на холодном или прогретом моторе проверять масло? — журнал За рулем
Эксперт «За рулем» ставит точку в этом споре. А еще рассказывает, какие факторы кроме температуры способны исказить результаты замера.
Масло в моторе должно быть! Вот это неоспоримый факт. А количество даже производитель позволяет варьировать с погрешностью 25%. Ведь при емкости системы около четырех литров разница между верхней и нижней метками на щупе составляет целый литр.
Когда проверять уровень масла в двигателе?
Материалы по теме
Масло следует проверять после длительной стоянки автомобиля. Причем уровень может быть как ниже нормы, так и выше. Ниже, если масло сильно подтекает через какое-то соединение и незаметно стекает на землю. Выше, если в масло просачивается охлаждающая жидкость. А еще зимой уровень масла может быть больше из-за попадания в него большого количества несгоревшего топлива. Так бывает, если поездки на автомобиле очень короткие и мотор постоянно непрогрет, работая на обогащенной топливо-воздушной смеси.
Кроме того, уровень стоит проверять после интенсивного движения с высокими скоростями в течение длительного времени. В этом случае мотор может начать подъедать масло, хотя в обычных поездках по городу вел себя паинькой.
Уровень масла советую проверять почаще, если вы много ездите по горным дорогам. Угар масла будет расти как из-за высоких нагрузок, так и от постоянного расплескивания масла на стенки блока цилиндров.
Как проверять уровень масла?
Проверять можно и на холодную, и на горячую — особой разницы вы не заметите.
Материалы по теме
Для эксперимента мы выбрали бензиновый двигатель серии QR25 рабочим объемом 2,5 л и емкостью системы смазки 5 л. Такой мотор можно встретить, к примеру, под капотом кроссовера Nissan X-Trail. Разница в уровнях масла на постоявшем длительное время автомобиле и на горячем двигателе не превышает пары миллиметров. На других моторах разница будет того же порядка. Но все же существует несколько правил.
Главное, помните:
- Проверяете на холодную — увидите все то масло, что уже успело стечь в поддон после остановки двигателя. При этом уровень будет максимальным.
- Примерно такой же результат будет, если проверяете масло на раскаленном моторе сразу после его остановки, — разогретое масло стекает в поддон довольно быстро. Достаточно пары минут.
- Проверяете сразу после того, как мотор проработал пару минут после холодного пуска — уровень минимален. Холодное масло поднялось в верхнюю часть двигателя насосом, а стекает неохотно.
- Никогда не проверяйте масло на заведенном моторе. Физиономию забрызгает маслом через патрубок для щупа.
А еще при замере уровня масла важно, чтобы автомобиль стоял на горизонтальной площадке. Любой уклон может сильно повлиять на результаты замера.
- О том, какое масло облегчает холодный пуск мотора, читайте тут.
Фото: depositphotos.com
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Как часто нужно проверять уровень масла в двигателе? — журнал За рулем
Проверять ли в машине уровень масла? И как часто? И надо ли это делать вообще? Эксперт «За рулем» ответил на все эти вопросы.
Вообще говоря, современный производитель автомобилей всячески отучает владельца машины от каких-либо осмысленных действий типа открывания капота. Это раньше инструкции предписывали перед выездом сделать то да сё — проверить уровни, оценить давления, убедиться в исправности, в наличии, в отсутствии и т.п. Сегодня же среднестатистический владелец искренно полагает, что за него все это делают маленькие роботы, которые сообщают о результатах главному роботу, сидящему на лампочке check engine. И ежели масла, к примеру, мало, то главный робот зажжет эту лампочку: дескать, «Хьюстон, у нас проблемы!».
Материалы по теме
В общем-то, так оно и есть. Но не совсем так. Хотя бы потому, что далеко не всякая машина снабжена датчиком уровня масла. А датчик давления умеет вопить только «Караул!» — тут уже пора хватать белый флаг. Поэтому лазить под капот все-таки нужно — хотя бы изредка.
Термин «изредка» для каждой машины свой. Если добрый немецкий производитель сам сообщает, что для него литр на тысячу — это нормально, то делайте выводы, сколько масла у вас останется, скажем, через пять тысяч пробега… Поэтому самый общий совет — вытаскивать щуп хотя бы раз в 1 — 2 тысячи километров пробега. А так же перед любыми дальними или длительными поездками — хуже не будет. А тем, кто ездит на машине от случая к случаю, имеет смысл привязывать подобную проверку не к километражу, а к календарю. И изучать свой щуп хотя бы раз в месяц. А если машина куплена с рук, то тут не грех проверять уровень хоть каждый день.
Само собой, что всяческие лужицы на асфальте, внезапные падения уровня охлаждающей жидкости и прочие нехорошести также сродни призывам немедленно влезть под капот и потянуться за щупом. Короче,
Как проверить уровень масла в автомобиле.
Проверка уровня масла в вашем автомобиле имеет важное значение для поддержания жизни транспортного средства. Это один из самых простых видов регулярной проверки, которое вы можете выполнять самостоятельно, что особенно важно перед длительными поездками. Вы можете научиться диагностировать проблемы с маслом в вашем автомобиле и решить их.
#1 Поиск щупа
Обратитесь к руководству вашего автомобиля.
- Зимой, когда сильные морозы, может быть не совсем целесообразно проверять масло на холодную машину. Изначально, лучше разрыхлить масло, чтобы оно стало менее вязким. Пусть двигатель поработает в течение нескольких минут, а затем дайте ему остыть в течение пяти, прежде чем проверить уровень масла.
Припаркуйте автомобиль на ровной ровной поверхности, чтобы получить более точные результаты. Откройте капот.
Найдите щуп. На большинстве автомобилей масляный щуп будет иметь красную, оранжевую или желтую ручку. Это круглая или прямоугольная форма, и она должна быть направлена непосредственно от блока двигателя. Масляные щупы, как правило, расположены ближе к пассажирской стороне.
Большинство автомобилей с автоматической коробкой передач будут иметь два щупа под капотом, один для масла и один для трансмиссионной жидкости. Щупы коробки передач обычно находятся в задней части моторного отсека или сбоку от водителя.
Возьмите бумажные полотенца или старую тряпку. Когда вы проверяете уровень масла, важно, чтобы у вас была пара бумажных полотенец или какая-то другая ткань, которую вы можете использовать, чтобы вытереть щуп и проверить консистенцию масла. Бумажные полотенца, обычно, работают лучше всего. Также, это отличный способ оставить ваши руки чистыми.
#2 Проверка масла
Снимите щуп. Большинство щупов по размеру варьируются от 30 см до 90 см. Вам нужно будет проверить самый кончик, чтобы получить показания, которые вы ищете. Медленно вытяните щуп, держа бумажное полотенце под ним.
- Вы не должны тянуть очень резко или крутить его, т.к. показания могут сбиться.
Изучите цвет и качество масла. Цвет и консистенция моторного масла указывают на его возраст и, возможно, на другие проблемы эффективности двигателя, которые вам, возможно, потребуется решить. Моторное масло, которое находится в хорошем состоянии, должно выглядеть слегка желто-зеленоватым на тряпке и не должно быть супер-темным. Вытрите масло с конца щупа и изучите его на тряпке.
- Со временем масло будет меняться в цвете от золотистого или янтарного цвета до коричневого и черного.
- Ваше масло выглядит солоноватым или коренастым? Он выглядит черным или темным? Если да, то это, вероятно, знак того, что ваше масло нуждается в замене.
Высушите щуп и снова опустите его в отверстие. В первый раз, когда вы вытаскиваете щуп, вы не можете узнать много или мало масла у вас в двигателе, так как у щупа будет масло, застрявшее на нем в разных точках. Как только вы вытащите щуп и изучите цвет, протрите кончик щупа и снова вставьте его в отверстие, а затем немедленно вытащите его обратно, чтобы получить более точную информацию по количеству масла.
Проверьте количество масла.
#3 Добавление масла.
Прежде чем вы попытаетесь добавить масло, вам нужно узнать, какое масло требуется для вашего автомобиля. Это важно, потому что типы различаются. Как правило, неразумно смешивать различные сорта масла, поэтому тщательно проверьте руководство или вашего местного механика, прежде чем доливать масло в автомобиль.
Найдите масляный заливной колпачок, расположенный на верхней части вашего двигателя. Обычно он хорошо обозначен словами “Oil”, а иногда и маркой моторного масла, используемого вашим автомобилем. Если вы видите 5w30, например, написанное на крышке, вы будете знать, какое масло вам нужно долить.
Добавьте соответствующее масло небольшими порциями. Важно дать дополнительное время для слива дополнительного масла в масляный поддон, а потом можно проверить уровень.
Проверьте масло еще раз. Снимите щуп и проверьте уровень. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока на щупе не появится соответствующее количество масла.
Проверка уровня масла в двигателе
Правильное функционирование системы смазки – залог бесперебойной и долговечной работы двигателя. Масло, помимо смазочных свойств, защищает детали двигателя от коррозии, смывает продукты износа трущихся поверхностей и частично участвует в поддержании температурного режима.
Визуальная проверка уровня масла с помощью щупа
Одно из необходимых условий для корректной работы системы смазки – необходимое и достаточное количество моторного масла. К сожалению, не каждый водитель знает, как точно узнать его объем в системе и понять, достаточен ли он. О том, как правильно проверить уровень масла в двигателе и корректно оценить показания измерений, читайте в материале статьи.
Последствия переизбытка масла в двигателе
Бытует мнение, что лучше небольшой переизбыток смазочного материала, чем его недостаток. А некоторые водители, у которых автомобили уже имеют приличный пробег и мотор расходует довольно большое количество масла на угар, заливают его впрок, чтобы не доливать каждые 500–1000 км.
Часто причиной избыточного количества смазки в картере становится недостаточное знание автовладельца, как проверить уровень масла и оценить полученные результаты измерений. Рассмотрим основные последствия переизбытка:
- Выдавливание смазки через канал для установки щупа и дренажную систему картера, а также попадание ее во впускной коллектор, если двигатель предусматривает связь сапуна с системой питания.
- Затрудненный пуск двигателя зимой после длительного простоя. Любая смазка зимой густеет. И если моторное масло доходит до коленчатого вала – осуществить проворот двигателя в загустевшей смазке стартеру становится проблематично, а иногда невозможно.
- Выдавливание сальников. Эта проблема возникает при совокупности факторов: превышение объема смазки сверх допустимой нормы и заблокированная система вентиляции картера. Внутреннее давление продавливает уплотнительные манжеты.
Поэтому избыточный уровень масла в двигателе может нанести чувствительный вред. И если случилось так, что случайно было залито больше масла, чем нужно – избыточное количество лучше слить через пробку на поддоне или откачать любым другим способом.
Возможные последствия недостатка масла
Недостаточный объем смазочного материала в любом устройстве, предусматривающем интенсивное трение, более разрушителен, чем его избыток. И чем сильнее уровень масла в двигателе отклонился от нормативного показателя, тем серьезнее будет последствия.
Система смазки подавляющего большинства современных силовых агрегатов комбинированного типа. Моторное масло подается на трущиеся поверхности двумя способами: струей под давлением из магистрали, где напор создает насос, и разбрызгиванием при вращении коленчатого и распределительного валов.
Своевременная проверка уровня масла в двигателе и доливка до требуемой отметки, в первую очередь, позволяет гарантированно сохранять механизм разбрызгивания.
Если объем смазочного материала упадет до критически низкой отметки, когда принудительная циркуляция начнет давать сбои – об этом незамедлительно появится уведомление на приборной панели.
Рассмотрим основные проблемы, которые не заставят себя долго ждать, если в моторе будет меньше положенной нормы смазочного материала.
- ускоренный износ трущихся поверхностей, особенно касающийся цилиндропоршневой группы;
- нарушенный тепловой баланс, который приведет к локальному перегреву некоторых деталей двигателя;
- возможное заклинивание мотора из-за перегрева или недопустимого износа.
Проверять масло в двигателе необходимо в срок (как минимум один раз в неделю) и согласно технологии, которая позволяет корректно оценивать полученные показания.
Как правильно замерить уровень масла в двигателе
В кругах автовладельцев до сих пор не достигнуто согласие в вопросе о том, как правильно проверять уровень масла в двигателе.
Например, существует теория, согласно которой проверка на холодном моторе, особенно зимой, дает искаженные показания из-за температурного расширения.
Отчасти это соответствует действительности. Разница между измерением на горячем двигателе и при отрицательной температуре может достигать половины от показания между отметками max и min на щупе.
Рассмотрим несколько организационных моментов, следование которым позволит проверить уровень масла в двигателе с получением максимально корректных результатов.
- Автомобиль обязательно должен находиться на ровной площадке. Даже небольшое отклонение положения автомобиля от горизонтальной плоскости внесет существенные погрешности.
- Проверку в холодное время года на остывшем двигателе нужно проводить до попытки пуска. Даже несколько оборотов коленчатого вала запустят часть смазки в систему, что отразиться на точности измерений. Также следует не забывать про поправку на температурный коэффициент объемного расширения.
- После остановки двигателя необходимо подождать как минимум 5 минут перед проверкой уровня масла. Это позволит основной массе смазки из головки блока двигателя и со стенок картера стечь в поддон. В общем случае проводить измерения уровня масла в двигателе лучше после эксплуатации, а не на холодный двигатель.
Порядок проведения замера уровня масла
Если посмотреть на то, как проверяют профессионалы уровень масла в двигателе на специализированных станциях технического обслуживания, то будет видно, что повсеместно применяется методика замера на слегка остывшем двигателе через 5–15 минут после остановки.
В первую очередь, нужно выполнить подготовительные мероприятия. Рекомендуется прогреть автомобиль до рабочей температуры и дать ему остыть до 40–60 °C.
За этот промежуток времени основная часть смазочного материала, находящаяся в магистралях, головке блока цилиндров и на стенках картера, стечет в поддон. Перед тем как замерять уровень, нужно запастись чистым обтирочным материалом.
Алгоритм действий следующий:
- щуп извлекается из колодца и протирается тряпкой;
- запоминается ориентировочное положение меток, так как после 8-10 тысяч пробега смазочный материал начинает деградировать и чернеет, так что при замере метки бывают плохо видны;
- щуп опускается до упора в колодец;
- примерно через 5 секунд щуп аккуратно извлекается и проводится оценка, какой уровень масла сейчас в поддоне мотора.
Для минимизации погрешности рекомендуется провести измерения не менее 2 раз.
Какой уровень масла должен быть на щупе
Чтобы максимально точно ответить на вопрос, какой уровень масла на щупе правильный, нужно изначально оценить условия, в которых проводились измерения.
Если замер выполнен по общепринятой технологи, т. е. на теплом моторе через 5-10 минут после остановки, то в этом случае нормой считается среднее положение между отметками, лучше немного смещенное в сторону насечки max.
Если проверять масло в двигателе без прогрева и при отрицательной температуре воздуха, здесь нужно помнить про поправку на коэффициент температурного расширения. В этом случае на щупе будет указан более низкий уровень.
И чем ниже температура, тем ближе к отметке min будут приближаться показания. Нормальными в таких условиях считаются показания, слегка смещенные в сторону отметки min, но не выходящие за ее пределы.
В целом выход за метки, обозначенные на щупе, недопустим ни при каких температурных условиях.
Как правильно проверить уровень масла — видео рекомендации
В заключении
Подводя итог, можно сказать, что если правильно проверять уровень масла в двигателе, нормальными будут считаться все показания, не выходящие за обозначенные на щупе метки.
В случае достижения минимально допустимой границы на щупе для проверки уровня масла, можно выполнить доливку. Если значение близко к максимально допустимому показателю, никаких действий предпринимать не нужно.
как проверить на щупе и без, какой уровень должен быть
Проверить масло в механической коробке можно самостоятельно – с применением щупа либо без него. МКПП оборудовано большинство современных авто, этот вариант коробки считается стандартным. В отличие от автомата, механика в большей мере подвержена износу, ее долговечность во многом определена манерой управления транспортным средством. Поэтому регулярно нужно проводить обслуживание механической коробки – в частности проверять уровень масла и делать долив, если это необходимо.
Какой уровень масла должен быть в МКПП
Тестировать содержание масла в механической коробке удобнее всего с применением щупа. Специальный инструмент содержит пару меток – для теста при холодных и горячих температурах. Нормальный уровень должен быть между этими двумя отметками.
Важно! До того как доставать щуп, нужно протереть горловину, чтобы грязь не попала внутрь коробки.
Когда уровень жидкости после прогрева становится максимальным и превышает допустимую отметку, делают откачку или срочный слив. И переливы, и недоливы одинаково вредны для работоспособности авто.
Содержание жидкости в системе чаще всего проверяют с применением щупа
Когда нужно проверять уровень масла в МКПП
Уровень масла в механической коробке передач нужно поддерживать на оптимальных отметках. Жидкость смазывает детали, передает момент кручения. Циркулирует она через каналы гидроблока под воздействием давления, потом воздействует на фрикционные пакеты. В итоге включаются нужны передачи скоростей.
Важно! Гидромеханическая коробка самая требовательная к составу, уровню масла.
Если игнорировать необходимость плановых проверок и обслуживаний, сроки службы коробки резко сократятся. Могут появляться рывки при переключении скоростей, что вызовет определенные неудобства во время езды. В итоге МКПП выйдет из строя. Оптимальный интервал для выполнения тестов – каждые 1-3 тыс. км.
Своими руками обслуживать механику может каждый водитель
Проверка уровня масла в МКПП на холодную
На щупе есть две метки – холодного и горячего уровня. Холодная позволяет тестировать уровень жидкости при низких температурах. Именно на нее ориентируются при замене масла в коробке механического типа. Прогревать авто предварительно не нужно – достаточно достать щуп, протереть его, затем вернуть на место, снова вынуть и произвести оценку.
Важно! Допустимы только незначительные отклонения от оптимальных параметров.
Проверка уровня масла в МКПП на горячую
На горячую коробку масло в механике проверяют чаще, чем на холодную. В данном случае МКПП и двигатель следует прогреть до максимальных температур – это проехать около 25 км. Потом выполняют такие действия:
- Авто выставляют на ровную, специально подготовленную площадку.
- Селектор выводят в режим паркинга, двигатель оставляют работать (не глушат).
- Вынимают масляный щуп на автомате, протирают его сухой чистой ветошью, следят, чтобы на тряпке не было ворса.
- Ставят щуп на место, проворачивают до упора секунд на 5, снова достают.
Теперь можно оценивать реальный уровень жидкости в системе.
На горячую содержание трансмиссии проверяют чаще, чем на холодную
Как проверить уровень масла в МКПП
Наличие смазки в коробке механического типа, ее соответствие текущим нормам гарантирует беспроблемную работу транспортного средства, идеальную управляемость. Перебои в работе МКПП предупредить проще, чем потом устранять последствия поломок.
Как проверить масло в МКПП на щупе
Щуп – это специальный инструмент, который идет в базовой комплектации к коробке механического типа и предназначен для тестирования уровня жидкости внутри системы. Для начала нужно найти щуп – проще всего делать это по руководству к конкретной модели авто. Чаще всего инструмент расположен с тыльной части мотора, возле перегородки отсека.
Важно! Есть автомобили с парой щупов – для КП и мотора, коробку передач диагностируют с помощью щупа желтого цвета.
Делать тесты следует на непрогретой коробке, чтобы получить точные результаты. Порядок действий:
- Выставить авто на ровную, горизонтально расположенную поверхность.
- Запустить двигатель, дать поработать ему на холостых оборотах, попеременно переключать селектор по разным положениям, чтобы распределить масло по всем рабочим узлам.
- Выставить коробку в режим паркинга, зажигание не выключать, щуп вынуть из проема посадки, протереть, вернуть на место, зажать до упора, извлечь, оценить уровень образования характерной пленки.
Ориентироваться следует на холодный уровень при следовании описанной схеме, но на горячей коробке проверки будут более достоверными. Сначала автомобиль прогревают до заданных температур, проезжая 15 км. Потом коробку прогоняют по всему перечню позиций и тестируют уровень.
Важно! Эксперты советуют контролировать уровень после полного прогрева трансмиссии до заданных отметок, чтобы получить оптимальные результаты.
Как проверить масло в механической коробке передач без щупа
Без щупа проверять уровень содержания смазки в системе не трудно, операцию легко выполнить своими силами. Нужно найти отверстия – маслосливной и маслоналивной проемы. Избыток смазки внутри системы вероятен, поскольку она оснащена трубкой, через которую излишки жидкости поступают при эксплуатации транспортного средства в поддон. Уточнить точные значения снижения показателей масла труднее, но тоже можно.
Самостоятельно выполнять плановые технические работы не сложно
Пошаговая инструкция:
- Проехать несколько километров на машине, чтобы прогреть мотор.
- Открыть доступ к днищу, предварительно установив авто на яму или ровную поверхность. Тестирование делать строго при работающем моторе, переключение ручки должно идти в позиции паркинга.
- Найти сливную пробку на поддоне с той стороны, где расположено днище (область моторного отсека), скрутить ее. При условии нормального содержания масляной смеси в системе незначительная часть потечет через проем. Когда эмульсия не капает, значение ниже, чем должно быть.
В случае дефицита жидкости в системе делают долив, если ее много, то откачку.
Важно! Нужно оценить вид, состояние смазки. Если она сильно загрязнена, нужно будет провести полное обслуживание с промывом поддона.
Советы профессионалов
Когда уровень смазки в механической коробке меньше, чем должен быть, сбивается температурный эксплуатационный режим, жидкость теряет первоначальные свойства, масляный насос захватывает воздух (а в норме этого делать не должен). Масло пенится, давление в системе резко падает. Низкое содержание смазки вызывает сбои в работе МКПП, ускоренный износ, перегревы.
При чрезмерном содержании масло тоже будет пениться – обычно после контакта с вращающимися элементами. Итоговые результаты те же, что в первом случае.
Важно! Колд – не наименьшее значение, а минимально допустимый уровень на непрогретой коробке.
Следить нужно за уровнем и состоянием смазочной жидкости
Заключение
Проверить масло в механической коробке можно своими силами, с применением щупа или без него. Чаще всего тестирование делают на горячих температурах, но холодный режим тоже позволяет проводить проверки. Оптимальный интервал – каждые 1-3 тыс. км.