Двигатель википедия – Поршневой двигатель внутреннего сгорания — Википедия

Содержание

Шаблон:Двигатель — Википедия

Встроенный блок для использования в шаблонах {{Автомобиль}}, {{Мотоцикл}}, {{Танк}}, {{Тепловоз}}, {{Трактор}}, а также {{РСЗО}}, {{Карточка оружия}}, {{Бронеавтомобиль}} и {{Автобус}}. В статьях о двигателях используется отдельная карточка — {{Автомобильный двигатель}}.

Заготовки для копирования

Для двигателя внутреннего сгорания:

{{Двигатель
 | производитель             = 
 | марка                     = 
 | код двигателя             = 
 | тип                       = 
 | объём                     = 
 | мощность                  = 
 | мощность лс               = 
 | обороты мощности          = 
 | крутящий момент           = 
 | обороты крутящего момента = 
 | конфигурация              = 
 | цилиндров                 = 
 | клапанов                  = 
 | макс скорость             = 
 | разгон                    = 
 | смешанный расход          = 
 | городской расход          = 
 | расход на трассе          = 
 | диаметр цилиндра          = 
 | ход поршня                = 
 | степень сжатия            = 
 | система питания           = 
 | система смазки            = 
 | изображение               = 
 | выброс                    = 
 | экологические нормы       = 
 | охлаждение                = 
 | клапанной механизм        = 
 | материал блока цилиндров  = 
 | материал гбц              = 
 | ресурс                    = 
 | тактность                 = 
 | порядок работы цилиндров  = 
 | максимальные обороты      = 
 | красная зона              = 
 | рекомендованное топливо   = 
}}

Для электрического двигателя:

{{Электрический двигатель
 | производитель        = 
 | марка                = 
 | тип                  = 
 | мощность             = 
 | крутящий момент      = 
 | макс скорость        = 
 | разгон               = 
 | тип аккумулятора     = 
 | емкость аккумулятора = 
 | дальность хода       = 
 | время зарядки        = 
 | изображение          = 
 | ширина изображения   = 
}}

Параметры

Производитель

Марка или подразделение автомобильной компании, производящий двигатель.

Марка

Имя двигателя на рынке автомобилей, присвоенный организацией, отвечающей за разработку или выпуск двигателя.

Пример: 1,4 л Sigma l4 или 1,2 л TSI BlueMotion V6

Код двигателя

Указывается обозначение двигателя, данное заводом изготовителем для облегчения его идентификации.

Пример: G4CPD

Тип

Указывается тип двигателя — дизельный или бензиновый двигатель. Также стоит указать способ поступления воздуха (атмосферный или турбированный двигатель), а также расположение двигателя (расположен поперечно или продольно). Тип рекомендуется записывать в следующем виде:

  1. способ поступления воздуха, тип двигателя, расположение двигателя

Можно прибегнуть к сокращению — «дизельный с турбонаддувом» записать как «турбодизельный».

Внимание: для электродвигателей настоятельно рекомендуется использовать Шаблон:Электрический двигатель.

Объём

Указывается точный объём двигателя (без округления) в кубических сантиметрах (см³).

Пример: 1998

Мощность

Для указания мощности двигателя в киловаттах (кВт), автоматически добавляет переведённую по ГОСТ величину лошадиных сил (в случае дробной величины мощности автоматический перевод работает только с числами десятичные знаки которых отделены точкой из-за особенностей wikiа).

Пример: 92

Мощность лс

Для указания мощности в лошадиных силах (л. с.). Работает вместе и отдельно с параметром мощность, поэтому при наличии мощности в кВт рекомендуется оставлять поле пустым.

Обороты мощности

Количество оборотов двигателя при котором достигается наибольшая мощность. Может быть одним конкретным значением или интервалом.

Пример: 4500

Крутящий момент

Указывается крутящий момент в Н·м.

Пример: 320

Обороты крутящего момента

Количество оборотов двигателя при котором достигается наибольшее значение крутящего момента. Может быть одним конкретным значением или интервалом.

Пример: 2500-4000

Конфигурация

Расположение цилиндров в двигателе. Автоматически поддерживает расстановку ссылок:

В остальных случаях ссылку необходимо создавать самому.

Цилиндров

Количество цилиндров в двигателе.

Пример: 4

Клапанов

Общее количество клапанов в двигателе.

Пример: 16

Макс. скорость

Максимальная скорость в км/ч, которую может развить двигатель.

Пример: 220

Разгон

Время в секундах и долях секунд, за которое двигатель разгоняет автомобиль до 100 км/ч.

Пример: 7,2

Расход

Указывается расход топлива данного двигателя в разных циклах — «смешанном», «городском», «загородном(на трассе)», указывается в л/100 км.

Пример: 8,4

Диаметр цилиндра

Диаметр цилиндра в мм.

Пример: 94,3

Ход поршня

Полное расстояние прохождения поршня в мм.

Пример: 67,8

Степень сжатия

Указывается степень сжатия (в разах).

Пример: 9,8

Система питания

Указывается система подачи топлива в камеру сгорания.

Примеры: непосредственный впрыск, фазированный впрыск, распределённый впрыск топлива, аккумуляторная топливная система(Common Rail).

Система смазки

Указывается тип смазки двигателя.

Пример: Мокрый картер

Изображение

Изображение данного двигателя. Пример заполняется так:

| изображение = Изображение двигателя.jpg

Ширина изображения

Для указания ширины в пикселях. По умолчанию (если оставить поле пустым) — 290. Не рекомендуется указывать слишком большой или малый показатель.

Выброс

Указывается выброс CO2 в г/км.

Пример: 135—140

Экологические нормы

Экологический стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, по европейской классификации.

Пример: Евро-4

Охлаждение

Тип охлаждения двигателя.

Пример: жидкостное

Клапанной механизм

Указывается тип газораспределительного механизма.

Примеры: OHV, OHC, SOHC, DOHC.

Поддерживается автоматическая расстановка ссылок: ohv/ohc/sohc/dohc

Материал блока цилиндров

Указывается материал, из которого изготовлен блок цилиндров.

Пример: алюминиевый сплав

Материал ГБЦ

Указывается материал, из которого изготовлена ГБЦ.

Пример: чугун

Ресурс

Ресурс двигателя, указывается в тысячах км.

Пример: 210 000

Тактность

Число ходов поршня (за один цикл).

Пример: 4

Порядок работы цилиндров

Порядок работы цилиндров в двигателе.

Пример: 1-3 2-4

Максимальные обороты

Максимальные обороты до которых может крутиться двигатель.

Пример: 6300

Обороты холостого хода

Обороты двигателя, при которых он работает без нагрузки.

Пример: 2100

Красная зона

Зона, при которой двигатель крутится на максимальных оборотах.

Примеры: 6300

Рекомендованное топливо

Указывается рекомендованное заводом-изготовителем топливо. При желании можно указать тип топлива (бензин, дизельное топливо и т. д.).

Пример: АИ-95

Тип аккумулятора

Автовикифицируются литий-ионный, свинцово-кислотный и литий-полимерный типы.

Пример: литий-ионный

Ёмкость аккумулятора

Указывается ёмкость аккумулятора в кВт · час.

Пример: 117

Дальность хода

Указывается сколько километров электромобиль может проехать без подзарядки.

Пример: 94

Время зарядки

Указывается время в часах, требующееся для

полной зарядки аккумуляторов. Пример: 7

Примеры

Двигатель внутреннего сгорания

Пример использования в карточке Bugatti Veyron (слева — образец в вики-разметке, справа — Результат):

Bugatti Veyron 16.4
Производитель Bugatti Automobiles
Годы производства 2005—2011
Сборка Франция Bugatti Automobiles (Мольсайм, Франция)
Класс гиперкар
Тип кузова 2‑дв. купе (2‑мест.)
Компоновка среднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4 × 4
W16 1001 л. с.
Volkswagen W16.jpg
Производитель Bugatti
Тип Бензиновый с турбонаддувом
Объём 7993 см3
Максимальная мощность 1001 л. с. (736 кВт [1001 л. с. по ГОСТ 8.417]), при 6000 об/мин
Максимальный крутящий момент 1250 Н·м, при 2200—5500 об/мин
Конфигурация W
Цилиндров 16
Клапанов 64
Макс. скорость 407
Разгон до 100 км/ч 2.5
Расход топлива при смешанном цикле 24,9
Расход топлива при городском цикле 41,9
Расход топлива на трассе 15,6
Выброс CO2 Город: 960 г/км
Трасса: 350 г/км
Смешанный цикл: 574
Экологические нормы Euro 5
Диаметр цилиндра 86 мм
Ход поршня 86 мм
Степень сжатия 8,3
Система питания инжектор
Охлаждение 10 радиаторов
Клапанной механизм TFSI
Материал блока цилиндров силумин
Материал ГБЦ силумин
Ресурс 500 000 тыс. км.
Тактность (число тактов) 4
Максимальные обороты 12000
Красная зона 9000 об/мин
Рекомендованное топливо АИ-98
автоматическая 7-ступ.
Производитель Volkswagen
Модель DSG с двойным сцеплением
Тип автоматическая
Число ступеней 7
Передаточные отношения Передние: 2466
Задние: 3643
1 передача 3,176
2 передача 2,263
3 передача 1,667
4 передача 1,290
5 передача 1,057
6 передача 0,878
7 передача 0,795
Задняя передача 3,579
Механизм управления гидротрансформатор , лепестки на рулевой колонке
Переключение Ручное и автоматическое
Длина 4462 мм
Ширина 1998 мм
Высота 1204 мм
Клиренс 125 мм
Колёсная база 2710 мм
Колея задняя 1630 мм
Колея передняя 1725 мм
Масса 1888 кг
Полная масса 2200 кг
Коэффициент аэродинамического сопротивления 0,36
Похожие модели Pagani Huayra, SSC Ultimate Aero, Koenigsegg Agera R
Сегмент S-сегмент
Грузоподъёмность 312 кг
Объём бака 100 л
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
{{Автомобиль
| название                      = Bugatti Veyron 16.4
| фото                          = Bugatti Veyron 16.4 – Frontansicht (1), 5. April 2012, Düsseldorf.jpg
| производитель                 = [[Bugatti Automobiles]]
| другое имя                    = 
| годы производства             = {{Годы автомобиля|2005|2011}}
| предшественник                = [[Bugatti EB110]]
| преемник                      = [[Bugatti Chiron]]
| заводы                        = {{Флаг|Франция}} Bugatti Automobiles ([[Мольсайм]], [[Франция]])
| платформа                     = 
| класс                         = [[гиперкар]]
| сегмент                       = S
| тип кузова                    = {{Тип кузова|купе|2|2}}
| компоновка                    = {{С4-компоновка}}
| колёсная формула              = {{Колёсная формула|cat|4|4}}
| двигатель                     = {{Двигатель
  | производитель             = Bugatti
  | марка                     = W16 1001 л. с.
  | тип                       = Бензиновый с турбонаддувом
  | объём                     = 7993
  | мощность                  = 736
  | мощность лс               = 1001
  | обороты мощности          = 6000
  | крутящий момент           = 1250
  | обороты крутящего момента = 2200—5500
  | конфигурация              = [[W-образный двигатель|W]]
  | цилиндров                 = 16
  | клапанов                  = 64
  | макс скорость             = 407
  | разгон                    = 2,5
  | смешанный расход          = 24,9
  | городской расход          = 41,9
  | расход на трассе          = 15,6
  | ход поршня                = 86
  | диаметр цилиндра          = 86
  | степень сжатия            = 8,3
  | система питания           = инжектор
  | система смазки            = 
  | изображение               = Volkswagen W16.jpg
  | ширина изображения        = 
  | выброс                    = Город: 960 г/км<br>Трасса: 350 г/км<br>Смешанный цикл: 574
  | экологические нормы       = Euro 5
  | охлаждение                = 10 радиаторов
  | клапанной механизм        = TFSI
  | материал блока цилиндров  = [[силумин]]
  | материал гбц              = силумин
  | ресурс                    = 500000
  | тактность                 = 4
  | порядок работы цилиндров  = 
  | максимальные обороты      = 12000
  | красная зона              = 9000
  | рекомендованное топливо   = АИ-98
  }}
| кпп                           = {{кпп
  | производитель          = [[Volkswagen]]
  | модель                 = DSG с двойным сцеплением
  | тип                    = автоматическая
  | число ступеней         = 7
  | передаточные отношения = Передние: 2466<br>Задние: 3643
  | главная передача       = 
  | 1 передача             = 3,176
  | 2 передача             = 2,263
  | 3 передача             = 1,667
  | 4 передача             = 1,290
  | 5 передача             = 1,057
  | 6 передача             = 0,878
  | 7 передача             = 0,795
  | задняя передача        = 3,579
  | тип шестерней          = 
  | синхронизаторы         = 
  | механизм управления    = гидротрансформатор , лепестки на [[Рулевое управление|рулевой колонке]]
  | переключение           = Ручное и автоматическое
  }}
| колёсная база                 = 2710
| длина                         = 4462
| ширина                        = 1998
| высота                        = 1204
| колея передняя                = 1725
| колея задняя                  = 1630
| клиренс                       = 125
| масса                         = 1888
| полная масса                  = 2200
| грузоподъёмность              = 312 кг
| объём бака                    = 100 л
| коэффициент аэродинамического сопротивления = 0,36
| похожие                       = [[Pagani Huayra]], [[SSC Ultimate Aero]], [[Koenigsegg Agera R]]
| связанные                     = 
| дизайнер                      = 
| викисклад                     = Bugatti Veyron
}}

Электрический двигатель

Пример использования в карточке Tesla Model S:

{{Автомобиль
{{Автомобиль
| название = Tesla Model X
| фото = Tesla Model X front view (16042113157).jpg
| производитель = [[Tesla Motors]]
| другое имя = 
| годы производства = {{Годы автомобиля|2015|}}
| преемник =
| заводы = {{Флаг|США}} [[Фримонт (Калифорния)|Фримонт]], [[США]]
| платформа =
| класс = полноразмерный [[Кроссовер (тип автомобиля)|кроссовер]]
| сегмент = J
| тип кузова = полноразмерный {{тип кузова|SUV|5|6/7}}
| компоновка = 
| колёсная формула = 
| двигатель = {{Электрический двигатель
 | производитель = [[Tesla Motors]]
 | марка = Model X
 | тип = [[Трёхфазный двигатель|трёхфазный]] [[Асинхронная машина|асинхронный двигатель]]
 | мощность = 193 КВт/ч (259 Л/С) (оба мотора)
 | крутящий момент = нет данных
 | макс скорость = 243
 | разгон = 5
 | тип аккумулятора = литий-ионный 
 | ёмкость аккумулятора = 90
 | дальность хода = 400 без учета саморазряда при стоянке
 | время зарядки = 8 часов от розетки
 | изображение = 
 | ширина изображения = 
}}
| кпп =
| колёсная база = 3061
| длина  = 5004
| ширина = 2083
| высота = 1626
| колея передняя =
| колея задняя =
| клиренс = 175
| масса = 
| грузоподъёмность = 
| похожие = [[Lexus RX]] , [[BMW X6]]
| связанные =
| дизайнер = [[Франц фон Хольцхаузен]]
| викисклад = Tesla Model X
}}

Выбрасывающий двигатель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2017; проверки требуют 4 правки.

Выбрасывающий двигатель[К 1] — первый по последовательности задействования элемент двигательной установки ракеты, задача которого состоит в выталкивании ракеты из канала пускового устройства (пусковой трубы, установки вертикального пуска, шахтной пусковой установки и тому подобных).

В силу своего функционального предназначения (обеспечить выход ракеты из пускового устройства), применяется практически исключительно в ракетном оружии, особенно в тех его разновидностях, где среда запуска не позволяет сразу вступить в работу стартовому двигателю (пуск из-под воды или из-под земли), либо где его преждевременный запуск может привести к критическим последствиям для запускающих или средства-носителя. Поскольку одна из основных задач выбрасывающего двигателя заключается в обеспечении безопасности запускающих, его полная выработка, как правило, происходит во время движения ракеты в канале ствола, до выхода её наружу. Для облегчения полётной массы ракеты, выбрасывающие двигатели практически всегда делаются отделяемыми. Большинство современных ракет зачастую сочетает функции выбрасывающего и стартового двигателя в одном[10]. Для экономии массы и размеров, увеличения производительности, неприхотливости к условиям эксплуатации и продления срока хранения, выбрасывающие двигатели делаются твердотопливными[11]

Основным отличием выбрасывающего двигателя от вышибного заряда является относительная сложность его устройства (собственно, именно поэтому применительно к первому употребляется термин «двигатель», а не «заряд»). Ниже представлена упрощённая схема устройства типового выбрасывающего двигателя тактических ракет в продольном разрезе:

10. Корпус хвостовой части ракеты с маршевым двигателем внутри (rear end body portion, housing main motor)
11. Маршевый двигатель (main motor)
12. Сопловая камера (main nozzle casing)
13. Хвостовое оперение ракеты (fins)
14. Выбрасывающий двигатель в сборе (expulsion motor assembly)
15. Корпус выбрасывающего двигателя (outer tube)
16. Кольцевой охват (кожух) корпуса (hoop-load resistant fibre)
17. Соплодержатель с внешней резьбой (externally-threaded nozzle plate)
18. Сопловые отверстия (nozzle holes)
19. Центральное выходное отверстие (central aperture)
191. Круговой выступ (annular lip) центрального отверстия, направляющий истечение реактивной струи (efflux)
20. Оболочка корпуса камеры сгорания (forward end of the inner tube)
22. Кольцевая втулка (annular collar) выбрасывающего двигателя
23. Стопорные корончатые выступы (lugs) втулок
24. Кольцевая втулка с правой резьбой (complementarily castellated collar) маршевого двигателя
28. Срезные болты (shear bolts)

Большинство вышеперечисленных элементов устройства, в свою очередь, отличают выбрасывающий двигатель от стартового двигателя, в конструкции которого они отсутствуют за ненадобностью, поскольку запуск с направляющей, с рельсов или с катапульты, в отличие от запуска из пусковой трубы, не требует наличия узлов крепления, кольцевых охватов жёсткости, срезных болтов и др.

Разновидности по типу пускового устройства[править | править код]

Пусковая труба[править | править код]

Последовательность работы выбрасывающего двигателя: полная его выработка происходит сразу же, до вылета ракеты из пусковой трубы

Применительно к тактическому ракетному вооружению, запускаемому из пусковых труб с плеча или со станка, наименование «выбрасывающий двигатель» употребляется к зенитным управляемым ракетам и противотанковым управляемым ракетам. Выбрасывающий двигатель предназначается для выброса ракеты из пусковой трубы (отсюда и название). Он состоит из стакана, выбрасывающего заряда, воспламенителей и соплового блока. Для обеспечения безопасности стрелка или расчёта переносных ракетных комплексов, выбрасывающий двигатель заканчивает работу до вылета ракеты из пусковой трубы, — данное требование безопасности могло не соблюдаться на передвижных и стационарных ракетных комплексах, где расчёт или экипаж был защищён от поражающих факторов разлёта газообразных продуктов сгорания топлива выбрасывающего двигателя оболочкой корпуса техники, а также на ранних моделях переносных ракетных комплексов, что требовало оснащения стрелков специальными средствами индивидуальной защиты (шлемами, очками, наушниками и т. п.). После полного выхода ракеты наружу, — от переднего среза пусковой трубы до точки зажигания маршевого двигателя, — ракета летит на полученной инерции[10][12]. Вторичная задача выбрасывающего двигателя, помимо придания ракете требуемого начального ускорения, придать ей необходимую угловую скорость вращения для стабилизации её полёта и обеспечения устойчивости в пространстве[11].

Пусковая установка[править | править код]

Magnify-clip.pngПуск ракеты из-под воды может создать опасную нагрузку на конструкцию средства-носителя

Применительно к стратегическому ракетному вооружению, запускаемому из шахтных пусковых установок или установок вертикального пуска, наименование «выбрасывающий двигатель» употребляется к межконтинентальным баллистическим ракетам и баллистическим ракетам подводных лодок, где основное его назначение обеспечить ракете необходимое начальное ускорение, чтобы покинуть канал ствола без нанесения критических повреждений стенкам и несущим конструкциям пусковой установки, и без создания опасности для корпуса самой ракеты отражённой от стенок и дна канала ствола струёй газообразных продуктов сгорания ракетного топлива.

