Как на автомате тормозить двигателем: Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом? | Практические советы | Авто – Торможение двигателем- На «автомате» и «механике» как правильно выполнять

Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом? | Практические советы | Авто

Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.

Бережем колодки

Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.

Торможение двигателем оказалось настолько удобным и эффективным, что его использовали и в спортивном вождении.

В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.

Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.

Бережливая гидромафта

Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.

Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.

При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.
Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.

Собственные мозги

Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.

В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.

К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.

Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.

Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.

В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.

Как осуществляется торможение двигателем на машинах с МКПП и АКПП

Умение водить автомобиль, хоть и кажется на первый взгляд довольно простым, состоит из множества приемов и умения их применять в той или иной ситуации. Торможение двигателем — один из таких навыков, который требует знания специфики работы мотора, умения прогнозировать дорожную ситуацию, рассчитывать свои действия.

Торможением двигателем принято называть действие, когда водитель отпускает педаль акселератора, тем самым сводя подачу топлива к минимуму и заставляя мотор принимать энергию от трансмиссии, которая продолжает работать по инерции.

Возникает сопротивление, которое снижает скорость вращения коленвала и тем самым замедляет автомобиль. Ощутимый эффект от торможения двигателем заметен при движении на пониженной передаче.

Главное преимущество торможения двигателем — оно увеличивает стойкость авто к заносу, ведь замедление движения осуществляется без участия тормозных колодок. Тормозить таким способом оптимально и при езде по скользким, извилистым дорогам, на длительном спуске, при подъезде к светофору.

Такой прием не даст перегреться тормозной системе, тем самым сохранив её от выхода из строя, а также убережет колеса от блокировки, что может стать критическим на скользком участке дороги. Торможение двигателем выручит, если у вас отказали тормоза: тогда оно является, пожалуй, единственным способом снизить скорость до минимально возможной.

У этого приема вождения есть и недостатки. Например, если вы едете в потоке, то автомобили, следующие за вами, могут не среагировать вовремя на ваше замедление, ведь они не видят соответствующих сигналов.

Если днем это не настолько критично, то ночью, при плохом или вовсе отсутствующем освещении те, кто едет за вами, не будут иметь малейшего представления о расстоянии до вашего авто, его скорости движения, возможном замедлении.

Как следствие, торможение только двигателем ночью может иметь весьма неприятные последствия в виде аварий. В целом, эффективность такого способа замедления зависит не только от индивидуального мастерства, но и от состояния дорожного покрытия, наличия водителей, которые едут за вами.

Отметим, что нежелательно часто прибегать к этому методу после ремонта двигателя, коробки передач или на новом автомобиле.

Способов тормозить двигателем есть десятки, но чаще всего применяются только несколько из них, да и те досконально изучены и доведены до автоматизма не всеми водителями.

Торможение двигателем на механике

Опишем самый простой способ: для начала отпускаем педаль акселератора и включаем пониженную передачу (чаще всего это третья, ведь на более высоких передачах эффект от такого торможения менее заметен).

Когда скорость ощутимо снижается, переключаем на вторую, а затем и на первую передачу; переключать сразу с третьей на первую нельзя — автомобиль может вылететь на встречную полосу, развернуться или войти в занос, также резкое переключение передач провоцирует поломки.

Нужно научиться выбирать момент для переключения передач, чтобы не допустить чрезмерного тормозящего усилия из-за несоответствия оборотов коленвала передаче. Можно в момент торможения нажать педаль газа, чтобы немного поднять обороты коленвала, а потом отпустить её — это избавит вас от негативных последствий для автомобиля, в частности, от так называемого «клевка носом».

Особого умения требует торможение двигателем на скользком и мокром дорожном покрытии — если слишком резко отпустить сцепление, то ведущие колеса могут заблокироваться; лучше всего буквально на секунду задержать педаль.

Торможение двигателем на автомате

Тормозить двигателем можно и при автоматической коробке передач, правда, предварительно нужно будет изучить этот вопрос с помощью руководства по эксплуатации автомобиля. Более того, поскольку автоматика намного лучше и аккуратнее работает со сцеплением, торможение двигателем будет безопаснее и мягче, чем при использовании механической коробки.

Наличие системы ЕВС только помогает при торможении, предотвращая блокировку колес и контролируя сам процесс. Если же в вашем автомобиле есть ABS, торможение двигателем — не лучший выход; она сама справится с замедлением машины эффективнее вас, сэкономив несколько секунд и метров дистанции, что в определенной ситуации может оказаться критическим.

