Капельный тест моторного масла – Капельный тест моторного масла на бумаге. Как его проводить?

Содержание

Капельный тест моторного масла на бумаге: метод проверки

Узнать качество моторного, трансмиссионного масла несложно в лабораторных условиях благодаря капельному тесту. Но, какую смазочную жидкость заливать в двигатель личного автомобиля, не составит труда определить подручным способом.

В предлагаемой статье подробно рассказывается об алгоритме действий и сути капельного теста. Получают по такому методу неточный, как лабораторным условиям результат, но критично приближенным к нему.

Содержание статьи

Метод капания на лист бумаги

Сначала разогревают смазочный продукт до рабочей температуры силовой установки. Затем шприцом или иным инструментом, делают забор двигательного масла со щупа. Предварительно перед операцией на техническом столике разлаживают стандартизированный лист бумаги плотностью 80 грамм на метр квадратный. Далее капают на него масло и ждут, когда капли «расползутся» по бумаги. На это отводится полусуток или 24 часа.

На листе за это время капельная проба, растекаясь по кругу, образует кольца. Это внутреннее и внешнее. Для подсчета используют формулу ДСС=1 — d2 / D2. Делим хроматограмное ядро на диффузионный наружный диаметр. В итоге появится значение 0,3. Меньше этого числового значения не должно быть.

Тест на глаз

Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.

Проводимый капельный тест моторного масла дает возможность визуально определить структурный состав. Разместив на листе бумаги три капли от разных масляных жидкостей, по площади растекания, характерному цвету, водители-профи способны сделать заключение о качестве продукта.

Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.

Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:

  • Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
  • Имеет черный или темный цвет;
  • В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
  • Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
  • Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.

Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.

Показатели для чистого масла

Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:

  • Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
  • Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
  • Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
  • Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.

Показатели работоспособность смазочной жидкости

Оригинальный капельный способ установления качества смазывающих консистенций при помощи офисного стандартного листа требуемой плотности, позволяет избегать заливки в картер двигательной установки некондиционных смазочных средств. Подручный бумажный анализ обязательно покажет, можно использовать продукт или отказаться от затеи залить моторное масло в картер двигателя.

Хроматограмма «посоветует» водителю сделать правильный выбор выявленным цветом определенных зон на экспериментальном бумажном листе с нанесенными масляными каплями.

Если зоны диффузного распространения продукта светлы, как слезы ребенка, то смазывающая жидкость высокой эксплуатационной пробы.

Такое масло долгое время работоспособное, но в эксплуатации не бесконечное. Повторно взятые пробы обязательно выявят признаки, по которым рекомендуется заменить смазывающий продукт новым аналогом:

  1. Если зона диффузного проникновения меняет светлый фон на темный цвет.
  2. Уменьшение в размерах диффузионного круга свидетельствует, что масло медленно, но уверено засоряется тяжелыми взвесями.

Предложенные кустарные способы проверки смазочных моторных жидкостей на поверку оказались эффективными и прикладными в водительской практике.

Как отличают оригинальные масла от фальсификата?

Использование масел для двигателей внутреннего сгорания от проверенных производителей, являет залогом длительной эксплуатации силовых установок. Это аксиома. Многие водители стремятся продлить эксплуатационный ресурс смазочной жидкости спорадической доливкой свежего продукта. И ошибаются, поскольку деградация только усиливается.

Не секрет, что на некоторых ликвидных площадках вместо оригинального масла, пытаются продать фальсификат. Специально уменьшают цену. На дешевизну тянется народ. Но сегодня не об этом разговор. Задача — отличить в случаях самостоятельного тестирования по капельному простому методу, фальсификат от качественного продукта, изготовленного известными отечественными и зарубежными компаниями.

Как делают фальсификата?

Базовым элементом структуры фальсифицированного смазочного продукта являются масла веретенные, продаваемые по низким ценам. Индустриальный продукт легко достать. Несложно смешивать со смазочными жидкостями, которые используют в силовых установках тяжелой специальной техники. Их получают в процессе перегонки, то есть регенерации. Исходным материалов служит «отработка». Даже кустарные проверки на оригинальность, показывают в них ничтожный объем присадок или полное отсутствие.

Заливка в картер двигателя подделанной консистенции —  прямой путь к уничтожению силового автомобильного агрегата.

 Самостоятельная проверка масла с помощью теста

Купленную масляную моторную жидкость следует налить в небольшую ванночку и убедиться в насыщенности консистенции.

  • Если масло густое, то это верный признал наличия в объеме загустителей, необходимых присадок, иных добавлений;
  • Цвет смазочной консистенции тоже свидетельствуй о ее качестве. Если масло обладает янтарно-светлым оттенком, то продукт оригинальный. Коричнево-темный фон говорит о подделке.
  • Качество масляного продукта различают по запаху. Смазочный материал, изготовленный на брендовых предприятиях, обладает мягкими запахами. Фальсификат наоборот — источает резкий, отвратительный «аромат».
  • Перед заливкой смазывающего продукта в картер, рекомендуется жидкость поместить в темное место и продержать там 20 минут. Если после отстоя не наблюдается образование осадков, расслойки, то продукт сертифицирован и отвечает стандартным требованиям.

Оригинальный метод обнаружения фальсификата с помощью капельного простого теста является опробованный способ — при помощи бумажной экспертизы.

На лист офисной бумаги рекомендуемой плотности наносят каплю масляной жидкости. Когда процесс диффузии (впитывания) закончится, лист рассматривают на свет. Если, распространившееся по листу масляное пятно, содержит маленькие черные точки (вкрапления), то продукт либо фальсифицированный, либо завод-поставщик на ликвидные торговые площадки поставил некачественный продукт. Точки говорят, что жидкость содержит некачественные присадки.