Ниже приводятся некоторые образцы ракетного вооружения, имеющего выбрасывающий двигатель как элемент двигательной установки:

  1. ↑ В англоязычных технических публикациях термин может встречаться в форме 1) eject motor, 2) ejection motor[1][2][3][4] или 3) expulsion motor.[5][6][7][8][9]
  1. Roth, Robert S. Estimating the Dynamic Coefficient of Friction from Experimental Data: the Motion of a Rocket Inside a Smoothbore Launcher. // Proceedings of the Society for Experimental Stress Analysis. — December 1969. — Vol. 26 — No. 2 — P. 567.
  2. ↑ Redeye Surface-to-Air Missile: Testimony of Brig. Gen. Fred Kornet, Jr., U.S. Army, Assistant Deputy Chief of Staff. / Department of Defense Appropriations for 1971. — April 6, 1970. — Pt. 5 — P. 71 — 1143 p.
  3. ↑ Jane’s Weapon Systems 1985-86.  (англ.) / Edited by Ronald T. Pretty. — 16th ed. — London: Jane’s Publishing Company, 1985. — P. 56 — 1061 p. — (Jane’s Yearbooks) — ISBN 0-7106-0819-5.
  4. Mitchell, Linda. Forward Area Defenders. // Profile. — Washington, D.C.: U.S. Department of Defense, High School News Service, November 1986. — Vol. 30 — No. 1 — P. 5.
  5. Baxter, A. D. Power Plants for High-Speed Aircraft. // The Journal of the Royal Aeronautical Society. — October 1951. — Vol. 55 — No. 490 — P. 650.
  6. Kinnaird, Laird D. Controlled Atmosphere Protected Surfaces for Advanced Interceptor Missiles. // SPEEA Papers, presented at the second Aerospace Structures Design Conference, September 28 and 29, 1970. — Seattle, WA: Seattle Professional Engineering Employees Association, 1970. — P. 9-1.
  7. Fenton, George H. A. ; Dransfield, Alfred E. Missile expulsion motor. // Official Gazette of the United States Patent and Trademark Office. — Patents Granted May 24, 1988 (General and Mechanical). — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1988. — Vol. 1090 — No. 4 — P. 1720.
  8. Grimes, Vincent P. Engineering Technology: 1988 Modern Day Marine Corps Exhibition. // The Military Engineer : Journal of the Society of American Military Engineers. — November/December 1988. — Vol. 80 — No. 525 — P. 616 — ISSN 0026-3982.
  9. Hewish, Mark ; Ness, Leland. Shoot first, ask questions later (IDR exclusive). // Jane’s International Defense Review. — L.: Jane’s Information Group, March 1996. — Vol. 29 — No. 3 — P. 34 — ISSN 0020-6512.
  10. 1 2 Clarke, Donald ; Dartford, Mark. The New Illustrated Science and Invention Encyclopedia: The New how it Works. — Westport, CT: H. S. Stuttman, 1987. — P. 244 — 3628 p. — ISBN 0-87475-450-X.
  11. 1 2 «Ручная» ракета. // Военные знания. — М., 1990. — С. 13. Цитируемый фрагмент: «ДУ состоит из двух самостоятельных агрегатов — выбрасывающего и маршевого двигателей. Выбрасывающий работает на твердом топливе, у него локальная, но ответственная задача — обеспечить надежный старт ракеты. Конструкторы предусмотрели, что этот двигатель разгонит ракету до начальной скорости 28 м/с и придает ей угловую скорость вращения 20±5 об./с. Причем двигатель выключается еще до выхода ракеты из трубы. чтобы обезопасить стрелка-зенитчика. Маршевый двигатель работает тогда, когда ракета уже находится на траектории, на «марше».»
  12. Burkes, W. M. Eject Motor Characteristics for Tube-Launched Weapon Systems. / Solid Rocket Propulsion 3: Systems Analyses. — AIAA 5th Propulsion Joint Specialist Conference. Chaired by J. Edmund Fitzgerald. — N.Y.: American Institute of Aeronautics and Astronautics, June 9, 1969.
  13. ↑ ПЗРК «Стрела-2М» (9К32М). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Воениздат, 1971.
  14. ↑ ПЗРК «Игла-1» (9К310). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Воениздат, 1983.
  15. ↑ ПЗРК «Игла» (9К38). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Воениздат, 1987.
  16. ↑ USSR guided missile, surface-to-air, SA-18 (Gargoyle). // Afghanistan Ordnance Identification Guide. / Prepared by Naval Explosive Ordnance Disposal Technology Division, Indian Head, Maryland. 18 August 2004. — Published by James Madison University, College of Integrated Science and Engineering. — Vol. 1.
  17. ↑ Управляемый активно-реактивный снаряд 9М112. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Воениздат, 1976.
  18. ↑ USSR guided missile, air-to-surface, AT-6 (Spiral). // Afghanistan Ordnance Identification Guide. / Prepared by Naval Explosive Ordnance Disposal Technology Division, Indian Head, Maryland. 18 August 2004. — Published by James Madison University, College of Integrated Science and Engineering. — Vol. 1.
  19. ↑ Выстрел 3УБК10 с управляемым снарядом (9М117). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Воениздат, 1980.
  20. ↑ Выстрел 3УБК20 с управляемым снарядом (9М119). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Воениздат, 1985.
  21. ↑ DS and GS Maintenance Manual: Guided Missile System Training Set M76 (Redeye). — Washington, D.C.: Department of the Army Headquarters, 1969.
  22. ↑ Field Manual: Stinger Team Operations. — Washington, D.C.: Department of the Army Headquarters, 1980.
  23. ↑ U.K. guided missiles, surface-to-air, Blowpipe. // Afghanistan Ordnance Identification Guide. / Prepared by Naval Explosive Ordnance Disposal Technology Division, Indian Head, Maryland. 18 August 2004. — Published by James Madison University, College of Integrated Science and Engineering. — Vol. 1.
  24. ↑ Dual Thrust Modified Smokey Sam for Low Cost Testing and Simulation. — Wright-Patterson AFB, Ohio: Air Force Research Laboratory, 2006.

Обсуждение:Двигатель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В текущей классификации предлагаю двигатели, использующие химическую энергию, называть тепловыми. К тепловым двигателям относятся: двигатели внутреннего и внешнего сгорания, паровые двигатели, газотурбинные двигатели и др. С.В. Канев

Я поправил статью (вы тоже можете это делать). Может вы могли бы ещё расширить эту статью? —.:Ajvol:. 10:46, 29 Окт 2004 (UTC)
Химические => Тепловые? А как же каталитические топливные элементы? Они химические, но не тепловые. Или я заблуждаюсь?
Mmv 14:28, 30 июля 2006 (UTC)
Я не прав. Если идет речь о преобразовании в механическую энергию, то каталитический элемент тут нипричём. Mmv 22:30, 6 января 2007 (UTC)

А что делать с машинами, которые приводятся в действие мускульной силой людей или животных? Serguei S. Dukachev 07:55, 10 ноября 2006 (UTC)

Можно как отдельный вид упомянуть — мускульный двигатель. Можно попытаться рассмотреть физику работы мышц. Явно преобразование химической энергии в поступательное движение. Mmv 13:19, 17 января 2007 (UTC)
Есть заготовка статьи про Мышцы Mmv 13:22, 17 января 2007 (UTC)

Цитата: «КПД созданных сейчас стирлингов невелик» Что значит невелик? Разве он не больше КПД ДВС и паровых машин, и достигает 46% Чего мелочиться давайте сразу напишем 146%. Если бы конструкция Стерлинга имела такой кпд, он бы давно стал основным, по крайне мере на судах. Кстати, на анимации 4-тактного двигателя нет камеры сгорания, что, по видимому, ведёт к неимоверной степени сжатия и сверхъестественному кпд. 🙂 83.149.3.64 13:57, 10 ноября 2010 (UTC) Кузя

я не розобрался в вашем сайте извените компъютер недавно приобрёл,но я вроде как придумал новый вид двигателя и топлива работающева только на магнитных волнах который можно установить в любое транспортное и авио средство не требуя ни топлива ни газа ни электро энергии.кому нужно сообщить об открытии. 78.36.134.241 23:54, 30 марта 2011 (UTC)сергей ефимцев

Почему-то не рассматриваются двигатели, использующие силу упругости (часовой механизм в просторечии). Они ведь являются не гравитационными, не водяными, не пневматическими. 136.169.157.140 18:21, 8 июля 2015 (UTC)

Этимология слова «мотор» явно неверная[править код]

Какой на фиг «батор»? Вот в английской вики это объясняется: https://en.wikipedia.org/wiki/Engine#Terminology Даже в немецкой вики (а слово в русский пришло из немецкого, как тут сказано) этимология иная: https://de.wikipedia.org/wiki/Motor

Явно кто-то постебался, или может какой-то тюркофил бешеный заходил. Надо убирать. Слово из Латыни — movere — motor. StirliZ (обс.) 06:20, 20 октября 2017 (UTC)

Линейный двигатель — Википедия

Лабораторный синхронный линейный двигатель. На заднем плане статор — ряд индукционных катушек, на переднем плане — подвижный вторичный элемент, содержащий постоянный магнит.

Лине́йный дви́гатель — электродвигатель, у которого один из элементов магнитной системы разомкнут и имеет развёрнутую обмотку, создающую магнитное поле, а другой взаимодействует с ним и выполнен в виде направляющей, обеспечивающей линейное перемещение подвижной части двигателя. Сейчас разработано множество разновидностей (типов) линейных электродвигателей, например:

  • линейные асинхронные электродвигатели (ЛАД),
  • линейные синхронные электродвигатели,
  • линейные электромагнитные двигатели,
  • линейные магнитоэлектрические двигатели,
  • линейные магнитострикционные двигатели,
  • линейные пьезоэлектрические (электрострикционные) двигатели и др.

Многие типы линейных двигателей, такие как асинхронные, синхронные или постоянного тока, повторяют по принципу своего действия соответствующие двигатели вращательного движения, в то время как другие типы линейных двигателей (магнитострикционные, пьезоэлектрические и др.) не имеют практического исполнения как двигатели вращательного движения. Неподвижную часть линейного электродвигателя, получающую электроэнергию из сети, называют статором, или первичным элементом, а часть двигателя, получающую энергию от статора, называют вторичным элементом или якорем (название «ротор» к деталям линейного двигателя не применяется, так как слово «ротор» буквально означает «вращающийся», а в линейном двигателе вращения нет).

Наибольшее распространение в транспорте и для больших линейных перемещений получили асинхронные и синхронные линейные двигатели, но применяются также линейные двигатели постоянного тока и линейные электромагнитные двигатели. Последние чаще всего используются для получения небольших перемещений рабочих органов и обеспечения при этом высокой точности и значительных тяговых усилий.

Представление об устройстве линейного асинхронного двигателя можно получить, если мысленно разрезать статор и ротор с обмотками обычного асинхронного двигателя вдоль оси по образующей и развернуть в плоскость. Образовавшаяся плоская конструкция представляет собой принципиальную схему линейного двигателя. Если теперь обмотки статора такого двигателя подключить к сети трёхфазного переменного тока, то образуется магнитное поле, ось которого будет перемещаться вдоль воздушного зазора со скоростью V, пропорциональной частоте питающего напряжения f и длине полюсного деления t: V = 2пf . Это перемещающееся вдоль зазора магнитное поле пересекает проводники обмотки ротора и индуцирует в них ЭДС, под действием которой по обмотке начнут протекать токи. Взаимодействие токов с магнитным полем приведёт к появлению силы, действующей, по правилу Ленца, в направлении перемещения магнитного поля. Ротор — в дальнейшем будем называть его уже вторичным элементом — под действием этой силы начнёт двигаться. Как и в обычном асинхронном двигателе, перемещение элемента происходит с некоторым скольжением относительно поля S = (V — v)/V, где v — скорость движения элемента. Номинальное скольжение линейного двигателя равно 2-6%.[1] Вторичный элемент линейного двигателя не всегда снабжается обмоткой. Одно из достоинств линейного асинхронного двигателя заключается в том, что в качестве вторичного элемента может использоваться обычный металлический лист. Вторичный элемент при этом может располагаться также между двумя статорами, или между статором и ферромагнитным сердечником. Вторичный элемент выполняется из меди, алюминия или стали, причём использование немагнитного вторичного элемента предполагает применение конструктивных схем с замыканием магнитного потока через ферромагнитные элементы. Принцип действия линейных двигателей со вторичным элементом в виде полосы повторяет работу обычного асинхронного двигателя с массивным ферромагнитным или полым немагнитным ротором. Обмотки статора линейных двигателей имеют те же схемы соединения, что и обычные асинхронные двигатели, и подключаются обычно к сети трёхфазного переменного тока. Линейные двигатели очень часто работают в так называемом обращённом режиме движения, когда вторичный элемент неподвижен, а передвигается статор. Такой линейный двигатель, получивший название двигателя с подвижным статором, находит, в частности, широкое применение на электрическом транспорте. Например, статор неподвижно закреплён под полом вагона, а вторичный элемент представляет собой металлическую полосу между рельс, а иногда вторичным элементом служат сами рельсы. Одной из разновидностей линейных асинхронных двигателей являются трубчатый (коаксиальный) двигатель. Статор такого двигателя имеет вид трубы, внутри которой располагаются перемежающиеся между собой плоские дисковые катушки (обмотки статора) и металлические шайбы, являющиеся частью магнитопровода. Катушки двигателя соединяются группами и образуют обмотки отдельных фаз двигателя. Внутри статора помещается вторичный элемент также трубчатой формы, выполненный из ферромагнитного материала. При подключении к сети обмоток статора вдоль его внутренней поверхности образуется бегущее магнитное поле, которое индуцирует в теле вторичного элемента токи, направленные по его окружности. Взаимодействие этих токов с магнитным полем двигателя создаёт на вторичном элементе силу, действующую вдоль трубы, которая и вызывает (при закреплённом статоре) движение вторичного элемента в этом направлении. Трубчатая конструкция линейных двигателей характеризуется аксиальным направлением магнитного потока во вторичном элементе в отличие от плоского линейного двигателя, в котором магнитный поток имеет радиальное направление.

Схема синхронного линейного двигателя.

Основной областью применения синхронных двигателей, где их преимущества проявляются особенно сильно, является высокоскоростной электрический транспорт. Дело в том, что по условиям нормальной эксплуатации такого транспорта необходимо иметь сравнительно большой воздушный зазор между подвижной частью и вторичным элементом. Асинхронный линейный двигатель имеет при этом очень низкий коэффициент мощности (cosφ), и его применение оказывается экономически невыгодным. Синхронный линейный двигатель, напротив, допускает наличие относительно большого воздушного зазора между статором и вторичным элементом и работает при этом с cosφ, близким к единице, и высоким КПД, достигающим 96%. Применение синхронных линейных двигателей в высокоскоростном транспорте сочетается, как правило, с магнитной подвеской вагонов и применением сверхпроводящих магнитов и обмоток возбуждения, что позволяет повысить комфортабельность движения и экономические показатели работы подвижного состава.

  • Широкое применение линейные двигатели нашли в электрическом транспорте, чему способствовал целый ряд преимуществ этих двигателей: прямолинейность движения вторичного элемента (или статора), что естественно сочетается с характером движения различных транспортных средств, простота конструкции, отсутствие трущихся частей (энергия магнитного поля непосредственно преобразуется в механическую), что позволяет добиться высокой надёжности и КПД. Ещё одно преимущество связано с независимостью силы тяги от силы сцепления колёс с рельсовым путём, что недостижимо для обычных систем электрической тяги. При использовании линейных двигателей исключается буксование колёс электрического транспорта (именно этой причиной был обусловлен выбор линейного двигателя для ММТС), а ускорения и скорости движения средств транспорта могут быть сколь угодно высокими и ограничиваться только комфортабельностью движения, допустимой скоростью качения колёс по рельсовому пути и дороге, и динамической устойчивостью ходовой части транспорта и пути.
  • Линейные асинхронные двигатели применяются для привода механизмов транспортировки грузов различных изделий. Такой конвейер имеет металлическую ленту, которая проходит внутри статоров линейного двигателя, являясь вторичным элементом. Применение линейного двигателя в этом случае позволяет снизить предварительное натяжение ленты и устранить её проскальзывание, повысить скорость и надёжность работы конвейера.
  • Линейный двигатель может применяться для машин ударного действия, например сваезабивных молотов, применяемых при дорожных работах и строительстве. Статор линейного двигателя располагается на стреле молота и может перемещаться по направляющим стрелы в вертикальном направлении с помощью лебёдки. Ударная часть молота является одновременно вторичным элементом двигателя. Для подъёма ударной части молота двигатель включается таким образом, чтобы бегущее поле было направлено вверх. При подходе ударной части к крайнему верхнему положению двигатель отключается и ударная часть опускается вниз на сваю под действием силы тяжести. В некоторых случаях двигатель не отключается, а реверсируется, что позволяет увеличить энергию удара. По мере заглубления сваи статор двигателя перемещается вниз с помощью лебёдки. Электрический молот прост в изготовлении, не требует повышенной точности изготовления деталей, нечувствителен к изменению температуры и может вступать в работу практически мгновенно.
  • Линейный двигатель показал высокие характеристики и на металлорежущем оборудовании. Так на шлифовальных станках 3В130Ф4 установлен именно линейный двигатель для изменения положения бабки шлифовальной. На электроэрозионных станках и станках лазерной резки, так же устанавливают линейные двигатели
  • Станки для набор электрических схем также требуют решений на линейных двигателях.
  • Разновидностью линейного двигателя можно считать магнитогидродинамический насос. Такие насосы применяются для перекачки электропроводящих жидкостей и в том числе жидких металлов, и широко применяются в металлургии для транспортировки, дозировки и перемешивания жидкого металла, а также на атомных электростанциях для перекачки жидкометаллического теплоносителя. Магнитогидродинамические насосы могут быть постоянного или переменного тока. Для насоса постоянного тока первичным элементом — статором двигателя постоянного тока — является С-образный электромагнит. В воздушный зазор электромагнита помещается трубопровод с жидким металлом. С помощью электродов, приваренных к стенкам трубопровода, через жидкий металл пропускается постоянный ток от внешнего источника. Часто обмотка возбуждения включается последовательно в цепь электродов. При возбуждении электромагнита на металл в зоне прохождения постоянного тока начинает действовать электромагнитная сила аналогично тому, как она действовала на проводник с током, помещённым в магнитное поле. Под действием этой силы металл начнёт перемещаться по трубопроводу. Преимуществами МГД-насосов являются отсутствие движущихся механических частей и возможность герметизации канала транспортировки металла.[2]
  • Вертикальные линейные двигатели используются для лифтов в высотных зданиях, что позволяет обойтись без затраты энергии на подъём троса кабины лифта.

Линейные двигатели высокого и низкого ускорения[править | править код]

Все линейные двигатели можно разделить на две категории:

  • двигатели низкого ускорения
  • двигатели высокого ускорения

Двигатели низкого ускорения используются в общественном транспорте (маглев, монорельс, метрополитен) как тяговые, а также в станках (лазерных, водорезных, сверлильно-фрезерных) и другом технологическом оборудовании в промышленности. Двигатели высокого ускорения весьма небольшие по длине, и обычно применяются, чтобы разогнать объект до высокой скорости, а затем выпустить его (см. пушка Гаусса). Они часто используются для исследований гиперскоростных столкновений, а также, гипотетически, могут использоваться в специальных устройствах, таких, как оружие или пусковые установки космических кораблей.

Линейные двигатели широко используются также в приводах подачи металлорежущих станков и в робототехнике. Для повышения точности позиционирования часто используются линейные датчики положения.

  1. ↑ Линейные асинхронные двигатели — Принцип действия
  2. ↑ Линейные электродвигатели

Варп-двигатель — Википедия

Варп-двигатель (англ. Warp drive, двигатель искривления) — вымышленная технология, которая, согласно гипотезе, позволит звездолёту, оснащённому таким двигателем, перемещаться со скоростью выше скорости света, и таким образом преодолевать межзвёздные расстояния за приемлемое время. В настоящее время преимущественно рассматривается в научной фантастике. Это возможно, как ожидают некоторые физики, благодаря перераспределению так называемой «тёмной энергии» в охватывающем корабль пространстве таким образом, что позади корабля создаётся избыток «тёмной энергии», тогда как перед кораблем напротив создается область с недостаточным количеством тёмной энергии. Геометрически это выглядит так, что перед кораблём пространство «сжато» и «раздуто» позади корабля. При этом само судно оказывается в своеобразном «пузыре», оставаясь защищённым от воздействия пространственных деформаций. Также корабль внутри области такого искажения пространства фактически физически неподвижен, — перемещается сама область искажённого пространства, внутри которой корабль пребывает словно в контейнере. Естественно, корабль не разгоняется — локально — даже до околосветовых скоростей, но тем не менее движется быстрее, чем плоская электромагнитная волна в вакууме. Для сравнения, в научной фантастике (как, например, в Звёздном пути) предполагается, что такая деформация пространства достигается общерелятивистским эффектом.

В фантастике варп-двигатель часто собирательный, фантастический, научно-теоретический образ технологии или явления (например, в вымышленной вселенной Star Trek), позволяющий попасть из одной точки пространства в другую быстрее, чем это делает свет. В целом, в большинстве произведений фантастики физика работы варп-двигателя совпадает с таковой у гипотетического варп-двигателя.

В мультипликационном сериале «Смешарики Пин — код»[править | править код]

В одном из эпизодов сериала персонажи пытаются спастись от взрыва звезды Бетельгейзе, построив варп-двигатель. Там же в общих чертах описываются принцип его действия и основные положения теории струн.

В романе Ивана Ефремова «Час Быка»[править | править код]

В романе И. А. Ефремова «Час Быка» земляне, основываясь на работах Рен Боза (персонаж романа «Туманность Андромеды») и исследованиях найденного землянами корабля жителей туманности Андромеды, создали звездолёт прямого луча (ЗПЛ), принцип действия которого основан на варп-эффекте.

…было понято нуль-пространство, как граница между миром и антимиром, между миром Шакти и Тамасом, где взаимно уравновешены и нейтрализованы полярные точки пространства, времени и энергии. Нуль-пространство тоже скручено в спираль соответственно обоим мирам, <…> возникает возможность передвигаться в нем, почти мгновенно достигая любой точки нашей вселенной <…> звездолет прямого луча идет не по спиральному ходу света, а как бы поперек него, по продольной оси улитки, используя анизотропию пространства. Кроме того, звездолет в отношении времени как бы стоит на месте, а вся спираль мира вращается вокруг него.

Освоение движения по принципу прямого луча позволило землянам совершать дальние звёздные путешествия, в результате чего в развитии Земли и цивилизаций Великого Кольца наступила новая эра — Эра Встретившихся Рук (ЭВР). Впрочем, следуя из описания ЗПЛ в романе, можно предположить, что земляне используют не столько варп-движение, сколько нуль-транспортировку.

В романе Сергея Снегова «Люди как боги»[править | править код]

Звездолёты, использующие принцип работы, схожий с принципом работы варп-двигателя, описаны в романе Сергея Снегова «Люди как боги».

В сериале Звёздный путь[править | править код]

Технология[править | править код]

В общих чертах принцип работы варп-двигателей заключается в деформации пространства перед и позади звездолёта, позволяя тому двигаться быстрее скорости света. Пространство «сжимается» перед судном и «разворачивается» за ним. При этом само судно находится в своеобразном «пузыре», оставаясь защищённым от деформаций. Сам корабль внутри поля искажения фактически остаётся неподвижным, — перемещается само искажённое пространство, в котором он находится. (В целом это совпадает с ожидаемой картиной работы возможного реального варп-двигателя.)

Максимальная скорость Энтерпрайза-D — 9,8 варп, что приблизительно равно 9000 скоростей света (на основании данных из 6 серии 1 сезона). Скорость в 1 варп равняется скорости света и растет экспоненциально. За день корабль на максимальной скорости способен преодолеть 24 световых года.

Однако в сериале Звёздный путь: Вояджер в первой серии второго сезона было сказано, что скорость звездолёта Вояджер — 9.9 Варп = 4млрд миль в секунду, что приблизительно равно 386 скоростей света.

По легенде сериалов Звёздный путь, использование варп-двигателей требует больших энергозатрат, поэтому варп-системы Объединенной Федерации Планет запитываются энергией от реакторов аннигиляции материей и антиматерией, разграниченными друг от друга кристаллами дилитиума. (Скорее всего кристаллы дилития — важный компонент энергополевого разграничения вещества и антивещества, как минерал способный пропустить через себя огромные объемы энергии. Во всяком случае в оригинальном сериале монокристаллы дилития были конструктивными элементами установок подсистемы энергопитания главной двигательной установки.) В результате реакции создается высоко-энергетичная плазма, называемая электроплазмой. Электроплазма направляется специальными электромагнитными трубопроводами электроплазменной системы (англ. electro-plasma system, EPS) в плазменные инжекторы, которые, в свою очередь, собственно, и создают варп-поле. Разные цивилизации в Звёздном пути используют разные источники энергии (например, ромулане запитывают корабельные варп-двигатели от корабельных квантово-сингулярных энергоблоков, кардасианцы возможно от реакторов холодного ядерного синтеза или искусственного распада протонов), но в целом процесс происходит аналогично.

На звездолёты класса «Интрепид» устанавливались специальные гондолы с изменяемой конфигурацией, позволяющее двигаться с ещё более высокой скоростью без причинения вреда окружающему пространству и объектам, в нём расположенным. На более совершенных классах звездолётов — «Суверин», «Прометей» — устанавливаются более совершенные гондолы искривления, позволяющие двигаться с большими скоростями без изменения конфигурации двигательной установки.

Элементы системы[править | править код]
  • Контейнер с антивеществом
  • Катушка индуктивности антивещества
  • Реле антивещества
  • Патроны дилитиума
  • Электро-плазма
  • Механизм экстренной остановки реакции
  • Основная магистраль охлаждающего устройства
  • Магнитный трубопровод
  • Магнитный блок
  • Гондолы

Часть двигателя деформации, спереди обычно располагается Вихревой сборщик со своими дополнительными системами, далее идёт Плазменный инжектор, фокусирующий поток плазмы точно по центру Катушки искривления и собственно ряд катушек по всей оставшейся длине. Стандартом де-факто среди рас, использующих варп-двигатели, является использование двух гондол искривления слева и справа от корпуса корабля.

    • Коллекторы Бассарда

Устройство, обычно располагаемое (на кораблях Федерации) на переднем конце гондол искривления и служащее для первичного сбора межзвёздного газа (последующей сортировкой и переработкой занимаются уже другие системы). Сборщик обычно включается, если запасы материи или антиматерии в баках корабля почти иссякли. Вихревой сборщик состоит из набора катушек, которые создают магнитное поле и подобно воронке затягивающее межзвёздный газ.

    • Плазменный инжектор
    • Варп-катушка (катушка деформации)

Тороид, разделённый на несколько частей, который создаёт поле искривления, будучи активированным проходящим потоком высокоэнергетической плазмы. Ряд катушек деформации располагается в гондоле искривления. Используя плазменный инжектор, корабль может регулировать последовательность активации отдельных катушек искривления во время движения, позволяя кораблю маневрировать на варп-скоростях.

  • Аннулирующее ядро
  • Предварительная магистраль охлаждения
  • Катушка индуктивности
  • Плазменный трубопровод
  • Промежуточный охладитель плазмы
    • Смазочно-охлаждающая жидкость
  • Регулятор плазмы
  • Энергопередающий канал
  • Сеть передачи энергии

Сеть распределения энергии, используемая на борту звездолётов Федерации для питания всех источников потребления, за её работой и распределением энергии от источников к потребителям контролирует офицер ЭПС со своего терминала. Энергия передаётся в канале питания высокими скоростями движения плазменных частиц. Есть два основных источника питания: это ядро искривления и термоядерные реакторы в импульсных двигателях. Ядро в первую очередь питает гондолы искривления, щиты и фазеры, а импульсные двигатели всех прочих потребителей.

  • Космическая матричная катушка восстановления
  • Варп-плазменный трубопровод
  • Ядро деформации
    • Реактор материи/антиматерии
    • Инжектор антиматерии
    • Плата кристаллов дилитиума
      • Кристалл дилитиума

Пожалуй главный компонент ядра искривления, внутри которого потоки вещества и антивещества при управляемом процессе аннигиляции преобразуются в электроплазменный поток. Дилитий — единственный пока известный элемент, который инертен к антивеществу, когда подвергается воздействию высокочастотного электромагнитного поля в мегаваттном диапазоне. Эффективность реакции в кристалле зависит от его качества.

      • Механизм соединения кристаллов
    • Инжектор материи
    • Наборщик тета-матрицы

В сериале «Звёздные врата: Вселенная»[править | править код]

В сериале «Звёздные врата: Вселенная» фигурирует сверхсветовой двигатель, по признакам своего принципа действия, скорее всего, являющийся варп-двигателем. Именно такой двигательной установкой оснащены «Судьба» и корабли-установщики Звёздных врат. О конструктивной системе этих варп-двигателей легенда сериала «Звёздные врата: Вселенная» ничего не сообщает. Известно лишь, что в отличие от кораблей в Звёздном пути «Судьба» способна за приемлемое время совершать межгалактические перелёты между соседними галактиками (для сравнения: Суверен, Интрепид, Прометей на такое не способны). Внутри же галактики «Судьба» летит со стандартной для конца XXIV столетия в Звёздном пути скоростью. Так по легенде последней серии 2-го сезона «Звёздных врат: Вселенная» «Судьба» должна была пересечь средних размеров спиральную галактику (практически все спиральные галактики — галактики-гиганты), куда она влетела, за три года непрерывного полёта.

В Warhammer 40,000[править | править код]

В этой вселенной фигурирует так называемое варп-пространство. Корабли летают на сверхсветовых скоростях, совершая перелёты через это варп-пространство. Но физически такие «варп-полёты» ничего общего не имеют с полётами с использованием вымышленных (в частности в: Звёздном пути, «Звёздных войнах», «Звёздных вратах») или возможных реальных варп-двигателей. Варп-пространство в Warhammer 40,000, иначе называемое имматериумом, есть параллельное подпространство Вселенной — отражение желаний и эмоций, а также обитель демонов и богов, через которое и летают корабли во вселенной Warhammer 40,000.

Прямым аналогом варп-перемещения Warhammer 40,000 является перемещение в фильме «Сквозь горизонт» с соответствующим эффектом при отсутствии «поля Геллера».

Во вселенной Mass Effect[править | править код]

Сверхсветовое движение в серии видеоигр Mass Effect осуществляется посредством так называемого «эффекта массы» — поля темной энергии, которое генерируется путем подачи электрического тока на ядро варп-двигателя. Ядро двигателя содержит в себе «нулевой элемент» — фантастический химический элемент, в котором отсутствует ядро. Согласно кодексу вселенной, нулевой элемент образуется при воздействии энергии вспышки сверхновой звезды на поверхность планет, астероидов и т. д. Когда на ядро двигателя с нулевым элементом подается электрический ток с отрицательным зарядом, образуется темная энергия, а масса объекта снижается. Космический корабль оказывается заключенным в поле темной энергии, в которое он как бы проваливается. Принцип действия поля «эффекта массы» очень схож с предполагаемым принципом действия Пузыря Алькубьерре. В результате, получается, что объект, будучи заключенным в поле «эффекта массы» способен преодолевать скорость света не нарушая при этом ОТО, так как в локальном «пузыре» скорость света увеличивается, а световой барьер не преодолевается. Однако, эта разновидность варп-двигателя лишь решает проблему, связанную со снижением массы корабля и заключением его в поле темной энергии. Для движения и создания реактивной тяги все еще нужны обычные маршевые двигатели. Они могут быть жидкостными химическими, ионными или, военными, антипротонными. Также, в качестве источника энергии для питания масс-ядра, на корабле должен присутствовать термоядерный реактор, обычно работающий на Гелии-3. В качестве «побочного эффекта» при движении на сверхсветовых скоростях на корабле, использующем двигатель с масс-ядром накапливается статический электрический заряд, который необходимо периодически сбрасывать либо на специальных станциях разрядки, либо путем посадки на планету (грубо говоря, заземления), либо же путем выхода на орбиту газовых гигантов — сброс заряда происходит за счет мощного магнитного поля планет-гигантов, которое поглощает накопившийся заряд корабля. Однако, в 2185 году был создан двигатель «ОДИС», который преобразует накопившуюся энергию и передает её на питание внутренних систем корабля. При помощи этого двигателя члены экспедиции «Andromeda Initiative» сумели достичь галактики Андромеда за 634 года непрерывного полета, двигаясь со скоростью около 10 св. лет в сутки. В целом же, скорости кораблей во вселенной Mass Effect варьируются от 50 до 11000 скоростей света.

Отдельно от технологий сверхсветового перемещения на самих космических кораблях, в галактике Млечный Путь существует разветвленная система ретрансляторов массы — загадочных древних порталов, способных мгновенно перемещать объекты на расстояния в сотни или даже тысячи световых лет. Ретрансляторы массы работают по принципу парного взаимодействия: космический корабль может пройти через пару ретрансляторов мгновенно переместившись на расстояние, которое с помощью обычных сверхсветовых двигателей пришлось бы преодолевать многие месяцы или даже годы. Согласно ЛОРу вселенной, ретрансляторы массы являются мощнейшими из известных механизмов использующих «эффект массы» (темную энергию), а уничтожение ретранслятора массы способно полностью уничтожить планетарную систему в которой он находится, так как энергия взрыва ретранслятора сопоставима с энергией взрыва сверхновой звезды.

В No man’s sky[править | править код]

В No man’s sky варп-двигатель установлен на всех кораблях, существенно уменьшая время до прибытия. Его не следует путать с гипердвигателем, который позволяет осуществлять межсистемные прыжки.

Во вселенной EVE Online[править | править код]

В MMORPG EVE Online варп-перемещение является одним из основных способов путешествия в космическом пространстве на межзвездные расстояния.

В романе Сергея Лукьяненко «Порог»[править | править код]

В романе «Порог» «пузырь Алькубьерре в той или иной форме изобрели все цивилизации пятого уровня», то есть цивилизации, сумевшие достичь иной звёздной системы. Правда, наиболее развитая из таких цивилизаций — Ракс — «в результате исследований и экспериментов» сочла этот способ слишком опасным и не советовала никому его использовать, однако новые цивилизации, самостоятельно «дораставшие» до пятого уровня и приступавшие к звёздной экспансии, начинали именно с варп-принципа.

«Русские, впрочем, уверены, что первым эту технологию ещё в двадцатом веке предложил учёный-ядерщик по фамилии Козерюк, но в историю вошёл именно мексиканский физик». В романе как исторический эпизод упоминаются первые русские межзвёздные корабли, основанные «ещё на двигателях Козерюка».

М-2 (двигатель) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. M2.
М-2
Производитель ГАЗ №2
Годы производства 1919-1927
Объём 15,07 л
Степень сжатия 4,5
Диаметр цилиндров 112 мм
Ход поршня 170 мм
Количество цилиндров 9
Система охлаждения воздушного охлаждения
Сухой вес 145 кг (М2-120)

М-2 — советский авиационный поршневой двигатель, копия французского двигателя Рон J, лицензия на который была приобретена ещё в Российской империи.

Двигатель производил Государственный авиационный завод (ГАЗ) № 2 (г. Москва) начиная с лета 1919 года. Массовое производство было налажено с 1925 года, выпуск прекращен в 1927 году. Всего выпущено около 2000 двигателей.

Двигатель представлял собой звездообразный четырёхтактный ротативный двигатель воздушного охлаждения с девятью цилиндрами. Редуктор отсутствовал. В зависимости от модификации поршни изготовлялись из чугуна или из алюминия.

  • М2-110 — копия французского двигателя Рон J с чугунными поршнями, мощность 110 л. с.
  • М2-120 — копия французского двигателя Рон Jb с алюминиевыми поршнями, мощность 120 л. с.

Двигатели М-2 устанавливались на самолётах У-1, автожире КАСКР-1, а также на некоторых опытных самолётах, и вертолетах.

  • Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *