ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА
ОБЗОР СХЕМ
КАКУЮ СХЕМУ ЭКВАЛАЙЗЕРА ВЫБРАТЬ? КАКОЙ ЭКВАЛАЙЗЕР
ЛУЧШЕ? ПРИ СБОРКЕ МИКШЕРСКОГО ПУЛЬТА НУЖЕН ЛИ ТАМ ЭКВАЛАЙЗЕР И КАКОЙ?
Такие вопросы довольно часто возникают и задаются начинающими звуковиками.
Именно поэтому было решено подготовить обзор самых популярных схем эквалайзеров и регуляторов тембра. Изготовить такое количество
эквалайзеров и регуляторов тембра конечно не реально, поэтому мы решили основываться на результатах расчетов
симмулятора. Разумеется приведенные параметры в реальном аппарате будут отличаться, но все же какие то
выводы можно сделать.
Прежде всего для чего нужен регулятор тембра как таковой. Основных мнений на этот счет два:
Для того чтобы портить звук (это мнение аудифилов)
Для коррекции звуковой картины, компенсации акустических свойств помещений,
для придания звуку наиболее приятного конкретному слушателю оттенка (это мнение звукорежисеров)
Несколько слов об используемой в моделях элементной базе:
В моделях использовались операционные усилители TL071, как самые легкодоступные и имеющие аналоги содержащие в одном корпусе два операционных усилители (TL072, TL082) и четыре операционных усилителя (TL074, TL084). Транзисторы используемые в моделях — 2N5551.
Рисунок 1 Принципиальная схема трехполосного темброблока
По сути это 3 полосовых фильтра звуковой сигнал после которых суммируется. Фильтры пассивные, следовательно они только ослабляют, причем максимальное ослабление получается у верхенго фильтра на СЧ-ВЧ частотах, среднего минимальное ослабление имеет в середине звукового лиапазона, а нижний фильтр имеет минимальное ослабление на высоких частотах. Стоящий после полосовых фильтров операционный усилитель служит для компенсации этого ослабления. Кроме того он имеет достаточно большое входное сопротивление, что позволило использовать резисторы для сумматора с довольно большим номиналом, необходимым для ослабления влияния полосовых фильтров на частоты к нему не относящиеся. АЧХ данного темброблока показана на рисунках 2-4.
Рисунок 2 Регулировка НЧ
Рисунок 3 Регулировка CЧ
Рисунок 4 Регулировка BЧ
Ни рисунках АЧХ четко видно, что и как регулируется
при крайних положениях движков переменных резситоров, поэтому
выводы о применяемости этого регулятора тембра уже делайет
сами. На рисунках по вертикали коф усиления регулятора тембра
в дБ, по горизонтали — частота. На всех остальных рисунках
расположение координат такое же.
Однако пассивными можно строить не только трех полосные темброблоки, но и более функциональные шести полосные эквалайзеры. На рисунке 5 приведена принципиальная схема такого эквалайзера. Полосовые фильтры от предшественика отличаются увеличенной добротностью, что ослабляет влияние фильтра на «соседние» полосы. Операционный усилитель так же компенсирует ослабление сигнала вносимое фильтрами. Небольшая оговорка — номинал переменного резистора указан числом и буквой на конце. Число без буквы показывает в каком положении находиться движок переменного резистора, в данном случае это 50%. В данном варианте эквалайзера рекомендуется использование логарифмических переменных резисторов, однако линейные тоже не слишком заметно коробят линейность восприятия регулирования.
Рисунок 5 Принципиальная схема шестиполосного пассивного эквалайзера
УВЕЛИЧИТЬ
АЧХ фильтра выровнена благодаря использованию разных номиналов резисторов сумматора. Дополнительные изгибы АЧХ получились из за использование номиналов стандартной линейки и распредение полос по частотному диапазону не очень равномерное. На рисунках 6-11 показаны измениние формы АЧХ в зависимости от положений переменных резисторов. Для увеличения подъема самых верхних частот необходимо увеличить емкость конденсатора С16 до 68 пкФ, но не более 82 пкФ.
Рисунок 6 Регулировка самой низкой частоты звукового диапазона
Рисунок 7 Регулировка 200 Гц
Рисунок 8 Регулировка 500Гц
Рисунок 9 Регулировка 2000 Гц
Рисунок 10 Регулировка 6000 Гц
Рисунок 11 Регулировка самой высокой частоты.
Как видно из приведенных АЧХ данный эквалайзер
имеет не совсем правильные формы изгибов регулируемых частот,
поэтому рекомендовать его для HI-FI аппаратуры можно лишь
в случае острой необходимости введения эквалайзера и наличии
ОЧЕНЬ маленького бюджета на постройку…
Было бы не справедливо обойти вниманием эквалайзеры,
вызывавшие бурю восторга только своим наличием в переносных
магнитолах с «отстегивающимися» колонками. Принципиальная
схема одного из таких эквалайзеров приведена на рисунке 12.
Рисунок 12 Принципиальная схема «балалаечного» эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ
В принципе регулировку АЧХ он производит, ну а как он это делает показанно на рисунках 13-17. В данном варианте регулятора тембра необходимо использовать только логарифмические переменные резисторы. При сборке этого эквалайзера так же необходимо учитывать тот факт, что он предназначен для малокаскадных трактов усиления звукового сигнала, т.е. имеет свой собственный коф усиления и довольно большой, а входное напряжение не должно превышать 0,05 В.
Рисунок 13 Регулировка НЧ
Рисунок 14 Регулировка НЧСЧ
Рисунок 15 Регулировка СЧ
Рисунок 16 Регулировка СЧВЧ
Рисунок 17 Регулировка ВЧ
Более предсказуемым по линиям изгиба АЧХ является регулятор тембра, схема которого показана на рисунке 18. В этом варианте частото зависимые цепи включены в обратную связь операционного усилителя, что позволило контролировать диапазон регулировки и довольно заметно снизить уровень THD Первый ОУ служит буферным усилителем-повторителем.
Рисунок 18 Принципиальная схема темброблока с использованием
обратной связи операционного усилителя
Зависимости АЧХ от крайних положений переменных резисторов регулятора показаны на рисунках 19-21.