Среди автолюбителей бытует мнение, что дизельные двигатели более адаптированы для такого вида торможения, чем бензиновые, ведь топливная смесь в них сжимается в 1.5 раза сильнее.

Оценить, так ли это, можно только в том случае, если сравнить два автомобиля с разными моторами, за рулем которых будут одинаково опытные водители. В целом же это не имеет принципиального значения, так как при покупке автомобиля практически не рассматривается этот параметр.

Торможение двигателем не так вредно для автомобиля, как это принято считать — при правильном исполнении оно никак не сказывается на состоянии авто, более того, при длительном спуске оно предохраняет тормозные колодки от перегрева, что особенно актуально для тех, кто живет в холмистой местности.

При торможении подача топлива сильно снижается и практически равна нулю, так что можно говорить об экономии горючего в конкретный промежуток времени.

В целом, торможение двигателем, безусловно, является тем приемом, которым должен владеть и правильно применять каждый водитель — оно не только продлит жизнь тормозных колодок и немного сэкономит топливо, но и может уберечь от аварии в случае поломки тормозной системы.

Можно ли на АКПП тормозить двигателем

Можно ли на АКПП тормозить двигателем

На скользкой дороге, наиболее безопасным способом уменьшения скорости является — торможение двигателем, без задействования тормозной системы. Это отличный метод сохранить управляемость автомобиля на скользкой дороге. При использовании автоматической коробки передач водители для этого применяют ручной режим. Давайте разберемся насколько подобное решение опасно для КПП.

Торможение двигателем широко распространено на автомобилях с механической трансмиссией. Собственно, в условиях скользкой дороги и крутом спуске водителей не волнует, насколько подобное решение опасно с точки зрения технического состояния коробки. Ведь тут главное вовремя остановиться и не допустить ДТП. При правильном использовании метода вероятность полной блокировки значительно уменьшается. Соответственно риск, что машина уйдет в занос также становится минимальным.

Но, автоматическая коробка имеет более сложную конструкцию по сравнению с механикой. Причина в использовании гидротрансформатора в этой системе. Вот поэтому, водители считают, что регулярная езда с использованием пониженной передачи сильно вредит АКПП, гораздо сильнее, чем механической коробке.

Если посмотреть инструкцию к автомобилю с коробкой-автоматом, вы там наверняка не найдете предупреждения, что применение ручного режима для торможения отрицательно влияет на срок службы КПП. Если же функция имеется, по идее производитель должен был предусмотреть возможные допуски по нагрузке и рискам.

Тут нужно учитывать особенности автоматической трансмиссии. Фактически передача крутящего момента происходит через гидротрансформатор. Достигается это путем вращения турбины от воздействия потока жидкости, который создается насосом. При торможении гидромуфта разблокируется, масляный демпфер минимизирует нагрузки, что уменьшает риски повреждения узлов коробки.

Так как действует описанный выше процесс, на автоматических коробках торможение двигателем происходит намного медленнее, чем на механике. Вдобавок все современные АКПП имеют довольно большие передаточные числа, это тоже отрицательно сказывается на быстром торможении. Поэтому, все же если вам нужно остановиться, лучше работать с тормозной педалью.

Хотя если вы едете в ручном режиме, сбрасывать передачи все же имеет смысл. Но, делать это нужно грамотно, подбирая диапазон с учетом скорости, собственно, как это происходит на ручной коробке.

Сейчас все автоматические коробки, имеющие возможность ручного управления, имеют защиту от включения первой передачи на большой скорости. Электронное устройство просто не позволит так поступить.

Также могут встречаться автомобили с коробками, имеющими особые режимы. Они не дают переключать скорость свыше второй/третьей передачи. Обычно такие АКПП стоят на американских и японских машинах. Такой режим предназначен для передвижения по скользкой дороге, подъемам и спускам.

В целом если применять торможение двигателем на автомате грамотно и аккуратно, никаких проблем не возникнет.


Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом?

«Механика» на современных машинах постепенно вытесняется всевозможными продвинутыми коробками. На смену архаичным механическим коробкам передач прошли автоматические трансмиссии. Меняется и стиль вождения с такими коробками. Разбираемся: можно ли с ними ездить так же, как прежде?

Бережем колодки — тормозим двигателем

Торможение двигателем широко и повсеместно было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.

Актуальные Автоновости

Торможение двигателем оказалось настолько удобным и эффективным, что его использовали и в спортивном вождении.

