Как определить качество моторного масла: советы водителю -Блог TAM.BY
Большинство автовладельцев уяснили для себя одну истину: состояние моторного масла напрямую влияет на исправность работы двигателя, на срок службы агрегата до проведения капремонта. Этот смазочный материал призван защищать детали от износа, обеспечивать слаженность работы всех механизмов узла. К тому же, правильно подобранный тип масла способствует снижению расхода топлива. Поэтому необходимо следить, когда жидкость потеряла собственные свойства, выработала ресурс, требует замены. Однако не каждый водитель знает, как определить качество моторного масла, чтобы залить в движок именно рекомендованную производителем марку. Обладать такими знаниями нужно еще и по причине многообразия масел, в том числе и контрафактных.
Визуальная проверка
Подбирая автомасло, невозможно установить его соответствие всем параметрам без специальной аппаратуры. Однако визуально можно определить некоторые качества.
Индустрия ГСМ не предполагает единого стандарта, регламентирующего цвет моторных масел. Однако водители запоминают, что оригинальный продукт должен быть чистого цвета, начиная с охры и до светло-коричневого, с желто-янтарным оттенком, без видимых вкраплений.
Чтобы определить качество моторного масла, следует внимательно изучить этикетку. На ней должна отражаться вся информация о продукте. Ниже торгового наименования, нанесенного четко и без ошибок, указывают коэффициент вязкости: литеру W с цифрами для всесезонных смазок. На бирке отражают тип двигателя, дату производства, время разлива, срок службы СМ, технологические особенности. Также обязательно присутствие сведений о базе – минеральная, синтетика, полусинтетика, класс качества, тип транспортного средства.
Код и масляное пятно
Дополнительной защитой от контрафакта считается QR-код. Наносят его под этикетку канистры, под крышку емкости и на пломбу. Если ввести этот код на сайт производителя, то можно удостовериться в подлинности продукции.
Существует еще один способ, с помощью которого можно определить качество моторного масла. Запустив на 5-10 минут двигатель, глушим его, с масляного щупа одну каплю жидкости с диаметром 3 см наносим на белую бумагу. Листок просушиваем в течение 2 часов. Затем анализируем пятно по трем областям: ядро d1, краевая зона d2, дисперсная D. Применяем формулу 1- (d2)²/ D². При полученном значении меньше, чем 0,3 мм, диспергирующие качества жидкости потеряны, ее следует заменить.
Тест на присадочные компоненты и вязкость
Определить качество масла можно еще одним простым способом. На газетный либо тетрадный листок нанести каплю масла. Наклонив поверхность, понаблюдать, как вещество стекает вниз. За неоригинальным маслом, как правило, останется темный след от избыточного наличия присадок.
Одним из основных показателей смазок является уровень вязкости. Сравнивают остатки масла в канистре и слитого с двигателя. В узкую воронку наливают неиспользованный продукт, и считают, сколько упало капель за определенное время. Затем такие же манипуляции выполняют с отработанным продуктом. Значительные расхождения указывают на необходимость замены смазки.
Подделкам – нет
При покупке обязательно нужно определить качество моторного масла на пригодность. Желание купить СМ по низкой стоимости не оправдывает себя. Если цена ниже средней на 10% и более, автовладельцу следует насторожиться и узнать информацию из интернета. Сэкономив немного средств, можно нанести значительный вред автомобилю, ремонт которого обойдется в несколько раз дороже. Ведь контрафактный продукт выпускают из низкосортных материалов, не способных на защиту деталей мотора от износа, трения. В результате возникает шум в двигателе, проблемы при запуске, появление сажи, отложения нагара и как результат – выход силового агрегата из строя.
Для защиты от приобретения контрафактной продукции следует запомнить, как определить качество моторного масла. Для этого не стоит пренебрегать рекомендациями специалистов, гоняясь за дешевизной на стихийных рынках. Рациональнее приобрести лицензированный и качественный продукт. Чтобы купить качественные автомасла в Минске обращайтесь в компании из каталога TAM.BY.
Как проверить качество моторного масла. Метод капельной пробы
Определить степень загрязнения моторного масла, наличие в нем присадок, воды, антифриза и топлива можно без специального лабораторного оборудования и реактивов.
Метод капельной пробы
Этот метод основан на изучении бумажной хроматограммы, ее визуальной оценки и измерения диаметров зон масляной капли.
Хроматограмма состоит из 4 зон:
1 – ядро (центр капли), соответствует первичной зоне капли масла до ее растекания на бумаге. Все тяжелые нерастворимые механические примеси (пыль, грязь, частицы металла, сажа, кокс) оседают именно здесь. У чистого масла ядро отсутствует.
2 – краевая зона в виде темного кольца. Содержит малорастворимые органические примеси. Отсутствует у очень чистых и очень грязных масел. В процессе эксплуатации масла диаметр его краевой зоны увеличивается.
3 – зона диффузии масла с легкорастворимыми органическими примесями. Состоит из продуктов окисления и разложения масляных присадок.
4 – зона чистого масла. Наблюдается достаточно редко. Его появление свидетельствует об ухудшении моюще-диспергирующих свойств моторного масла либо о попадании в него некоторого количества топлива. Чем шире кольцо, тем большее количество топлива содержится в масле.
Выполнение капельной пробы
Для проверки моюще-диспергирующих свойств масла и оценки степени его загрязненности методом капельной пробы понадобится обеззоленный фильтр «синяя лента» либо белая фильтровальная бумага.
Можно воспользоваться фильтром для кофеварки. В крайнем случае, сгодится пористая белая офисная бумага с плотностью 80 г/м2. Гладкая, глянцевая или тисненая бумага для этих целей не подойдет.
Расположите бумагу строго горизонтально на гладкой поверхности, не обладающей впитывающими свойствами. С высоты 5 см нанесите на бумагу каплю нагретого до 900 С моторного масла.
Высушите лист бумаги в духовке при температуре 1000 С в течение 1 часа. При комнатной температуре сушка займет от 12 до 24 часов.
По завершении высыхания капли приступайте к анализу полученных результатов исследования.
Анализ хроматограммы
Пригодность моторного масла к эксплуатации определяют, рассчитывая коэфициент моюще-диспергирующей способности Кмд и коэффициент наличия механических примесей Кмпр. Их рассчитывают, измеряя диаметры ядра d1, краевой зоны d2, зоны диффузии d3 и используя простые формулы:
Кмд=d3/d2
Кмпр=d1/d2.
Моюще-диспергирующая способность масла считается ослабшей, если Кмд больше 1,3, на избыточное наличие механических примесей укажет значение Кмпр выше 0,75.
О качестве масла можно судить, визуально сравнивая характеристики хроматограммы с приведенными ниже цветовыми таблицами и диаграммами.
Ядро и краевая зона
Значение | Расшифровка | Рекомендации по эксплуатации |
1, 2, 3 | В масле отсутствуют пыль, грязь и частицы металла либо они содержатся, но в незначительном количестве | Эксплуатация двигателя разрешена |
4, 5, 6 | Масло содержит умеренное количество пыли, грязи и частиц металла | Допускается эксплуатация двигателя с периодической проверкой качества масла |
7, 8, 9 | Содержание нерастворимых механических примесей в масле превышает норму | Эксплуатация двигателя не рекомендуется |
Зона диффузии
Значение | Расшифровка | Рекомендации по эксплуатации |
1, 2, 3 | Состояние моторного масла – хорошее. Степень окисления и старения масла — незначительная | Эксплуатация двигателя разрешена |
4, 5, 6 | Масло начало умеренно окисляться и стареть | Допускается эксплуатация двигателя с периодической проверкой качества масла |
7, 8, 9 | Степень окисления и старения масла – выше нормы | Эксплуатация двигателя не рекомендуется |
Граница между зоной диффузии и зоной чистого масла
Значение | Расшифровка | Рекомендации по эксплуатации |
1 | Охлаждающей жидкости в масле не обнаружено | Эксплуатация двигателя разрешена |
2 | Масло содержит небольшое количество конденсата | Допускается эксплуатация двигателя с периодической проверкой качества масла |
3 | Содержание воды и антифриза в масле – выше нормы | Эксплуатация двигателя не рекомендуется |
Зона чистого масла
Значение | Расшифровка | Рекомендации по эксплуатации |
1 | В масле отсутствует топливо либо оно имеется в незначительном количестве | Эксплуатация двигателя разрешена |
2 | Масло содержит умеренное количество топлива | Допускается эксплуатация двигателя с периодической проверкой качества масла |
3 | Содержание топлива в масле – выше нормы | Эксплуатация двигателя не рекомендуется |
На пригодность моторного масла напрямую укажет цвет ядра и зоны диффузии: чем они светлее, тем работоспособнее масло. В процессе эксплуатации масла с ростом количества механических примесей ядро и зона диффузии на хроматограмме будут приобретать более темный оттенок, а краевая зона станет понемногу исчезать.
По мере уменьшения содержания присадок и потерей маслом его моюще-диспергирующей способности зона диффузии хроматограммы станет уменьшаться, а зона чистого масла обретет очертания и заметно увеличится в размерах.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
Проверка моторного масла на пригодность для дальнейшей работы
Безусловно, «F/J» настоятельно рекомендует производить регулярную и своевременную замену моторного масла автомобиля в соответствии с рекомендациями его производителя. Именно поэтому сайт недавно опубликовал на своих страницах рекомендации компании Honda Motor по периодичности замены масла двигателя автомобилей Хонда Фит и Хонда Джаз. Но случается так, что в силу каких-либо особенностей эксплуатации автомобиля или просто жизненных обстоятельств, автолюбитель хотел бы провести проверку моторного масла имеющегося в двигателе и, основываясь на ее результатах, принять окончательное решение о немедленной замене моторного масла либо переносе процедуры на определенное время. В таком случае ориентировочно работоспособность масла можно определить, произведя нехитрые манипуляции, которые описаны ниже. Во-первых, для того что бы стала возможна какая-либо проверка моторного масла, нужно иметь, собственно, образец этого масла. Получить немного масла из двигателя проще всего путем извлечения измерительного щупа, аналогично тому, как это делается когда проверяется
Во-вторых, что бы полученные в результате проверки моторного масла итоги наиболее достоверно отражали действительность, нам необходимо, что бы состояние полученного и проверяемого образца моторного масла соответствовало состоянию, в идеале, всего объема имеющегося в двигателе масла. Что бы добиться этого, придадим маслу двигателя приемлемую однородность, а проще говоря, перемешаем. Для этого, перед тем как извлекать образец масла, запустим двигатель автомобиля и дадим ему поработать до полного прогрева – включения системы охлаждения двигателя. После чего двигатель необходимо заглушить.
Итак, мы извлекли измерительный щуп, смоченный маслом двигателя. Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет и степень прозрачности капли масла, лежащей на окончании щупа. Если сквозь центр капли видно тело щупа, а цвет ее светло-коричневый или желтый, то это один из показателей того, что пригодность масла двигателя, по крайней мере, соответствует минимально необходимой. Если же масло в капле мутное и имеет темно-серый, темно-коричневый или тем более черный цвет, то это указывает на то, что масло двигателя необходимо заменить. Исключение может составлять масло с добавлением некоторых присадок, тогда потемнение масла может быть обусловлено наличием продуктов их выработки или чистки двигателя и не дает однозначного вывода.
Для продолжения оценки работоспособности масла необходимо капнуть его на заранее подготовленный лист белой фильтровальной, а при ее отсутствии, обыкновенной писчей бумаги. Выждав, когда пятно образованное маслом подсохнет, можно по количеству, цвету и структуре оставшихся отложений судить о степени загрязненности, а соответственно и пригодности масла для работы. В центре масляного пятна собираются нерастворимые в масле частицы, если «ядро» пятна имеет темно-коричневый или тем более черный цвет, то это говорит о сильной загрязненности масла. Более того, если при растирании пятна, на дне его обнаруживается металлические частицы, то это говорит о наличии в двигателе процессов его разрушающих. В этом случае следует обратиться в профессиональную автомастерскую для выявления источника появления частиц металла и исправления неполадок. Появление светло-коричневого или светло-серого ободка по краю подсохшего масляного пятна говорит о наличии растворимых продуктов окисления и других реакций в масле, их количество увеличивается по мере выработки маслом своего ресурса.
Для оценки результатов полученной проверки не помешает иметь эталонный образец – каплю свежего моторного масла, оставшегося от последней замены. Тогда изменения в цвете и степени прозрачности капли будут более наглядны, а эталонное пятно чистого моторного масла на бумаге позволит оценить количество примесей, появившихся за время работы масла.
Последний симптом, который указывает на низкую пригодность масла для работы – горелый запах. Кроме того, потеря работоспособности маслом может быть лишь сопутствующим ущербом, с большой долей вероятности горелый запах моторного масла указывает на серьезную неисправность в двигателе. Его наличие достаточно веский повод для обращения в автомастерскую для диагностики двигателя.
И в завершении статьи небольшой совет: проводите такие контрольные проверки моторного масла перед плановой его заменой, это даст Вам возможность выявить ненормально сильное ухудшение пригодности масла в случае возникновения неполадок в двигателе. Таким образом, Вы постоянно будете держать под контролем состояние самой важной части Вашего автомобиля – его двигателя.
Как проверить качество моторного масла?
Пора ли менять масло или ваш автомобиль ещё побегает на этом? Можно, конечно, следовать инструкции от производителя и осуществлять замену после определённого пробега, но не все масла одинаково хороши и отрабатывают свой срок службы на полную. Как же в «домашних» условиях убедиться, что масло точно пора менять?
Сразу скажем, что на глаз определить вряд ли что-то удастся, так как даже степень загрязнённости некоторых масел непонятна, ведь они имеют тёмный цвет и в нормальном состоянии могут быть почти чёрными. Но существует простой способ проверки методом «масляного пятна». Для его исполнения вам потребуется лишь белый лист бумаги и время.
Последовательность действий такая:
- Прогреваем двигатель около 10 минут.
- Масляным щупом извлекаем каплю масла и наносим её на лист бумаги.
- Просушиваем лист около двух-трёх часов. Для ускорения процесса можно положить его возле обогревателя или на батарею.
- Если у вас осталось это же масло в канистре, то также берём каплю оттуда, чтобы сделать «контрольный образце» вышеуказанным способом.
- Оцениваем качество.
Для того, чтобы понять, пора ли производить замену, смотрим на пятно, образованное из-за растекания и впитывания в бумагу капли масла:
- Если капля осталось густой и тёмной, даже не думая впитываться, это означает, что смазка настолько старая, что её совершенно точно придётся менять.
- Если края пятна растеклись и неровные, то это означает, что туда попала вода и масло требует замены. Края должны быть четко ограничены.
- Светлый центр образованного круга должен быть светлым, это означает, что масло ещё чистое и работает как надо. Сравните с контрольным образцом.
- Тёмный ореол вокруг пятна свидетельствует о нерастворимых частицах в смазке, при их наличии также стоит задуматься о замене.
- Металлические частицы в круге – точный сигнал того, что масло не только стоит поменять, но и купить другую его марку, так как эта явно не даёт необходимой защиты деталям автомобиля.
- Если круг чистый и ровный – цвет при этом может быть любой – то масло можно спокойно продолжать использовать. Сравните его с контрольным образцом – так будет легче понять, как оно должно выглядеть.
Как самостоятельно определить состояние автомобильного масла
Все виды моторных масел имеют свой срок службы, после которого оно становится — непригодным. На упаковке с маслом производитель всегда указывает рекомендации по пробегу автомобиля, через который необходима его замена. Эти рекомендации даются без расчета условий эксплуатации автомобиля — погодные условия, запыленности дорог, периодические стояния в пробках, когда машина не двигается, а ее двигатель все равно работает, и частая эксплуатация по городу — значительно сокращает срок службы масла. Поэтому не стоит полагаться на рекомендации и стараться наблюдать за качеством масла — самостоятельно.
Проверка масла в двигателе
Проверить состояние масла можно по капле с масляного щупа двигателя. Необходимо один раз капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока капля пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь просто сравниваем полученный образец с представленными в таблице ниже.
Капля должна быть не более — 3 сантиметров в диаметре. По бумажной пробе масла учитывают три зоны капли. Цвет и рисунок пятна, а так же — равномерность растекания.
Чистое масло, без примесей, оставляет — большое светлое пятно. Оно может вовсе исчезнуть через пару суток. Если позже пятно пожелтеет, окислится, значит масло работало в двигателе при повышенных температурах, что указывает на неисправности в работе мотора.
Чем светлее пятно в зоне ядра — тем работоспособнее проверяемое масло.
Сильное потемнение говорит о насыщении металлами и примесями и если такое масло оставить работать в двигателе дальше, износ двигателя увеличится в разы.Маленькая зона последнего кольца, диффузии, говорит о потере своих свойств у присадок, добавленных в масло для моющих и диспергирующих качеств. Такое масло может работать в моторе и дальше, но уже — не выполняя присадочных свойств.
Полное отсутствие последнего кольца говорит о присутствии воды и полной потере присадочных свойств. Если ядро такого масла густое и по цвету близкое к черному, значит — было неоднократно отработано и уже давно пришло в негодность!В других случаях масло просто состарилось о времени, вышел срок годности, или были нарушены условия его хранения.Вода наносит сильный вред моторным маслам.
Попадая в него в соотношении 0,2 % вода начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом в трубках и каналах мотора забиваются густыми отложениями.
В дальнейшем это приводит — к поломкам деталей в двигателе!
Распад присадок увеличивает нагар на деталях, образуются — отложения, пены, пленки.
источник
Диагностика состояния масла в двигателе по капельной пробе
Для каждого типа моторного масла существует свой срок службы. Обычно на канистрах указывают через какой пробег автомобиля необходимо произвести его замену. Но в современной жизни не всегда следует доверять показанию одометра. Т.к. частое стояние в «пробках» (когда колеса не крутятся, а мотор работает на хх) существенно сокращает срок службы масла. Поэтому всегда полезно знать в каком состоянии находится масло в двигателе и не пора ли его замерить.
Теперь Вы можете самостоятельно оценить состояние масла в двигателе произведя экспресс-анализ моторного масла по капле, с масляного щупа из картера двигателя. Для этого необходимо просто капнуть на чистый лист белой бумаги (можно от принтера или ксерокса) лежащий на ровной поверхности (подойдет поверхность полированного стола или оконное стекло). Минут через 10-15 просто сравните полученное Вами масляное пятно с фотографиями образцов приведенных ниже. На фотографиях диаметр пятен составляет 2,5-3 см.
Примерные образцы капельных проб малощелочного и среднещелочного моторного масла
(масла классов В, Г, Д по ГОСТ или СС, CD, CE, CF-4 по API)
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
Рис.1 |
| Рис.2 Масло |
| Рис.3 |
| Рис.4 |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Рис.5 |
| Рис.6 |
| Рис.7 |
| Рис.8 Масло двигателя |
Колориметрическая характеристика капельных проб по их составляющим:
Я | Отсутствует | 2.Темно- серое | 3. Черное | 4.Густое черное | 5. Масло не расплывается, расплывается только вода и неясная жидкость |
К | Отсутствует | Темно-серое или черное | Темно-черное | Ядро и кольцо слиты | См. выше |
Г | Отсутствует | Серое | Черное меньшего размера | Темно-черное заметно уменьшенного размера | То же |
Ч | Все пятно светлое и исчезает через 50 час | Светлое | Светлое, переменной ширины | Ядро и зона диффузии грязного масла слиты вместе | То же |
Примечание: Импортные среднещелочные и высокощелочные моторные масла для автотракторных двигателей дают окрашенное характерное пятно капельной пробы с проявлением структуры бумаги.
На бумажной хромотограмме измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла. Для этого внимательно изучают следующие четыре составные части «капельной пробы»:
1 — ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге; здесь оседают все тяжелые нерастворимые механические примеси;
2 — краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями; кольцо отсутствует как при чистом масле, так и при очень грязном масле, а ядро имеет ровный цвет;
3 – зона диффузии — широкое серое кольцо за ядром –через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями;
4 – кольцо чистого масла — самое внешнее светлое кольцо, если в нем начинает проявляться потеря моюще-диспергирующих присадок. Это кольцо – не частое явление.
Чистое масло дает большое светлое пятно, исчезающее через несколько суток. 4-й элемент «капельной пробы» через несколько часов также исчезает. Если 3-й и 4-й элементы имеют рваную (амебообразную) форму, то масло обводнено. А стойкий желтоватый, или светло-коричневый цвет зоны диффузии говорит о значительном окислении масла из-за аварийного перегрева ДВС.
Чем светлее и равномернее цвет ядра и зоны диффузии, тем работоспособнее масло. При росте механических примесей темнеет ядро, зона диффузии и теряется краевая зона. При потере присадок уменьшается зона диффузии, расширяется внешнее светлое кольцо. Появление внешнего кольца чистого масла означает момент, когда начинают исчерпываться моюще-диспергирующие свойства масла. Для высокощелочных масел это не обязательно.
Отсутствие зоны диффузии или “свертывание” пятна из-за потери присадок, как правило, из-за воды в масле, густое черное мазеобразное ядро с блестками металла, коричневое или желтое кольцо свидетельствуют о браковочном состоянии масла, оно подлежит срочной смене.
Это простой, но эффективный способ по оценке состояние масла позволяет вовремя производить его замену, что позволит увеличить срок эксплуатации двигателя.
(Материал предоставлен к.т.н. Дунаевым А.В., в.н.с. ГОСНИТИ)
Не забывайте о важности своевременной смене масла в двигателе. Опытные автомобилисты производят замену масла ориентируясь не на пробег двигателя по спидометру, а по моточасам работы двигателя. Т.к. эксплуатация автомобиля по городу (частое стояние в пробках) существенно влияет на состояние масла в двигателе.
Также необходимо следить за проникновением воды и топлива в масло.
Обводнение масла
Вода наносит большой вред моторным маслам. Даже небольшое количество воды (0,1…0,2 %), взаимодействуя с присадками в маслах, быстро (за несколько дней при нормальной температуре или за несколько часов работы дизеля в номинальном режиме) разлагает их. После этого в масляных системах ДВС образуются липкие отложения, забивающие маслофильтры, трубки и каналы, маслозаборники и вызывающие неисправности клапанов масляных систем и другое.
Особенно быстро разрушаются самые активные присадки, имеющие способность поглощать влагу из окружающего воздуха. Вследствие такого распада присадок масла вспениваются, ухудшаются их смазывающие, антиизносные, моющее-диспергирующие и другие качественные показатели, увеличивается скорость отложений лаков и нагаров на деталях ЦПГ, снижается щелочное число, а из-за вымывания присадок, образующих защитные пленки, повышается коррозионность масла, особенно к деталям из цветных металлов. Естественно, что при этом износ трущихся деталей дизеля резко возрастает, а надежность его работы, особенно КШМ, падает вплоть до аварийных задиров подшипников коленвала.
Разжижение масла топливом
Вязкость и смазывающая способность (маслянистость) масел. Они обусловливают прочность масляной пленки между трущимися деталями, от которой зависит их нагрузочная способность, износостойкость, стойкость к задиру и другим повреждениям, а отсюда и надежность узлов трения. Каждый агрегат в конкретных условиях работы требует свою — оптимальную вязкость масла. С утяжелением условий его работы (например, повышение нагрузки на подшипники коленчатого вала и температурного режима масла) требуется повышенная вязкость. Требуемая вязкость повышается и с износом подшипников КШМ.
По мере нормальной работы ДВС вязкость масла растет из-за механических (грязь, продукты изнашивания) и органических (продукты окисления и выгорания масел) примесей. Снижается же вязкость только из-за разжижения топливом при его неполном сгорании с неисправной топливной аппаратурой и при износе ЦПГ. При этом снижение вязкости сопровождается снижением температуры вспышки масла, которая имеет также и самостоятельное значение и определяет потери масла на угар в камере сгорания ДВС.
Концентрация присадок в маслах, определяющая их эксплуатационные свойства. Это один из основных показателей масел, обусловливающий их ценность, надежность работы и ресурс ДВС. Именно по нему в первую очередь проводится подбор масел. К сожалению, полный контроль содержания присадок в маслах потребителем невозможен, а экспресс-методом по «капельной пробе» возможна лишь примерная оценка только моюще-диспергирующих свойств моторных масел, что не снижает значения такой проверки в практике эксплуатации ДВС.
Высокая вязкость смазочного масла
Чем выше вязкость, тем лучше смазываются поршневые кольца и другие узлы двигателя, тем больше толщина остаточной пленки масла, оставляемой поршневыми кольцами в цилиндре и выше компрессия. Это, вроде, пояснений не требует. Вот и выходит, чем больше вязкость, тем выше ресурс (до определенных пределов, конечно), но толстые пленки и «парят» маслом в цилиндре больше, следовательно, угар растет. Возникает компромисс: либо расход масла, либо ресурс!
Особенно эта ситуация характерна для изношенных моторов, где для поддержания необходимого давления в системе смазывания рекомендуется брать масло погуще, но смириться с ростом и без того немалого его расхода придется. Накладно, а что поделаешь? Старый мотор — как молодая жена, расходов много, а уверенности никакой! Все как в жизни.
Некачественное моторное масло
Масло некачественным может быть просто изначально (контрафакт). Все современные, особенно синтетические, масла имеют свойство обеспечивать низкие потери на испарение в камере сгорания. Это достигается и специальным групповым составом базовой основы, и особыми при-садками, уменьшающими его испаряемость. Принцип простой: надо из масла убрать как можно больше летучих соединений, тогда и его температурная стабильность повысится. Но, если масло сварено в ближайшем подвале, то таких свойств в принципе обеспечить нельзя. Вот и горит оно в цилиндрах за милую душу. Отсюда и коксование колец и нагарообразование в камере сгорания и на клапанах.
— РАСКОКСОВКА ЭДИАЛ. Ее применение не требует снятия свечей или форсунок для введения препарата в камеру сгорания, выставления поршней в среднее положение и замены масла после проведения раскоксовки. Идеальное решение для дизельных, V-образных и оппозитных двигателей. Проведение раскоксовки позволит предотвратить потери масла «на угар» и увеличит срок его службы.
Смертельная болезнь моторного масла — журнал За рулем
Время от времени нас поражают эпидемии — от испанки до птичьего гриппа. Автомобили, в общем, похожи на людей, а потому не удивительно, что и до них добрался вирус — назовем его «масляная чума»!
Болезни масла
Вот так поддон! Это — уже запущенная стадия «масляной чумы». Итог — замена мотора. При начальной стоимости автомобиля «Фольксваген Тигуан» под миллион, замена обойдется — около 700 тысяч… А чем виноват владелец?Вот так поддон! Это — уже запущенная стадия «масляной чумы». Итог — замена мотора. При начальной стоимости автомобиля «Фольксваген Тигуан» под миллион, замена обойдется — около 700 тысяч… А чем виноват владелец?
Симптомы известны: в поддоне, на поршнях и на клапанном механизме вместо масла — липкая черная грязь, мотор в лучшем случае тупеет, перестает пускаться, в худшем — имеет тяжелые осложнения в виде заклинивания коленчатого вала, проворота вкладышей. Кое у кого от заболевания рвет шатуны и ломает поршни.
И что обидно — болеют и «младенцы», не вышедшие из гарантийных пеленок, и вполне взрослые, но бодрые (до болезни, понятно) пациенты. Да и расовых различий вирус не имеет. Случаи инфицирования зарегистрированы и для наших ВАЗов, и для японских «мазд», и для корейских «хёндай», и для итальянских «фиатов», и для немецких «фольксвагенов». Темп распространения заболевания велик — каждую неделю только по Питеру фиксируется два-три «смертельных» случая. И это только те, о которых докладывают. А реально, судя по отзывам из Интернета, их значительно больше.
Объединяет большинство случаев еще и то, что они становятся полной неожиданностью — ведь обычно машины обслуживаются в дилерских центрах, где всякие шалости с маслом должны быть вроде как исключены. Причем беды случаются даже тогда, когда используются дорогие «синтетики» известных брендов.
Болезни масла
Метастазы в головке блока цилиндров. Можно ли удивляться зависанию клапанов и их «дружеской» встрече с поршнями?Метастазы в головке блока цилиндров. Можно ли удивляться зависанию клапанов и их «дружеской» встрече с поршнями?
Откуда взялся этот вирус, пока не совсем понятно. Версия есть, и мы ее сейчас проверяем. Это сложно и очень долго, но обещаем, мы доведем дело до конца и о результатах расскажем. А пока неизвестностью очень хорошо пользуются сервисы, для того чтобы отбить желание что-то сделать, по их мнению, на халяву, то есть по гарантии. В ход идет наиболее распространенная отмазка — ссылка на «заправку некондиционным топливом». И даже если лабораторные анализы показывают, что с топливом все в порядке, все равно слышишь прежний вердикт — мол, когда-то заправились бодягой. Или, как вариант — дескать, сами упустили уровень масла, чего-то не того туда набухали, типа присадок разных, мотор перегрели, антифризу в масло налили…
Итог один: ремонт за свой счет! А он ох какой дорогой, особенно если болезнь зашла далеко и дала осложнения. Если же удается «пробить» ремонт по гарантии, то чаще всего дело кончается заменой мотора. Тоже не подарок — попробуйте потом продать практически новую машину с замененным силовым агрегатом!
Возникает простой вопрос — как избежать этой беды? Ведь, в отличие от человека, здесь поеданием разных «интерферонов» и ношением марлевых повязок делу не поможешь!
Ну что же, просто расскажем, что для профилактики делаем мы. А вы уж сами решайте, следовать ли нашим советам.
Болезни масла
Износ шатунных вкладышейИзнос шатунных вкладышей
Совет первый. Даже если вы едете менять масло на фирменный сервис, всегда берите с собой канистру своего, проверенного. Да, стопроцентных гарантий, что сам в магазине купишь исключительно качественное масло, нет. Но! Основная масса случаев инфицирования моторов была отмечена, когда масло заливалось на сервисах из бочек большого объема. Это имеет свое объяснение, но с ним мы пока повременим — надо собрать доказательства.
Не вредно будет сделать простейший тест на отстой масла — отлейте из купленной канистры литрик масла в прозрачную емкость и дайте ему постоять на полочке дней пять-десять. Если ничего странного не увидите, вылейте обратно и смело используйте при замене. А вот если внизу емкости нарисуется слой осадка, лучше вылить и этот литрик, и все остальные куда подальше от мотора, но только не вредя экологии! Ведь стоимость канистры даже самого дорогого масла ни в какое сравнение не идет со стоимостью капитального ремонта мотора современного автомобиля!
Конечно, желательно при этом исключить сельские лавки и придорожные развалы. Впрочем, это и до эпидемии было ясно. Как при этом не лишиться гарантии? Везите то масло, которое на своей этикетке имеет допуск вашего автопроизводителя. Либо той же марки, которая используется автосервисом.
Совет второй. Не стесняйтесь чаще залезать под капот! И не для того, чтобы просто полюбоваться потрохами машины, а для контроля уровня и состояния масла. Первый и важный признак того, что с маслом происходит что-то не то, — это резкое увеличение темпа его убыли. Обычно для свежей машины полной заправки хватает от смены до смены. Максимум — требует небольшой доливки. Но больное масло склонно к быстрому выгоранию — это замечено всеми пострадавшими. Когда нам приходилось делать диагностику таких машин, то через 6–8 тысяч километров пробега от начальных 4 л оставалось от силы полтора-два. Конечно, могут быть и естественные причи