Рисунок 19 Регулировка НЧ
Рисунок 20 Регулировка СЧ
Рисунок 21 Регулировка ВЧ
И форма, и диапазон регулировок, и уровень THD для данного варианта регулятора тембра по сути для бытовых условий практически идеальны.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:
Адрес администрации сайта: [email protected]
Принципиальная Схема Эквалайзера — tokzamer.ru
На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Они способны в большей степени, чем обычные регуляторы тембра, корректировать несовершенство акустических свойств помещений прослушивания или аппаратуры подбором наиболее приемлемого звучания музыкальных и речевых программ.
Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга.
На слое K1 синий показаны места установки перемычек, которые можно сделать тонким проводом в изоляции. Собираем эквалайзер 10 полос на TL
sxematube — схема простого транзисторного пятиполостного эквалайзера, простой эквалайзер
Ниже представлено описание восьмиполосного эквалайзера.
Это также приводит к необходимости тщательного подбора элементов частотоза-дающих цепей фильтров либо требует дополнительного усложнения самого устройства. Повторяют описанную операцию настройки и для остальных фильтров.
Усилители активных фильтров 1V1 — 5V1, 1V2 — 5V2 одинаковы по схеме и отличаются один от другого только номиналами конденсаторов 1C1 — 5C1, 1С2 — 5С2 частотозадающих цепей. Движки резисторов регулировки глубины коррекции R7 — R11 отключают от элементов схемы эквалайзера.
Включают питание эквалайзера и на его вход подают сигнал с генератора звуковой частоты амплитудой — мВ.
Графический эквалайзер.
Собираем блок потенциометров для регулировки усилителя звука
Паяем — Все о электронике
Можно также поэкспериментировать с bell equaliser 6 кГц — 10 кГц. Тембр регулируют переменными резисторами 1R2—5R2. Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.
Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2.
Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.
Собираем эквалайзер 10 полос на TL На одном из чешских сайтов язык статьи определил GOOGLE переводчик был найден проект ти полосного эквалайзера, реализованного на счетверенных операционных усилителях TL Благодаря этому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается требуемый диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой полосе.
На ОУ DA1 собраны входной и выходной буферные усилители. Не забудьте расчитать резистор, который будет стоять последовательно со светодиодом.
Настройку эквалайзера проводят в следующей последовательности.
Графический эквалайзер. Переменные резисторы Rp1 — RpN, с помощью которых осуществляется регулировка глубины коррекции, включены между инвертирующими входами ОУ, благодаря чему исключено взаимное влияние между регулировками в различных частотных каналах.
Эквалайзер LA3607 замеры и тесты
Понравилась схема? Жми палец вверх!
Поэтому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается нужный диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой из полос.
При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое по схеме положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1. Принципиальная схема высококачественного пятиполосного эквалайзера на транзисторах.
Рабочая полоса частот — от 10 Гц до 25 кГц 5. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Чтобы придать этим звукам мощь атаку , регулируйте частоту 80 Гц.
Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое по схеме положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1.
Сигналы с выходов активных фильтров поступают на вход двухкаскадного усилителя через резисторы 1R9—5R9, сопротивления которых определяют и режим работы транзисторов V2, VЗ по постоянному току. Питание схемы двухполярное.
Принципиальная схема
Частоты, которые полезно помнить Сеть питание шумит на частоте 50 Гц и умножается. Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. Конструкция: Далее приведена односторонняя печатная плата рис. В качестве питания эквалайзера нужен двухполярный стабилизированный блок питания напряжением 12 — 15 Вольт и током до 50 мА.
Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке
Переменные- резисторы 1R2 — 5R2 должны быть группы А. Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке Интервалы между частотами настройки активных фильтров выбраны равными двум октавам. Поэтому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается нужный диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой из полос.
Пассивный регулятор тембра. Преимущества и …
Принципиальная схема
Источник: Борноволоков Э. Переменные- резисторы 1R2 — 5R2 должны быть группы А.
Сигналы на резисторах 1R1 и 1R2 примерно равны по амплитуде, но противоположны по фазе, и после суммирования компенсируют друг друга при равенстве сопротивлений резисторов 1R1 и 1R2.
Заслуженной популярностью у любителей звукотехники пользуются многополосные регуляторы тембра эквалайзеры. Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
Переменные резисторы регулировки резонансной частоты фильтров NR6. Параллельно фильтрам подключен резистор R4. Ниже приводится описание восьми полосного эквалайзера. Обратите внимание, что на рис.
Детали для эквалайзера
После этого восстанавливают соединение движка резистора регулировки глубины коррекции и проверяют отсутствие самовозбуждения при перестройке частоты фильтра. Рисунок 23 Регулировка 20 Гц. Подпишись на Twitter! Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN.
Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2. Поскольку все фильтры инвертирующие, а через резистор R4 сигналы проходят без инверсии, то в выходном усилителе сигналы вычитаются.
Если применить движковые резисторы СПЗ — 23А можете изготовить графический эквалайзер. Примером могут служить параметрические эквалайзеры, схемы которых приведены в [2, 3]. На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Вне полосы режекции коэффициент передачи фильтра близок к единице. Таким образом, операционных усилителей А2 в схеме 10 штук, соответственно, по 10 штук резисторов R4.
Принципиальная схема пятиполосного параметрического эквалайзера приведена на рис. Детали В регуляторе можно использовать любые кремниевые высокочастотные транзисторы соответствующей структуры с допустимым напряжением между эмиттером и коллектором не менее 15 В и статическим коэффициентом передачи тока h31э не менее 1V1 — 5V1 и 70 остальные.
Простой графический эквалайзер на микросхеме …
Руководство покупателя: эквалайзеры | AREFYEV Studio
В этом руководстве для покупателя мы рассмотрим тему эквалайзеров и узнаем больше об их истории и влиянии на современную студию. Кроме того, рассмотрим различные типы эквалайзеров, что делает их уникальными, и какие элементы управления представлены на большинстве эквалайзеров.
Краткая история
Выравнивание частот началось в первые дни телефонных линий. Когда устройство перенесли к двум звуковым каналам, оно стало автономным инструментом. Это произошло сначала в театральных акустических системах, а затем для постпроизводства аудио в фильмах.
По мере развития кинопроизводства, была постоянная потребность в том, чтобы получить «законченный» естественный звук. Появился эквалайзер. В своих различных формах эквалайзеры позволяли увеличивать или уменьшать различные части частотного спектра, создавая звук, более приятный для человеческого уха. На самом деле, в первые годы существования эквалайзеров, основной целью было истинное выравнивание или поиск «естественного баланса», как выразился представитель Westminster Records.