В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.

Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.

Бережливая гидромуфта и блок управления

Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.

Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.

При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.

Актуальные Автоновости

Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.

Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.

В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.

К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.

Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.

Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.

В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.

Можно ли тормозить двигателем с АКПП и что ждет его в будущем

Торможение двигателем или режим принудительного холостого хода – это такой режим движения, при котором автомобиль передает накопленную кинетическую энергию двигателю. В современных автомобилях при данном режиме поступление топлива в двигатель прекращается полностью, даже если вы нажимаете на педаль тормоза. Это дополнительно приводит к экономии топлива.

Когда может пригодиться навык торможения двигателем

  • Одним из преимуществ является сопротивление заносу на скользкой дороге. Колеса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном нажатии на педаль тормоза. Снижается возможность возникновения аварийной ситуации.
  • Такое торможение может применяться не только для избежания аварийной ситуации. Например, если горит красный сигнал светофора, но еще достаточно свободного места до него, можно спокойно подкатиться до перекрестка, не используя педаль тормоза.
  • При длительных спусках. Если вы будете тормозить таким способом, то убережете тормозную систему от перегрева и повышенного износа.
  • Этот способ единственный безопасный в том случае, если отказали тормоза. Здесь главное вовремя сообразить, не растеряться. Полную остановку вряд ли получится осуществить, но существенно снизить скорость при вероятности столкновения вполне возможно.

Следует быть предельно внимательным, если вы применяете такое торможение, особенно в темное время суток. Автомобиль, движущийся сзади, может не успеть среагировать на ваш маневр, поскольку стоп-сигналы вашего авто загораться не будут. Поэтому, думая о своей безопасности не забывайте о безопасности других участников дорожного движения.

О торможении двигателем знают многие, но далеко не все умеют правильно им пользоваться. Рассмотрим последовательность действий:

  1. Отпустить педаль акселератора и включить пониженную передачу. Обычно это третья, поскольку на более высоких передачах эффект от такого торможения будет незначительным.
  2. После снижения скорости включить вторую, а затем первую передачу.
  3. При переключении выбирать подходящие моменты, чтобы не было резких рывков, которые вредят трансмиссии и двигателю автомобиля. Добавьте немного оборотов нажатием на газ во время переключения передачи, после этого снова отпустите педаль.

На скользкой дороге сцепление отпускать следует плавно, не бросать его, иначе возможна блокировка колес, что небезопасно.

Ни в коем случае не стоит переключаться с высокой передачи, третьей или четвертой, сразу на первую. Это может привести к заносу автомобиля, особенно на скользкой дороге, и стать причиной аварии. Или приведет к поломке автомобиля и дорогостоящему ремонту.

Особенности при торможения двигателем с АКПП

В автомобилях с АКПП возможность торможения двигателем и способ его выполнения зависят от того, какая коробка передач установлена на автомобиле. В одних автоматических трансмиссиях предусмотрена возможность переключения передач вручную, в других такой возможности нет. Если есть ручной режим переключения передач, то необходимо также последовательно переключаться с повышенной на пониженную передачу. При переключении на высоких оборотах возможны большие нагрузки на трансмиссию. Если коробка автомат не предусматривает ручного режима переключения передач, можно тормозить, просто отпустив педаль акселератора.

Иногда даже при наличии ручного переключения АКПП не позволяет менять передачи, поскольку ей кажется, что в этом сейчас нет необходимости или из-за этого возможны какие-то поломки. Чтобы определить можно ли на вашем автомобиле использовать такой метод торможения, необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации. Обычно там присутствует информация о том, как правильно это делать, что можно, а что нельзя.

Некоторые производители устанавливают на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые контролируют весь процесс торможения и не позволяют колесам заблокироваться в случае слишком резкого сброса “газа”.

Также следует учитывать, что современные автомобили оснащены системой ABS, которая отлично справляется с торможением в экстренных ситуациях.

Если выполнять торможение двигателем правильно и переключать скорости своевременно, то никакого вреда вашему автомобилю от этого не будет. Этот навык будет полезен для водителя, особенно когда речь идет о безопасности на дороге.

Для чего нужна ломаная линия на остановке и чьи действия она регламентирует – узнайте в нашем материале.

По этой ссылке можно подписаться на наш канал.

Конечно не стоит им пользоваться постоянно, особенно в городском режиме, тем более что большого эффекта замедления он не дает. Применять этот способ следует только в тех ситуациях, где это является целесообразным.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о