Чем отличался дизельный ВАЗ-2109 из Франции от обычного бензинового
Думаю, ни для кого не будет секретом, что на экспортных рынках местные импортеры иногда оснащали «девятки» дизельными двигателями. Так с 1995 по 1997 годы на некоторые Самары для рынка Франции и стран Бенилюкс ставили 1,5-литровый 58-сильный дизель TUD5 производства PSA с оригинальным креплением и импортным навесным оборудованием.
Коробка передач и другие элементы трансмиссии при этом оставались стандартными. Внешне дизельные версии практически не отличались от бензиновых. Их выдавал разве что скромный шильдик «Samara GLX Diesel» на крышке багажника и дизельное тарахтенье.
Найти в наше время дизельную «Самару», да еще и в неплохом оригинальном состоянии, можно считать большой удачей. Один такой автомобиль обнаружил пользователь Drive2, известный под ником osya-ua. Он выложил фотографии в своём блоге.
Как я уже сказал выше, дизельные модификации практически не отличались от бензиновых. Сама же версия GLX выделялась оригинальным кузовным обвесом, который включал новые бампера, пороги, решетку радиатора, накладки на колесные арки и спойлер на крышке багажника. Вот как это выглядело в сборе:
К сожалению, редкий кузовной обвес практически не уцелел на этом экземпляре. Из дилерских рудиментов сохранились лишь пороги, а вот прочая атрибутика утеряна или продана отдельно.
Изначально автомобиль должен был быть оснащен ранней облицовкой передней части с короткими крыльями. Один из владельцев автомобилей позже установил более современные длинные крылья и новую решетку радиатора. Дизельный ВАЗ-2109 в настоящее время находится на Украине, где он зарегистрирован с 1999 года.
Нижний шильдик «1500» — дилерский, а вот верхний — от самого обычного ВАЗ-2109. Вместо него должен быть шильдик с надписью «Samara GLX Diesel».
Но самое интересное и ценное, конечно же, скрывается под капотом. Это 1,5-литровый атмосферный дизельный двигатель TUD5. Такой же можно найти под капотом малолитражек B-класса Citroёn Saxo и Peugeot 106.
Двигатель встал в моторный отсек «девятки» без каких-либо серьезных доработок. Разве что пришлось перенести расширительный бачок. Теперь он находится за моторным щитом.
Радиатор определенно нестандартный, хотя какой-то конкретной информации откуда он взят — нет.
Единственным отличием дизельного автомобиля в салоне является наличие индикатора нагрева свечей накаливания.
Еще одним интересным отличием стала крышка лючка бензобака, на которой написана подсказка «Diesel» — для заправщиков и самых забывчивых.
А вот как звучит этот мотор:
Тип двигателя |
Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель с одним распределительным валом верхнего расположения, непрямым впрыском и компрессионным воспламенением |
Диаметр цилиндра |
82,5 мм |
79,50 мм | |
Объем |
1699 см3 |
Последовательность работы цилиндров |
1–3–4–2 (цилиндр №1 расположен со стороны шкива коленчатого вала) |
Максимальная мощность: | |
– двигатель 17D |
4600 об/мин |
– двигатель 17DR |
4600 об/мин |
Максимальный крутящий момент |
105 Н.м. при 2400 об/мин |
Натяжение зубчатого ремня: | |
новый ремень, двигатель разогрет |
7,5 |
новый ремень, двигатель холодный |
9,5 |
использованный ремень, двигатель разогрет |
5,0 |
использованный ремень, двигатель холодный |
9,0 |
– двигатель 17DR |
Натяжение регулируется автоматически |
Определение толщины прокладки | |
– выступание поршня до 0,80 мм: | |
толщина |
1,35 – 1,45 мм |
маркировка |
Нет |
– выступание поршня 0,80–0,90 мм: | |
толщина |
1,44 – 1,55 мм |
маркировка |
Один вырез |
– выступание поршня свыше 0,90 мм: | |
толщина |
1,54 – 1,65 мм |
маркировка |
Два выреза |
Регулировка зазоров клапанов |
Осуществляется автоматически гидравлическими толкателями |
Ширина седла клапана в головке цилиндров: | |
– впускного |
1,3 – 2,0 мм |
– выпускного |
1,3 – 2,6 мм |
Зазор стержня клапана в направляющей втулке: | |
– впускного клапана |
0,015 – 0,047 мм |
– выпускного клапана |
0,030 – 0,062 мм |
Углубление тарелки клапана |
0,25 – 0,75 мм |
Выступание вихревой камеры |
|
Шлифовка сопрягаемой поверхности |
Максимум 0,025 мм |
Высота головки блока цилиндров: | |
– максимальная |
106,10 мм |
– минимальная |
105,75 мм |
Деформация сопрягаемых поверхностей |
Максимум 0,05 мм |
Радиальное биение |
Максимум 0,03 мм |
Осевой люфт |
0,070 – 0,302 мм |
Диаметр шейки коренного подшипника: | |
– номинальный: | |
диаметр |
57,982 мм |
маркировка |
Зеленый |
диаметр |
57,995 мм |
маркировка |
Коричневый |
– уменьшенный размер (на 0,25): | |
диаметр |
57,732 мм |
маркировка |
Зеленый/ Голубой |
диаметр |
57,745 мм |
маркировка |
Коричневый/ Голубой |
– уменьшенный размер (на 0,50): | |
диаметр |
57,482 мм |
маркировка |
Зеленый/ Белый |
диаметр |
57,495 мм |
маркировка |
Коричневый/ Белый |
Коренной подшипник: | |
– толщина вкладышей |
1,989 – 2,001 мм |
– рабочий зазор |
0,015 – 0,041 мм |
– овальность |
0,005 мм максимум |
– конусность |
0,004 мм максимум |
Шатунный подшипник: | |
– овальность |
0,005 мм максимум |
– конусность |
0,004 мм максимум |
Болты крепления головки цилиндров:* | |
– ступень 1 |
25 Нм |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 90° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 90° |
– ступень 4 |
Довернуть на угол 45° |
Прогрейте двигатель | |
– ступень 5 |
Довернуть на угол 30° |
– ступень 6 |
Довернуть на угол 15° |
Распределительный вал | |
Болты крепления крышки корпуса распределительного вала |
8 |
Болты крепления упорной пластины распределительного вала |
8 |
Болты крепления шкива распределительного вала:* | |
– ступень 1 |
75 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 60° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 5° |
Болт крепления промежуточного шкива зубчатого ремня |
40 |
Болты крепления шкива механизма натяжения |
25 |
Коленчатый вал | |
Болты крепления шкива коленчатого вала |
20 |
Болт крепления шкива коленчатого вала:* | |
– ступень 1 |
145 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 30° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 10° |
Болты крепления маховика: | |
– ступень 1 |
50 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 30° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 5° |
Болты крепления крышки коренного подшипника:* | |
– ступень 1 |
50 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 45° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 15 |
Болты крепления крышки шатуна:* | |
– ступень 1 |
35 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 45° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 15° |
Система смазки | |
Болты крепления масляного насоса |
6 |
Болты крепления крышки масляного насоса |
6 |
Болты крепления маслозаборного патрубка |
8 |
Болты крепления выключателя контрольной лапы давления масла |
30 |
Предохранительный клапан |
30 |
Масляный фильтр |
15 |
Болт крепления кронштейна маслозаборного патрубка |
6 |
Масляный поддон | |
Болты крепления масляного поддона** |
5 |
Маслосливная пробка масляного поддона |
45 |
Система охлаждения | |
Болты крепления вод |
Лучшие АКПП и двигатели для ВАЗ 2109, характеристики, бензиновые, дизельные ДВС
Двигатель ВАЗ 2108 1.3 л являлся базовым для всех моделей семейства. Среди его особенностей следует назвать верхнее расположение распределительного вала, использование ремня в приводе газораспределительного механизма. Заводской ресурс на мотор был установлен из расчета 120 тыс. км до капитального ремонта. Читать больше проДвигатель ВАЗ 2108 1.3 …
Главной отличительной чертой всех моделей двигателей на ВАЗ 2114 является то, что на них установлен инжектор. Электронное управление впрыском топлива в зависимости от показаний большого количества различных датчиков, контролирующих самые разные параметры, вплоть до состава выхлопных газов, конечно же способствует сбалансированной и экономичной работе двигателя. Говоря о двигателе, специалисты всегда напоминают о важности механизма охлаждения ВАЗ-2111. Система охлаждения здесь зависит от залитой жидкости, поэтому во избежание перегрева двигателя необходимо следить за уровнем антифриза. Читать больше проДвигатель 2111/2114 …
Маркировка двигателей ВАЗ-2108 была взята по обозначению марки (кроме инжекторной модели). Так, базовой считалась модель с мотором на 1,3 литра, ее и обозначили как ВАЗ-2108. ВАЗ-2108 с 1,1-литровым мотором получили после некоторой переработки базового мотора (уменьшили ход поршня), тем самым повлияв на объем. Двигатель этот выдавал всего 53,9 л.с., а крутящий момент составлял 79 Нм при тех же оборотах мотора. Читать больше проДвигатель ВАЗ 21081 1.1 …
Двигатели 83 серии являются прародителем всех выпускаемых сегодня современных моторов Лада. Двигатель ВАЗ 21083 впервые появился в производстве Волжского автозавода в 1987 году. Этот силовой агрегат имел отличные показатели топливной экономичности и обеспечивал автомобилям завидную динамику. В последующем на базе этого силового агрегата были разработаны 1,5 литровые 16-ти клапанные инжекторные моторы, которые в настоящее время устанавливаются на автомобили Лада. Читать больше проДвигатель ВАЗ 21083 1,5л …
Тип двигателя |
Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель с одним распределительным валом верхнего расположения, непрямым впрыском и компрессионным воспламенением |
Диаметр цилиндра |
82,5 мм |
Ход поршня |
79,50 мм |
Объем |
1699 см3 |
Последовательность работы цилиндров |
1–3–4–2 (цилиндр №1 расположен со стороны шкива коленчатого вала) |
Максимальная мощность: | |
– двигатель 17D |
4600 об/мин |
– двигатель 17DR |
4600 об/мин |
Максимальный крутящий момент |
105 Н.м. при 2400 об/мин |
Натяжение зубчатого ремня: | |
– двигатель 17D (измерено при помощи инструмента КМ-510-А): | |
новый ремень, двигатель разогрет |
7,5 |
новый ремень, двигатель холодный |
9,5 |
использованный ремень, двигатель разогрет |
5,0 |
использованный ремень, двигатель холодный |
9,0 |
– двигатель 17DR |
Натяжение регулируется автоматически |
Определение толщины прокладки | |
– выступание поршня до 0,80 мм: | |
толщина |
1,35 – 1,45 мм |
маркировка |
Нет |
– выступание поршня 0,80–0,90 мм: | |
толщина |
1,44 – 1,55 мм |
маркировка |
Один вырез |
– выступание поршня свыше 0,90 мм: | |
толщина |
1,54 – 1,65 мм |
маркировка |
Два выреза |
Регулировка зазоров клапанов |
Осуществляется автоматически гидравлическими толкателями |
Ширина седла клапана в головке цилиндров: | |
– впускного |
1,3 – 2,0 мм |
– выпускного |
1,3 – 2,6 мм |
Зазор стержня клапана в направляющей втулке: | |
– впускного клапана |
0,015 – 0,047 мм |
– выпускного клапана |
0,030 – 0,062 мм |
Углубление тарелки клапана |
0,25 – 0,75 мм |
Выступание вихревой камеры |
0,00 – 0,02 мм |
Шлифовка сопрягаемой поверхности |
Максимум 0,025 мм |
Высота головки блока цилиндров: | |
– максимальная |
106,10 мм |
– минимальная |
105,75 мм |
Деформация сопрягаемых поверхностей |
Максимум 0,05 мм |
Радиальное биение |
Максимум 0,03 мм |
Осевой люфт |
0,070 – 0,302 мм |
Диаметр шейки коренного подшипника: | |
– номинальный: | |
диаметр |
57,982 мм |
маркировка |
Зеленый |
диаметр |
57,995 мм |
маркировка |
Коричневый |
– уменьшенный размер (на 0,25): | |
диаметр |
57,732 мм |
маркировка |
Зеленый/ Голубой |
диаметр |
57,745 мм |
маркировка |
Коричневый/ Голубой |
– уменьшенный размер (на 0,50): | |
диаметр |
57,482 мм |
маркировка |
Зеленый/ Белый |
диаметр |
57,495 мм |
маркировка |
Коричневый/ Белый |
Коренной подшипник: | |
– толщина вкладышей |
1,989 – 2,001 мм |
– рабочий зазор |
0,015 – 0,041 мм |
– овальность |
0,005 мм максимум |
– конусность |
0,004 мм максимум |
Шатунный подшипник: | |
– овальность |
0,005 мм максимум |
– конусность |
0,004 мм максимум |
Болты крепления головки цилиндров:* | |
– ступень 1 |
25 Нм |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 90° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 90° |
– ступень 4 |
Довернуть на угол 45° |
Прогрейте двигатель | |
– ступень 5 |
Довернуть на угол 30° |
– ступень 6 |
Довернуть на угол 15° |
Распределительный вал | |
Болты крепления крышки корпуса распределительного вала |
8 |
Болты крепления упорной пластины распределительного вала |
8 |
Болты крепления шкива распределительного вала:* | |
– ступень 1 |
75 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 60° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 5° |
Болт крепления промежуточного шкива зубчатого ремня |
40 |
Болты крепления шкива механизма натяжения |
25 |
Коленчатый вал | |
Болты крепления шкива коленчатого вала |
20 |
Болт крепления шкива коленчатого вала:* | |
– ступень 1 |
145 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 30° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 10° |
Болты крепления маховика: | |
– ступень 1 |
50 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 30° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 5° |
Болты крепления крышки коренного подшипника:* | |
– ступень 1 |
50 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 45° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 15 |
Болты крепления крышки шатуна:* | |
– ступень 1 |
35 |
– ступень 2 |
Довернуть на угол 45° |
– ступень 3 |
Довернуть на угол 15° |
Система смазки | |
Болты крепления масляного насоса |
6 |
Болты крепления крышки масляного насоса |
6 |
Болты крепления маслозаборного патрубка |
8 |
Болты крепления выключателя контрольной лапы давления масла |
30 |
Предохранительный клапан |
30 |
Масляный фильтр |
15 |
Болт крепления кронштейна маслозаборного патрубка |
6 |
Масляный поддон | |
Болты крепления масляного поддона** |
5 |
Маслосливная пробка масляного поддона |
45 |
Система охлаждения | |
Болты крепления водяного насоса |
20 |
Болты крепления трубки охлаждающей жидкости |
20 |
Болты крепления крышки термостата |
8 |
Болты, крепящие датчик температуры к кожуху термостата |
11 |
Болты, крепящие кожух термостата к головке блока цилиндров |
15 |
Усилитель рулевого управления | |
Болты, крепящие опорный кронштейн насоса усилителя рулевого управления к блоку цилиндров |
40 |
Опоры силового агрегата | |
Левая опора: | |
– болты, крепящие кронштейн опоры к коробке передач |
60 |
– болты, крепящие опору к кронштейну |
60 |
болты, крепящие опору к кузову |
65 |
Правая опора: | |
– болты, крепящие кронштейн опоры к блоку цилиндров |
60 |
– болты, крепящие опору к кронштейну |
35 |
– болты, крепящие опору к кузову |
65 |
Задняя опора: | |
– болты, крепящие кронштейн опоры к коробке передач |
60 |
– болты, крепящие опору к кронштейну |
45 |
– болты, крепящие опору к поперечине |
40 |
Другие детали | |
Болты, крепящие вакуумный насос к корпусу распределительного вала |
28 |
Болты, крепящие кронштейн генератора к блоку цилиндров |
40 |
Болты, крепящие кронштейн топливного насоса к блоку цилиндров |
25 |
Болты, крепящие кронштейн стартера к блоку цилиндров |
25 |
Болты, крепящие стартер к блоку цилиндров: | |
– со стороны двигателя |
45 |
– со стороны коробки передач |
75 |
Болты, крепящие маслоотделитель вентиляционного шланга картера двигателя |
15 |
Болты, крепящие коробку передач к блоку цилиндров |
60 |