Когда звук стал сам по себе сложным, следующим этапом была гонка за «высокой точностью» и воспроизведением сигнала. Поскольку все компоненты, создающие этот сигнал, имели свои слабые стороны (будь то грохот вертушек, шипение на магнитной ленте или высокочастотный радиошум), на усилителях и предусилителях был предусмотрен простой эквалайзер с фильтрами, чтобы помочь сохранить точность сигнала.
Все тянулись к этой мифической «прямой проволоке с усилением», и основные регуляторы тембра для высоких частот и басов были помещены на большинстве репродукторов. Когда верность звука достигла своего пика с появлением транзисторов, следующим этапом стало снижение искажений до неслышимых уровней.
См. также: Знаете ли вы, что есть бесплатная DAW программа, которая имеет поддержку ARA?
Так что же делать со всей этой уравнивающей силой? Ответ состоял в том, чтобы использовать ее для эстетического эффекта вместо простого реализма. Такие группы, как «Битлз», осознавали, что сама студия звукозаписи была музыкальным инструментом, и для игры на этом инструменте требовалось много инновационных решений, одним из которых являлся эквалайзер. И то, что было правдой полвека назад, остается верным и сегодня. Эквалайзер является одним из наиболее важным приборов инженера. Современный звук был бы невозможен без него.
Пассивные и активные
Проекты пассивного эквалайзера были созданы в 1950-х и 1960-х годах и включали резисторы, конденсаторы и катушки индуктивности. Подумайте о знаменитых эквалайзерах эпохи от Pultec, Helios, Langevin и Cinema Engineering. С 1970-х годов почти все созданные эквалайзеры были активными. Эти эквалайзеры оснащены трансформаторами и усилителями буферизации, чтобы компенсировать любые потери сигнала в процессе фильтрации. Существует множество брендов и видов эквалайзеров, но все они основаны на некоторых фундаментальных принципах, независимо от того, как они достигают своих результатов. Трубные или транзисторные, аналоговые или цифровые, параметрические или графические эквалайзеры имеют общую цель — повышение качества.
Параметрические и полупараметрические
Параметрические эквалайзеры существуют в основном в стиле вращающихся ручек, но есть и с фейдерами/слайдерами. Они названы как таковые из-за параметров, которыми может управлять пользователь.
Хотя параметрические эквалайзеры обычно имеют меньше полос, чем графические, они предлагают более точное управление хирургического типа. На параметрическом эквалайзере центральная частота полосы выбирается вместе с шириной полосы (обычно называемой «Q») и уровнем усиления или снижения. Параметрические эквалайзеры с ползунками, характеризуются термином «параграф», а те, которые не позволяют корректировать параметр «Q», к ним используется термин «полупараметрический» или «квазипараметрический».
Примеры параметрических эквалайзеров: GML 8200, UnderTone Audio MPEQ-1, Maselec MEA-2, Buzz REQ 2.2 MEA и Sontec MEP-250EX.
Полупараметрических: API 550a, API 550b, Avedis E27, Neve 1073, Neve 1081, Neve 1073LBEQ, Heritage 1073, BAE 1073, Rupert Neve Designs 551 и Chandler Limited EMI TG12345 MKIV EQ.
Графические
В отличие от большинства параметрических, графический использует ползунки для управления настройками. Этот тип называет графическим, потому что положение этих ползунков обеспечивает прямой, «графический» пример всей формы волны. Вы можете буквально видеть, какие частоты завышены или занижены. Как и у собратьев, центральная частота (и часто полоса пропускания тоже) фиксирована для каждой полосы.
Это одни из самых доступных эквалайзеров, так как некоторые устройства позволяют пользователю контролировать до 12 полос на канале. Разновидности варьируются от 10 ползунков для полос частот на одну октаву, 15 ползунков на 2/3 октавы и 31 ползунок для 1/3 октавы между полосами.
Примеры графических эквалайзеров: BAE G10, API 560, Purple TAV, Langevin 252A, Langevin 251A, Cinema Engineering Type 7080 и Motown EQ.
Основные органы управления
«Q»
В мире аудио это указывает на пропускную способность. Каждый эквалайзер влияет не только на выбранную центральную частоту на ползунке или ручке. Ширина затрагиваемого спектра называется Q, где HighQ означает узкий диапазон частот, а LowQ означает более широкий диапазон.
Когда Q регулируется, как в параметрическом эквалайзере, существует высокая степень контроля над частотным спектром. Для большинства графических эквалайзеров полоса пропускания либо фиксирована в определенном диапазоне, либо пропорциональна величине усиления/среза, чтобы обеспечить хирургическое удаление или усиление конкретных частот.
См. также: Что такое нормализация звука и как ее применять?
ASSBAND EQ
Это полоса частот, которая проходит через фильтр эквалайзера. Или, другими словами, все частоты вне «Q». По сути, каждый эквалайзер действует как фильтр, воздействуя на определенные частоты, не затрагивая другие.
CENTER FREQUENCY
Центральная частота — это средняя частота между граничными полосами пропускания. Обычно это точка на потенциометре, выбранном на параметрическом эквалайзере, или частота, указанная для конкретного ползунка на графическом эквалайзере.
HIGH PASS FILTER
Фильтр верхних частот ослабляет или понижает по амплитуде все частоты. HPF не имеет никакого контроля над пропускаемыми частотами (обычно это простой фиксированный шлейф).
LOW PASS FILTER
Фильтр нижних частот является противоположностью фильтра верхних частот. В дни hi-fi его часто называли «фильтром Хисса», исключающим шипение ленты или белого шума при радиоприеме.
HIGH SHELF FILTER
Типичным примером является регулятор высоких частот на усилителе. Верхняя полка может увеличивать или уменьшать частоты, но только выше выбранной точки частоты. Таким образом, он отличается от High Pass, который не влияет на эти высокие частоты, а просто позволяет их срезать.
LOW SHELF FILTER
Предназначен для управления басовыми частотами. Низкая полка может увеличивать или уменьшать частоты, но только ниже выбранного значения. Таким образом, он отличается от Low Pass, который не влияет на эти низкие частоты.
Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.
В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:
- Поправить звучание акустической системы или наушников.
- Скорректировать недостатки комнаты, в которой расположена акустика.
- Сделать более ясным звук старых или некачественных записей.
- Подчеркнуть или затенить некоторые частоты по своему вкусу.
Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.
История эквалайзеров
Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.
Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.
Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.
Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.
Виды эквалайзеров
Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.
Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.
Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:
- Очень точно найти нужную частоту (параметр Frequency, измеряется в Герцах).
- Настроить ширину полосы (безразмерный параметр Q).
- Прибавить или убавить определенное количество децибел (параметр Gain).
Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.
Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре
Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.
Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.
Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.
В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.
Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.
Советы по настройке эквалайзера
Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.
Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.
Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.
В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:
- Внимательно прослушать трек и выделить в нем звучание каждого инструмента.
- Поочередно поднять, опустить, а затем вернуть на ноль каждый ползунок в эквалайзере, поняв, как он воздействует на звук каждого из инструментов в треке. Это позволит выявить неприятные частоты и резонансы.
- Убрать частоты, которые «режут» слух и кажутся избыточными. Чаще всего это цоканье тарелок, свист шипящих согласных в вокале, бубнение баса, неприятная «коробочная» середина в гитарах и синтезаторах.
- Добавить частоты, которых не хватает, по своему вкусу, компенсировав тем самым образовавшиеся провалы.
Основные частоты инструментов и вокала
16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.
60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.
250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.
500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.
800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.
3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.
6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.
10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.
16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.
Что такое эквалайзер и зачем он нужен?
Честно говоря, если брать во внимание акустику, то автомобильный салон – не лучшее место для прослушивания своих любимых музыкальных композиций. И дело не только в ограниченном пространстве или недостаточно профессиональной технике. Во-первых, сам слушатель располагается не по центру акустического пространства, которое создается динамиками, а немного сдвинуто. Мест для установки динамиков мало и пространство к тому же ограничено. К тому же в салоне автомобиля много препятствий с разной степенью резонирования (металл, пластик, стекло и пр.). Об эти препятствия звуковые волны ударяются, а иногда не только отталкиваются, но и поглощаются. Обивочный материал, сидения – все это поглощает звуковые волны. Плюс ко всему шум двигателя, дорожный шум и вибрация кузова. Негативных факторов просто масса, потому даже очень качественные динамики, которые будут издавать даже самый отличный звук, будут подвержены влиянию этих факторов, вследствие чего мы получаем в автомобиле не очень качественное звучание. Нельзя не взять и во внимание, роль правильной настройки эквалайзера при проигрывании автомагнитол высокого класса, которые из-за этого могут потерять ряд своих преимуществ. Вышеперечисленные неудобства эквалайзер все-таки может скомпенсировать. Однако не стоит от него ожидать чего-то сверхъестественного. Все-таки из посредственной автомагнитолы, хорошего звука вы вряд ли можете ожидать, даже при помощи эквалайзера. К тому же и посторонние шумы, которые проникают в салон, эквалайзер также не уберет.
Работа эквалайзера.
Вообще главное предназначение эквалайзера – это улучшение акустики в звуковом пространстве в котором находиться слушатель. Так рисунок 1 показывает замкнутую кривую Н, которая представляет диапазон частот, которые воспринимает человеческое ухо. В то же время как кривая N показывает посторонние шумы, которые проникают в салон автомобиля.
Давайте представим, что частотная характеристика, которая выдается нашей звуковой системой за пределами автомобиля, ровная, то есть без эквализации. На рисунке это линия F . Далее попробуем перенести имеющуюся звуковую систему в салон автомобиля, который двигается . Что мы получаем? Бас нашей системы загашивается низкочастотными дорожными шумами, а высокочастотные и среднечастотные диапазоны получают «пики», в результате вибрации пластика в салоне и дверных панелей. Провалы в звуке будут возникать из-за поглощения звука обивочными материалами и сидениями. В результате всего можно заметить, что акустическая картина в общем резко ухудшилась в пределах салона, так как уменьшилась отдача от усилителя и магнитолы нашей системы. Это можно проследить с помощью кривой Z. Главными задачами эквалайзера можно считать срезывание вот этих «пиков» и выравнивание «срезов». Получается, что эквалайзеры должны выравнивать частотную картину, делать слышимыми максимальной количество частот. Результат работы эквалайзера можно увидеть на рисунке в виде линии E. Мы видим, что приподняты низкие частоты выше линии посторонних шумов (линия N), а высокие и средние частоты наоборот пологие, так как ниже, чем линия F. Теоретически именно средние и высокие частоты нету смысла завышать, так как человеческий слух именно к этому диапазону гораздо чувствительней.
Эквалайзер при правильной настройке явно увеличивает звучание. Однако не стоит думать, что при наличии всех частот, звук будет качественным. Здесь еще играет фактор интенсивности этих же частот. Так, усиление частот ниже 70 Гц, усиливает и насыщает звуковую картину, этим собственно говоря, и объясняется присутствие сабвуферов. При усиливании диапазона частот от 170 Гц до 250 Гц, появляется гул. При усиливании диапазона до 1000 Гц человеческий голос становиться намного резче. При интенсивности в 3000 Гц звук становиться пронзительным и резким. При усилении диапазона звучания до 8000 Гц (цимбалы и колокольчики) звуковая картина становится объемной. С помощью эквалайзера можно регулировать интенсивность частот, тем самым можно, как улучшить качество звука, так и при неправильных настройках, ухудшить. В настройках и работе эквалайзера есть масса нюансов и отдельных моментов по настройке, в это мы пока не углублялись. Возможно, эквалайзер можно назвать одним из самых сложных аспектов car audio. И только путем экспериментирования со звуковыми системами можно досконально разобраться в этой теме.
Разновидности эквалайзеров. Их устройство.
Прежде чем начать разбираться и анализировать разнообразные типы эквалайзеров необходимо понять, как устроен сам эквалайзер. Вообще эквалайзер- это электронный фильтр, который очень чувствителен к разным частотам, умеющий управлять ними. Этим определением можно и обозначит пассивные кроссовера, которые так же можно отнести к эквалайзерам. В эквалайзере есть группа фильтров, которые и могут обрабатывать определенный набор характеристик частот звукового сигнала. На рынке аудиотехники можно найти огромное количество разнообразнейших типов эквалайзеров. И эти устройства могут, как усиливать, так и ослаблять звуковые сигналы в разных частотных диапазонах.
Активные и пассивные кроссоверы.
Пассивный кроссовер представляет собой фильтр, который не нуждается во внешнем источнике питания. Пассивные кроссоверы используют электричество линии, в которую подключен, а также обрабатывает сигнал, который усиливается усилителем. В отличие от пассивного кроссовера, активный кроссовер требует внешнего подвода питания, и звуковой сигнал обрабатывается активными кроссоверами до его усиления. По функционалу активные кроссоверы устанавливаются там, где есть несколько усилителей. Особенность активных кроссоверов в том, что он разделяет сигналы на несколько составляющих, а потом и отдельные сигналы по отдельности и усиливает.
Совсем другое дело – графические редакторы, которые представляют собой множество фильтров с разными диапазонами пропускания частот. Сигнал, проходя через это устройство, превращается из многочастотного звука в несколько определенных сигналов с узкими частотными диапазонами. Вот эти разделенные частотные полосы могут быть отрегулированы (срезаны либо усилены) регуляторами по отдельности, которыми и снабжен эквалайзер. Эта регулировка происходит с помощью вращения регулятора или движения ползунка любой из полос эквалайзера, таким образом, мы либо усиливаем, либо уменьшаем интенсивность. Стоит отметить, что та чистота, которая находиться в центре вот той полосы и определяют уровень самой регулировки. Эта частота называется центральной. Она показывает при усилении интенсивности «пик», либо при уменьшении интенсивности – «срез» (cut).
Параметрический эквалайзер выполняет все те же функции, что и эквалайзер графический. Но все-таки есть отличие. Параметрический эквалайзер может регулировать ширину самих полос пропускания частот сигналов, которые разделились, и сдвигать центральную часть вниз вправо и влево. Вот эти дополнительные функции делают звуковую картину более реальной. Гибридный эквалайзер объединяет в себе функции, как графического эквалайзера, так и параметрического эквалайзера. Так называемый «параграфический эквалайзер» представляет собой графический эквалайзер, который имеет возможность передвигать центральную частоту каждой полосе звукового сигнала. Минус в том, что ширину разделенных полос этот эквалайзер изменить не может.
Q-фактор эквалайзера.
Качество регулировки полос определяет Q-фактор. Давайте представим, что у нас есть звуковой сигнал, который имеет диапазон от 25 Гц до 22,000 Гц. Подаем его на вход десятиполосного однооктавного эквалайзера. Для того, что бы понимать следует разъяснить, что октава представляет собой частотный интервал, в котором последняя частот в 3 раза больше чем первая частота. На рисунке 2, наш эквалайзер можно представить именно так.
Рисунок 2:
Q-фактор определяет степень взаимовлияния всех полос при регулировке. Если мы хоть как то регулируем (изменяем) центральную полосу в эквалайзере, то естественно и изменяются соседние частоты как слева, так и справа. Q-фактор у разных эквалайзеров бывает как постоянным, так и переменным. В случае, если у эквалайзера Q-фактор постоянный, то регулирование центральных частот влияет и на частоты, которые находятся внутри той же полосы, при этом не оказывается никакого влияния на полосы находящиеся рядом. Точно будет соответствовать и положение регуляторов на звуковой картине, которую вы создаете. При переменном Q-факторе срез или усиление центральной частоты сразу же влияет на частоты, которые лежат не только в рамках той полосы, но также будут затронуты соседние полосы. В таком случае, пи таком эквалайзере настроить звук труднее, ведь получается, что звуковая картина будет не совсем точно отвечать положению регуляторов на панели устройства эквалайзера.
Эквалайзер с постоянным Q-фактором является более качественным видом эквалайзеров. Качество эквалайзеров еще можно определить по количеству полос. Естественно, чем больше полос, тем лучше. При выборе эквалайзеров не забудьте обратить внимание на октавность. Здесь пропорциональность идет в обратном порядке, то есть чем меньше, тем качественней аппаратура.
Самым качественным устройством можно считать эквалайзер, у которого ширина полос равна третьей части октавы. Интервалом в музыке называется такое определенной целое число, которое обозначает соотношение частот. Чем меньше это соотношение, тем приятнее звуковой ряд. Соответственно начиная из простых интервалов: 1:2 — октава, 2:3 – квинта, 4:5 большая терция, 5:6 – малая терция, 9:8 – интервал, который еще называют целым большим тоном. Один целый тон соответствует двум полутонам.
(16/15)х(16/15) = 256/225 » 9/8
При настройке музыкальных инструментов используется тон камертона, который примерно равен 440 Гц.
Назад в Статьи
Похожие статьи:
Эквализация. Советы и общие принципы – Airborn
Эквалайзер – это прибор, который позволяет увеличивать, либо уменьшать громкость отдельных зон частотного диапазона. Вокруг эквалайзеров всегда очень много споров, однако, в этой статье я попытаюсь изложить самую суть, причем максимально кратко и просто.
UAD Pultec EQ
Во-первых, живые естественные звуки звучат наиболее натурально, если они были хорошо записаны и почти не подвергались обработке эквалайзером. Меняйте микрофоны, меняйте расстановку микрофонов, меняйте, в конце концов, исполнителя, но не включайте эквалайзер, пока в этом не возникло острой необходимости.
Во-вторых, аккуратное плавное понижение частот на границах спектра, как правило, звучит вполне пристойно; также можно вырезать довольно глубоко узкую полосу частот – в большинстве случаев эффект не будет бросаться в глаза. При этом, значительное повышение громкости какой-либо полосы практически всегда очевидно, и звучит резко и неестественно, особенно в случае использования дешевых некачественных эквалайзеров. Из этого следует правило, которое стоит запомнить: в общем случае, поднимать эквалайзером лучше широкую полосу частот, и ненамного, а понижать можно сколь угодно узкую полосу и как угодно глубоко . Также, на этапе записи старайтесь избегать эквалайзера там, где он не является необходимостью, потому что неправильно настроенный эквалайзер на этапе сведения будет в большинстве случаев невозможно компенсировать.
Другое универсальное правило заключается в том, что дорогой внешний эквалайзер всегда будет звучать лучше, чем встроенный в микшерный пульт. Во многом, качество проявляется в том, как эквалайзер работает при повышении громкости определенных частот. Хороший эквалайзер может поднимать частоты, при этом не портя звук и сохраняя его натуральность. Поэтому, для серьезной работы лучше обзавестись хотя бы одним качественным устройством, а эквалайзеры на микшерном пульте использовать для мелких технических задач, таких как убирание лишнего баса и так далее.
Чтобы научиться грамотно пользоваться эквалайзером, нужен довольно большой опыт. Каждый конкретный звук всегда требует особого подхода. Тем не менее, в этой статье мы попытались описать ключевые частоты, влияющие на характер звучания некоторых основных инструментов, часто используемых при создании электронной музыки. Итак, начнем:
Бочка (Kick Drum)
Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для дополнительной четкости можно попробовать поднять 5-7 КГц.
• 50 – 100 Гц: основной бас
• 100 – 250 Гц: жир
• 250 – 800 Гц: грязь
• 5 – 8 КГц: щелчек
• 8 – 12 КГц: свист
Малый барабан (Snare)
Попробуйте слегка приподнять в районе 60 – 120 Гц, если звук слишком вялый. Прибавьте слегка около 6 КГц для характерного шлепка.
• 100 – 250 Гц: полнота звука
• 6 – 8 КГц: четкость
Тарелки и прочие хайхэты (hi-hats and cymbals)
Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для придания яркости есть смысл поднять около 3 КГц.
• 250 – 800 КГц: грязь
• 1 – 6 КГц: насыщенность
• 6 – 8 КГц: прозрачность
• 8 – 12 КГц: яркость
Бас
Попробуйте приподнять около 60 Гц чтобы добавить плотности. Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для большей отчетливости можно поднять в районе 6 КГц.
• 500 – 100 Гц: саб бас
• 100 – 250 Гц: жир
• 250 – 800 Гц: грязь
• 800 – 1000 Гц: добавляет мяса на маленьких колонках
• 1 – 6 КГц: отчетливость
• 6 – 8 КГц: еще большая отчетливость
• 8 – 12 КГц: свист
Эквализация вокала
Вокал – это сложно, и очень многое зависит от микрофона, использованного для записи. Так что не стоит воспринимать нижеприведенный список как истину в последней инстанции. Тем не менее: попробуйте поиграть с частотой около 300 Гц. Для большей прозрачности попробуйте поднять около 6 КГц.
• 100 – 250 Гц: усиливает крупный план
• 250 – 800 Гц: зона грязи
• 1 – 6 КГц: живость
• 6 – 8 КГц: разборчивость
• 8 – 12 Гц: яркость
————————————
Не существует каких-то конкретных частот, которые всегда будут работать, вне зависимости от инструмента, и использование эквалайзера при сведении полностью зависит от каждого конкретного случая. Самое главное, как уже было справедливо отмечено, определить, какие частоты стоит резать в каждом конкретном случае.
Первая вещь, которую мне бы хотелось предложить – это выстроить дорожки трека в порядке важности. Например, если вокал в вашем миксе – это наиболее важный звук, и звучит прекрасно сам по себе, стоит постараться как можно полнее сохранить его, не внося значительных изменений. Затем можно перейти ко второму по важности треку, и посмотреть, не борется ли он с вокалом за частоты. Если борется, то есть смысл понизить в нем громкость тех частот, которые маскируют вокал. Попробуйте включать и выключать второй трек, продолжая при этом концентрировать внимание на вокале. Затем, тот же самый принцип может быть применен ко всем последующим трекам. Такой подход наверняка сделает использование эквалайзера при сведении более логичным. (Кстати, хотя действительно часто хочется отрезать у гитары низкие частоты, в большинстве случаев так хочется сделать из-за того, что партия баса «более важна» в этом частотном диапазоне, но, если в вашем миксе, допустим, бас отсутствует – нет никакого смысла что-либо от гитары отрезать – естественное звучание, как правило, всегда лучше, чем обработанное.)
Если у вас очень плотная аранжировка, такой основной подход к эквализации означает, что чем менее важен трек, тем более радикально на нем будет работать эквалайзер. Для наименее важных звуков иногда достаточно очень узкого частотного диапазона, чтобы они уверенно заняли свое место в миксе, так что вполне реальна ситуация, когда отрезать либо понижать придется большую часть частот, чтоб сохранить прозрачность звучания микса. В общем случае, если вы отключите эквалайзер на каком-то треке и услышите, что звук в контексте целого микса не теряет ничего важного, это означает, что можно отрезать еще немного, что повысит прозрачность и чистоту микса и освободит место для более важных инструментов.
Из-за того, что низкие частоты часто занимают в миксе наиболее значительную часть, в большинстве случаев работа по вырезанию эквалайзером лишних частот сосредоточена именно в низкочастотном диапазоне, и наиболее часто используется фильтр высоких частот (high-pass filter). Тем не менее, вырезать низкие часоты, как уже было сказано, не всегда необходимо, а также следует помнить, что мягкое понижение всегда звучит более музыкально, чем грубое вырезание.
По поводу повышения определенных частот ради выявления характерных элементов звука или тембра могу сказать, что, скорее всего, от этого будет больше вреда, чем пользы. Во-первых, как правило, эквалайзеры лучше звучат, когда ими понижают уровень сигнала, чем повышают, а во-вторых, есть шанс обмануть себя, решив, что звук стал лучше, в то время как на самом деле он просто стал звучать громче.
Я не думаю, что работу с очень узкими полосами частот можно назвать разумным использованием эквалайзера, однако в некоторых специфических ситуациях, например, при удалении нежелательных резонансов барабанов, или каких-то случайных технических призвуков, такой подход может быть оправдан. Если в целом звук вам нравится, не стоит обрабатывать его эквалайзером таким образом.
В этой небольшой статье попытаемся дать ответ на достаточно часто возникающий вопрос: стоит ли обрабатывать эквалайзером весь микс целиком, подключая его к основному мастер-каналу?
Есть много причин, по которым вам может захотеться повесить эквалайзер на мастер-канал. Первая – чисто практическая. Допустим, вы провели весь день, сводя вашу композицию и добились того, что она, по-вашему, звучит сбалансированно и законченно. Затем вы сравниваете ее с несколькими коммерческими релизами в том же стиле и понимаете, что ваш микс на самом деле слегка разбалансирован: возможно, слишком много средних частот, из-за того что вы сводили на большой громкости. Человеческий слуховой аппарат феноменально хорош в плане адаптации к тому, что мы слышим, так что вполне вероятно, что вы не заметите общий дисбаланс во время сведения, просто из-за того, что ваши уши адаптировались к нему. (Это, между прочим, одна из основных проблем всех звукорежиссеров или музыкантов, занимающихся сведением своих треков.) Итак, если в вашем миксе присутствует общий дисбаланс, вы можете начать исследовать каждый трек и подкручивать ручки эквалайзеров, чтобы решить проблему, однако очевидно, что проще просто повесить эквалайзер на мастер и внести необходимые поправки.
Другая вполне логичная причина для использования эквалайзера на мастер-канале – для качественного поднятия высоких частот. Практика показывает, что поднятие высоких частот одним качественным эквалайзером, находящемся на мастер-канале дает лучшие результаты, чем попытки сделать это, поднимая частоты у отдельных каналов.
Тем не менее, если предполагается, что над вашим треком будет работать мастеринг-звукорежиссер, не стоит вешать никакие эффекты на мастер-канал, в том числе эквалайзеры. Он сделает это за вас, и, скорее всего, более качественно (хотя бы засчет того, что его уши будут свежими в отношении вашего трека ).
инфо взято с сайта www.audioplace.ru
Эквализация: настраиваем добротность фильтров (Q)
Работая с эквалайзерами, мы чаще всего пользуемся всего двумя параметрами – Freq, который определяет центральную частоту фильтра и Gain, который определяет коэффициент усиления на центральной частоте фильтра. К этому списку можно добавить еще выбор типа фильтров эквалайзера, но практически во всех современных программных эквалайзерах этот выбор происходит автоматически и зависит от первоначального места размещения узла на частотном диапазоне. Если вы щелкнете мышью в области 20-30 Гц, скорее всего будет создан фильтр верхних частот; если создать узел в районе 60-70 Гц, скорее всего будет создана низкочастотная полка; если создать узел выше 100 Гц, будет создан колокол, и т.д. Конечно, для каждого эквалайзера значения частоты для определения типа фильтров будут разными, но тенденция рынка такова – современный эквалайзер должен определять типы кривых фильтров эквалайзера автоматически. Таким образом, у нас с вами остается всего два параметра (Freq, Gain), с которыми мы и осуществляем манипуляции. В этом списке чего-то не хватает, не так ли?
Наравне с параметрами центральной частоты и коэффициента усиления фильтров, существует еще один крайне важный параметр – добротность фильтров (Q), который определяет ширину усиливаемой или ослабляемой полосы частот и определяется как отношение центральной частоты к ширине этой полосы, лежащей в пределах 3 дБ от коэффициента усиления на центральной частоте. Проще говоря, чем выше значение добротности, тем уже полоса частот, и чем ниже значение добротности, тем полоса частот шире. Все это, в первую очередь, касается колоколообразных фильтров. Для полочных и обрезных фильтров значение добротности определяет крутизну спада фильтров на центральной частоте. Таким образом, в ваших руках появляется инструмент, способный формировать частотные ландшафты – от пологих возвышенностей до отвесных скал.
Как же использовать параметр добротности (Q) на практике?
Существует несколько важных вещей, которые стоит учитывать при настройке параметра добротности:
1. Усиливая полосу частот, уменьшаем значение добротности
Основной задачей эквализации является, в первую очередь, получение оптимального баланса частот внутри отдельных инструментов, что в итоге способствует балансировке всего микса. Исходя из этого, любое усиление частот должно быть мягким и аккуратным. Человеческий слух очень цепко реагирует на слишком громкие диапазоны частот, поэтому для сохранения баланса звучания при усилении частот важно использовать именно широкие полосы, соответствующие низким значениям добротности.
2. Ослабляя полосу частот, увеличиваем значение добротности
Любой срез или ослабление частот влечет за собой достаточно существенное изменение внутреннего баланса инструмента и, соответственно, его звучания. С помощью ослабления частотных полос можно решить множество вопросов, включая подавление грязи, шума, бубнения, гула, ватности, свиста и других нежелательных призвуков, но в то же время при неправильной настройке добротности фильтров можно существенно навредить инструменту, сделав его звучание тусклым, тонким и вялым. Чтобы избежать этих неприятных вещей, достаточно увеличить значение добротности фильтров и ослаблять достаточно узкие диапазоны частот. Таким образом вы уберете лишнее, оставив при этом все полезные частоты. При использовании экстремально высоких значений добротности колоколообразного фильтра, можно создать режекторный фильтр, который отлично подходит для подавления какой-то конкретной частоты или узкой полосы частот. Это бывает полезно, когда нужно подавить очень сильные резонансы или же удалить статичный шум, например, гул от электросети на 50 или 60 Гц, в зависимости от региона, в котором была осуществлена запись.
3. Не используйте слишком высокие значения крутизны спада для обрезных фильтров
В свое время я мечтал найти такой эквалайзер, в котором был бы обрезной фильтр, способный срезать частоты под углом 90 градусов, то есть такой себе brickwall-фильтр. Но когда я нашел такой фильтр в IZotope Ozone и включил его, я понял, что он звучит очень немузыкально. Действительно, подавление частот ниже центральной частоты фильтра было впечатляющим – фильтр резал все, но это ли мне было нужно на самом деле? Я хотел получить чистый, аккуратный, точный и приятный для слуха срез, а в итоге получил красивую картинку для глаз и ужасный сдвиг фазы для ушей. Таким образом, я понял, что при настройке добротности (крутизны) обрезных фильтров нужно учитывать скорее не степень подавления частот, а скорее тандем подавление/музыкальность. Наиболее музыкально звучат обрезные фильтры с подавлением в 6 и 12 дБ на октаву. Если нужно использовать фильтры с подавлением в 24 дБ на октаву или выше, лучше применить линейнофазовые фильтры, которые не создают фазовых искажений. При использовании обрезных фильтров с высокой крутизной на отдельных дорожках особых проблем может и не возникнуть, но если вы используете такие фильтры на подгруппах или тем более на мастер-канале – будьте готовы к тому, что инструменты могут потерять локализацию, а стереокартина «поплыть».
4. Изучите документацию к вашим эквалайзерам
Во многих классических аналоговых эквалайзерах (например, API 550), и их эмуляциях соответственно, используется не постоянное значение добротности относительно усиления, а пропорциональное, то есть чем меньше коэффициент усиления, тем меньше значение добротности, и наоборот, чем выше коэффициент усиления, тем выше значение добротности. Учитывайте такие особенности в поведении отдельных приборов, чтобы процесс сведения был осмысленным, а не работой вслепую. Зависимость параметра Q от Gain также можно найти во многих программных эквалайзерах — Type 3 и Type 4 в Sonnox Oxford EQ работают «аналоговым» образом: различие этих режимов заключается в том, что при одинаковом уровне усиления, ширина полосы при низких значениях Gain для Type 3 будет уже, чем для Type 4, но при максимальном значении Gain ширина полосы для Type 3 будет такой же, как и для Type 4.
5. Полоса частот с низкой добротностью затрагивает не только узкую область вокруг центральной частоты фильтра
Вы задумывались когда-нибудь о том, почему при использовании высокочастотной полки на 10 кГц инструменты начинают звучать очень сочно, а не просто воздушно? Все дело в том, что чем сильнее вы будете усиливать высокочастотную полку с центральной частотой на 10 кГц, тем сильнее она будет захватывать нижестоящие частоты, тем самым усиливая не только высокие частоты, но и высокую средину. Усиление именно этих, более низких частот, а не верха от 10 кГц, и дает этот эффект яркости и сочности. Чем более пологие склоны полочных фильтров, тем больше будет захвачено частот в стороне от центральной частоты фильтра. Помните об этом и всегда спрашивайте себя о том, что же вы хотите усилить или ослабить в действительности? Вы хотите манипулировать всем этим огромным частотным диапазоном внутри полки или же на самом деле вас интересует какая-то конкретная частота рядом с ней?
Параметр добротности (Q) не является чем-то малозначительным или рудиментарным. Он настолько же важен, насколько и параметры частоты (Freq) и коэффициента усиления (Gain). Я надеюсь, что мои рекомендации помогут вам использовать ваши эквалайзеры более обдуманно, чтобы в итоге получить действительно чистые и сбалансированные записи.
Плывите к звуку!
comments powered by HyperCommentsпассивно-активный пакет | Softube
- Mac OS X 10.12 или новее (более старые версии ОС могут работать, но не тестируются).
- Windows 64-bit, версии 7, 8 или 10.
- Intel Core 2 Duo, AMD Athlon 64 X2 или новее.
- Разрешение экрана 1280×800 или больше.
- Рекомендуется 8 ГБ ОЗУ или более, а также не менее 8 ГБ на жестком диске для установки (отдельные подключаемые модули занимают меньше места, в то время как библиотекам примеров может потребоваться дополнительное дисковое пространство.Конкретная информация доступна на странице каждого инструмента).
- Учетная запись Softube.
- Учетная запись iLok.
- Доступ в Интернет для загрузки установщика и управления лицензиями.
- iLok поколения 2 и выше, если вы собираетесь использовать ключ iLok для авторизации ваших плагинов (обратите внимание, что ключ iLok не является обязательным).
- Теоретически, должно работать любое 64-битное хост-приложение, совместимое с VST, VST3, AU или AAX (11.0.2 или выше).
Однако из-за различий хостов плагинов между DAW — и нашими собственными строгими стандартами тестирования — мы официально тестируем наши плагины и инструменты только в самых последних версиях Pro Tools, Logic Pro, Cubase, Live, Studio One, Digital Исполнитель, Жнец и Сонар.Плагины Softube не тестируются в системах, не перечисленных в списке, но, скорее всего, они работают, пока выполняются системные требования. Мы не можем гарантировать решение проблем в неподдерживаемых системах.
Обратите внимание: плагины Softube поддерживают только 64-разрядные хосты, и требуется 64-разрядная ОС. Поэтому, например, Pro Tools 10.x больше не поддерживается (обратитесь в службу поддержки для последних 32-разрядных совместимых инсталляторов).
Поддерживаемые частоты дискретизации: 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4 и 192 кГц как в моно, так и в стерео.
Рекомендуется самая последняя версия технического обслуживания приложения DAW.
AAX DSP не находится в активной разработке, но более старые продукты по-прежнему поддерживают AAX DSP. Для более ранней версии TDM / VENUE см. Страницу Установщиков предыдущих версий.
,Магия пассивного эквалайзера
перейти к содержанию Подписывайся- Лучшие истории
- Советы и хитрости
- Новости
- Видео
- Studio Stories
- Gear отзывы
- электронных книг
- Лучшие истории
- Советы и хитрости
- Новости
- Видео
- Studio Stories
- Gear отзывы
- электронных книг
Главная Советы и хитрости
,Плагин пассивного эквалайзера — RS56
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СКИДКА 40% С КУПОНОМ СТУДИЯ40
Рег.$ 249 СОХРАНИТЬ 83%
В продаже $ 69 99
41 99 С купоном STUDIO40
6999.00
Неверно
единицы, доступные по этой цене
,Cakewalk — комплект Softube Mix
Созданный на основе известного немецкого трехполосного пассивного эквалайзера, он имеет широкую ширину полосы с беспрецедентным чистым и открытым звуком.
Низкое усиление дает вам теплый низ, идеально подходящий для откармливания бас-барабана или трека бас-гитары. Обрезание высоких частот дает очень нежный обрез в 6 дБ, который позволяет вам удалить некоторые из нежелательных высоких частот без чрезмерного вмешательства в звук. Высокий импульс открыт и четок, отлично подходит для того, чтобы идти по бездорожью.
Новый модуль ProChannel версия
У вас отличный британский звук с ProChannel EQ, теперь добавьте звук знаменитого немецкого трехполосного эквалайзера в ProChannel. Все элементы управления частотой и наличием доступны в модуле. Поместите модуль пассивного эквалайзера в любом месте одной цепочки, используя перетаскивание.
Если вы работаете над барабанными треками, вы по достоинству оцените наличие пассивного эквалайзера в вашем ProChannel.
Полная версия VST
В дополнение к модулю ProChannel вы также получаете полную версию VST пассивного эквалайзера.
Low Gain: Стеллажный фильтр, который дает вам толстый и теплый, и немного неконтролируемый, но удивительно открытый нижний конец.
High Gain: Открытые и широкие стеллажные фильтры с фантастически звучащим блеском, никогда не звучащие резко или цифрово.
Присутствие: Ступенчатый фильтр присутствия в диапазоне от 700 Гц до 5.6 кГц с регулировкой усиления от 0 до + 8 дБ. Позиция 700 Гц определенно наша любимая, когда нам нужно добавить тело в малый барабан!
,