Классификация моторных масел ACEA
ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles) – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей, была создана в Европе в 1995 году взамен ранее существовавшей ассоциации ССМС. Основной задачей ассоциации является жесткий контроль качества используемых в автомобилях масел. В состав организации вошли ведущие производители автотехники. Среди которых BMW Group, DAF Trucks, Ford, Volvo, Toyota, GM, VW Group и др.
ACEA-2012 подразумевает существование трех классов моторных масел:
В каждом классе есть несколько категорий, каждая из которых является набором требований к характеристикам моторного масла и обозначается цифрами 1, 2, 3, 4 и т.д. В итоге кодировка ACEA на канистре с маслом выглядит так: A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5 — масла для легковых авто; C1, C2, C3, C4 — масла для автомобилей с системами очистки выхлопных газов; E4, E6, E7, E9 — масла для грузовиков. Чем выше номер категории — тем выше требования, которым соответствует масло.
Иногда категорию обновляют (добавляют новый тест или новый параметр оценки), тогда к существующему названию дописывают год обновления. Например кодировка B4-04 на канистре означает что масло соответствует классу B4 обновленному в 2004 году. При этом обновление всегда удовлетворяет требованиям всех предыдущих релизов, в противном случае создают новую категорию.
Актуальные категории ACEA:
A/B — масла для бенз. и диз. моторов легковых автомобилей и микроавтобусов.
ACEA A1/B1 – масла, обладающие повышенной стабильностью свойств. Могут использоваться при удлиненных пробегах между заменами. Это маловязкие масла (обычно 0w20, 5w20, 5w30), способствующие снижению расхода топлива. Эти масла не подходят для некоторых моторов. Если сомневаетесь в возможности использования в двигателе своего авто – проверьте рекомендации в сервисном руководстве.
ACEA A3/B3 – масла, обладающие повышенной стабильностью. Предназначены для использования в тяжелых условиях эксплуатации, или при высоких нагрузках на двигатель. Могут использоваться при удлиненных пробегах между заменами, в случае если это рекомендовано изготовителем автомобиля.
ACEA A3/B4 – предназначены для использования в высокомощных бензиновых двигателях, а также для дизелей с прямым впрыском топлива. Полностью удовлетворяет требования категории A3/B3.
ACEA A5/B5 — масла, обладающие повышенной стабильностью свойств. Могут использоваться при удлиненных пробегах между заменами. Это маловязкие масла (обычно 0w20, 5w20, 5w30), способствующие снижению расхода топлива. Внимание! Продукты этой категории нельзя использовать для некоторых моторов. Если сомневаетесь в возможности использования в двигателе своего авто – проверьте рекомендации в сервисном руководстве.
C – масла для легковых автомобилей и фургонов с бензиновым и дизельным двигателем, оборудованных системами очистки выхлопных газов.
ACEA C1 – масла с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (Low SAPS). Обладают повышенной стабильностью свойств. Предназначены для использования в автомобилях, оборудованных сажевым фильтром (DPF) и трехступенчатым катализатором (TWC). Эти масла продлевают срок службы сажевого фильтра и катализатора. Внимание! Продукты этой категории нельзя использовать для некоторых моторов. Если сомневаетесь в возможности использования в двигателе своего авто – проверьте рекомендации в сервисном руководстве.
ACEA C2 – Low SAPS масла. Обладают повышенной стабильностью свойств. Предназначены для использования в автомобилях, оборудованных сажевым фильтром (DPF) и трехступенчатым катализатором (TWC). Эти масла продлевают срок службы сажевого фильтра и катализатора. Внимание! Продукты этой категории нельзя использовать для некоторых моторов. Если сомневаетесь в возможности использования в двигателе своего авто – проверьте рекомендации в сервисном руководстве.
ACEA C3 – Low SAPS масла. Обладают повышенной стабильностью свойств и повышенной устойчивостью на сдвиг. Предназначены для использования в автомобилях оборудованных сажевым фильтром (DPF) и трехступенчатым катализатором (TWC). Эти масла продлевают срок службы сажевого фильтра и катализатора. Внимание! Продукты этой категории нельзя использовать для некоторых моторов. Если сомневаетесь в возможности использования в двигателе своего авто – проверьте рекомендации в сервисном руководстве.
ACEA C4 – Low SAPS масла. Обладают повышенной стабильностью свойств. Предназначены для использования в автомобилях оборудованных сажевым фильтром (DPF) и трехступенчатым катализатором (TWC). Эти масла продлевают срок службы сажевого фильтра и катализатора. Внимание! Продукты этой категории нельзя использовать для некоторых моторов. Если сомневаетесь в возможности использования в двигателе своего авто – проверьте рекомендации в сервисном руководстве.
E – для тяжело нагруженных дизельных моторов (для грузовых автомобилей)
ACEA E4 – обеспечивают превосходную чистоту поршня, качественное смазывание, снижение износа, способствуют уменьшению количества отложений. Предназначены для высокомощных дизелей отвечающих экологическим нормам Euro I, II, III, IV, V. Могут эксплуатироваться в очень сложных условиях, например при сильно увеличенных интервалах замены масла (согласно рекомендациям производителя). Эти масла подходят для дизелей без сажевого фильтра и для некоторых моделей с EGR (система рециркуляции выхлопных газов), а также для некоторых моторов с системой SCR NOx (избирательная каталитическая нейтрализация).Если сомневаетесь в возможности использования в своем двигателе – проконсультируйтесь у автодилера.
ACEA E6 – обеспечивают превосходную чистоту поршня, качественное смазывание, снижение износа, способствует уменьшению количества отложений. Предназначены для высокомощных дизелей отвечающих экологическим нормам Euro I, II, III, IV, V. Могут эксплуатироваться в очень сложных условиях, например при сильно увеличенных интервалах замены масла (согласно рекомендациям производителя). Может использоваться в моделях EGR с сажевым фильтром и без него, а также для некоторых моторов с системой SCR NOx. Масла класса E6 настоятельно рекомендованы для ДВС с сажевым фильтром (DPF) Если сомневаетесь в возможности использования этого масла в двигателе своего автомобиля – проконсультируйтесь у автодилера.
ACEA E7 – обеспечивают превосходную чистоту поршня, качественное смазывание, снижение износа, способствует уменьшению количества отложений. Предназначены для высокомощных дизелей отвечающих экологическим нормам Euro I, II, III, IV, V. Могут эксплуатироваться в очень сложных условиях, например при сильно увеличенных интервалах замены масла (согласно рекомендациям производителя). Подходит для использования в моделях EGR без сажевого фильтра, а также для некоторых ДВС с системой SCR NOx.Если сомневаетесь в возможности использования этого масла в двигателе своего автомобиля – проконсультируйтесь у автодилера.
ACEA E9 — обеспечивают превосходную чистоту поршня, качественное смазывание, снижение износа, способствует уменьшению количества отложений. Предназначены для высокомощных дизелей отвечающих экологическим нормам Euro I, II, III, IV, V. Могут эксплуатироваться в очень сложных условиях, например при сильно увеличенных интервалах замены масла (согласно рекомендациям производителя). Масла этой категории подходят для моторов с сажевым фильтром и без него, для большинства моделей с EGR, и практически для всех двигателей с SCR NOx. Масла класса E9 настоятельно рекомендованы для ДВС с сажевым фильтром. Рекомендуется использовать в паре с низкосернистым топливом. Если сомневаетесь в возможности использования этого масла в двигателе своего автомобиля – проконсультируйтесь у автодилера.
Классификация моторных масел по ACEA
ACEA — ассоциация европейских производителей автомобилей, которая разработала свою классификацию моторных масел и требований к ним. В состав ассоциации ACEA входят такие популярные марки, как: BMW, Renault, Toyota, Volkswagen, Volvo, Ford, Peugeot, Citroen, DAF, Daimler-Crysler, Fiat, GM-Europe, MAN, Porshe, SAAB-Scania.
До 2004 года класс A был для бензиновых моторов, B — для дизельных. С 2004 года в новой редакции классов добавился класс C — для высокоэкологичных двигателей.
Категория масел ACEA А/В:
Моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей.
- A1 — особо низкая вязкость, такие масла применяются по рекомендации производителя двигателя.
- A2 — масла с нормальными эксплуатационными свойствами. Используются во многих бензиновых двигателях.
- A3 — высокие эксплуатационные показатели, всесезонные масла. Увеличен интервал смены масла. Стабильная вязкость (stay-in-grade).
- B1 — особо низкая вязкость, применяются по рекомендации производителя двигателя.
- B2 — такие масла используются в дизельных двигателях с промежуточным впрыском, обычная периодичность смены масла.
- B3 — имеют стабильную вязкость (stay-in-grade), используются в дизельных двигателях с промежуточным впрыском.
- B4 — масла применяются в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, по рекомендации производителя мотора.
Категория масел ACEA C:
Новая категория (с 2004 года) для высокоэкологичных двигателей (бензиновых и дизельных). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.
- С1-04 — стойкие для механического воздействия масла. Применяются в бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Эти масла с низким содержанием фосфора и серы. Использовать как рекомендованные производителем вашего двигателя.
- С2-04 — стойкость к деструкции масла, увеличение экономии топлива. Масла такого класса предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легкого транспорта. Такие масла увеличивают эксплуатацию сажевых фильтров и катализаторов.
- С3-04 — масла, стойкие к механической деструкции. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов. Данные масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы.
Категория масел ACEA E:
Масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта.
- E1 — применяются в безнаддувных дизельных двигателях (атмосферных) и в турбодвигателях с небольшим наддувом. Легкие и средние условия эксплуатации.
- E2 — такие масла используются в безнаддувных дизельных двигателях и в турбодвигателях при средних и тяжелых условиях эксплуатации.
- E3 — масла для обеспечения чистоты поршня и образования зеркальной поверхности (bore polishing). Влияют на уменьшение износа и нагара. Более длительные интервалы смены масла.
- E4 — масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade).
Классификация моторных масел согласно ACEA
Классификация ACEA принята в 1991 г. взамен существовавшей ранее с 1972 года CCMC.
Она сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм. В отличии от API, она наиболее полно учитывает конструктивные особенности двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. По отдельным тестам ее требования значительно превышают показатели API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации.
В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
- более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
- меньшей массой двигателей;
- большей удельной мощностью;
- большими допустимыми скоростями передвижения;
- более тяжелыми городскими режимами.
Стандарты ACEA делятся на классы:
A — для бензиновых двигателей;
B — для дизельных двигателей легковых автомобилей;
С — для бензиновых двигателей и дизелей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов;
E — для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
В каждом существует несколько категорий по рабочим характеристикам. Они обозначаются арабскими цифрами (1, 2, 3, и т.д.):
- 1 — энергосберегающие масла классов А1, В1. Эта спецификация узаконивает символ «FUEL Еconomy» (экономия горючего). Экономия горючего должна быть, как минимум, 2,5 % по отношению к минеральному маслу вязкостью 15W40;
- 2 — масла широкого потребления;
- 3 — смазочные материалы повышенного качества. Продленный срок замены.
- 4 — масла для двигателей с прямым впрыском.
- 5 — новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхудлиненным интервалом замены, допускающих применение материалов с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 — 3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Могут не подходить для некоторых двигателей.
Чем выше цифра, тем выше требования (исключения для классов А1 и В1).
Повышение качества моторных масел групп от А до Е (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в некоторых случаях — изменением качества базового материала.
АСЕА 2004
Новая классификация АСЕА введена в действие с 1 ноября 2004 г. Она существенно отличается от предыдущих тем, что теперь учтены не только требования Евро 1, Евро 2, Евро 3 к автомобилям по токсичности отработавших газов, но и новые требования — Евро 4. Она отличается тем, что сокращено количество категорий моторных масел — теперь их только 11, подразделенных на три класса:
- A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
- C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
- E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.
Бывшие классы “A” и “B” объединены в общий A/B, включающий в себя четыре категории универсальных моторных масел:
- A1/B1 и A5/B5 — отличаются высокими энергосберегающими свойствами;
- A3/B3 — с увеличенным сроком замены;
- A3/B4 — для двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива.
Введен новый класс “C”, включающий три категории универсальных моторных масел с составами, обеспечивающими их совместимость с нейтрализаторами отработавших газов. Они предназначены для двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, оснащенных каталитическими трехкомпонентными нейтрализаторами (бензиновые двигатели) и сажевыми фильтрами (дизели).
- По уровню эксплуатационных свойств масла класса “C” эквивалентны универсальным маслам категории A3/B5.
- Смазочные материалы категории C1 и C2 имеют малую вязкость и повышенные энергосберегающие свойства.
В классе “E” сохранена категория E2 (рядовые масла для дизелей с турбонаддувом и без него), а также E4 (для высокооборотных дизелей, соответствующих нормам от Евро 1 до Евро 4 с увеличенным периодом замены смазочного материала при работе в самых трудных условиях эксплуатации).
Исключены категории E3 и E5 и введены две новые — E6 и E7 (для дизелей с турбонаддувом, соответствующих нормам от Евро 1 до Евро 4). Эти масла отличаются тем, что могут использоваться в автомобилях, имеющих сажевые фильтры и нейтрализаторы, уменьшающие количество оксидов азота, оксида углерода и углеводородов в отработавших газах.
Все классификации обеспечивают минимальный уровень защиты для всех существующих бензиновых двигателей.
Классификация моторных масел AСЕА 2004 года
Класс ACEA |
Категория ACEA |
Свойства и область применения |
A/B
(для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков) |
A1/B1 |
Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя. |
A3/B3 |
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиковс промежуточным (не прямым) впрыском, работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. |
|
A3/B4 |
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при более длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиковс непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3. |
|
A5/B5 |
Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, с сверхудлиненным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**.Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. |
|
С
(для бензиновых двигателей и дизелей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов) |
С1 |
Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами отработавших газов. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**. |
С2 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированные для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**. |
|
С3 |
Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов, сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, увеличивают их срок службы. |
|
Е
(для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации) |
E2 |
Используются в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающие в средних и тяжелых условиях, с обычными интервалами замены моторного масла. |
E4 |
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров. |
|
E6 |
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005%***. |
|
E7 |
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро 1, Евро 2, Евро 3, Евро 4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенных системой снижения выброса оксидов азота***. |
Примечание
*Все моторные масла, за исключением категории A1/B1, являются стойкими к деструкции — разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их состав.
**В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.
***Рекомендации по применению этих масел могут отличаться у различных производителей двигателей, поэтому следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.
УП «ПС Авто Групп» — Официальный дистрибьютор TOTAL в РБ
Классификация моторных масел AСEA адаптирована под новые технологии, принимающие во внимание Европейские требования к защите окружающей среды. Начиная с 1996 г. было издано несколько версий стандартов AСEA.
Соблюдение требований ACEA 2008 является обязательным условием с декабря 2010г.
Версия ACEA 2008 определяет четыре категории бензиновых и дизельных двигателей (A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5), четыре категории автомобилей с системами доочистки выхлопных газов (C1, C2, C3, C4), и четыре категории дизельных двигателей, используемых на тяжелой технике (E4, E6, E7, E9), две из которых относятся к тяжелым транспортным средствам, оснащённым системами доочистки выхлопных газов DPF или CRT (E6, E9).
Категория А/B:
A – бензиновые двигатели
B – дизельные двигатели
Без экономии топлива | Экономия топлива | |
Увеличенный интервал замены | A3 / B4 | A5 / B5 |
Стандартный интервал замены | A3 / B3 | A1 / B1 |
Категория C:
Двигатели с системами доочистки выхлопных газов
Без экономии топлива | Экономия топлива | |
Низкое содержание SAPS | С4 | С1 |
Среднее содержание SAPS | С3 | С2 |
Описание требований ACEA 2008 к маслам категории Low SAPS (низкое содержание серы, фосфора и сульфатных зол)
Характеристики | Показатели | Экономия топлива | Класс |
Высокая экономия топлива | 2.9 ≤ HTHS | > 3% | С1 |
Высокая экономия топлива | 2.9 ≤ HTHS | > 2.5% | С2 |
Стандартная экономия топлива | HTHS ≥ 3.5 | > 1% | С3 |
Сатндартная экономия топлива | HTHS ≥ 3.5 | > 1% | С4 |
HTHS — вязкость масла в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры.
Классификация ACEA для тяжелой техники
Низкое содержание SAPS | Среднее содержание SAPS | |
Расширенный интервал замены | E6 | E4 TBN ≥ 12% |
Стандартный интервал замены | E9 | E7 TBN ≥ 9.0% |
TBN — щелочное число