Как понять что генератор выходит из строя – Неисправности генератора. основные причины, признаки и диагностика возможных неисправностей генератора автомобиля

Содержание

Неисправности Генератора Автомобиля | Признаки Причины (ТОП-5)

Генератор находится в центре системы зарядки вашего автомобиля.

Признаки неисправности генератора

Проблемы с генератором и системой зарядки могут по-разному повлиять на ваш автомобиль. Вы можете заметить:

  • Загорится индикатор ALT или CHARGE
  • Ваш двигатель плохо запускается или запускается медленно или не заводится
  • Ваш генератор шумит
  • Ваши фары вдруг тускнеют

 

неисправности генераторанеисправности генератора

Эти и другие проблемы могут быть вызваны неисправностью в системе зарядки.

Прежде чем приступить к замене компонентов в надежде решить проблему, вам необходимо определить, какой компонент или компоненты вызывают проблемы. Зачастую, можно диагностировать и решить проблему самостоятельно, используя несколько простых тестов и инструментов.

Чем раньше вы узнаете, что вызывает проблемы, тем лучше. Вы предотвратите разрушение других компонентов системы неисправным компонентом, что сделает ваш ремонт более дорогим.

Это удобное руководство по устранению неполадок генератора автомобиля поможет вам сделать проверки которые вы можете осуществить дома, используя контрольный свет или цифровой мультиметр (DMM) и, возможно, несколько других распространенных инструментов.

Хорошей идеей будет иметь под рукой руководство по ремонту для конкретной марки и модели автомобиля. Это поможет вам определить провода, конкретные компоненты и, возможно, предложить некоторые конкретные тесты, рекомендованные вашим производителем.

Как определить неисправность генератора

как определить неисправность генераторакак определить неисправность генератора

Если вы хотите проверить состояние системы в качестве диагностической отправной точки, выполните тесты, описанные в следующем разделе «Общая проверка системы зарядки».

Однако, если вам нужна помощь для решения конкретной проблемы с вашей системой зарядки – например, из-за чрезмерной или недостаточной зарядки, разрядки аккумулятора или шумной системы – перейдите к разделу «Проблемы с системой зарядки и возможные причины»

Индекс
I. Общие симптомы плохого генератора или системы зарядки
II. Общие проверки системы зарядки
III. Проблемы с зарядной системой и возможные причины
 Устранение неполадок при необычных падениях напряжения системы

Индикатор батареи должен погаснуть, когда ваш двигатель работает.

Симптомы неисправности генератора автомобиля

Индикатор горит

Обычно первым признаком неисправности системы зарядки является сигнальная лампа «аккумулятор», «ALT» или «CHARGE», которая загорается на панели приборов во время вождения. Это означает, что по какой-то причине генератор прекратил зарядку аккумулятора, и ваш автомобиль работает от аккумулятора. Если свет загорается только периодически, это обычно указывает на изношенные или плохие щетки в генераторе. Но помните, что свет не всегда означает, что виноват генератор, плохой свет может быть вызван датчиком, дающим неправильную команду на силу сообщения в некоторых автомобилях.

возможные неисправности генераторавозможные неисправности генератора

Двигатель заводится медленно или совсем не заводится

Когда аккумулятор заряжен недостаточно, двигатель проворачивается медленно или вообще не проворачивается. Перейдите к следующему разделу «Общие проверки системы зарядки» и, при необходимости, проверьте раздел «IV. Поиск и устранение неисправностей при падении напряжения в необычной системе зарядки». далее в этой статье.

Аккумулятор перегревается и использует слишком много воды

Перезарядка батареи приводит к ее перегреву. Вы часто добавляете воду в аккумулятор. Если проблема не будет решена вовремя, это может привести к повреждению аккумулятора. Помимо изучения следующего раздела, проверьте раздел IV ниже «Поиск и устранение неисправностей при падении напряжения в необычной системе зарядки».

Шумы под капотом

Звуки, издаваемые визгом, жужжанием или скрипом, могут быть вызваны плохими компонентами генератора, ослабленным или изношенным серпантиновым ремнем или неисправным натяжителем ремня. См. Подраздел «Проверка помех генератора» далее в этой статье.

Тусклые огни

Если вы заметили, что фары, приборная панель или внутреннее освещение тускнеют, значит, у вашей батареи низкий заряд, или внутри генератора один или несколько неисправных диодов, возможно даже вышел из строя диодный мост генератора. Проверьте батарею и посмотрите подраздел «Проверка утечки напряжения переменного тока» далее в этой статье.

Проверьте правильность работы приводного ремня и натяжителя.

Проверка генератора на автомобиле – Шесть тестов для системы зарядки в целом

Эти серии проверок системы зарядки помогают диагностировать общее состояние вашей системы зарядки. Они могут помочь вам подтвердить, что у вас действительно есть проблема в вашей системе зарядки и определить источник проблемы.

как найти неисправность генераторакак найти неисправность генератора

  1. Проведите визуальный осмотр системы

При выключенном двигателе откройте капот и осмотрите различные компоненты системы зарядки. Ищите изношенный или ослабленный приводной ремень, проблемы с подключением генератора, ослабленные крепежные болты генератора, а также коррозию и грязь вокруг корпуса аккумулятора и кабелей.

При осмотре приводного ремня проверьте регулировку. При необходимости отрегулируйте ремень с помощью руководства по эксплуатации вашего автомобиля или руководства по ремонту. Осмотрите ремень на наличие признаков трещин, порезов, блестящих пятен, износа или других признаков износа или повреждения. Замените ремень и натяжитель ремня с рекомендованным производителем интервалом.

  1. Проверьте наличие проблем с проводкой

Осмотрите провода и соединения на задней панели генератора, на дистанционном регуляторе напряжения (если применимо) и на аккумуляторе. Обратите внимание на наличие коррозии на разъемах, поврежденных проводах, сгоревшей и отсутствующей изоляции, которые могут указывать на короткое замыкание.

  1. Сделайте это, если индикатор горит или горит и выключается

Выполните следующие шаги:

  • Запустите двигатель и включите экстренные тормоза (ручник). Установите коробку передач на нейтральную (ручную) или парковочную (автоматическая).
  • Подключите вольтметр к клеммам аккумулятора.
  • Наблюдая за дисплеем вольтметра, начните шевелить провода на задней стороне генератора, аккумулятора и дистанционного регулятора напряжения (если он есть).
  • Если во время покачивания одного из проводов показания напряжения на дисплее измерителя повышаются, значит, вы обнаружили плохой электрический провод или соединение.

 

Вместо того, чтобы использовать вольтметр, вы можете попросить помощника наблюдать за индикатором на приборной панели, чтобы увидеть, выключается ли он, когда вы шевелите различными проводами и разъемами. Как только свет погаснет, вы нашли неисправный разъем или провод.

  1. Проверьте наличие шума генератора

Неисправные подшипники генератора, выпрямители, вал ротора, обмотка статора, контактные кольца, щетки и другие детали внутри генератора могут возникнуть из-за механических или электрических проблем.

Вот тест, который вы можете сделать: используйте длинный вакуумный шланг для прослушивания шума генератора. Шланг усилит шум, если он исходит от генератора. Но будьте очень осторожны с движущимися частями во время этого теста.

  • Запустить двигатель.
  • Приложите один конец шланга к уху и переместите другой конец вокруг разных точек корпуса генератора.
  • Прослушайте скулящие шумы — это может указывать на признаки неисправности диодного моста генератора или состояние перезарядки, скрежет (плохой подшипник), визг или другие ненормальные шумы. При необходимости проверьте ваш генератор.

 

  1. Проверьте на недостаточную зарядку и чрезмерную зарядку

Следующие три теста лучше всего выполнить с помощью тестера нагрузки, но вы все равно можете использовать свой цифровой вольтметр. Вы делаете это путем измерения напряжения системы во время загрузки системы.

5а. Сначала измерьте базовое напряжение аккумулятора, чтобы убедиться, что аккумулятор полностью заряжен.

  • Включите дальний свет на 10 секунд, а затем выключите их.
  • Подожди две минуты
  • Измерьте напряжение аккумулятора на клеммах аккумулятора с помощью цифрового мультиметра. Вы должны получить между 12,4 и 12,6 В. Это означает, что ваша батарея полностью заряжена. Если вы получили значение ниже 12,4 В, зарядите батарею, прежде чем продолжить.

 

5б. Измерьте напряжение холостого хода системы зарядки

  • Попросите помощника запустить двигатель и удерживать обороты двигателя около 1500 об / мин.
  • Измерьте напряжение на батарее с помощью цифрового мультиметра. Вы должны получить от 0,5 до 2 вольт выше базового напряжения. Если напряжение выше базового напряжения более чем на 2 В, скорее всего ваш генератор перезаряжает батарею или батарея неисправна. Другими потенциальными проблемами являются неисправный регулятор напряжения или проблема в проводке системы зарядки. Для проверки проводки см. Раздел «Поиск и устранение неисправностей при падении напряжения необычной системы зарядки» ниже.

 

5с. Измерьте напряжение нагрузки системы зарядки с помощью измерения системы в условиях сильного тока.

  • Попросите помощника запустить двигатель и удерживать обороты двигателя около 2000 об / мин. Включите все электрические аксессуары, такие как кондиционер, вентилятор, фары, антиобледенитель, дворники. Но не включайте обогреваемое ветровое стекло, если оно есть у вашего автомобиля. Напряжение генератора может увеличиться до более чем 100 В, и это может быть небезопасно.
  • Снимите показания напряжения на клеммах аккумулятора. Ваши показания должны быть как минимум на 0,5 В выше базового напряжения, чтобы ваша система соответствовала требованиям электрической системы. В противном случае система зарядки не сможет удовлетворить спрос и зарядить аккумулятор. Эта неисправность может указывать на неисправный генератор переменного тока или регулятор напряжения. Обратитесь к разделу «Устранение неисправностей при падении напряжения в необычной зарядной системе» ниже, чтобы проверить проблемы с проводкой, которые могут привести к этому состоянию.
  • ПРИМЕЧАНИЕ.Эти измерения соответствуют температуре окружающей среды около 70 ° F или примерно 21 градус по Цельсию. Зарядное напряжение будет увеличиваться при понижении температуры, а зарядное напряжение снижаться при повышении температуры. Так что имейте это в виду при проведении измерений.

 

  1. Проверьте утечку напряжения переменного тока генератора.

Генераторы переменного тока используют диоды или так называемый диодный мост генератора для выпрямления переменного тока, генерируемого генератором переменного тока, в постоянный ток. Когда один или несколько диодов выходят из строя, генератор переменного тока может вызывать всевозможные проблемы. Например, утечка переменного тока может привести к потускнению ламп и разрядке аккумулятора. Обычно эту утечку можно обнаружить путем измерения напряжения переменного тока на клеммах аккумулятора с помощью цифрового мультиметра.

  • Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
  • Установите стояночный тормоз и трансмиссию на парковку (автоматически) или на нейтраль (вручную).
  • Установите измеритель на низкий диапазон переменного напряжения и выполните измерения.
  • Если вы обнаружите небольшое напряжение переменного тока, замените генератор.

 

После того, как вы определили состояние системы, вы можете перейти к следующему разделу, чтобы сосредоточиться на потенциальных проблемах, которые могут вызывать состояние системы зарядки.

Один неисправный аккумуляторный элемент может помешать вашей зарядной системе работать должным образом.

Причины неисправности генератора

 Чтобы ускорить диагностику и ремонт, посмотрите состояние системы, которое больше всего напоминает вашу проблему, и просмотрите возможные причины, описанные в этом разделе. Некоторые проверки или тесты могут быть предложены по мере необходимости.

неисправность генератора как определитьнеисправность генератора как определить

1. Если кажется, что батарея остается недостаточно заряженной

Вы уже несколько раз заряжали аккумулятор и обнаружили, что аккумулятор снова разряжен. Прежде чем обвинить вашу батарею или генератор, вот несколько предварительных проверок, которые вы, возможно, захотите сделать.

а) Проверьте приводной ремень или зубчатый ремень, особенно если вы не заменяли его в течение последних пяти лет. Убедитесь, что ремень имеет правильное натяжение. Ищите признаки износа или повреждения, такие как порезы, блестящие пятна, отсутствующие куски. Сегодня серпантиновые ремни не показывают признаков износа, даже если их необходимо заменить. Используйте индикатор износа ремня или проверьте график технического обслуживания для интервала замены, предложенного производителем вашего автомобиля. Вы можете найти расписание в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля или в руководстве по ремонту.

  1. b)Наряду с приводным ремнем проверьте также натяжитель ремня. Убедитесь, что он вращается свободно и не имеет шума. Производители автомобилей рекомендуют замену натяжителя одновременно с заменой приводного ремня.
  2. c)Убедитесь, что ваши аккумуляторные соединения надежные и чистые. Однако то, что клеммы выглядят чистыми, не означает, что они герметичны и находятся в хорошем состоянии. Обратите внимание на повреждение кабеля и самой клеммы, которые могут помешать правильному протеканию электрического тока.
  3. d)Проверьте свой аккумулятор и его заряженность, если необходимо зарядите 

д) Есть ли паразитная емкость (замкнутая банка в самом аккумуляторе), крадущая энергию у вашей батареи.

  • Быстрая проверка заключается в последовательном подключении контрольной лампы между положительным кабелем аккумулятора и положительным полюсом аккумулятора. Если контрольная лампа загорается, в одной из систем есть электрический ток.
  • Сначала отсоедините электрический разъем генератора. Если контрольная лампа гаснет, генератор вызывает утечку. Если нет, найдите паразитарный сток.

 

е) Не забывайте, что стартер: неисправный стартер может потреблять чрезмерный ток во время работы, разряжая аккумулятор. При необходимости проверьте ваш стартовый двигатель (стартер) или систему запуска.

  1. Если система перегружена

Помимо результатов испытаний, еще одним потенциальным признаком того, что ваша батарея перезаряжается, является то, что на клеммах батареи продолжают накапливаться коррозии.

Вот некоторые проверки, которые вам необходимо сделать:

  • Убедитесь, что все соединения с генератором переменного тока, дистанционным регулятором напряжения (если применимо) и аккумулятором чистые, герметичные и в хорошем состоянии.
  • Проверьте аккумулятор или проверьте его в местном магазине автозапчастей или СТО. Неисправный аккумуляторный элемент может привести к перезарядке генератора.
  • Проверьте исправность регулятора напряжения и цепи генератора. При необходимости обратитесь к руководству по ремонту вашего автомобиля.
  • Убедитесь, что у вас есть хорошее заземление на генераторе (корпусе генератора) и регуляторе напряжения, особенно если в вашем автомобиле используется дистанционный стабилизатор напряжения. Заземления не должны иметь ржавчины, а монтажные болты генератора переменного тока и удаленного регулятора напряжения должны быть чистыми и герметичными.
  • Проверьте выпрямитель генератора или проверьте его в магазине автозапчастей.
  • Кроме того, проведите тесты, описанные в разделе «Поиск и устранение неисправностей при падении напряжения необычной системы зарядки» ниже.

 

  1. Если генератор не заряжает аккумулятор

Когда ваши тесты указывают на недостаточную или нулевую зарядку:

  • Убедитесь, что приводной ремень не ослаблен или не изношен.
  • При необходимости одолжите хорошую батарею только для работы двигателя и убедитесь, что ваш приводной ремень и натяжитель ремня работают нормально.
  • Вручную проверьте натяжитель ремня на предмет правильной работы. Убедитесь, что шкив натяжителя вращается свободно и без шума. Проверьте это на наличие повреждений.
  • Вручную поверните шкив генератора и убедитесь, что он вращается без проблем. Если один из подшипников заклинило, генератор не сможет свободно вращаться.
  • Проверьте, чтобы соединения на аккумуляторе, генераторе и дистанционном регуляторе напряжения были чистыми и надежными.
  • Проверьте, не перегорел ли предохранитель или плавкую вставку. При необходимости обратитесь к руководству по ремонту автомобиля, чтобы найти предохранитель или плавкую вставку генератора.
  • Выполните тесты, описанные в разделе «Поиск и устранение неисправностей при падении напряжения необычной системы зарядки» ниже.

 

  1. Если двигатель издает шум

Шум может быть признаком проблем с генератором, когда он исходит от системы зарядки. Следующие контрольные точки помогут вам изолировать источник шума.

  • Проверьте приводной ремень или зубчатый ремень. Ищите следы износа или повреждения, такие как порезы, блестящие пятна или отсутствие кусков под ремнем. Изношенный ремень может визжать во время работы.
  • Также проверьте натяжитель ремня на исправность и отсутствие повреждений. Он должен вращаться свободно.
  • Убедитесь, что генератор установлен правильно. Ослабленные крепежные болты могут привести к смещению и шуму приводного ремня генератора и приводного шкива.
  • Проверьте генератор на наличие шумов.

 

  1. Если свет тускнеет во время работы двигателя

Большинство генераторов используют диоды внутри выпрямителя для преобразования переменного тока (AC) в постоянный ток (DC) для использования системой. Когда один или несколько диодов выходят из строя, переменный ток может попасть в электрическую систему. Иногда вы можете заметить это, когда фары, подсветка панели приборов и другие внутренние лампы тускнеют во время работы двигателя и это так же может указывать на неисправности диодного моста генератора. Чтобы проверить генератор переменного тока на утечки переменного тока, см. Подраздел «Проверка утечки напряжения переменного тока генератора переменного тока» в предыдущем разделе.

Измерьте напряжение системы и падение напряжения с помощью цифрового мультиметра.

Поиск и устранение неисправностей при падении напряжения необычной системы зарядки

Проверка падения напряжения в зарядной системе может помочь вам определить источник недостаточного или избыточного заряда из-за проблем в проводке или соединениях между аккумулятором и генератором.

признаки поломки генераторапризнаки поломки генератора

  1. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу. Включите стояночный тормоз и установите коробку передач в нейтральное положение (механическая коробка передач) или в режиме парковки (автоматическая коробка передач).
  2. Включите дальний свет, аварийную систему, дворники и другие аксессуары, чтобы обеспечить нагрузку на систему. Попросите помощника поднять скорость двигателя до 1500 об / мин. Но если ваш автомобиль оснащен обогреваемым ветровым стеклом, не включайте его – это может привести к тому, что напряжение генератора превысит 100 В. Поскольку вы будете работать с соединениями генератора, это может быть опасно.
  3. С помощью измерительных проводов вольтметра дотроньтесь до положительного полюса батареи и клеммного разъема B + на задней панели генератора.
  4. Проверьте свой счетчик. Вы должны получить около 0,2 В или менее от падения напряжения. Подача 0,3 В или более может привести к недостаточной зарядке. Проверьте соединения в этой части цепи на предмет ослабления провода, коррозии на разъемах или повреждения проводки, которые могут помешать правильному току между аккумулятором и генератором. Также проверьте электрические соединения на задней части генератора и на регуляторе напряжения.
  5. Теперь повторите тест, но на этот раз подключите провода измерительного прибора между отрицательной клеммой аккумулятора и корпусом генератора.
  6. Проверьте свой счетчик. Опять же, вы должны получить напряжение около 0,05 В. Если вы получаете 0,1 В или больше, что-то не так. Это может привести к состоянию перезарядки. Проверяя эту часть цепи, убедитесь, что заземление батареи хорошее, чистое и надежное. Добавьте временное заземление от аккумулятора к корпусу. Если это устраняет падение напряжения, проверьте соединения двигателя с заземлением кузова. Они должны быть чистыми, герметичными и в хорошем состоянии.

 

Посмотрите следующее видео для визуальной справки о проверках падения напряжения.

Проблемы с генератором нередки после нескольких лет эксплуатации. Типичный генератор может работать от 8 до 12 лет и более. Поэтому не удивляйтесь, если ваш генератор переменного тока выйдет из строя или у системы возникнут проблемы после нескольких лет безаварийной работы, даже если вы хорошо обслуживали свой автомобиль.

Ключевым моментом здесь является правильная диагностика как можно скорее, поскольку неисправный генератор может испортить в противном случае хорошую батарею и другие компоненты, в зависимости от неисправности.

Как только вы определите, что ваш генератор неисправен, у вас есть несколько вариантов. Вы можете заменить его оригинальным у своего дилера, послепродажной заменой или восстановленным устройством. Генераторы вторичного рынка являются хорошим вариантом и дешевле, и многие из них так же хороши, как и их аналоги. И восстановленные генераторы тоже не так плохи, либо вы можете осуществить ремонт генератора автомобиля в специализированном сервисе. Так что рассмотрите доступные вам варианты и примите правильное решение. А как вы тестируете и устраняете неисправности своего генератора?

Пять признаков неисправности генератора автомобиля

Генератор является основным источником электроэнергии любого автомобиля. Поэтому неисправность этого элемента, через несколько километров, приведёт к полной остановки автомобиля. Но перед тем, как выйдет из строя генератор, машина подаёт признаки, по которым можно узнать о ближайших проблемах. Чтобы определить по признакам причину неисправности, нужно подробно изучить устройство основного источника питания.

Как устроен основной источник питания

Генератор состоит из двух основных частей: статора и ротора. Эти детали находятся в алюминиевом корпусе. Статор закреплён неподвижно, а ротор закреплён на валу и вращается на подшипниках. Вал ротора, связан с коленчатым валом автомобиля посредством приводного ремня.

Пять признаков неисправности генератора автомобиля

При вращении коленчатого вала вращается ротор генератора, так вырабатывается электрическая энергия для бортовой системы автомобиля. Нужно отметить, что генератор вырабатывает ток переменного напряжения. Диодный мост выпрямляет ток и в бортовую систему машины поступает ток постоянного напряжения, около 14 вольт.

Генератор, через реле-регулятор, непосредственно связан с аккумуляторной батареей. При запуске автомобиля электричество поступает из аккумулятора. После запуска машины, в бортовую электрическую систему начинает поступать ток из генератора.

Аккумулятор восстанавливает плотность, потребляя электричество из бортовой системы машины. При исправном генераторе, вся электрическая система работает чётко. При выходе из строя генератора, электричество поступает только из аккумулятора. Если его не подзаряжать, то вскоре весь запас энергии израсходуется и машина заглохнет.

Признаки нестабильной работы или поломки генератора

Пять признаков неисправности генератора автомобиля

Основные признаки неисправности главного источника питания автомобиля:

  1. Мотор плохо запускается. Если генератор прекращает работать нормально, аккумуляторная батарея не получает электроэнергию для восстановления нормального напряжения. Оно должно быть в пределах 13,5 вольт. Без подзарядки, оно будит постоянно снижаться. Аккумулятор, со слабым напряжением, не сможет быстро прокручивать стартер. Следовательно, возникнут проблемы с пуском двигателя.

Важно! Аккумулятор, который постоянно разряжается, верный признак неисправности генератора.

 

  1. Слабый или моргающий постоянно свет фар. Второй верный признак, мы можем получить при включенном свете фар. Это, так же, заметно по подсветке приборной панели и освещении салона. Свет будит значительно слабее, чем обычно, верный признак недостатка электроэнергии в бортовой системе автомобиля. Как известно, основной поставщики энергии в систему — генератор.
  2. Горит или мерцает контрольная лампа, в виде аккумулятора на панели приборов. Работа этой контрольной лампы, возможна в случае питания энергосистемы автомобиля только от аккумулятора. Нужно принимать срочные меры.Пять признаков неисправности генератора автомобиля
  3. Свист или запах горелой резины в моторном отсеке. Такой признак даёт знать о том, что ремень привода основного источника питания проскальзывают, следовательно, вал ротора вращается медленно, либо не вращается вообще. В этом случае потребители электроэнергии автомобиля испытывают дефицит электрической энергии.
  4. Под капотом слышен скрежет и шуршание. По этому, шуму можно судить о выходе из строя подшипников вала ротора. В них увеличился зазор, появился люфт, при котором ротор касается статора. Отсюда следует, что электрическая энергия не вырабатывается в нужном количестве.

Существует верный способ подтвердить все причины неисправности. Достаточно на работающем двигателе отключить массу или снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если двигатель заглохнет или станет работать с перебоями, значит нужно срочно ремонтировать основной источник питания автомобиля.

Сломался генератор в машине — причины и следствия. Перечень дефектов

Поломка генератора в машине


Установленный в автомобиле генератор вырабатывает электроток, необходимый для функционирования потребителей и зарядки аккумулятора. Определить, что генератор в машине сломался, водители могут по характерным признакам. Агрегат работает при заведенном моторе, монтируется на блоке цилиндров и приводится в действие с помощью ременной передачи от шкива коленвала двигателя. Благодаря приводу с использованием клинового или поликлинового ремня ротор автогенератора вращается со скоростью, в 2‒3 раза превышающую частоту вращения коленвала. 

Устройство агрегата

Если генератор в машине сломался, причины незамедлительно устраняются для недопущения повторения дефектов при дальнейшей эксплуатации. Используемые на разных транспортных средствах источники тока отличаются габаритами и мощностью, но имеют идентичное устройство: 

  • Корпус, закрывающийся крышками, в котором скомпонованы элементы агрегата. Для вентиляции предусмотрены специальные окна.
  • Ротор с обмоткой, на валу которого смонтированы два токосъемных кольца, а также крыльчатка и шкив. Якорь монтируется на роликовых подшипниках необслуживаемого типа.
  • Статор, состоящий из сердечника, собранного из стальных пластин, и обмотки для формирования переменного электротока.
  • Щеточный узел, передающий электроток через графитные щетки на токоприемные кольца.

С целью преобразования переменного напряжения в постоянное, для работы с которым рассчитана электросеть машины, устанавливается выпрямитель. Конструктивно модуль состоит из диодов, припаянных на пластинах, эффективно отводящих излишнее тепло. Диодный мост не пропускает электроток при заглушенном двигателе с целью предотвращения разрядки аккумулятора. 

Реле-регулятор на полупроводниках обеспечивает требуемое значение выходного напряжения в системе электрооборудования транспортного средства. Необходимость в устройстве возникает по причине разной частоты вращения коленвала, зависящей от нагрузки на мотор. Кроме того, для зарядки АКБ величина напряжения меняется с учетом наружной температуры. 

Принцип работы

При включении зажигания электроток от аккумулятора через щетки и токосъемные кольца подается на обмотку ротора и наводит электромагнитное поле. После вращения коленвала силового агрегата начинает проворачиваться ротор автогенератора. Благодаря пересечению электромагнитным полем витков обмотки статора, на клеммах индуцируется переменное напряжение. Когда частота вращения ротора достигает определенного значения автогенератор самовозбуждается (питание возбуждаемой обмотки от клеммы генератора). 


Пройдя через выпрямитель и регулятор, переменное напряжение приобретает требуемое для работы электрооборудования автомобиля значение. Если нагрузка превышает мощность автогенератора, то в электросистему подключается аккумуляторная батарея. Работоспособность агрегата сигнализируется на щитке приборов специальной лампочкой «контроль заряда».

Типичные неисправности

В исправном состоянии автогенератор характеризуется номинальным напряжением 12/24 В (в зависимости от типа электрооборудования автомобиля), электротоком и частотой вращения и КПД. В процессе эксплуатации автовладельцы сталкиваются с электрическими и механическими поломками источника тока. Наиболее часто возникают следующие дефекты:

  • обрыв или короткое замыкание обмотки;
  • замыкание или повреждение роторной обмотки возбуждения;
  • износ, подгорание или загрязнение контактных колец;
  • повреждение графитовых щеток или держателей;
  • перегорание выпрямителя или регулятора напряжения;
  • разрушение подшипников, на которых установлен вал ротора;
  • окисление или обрыв клемм, а также проводов;
  • образование трещины на корпусе, повреждение элементов крепления;
  • чрезмерный износ шкива и пр.


Причины поломок

Сбои автогенератора водитель может определить по миганию или постоянному горению контрольной лампочки на панели приборов. Также на проблемы в работе источника тока указывают следующие признаки: снижение яркости головного света, недозарядка или перезарядка АКБ, неустойчивая работа мотора на холостых оборотах, свист приводного ремня при движении автомобиля, посторонние звуки из капотного пространства.

Генератор автомобиля рассчитан на продолжительную эксплуатацию без ухудшения своих параметров. Работоспособность и ресурс исправной работы агрегата зависит от технического состояния аккумулятора, а также системы электрооборудования и всех подключенных потребителей тока. Причины поломки агрегата:

  1. при короткозамкнутом АКБ резко возрастает сила зарядного тока, приводящая к перегоранию выпрямителя и регулятора напряжения;
  2. неправильная регулировка степени натяжения ремня приводит к его проскальзыванию, в результате генератор не обеспечивает нормированных эксплуатационных показателей; 
  3. попадание на обмотки технических жидкостей при обслуживании авто, а также влаги с дорожного покрытия, вызывающей коррозию и окисление контактов;
  4. случайные механические воздействия при выполнении работ в подкапотном пространстве;
  5. длительный срок эксплуатации вызывает естественный износ комплектующих и приводного ремня.


Эксплуатация транспортного средства с неисправным источником тока приведет к быстрой глубокой разрядке аккумулятора и поломке потребителей, подключенных к электрооборудованию. При обнаружении первых симптомов, указывающих на проблемы с автогенератором, необходимо предоставить автомобиль специалистам для проведения диагностики и точного определения причин возникновения дефекта. Для решения проблемы требуется специальный инструмент и качественное оборудование. Если сломался генератор в машине, признаки (симптомы) проверят и квалифицированно устранят причины поломок специалисты автосервиса Бендикс Шоп.

Признаки, причины неисправности генератора автомобиля; как найти основные возможные поломки по симптомам

Знание основных признаков неисправности генератора может помочь вовремя произвести ремонт, предотвратив внезапное загорание лампочки АКБ в пути. Рассмотрим все поломки, которые могут произойти с автомобильной генераторной установкой.

Перед прочтением материала рекомендуем ознакомиться с принципом работы генератора. Знания помогут вам лучше понять причину поломки и вовремя отследить характер ее проявления.

Основной признак неисправности

Водитель получает уведомление о неисправности генератора только в том случае, если уровень зарядки падает ниже напряжения аккумуляторной батареи. На приборной панели загорается контрольная лампа отсутствия зарядки АКБ. Опасность ситуации в том, что бортовая сеть автомобиля питается от аккумулятора, который имеет ограниченный и, в случае неисправности генератора, невосполнимый запас емкость.


Посторонние шумы

Уличить генератор в создании посторонних шумов при работе двигателя очень просто – достаточно скинуть ремень, вращающий шкив генератора. Если шумы исчезли, значит, источник был определен правильно. Возможные неисправности и их характерные симптомы:

  • свист (возможно, только на холодную) – проскальзывание ремня генератора. Устранить писк в большинстве случаев можно правильной натяжкой ремня. Иногда причина писка в попадании на ремень технических жидкостей, несоосности шкивов либо чрезмерной натяжке;
  • металлический скрип, шум – трение на сухую деталей подшипника генератора. Игнорирование признаков изношенного подшипника может привести к его заклиниванию и обрыву сервисного ремня. Устраняется неисправность установкой нового подшипника;
  • шум, граничащий с трескотом – неисправность обгонной муфты. Инерционный шкив предназначен для гашения ударных нагрузок и продления срока службы ремня генератора. Как показывает практика, неисправная обгонная муфта очень быстро приводит к обрыву ремня генератора.

Обмотка статора

Возможных неисправностей всего 3:
  • замыкание на «массу», или на корпус статора;
  • обрыв;
  • короткое замыкание между витками.

Для качественной проверки следует использовать мегомметр, но поскольку прибор имеет довольно узкую специализацию, первичную диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Поскольку через обмотку проходят довольно большие токи, наиболее качественно проверить узел можно с использованием лампочки на 220 В.

При проверке обязательно соблюдайте правила электротехнической безопасности!

Межвитковое замыкание проверить сложнее, так как сопротивление исправной обмотки очень низкое, что не позволяет получить достоверных результатов при диагностике обычным мультиметром. В случае межвиткового замыкания сопротивление обмотки будет меньше по сравнению с исправным узлом. Замыкание можно выявить, рассчитав сопротивление по формуле. Для проверки нужно с помощью лабораторного блока питания пустить через обмотку ток, замерить напряжение и силу тока (методика показана на видео).

Обмотка возбуждения

Аналогичным образом проверяется состояние обмотки ротора генератора. Одним из контактов при проверке замыкания на корпус ротора либо обрыв будет коллектор. Выявить обрыв можно, подав «-» на одно контактное кольцо коллектора, а «+» на другое (если обмотка цела, лампа загорится). Неисправности обмотка статора и ротора довольно редко приводят к поломке генератора, но в случае комплексной диагностики пренебрегать их проверкой не стоит.

Диодный мост

На автомобилях устанавливается генератор переменного тока, но для питания бортовой сети нужен постоянный токи. Именно диодный мост служит для выпрямления тока. Признак неисправности всего один – падение напряжение зарядки, но проявлять себя может, к примеру, только при включенных потребителях. Примечательно, что поломке может сопутствовать гул, нарастающий с увеличением количества оборотов двигателя.

К сожалению, полноценно проверить диодный мост мультиметром не получится. С помощью универсального измерителя можно найти пробой диодов, обрыв контактов, но плавающие неисправности, способные влиять на работу генератора, можно найти только с помощью специализированного оборудования.

Принцип работы диодного моста основывается на свойстве диода пропускать ток только в одном направлении (в случае пробоя ток будет идти в обе стороны). Диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Простой метод проверке диодного моста хорошо продемонстрирован на видео.


Реле-регулятор напряжения

Регулятор напряжения входит в перечень деталей, чаще всего вызывающих неисправность генератора. Узел предназначен для поддержания напряжения зарядки в безопасных для АКБ и бортовой сети приделах. Если бы в конструкции генератора не было предусмотрено реле-регулятор, то напряжение зарядки росло пропорционально повышению оборотов двигателя. Именно такое последствие поломки регулятора напряжения наиболее губительно для АКБ и блоков управления электронными системами автомобиля.

Характерные симптомы поломки:

  • падение напряжения зарядки. Из-за неисправного регулятора напряжение на щетках отключается при меньшем напряжении, поэтому происходит недозаряд;
  • перезарядка. Напряжение зарядки не должно быть больше 14,5 В. Длительное превышение этого значения может привести к перегреву АКБ и выкипанию электролита. Поэтому если вы заметили на корпусе аккумулятора подтеки жидкости, обязательно проверьте мультиметром напряжение зарядки.

Удобней всего проверить регулятор напряжения, имея лабораторный блок питания.

Щеточный узел

В процессе работы генератора щетки постоянно соприкасаются с коллекторными пластинами, что, естественно, приводит к уменьшению их длины (изнашивается и коллектор, но в значительно меньшей степени). Когда износ становится критическим и усилия пружины уже недостаточно для хорошего контакта, происходит ухудшение возбуждения обмотки якоря. В итоге износ щеток приводит к падению напряжения зарядки.

Характерно, что падение происходит постепенно, поэтому проявить себя может в самый неподходящий момент. При определенном стечении обстоятельств (доживающий свои дни АКБ, сильные морозы, большое количество холодных пусков, поездки на короткие дистанции с множеством включенных потребителей) ЭДС аккумулятора морозным утром окажется недостаточно для запуска двигателя. Особое внимание в этом плане следует проявлять владельцам дизельных авто, так стартеру для пуска ДВС цикла Дизеля необходим больший ток.

При желании произвести ремонт генератора автомобиля своими руками, рекомендуем обратиться к материалу, в котором подробно был рассмотрен процесс замены щеточного узла и отдельно щеток.

Простая диагностика генератора

  1. Переведите мультиметр в режим измерения постоянного тока. При проверке аккумулятор автомобиля должен быть заряжен (12,3-12,7 В).
  2. Запустите двигатель и замерьте напряжение на холостых оборотах (должно быть в пределах 13,2-14 В).
  3. Включите максимальное количество потребителей. На холостых оборотах зарядка не должна опускаться ниже 13,1 В (причина недозаряда может быть как в плохом контакте, так и в щеточном узле либо реле-регуляторе).
  4. Увеличьте обороты до 3-3,5 тыс./мин. Если напряжение на выводах АКБ превысило 14,5 В (кратковременный скачок допускается, но не более), значит, неисправен регулятор напряжения.

Сопутствующие поломки

При проверке автомобильного генератора следует помнить, что к падению выдаваемой им зарядки может привести неплотное зажатие клемм АКБ, выводов генераторной установки, наличие на них окислов. Причина отсутствия зарядки может быть в цепи возбуждения генератора. Если при включенном зажигании индикатор низкого заряда АКБ не горит, значит, в цепи возбуждения присутствует обрыв (возможно, проблема в самой лампочке), что также приведет к отсутствию зарядки.

В процессе поиска неисправности, из-за которой генератор работает с перебоями, следует помнить, что во многих современных автомобилях за функционирование системы зарядки отвечает ЭБУ. Блок управления в зависимости от режима работы двигателя способен кратковременно отключать возбуждение обмотки якоря генератора, уменьшая тем самым нагрузку на двигатель.

Как найти причины поломки генератора машины!

Знание основных признаков неисправности генератора может помочь вовремя произвести ремонт, предотвратив внезапное загорание лампочки АКБ в пути. Рассмотрим все поломки, которые могут произойти с автомобильной генераторной установкой.

Перед прочтением материала рекомендуем ознакомиться с принципом работы генератора. Знания помогут вам лучше понять причину поломки и вовремя отследить характер ее проявления.

ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК НЕИСПРАВНОСТИ

Водитель получает уведомление о неисправности генератора только в том случае, если уровень зарядки падает ниже напряжения аккумуляторной батареи. На приборной панели загорается контрольная лампа отсутствия зарядки АКБ. Опасность ситуации в том, что бортовая сеть автомобиля питается от аккумулятора, который имеет ограниченный и, в случае неисправности генератора, невосполнимый запас емкость.Признаки и причины поломки генератора автомобиля

ПОСТОРОННИЕ ШУМЫ

Уличить генератор в создании посторонних шумов при работе двигателя очень просто – достаточно скинуть ремень, вращающий шкив генератора. Если шумы исчезли, значит, источник был определен правильно. Возможные неисправности и их характерные симптомы:

  • свист (возможно, только на холодную) – проскальзывание ремня генератора. Устранить писк в большинстве случаев можно правильной натяжкой ремня. Иногда причина писка в попадании на ремень технических жидкостей, несоосности шкивов либо чрезмерной натяжке;
  • металлический скрип, шум – трение на сухую деталей подшипника генератора. Игнорирование признаков изношенного подшипника может привести к его заклиниванию и обрыву сервисного ремня. Устраняется неисправность установкой нового подшипника;
  • шум, граничащий с трескотом – неисправность обгонной муфты. Инерционный шкив предназначен для гашения ударных нагрузок и продления срока службы ремня генератора. Как показывает практика, неисправная обгонная муфта очень быстро приводит к обрыву ремня генератора.

ОБМОТКА СТАТОРА

Возможных неисправностей всего 3:

  • замыкание на «массу», или на корпус статора;
  • обрыв;
  • короткое замыкание между витками.

Для качественной проверки следует использовать мегомметр, но поскольку прибор имеет довольно узкую специализацию, первичную диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Поскольку через обмотку проходят довольно большие токи, наиболее качественно проверить узел можно с использованием лампочки на 220 В.

При проверке обязательно соблюдайте правила электротехнической безопасности!

Межвитковое замыкание проверить сложнее, так как сопротивление исправной обмотки очень низкое, что не позволяет получить достоверных результатов при диагностике обычным мультиметром. В случае межвиткового замыкания сопротивление обмотки будет меньше по сравнению с исправным узлом. Замыкание можно выявить, рассчитав сопротивление по формуле. Для проверки нужно с помощью лабораторного блока питания пустить через обмотку ток, замерить напряжение и силу тока (методика показана на видео).

Обмотка возбуждения

Аналогичным образом проверяется состояние обмотки ротора генератора. Одним из контактов при проверке замыкания на корпус ротора либо обрыв будет коллектор. Выявить обрыв можно, подав «-» на одно контактное кольцо коллектора, а «+» на другое (если обмотка цела, лампа загорится). Неисправности обмотка статора и ротора довольно редко приводят к поломке генератора, но в случае комплексной диагностики пренебрегать их проверкой не стоит.

ДИОДНЫЙ МОСТ

На автомобилях устанавливается генератор переменного тока, но для питания бортовой сети нужен постоянный токи. Именно диодный мост служит для выпрямления тока. Признак неисправности всего один – падение напряжение зарядки, но проявлять себя может, к примеру, только при включенных потребителях. Примечательно, что поломке может сопутствовать гул, нарастающий с увеличением количества оборотов двигателя.

К сожалению, полноценно проверить диодный мост мультиметром не получится. С помощью универсального измерителя можно найти пробой диодов, обрыв контактов, но плавающие неисправности, способные влиять на работу генератора, можно найти только с помощью специализированного оборудования.

Принцип работы диодного моста основывается на свойстве диода пропускать ток только в одном направлении (в случае пробоя ток будет идти в обе стороны). Диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Простой метод проверке диодного моста хорошо продемонстрирован на видео.

РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ

Регулятор напряжения входит в перечень деталей, чаще всего вызывающих неисправность генератора. Узел предназначен для поддержания напряжения зарядки в безопасных для АКБ и бортовой сети приделах. Если бы в конструкции генератора не было предусмотрено реле-регулятор, то напряжение зарядки росло пропорционально повышению оборотов двигателя. Именно такое последствие поломки регулятора напряжения наиболее губительно для АКБ и блоков управления электронными системами автомобиля.

Характерные симптомы поломки:

  • падение напряжения зарядки. Из-за неисправного регулятора напряжение на щетках отключается при меньшем напряжении, поэтому происходит недозаряд;
  • перезарядка. Напряжение зарядки не должно быть больше 14,5 В. Длительное превышение этого значения может привести к перегреву АКБ и выкипанию электролита. Поэтому если вы заметили на корпусе аккумулятора подтеки жидкости, обязательно проверьте мультиметром напряжение зарядки.

Удобней всего проверить регулятор напряжения, имея лабораторный блок питания.

ЩЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ

В процессе работы генератора щетки постоянно соприкасаются с коллекторными пластинами, что, естественно, приводит к уменьшению их длины (изнашивается и коллектор, но в значительно меньшей степени). Когда износ становится критическим и усилия пружины уже недостаточно для хорошего контакта, происходит ухудшение возбуждения обмотки якоря. В итоге износ щеток приводит к падению напряжения зарядки.
Признаки и причины поломки генератора автомобиля
Характерно, что падение происходит постепенно, поэтому проявить себя может в самый неподходящий момент. При определенном стечении обстоятельств (доживающий свои дни АКБ, сильные морозы, большое количество холодных пусков, поездки на короткие дистанции с множеством включенных потребителей) ЭДС аккумулятора морозным утром окажется недостаточно для запуска двигателя. Особое внимание в этом плане следует проявлять владельцам дизельных авто, так стартеру для пуска ДВС цикла Дизеля необходим больший ток.

При желании произвести ремонт генератора автомобиля своими руками, рекомендуем обратиться к материалу, в котором подробно был рассмотрен процесс замены щеточного узла и отдельно щеток.

ПРОСТАЯ ДИАГНОСТИКА ГЕНЕРАТОРА

  1. Переведите мультиметр в режим измерения постоянного тока. При проверке аккумулятор автомобиля должен быть заряжен (12,3-12,7 В).
  2. Запустите двигатель и замерьте напряжение на холостых оборотах (должно быть в пределах 13,2-14 В).
  3. Включите максимальное количество потребителей. На холостых оборотах зарядка не должна опускаться ниже 13,1 В (причина недозаряда может быть как в плохом контакте, так и в щеточном узле либо реле-регуляторе).
  4. Увеличьте обороты до 3-3,5 тыс./мин. Если напряжение на выводах АКБ превысило 14,5 В (кратковременный скачок допускается, но не более), значит, неисправен регулятор напряжения.

СОПУТСТВУЮЩИЕ ПОЛОМКИ

При проверке автомобильного генератора следует помнить, что к падению выдаваемой им зарядки может привести неплотное зажатие клемм АКБ, выводов генераторной установки, наличие на них окислов. Причина отсутствия зарядки может быть в цепи возбуждения генератора. Если при включенном зажигании индикатор низкого заряда АКБ не горит, значит, в цепи возбуждения присутствует обрыв (возможно, проблема в самой лампочке), что также приведет к отсутствию зарядки.

В процессе поиска неисправности, из-за которой генератор работает с перебоями, следует помнить, что во многих современных автомобилях за функционирование системы зарядки отвечает ЭБУ. Блок управления в зависимости от режима работы двигателя способен кратковременно отключать возбуждение обмотки якоря генератора, уменьшая тем самым нагрузку на двигатель.

Неисправности генератора: причины, устранения | АВТОЧАС

Генератор представляет собой сложное устройство, являющееся обязательной частью любого авто. Владельцу машины следует знать возможные причины неисправностей генератора, способы устранения их, и уметь выполнять их профилактику.

Выделяют 2 вида генераторов: переменного тока и постоянного тока. Нынешние автомобили оборудуют генераторами переменного тока, имеющими диодный встроенный мост (выпрямитель), который преобразовывает переменный ток в постоянный.

Каждый электроприбор в авто рассчитан на тот или иной диапазон напряжения, обычно — от 13,8 до 14,7 В. Поскольку генератор прикрепляется к коленвалу, напряжение, выдаваемое им, отличается на разных оборотах двигателя авто. Реле-регулятор сглаживает и регулирует выдаваемый ток.

%rtb-4%

Разновидности неисправностей генератора

Все неисправности этого агрегата подразделяют на 2 категории — электрические и механические. Практически любая механическая неисправность является результатом длительной эксплуатации, приводящей к разрушению корпуса, креплений, подшипников, ременного привода, прижимных пружин и других частей. Электрические неисправности — это обрыв обмотки, выход из строя диодного моста, выгорание щёток и их износ, биение ротора, пробои, выход из строя реле-регулятора.

Нужно проводить регулярную проверку натяжения ремня привода и его износа.

«Дедовский» метод диагностики неисправностей

Суть метода заключается в сбрасывании клемм с аккумулятора. Категорически запрещенный метод для современных авто. Следствием перепадов напряжения может стать выход из строя всей бортовой электроники. По этой причине генератор следует проверять исключительно путём замера электрического напряжения в электросети или диагностики снятого узла с использованием специального стенда. Вначале замеряют напряжение на аккумуляторных клеммах, запускают мотор и снимают показания уже во время его работы. До момента запуска двигателя напряжение должно составлять примерно 12 В, а после запуска — 13,8-14,7 В. В случае отклонения в сторону увеличения имеет место «перезарядка», указывающая на выход из строя реле-регулятора, отклонение в сторону уменьшения говорит об отсутствии поступления тока, что указывает на неисправность генератора либо цепей.

%rtb-4%

Причины неисправностей

  • Износ, коррозия. Нынешние генераторы оборудованы закрытыми подшипниками, заменяемыми после завершения срока службы либо пробега авто. Узлы электрической части полностью заменяются.
  • Низкое качество комплектующих.
  • Несоблюдение правил эксплуатации.
  • Факторы внешнего характера (жидкости, соль, температурные колебания, дорожная «химия»).

 

 

 

 

Износ подшипников является наиболее распространённым вариантом неисправности. Его признаки — вой либо свист во время работы. В таком случае необходимо заменить подшипники. Когда натяжение приводного ремня ослабевает, это тоже может привести к низкой эффективности работы генератора. Основным признаком в этом случае является свист при разгоне автомобиля.

Устранение неисправностей генератора

Неисправности механического типа устраняют посредством замены неисправного узла на исправный. Для генераторов старых моделей необходима проточка контактных колец. Причиной изменения приводных ремней является их износ, максимальное растяжение либо завершение срока эксплуатации. Роторные либо статорные обмотки заменяются.

Электрические неполадки устраняют в результате проверки других составляющих электрической цепи, а также непосредственно деталей генератора и выходного электрического напряжения. Распространённой проблемой является перезаряд генератора либо недостаточное напряжение. Устранение первой неисправности возможно путём проверки и замены регулятора напряжения или диодного моста, тогда как низкое напряжение является чуть более сложной проблемой. Возможные причины низкого напряжения — повышение нагрузки на бортовую сеть, пробой диода, поломка регулятора напряжения и некоторые иные.

Диагностика автомобильного генератора

Неисправности генераторов переменного тока

В генераторах могут возникать следующие основные неисправности:

  • плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора
  • обрыв обмотки возбуждения
  • замыкание обмотки возбуждения на корпус рото­ра
  • межвитковое замыкание в катушке обмотки воз­буждения
  • обрыв в цепи фазовой обмотки статора
  • межвитковое замыкание в катушках обмотки статора
  • замыкание обмотки статора на корпус
  • замыкание зажима «плюс» на корпус
  • пробой диодов выпрямитель­ного блока
  • механические неисправности

Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора

Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возникает при загрязнении и замас­ливании контактных колец, большом износе щеток, уменьшении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких дефектах повышается сопротивление в цепи возбуждения (или даже прерывается цепь возбуждения), что вызывает снижение силы тока возбуждения, уменьшается мощность генератора.

Для устранения неисправности снимают щеткодержатель и проверяют его состояние. При необ­ходимости протирают щеткодержатель и щетки тряп­кой, смоченной бензином. Щетки должны свободно пе­ремещаться в щеткодержателях. При износе щеток до высоты 8 мм их заменяют с последующей проверкой давления пружины на каждую шетку в отдельности.

Загрязненные контактные кольца ротора протирают тряпкой, смоченной бензином. Окисленную рабочую поверхность колец зачищают стеклянной шкуркой.

Обрыв обмотки возбуждения

Обрыв обмотки возбуждения чаще всего происхо­дит в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам.

При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора индуктируется ЭДС не более 5 В, обусловленная оста­точным магнетизмом стали ротора. При такой неисп­равности аккумуляторная батарея не будет заряжаться. Для определения обрыва необходимо отъединить конец обмотки возбуждения от щетки, а затем к этому концу и к зажиму Ш генератора присоединить через лампу или вольтметр провода от аккумуляторной батареи.

В случае обрыва обмотки лампа загораться не бу­дет, а стрелка вольтметра не отклонится. Для нахож­дения катушки с обрывом обмотки провода от зажимов батареи подключают к концам каждой катушки. Пос­ле этого тщательно проверяют место пайки соединений и выводные концы катушек обмотки возбуждения. Об­наруженное место обрыва устраняют ьескислотной пайкой, пользуясь мягкими припоями. Когда обрыв произошел внутри катушки, ее заменяют или перематывают.

Межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения

Межвитковое замыкание в катушках обмотки воз­буждения возникает вследствие разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом пов­реждении, что вызывает увеличение тока возбуждения и повышение температуры обмотки.

Для определения виткового замыкания в катушках измеряют омметром их сопротивление и сопоставляют его с сопротивлением исправной катушки.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус рото­ра

При замыкании на корпус часть или вся обмотка возбуждения закорачивается, вследствие чего генератор не возбуждается. Чаще всего обмотка замыкается на корпус в местах вывода ее концов к контактным кольцам ротора. Замыкание обмотки на корпус вызы­вает увеличение силы тока в цепи регулятора напря­жения.

Этот вид повреждения определяют контрольной лампой напряжением 220 В. Один провод соединяют с любым контактным кольцом, а другой — с сердечни­ком или валом ротора. Лампа будет гореть, когда об­мотка замкнута на корпус. Если невозможно изолиро­вать обмотку от корпуса, то ее заменяют.

Замыкание обмотки статора на корпус

Замыкание обмотки статора на корпус возникает вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки. При этой неисправности значительно снижается мощность генератора. Генератор перегревается. Аккумуляторная батарея заряжается только на повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Этот вид повреждения определяют контрольной лампой напряжением 220 В путем подключения одного щупа на сердечник, а другого — на любой вывод обмот­ки. Лампа горит только при замыкании обмотки на корпус. Дефектные катушки заменяют.

Замыкание зажима «плюс» генератора на корпус

Замыкание зажима «плюс» генератора на корпус происходит вследствие разрушения изоляции зажима или изоляции провода, подключенного к этому зажиму. При такой неисправности генератора резко увеличива­ется сила тока в обмотке статора и в диодах выпрямительного блока, что приводит к тепловому разрушению изоляции обмотки и пробою диодов выпрямительного блока. После пробоя диодов возникает короткое замыкание аккумуляторной батареи, вследствие чего проис­ходит глубокий разряд батареи и изоляция соедини­тельных проводов разрушается, а также выходит из строя амперметр.

Дефектную изоляцию зажима восстанавливают. По­врежденные обмотки статора и выпрямительный блок диодов заменяют исправными в условиях ремонтной мастерской.

Межвитковое замыкание в катушках обмотки ста­тора

Межвитковое замыкание в катушках обмотки ста­тора возникает при перегреве вследствие разрушения изоляции обмотки. В короткозамкнутых катушках проходит большой ток, это приводит к перегреву катушки и вызывает дальнейшее разрушение изоляции обмотки.

При такой неисправности значительно снижается мощность генератора, а аккумуляторная батарея заря­жается только на большой частоте вращения коленча­того вала двигателя.

Пробой диодов выпрямителя

Пробой диодов выпрямителя происходит при пе­регреве током большой силы, повышении напряжения генератора выше нормы и при механическом повреж­дении.

В пробитых диодах сопротивление практически рав­но нулю в обоих направлениях, что вызывает короткое замыкание фаз обмотки статора и отказ генератора.

При пробое диодов аккумуляторная батарея начина­ет разряжаться через обмотку статора, что вызывает разрушение изоляции обмотки и быстрый разряд бата­реи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *