Что делать, если двигатель автомобиля перегрелся? — 4КОЛЕСА
Перегрев двигателя – это одна из распространенных причин, которая приводит к тяжелым последствиям и дорогостоящему ремонту двигателя автомобиля. Попробуем разобраться, по каким причинам может возникнуть перегрев, какие последствия за этим могут последовать, и что делать в такой ситуации.
Причины, которые могут привести к перегреву двигателя автомобиля Не смотря на устойчивое мнение многих автолюбителей, что перегрев мотора это скорее летнее явление, можно их разочаровать. Очень часто даже в зимнее время может возникнуть перегрев двигателя. Среди наиболее распространенных причин, которые приводят к перегреву двигателя, считается неправильная работа системы охлаждения мотора. Это может быть как утечка охлаждающей жидкости при разгерметизации системы, так и поломка одного из узлов системы охлаждения двигателя автомобиля. Среди наиболее вероятных агрегатов, которые подвержены поломке выделяют водяной насос – помпу. Если она не работает, или работает неправильно, то жидкость плохо циркулирует по системе охлаждения. Причины перегрева двигателя могут выглядеть, как поломка или износ крыльчатки, порыв приводного ремня или слабое его натяжение. Кроме помпы не редко причиной плохой циркуляции жидкости становиться радиатор. Если охлаждающая жидкость низкого качества, или вам в силу тех или иных обстоятельств пришлось доливать в систему воды. Это может спровоцировать при длительной эксплуатации образование накипи в сотах. Что затрудняет циркуляцию жидкости. Кроме этого налипание на сотах различного мусора в виде насекомых, листьев, пыли, и грязи, так же приводит к плохому теплообмену в радиаторе. Еще одним агрегатом, который напрямую влияет на перегрев мотора, является термостат. Не редко из-за плохого качества или дефектов данный агрегат может неправильно функционировать, то есть своевременно не переключить циркуляцию жидкости с малого круга на большой. Кроме этого перегрев двигателя может возникнуть при выборе неправильного режима эксплуатации мотора. К примеру, если вы будете постоянно двигаться лишь на пониженных передачах и на высоких оборотах, то очень большая вероятность того, что уже через определенное время ваш мотор закипит. Зимой этот промежуток времени будет чуть больше чем летом. Кстати зимой при оттепели перегрев может быть вызван тем, что на авто установлены утеплители мотора, которые водитель ставил для защиты двигателя от больших морозов. Реже бывают более специфичные причины перегрева двигателя. Среди них можно отметить пробой прокладки головки цилиндров. В таком случае возможны два варианта: либо охлаждающая жидкость попадет в систему смазки, либо газы из системы выпуска отработанных газов будут попадать в систему охлаждения. В любом случае двигатель придется ремонтировать. А дальнейшая эксплуатация лишь усугубит проблемы и приведет к еще большим поломкам. Очень часто все вышеперечисленные причины могут наблюдаться у автомобилей, которые длительное время стояли в гараже или на стоянке.
Признаки, свидетельствующие о перегреве двигателя
Казалось бы, что может быть проще, чем отследить перегрев двигателя по датчику. Но зачастую многие водители так заняты процессом управления, что редко обращают внимание на датчик перегрева двигателя. А старые модели вообще лишены аварийной сигнализации на случай перегрева. Поэтому важно знать несколько косвенных признаков, которые указывают на перегрев двигателя.
Если уровень жидкости недостаточный то первое что перестает работать – это печка, так как ее радиатор находится в наивысшей точке всей системы охлаждения. Так же печка может не работать, если антифириз закипает, и образовавшиеся пары создают воздушную пробку в системе, что снова блокирует поступление жидкости в печку. Кроме этого при перегреве двигателя он начинает детонировать, и звонким стуком при нажатии на педаль газа. Ведь стенки камеры сгорания расширяются больше чем положено, что вызывает образование увеличенных зазоров. Если продолжать движение дальше, то неизменно будет наблюдаться значительное падение мощности, и увеличение металлического стука.
Какие шаги предпринять для предупреждения перегрева двигателя
Перегрев двигателя можно предупредить, или хотя бы снизить вероятность появления такой поломки. Для этого следует придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, обязательно следует периодически проверять уровень охлаждающей жидкости. Лучше всего данную процедуру выполнять перед каждой поездкой особенно владельцам старых автомобилей. Во-вторых, при техническом обслуживании, но не реже чем один раз в квартал проверяйте натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса, проводите чистку радиатора с внешней стороны. Так же при появлении даже небольших трещин на резиновых трубках системы их необходимо сразу заменить.
Последствия перегрева двигателя автомобиля
Последствия перегрева двигателя зачастую зависят от того как долго двигатель работал в режиме перегрева, и какие причины данного перегрева. Если мотор перегрелся по причине недостаточного уровня жидкости, и это было своевременно выявлено, следует просто добавить жидкости. Если причина в другом, тогда предстоит частичная разборка мотора. В случае длительной эксплуатации мотора в режиме перегрева последствия могут быть очень серьезными. В большинстве случаев перегрев мотора вызывает деформацию головки блока цилиндров. Что приводит к образованию трещин. В бензиновых моторах они образуются между седлами клапанов. Дизельные моторы страдают от трещин между крышкой форкамеры и седлами впускных клапанов.
Последствия перегрева двигателя зачастую зависят от того как долго двигатель работал в режиме перегрева, и какие причины данного перегрева. Если мотор перегрелся по причине недостаточного уровня жидкости, и это было своевременно выявлено, следует просто добавить жидкости. Если причина в другом, тогда предстоит частичная разборка мотора. В случае длительной эксплуатации мотора в режиме перегрева последствия могут быть очень серьезными. В большинстве случаев перегрев мотора вызывает деформацию головки блока цилиндров. Что приводит к образованию трещин. В бензиновых моторах они образуются между седлами клапанов. Дизельные моторы страдают от трещин между крышкой форкамеры и седлами впускных клапанов.
И наконец, мы подошли к основному вопросу нашей темы, что делать при перегреве двигателя. Сперва необходимо обязательно остановить авто на обочине. После чего заглушить двигатель и открыть крышку капота. После того как двигатель остынет необходимо убедиться, что уровень жидкости в системе охлаждения в норме. Для этого следует открыть расширительный бачок. Обязательно соблюдайте меры предосторожности, так как перегретая охлаждающая жидкость может брызнуть из горловины и привести к ожогам тела человека. Поэтому открывать пробку следует лишь тогда, когда двигатель остынет.
Если жидкости не хватает необходимо долить до нормы, в крайнем случае, добавьте воды, а потом при первой же возможности замените охлаждающую жидкость на новую. Однако снова обращаем ваше внимание на то, что все процедуры по доливу и замене следует выполнять лишь на холодном двигателе. Так как кроме того что вас может обжечь горячим антифризом, так еще и разница в температуре охлаждающей жидкости которая осталась в двигателе и которую вы доливаете, может спровоцировать неравномерное остывание двигателя, а значит и его деформацию. Кроме этого ни в коем случае не поливайте двигатель холодной водой сверху, что бы он быстрее остыл. Так как, в таком случае, капитальный ремонт головки вам обеспечен, и это в лучшем случае. После того как жидкость долили необходимо завести двигатель и проверить работоспособность работы вентилятора. Обязательно прощупайте все шланги, которые подходят и выходят из термостата. Если термостат не открывается, то нижний шланг будет холодным, а жидкость будет циркулировать, лишь по малому кругу. В таком случае термостата следует заменить. Если рядом нет СТО, то тогда наилучшим вариантом будет вынуть из него клапан. В таком случае вы закольцуете большой и малый круг, и жидкость будет охлаждаться быстрее. Если после долива жидкости обнаруживается течь антифриза, то необходимо постараться ее устранить или уменьшить насколько это возможно. Если же уровень жидкости в норме, а признаки перегрева двигателя сохраняются, то необходимо срочно показать авто автомастеру на ближайшем СТО. Весьма вероятно, что муфта привода вентилятора неисправна. Для того что бы доехать туда необходимо включить печку на максимум и таким образом через радиатор печки снизить температуру охлаждающей жидкости. Хотя можно привод вентилятора, если он не принудительный ременной, попробовать отремонтировать самостоятельно. Для этого проверьте сначала предохранители. Бывает, что слабый контакт приводит к плохому функционированию реле вентилятора. Какой за это отвечает предохранитель, следует посмотреть по схеме. Если с предохранителями все в порядке то отключите провода от датчика температуры, который дает команду на включение вентилятора, и замкните их между собой. После этого включите зажигание, если вентилятор рабочий, то он должен заработать. Если у вас нет возможности выполнить все процедуры, описанные выше, а до СТО доехать как то нужно, то существует еще одни вариант. Особенно часто его применяют при возникновении проблем с термостатом. После того как двигатель остынет заводим его и начинаем движение. Как только стрелка начинает приближаться к красному сектору, выключаем зажигание (двигатель не работает), и движемся накатом. После того как скорость заметно снизиться включаем зажигание смотрим на датчик температуры, как правило температура понижается. Поэтому можно снова завести мотор и разогнавшись повторить процедуру. И так добираемся до ближайшей станции техобслуживания. Если на дороге имеются затяжные спуски, то двигаться накатом на них нельзя. В таком случае необходимо разогнавшись так же выключить двигатель, но передачу при этом не выключать. Автомобиль по инерции на склоне сможет проехать значительное расстояние таким образом.
Видео — «Главная дорога» — перегрев двигателя
Источник
Что делать, если перегрелся двигатель?
На самом деле, существует множество проблем, которые могут произойти при движении на автомобиле, и перегрев двигателя является одной из самых досадных, но, в действительности, не очень больших проблем. Многие факторы могут привести автомобиль к перегреву: как правило, низкий уровень охлаждающей жидкости, жаркая знойная погода, долгая поездка и интенсивное дорожное движение — вот наиболее распространённый ряд причин, которые в этом виноваты. Но что делать, если автомобиль перегрелся?
Если рядом с Вами нет опытного механика или эвакуатора (бесплатного), следуйте этим простым шагам:
- При первых признаках перегрева отключите кондиционер и откройте окна, чтобы не задохнуться от жары и влажного воздуха. Это должно быть первое, что значительно уменьшит нагрузку на двигатель и поможет ему остыть.
- Если Ваш авто будет продолжать перегреваться, включите печку и вентилятор обдува. Это передаст тепло от двигателя в салон транспортного средства (и такой приём, действительно, сделает чудеса для Вашего перегретого двигателя, но, увы, очень мало приятного сделает для Вас!).
- Если Вы остановились в пробке, и датчик температуры растёт, переключитесь на нейтральную передачу или паркинг и немного (совсем немного) прибавьте обороты двигателя — это ускорит циркуляцию воды и, тем самым, лучшее её охладит.
- Старайтесь как можно реже использовать тормоз в том смысле, что разгоняйтесь как можно плавнее — старайтесь держать обороты немногим более, чем холостые, а не ускоряться резко и затем так же резко неоднократно тормозить. Помимо нагрузки от постоянных разгонов, тормозное сопротивление также немного увеличивает нагрузку на двигатель и нагревает его. Если пробка совсем «ползёт», начинайте движение только тогда, когда разрыв между Вашей машиной и автомобилем перед Вами становится слишком большим.
- Если Вам кажется, что автомобиль собирается начать кипеть, перестройтесь в правую полосу дороги на всякий случай, а ещё лучше — если позволяет время — остановитесь на обочине, откройте капот, и посидите некоторое время, дав перегретому двигателю остыть. Обычно, 30 минут достаточно для того, чтобы иметь возможность снова продолжить движение. При этом, если у Вас хороший новый аккумулятор, то оставьте ключ в положении «On», чтобы вентилятор охлаждения продолжал работать. Помните, не открывайте крышку радиатора ни при каких обстоятельствах, пока двигатель не остынет — это не ускорит охлаждение двигателя, но более вероятно, окатит Вас кипящей водой или охлаждающей жидкостью, и, если Ваш двигатель успел начать кипеть, не добавляйте воду, пока двигатель не станет довольно прохладным снова.
- Если необходимо добавить антифриз, когда двигатель ещё немного тёплый, добавляйте его медленно, в то время как двигатель работает на нейтральной передаче или на паркинге.
Хотя жаркая погода является наиболее распространённой причиной перегретого двигателя, многие другие факторы могут также вызвать эту же проблему. Если Ваш автомобиль перегревается в пробке в нормальных погодных условиях, то виновником может быть один из следующих факторов:
- Низкий уровень воды и охлаждающей жидкости в радиаторе.
- В системе охлаждения есть утечка.
Если Вы не можете найти утечку, то, скорее всего, неисправен Ваш термостат. Очевидно, что Вы не можете заменить термостат, стоя в стороне дороги. В то же время Вы можете ехать вовсе без темостата в качестве осторожной и аккуратной альтернативы эвакуатору и добраться до ближайшего автосервиса или автомагазина безопасно. Подождите, пока двигатель полностью остынет, и снимите старый термостат и подсоедините шланги без него напрямую. Если двигатель запускается и работает хорошо, не перегреваясь, без термостата, то это подтверждение тому, что проблема была в термостате.
Вот только не забудьте поставить новый термостат немедленно, как только появится такая возможность. Вождение на большие расстояния без термостата может повредить двигатель.
Всегда имейте при себе запасную бутылку антифриза (или воды) в Вашем автомобиле. Двигатели, нередко перегреваются из-за недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе, и доливая её, Вы решите эту проблему. Плюс к тому, что вода (питьевая) может быть спасителем, когда Вы будете выполнять первые два пункта выше.
Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия
Двигатель является ключевым элементом автомобиля, поэтому за его исправным состоянием владелец просто обязан следить. В процесс работы ДВС испытывает огромные нагрузки, соответственно даже незначительная поломка способна стать причиной капитального ремонта или полной замены агрегата. Эта процедура достаточно дорогостоящая. Самая распространенная неисправность, с которой приходится сталкиваться практически каждом автовладельцу, — это перегрев двигателя. Перегрев можно ставить в один ряд с заклиниванием или даже возгоранием. По сути, это следствие одного и того же фактора – высокой температуры.
Двигатель считается разогретым, если его температура не превышает 95 градусов. Свыше 100 градусов он уже может выйти из строя. По каким признакам перегрев двигателя можно определить, знает не каждый автолюбитель. В статье рассказывается о признаках и причинах, которые могут привести к данному явлению.
Признаки перегрева
Судить об этом можно не только по выходящему из-под капота автомобиля пару. Существует ряд других, менее выраженных симптомов, сигнализирующих о начинающемся неприятном процессе. Так по каким признакам перегрев двигателя можно определить? Прежде всего, все современные автомобили оборудованы датчиками контроля температуры охлаждающего контура автомобиля. Все водители руководствуются именно данными с приборной панели. Стараются не доводить стрелку температуры двигателя до красной зоны, при которой уже возможно полное разрушение агрегата. Однако контролирующая система спроектирована таким образом, что фактическая температура циркулирующего теплоносителя всегда выше того значения, которое показывает приборная панель. На некоторых автомобилях используется обычная лампочка-индикатор, указывающая на перегрев, а некоторые не имеют даже этого. И водителю приходится полагаться исключительно на свои ощущения. Если интуиция и знания подведут, то серьезных проблем, увы, избежать не получится. Современные двигатели из алюминиевых сплавов, к сожалению, не имеют того запаса прочности, что был у их чугунных предшественников, которые с легкостью выдерживали и более высокие температуры. И все-таки, какие могут быть признаки и последствия, если перегрелся двигатель?
Когда стрелка еще не вышла в красную зону или лампочка не сигналит об опасности, всегда существуют ранние признаки обнаружения предстоящего перегрева. Первое, на что водителю следует обратить свое внимание, — это сильный нагрев фронтальной стенки кузова автомобиля. Она ближе всех расположена к двигателю, поэтому по ее температуре можно всегда понять, что происходит в настоящий момент с прибором. Как только станет ясно, что с ним происходит что-то неладное, необходимо обратить внимание на тяговую мощь ДВС и работу вентилятора. Обычно мощность сильно падает, а вентилятор продолжает работать без отключений. Это первый повод для беспокойства. Возможно, двигатель даже не дойдет до той критической точки, когда закипит тосол и пойдут трещины по клапанам, разрушатся уплотнители. Один нагрев до некритической температуры не вызовет серьезных неприятностей, но частый нагрев в скором времени принесет проблемы уже более серьезные. Поэтому лучше провести диагностику на раннем этапе, пока еще не все запущено. Обязательно стоит проверить двигатель и систему охлаждения.
Более серьезная стадия перегрева — когда на ходу начинает кипеть охлаждающая жидкость в самом радиаторе. Стрелка при таком подъеме температуры быстро переходит в красную зону. Одновременно с кипением тосола резко падает мощность самого двигателя. Машина начинает еле-еле плестись. Вместе с этим в работе двигателя появляются шумы и жесткость. Можно услышать стук металла. Это происходит по причине появления детонационных процессов внутри двигателя. Соответственно, заглянув под капот, можно увидеть на блоке и головке цилиндров трещины, деформации, потеки масла или антифриза под прокладкой головки и блока.
Еще одним признаком перегрева является появление белого налета на контактах свечей зажигания. Кроме самого нагара на ней будут присутствовать (но не обязательно) растрескивание корпуса или изолятора и многие другие деформации.
Узнать о перегреве можно, открыв крышку бачка с охлаждающей жидкостью. Это делать следует на холодном двигателе или после того, как он остынет достаточно. В противном случае жидкость от кипения вытечет наружу и ненароком окатит брызгами. Если двигатель перегревался, то на стенках бачка появляются темные пятна, а в самом теплоносителе образуются темные хлопья. Это говорит о том, что в результате перегрева в прибор попало масло. Это происходит из-за выгорания прокладок головки блока цилиндров. Необходимо достать масляной щуп и исследовать масло на наличие пены и эмульсии от попадания антифриза.
Причины перегрева
Итак, мы рассмотрели признаки перегрева двигателя автомобиля. Теперь можно рассмотреть причины. Многие скажут, что их огромное множество, все и не перечислишь. Однако если обобщить, то основных всего девять. Остальные — лишь следствие неполадок.
Девять самых главных причин перегрева двигателя
Рассмотрим причинно-следственные связи на основе признаков перегрева двигателя ВАЗовских автомобилей. Это самое распространенное, «народное» транспортное средство, поэтому пояснения применимы к его устройству:
- Недостаточное количество теплоносителя в бачке и контуре охлаждения двигателя. Пожалуй, это самая распространенная причина перегрева двигателя. Происходит это когда теплоноситель просачивается через патрубки или радиаторную печь из-за негерметичности. Также может быть неисправен насос для охладителя или тосол попадает в масло или цилиндры. Тем самым увеличивается расход теплоносителя.
- Низкий коэффициент эффективности охлаждающего радиатора. Происходит по причине неисправности термодатчика, от чего вентилятор работает не в полную мощность. Возможно, произошло ослабление ремешка качающей жидкость помпы. Или может иметь место загрязнение радиатора.
- Неэффективная работа термостата. Образующиеся в системе отложения негативно влияют на работу датчика. Он неверно снимает показания температуры теплоносителя, от чего происходит перегрев мотора.
- Продолжительная работа мотора в сложных условиях.
- Неверная настройка опережения зажигания или системы впрыска смеси. При поздней детонации часть смеси уже догорает в выпускной системе, что приводит к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.
- Образование налета из минеральных солей в контуре. Они — плохие проводники тепла, ко всему прочему, сужают каналы и уменьшают расход тосола.
- Систематическое скапливание нагара в камерах. Такое происходит у машин с пробегом. Нагар образуется из-за попадания масла в цилиндры. Как следствие, образуются минеральные отложения.
- Чрезмерная любовь к использованию различных присадок. Образуется достаточно толстый слой из металлокерамики. Он плохой проводник тепла. Как результат — перегрев.
- Прогорание впускного клапана. Из-за трещины повышается температура отработанных газов, которые чрезмерно нагревают мотор.
Чувствительность двигателей к перегреву
Наибольшую восприимчивость к повышенным температурам имеют моторы, обладающие большим рабочим объемом цилиндров и работающие на высоких оборотах. Это связано с материалом, из которого они изготавливаются. Они обладают минимальными запасами прочности и конструктивной жесткости. Поршневой группе требуется специализированное масло. Соответственно, признаки перегрева двигателя у них проявляются гораздо раньше, чем у других типов, изготовленных, например, из чугуна. Последние практически невосприимчивы к перегреву благодаря увеличенному количеству масла в картере, большому радиатору и жесткости самого материала.
Как можно узнать о неполадке?
Выявить признаки перегретого двигателя достаточно трудно, поэтому говорить о перегреве с абсолютной уверенностью нельзя. Современные автомобили имеют бортовой компьютер, который записывает в свою память все показания температур, давления и другие рабочие параметры.
Старые модели, к сожалению, не обладают столь развитыми технологиями. Поэтому можно говорить только об общих признакам перегрева двигателя. Таковыми могут быть:
- Излишняя шлифовка привалочной плоскости головки блока. Во время перегрева происходит сильная деформация этой части мотора, для которой необходим очень сложный ремонт.
- Охлаждающая жидкость имеет мутноватый цвет с темными хлопьями. Они образуются в результате перегрева двигателя.
После основательного нагрева плоскости двигателя теряют свою геометрию ввиду деформаций металла в области картера, головки блока и коллекторов. Это приводит к появлению подтеков масла, так как герметизирующие прокладки просто дубеют и растрескиваются, теряя свои первоначальные свойства. Даже после замены сальников проблема потеков никуда не исчезнет. Их не будет какое-то время, но только пока манжеты новые, затем история повторится.
Возможные последствия
Как уже говорилось ранее, существуют общие признаки перегрева двигателя. Они действительны для всех видов и типов агрегатов. Однако при всей схожести признаков перегретого двигателя последствия могут быть разными. Все зависит от температуры перегрева, степени кипения теплоносителя и других побочных факторов. Специалисты выделяют несколько степеней.
Последствия локального перегрева
Самая ранняя стадия — когда опасность вовремя замечена водителем. Если локально перегрелся двигатель, последствия и признаки могут даже отсутствовать. Мотор в этом случае работает безотказно, в обычном режиме.
Последствия среднего перегрева
В этом случае двигатель подвергался длительному перегреву, но его не заклинило. Явные симптомы неполадки в виде деформаций блока цилиндров и наличия потеков. У дизельного двигателя признаки перегрева аналогичные, с одним отличием: при критическом перегреве дизельный прибор может взорваться.
Последствия критического перегрева
Последняя стадия разрушения узлов двигателя. Например, если проигнорировать у ВАЗ-2114 признаки перегрева двигателя, то мотор уже не подлежит восстановлению. Порой целесообразней его замена, чем полное восстановление. На этой стадии деформируется полностью цилиндропоршневой узел, оплавляются вкладыши, ломается коленвал у заднеприводных автомобилей, пробивается ГБЦ. Полная замена мотора является единственным решением.
Профилактика
Любой узел автомобиля требует своевременного ухода за собой. Если соблюдать простые правила, то можно избежать неприятных поломок двигателя.
- Всегда вовремя доливать теплоноситель.
- Всегда использовать масло, топливо исключительно качественное и только с соответствующим октановым числом.
- Своевременно менять детали для системы охлаждения, пока их неисправное состояние не привело к более серьезным последствиям.
Следует отметить еще одну группу транспортных средств. Это мотоциклы и мопеды. Дело в том, что они имеют воздушное охлаждение, поэтому у мотоциклов признаков перегрева двигателя практически нет. Порой о перегреве можно узнать только тогда, когда появится металлический шум в двигателе или когда он начнет глохнуть. Соответственно, диагностику приборов мотоциклов следует проводить чаще, чем автомобильных моторов.
Рекомендации
Если перегрев случился во время езды, то ни в коем случае не нужно отключать двигатель. Это прекратит циркуляцию тосола по контуру и еще больше нагреет его. Например, признаком перегрева двигателя ВАЗ-2110 является пар из-под капота в связи с разгерметизацией охлаждающего контура. Следует прокатиться на нейтральной передаче до места остановки, где она разрешена, и, не выключая двигатель, остудить его естественным путем. Только когда температура понизится до нормальной, можно выключить двигатель, и после его полного остывания приступать к поиску неисправностей. В случае невозможности решить проблему на месте следует добираться до дома на эвакуаторе.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что все узлы двигателя очень чувствительны к перегревам. Качественное обслуживание таких узлов, уход и диагностика помогут избежать серьезных поломок двигателя.
Перегрев двигателя: что делать, в чем причины, как избежать
Такая проблема как перегрев двигателя знакома каждому автомобилисту. Если она не возникала в вашем автомобиле, то наверняка вы встречали на дороге машины, из-под капота которых валит серый дым. Если двигатель «закипел» — это очень опасно, а если подобная неисправность возникает не первый и не второй раз, то автомобиль не рекомендуется эксплуатировать до тех пор, пока точно не будет устранена причина, приводящая к ее возникновению.
Почему перегревается двигатель
Из самого понятия «перегрев двигателя» можно сделать вывод, что основной проблемой для возникновения подобного рода неисправности являются неисправности системы охлаждения.
Чаще всего перегрев двигатель связан с невнимательностью водителя, который не доливал охлаждающую жидкость. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости автомобиля может возникнуть и из-за повреждений бачка, что приведет к ее чрезмерной утечке. Стоит отметить, что низкокачественная охлаждающая жидкость так же приводит к перегреву двигателя.
Неправильно работать система охлаждения может из-за поломки различных компонентов, входящих в нее: водяного насоса, вентилятора, радиатора, привода вентилятора и других. Также причиной для перегрева двигателя является неисправность термостата, который может заблокироваться в закрытом положении, из-за чего охлаждающая жидкость будет курсировать в двигателе, не охватывая радиатор.
Весьма редко причиной перегрева двигателя является попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Чаще всего причиной такой неисправности является повреждение прокладки головки блока цилиндров. При возникновении подобной проблемы эксплуатация автомобиля запрещена, и необходимо срочно устранить неисправность.
Перегрелся двигатель: что делать
Важно помнить, что перегрев двигателя – это очень опасно, и продолжать движение на автомобиле, из-под капота которого идет дым, следует только в крайнем случае. Запомните, а лучше сохраните в закладки на телефоне или распечатайте нашу пошаговую инструкцию, в которой подробно описано, что делать, если двигатель перегрелся:
- Сразу остановите автомобиль и заглушите двигатель;
- Откройте капот машины и подождите 5-7 минут, пока он остынет, и дым перестанет идти;
- После этого проверьте уровень охлаждающей жидкости. Внимание: жидкость остается горячей в течение долгого времени после остановки двигателя. Открывать бачок с нею следует очень аккуратно, и лучше использовать для этого тряпку или другие средства защиты рук от ожогов;
- Если уровень охлаждающей жидкости ниже нормы, следует ее долить, но помните правила смешивания разных антифризов. Стоит отметить, что если у вас с собой нет охлаждающей жидкости, а купить ее негде, можно долить обычной воды. При этом не забывайте стандартное правило, что доливать холодную жидкость можно только после того как двигатель остынет. Если вместо охлаждающей жидкости была долита обычная вода, по прибытию в гараж или сервис потребуется полная замена антифриза;
- Приведя в норму уровень охлаждающей жидкости, попробуйте запустить двигатель и проверьте, насколько исправно работает термостат. Если он не позволяет охлаждающей жидкости проходить через радиатор, то следует его удалить из системы охлаждения и направиться в ближайший сервис без него;
- Также можно проверить предохранитель, который отвечает за электрический привод вентилятора, и при его перегорании сделать перемычку из подручных материалов или вытащить «менее полезный» предохранитель и поставить на его место.
Если у вас так и не получилось устранить проблему, и из-под капота автомобиля идет дым, то следует срочно направиться в сервисный центр. Оптимальным решением будет вызов эвакуатора, но можно и самостоятельно добраться для сервиса, соблюдая осторожность. Во-первых, постарайтесь держать обороты далеко от «красной зоны» на тахометре. Во-вторых, включите на полную мощность отопитель салона.
Как избежать перегрева двигателя
- Как можно чаще проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке;
- Если вы заметили, что приходится доливать антифриз чаще обычного, найдите причину, из-за которой это происходит;
- Обращайте внимание на натяжение приводных ремней помпы.
Соблюдая эти простые правила, вы сможете предупредить перегрев двигателя и избежать необходимости бороться с его последствиями.