отжала у Османской империи, те в ответ объявили санкции на все товары из Московии. А так как Русское царство постоянно воевало с соседями, вопрос внешней торговли всегда стоял остро. В старушке Европе в случае войны соседних государств торговые отношения решались при помощи еврейских общин. У нас так не получалось, а потому, когда пред царём появились английские купцы с предложением наладить торговлю, возникла идея. А почему бы англичанам не помочь наладить торговлю с Персией и османской империей. Такие скажем удобные посредники.
Англичане открыли в Москве Московскую компанию и занялись планомерным освоением территории. Сколько именно торговых агентов Московской компании постоянно проживало и работало на территории Русского царства неизвестно, но торговые дела они вели весьма успешно. Монопольное право на торговлю в России у англичан существовало более ста лет с 1551 до 1698 года. И мы можем понимать, что выгода была двусторонняя. Но тут возникает хороший вопрос. А как вообще Англичане доплыли, а потом и доехали на санях в Москву? Что ими двигало, и кто на это движение дал денег? А деньги немалые.
На экспедиции подобного рода деньги в Британии выдавали разного рода общества, в нашем случае это была «Торговая компания купцов-путешественников для открытия земель, стран, островов и неизвестных мест». И интерес у данной компании был вполне рациональный. Англия настойчиво искала возможность достичь Китая северным морским путём. В некоторых античных трудах по географии утверждалось, что до заветного Китая можно доплыть по реке Обь. В итальянском печатном издании «Книге о Московитском посольстве к папе Клименту VII» 1552 года, рассказывалось со слов русского дипломата о том, что из Московии можно доплыть до Китая на кораблях. Всё это и ещё ряд различных информационных поводов и послужило причиной, почему Англичане прибыли в Московию к царю Ивану Грозному. Англичане искали еще не открытый европейцами путь в Китай.
С этой целью, в поисках пути в Китай английский посол Энтони Дженкинсон, заручившись охранными грамотами, дошел по Оке и Волге до Каспия, оттуда до Аральского моря, там с несколькими спутниками присоединились к каравану купцов и уже с ними англичане дошли до города Бухары. И там их ждали две плохие вести. Первая – путь дальше закрыт из-за начавшейся войны. А вторая – английские шерстяные ткани никому в этих краях неинтересны. Бухарские купцы не захотели их покупать даже по заниженной цене. Из Бухары англичанам удалось уехать за неделю до начала осады города, и когда посол вернулся живым и здоровым в Москву, то этим весьма немало удивил царя Ивана Грозного.
Буквально за несколько лет пребывания в России, английские торговые агенты составили подробное описание всех торговых путей по рекам и городов Русского царства. Путь в Китай они так и не нашли, однако на составленной Энтони Дженкинсоном карте миф о том, что река Обь берёт своё начало в Китае был закреплён визуально. И тут можно предположить, что либо англичане не верили русским, что утверждали, мол нет никакого речного пути прямо в Китай, либо англичане думали, что русские так его и не нашли. Либо, что более вероятно, данная «ошибка» была нанесена на карту сознательно, дабы подогревать интерес инвесторов к продолжению финансирования изысканий и путешествий Московской компании. Ведь, как утверждают биографы Энтони Дженкинсона, умер посол, путешественник и купец весьма состоятельным человеком.
Что можно сказать, подводя итог к данной главе? Карта Дженкинсона вошла в ссостав первого географического Атласа «Зрелища круга земного». Кстати, именно с этого издания все сборники карт стали именовать не космографиями, а атласами. Как мы можем догадаться, «Зрелище круга земного» стала самой прибыльной и дорогой книгой своего столетия, после библии. И карты опубликованные в данном издании на долгие десятилетия стали каноном для иных издателей и картографов. А ещё, на карте Дженкинсона Иван Грозный сидит в шатре и подпись при нём «Великий император России». В Европе тогда ещё никого не называли императором. Так что можем уверенно предположить, что этот момент был выведен в виде хорошего дипломатического подарка в сторону царя Ивана. Ну знаете, как обычно говорят при комплементах «Нам пустячок, а вам приятно». Зато в наше время от этой надписи, сторонники исторических заговоров потеряли покой и душевное равновесие, ведь смотрите когда Русь была империей. У нас украли историю!!! Караул!!!
Карты (чертежи) составленные по заказу правителей Руси.
Большой чертёж Русского царства. О нём много говорят, пишут и иногда даже снимают видеоролики. Общепризнанной точки зрения и понимания, что это такое у научного сообщества нет. Данных о том, когда и по-приказу какого царя это чертёж был изготовлен нет. Но, есть предположение, что приказ о создании единой карты (чертежа) всего Русского царства издал царь Иван Грозный. Когда и в каком виде чертёж был изготовлен и сдан заказчику, информации нет. Затем, в период правления царя Фёдора Борисовича, появляется сообщение, что Большой чертёж, что хранился в Разрядном приказе, обветшал и истёрся так, что читать его можно с трудом, а названия отдельных урочищ и вовсе прочесть нельзя. Тогда царь даёт наказ исправить и отредактировать Большой чертёж. Работа по редактированию и обновлению Большого чертежа была завершена при царе Михаиле Романове. В Чертеже было указаны расположения 880 рек 400 городов и примерно 70 озёр. Так как чертёж хранился в единственном экземпляре, до наших дней дошло только его описание по Книге большого чертежа. Тоже весьма интересный документ, его то мы и будем разбирать.
Отрывок из Книги большого чертежа.
Но сначала попытаемся понять, для чего нужен был этот самый Большой чертёж? Точной информации так же нет, так же как и понимания, действительно зачем? Исходя из информации, что чертёж за три десятилетия изрядно износился от использования, можно предположить, что им действительно часто пользовались, но для чего и в каких целях? Непонятно. Есть версия, что необходим чертёж был для государственного управления. Что подразумевать под термином государственного управления так же непонятно. У Москвы к своим территориям в то время был только один интерес – налогооблагаемая база. Принцип взаимоотношений центра с регионами строился по понятиям братков из лихих 90-х. Мы вас охраняем, вы нам за это платите. В такой модели управления по вассальной системе, развитие региона это проблема самого региона.
Остаются два варианта необходимости данной карты. Это политический вес и торговля. Политика дело тонкое, и при царском дворе на Руси это понимали всегда. Зачастую для иностранных послов разыгрывались целые представления. Например, тот же Дженкинсон записал в своих путевых заметках рассказ о том, как Царь Иван Васильевич принимал его за обедом. На самом деле это был ужин, но на нем присутствовали более двухсот человек, а обслуживали ужин «князья». Слуги на пиру были одеты так, что иностранные гости принимали их за знатных особ. Так вот, Дженкинсону царь сообщил через переводчика, что в это же самое время, в соседних палатах обедают две тысячи татарских всадников, что прибыли недавно в Москву, присягнули на верность царю и в скором времени уедут воевать за царя в Ливонию. Самих «рыцарей» Джекинсон не видел, но, как мы можем догадаться, посол посыл понял. Весь торговый путь от Москвы до Каспия находится под контролем царя Ивана Васильевича. И в этом плане наглядный план или карта всего Русского государства был просто необходим при дипломатических беседах. Европейские послы приезжали в Московию сухопутным путём, преодолевая бескрайние просторы. И вот когда им царь или иные государевы люди показывали карту, европейские послы начинали осознавать, насколько огромны земли, которыми управляет Русский царь.
«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год художник Александр Литовченко.
Ещё одной и наиболее вероятной версией использования большого чертежа является применение его для торговых отношений. Опыт торговли с Англичанами был весьма успешным и положительным. Поэтому иностранных торговцев в Русском царстве жаловали и всячески способствовали их работе. Свободный рынок и принципы здоровой конкуренции всегда шли на пользу экономике страны и регионов. Быть перекрёстком торговых дорог всегда и во все времена было выгодно. Поэтому, как мы можем предположить, Большой чертёж был стандартизированной картой Русского царства. По нему иностранные купцы могли делать для себя копии и свободно путешествовать с товарами и за товарами по всей территории государства.
Перейдём от теории к практике. Я как большой любитель и сторонник приборного поиска рассматривал все три описанных варианта карт, как возможность найти для себя интересную информацию. Скажу честно – не нашел. Хотя может кому-то из других регионов, Книга большого чертежа может оказаться интересной. И вот в каком плане. В книге подробно, не совсем точно, но довольно подробно указанны все судоходные реки и речушки, с примерным местом указания их впадения в основное русло главной реки. Так вот, в чем может быть интерес? Дело в том, что со времён Ивана Грозного ландшафт центральной России весьма сильно изменился. И многие речки перестали просто существовать, иные превратились в заболоченные ручьи. Произошло это по причине вырубки леса и сельскохозяйственного освоения земель. В густых лесах влага испаряется медленнее, потому ручьи питают речушки, а речушки в судоходные реки. Когда леса вырубили, речки заболотились и после вовсе исчезли с местности, в отдельных местах их могли и просто распахать. Но когда-то по берегам этих рек и речушек жили и трудились люди. И при детальном изучении именно Книги большого чертежа, я думаю, можно будет найти несколько интересных мест для копа по средневековью.
Но это только моё предположение, поскольку по местности, в которой я проживаю, Книга Большого чертежа мне ничего интересного не дала. А искать да ехать куда-то за сто километров и более я для себя не вижу смысла. Однако одно интересное наблюдение по Книге большого чертежа я смог сделать. Книга времён Михаила Федоровича один в один копировала ошибки из путевых заметок Дженкинсона. Описание четырёх населённых пунктов по реке. От точки А до точки Б — 30 верст, тогда как в реальности 45, от точки Б до точки С – 60 верст, тогда как в реальности 30 и от точки С до точки Д – 90 верст, и в реальности примерно так же. Путевое описание Дженкинсона полностью соответствует дорожнику Большого чертежа. Из чего можно уверенно сделать вывод, что Большой чертёж был основан на карте Дженкинсона.
Несмотря на то, что оригинал большого чертежа не сохранился и вообще непонятна его участь, однако до наших дней сохранилась карта Геритсона 1613 года. На самой карте имеется описание, что она составлена голландским картографом Гесселем Геритсоном на основе карты Московии царя Фёдора Борисовича Годунова. Так что с большой долей вероятности мы можем утверждать, что карта Геритсона это и есть Большой чертёж.
Русифицированная копия карты Геритсона
Что бы я хотел сказать в заключение этой статьи? Изучение старинных карт дело действительно увлекательное, поскольку помимо самих карт ты начинаешь изучать сопроводительные описания, путевые заметки иностранных путешественников и иные документы. И вот тут-то и нарабатывается тот самый опыт, тот минимально необходимый объем знаний, пусть эти знания и теоретические, но в последующем именно эти знания могут помочь в поиске и нахождении очень интересного и вкусного места для копа. Место, которое никто до тебя ещё не находил.
P.S. В ходе подготовки данного материала я нашел весьма занимательный документ. В котором, между прочей информации сообщается, что в 1837 году при МВД Российской империи были созданы статистические комитеты. Одной из задач поставленных для данных комитетов стал повсеместный сбор и систематизация информации о достопамятных местах, «монастырях, церквах, замках, домах, водопроводах, мостах, развалинах стен, остатках древних дорог и др. памятниках древности, замечательных или по своим историческим событиям, или по каким-либо особо важным проишествиям». Но об этом будет совсем другая история, так что желаю всем удачи и благодарю за то, что вы читаете наш сайт.
Сделать чертеж онлайн | Convenient online CAD
Итак, «Да здравствуют профессионалы и ветераны умственного труда!» – как сказал бы Великий комбинатор.
Компания «Модельер» разработала удобную и эффективную онлайн-чертилку (online-чертилку), в которой… приготовьтесь! …можно сделать чертёж онлайн совершенно бесплатно! Теперь не нужно ни покупать или скачивать программ, ни умолять друга помочь вам с установкой их на компьютер. Все это в прошлом.
Программа online-чертилка от компании «Модельер» — вот ваш ответ вызовам инженерного мира! Она предназначена для выполнения всех видов чертежей, в том числе — и для станков с ЧПУ 1 к 1!
СДЕЛАТЬ ЧЕРТЕЖ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОНЛАЙН
Сделать чертеж, программа
В современном мире, кстати, программы для выполнения чертежей — далеко не редкость. С такими программами мечта освоить мастерство инженера и сделать чертеж самостоятельно станет, наконец, реальностью.
И не просто самостоятельно!
Скажем больше: с их помощью легко сделать чертеж онлайн самому. А уж если быть окончательно точным, — то программы позволяют сделать чертеж онлайн бесплатно самому — тебе, пусть даже и не самому умному и гениальному.
Кстати, о программах. Они бывают онлайновые и десктопные. Оставим в покое онлайновые — о них позже, поговорим о десктопных. Самые известные из них:
Что касается упомянутых онлайн-программ для грамотного решения этой задачи — выполнения чертежей, — то их также известно несколько.
Освоив эти программы, умение сделать чертеж самостоятельно онлайн становится похожим на детскую забаву. Назовем те программы, которые известны нашей компании:
- Модельер CAD — бесплатная онлайн чертилка для выполнения чертежей.
- Onshape — мощное онлайн предложение для выполнения широкого круга инженерных задач. Прайс от $125 в месяц.
СДЕЛАТЬ ЧЕРТЕЖ
ЗАКАЗАТЬ ЗАМЕРЫ ИЗДЕЛИЙ
СДЕЛАТЬ ЧЕРТЕЖ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОНЛАЙН
Вверх
Большой Чертёж | Страницы Wiki
«Большой чертеж» — единая генеральная карта Московского государства крупного масштаба, созданная в XVI веке по указу Ивана IV (Грозного). В 1627 году был составлен «новый чертеж» (минимум вторая редакция), получивший название — «полю». Старый чертёж и чертеж «полю» в настоящее время считаются утраченными. Последние упоминание о чертежах дается в описи дел Разрядного приказа, составленной думным дьяком Д. М. Башмаковым в 1668 году[1].
В 1503—1517, по мнению академика Б. Рыбакова, московские землемеры приступили к составлению «чертежей» пограничных областей России, в первую очередь западных. Появились карты, к сожалению, не дошедшие до нас: «Корельский рубеж», «Литовская и Псковская земля», «Корельские и Лопские земли к Мурманскому морю» и др. Видимо, к этому периоду относится и создание новой карты Московии. Сохранилась карта (1523), воспроизводившая детальные географические знания русских о западных окраинах своего государства, приобретённые к тому времени.
В 1552 царь Иван IV Васильевич «велел землю измерить и чертеж всему государству сделать». Развернулась громадная по своим масштабам работа по сбору материалов и составлению «чертежей» отдельных областей. Безвестные землемеры засняли внутренние районы по рекам Волге, Оке, Каме, Северной Двине, Печоре с их притоками, а также часть зауральских степей и земли к югу от низовьев Дона и в Прикаспии. Первоначальный чертеж был составлен к 1556 году.[2]
До конца 16 века накопился обширный картографический и описательный материал, по которому (ок. 1600) был составлен «Чертеж всему Московскому государству». Позднее эта утраченная работа — крупнейшая карта Руси XVI века — получила название «Большой Чертеж». Это была дорожная карта, построенная по основным дорогам того времени сакмам и шляхам, охватывавшая территории с севера на юг от Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток от Финского залива почти до восточного склона Уральских гор. Названий, относившихся к европейской части России (без сёл и деревень), насчитывалось около 1340, в том числе 880 рек, 400 городов и около 70 озёр. Столь подробная карта использовалась в первую очередь, видимо, для целей управления. После составления «Большой чертёж» часто находился в употреблении и сильно обветшал — «избился и развалился весь».
- ↑ Книга Большому Чертежу. под ред. К. Н. Себриной /Издательство АН СССР. — 1950
- ↑ И.Е. Саратов гл.6: Книга Большому Чертежу // Харьков, откуда имя твоё? / ред. Н.З. Алябьев. — 3-е, дополненное. — Х: Издательство ХГАГХ, тип. Фактор Друк, 2003. — С. 68-83. — 248 с. — (350-летию Харькова). — 415 экз. — ISBN нет