Видео пример теста масла

Проверяем масло с помощью экспресс-теста и обычной бумаги

Можно все делать по науке — добыть «мотор чекап» с фототаблицей (сразу оговоримся, в свободной продаже его нет), который выпущен производителем масла или независимой организацией вроде немецкого TÜV. А есть вариант попроще: провести капельный тест с помощью обычного листа бумаги. Результат, как убедились во время небольшого эксперимента корреспонденты Onliner, — схожий. Нам интересно было не только проверить состояние и уровень масла, но и определить средний уровень информированности автовладельцев. Знают ли они, какие техжидкости залиты в их моторы? А зачем проверять акциз? Вообще, следят ли за уровнем антифриза, тормозной жидкости, масла?

Немецкий экспресс-тест или обычная бумага?

В комментариях под статьями, посвященными масляному расследованию, некоторые водители признаются, что не знают даже, где находится щуп двигателя: «Проверять уровень техжидкости — задача механика». А он, конечно же, хороший, ответственный, свой человек и вообще рубаха-парень.

На самом деле значение имеет не только то, где вы обслуживаете автомобиль и какое масло используете. За уровнем стоит следить, в особенности если машина эксплуатируется в городском, тяжелом цикле, характерные черты которого — короткие и частые поездки.

Как упоминалось в предыдущей публикации, при проверке уровня масла рекомендуется наклонить щуп и понаблюдать, как происходит скопление жидкости на кончике. Она должна собираться постепенно, формироваться в каплю и отделяться от поверхности, а не стекать как вода (это может говорить о недостаточной вязкости).

Особое внимание советуют обращать на прозрачность капли: если она темного цвета, но щуп просматривается — масло пригодно для использования. В противном случае следует поторопиться с заменой.

— Немецкая организация по техническому надзору TÜV, которая контролирует состояние технических средств (аналог нашего техосмотра), а также выдает водительские удостоверения и в целом следит за безопасностью продукции, выпустила экспресс-тесты, — демонстрирует непримечательную с виду брошюру Алексей Лосев, торговый представитель группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек» (выступает партнером масляного расследования). — В них предусмотрены два окошка со специальной бумагой, куда предлагают поместить два образца масла. Это сделано для удобства и сравнения результатов. Например, до замены масла / ремонта неисправности и после.

В брошюре есть фототаблицы, с которыми необходимо сравнить полученный результат. По 10-балльной шкале можно оценить степень загрязнения продуктами сгорания, сажей, пылью, металлами, а также состояние масла. Кроме того, выявляются еще два параметра — наличие воды и топлива.

— Этот метод диагностики разработан для обычных автовладельцев и не требует специальных познаний, — говорит Павел Черногоров, начальник группы продаж масел и техжидкостей «Армтек». — Капельный тест в принципе не предназначен для сверхточной диагностики, а может лишь обозначить проблему.

«Удобство „мотор чекап“ в том, что провести его может любой, даже ребенок»

Достаточно прогреть двигатель до рабочей температуры, заглушить мотор, а через 3—5 минут достать щуп и капнуть маслом на тест. Через полчаса можно сравнить полученный результат с фототаблицей.

Экспресс-тесты предоставила компания «Боникс Авто Плюс». Они удобные, имеют понятные пояснения и фототаблицу. Однако в свободной продаже вы их не найдете. Поэтому специалисты предложили параллельно использовать во время капельного теста обычную офисную бумагу.

Итак, условились брать из каждого двигателя по две пробы, используя обычный лист бумаги и экспресс-тест.

Эксперимент проводился на парковке одного из торговых центров. Напомним, проверять масло рекомендуют при прогретом до рабочей температуры двигателе (а не при холодном — это заблуждение) через 3—5 минут после его остановки. Когда капля подсохнет (для экспресс-теста достаточно получаса, для листа бумаги — около суток), проанализируем полученный результат.

Toyota Prius: пример того, как должно выглядеть свежее масло

Владелец этого автомобиля совсем недавно залил масло. Утверждает, что при выборе сверялся с инструкцией, производитель указывает вязкость 0W-30. По отзывам в интернете выбрал Comma: международная компания производит масла более полувека.

— Следует достать щуп из двигателя и, не вытирая его, дождаться, когда капля стечет на экспресс-тест, — повторяет пункты инструкции Павел Черногоров. — Заметно, что жидкость светлая. При стекании со щупа формируется капля, что является хорошим признаком.

Специалист, раз уж капот открыт, решает заодно проверить уровень жидкости.

— Недопустимо использовать автомобиль, если уровень масла выше или ниже отметок, — показывает наш спутник. — Резкий запах отработки может свидетельствовать о возможных неисправностях двигателя. Например, если чувствуется «аромат» бензина — не исключено, что требуется ремонт/замена насоса, форсунок или поршневой системы.

Через пару часов, когда пятна масел подсохли, мы вновь вернулись к взятым образцам, чтобы сравнить с фототаблицей и узнать результат.

После высыхания четко видна структура: ядро, второй круг, контуры. На что обращать внимание?

Каплю масла анализируют по четырем параметрам. Во-первых, по степени загрязнения пылью, сажей, металлами. Об этом должен сказать цвет ядра (первого круга). Отметим, что на этот показатель может также повлиять пробег автомобиля.

В данном случае ядро светлое, соответствует первому-второму уровню 10-балльной шкалы. Слова владельца машины о недавней замене масла подтверждаются.

Во-вторых, капельный тест призван определить состояние техжидкости, залитой в двигатель. Если цвет второго круга, который четко просматривается на «мотор чекапе» (возможно, повлияло то, что капли дождя на него не попали, в отличие от бумаги), ореховый или темно-коричневый, то следует поторопиться на СТО.

Судя по результату экспресс-теста, масло, залитое в Prius, состариться не успело — цвет соответствует первой-второй ступени 10-балльной шкалы. Это коррелирует с предыдущим выводом.

В-третьих, быстрое исследование позволит определить наличие воды или антифриза в масле, которые могут появиться, например, в результате образования конденсата. Если контур третьего круга будет зигзагообразным или проявится кольцо желтого цвета, то h3O все-таки присутствует.

В-четвертых, благодаря экспресс-тесту можно идентифицировать в масле наличие топлива. Если в него попал бензин или ДТ, то снаружи появится дополнительное кольцо.

Чем оно шире — тем больше в масле топлива.

— Можно сделать вывод, что в данный автомобиль залито свежее синтетическое масло, — подытоживает Павел Черногоров. — По градации TÜV масло хорошее. В нем нет воды, топлива и загрязняющих примесей. Можно спокойно ездить до следующей замены.

Напоследок сравниваем результаты экспресс-теста и бумажного аналога. Отличия есть, но незначительные. В случае критического превышения уровня воды, топлива или загрязнения следы наверняка бы проявились.

Nissan Qashqai. Требуется замена!

Владелица Nissan Qashqai сразу соглашается поучаствовать в эксперименте. Женщина с ходу называет пробег автомобиля и километраж после последней замены масла (7,2 тыс. км). А вот какое именно масло залито в двигатель, не знает. Покупает его в одном и том же месте на рынке в Малиновке у проверенного человека.

— Я на днях собиралась как раз провести замену, — говорит владелица кроссовера. — Возможно, не нужно?

— Масло темненькое, — сразу отмечает Павел Черногоров. — Этого пугаться не стоит. Значит, оно выполняет свои моющие функции, загрязнения остаются в масле, а не в двигателе.

Более точные результаты становятся известны через несколько часов. Для дизельных двигателей, которые считаются более «грязными», предусмотрены другие шкалы, хотя принцип тот же.

Судя по экспресс-тесту, у масла среднее загрязнение, состояние на пятерку-шестерку. А вот солнышко вокруг говорит о наличии воды.

— Это один из самых показательных результатов, — комментируют специалисты. — Действительно, в ближайшее время лучше произвести замену. Дело не только в загрязнении и средней степени «усталости» масла. Наличие большого количества воды в двигателе может свидетельствовать о частых поездках на малые расстояния. Масло не выходит на рабочую температуру, в двигателе образуется конденсат.

«Вот только не надо пугаться! Это нормально для зимнего периода. Но при таком режиме эксплуатации автомобиля рекомендуется сокращать регламент замены масла вдвое. Например, если рекомендовано производить замену после 15 тыс. км, то лучше отправиться на СТО после 7,5 тыс.»

Alfa Romeo. Необходимо перейти на другой продукт

Молодой человек по имени Максим, приехавший на Alfa Romeo (2003 г. в.), становится следующим участником эксперимента. Парень говорит, что меньше года назад производил замену двигателя, сейчас под капотом «итальянки» установлен двухлитровый мотор. Однако проблема есть:

— После каждой тысячи километров приходится доливать около литра масла.

Это заметно по цвету жидкости на щупе — она светлая. Тем интереснее, что покажет капельный тест!

— При доливе вы в какой-то степени обновляете техжидкость, — напоминает Алексей Лосев. — Но не забывайте про замену фильтра, который тоже имеет регламент замены — 10 тыс. км пробега.

У Максима в салоне оказывается канистра «Лукойла». По словам автовладельца, он купил ее на заправке. Все же решаем продемонстрировать стандартную процедуру проверки акциза по сайту blank.bisc.by. В данном случае ожидаемо была указана компания, которая входит в группу «Лукойл».

Итог «мотор чекап» и бумажного теста схожий. Масло загрязнено не сильно, что неудивительно при столь частых доливках. Однако в нем присутствует небольшое количество воды.

— Повышенный расход масла может быть связан как с неисправностью двигателя, так и с неверно подобранным маслом, — считают специалисты компании «Армтек», которая также является официальным дистрибьютором масел «Лукойл». — По рекомендации автопроизводителя могут быть использованы масла с допусками ACEA A3, API SJ или более современными аналогами.

Однако использование выбранного владельцем автомобиля «Лукойл Супер 5W-40» недопустимо. Данный продукт обладает допуском SG, который появился значительно раньше, чем требуемый SJ.

Наши собеседники рекомендуют перейти на любое масло с вязкостью 5W-40 или 10W-40 и допуском API SL или ACEA A3/B4, например «Лукойл Люкс».

Редкий JAC. Масло светлое, канистры — от официалов

Информированность девушки, управлявшей JAC (2015 г. в.), приятно удивляет. Она увлеченно и подробно рассказывает о производителе этой необычной машины, который специализируется на выпуске грузовиков. Несколько лет назад корейцы решили запустить линейку легковых моделей — в основном кроссоверов.

Этот автомобиль — близнец Hyundai ix35. Владелица предполагает, что ее машина — едва ли не единственная в Беларуси.

— Масло меняла буквально на прошлой неделе, — утверждает девушка. — Но успела проехать три тысячи километров, большинство из которых пришлись на трассу.

Хозяйка кроссовера сразу называет производителя масла, которое залито в двигатель ее автомобиля, — Castrol Magnatec с вязкостью 5W-30.

А в багажнике находятся две канистры. Быстрая проверка акцизов (девушка не знала о таком способе) показывает: обе поставлены компаниями, репутация которых на рынке моторных масел сомнений не вызывает.

— Достаточно светлое масло, несмотря на три тысячи километров, которые оно проехало, — делает предварительные выводы Павел Черногоров, беря капельный тест. — Дело в том, что трасса считается хорошим режимом эксплуатации: нет частых остановок, включения-выключения зажигания, масло работает примерно в одном температурном режиме.

Хотя на офисной бумаге капля растеклась, этот тест тоже вполне пригоден для выводов: «Нет критических изменений по цветности, наличие воды и топлива не обнаружено». Шкала, предлагаемая TÜV, этот результат подтверждает.

Kia Sportage. Техжидкость работает и будет работать дальше

Еще один кроссовер для испытания — Kia Sportage, пробег которого составляет 158 тыс. км. По словам владельца, масло менял осенью, после этого проехал около двух тысяч километров. В двигатель залит оригинальный продукт Hyundai/Kia.

О состоянии дел на рынке масел мужчина высказался скептически: «Якобы оригинал. Но кто ж его знает. Я обычно покупаю в специализированных магазинах».

Первые выводы: масло нормальное, уровень тоже. Остается дождаться высыхания взятых проб.

— Техжидкость имеет средние загрязнение и состояние. Она работает и будет работать дальше. Посторонних жидкостей не обнаружено, — говорит Павел Черногоров. — И на бумаге, и на экспресс-тесте масло одинакового цвета, что подтверждает наше предположение о корреляции результатов.

Opel Insignia. Идеальные условия для масла — поездки по трассе

Увидев, что на парковке происходит нечто необычное, водитель Opel Insignia сам открывает капот: «Я следующий!» Михаил говорит, что живет на два города — Минск и Вильнюс: «Вообще-то я вольвист, но для поездок по Беларуси купил Opel Insignia. Обслуживает ее проверенный механик. А какое именно масло? Я не знаю…»

Под капотом этого автомобиля установлен дизельный двигатель, поэтому цвет масляного пятна сероватый. Снова-таки отмечаем четкость рисунка и контуров.

— Думаю, сами можете определить, стоит менять или нет, — демонстрирует результаты Павел Черногоров. — Это масло среднего состояния загрязнения. На нем еще можно ездить. Очевидно, сказалось то, что автомобиль используется на трассе. Это идеальные условия для двигателя, когда маслу и мотору наносится минимальный вред.

Renault Scenic. Небольшое количество воды

Шестым участником эксперимента стал Владимир на Renault Scenic. Пробег машины (1997 г. в.), которую он приобрел год назад, составляет 250 тыс. км. Владелец компактвэна покупает масло на заправках: «Для Renault рекомендуют „Лукойл“. До этого четыре года лил его в Laguna — двигатель шептал».

— По словам хозяина автомобиля, масло он менял три тысячи километров назад, — смотрит на щуп Алексей Лосев. — Жидкость светлая, хорошая. Уровень чуть ниже середины. На первый взгляд, все отлично.

Акциз на канистре привел нас к группе компаний «Лукойл». Здесь тоже все чисто.

— Загрязнения минимальные, заметен лишь небольшой ореол, — анализируют результаты специалисты. — Возможно, в масле присутствует небольшое количество воды. Опять-таки это характерно для частых и коротких поездок. Рекомендуем при таком режиме эксплуатации не дожидаться регламентной замены, а записаться на СТО через 7 тыс. км.

Kia Sportage. Масло свежее, но поменять следует через 5—6 тыс. км

Не без труда уговариваем поучаствовать в исследовании водителя Kia Sportage, который ожидает супругу. Его уверенность в исправности двигателя и качестве масла объяснима: автомобиль проехал всего 27 тыс. км, последняя замена техжидкости производилась несколько тысяч километров назад у официального дилера. По информации специалистов, скорее всего, в мотор залито масло Motul.

Быстро делаем два теста, поскольку пара спешит. Хотя результат уже очевиден: масло светлое, посторонних примесей не заметно. Это подтверждают и тесты, которые комментируют специалисты:

— Имеются общие загрязнения, нет следов грязных фракций и характерного ореола, который бы свидетельствовал о наличии посторонних жидкостей и топлива. По градации TÜV масло относится к средним значениям (по загрязненности и состоянию). В скором времени надо будет поменять, примерно через 5—6 тыс. км.

Skoda Kodiaq. Меняйте масло минимум раз в год

Еще один свежий автомобиль — Skoda Kodiaq. Выпущен в 2018 году, пробег всего 4 тыс. км. Под капотом установлен бензиновый двигатель объемом 1,4 литра. Какое масло залито в мотор, владелица не знает. Предположительно Castrol.

— Я сразу к дилеру поеду, если что-то не так, — предупреждает нас девушка.

Ее опасения напрасны: по внешнему виду масло в норме. Делая пробы, специалисты объясняют собеседнице, что менять масло нужно минимум раз в год, даже если автомобиль не ездил:

— Масло подвергается воздействию кислорода, который окисляет его, а при нагревании данный процесс ускоряется. Даже если вы в течение года ни разу не заводили двигатель, кислород приведет техжидкость в полную или частичную негодность.

Нужно ли говорить, что оба теста показали свежесть и неизношенность масла. Оно довольно бодрое, можно проехать еще 5—6 тыс. км.

Mazda MPV. Щадящие условия

Владелец Mazda MPV, которая замыкает наш эксперимент, проявил немалую осведомленность. Он знает о расследовании, следит за пробегом автомобиля и регламентом замены. В бензиновый двигатель объемом 2,5 литра заливает масло Q8.

Услышав ответ, специалисты разом выдыхают: «Значит, оригинал. Мы не слышали о подделке масел данного производителя. Бренд Q8 не очень известен в Беларуси, доли продаж не очень большие, и особого смысла в фальсификации нет».

— Почему? — не соглашается хозяин минивэна. — Обычно покупаю масло у дилера. Но однажды заехал на Некрасова [вероятно, имеется в виду специализированный торговый центр. — Прим. Onliner], открыл крышку, а там даже пленки нет.

Что же скажут результаты тестов?

— Владелец говорит, что проехал на данном масле около 10 тыс. км, — замечает Павел Черногоров. — С учетом этого можно сказать, что оно в хорошем состоянии: соответствует среднему значению по шкале TÜV, на нем еще можно ездить. Возможно, режим эксплуатации автомобиля очень щадящий, что сказывается на состоянии техжидкости.


Чтобы провести капельный тест, необязательно искать брошюру авторитетной немецкой организации, — достаточно взять обычный лист для принтера или купить лакмусовую бумагу в аптеке. Правда, придется подождать высыхания пятна. По рисунку, числу колец и контурам можно будет легко определить уровень загрязнения масла, его состояние, а также наличие воды, антифриза или топлива.

— Интересным результатом можно считать то, что поддельных канистр во время небольшого эксперимента нами не выявлено, — отмечает Павел Черногоров. — Как мы выяснили, опрошенные нами автовладельцы приобретали масло у дилера или в проверенных точках.

При этом, несмотря на проведенную нами кампанию по информированию о способе проверки оригинальности продукта (по акцизу), никто из водителей, участвовавших в эксперименте, об этом методе не слышал.

Подтверждается предположение, что большинство автомобилистов имеют средний уровень осведомленности, стараются следить за уровнем техжидкостей в машине, но часто доверяют выбор масла автосервису. Напомним, именно такие мысли высказывались в самой первой публикации нашего цикла.

Предыдущие публикации в рамках расследования:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Капельный тест масла

Все ДВС имеют много трущиеся поверхности работающие при высоких динамических нагрузках и высоких температурах. Уменьшение износа деталей трущихся пар достигается применением смазочные материалов с расчетными характеристиками. Производители автомобилей рекомендуют соответствующие марки смазочных масел разработанные для каждого двигателя индивидуально. При езде с большой скоростью в двигателях повышается температура смазочных материалов и в поддон картера попадают частицы примесей, стабилизирующих добавок, сажи, воды. Каждый автолюбитель и водитель профессионал должен уметь определять свойства моторных масел своего автомобиля экспресс методом. Способ определения качества моторных масел впервые применен в США Компанией Shell в 1948 году. Такой метод назвали «Капельный тест». При определении качество смазки нужна всего одна его капля. Он настолько простой и удобный, что сделать капельный тест может любой автолюбитель и водитель профессионал.

Потратив несколько минут на изучение методики определения свойств смазочного материала по капельной пробе автолюбитель сможет:

  • самостоятельно делать диагностику моторного масла;
  • контролировать уплотнение сальников и прокладок;
  • уменьшить расходы на содержание автомобиля;
  • избавить себя от неожиданностей в пути;
  • исключить возможность перегрева ДВС из-за плохого некачественного смазочного материала;
  • тест масла можно делать даже в пути;
  • Свойства моторных масел
  • Моторное масло являет собой сложный комплекс специальных присадок растворенных в нем для придания определенных свойств:
  • моюще диспергирующих;
  • антиокислительных;
  • противоизносных;
  • антикорозионных;
  • вязкостно температурных;
  • Комплекс этих свойств обеспечивает надежную и долгую службу автомобиля.

Чтобы проверить качество моторного масла в поддоне следует прогреть его до рабочей температуры и взяв его на щуп, капнуть одну каплю на чистый бумажный лист. Минут через 20 оно впитается в бумагу и появится пятно. Геометрические размеры и его цвет могут рассказать многое о состоянии поршневой группы автомобиля. Такой тест масла необходимо делать регулярно.

В зависимости от длительности эксплуатации мотора внутреннего сгорания такая капля может иметь различный цвет и очертания. Для того чтобы увидеть четкие границы различных зон можно посмотреть бумагу на просвет. Теория разделяет такое масляное пятно на четыре зоны.

Первая находится в центре пятна, это его ядро. В центре капли осаждаются нерастворимые частицы, механические примеси, сажа крупных размеров не способные проникнуть в поры бумаги. Центр капли всегда будет темнее ее краев. Вторая примыкающая к первой это зона масла. В ней находятся частицы растворенные в нем. Из-за малых размеров они способны проникать в поры бумаги.

Капельный тест масла

Светлый цвет масляных пятен говорит о хорошей смазке, а темный о необходимости ее замены.

Третья это зона воды. Если в масле ее нет, то круг имеет четкие и ровные края без разрывов. Если она присутствует, то края ее будут ломанные и зигзагообразные. Присутствие воды в поддоне картера не критично для поршневой группы, хотя и не желательно.

Четвертая это зона не сгоревшего топлива попавшего в картер двигателя. Такое бывает при износе поршневых колец или плохой работе системы зажигания. Зона не сгоревшего топлива в пробе предупреждает о необходимости проверить допуски в парах трения поршневой группы или проверить работу системы зажигания.

Советы:

  • Возьмите лист бумаги и капайте на него по капле отработанной смазки через каждые 1500-2000 км. Этот тест покажет вам как изменяется качество смазочного материала со временем в зависимости от пробега автомобиля;
  • Купив канистру масла необходимо отлить некоторое его количество в прозрачную посуду и оставить на 2-3 недели отстоятся. Если осадка нет, можно его использовать;
  • Чем светлее центр пятна, тем масло работоспособнее.

Народная мудрость гласит: «Проба денег не стоит»

Известие о том, что в отработанном масле есть вода ставит автолюбителя в тупик. Откуда ей взяться? Первое что приходит в голову это пробита рубашка охлаждения. Ответ более чем прост. Вода попадает в двигатель из воздуха. Во время работы она периодически появляется и удаляется из двигателя. Вред от воды минимален, но если ее много, то при высоких температурах она может вступать в реакцию с различными добавками присутствующими в масле. Если капельная проба регулярно показывает следы воды необходимо выяснить причину ее появления.

Если в поддоне при замере уровня на конце щупа появляется густая липкая смазка необходимо проверить поршневую группу и клапанный механизм на станции техобслуживания.

Именно там и осаждается отработанное масло превратившееся в черную грязь. Чтобы избежать подобных сюрпризов необходимо убедится, что с двигателем все в порядке.

Проверка на СТО дешевле нежели через несколько сотен километров делать капитальный ремонт двигателя. Такие ремонты стоят не дешево.

Резкое уменьшение уровня или слишком частое доливание в двигатель масла говорит о возможно слишком быстром его выгорании и снижении качества при целых уплотнениях и прокладках.

При осмотре крышки заливной горловины могут иметь место черные, густые пятна. Это первый сигнал появления осадка. Автолюбителю необходимо искать причину появления черных пятен.

Если машина тупит, плохо разгоняется, медленно реагирует на педаль газа необходимо убедится в качестве масла и сделать тест. Не всегда дело состоит в плохом горючем.
Если масло приходится доливать при спокойной езде больше 0,250л на 1000км, а при этом уплотнения в крышке ГБЦ, трамблере, бензонасосе, масло датчике, масло фильтре, сальниках переднем и заднем, балансирных валах в порядке, значит или масло горит, или надо спокойнее ездить.

Рекомендуем почитать: Тесты масла 5w40 2014 года

Вам будет интересно

когда менять масло? Часть II. Пятна.: bmwservice — LiveJournal

blotter_za                Странная ситуация: я намеренно убил моторное масло и просто требую факторов количественной оценки его трупа. Лаборатория — самая современная. Оборудование — самое точное. И это не ирония — чистая правда. Ответ получаю как в анекдоте:

— Петька, приборы?!
— Триста.
— Что триста?
— А что приборы?

Ну или:

— Кислотность?
— Семь!
— Что семь?
— А что кислотность?

Ну, допустим, кислотность — семь… Семь. Здорово. Что мне с ней делать?! На данный момент, это единственный объективный параметр состояния конкретной масляной отработки, чем она вроде бы принципиально отличатся от многих других, ранее виденных. Но это число не отвечает ни на какие вопросы и не устанавливает никаких причинно-следственных связей — оно просто «семь». По всем остальным критериям состояния масла, это совершенно заурядная отработка. Ни по какому поводу не хочется закричать «карау-у-ул, масло убили».

Что же еще предлагает нам современная научная мысль? И предлагает ли вообще что-нибудь?

Оказывается, предлагает настойчиво и довольно давно. Но отнюдь не современная. Когда масла были большими, а их маркетинг — честным:
aviation_tested

… с начала 40-х годов, используется метод экспресс-оценки состояния масла, под названием «Blotter test».

Метод крайне известный, а по нищебродству отечественного хозяйства, еще и крайне распространенный в наших широтах:
blotter

Суть, пожалуй, примитивна донельзя: капни и жди результата. Метод настолько примитивный, настолько и эффективный в своей доказательности. Ничего более прямого в масляной аналитике просто не существует — анализ масла… по маслу и прямо по маслу.

Знаете ли вы, чем начинает заниматься масляный профессионал, после того, как вдоволь насмеется над прожариванием масла в колбах? Нет, не только перекатывать масло в бутылочках…

Я сам не подозревал, пока не начал готовить материалы к статье. Оказывается, любители стандартов сплошь и поголовно и на полном, разумеется, серьезе занимаются методикой масляного капания — копанием в масляных кляксах.

Только что масляный профессионал был жизнь готов отдать за строгость и непогрешимость стандартов API ASTM, а уже часом спустя, подобно крестившим своих детей партработникам, идет гадать на масляных брызгах. Если думате, что шучу — немедленно проверьте гуглом!
pops

Беда в том, господа, что гениальная простота этого теста до сих пор никем и никогда не стандартизировалась и, насколько вижу, строго говоря, вообще толком не изучалась, хотя сложно найти учебник или энциклопедию, где бы про него не было информации типа:

«Blotter Spot Testing. This simple test, also known as paper chro-

matography or radial planar chromatography, is used to examine

soft insoluble suspensions in oil using blotter paper to which a small

aliquot of sample is applied. Varnish and sludge-producing impuri-

ties will form distinct deposits and rings on the blotter paper as the

oil wicks outward in a radial direction by capillary action. These

impurities include carbon insolubles, oxide insolubles, additive

degradation products and glycol contamination.
This is a good field
and laboratory test and is non-standardized.»


Перевод примерно такой: «Что-то там показывает, но никогда не стандартизировался. Сойдет для сельской местности».

Нет, ну конечно же есть исключения, полученные согласно поговорке «когда коту делать нечего…».

Например:
Backup_200109_Photometry_Fig_2
Или вот:
photo_2

Страшно предположить, сколько денег масляные профессионалы просят за такие потрясающие штуки! Но это, полагаю с лихвой искупается количеством проданного. Как здорово, в середе своих, на серьезной научной конференции, заявить нечто типа «Наша лаборатория оснащена самыми современными «Блоттер-тест хроматографами».

Я уже показывал многомиллионные машины контроля выкипаемости, безжалостные машины выжигания. А теперь перед вами очередной образчик полета мысли масляных инженеров  — хроматографическая машина растекаемости (Dispersancy tester, DT100).

Уверен, что такие замудреные аппараты тоже тянут на целое состояние: собственные капельные пробы создавших их инженеров наверняка уже успели вырасти и пойти в школу, их нужно одевать, обувать и скорее устраивать в свою же лабораторию, где они создадут еще более совершенные агрегаты.

Работает этот прибор по умозрительно ясной методике:
dt1005

или:
ВЕ10000

Мы назовем ее так: «методика интенсивности растечения». Методика тянет на 20 кг и минимум на столько, же, полагаю, тысяч долларов…

Вы заметили, что я ее как-то обособил. А то все потому, что методика-то отнюдь не уникальная!

Дело в том, что вываривание одного единственного масляного пятна в собственном соку в течение десятилетий(!), привело к миазмам кипящей бесконечной энтропии человеческой глупости.

Так как стандарта-то нет — «методика» у каждого своя.

Кто в лес…
instant

Кто по дрова:
One-Drop-Kit-w-Hand

А кто еще куда-нибудь:
m_check_up

А может быть и вот так:
0_70d2e_3ba95a81_XL

А также вот так:
3_ZONE_DROP

Вот так:
good_bad

Причины ясны и просты: слишком мало стандартов и слишком много профессионалов.

Разумеется, вы можете возразить: типа, «много не мало»! Или — «ну в общем, это одно и то же, только «по-разному». Или будем искать среднее арифметическое — читаем все, усредняем впечатление и делаем какой-то обобщенный вывод — десятилетиями накопленный опыт не может обмануть!

Какие проблемы выучить слова новой песни в концертном зале, где все конкурсанты поют и разговаривают одновременно!

Отлично, проверим: выше вам представлены все основные существующие методики. Буквально разобъясненные на пальцах. Если кого-то не нашел — не переживайте — достаточно и этого. Нагуглите пару десятков проб и потренеруйтесь в совершенствовании мастерства. Это не лаборатория, не ICP и не титратор со спектрометром. Не сульфирование с сульфатированием — такие методики применяют и даже продают много лет и буквально на каждом углу, снабженные, как видите, подробнейшими комментариями. Это бытовая, реально любительская и простая для понимания методика… Все очень просто — пользуйтесь!

Результаты «применения» ее на практике, в среде обывателей, небывало комичны, правда не только по этой причине. Наши профессионалы также приложили к этому руку.

В СССР, не поверите, существовали целые институты и НИИ, с кандадатами наук, которых хлебом не корми — дай только кандадитскую по капельной пробе защитить, авторское свидетельство с патентом на стену повесить. Представляете патент и авторское свидетельство на каплю масла?! С названием типа «хроматографическая светоскопия продуктов деградации масляной отработки».

Я тоже не представлял, пока не прочел вот это «Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств и загрязненности масел».

Господа Хмелевой, Пасечников и Гурьянов совершенно не зря ели свой хлеб, раз позволяют использовать в ключевых местах «изобретения» обороты типа «При этом считают…».
хмелевой

Разрешите убить (самим авторам дай блог здоровья) эту методику одним выстрелом:
tnk500

Вы все измерили согласно «нафиг.1 показаны»? Теперь берем за 100% свойств единицу и от нее, четко по методике, отнимаем соотношение квадратов измеренных величин.
Все получилось?!

У меня тоже —  эта проба у меня на столе лежит, в оригинале. Прекрасное масло, не так ли?! С потрясающими моюще-диспергирующими свойствами. Это свежее масло почти — тут вы здорово угадали!

Также советую, раз уж вы прочитали вышепредлагаемые методики, оценить «рваность контура», исследовать «топливную корону», обводнение и обгликоливание с загрязненностью.
Скажите, сколько там «воды», «топлива» и антифриза?! Только не ошибитесь!

А вот его реальные «моюще-диспергирующие свойства»:
TAN_TBN_200

С водой, топливом и гликолем, уверяю, успех вас постигнет аналогичный (в случае, если вы напророчили нечто отличное от нуля).

А все потому, что это мой брат Майкрофт Холмс пустое трансмиссионное масло из моего двигателя, с пробегом 200 км… Лаборатория аж взвилась от таких цифр у почти прозрачной пробы.) Сливать его из мотора просят срочно — абы чего не случилось. Подделку, говорят, подсунули тебе, капремонт не за горами…

Откуда ж у Гурьянова и ко почти семьдесят лет назад (это ж надо было такое выкопать!) было нечто, для соотнесения «новаторской методики» с реальностью? Глупо даже пытаться укорять группу советских инженеров, которым очень нужно было хоть что-то, да изобрести. Но не менее глупо, сейчас, в XXI веке пытаться эти «достижения» и «патенты» использовать.


А еще более глупо (аналогичным образом, на самом деле) выглядят сейчас попытки усовершенствования и применения этой методики, с втыканием в нее CCD, USB и лазерного принтера высокого разрешения.

И сейчас здравая (хотя и очевидная) идея, стараниями виртуальных масляных профессионалов, превратилась в аналог известного природного феномена, только умирает в результате, слава блогу, только лишь здравый смысл.

99,9% найденной в сети информации представляет собой публикации одних и тех же (по виду и по сути) капельных проб, с непременным обсуждением очень важных вещей:

1.С какой высоты нужно капать?!
2.При какой температуре масла?!
3.На какую бумагу?
4.А сколько капель?
5.А с какой именно капли брать пробу?
6.А ничего, что «на ветру, потекла, две капли рядом…».
7.Где, как долго и как сушить?
и т.д.

Кстати, от некоторых из этих параметров результат (вышеописанной методики, разумеется) действительно очень зависит.

В результате, рождаются вот такие вот шедевры, венец мысли… вычисленные аж с точностью до сотых:
tresh!
апофеоз:
spot

Но это еще не самое смешное.

Самое смешное то, что под такими тщательными (как видите, измеряют десятые доли милиметра и даже используют готовый алгоритм в экселе) вычислениями неизменно стоит один и тот же вопрос: «что скажете про мое масло?!».

Что могут сказать те, кто ничего не знает про то, что сделали те, кто тоже не знает про то, что сделали те, что никому не было нужно?!

Не получившим травмы глаз и сотрясение мозга от фейспалма — особый приз. Обещаю, что к концу статьи, вы станете не просто кандидатом, а сразу доктором наук и членом-корреспондентом капельной пробы.

Тем же, кто сам в жизни уже сделал немало капельных проб, некоторые из которых даже успели пойти в школу, тоже будет сейчас что почитать. Гарантирую.

Начем с самого понятия «капельная проба».

Рассмотрим их поближе:

1)капельная проба жесткой воды, с солями жесткости:
water_spot2

2)капельная проба чая:
piatno_ot_chaia

Снова вода, но поближе и крупно (из моей коллекции водотефлоновых капельных проб):
skovor

Как видим — отложения скапливаются у границы, подобно советским войскам в канун Великой Отечественной.

Не важно, что это: соль в воде, пигменты от чая, кофе…
koff

Или вообще, совсем не чая и не кофе:
solemio

Так как сама конструкция капли изначально объемная, то пигменты и «загрязнения» буквально скатываются из капли к самой границе зоны начала растекания — это гравитация.

Скапливаются они там, как пассажиры третьего класса Титаника на своей палубе — перепрыгнуть свою среду обитания (границу растекания и смачиваемости) и потечь по воздуху не могут. Это обуславливает выраженную контурность результата, после высыхания всей капли.
gravity

Но масло — не вода. Оно не испаряется. Оно пропитает бумагу. В самом простом случае, от свежего масла вы получите пустое жирное пятно, как на оберточной бумаге, примерно такое же, как от сливочного масла.
sliv
Вот такое:
wrx

Если вы очень хорошо присмотритесь (или купите CRT монитор), то заметите, что у даже у совершенно чистого пятна масла Xenum WRX есть очерченное ядро. И в этом ядре «растворены» элементы присадок. И они тоже «скапливаются на границе», формируя тончайший едва заметный контур, потому что формирование внешнего пятна заметно более длительное — оно может растекаться «пропитыванием» соседних слоев и сохнуть несколько часов. Это пятно от свежего, самого текучего масляного компонента, будет заметно у любой масляной отработки в виде бледной внешней короны. Гравитация и трение не даст мелким частичкам присадок распространиться столь же далеко…

Эти туристы тоже осядут сразу у подножия горы, но не у границы всего курорта…
kranska_gora4

Теперь же рассмотрим пробы отработок хорошо известного нам класса «чтоскажетепромоемасло», которые так любят анализировать масляные профессионалы:

Сначала смотрим на пробу малого пробега (1-100 моточасов):
kranska_gora4

Затем, заметно пигментированная проба от среднего пробега (150-250 моточасов):
10000

Теперь уже сильно пигментированная проба, от условно большого пробега в 500 моточасов — таких проб, по понятным причинам,
в Сети заметно меньше (и что сними делать вообще никто не знает, даже Гурьянов):
20000

Так и грозовое небо наливается мрачным пигментом перед грозой… Еще не льет, но вот-вот бабахнет:
groza

А вот уже и бабахнуло (около 1000 моточасов) и маслу пришел всепоглощающий каюк:
30000_

Ну что, как там с «изобретениями» и патентами от Хмелевого и Гурьянова? Как у этого масла, с «диспергирующими» свойствами?

Вы правы — все еще очень неплохо:
30000_

Хотите залить такое в двигатель? Обращайтесь!

Таких проб в сети единицы, а в относительно нормальном качестве — две, или одна.

Ему так плохо, что оно плачет:
differ

Центральное «пятно» у таких проб — плохосохнущий клееподобный лак, вот аналогичная проба, но сделанная парой капель после недели сушки:
3000_lak
3000_lak_scan

Время отлистать эту часть статьи примерно на середину и самому себе ответить на вопрос: кто из «методологов» капельных проб вообще понимает,
чем занимается.

И от меня еще вопрос задайте — какова связь этих результатов с лабораторными анализами. Где тут «кислотность», или «щелочность», а где можно рассмотреть «элементы присадок».
Нужны ли они тут, или все и так понятно?

Действительно, среди вышеперечисленных есть простые и понятные каталоги «пятен», по которым можно попытаться понять, что же происходит с маслом.

Их меньше — буквально пара иллюстраций, но созданы они теми, кто не только освоил фотошоп:
degrades_

Ничего не напоминает? Скажите, достаточно ли этих картинок, чтобы:

а)найти что-то конкретное среди моих примеров;
б)понять, что масло точно пора менять?
в)посмеяться над «контрастными зонами диффузии», «обводнением», «топливной короной» и прочими бессмысленными интерпретациями?

Вот сохраните только картинку с четыремя пятнышками и этого абсолютно достаточно для 99,9% пользователей этого нехитрого, но действенного метода.

Но масляные профессионалы (настоящие) неугомонны. Они пытаются слепить информативный гибрид:
za_ushi

Чтобы сделать потрясающие выводы:
ad_tresh
Про данные ICP у меня нет никаких сомнений, там действительно есть эти граммы мелкой пыли и стружки. Вот только лепить металлическую пудру в каплю(!) масла совершенно бессмысленно — В ЭТИХ КАПЛЯХ ЕЕ НЕ ВИДНО.

Мичуринская гибридизация состояния масла по капельной пробе и продуктов загрязнения из лаборатории, это выдающийся масляный оксюморон. Пять грамм(!) присадочного пакета в килограмме масла формируют на свежей капельной пробе едва заметный, с трудом различимый ободок. Масляный профессионал же (первоя фото — с «Machinery Lubrication» — из научного издания!) тычет стрелочкой в круг полученный из милиграмма масла и утверждает, что густо пигментированная «посевная» зона масла имеет какое-то отношение к 0,0009-0,06 г загрязнений!

Что же пигментирует масляные пятна и взрывает масляную отработку?! Какого пятна еще не хватает?! О чем еще может рассказать капля масла? Хорошо ли смазывает убитое масло? Когда же, блин, все же его менять? А также, как капельная проба почти довела американского президента до импичмента и многое другое. Все это вы прочтете в день моего рождения, в самой интересной и информативной части статьи на тему «когда менять моторное масло».

P.S.Напомню, что если вы считаете эту информацию полезной, вы получаете доступ к секретной комбинации цифр, позволяющий присылать мне sms на телефон даже не зная его номера. Кроме того, она заметно ускоряет лабораторные тестирования и прогоняет кризис. Вот она: 4276 3800 3089 0755. Все остальные читают бесплатно, блог с вами. Заранее блогодарен. 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *