Как выглядит вал: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Вал — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вал (ВАЛ) — многозначный термин и аббревиатура:

  • Земляной вал — искусственная насыпь, оборонительное сооружение.
    • Змиевы валы — древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра.
    • Траяновы валы — система древних валов на Украине, в Молдавии и Румынии.
    • Перекопский вал — вал на севере Крыма, отделяющий от материковой Украины.
    • Петров вал — на территории Волгоградской области.
    • Вал Анны Иоановны (Царицынская сторожевая линия) — комплекс оборонительных сооружений, перекрывавший перешеек между реками Дон и Волга от набегов кочевников Поволжья. Использовался с 1720 по 1776 год.
    • Вал Адриана — укрепление из камня и торфа поперёк острова Великобритания.
    • Вал Антонина — укрепление из камня и торфа поперёк Шотландии.
    • Вал Оффы — земляное укрепление на границе между Англией и Уэльсом.
    • Вал Чингисхана — древние оборонительные валы на юге Восточной Сибири (Забайкалье).
    • Атлантический вал — система долговременных укреплений вдоль европейского побережья Атлантического океана.
    • Восточный вал — стратегический оборонительный рубеж немецких войск на советско-германском фронте, построенный к осени 1943.
    • Альпийский вал — итальянская система укреплений вдоль северной границе Италии.
  • Вал (ЕСДП) — термин, условно применяемый в Единой системе допусков и посадок для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы
  • Вал (деталь машин) — деталь, предназначенная для передачи механической энергии:
    • Гибкий вал — конструкция, передающая крутящий момент между осями значительно меняющими ориентацию друг относительно друга.
    • Коленчатый вал — деталь сложной формы, имеющая консоли для крепления шатунов.
    • Карданный вал — конструкция, передающая крутящий момент между осями, находящимися в разных плоскостях.
    • Распределительный вал — основная деталь газораспределительного механизма, служащего для синхронизации тактов работы двигателя.
  • «Вал» — российское автоматическое стрелковое оружие.
  • ПРП-3 «Вал» — советский подвижный пункт ракетно-артиллерийской разведки.
  • «Вал» — малый разведывательный корабль (МРЗК) проекта 393А ВМФ СССР, электроход.
  • Вал (также валик) — архитектурный облом, полукруглый в поперечном сечении
  • Вал — деревня в Чашникском районе Витебской области, Белоруссия.
  • Вал — деревня в Борисовском районе Минской области, Белоруссия.
  • Вал — деревня в Собинском районе Владимирской области, Россия.
  • Вал — село в Ногликском районе Сахалинской области, Россия.
  • Вал — древнерусское городище в Луцком районе Волынской области, Украина.
  • Девятый Вал — посёлок в Надеждинском районе Приморского края.
  • Петров Вал — город в Камышинском районе Волгоградской области, Россия.
  • Вал-Верде — округ штата Техас Соединённых Штатов Америки.
  • Вал-ди-Канс — бразильский аэропорт в бразильском городе Белен.
  • Вал-Руда — село в Польше, находящееся в гмине Радлув Тарнувского повята Малопольского воеводства.
  • Вал-Сюзон — коммуна во Франции, находится в регионе Бургундия.
  • Вал ( в геоморфологии) — узкая, длинная и невысокая форма рельефа;
  • Вал (в тектонике и структурной геологии) — вытянутая положительная платформенная структура;
  • Вал — комбинированные военные учения стран Варшавского договора, проводившиеся летом 1977 года.
  • Снежный вал — протяжённая насыпь из снега.
  • Береговой вал — естественная насыпь на берегу реки.

повреждение, симптомы, ремонт и расходы

Что делать, если коленвал неисправен?

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы

Повреждение коленчатого вала встречается редко в современных автомобилях, но тем не менее все же происходит время от времени. Стоит ли в этом случае ремонтировать автомобиль (стоит ли игра свеч)? Какими затратами обернется ремонт коленвала? Отвечаем на наиболее важные вопросы. 

 

Смотрите также: Сломался датчик положения распредвала: симптомы, ремонт, затраты

 

Коленчатый вал – важный элемент двигателя внутреннего сгорания. Это та деталь, которая превращает кинетическую энергию, получаемую при сгорании топлива в двигателе, в механическую. Также коленвал служит связующим звеном между двигателем и коробкой передач, которая в свою очередь распределяет крутящий момент на колеса. К сожалению, если коленвал выходит из строя из-за дефекта, дорогостоящего ремонта не избежать. 

 

Дефект коленчатого вала: причины и симптомы

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы 

В современных машинах повреждение коленвала стало довольно-таки редким явлением. Обычно коленчатый вал может выйти из строя в основном по двум причинам: нехватка моторного масла и превышение нагрузки на двигатель. Последняя причина современным машинам не грозит, поскольку электроника контролирует все функции двигателя и отключает подачу топлива, когда двигатель начинает испытывать повышенную нагрузку. Особенно эта защита актуальна, когда стрелка на тахометре находится на красной отметке.

 

Получается, подобная защита является своеобразным электронным ограничением оборотов двигателя, точно так же как работает электронный ограничитель скорости, встроенный во все современные автомобили. 

 

Чаще же всего убить коленвал можно нехваткой моторного масла. Когда коленвалу не хватает смазки, это разрушает шатунные подшипники и затем более крупные основные подшипники, в которых вращается коленвал. Однако для наступления фактического ущерба от нехватки масла требуется довольно много времени – примерно до четверти часа, до тех пор, пока остаточное моторное масло в герметичных подшипниках не будет полностью использовано. В такой ситуации из-за сухого трения начнется разрушение подшипников и износ коленвала.

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы

Но почему в современных автомобилях поломка коленвала – более редкое явление, чем в старых машинах? Все дело в том, что во многих современных машинах двигатели оснащены турбиной, которая быстрее выйдет из строя в случае острой нехватки моторного масла. Так что, по сути, коленвал не успеет получить критичный износ.

 

Тем не менее в некоторых современных автомобилях все же случается поломка коленвала, которая, как правило, дает о себе знать грохотом (громким стуком). 

 

 

 

 

Ремонт и стоимость поврежденного коленчатого вала

 

К сожалению, ремонт коленвала – очень сложный процесс, который могут делать не многие технические центры. Ведь в этом случае нужна шлифовка коленчатого вала на специальном оборудовании. Вот виды возможных работ при восстановлении изношенного вала:

 

  • чистка каналов
  • замена подшипников

 

Также в некоторых случаях старый коленвал может нуждаться в термообработке. А иногда нужна балансировка коленвала. К сожалению, для этих работ требуются специалисты высокого класса, а также дорогостоящее оборудование. 

 

Также не забывайте, что, прежде чем приступить к ремонту коленвала, нужно его еще демонтировать, а после ремонта поставить на место. Для многих автомобилей это обходится в круглую сумму, так что в итоге будет проще купить новый коленвал, чем ремонтировать старый. Вот для примера расценки на ремонт коленвала в одном из автосервисов Москвы. Причем это еще не высокие ценники. 

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы

 

Логично, что раз придется разбирать мотор, то вместе с ремонтом коленвала придется также проводить и другие работы. В этом случае восстановление работоспособности коленвала может вылиться автовладельцу в круглую сумму. В некоторых случаях будет проще купить контактный подержанный мотор. Можно также обратиться в специализированные компании, которые занимаются восстановлением моторов. В таких компаниях вы можете приобрести уже готовый восстановленный двигатель на свою машину. В этом случае, чтобы уменьшить стоимость восстановленного мотора, вы можете сдать двигатель со сломанным коленвалом в качестве зачета в стоимость восстановленного. 

 

Структура и функция коленчатого вала

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы 

Если вы хотите понять функцию коленвала, то, чтобы это было проще, вспомним, что такое велосипедные педали, которые соединены между собой специальным валом. Ваши ноги при вращении педалей выполняют точно такую же роль, которую играют в двигателе поршни, прикрепленные к шатунам, толкающим коленвал. На велосипеде, чтобы вращать колеса, вам нужно крутить педали вверх и вниз.

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы

По сути, наши ноги на велосипеде (если их сравнивать с конструкцией двигателя) представляют собой два поршня с шатунами, которые ходят вверх и вниз в двухцилиндровом моторе. Вместо же звездочки, которая, вращаясь от движения педалей, передает по цепи крутящий момент на заднее колесо, в двигателях внутреннего сгорания используется коленвал, который и преобразует энергию, получаемую от хода поршней и шатунов, в механическую. С одной стороны коленвала расположен маховик, который передает крутящий момент на коробку передач. 

 

Коленчатый вал должен выдерживать высокие нагрузки

 

Сегодня в современных автомобилях в двигателях используется коленвал, с каждой стороны которого находится подшипник. Со временем подшипники изнашиваются и между ними и поверхностью коленвала появляется люфт, что приводит к износу коленвала. 

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы

К счастью, современная конструкция двигателя способна долгое время выдерживать большие нагрузки. В том числе способны выдерживать нагрузку и современные коленчатые валы. Например, в дизельном современном двигателе каждый ход шатуна испытывает от воспламенения топлива нагрузку в 10 000 кг, которая, естественно, передается на коленвал. 

 

Смотрите также: Двигатели, в которых могут загнуться клапана: Зачем они нужны

 

Итак, на короткое время в одно мгновенье на шатуне присутствует сила, эквивалентная десяти тоннам, которая воздействует на коленвал. И это мы говорим только об одном шатуне. Вы представляете, какую нагрузку получает коленвал в восьмицилиндровом моторе? 

 

И это еще не все. В зависимости от конструкции двигателя коленчатые валы также подвержены вибрациям. Поэтому многие автопроизводители стараются сделать коленчатые валы достаточно прочными и долговечными. Например, коленвал может быть изготовлен из высококачественной стали. Особенно для мощных турбированных высокооборотистых дизельных двигателей.

Коленчатый вал: повреждение, симптомы, ремонт и расходы

Для атмосферного (нетурбированного) бензинового двигателя коленвал может быть уже не столь прочен. Поэтому производители часто еще недавно многие коленчатые валы изготавливали из чугуна. Сегодня же в мире наблюдается тенденция по снижению веса автомобиля. В первую очередь двигателя.

 

Смотрите также: Почему двигатели автомобилей не плавятся?

 

В итоге вместо чугунных блоков двигателя во многих современных авто стали использоваться блоки цилиндров из алюминия. Также производители стали использовать облегченные поршни и шатуны. Не обошла эта мода на легкое и коленчатые валы, которые также заметно полегчали. Все это, конечно, не добавляет машине надежности и увы, не гарантирует долгий срок службы двигателя.

Классификация валов и осей машины, их применение

Классификация валов и осей строительной машины. Какие виды валов применяются в машинах? Отличие обработки валов и осей, механизмы в виде спаренных валов.

Виды валов

Оси — поддерживают вращающиеся части машин. Они могут быть вращающимися и неподвижными.

Валы — не только поддерживают, но и передают вращение.
Бывают: прямые, кривошипные и коленчатые.
Валы рассчитывают на одновременное действие крутящего и изгибающего моментов.
Оси рассчитывают только на изгиб.

  1. вал с прямой осью;
  2. коленчатый вал;
  3. гибкий вал;
  4. карданный вал.

Виды осей

  1. неподвижные;
  2. подвижные.

Оси и валы отличаются от прочих деталей машины тем, что на них насаживаются зубчатые колёса, шкивы и другие вращающиеся части. По условиям работы оси и валы отличаются друг от друга.

Осью называют деталь, которая лишь поддерживает насаженные на неё детали. Ось не испытывает кручения, поскольку нагрузку на неё идёт от расположенных на ней деталей. Она работает на изгиб и не передаёт вращающий момент.

Что же касается вала, то он не только поддерживает детали, но и передаёт момент вращения. Поэтому вал испытывает как изгиб, так и кручение, иногда также сжатие и растяжение. Среди валов выделяют торсионные валы (или просто торсионы), которые не поддерживают вращение деталей и работают исключительно на кручение. Примеры — это карданный вал автомобиля, соединительный валик прокатного стана и многое другое.

Участок в опоре вала или оси называется цапфой, если воспринимает радиальную нагрузку, или пятой, если на него осуществляется осевая нагрузка. Концевая цапфа, принимающая радиальную нагрузку, называется шипом, а цапфу, находящуюся на некотором расстоянии от конца вала, называют шейкой. Ну а та часть вала или оси, которая ограничивает осевое перемещение деталей, называется буртиком.

Посадочная поверхность оси или вала, на которую, собственно, и устанавливаются вращающиеся детали, часто делают цилиндрическими и реже — коническими, чтобы облегчить постановку и снятие тяжёлых деталей, когда требуется высокая точность центрирования. Поверхность, обеспечивающая плавный переход между ступенями, носит название галтели. Переход может выполняться с использованием канавки, которая делает возможным выход шлифовального круга. Концентрация напряжения может быть уменьшена за счёт уменьшения глубины канавок и увеличения закругления канавок и гантелей, насколько возможно.

Чтобы сделать установку вращающихся деталей на ось или вал проще, а также предотвратить травмы рук, торцы делают с фасками, то есть немного обтачивают на конус.
Виды осей и валов

Ось может быть вращающейся (например, ось вагона) или не вращающейся (например, ось блока машины для подъёма грузов).

val

Ну а вал может быть прямым, коленчатым или гибким. Прямые валы распространены шире всего. Коленчатые находят применение в кривошипно-шатунных передачах насосов и двигателей. Они преобразовывают возвратно-поступательные движения во вращательные, либо наоборот. Что касается гибких валов, то они являются, по сути, мног заходными пружинами кручения, витыми из проволок. Их используют, чтобы передавать момент между узлами машины, если они при работе меняют положение относительно друг друга. И коленчатые, и гибкие валы классифицируются как специальные детали и изучаются на специальных учебных курсах.

Чаще всего ось или вал имеют круглое сплошное сечение, но могут они иметь и кольцевое поперечное сечение, которое позволяет уменьшить общую массу конструкции. Сечение некоторых участков вала может иметь шпоночную канавку или шлицы, а может быть и профильным.

При профильном соединении детали между собой скрепляются с помощью контакта по круглой не плавной поверхности и могут, помимо крутящего момента, передавать и осевую нагрузку. Несмотря на надёжность профильного соединения, его нельзя назвать технологичным, так что применение у них ограничено. Шлицевое же соединение классифицируют по форме профиля зубьев — оно может быть прямобочным, эвольвентным или треугольным.

Конструктивные элементы валов и осей

Содержание страницы

1. Валы

Валы – детали машин, предназначенные для обеспечения взаимодействия размещенных на них деталей механических передач. Взаимодействовать могут подвижные детали с подвижными, например, шестерни в зубчатой передаче, а также подвижные детали с неподвижными. Например, опоры с подшипниками качения, которые воспринимают нагрузку от валов, передают ее неподвижному корпусу и таким образом дают возможность работать передаче. Это взаимодействие обеспечивает передачу крутящего момента вдоль осевой линии вала.

Валы машин, которые кроме деталей передач несут рабочие органы машины, называются коренными. Коренной вал станков с вращательным движением инструмента или изделия называется шпинделем. Вал, распределяющий механическую энергию по отдельным рабочим машинам, называется трансмиссионным. В отдельных случаях валы изготовляют как одно целое с цилиндрической или конической шестерней (вал-шестерня) или с червяком (вал-червяк).

По форме геометрической оси валы бывают прямые и гибкие (с изменяемой формой оси). Простейшие прямые валы имеют форму тел вращения.

На рис. 1 показаны прямые валы: гладкий (а), ступенчатый (б) и коленчатый (в). Ступенчатые валы являются наиболее распространенными. Для уменьшения массы или для размещения внутри них других деталей валы иногда делают с каналом по оси. В отличие от сплошных такие валы называют полыми.

Валы

Валы

Рис. 1. Валы

2. Оси

Ось – деталь машин и механизмов, служащая для поддержания вращающихся частей, но не передающая полезный крутящий момент. Оси (рис. 2) бывают вращающиеся (а) и неподвижные (б). Вращающаяся ось устанавливается в подшипниках. Примером вращающихся осей могут служить оси железнодорожного подвижного состава, примером невращающихся – оси передних колес автомобиля.

ОсиОси

Рис. 2. Оси

Из определений видно, что при работе валы всегда вращаются и испытывают деформации кручения или изгиба и кручения, а оси – только деформацию изгиба (возникающими в отдельных случаях деформациями растяжения и сжатия чаще всего пренебрегают).

Опорная часть вала или оси называется цапфой. Концевая цапфа называется шипом, а промежуточная – шейкой (рис. 3, а). Опорой для них служат радиальные или радиально-упорные подшипники скольжения или качения. Шейка в отличие от шипа, который несет только радиальную нагрузку FA, несет радиальную нагрузку FB и передает крутящий момент с концевой головки на промежуточную и, следовательно, работает еще и на кручение. Поэтому диаметр этой шейки должен быть больше диаметра головки d В, размер которого определяется расчетом, и диаметра шипа. Участки вала и оси, на диаметрах поверхностей которых закрепляются детали, воспринимающие или передающие нагрузку, называют головками или подступицами.

Элементы валов

Элементы валов

Рис. 3. Элементы валов

Концевая цапфа, предназначенная нести преимущественно осевую нагрузку, называется пятой (рис. 3, б). Опорами для пят служат подпятники – упорные подшипники скольжения или качения.

По форме цапфы могут быть цилиндрическими, коническими, шаровыми и плоскими (пяты).

Кольцевое утолщение вала (между шипом и головкой) (рис. 3, а), составляющее с ним одно целое, называется буртиком. Переходная поверхность от одного сечения вала к другому, служащая для упора насаживаемых на вал деталей (от шипа к буртику для упора подшипника), называется заплечиком (рис. 3, а).

3. Материалы валов и осей

Требованиям работоспособности валов и осей наиболее полно удовлетворяют углеродистые и легированные стали, а в ряде случаев – высокопрочные чугуны. Выбор материала, термической и химико-термической обработки определяется конструкцией вала и опор, техническими условиями на изделие и условиями его эксплуатации. Для большинства валов применяют стали марок Сталь 45, Сталь 40Х и др., а для ответственных конструкций – Сталь 40ХН, Сталь З0ХГТ и др. Рабочие поверхности валов из этих сталей подвергают термической обработке (улучшению, поверхностной закалке ТВЧ и др.).

Быстроходные валы, вращающиеся в подшипниках скольжения, требуют высокой твердости цапф, поэтому их изготовляют из цементируемых сталей марок Сталь 20Х, 12Х2Н4А, 18ХГТ или азотируемых сталей марок Сталь 38Х2МЮА и др.

Обычно валы подвергают токарной обработке, термической обработке с последующим шлифованием и отделочной обработке посадочных поверхностей и цапф. Для этого посадочные поверхности и галтели подвергают суперфинишной обработке или полировке.

Концевые участки валов выполняют цилиндрическими (рис. 4) или коническими (рис. 5). Посадка деталей на конус обеспечивает легкость сборки и разборки, высокую точность базирования, возможность создания любого натяга. Поэтому консольные концы валов редукторов серийного производства, как правило, делают конусными. Поскольку цилиндрические концы валов проще в изготовлении, то при единичном и мелкосерийном производствах они имеют преимущественное распространение.

Концы валов цилиндрические

Концы валов цилиндрические

Рис. 4. Концы валов цилиндрические: а – шейка; б – шейка с наружной резьбой

Концы валов конические

Концы валов конические

Рис. 5. Концы валов конические с конусностью 1:10: а – с наружной; б – с внутренней резьбой

На торцах валов располагают центровые отверстия с углом конуса α=60° (рис. 6), которые используют в качестве технологических баз при изготовлении валов и осей и при проверке погрешностей, которые образуются при обработке и эксплуатации валов и осей (а), а также применяют для монтажных работ, транспортирования и хранения в вертикальном положении (б). Фаска под углом 120° защищает резьбу и конусную поверхность центрового отверстия от забоин (см. в конце табл. 1).

Центровые отверстия на торцах валов

Центровые отверстия на торцах валов

Рис. 6. Центровые отверстия на торцах валов

Форма вала по длине определяется конструктивно с учетом распределения нагрузок, т. е. эпюрами изгибающих и крутящих моментов, условиями сборки и технологией изготовления. Однако следует стремиться к форме профиля вала, приближающегося к форме бруса с равнопрочными сечениями или равного сопротивления изгибу.

Поверхности валов, предназначенные для установки деталей, передающих вращающий момент в машинах, механизмах и приборах, выполняют по форме и по размерам с допусками, которые обеспечивают сопряжение валов с этими деталями.

Требования к шероховатости поверхности деталей и посадки деталей на валах приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Рекомендуемая шероховатость на различных участках вала

Поверхности посадочных мест валов, ммШероховатость, Ra
квалитет точностиШотШдо
11-й305006,3
12-й6802,5
9-й805002,5
11-й3302,5
7-й и 8-й6801,25
6-й101200,63
Шейки валов с манжетными уплотнениями0,32
Шейки валов с фетровыми уплотнениями1,25-0,63
Рабочие поверхности шпоночных пазов3,2-6,3
Нерабочие поверхности шпоночных пазов6,3-10
Фаски, отверстия из-под сверла, торцы10-20

Таблица 2. Посадки деталей на валах

Закрепляемые деталиРежим работы
нормальныйтяжелый
Зубчатые колеса до Ш120 ммH7/p6H7/r6
Зубчатые колеса св. Ш80-500 ммH7/r6; H8/s7H7/p6; H8/u8
Зубчатые колеса при частом демонтажеH7/n6; H7/m6; H7/k6
Муфты св. Ш80-500 ммH7/n6; H7/m6;

H7/k6

H7/p6; H7/r6

Валы и оси конструктивно связывают через подшипники вращающиеся детали с корпусными деталями. Предварительные размеры шеек валов определяют расчетом, затем после определения способа соединения вращающихся деталей с валом (шпоночным, шлицевым или др.) уточняют размеры посадочных мест и конструкцию валов.

В местах изменения диаметра вала или оси делают переходы. Конструктивно они должны быть выполнены так, чтобы прилегание детали к буртику или торцу переходной поверхности было плотным, без зазора. Если переход от цилиндрической поверхности к вертикальной торцевой поверхности буртика или к торцу переходной поверхности выполнен по радиусу, то такой переход называют галтелью (рис. 7, а), а если с проточкой, в виде канавки, то называют поднутрением (рис. 7; б, в).

Конструктивные переходы в местах изменения диаметров вала

Конструктивные переходы в местах изменения диаметров вала

Рис. 7. Конструктивные переходы в местах изменения диаметров вала

Просмотров: 625

конструктивные особенности, классификация и производство

Сопромат

При создании различных механизмов, имеющих в своём составе вращающиеся детали, часто используют валы. Давайте разберемся, что называется валом, в чем его отличие от оси, из чего состоит деталь вал, его классификация и материалы, используемые при производстве валов.

Определение, конструктивные особенности

Вал — деталь механизма, выполненная из металла, имеющая сечение определенной формы и передающая крутящий момент на другие элементы, вызывая их вращение.

Ось, отличается от вала тем, что служит только для их опоры. Если оси подразделяются на подвижные и статические, то валы всегда вращающиеся. Геометрическая форма оси, может быть только прямой.

Вал составляют следующие участки:

  1. Опорный.
  2. Промежуточный.
  3. Концевой.

Кольцевое утолщение называется буртиком. Промежуточная часть между разными диаметрами для фиксации одеваемых деталей носит название – заплечик.

Участок где происходит изменение диаметра вала называется галтелью. С Целью увеличения прочности кривизна галтели меняется плавно. Различают 2 вида кривизны: постоянная и переменная. Увеличение значения кривизны галтели и изготовление специальных отверстий повышает надежность вала на одну десятую часть.

В зависимости от распределения величины нагрузок, отражённого в специальных графиках (эпюрах) определяют длину и форму вала. Также этот параметр зависит от условий сборки и метода изготовления.

Размеры посадочных мест для крутящихся элементов расположенных на концах валов жестко стандартизированы по ГОСТам.

Материалы

В зависимости от внешних сил, которым подвергается деталь вал в процессе эксплуатации, осуществляется подбор материала для его изготовления.

Для этой цели используют легированные стали с высоким содержанием углерода, так как обладают улучшенными механическими характеристиками и износостойкостью. Получают данные детали методом прокатки.

Основную массу валов производят из легированной стали марки 45Х, со средним содержанием углерода. Для валов, подвергающихся высоким напряжениям используют стали 40ХН, 40ХНГМА, 30ХГТ и другие, которые подвергаются процессу закалки с высоким отпуском.

Кроме того, для коленчатых тяжелых валов в качестве материала используют высокопрочные чугуны, образованные путем вкрапления в металлическую решетку шарообразных включений углерода и содержащие в составе Mg, Ca, Se, Y.

Классификация валов

По назначению:

  1. Валы передач, на которых расположены детали механизма передач (шестеренки, муфты, шкифы).
  2. Коренные, которые несут другие части.

По форме оси:

  1. Прямые.
  2. Кривошипные.
  3. Гибкие.

Прямые делятся на:

  1. Гладкие.
  2. Ступенчатые.
  3. Червячного типа.
  4. Фланцевые.
  5. Карданные.

По форме сечения:

  1. Гладкие.
  2. Пустотелые.
  3. Шлицевые.

Производство

Существуют несколько этапов изготовления:

  1. Проведение проектных и конструкторских работ и расчетов с привлечением специального программного обеспечения.
  2. Выбор и закупка необходимого материала, отвечающего требуемым характеристикам. Оснащение дополнительным производственным оборудованием, при необходимости.
  3. Формовка.
  4. Сварка и шлифовка.
  5. Динамическая балансировка.
  6. Нанесение защитного покрытия.

Первый этап обычно выполняются в конструкторском бюро. По окончанию работы оформляется проектная документация, содержащая расчеты и обработанные данные, в строгом соответствии с которыми будет осуществляться производство данного типа детали.

На втором этапе, производится выбор материала заготовки, отвечающего требуемым эксплуатационным характеристикам и перевооружение производства технологическим оборудованием.

Третий этап выполняется с использованием токарного оборудования, где заготовка подвергается механической обработке и обретает свою геометрию и размер. При этом, изменению подвергаются все поверхности заготовки.

На четвертом этапе производится скрепление отдельных элементов заготовки путем их сварки и изготовления необходимых отверстий и канавок. Затем, с помощью современных методов измерения, происходит шлифовка и доведения до их конечных размеров.

На следующем этапе, проверяют балансировку деталей, подвергая их динамическим испытаниям, так как от этого зависит полнота передачи энергии вращения другим элементам механизма. Нарушения балансировки может привести к нарушению эксплуатации оборудования на котором будет установлен вал.

Последний — шестой этап характеризуется нанесением специального слоя на его поверхность. Выбор способы и вида покрытий зависит от условий эксплуатации.

Тонкий слой резины на поверхности валов предохраняет от действия реакционных сред. Стойкость к коррозии обеспечивается электродуговым металлическим напылением этих деталей.

Методом хромирования добиваются увеличения износостойкости и уменьшения трения данного типа деталей.

Деталь — вал получило широкое использование во многих направлениях промышленности: автомобилестроении, станкостроении, железнодорожной, текстильной, деревообрабатывающей промышленности.

Подробно рассмотрев те вопросы, которые были поставлены выше, можно заключить:

  1. Вал отличается от оси своей функциональностью и геометрией.
  2. Вал состоит из 3-х участков (цапфы, шейки, шипа).
  3. Существуют различные типы классификации валов по назначению и формам.
  4. Материалом для детали выступают легированные стали различных марок, реже высокопрочные чугуны с шарообразными вкраплениями углерода.
  5. Изготовление вала включает в себя несколько этапов и требует специальных знаний и значительных затрат энергоресурсов.
  6. Для увеличения времени эксплуатации валов на этапе производства их поверхность покрывают специальными материалами.
  7. Вал широко применяется во многих механизмах в различных областях деятельности человека.
Сопромат

Вал (автомат) — Википедия

АС «Вал»

Специальный бесшумный автомат «Вал»
Тип автомат
Страна AS Val (541-03).jpg СССР→
AS Val (541-03).jpg Россия
Годы эксплуатации 1987 год — настоящее время
Принят на вооружение 1980
На вооружении

Флаг СССРСССР

Флаг РоссииРоссия

Флаг ГрузииГрузия

Флаг КазахстанаКазахстан

Флаг АрменииАрмения
Войны и конфликты Первая чеченская война, Вторая чеченская война,
Война в Южной Осетии (2008), Вооружённый конфликт на востоке Украины.
Конструктор П. Сердюков
В. Красников
Производитель ЦНИИточмаш[1]
тульский оружейный завод[1]
Всего выпущено производство продолжается
Варианты СР-3
Масса, кг 2,5 (без прицела и
с неснаряжённым магазином)[2]
3,54 (со снаряжённым магазином
и прицелом ПСО-1)
4,95 (со снаряженным
магазином и прицелом 1-ПН-51)[3]
Длина, мм 875/615 с разложенным/
сложенным прикладом[2]
Длина ствола, мм 200 (без глушителя)
Ширина, мм 40[3]
Высота, мм 205[3]
Патрон 9×39 мм (СП-5, СП-6, ПАБ-9, СПП, БП)[2]
Калибр, мм 9
Принципы работы отвод пороховых газов, поворотный затвор
Скорострельность,
выстрелов/мин
900 (техническая)[4]
30 (боевая одиночными)[4]
90 (боевая очередями)[4]
Начальная скорость
пули, м/с
280—295[4]
Прицельная дальность, м 420 (открытый прицел)[4]
400 (оптический ПСО-1-1)[2]
300 (с ночным прицелом 1-ПН-51)[3]
Вид боепитания коробчатый магазин на 20 патронов[2] (возможно использование магазинов от ВСС на 10 патронов и СР-3М на 30 патронов)
Прицел секторный, имеется возможность установки различных коллиматорных, оптических и ночных прицелов
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

АС «Вал» (Автомат Специальный, Индекс ГРАУ — 6П30) — бесшумный автомат, разработанный в климовском ЦНИИточмаш конструкторами П. Сердюковым и В. Красниковым во второй половине 1980-х годов на базе бесшумной снайперской винтовки «ВСС». «Вал» и «ВСС» визуально похожи и унифицированы на 70 %.

Также частью этой системы бесшумного оружия стал пистолет специальный самозарядный (ПСС) и нож разведчика стреляющий (НРС)[1].

До 1970-х годов подразделениями специального назначения СССР применялись в основном доработанные образцы стрелково-гранатомётного оружия общевойскового назначения, оснащённые глушителями и использовавшие специальные патроны с дозвуковой скоростью полёта пули. В качестве примера можно привести комплексы «Тишина» на базе АКМ и «Канарейка» на базе АКС74У, а также пистолеты ПБ и АПБ. Однако подобные решения имели свои недостатки (например, значительное увеличение размеров у пистолетов с глушителями, резкое снижение дальности эффективной стрельбы у автоматов с ПБС-1 и его ограниченный ресурс), поэтому параллельно в ЦНИИточмаш под руководством НИУ КГБ и ГРУ ГШ СССР создавались специальные образцы узконаправленного предназначения, которые бы могли обеспечивать бо́льшую скрытность действий спецподразделений[1].

Противоречивые тактико-технические требования к снайперской винтовке и автомату, выдвинутые различными ведомствами, стали причиной затягивания работ и к 1983 году требования были согласованы только по снайперской винтовке. ТТЗ к автомату было утверждено только через два года, однако оно обрело ключевое значение и для программы по разработке снайперской винтовки, поскольку предъявляло повышенное значение поражающей способности (требовалось обеспечить поражение живой силы в бронежилетах 6Б2 на дальности 400 м, в то время в ТТЗ на снайперскую винтовку говорилось только об армейском шлеме). В результате этого снайперская винтовка была полностью переделана под новый патрон 9×39 мм, а на её основе был создан автомат «Вал» (который стал основой для разработки малогабаритного автомата СР-3 «Вихрь»)[1].

Автомат специальный «Вал» построен на основе газоотводной автоматики с длинным рабочим ходом газового поршня. Газовый поршень расположен над стволом и жёстко связан с затворной рамой. Внутри поршень полый, и в него входит своим передним концом возвратно-боевая пружина. УСМ — ударникового типа. Запирание ствола осуществляется поворотным затвором, имеющим 6 боевых упоров, за вырезы в ствольной коробке. Ствольная коробка — фрезерованная из стали. В сравнении со штамповкой такой метод повышает жёсткость конструкции, однако также увеличивается масса и себестоимость производства. Для защиты от коррозии применяется воронение стали. В стенках ствола имеются четыре ряда наклонных отверстий, обеспечивающих равномерный отвод пороховых газов (часть газов отводится в камеру глушителя ещё при движении пули по стволу).

Приклад — трубчатый, складной влево, металлический, достаточно прочный для использования в ближнем бою, в сложенном состоянии не препятствует стрельбе. Шершавая поверхность пистолетной рукоятки позволяет прочно удерживать её, чему также способствует и сама форма рукоятки.[5] Пистолетная рукоятка, цевьё и двухрядные магазины — пластиковые. Встроенный глушитель играет также роль пламегасителя.[4] Благодаря ему и патронам с дозвуковой скоростью уровень звукового давления при выстреле составляет 130 дБ.[6] Переводчик режимов огня расположен в задней части спусковой скобы, а предохранитель и рукоятка перезаряжания — справа. Несмотря на улучшения в эргономике, в сравнении с автоматом Калашникова полностью двусторонним оружием «Вал» назвать нельзя: стрелку приходится убирать руку с пистолетной рукоятки для того, чтобы снять оружие с предохранителя или передёрнуть рукоятку затвора (для осуществления этих операций левой рукой приходится наклонять и разворачивать автомат). Также в качестве недостатков стоит отметить лязг затвора и случаи повреждения пулей при выстреле.

В нём используются специальные 9-мм дозвуковые патроны СП-5 и СП-6. Пуля снайперского патрона СП-5 (со стальным сердечником) пробивает бронежилеты 2 класса или 6-мм стальной лист на дальности 100 м, а 2-мм — на всём расстоянии прицельной стрельбы, при этом сохраняется энергия, достаточная для поражения укрывшегося противника. Бронебойный патрон СП-6 с увеличенным сердечником из закалённой стали способен вывести из строя автомобиль и даже легкобронированную технику. Она пробивает 8-мм стальной лист на дальности 100 м, а 5-мм стальной лист или бронежилеты 3 класса — на всём расстоянии прицельной стрельбы. Данные показатели сравнимы с таковыми у стандартных патронов калибра 5,56 мм, 5,45 мм, обладающих в несколько раз большей дульной энергией.[4]

Прицельные приспособления включают мушку и секторный прицел, маркированный от 25 до 400 метров, установленные на кожухе глушителя. Кроме того, на левой стенке ствольной коробки расположена планка для крепления кронштейнов для оптических дневных (например, ПСО-1М) и ночных (например, 1-ПН-51) прицелов, дающих возможность распознавать цели на удалении до 300 м.

Разобранный на основные узлы (ствольная коробка со стволом, автоматикой, УСМ и цевьём, глушитель с прицельными приспособлениями, приклад) автомат транспортируется в специальном кейсе вместе с прицелами и магазинами. Сборка занимает от 30 до 60 секунд в зависимости от подготовки стрелка.

  1. Отделить магазин при нажатой защёлке магазина.
  2. Отделить глушитель при утопленной защёлке корпуса глушителя.
  3. Отделить сепаратор от корпуса глушителя при отжатой защёлке сепаратора.
  4. Отделить пружину сепаратора.
  5. Отделить крышку ствольной коробки при утопленном фиксаторе крышки.
  6. Отделить возвратный механизм, подав упор механизма вперёд.
  7. Отделить ударник, отведя его в крайнее заднее положение.
  8. Отделить затворную раму с затвором, отведя их в крайнее заднее положение.
  9. Отделить затвор от затворной рамы.
  10. Отделить цевьё при утопленной защёлке
  11. Отделить трубку поворотом по часовой стрелке до совпадения со шлицом ствольной коробки.

Сборка производится в обратной последовательности.

  1. Чехол для переноски.
  2. Корпус пенала.
  3. Крышка пенала.
  4. Отвёртка.
  5. Выколотка.
  6. Ёрш.
  7. Протирка.
  8. Нож-скребок.
  9. Магазин.
  10. Шомпол.
  11. Маслёнка.
  12. Чехол прицела.
  13. Сумка для прицела и магазинов.
  14. Магазины.
  15. Сумка под ЗИП.
  16. Ремень для ношения оружия.[7]

Каждый автомат комплектуется индивидуальным (одиночным) комплектом запасных частей и принадлежностей (ЗИП-О). Он предназначен для обеспечения эксплуатации образца оружия и поддержания его в исправном состоянии. В состав ЗИП-О винтовки входят:

  • шомпол — имеет с одной стороны кольцо, а с другой — резьбу для навинчивания протирки, ерша или скребка.
  • маслёнка — стандартная, от автоматов АКМ.
  • принадлежность — стандартная, от автоматов АКМ.
  • скребок — предназначен для удаления порохового нагара с внутренней поверхности корпуса глушителя. Для чистки он навинчивается на шомпол. В процессе эксплуатации оружия конструкция скребка была изменена.
  • нож — служит для удаления порохового нагара с поверхностей сепаратора, ствола и газового поршня. Нож имеет два лезвия — для чистки наружных поверхностей ствола и газового поршня, и для чистки сепаратора.
  • шесть 20-зарядных магазинов,
  • ремень.

В состав укладочных средств автомата входят:

  • чехол для переноски автомата,
  • сумка для переноски прицела
  • жилет для размещения и переноски — шести магазинов, двух сигнальных ракет, или одной сигнальной ракеты и ножа, трёх ручных гранат, пистолета ПСС и запасного магазина к нему.

Магазины автомата взаимозаменяемы с таковыми у ВСС Винторез.

Достоинства[править | править код]

  • Небольшие габариты и масса.
  • Пуля имеет приемлемую дульную энергию (665 Дж), благодаря большой массе (16,1 г) долго сохраняет её. Так, на расстоянии 400 м она составляет около 500 Дж, что обеспечивает высокое пробивное и убойное действие.
  • Кучность стрельбы на расстоянии до 300 м вполне удовлетворительна.
  • Автомат имеет простую конструкцию и легко разбирается. В разобранном виде помещается в кейсе.
  • С левой стороны ствольной коробки имеется универсальное посадочное место для крепления оптических и ночных прицелов различного типа.
  • Интегрированный со стволом глушитель обеспечивает хорошее подавление звуковой волны и вспышки пламени. Наложение остаточного звука на окружающие шумы делает звук выстрела неразличимым.
  • Глушитель не имеет сменных элементов, поэтому он долговечен.
  • Переводчик режима огня находится рядом со спусковым крючком, его переключение возможно без снятия руки с рукоятки управления огнём.
  • Использование нескольких типов патронов — СП-5, СП-6 обеспечивает как высокоточную стрельбу, так и поражение целей в индивидуальных средствах бронезащиты или находящихся за преградой (например, в автомобиле).[9][неавторитетный источник?]

Недостатки[править | править код]

  • Невысокая эффективная дальность стрельбы (не более 400 м).
  • Лязг затвора при стрельбе.
  • Металлический приклад недостаточно удобен.
  • Ёмкость магазина недостаточна.
  • Большая крутизна траектории полёта пули затрудняет выбор точки прицеливания.
  • Для выключения предохранителя необходимо отрывать руку от рукоятки управления огнём.
  • Габариты глушителя слишком велики, в то же время жёсткость его сепаратора невелика. Запирание узла глушителя недостаточно свободное и надежное. Известны случаи повреждения сепаратора пулей при выстреле.
  • Используемые патроны дефицитны.
  • В кинофильмах и телесериалах:
    • В фильме Война герой Алексея Чадова использует ВАЛ с оптическим прицелом ПСО-1-1 во время нападения на лагерь боевиков, а потом герой Сергея Бодрова во время ухода из того же лагеря.
    • Присутствует в сериале Спецназ, у «Дока» и «Якута» (3-я серия)
    • В фильме «Личный номер» использовался российским спецназом.
    • Присутствует в сериале Десантура, у подполковника Анатолия Лощилина в 7-й серии, у старшего лейтенанта Кудинова в 8-й серии и у командира отряда боевиков в той же серии.
  • В компьютерных играх:[10]
⛭
Револьверы
Пистолеты
Пистолеты-пулемёты
Автоматы Калашникова
Прочие автоматы
Карабины
Снайперские винтовки
Пулемёты
Гранатомёты и
реактивные гранаты
Огнемёты и штурмовые гранаты
ПТРК
ПЗРК
Ружья
Ручные гранаты
Оружейные патроны
  • 4,5 × 40 мм R
  • 5,45 × 18 мм
  • 5,45 × 39 мм (МПС)
  • 6 × 49 мм
  • 7,62 × 39 мм
  • 7,62×41,5 мм (7Н36)
  • 7,62 × 54 мм R
  • 8,6 × 39 мм
  • 8,6 × 70 мм
  • 9×18 мм
  • 9 × 19 мм
  • 9 × 21 мм
  • 9,1 × 29 мм
  • 9 × 33 мм
  • 9 × 39 мм
  • 9,3 × 64 мм
  • 10,3 × 45 мм
  • 12,7 × 55 мм
  • 12,7 × 108 мм
  • 14,5 × 114 мм

Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение) образцы

ремонт и замена коленчатого вала своими руками

Подшипник коленвала Подшипник коленвала Подшипник коленвала Подшипник коленвала Подшипник коленвала Подшипник коленвала

Коленчатый вал является одним из главных элементов двигателя. Он принимает возвратно-поступательную энергию от шатунов поршневой группы и преобразует ее во вращающее движение. Эта энергия, в дальнейшем, передается на коробку передач и колеса автомобиля.

Подшипник коленвала

Практически во всех современных источниках технической информации выход из строя датчика положения коленчатого вала (далее по тексту ДПКВ), или датчика синхронизации, причинно связывается с остановкой силового агрег

Подшипник коленвала

Датчик положения коленчатого вала – элемент, без преувеличения, важный, поскольку нарушение его работоспособности делает невозможным эксплуатацию силовой установки, а, следовательно, и транспортного средства. Если быть предельно точным, то неисправности датчика коленвала влекут за собой…

Подшипник коленвала

Современный автомобиль – это технически сложный комплекс, включающий в себя различные системы, узлы и агрегаты. Контроль их работоспособности осуществляется при помощи большого количества датчиков.

Подшипник коленвала

Коленчатый вал, являясь  одним из важнейших конструктивных элементов силового агрегата любого автомобиля, производится с применением достаточно сложных технологий.

Подшипник коленвала

Определить, где находится датчик положения коленвала, не имея представления о том, что это такое и как он выглядит, довольно непросто. Именно поэтому вводная часть нашей статьи будет посвящена информации о назначении и конструктивных особенностях устройства, называемого в зависимости от источника,…

Подшипник коленвала

Коленчатый вал представляет собой одну из самых важных и дорогостоящих деталей силового агрегата внутреннего сгорания. Конструктивно он представляет собой деталь, состоящую из коренных и шатунных шеек, которые соединяются щеками. Выполнить ремонт коленвала своими руками практически невозможно.

Подшипник коленвала

Коленчатый вал — это специальная деталь, выполненная из высокопрочной стали и чугуна. С его помощью создаётся крутящий момент методом передачи усилий от поршней через шатуны. Конструкция данного механизма предусматривает несколько штучных и коренных шеек.

Подшипник коленвала

Каждый автолюбитель прекрасно знает, что большинство поломок и технических операций можно выполнить самостоятельно, сэкономив при этом хорошие деньги. В данной статье мы поговорим о том, как снять шкив коленвала без обращения в сервисный центр.

Подшипник коленвала

В автомобиле есть масса узлов, в конструкции соединения которых, используются сальники. Самую важную роль данный уплотнитель играет в коленчатом вале мотора. В процессе эксплуатации сальники теряют свою эластичность.

Подшипник коленвала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *