Классификация вязкости моторных масел по sae: 403 — Доступ запрещён – Классификация масел по вязкости SAE

Содержание

Классификация моторных масел по SAE

Моторные масла выбираются на основе двух основных технических параметров, имеющих первостепенную важность для двигателя: класс вязкости и эксплуатационный класс.

вязкость масел по sae

Под вязкостью следует понимать параметр, характеризующий способность молекул жидкости перемещаться друг относительно друга, сохраняя молекулярную связь. В масштабах жидкости под вязкостью понимается свойство различных слоев смазки двигаться друг относительно друга с определенным показателем внутреннего трения. Чем больше показатель межмолекулярного трения, тем больше параметр вязкости масла для двигателя.

Международный стандарт SAE J300 регламентирует все требования, предъявляемые к классу вязкости моторного масла. Оптимальный показатель выбирается в соответствии с конструкцией механизмов, режимами работы двигателя, сроков активной эксплуатации, внешних условий эксплуатации.

Под эксплуатационным классом понимается такой параметр, который определяет качественные показатели самого масла. Внедрение новейших систем и технологий во все сферы машиностроения привело к тому, что моторному маслу предъявляются все более строгие требования. Чтобы дать каждому двигателю именно ту смазку, которая обеспечит ему самый эффективный режим работы, разработаны специальные системы классификации моторных масел. Каждая из которых подразделяет весь ряд нефтепродуктов по категориям и рядам в зависимости от назначения каждого и уровня их качества.

Самые популярные классификации масел

  • КAPI – классификация разработана Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute), название происходит из соответствующей аббревиатуры.
  • ILSAC – классификация разработана международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел International Lubricant Standardization and Approval Committee.
  • ACEA – классификация разработана Ассоциацией Производителей Автомобилей Европы, название также сформировано из аббревиатуры — (Association des Cunstructeurs Europeens d’Automobiles)

Единственной признанной во всем мире системой является классификация SAE, разработанная Обществом автомобильных инженеров (Society of AutomotiveEngineers).
Именно эта классификация в наиболее полной мере описала отношение между температурой и вязкостью моторного масла при его эксплуатации в автомобильном двигателе. Всего классификация включает в себя 12 различных классов по сезонам по шесть для каждого сезона.

В данной классификации масла подразделяются на две категории:

  • Летние SAE, не имеют буквенных обозначений, а только цифровые от 20 до 60, определяющие показатель вязкости. В данную категорию входят только масла с высоким показателем вязкости, которые позволяют эффективно эксплуатировать двигатель при высокой температуре окружающей среды.
  • Зимние SAE, маркируются цифровыми обозначениями и латинской буквой W. Цифра показывает степень вязкости и варьируется в пределах от 0W до 25W. Для работы в условиях низких температур используются маловязкие масла.

В зависимости от температуры окружающей среды, температуры различных частей двигателя параметр вязкости у одной и той же жидкости меняется пропорционально охлаждению или нагреванию, так как при этом происходит ускорение или замедление движения молекул смазочного вещества.

Летняя смазка SAE позволяет осуществлять надежное смазывание даже в условиях высокой температуры, но становится настоящим препятствием для нормальной работы механизмов при низкой температуре. Как результат, процесс пуска двигателя в значительной мере затрудняется.
Зимняя смазка SAE позволяет осуществлять легкий пуск двигателя при работе в условиях низких температур, но совершенно не способно обеспечить надежного смазывания при высоких температурах или больших нагрузках на двигатель.

Чего стоят крутые бренды?

Оптимальное решение для любого сезона

Решение проблемы смены масел при переходе с сезона на сезон стало возможным благодаря появлению на рынке нового продукта – всесезонного моторного масла SAE. Особая формула позволяет эффективно использовать такие масла при любых погодных условиях. Общая таблица классификации содержит сразу две маркировки в обозначении всесезонного масла, как для зимнего, так и для летнего типа (5W – 30; 10W – 40). Особенность таких видов масел заключается в том, что при понижении температуры смазочная жидкость ведет себя так же, как и летние виды, а при понижении температуры окружающей среды, приобретают все свойства зимних типов смазок.

Всесезонное масло создается на основе двух основных принципов: во-первых, оно не должно превышать низкотемпературные характеристики динамической вязкости; во-вторых, кинематическая вязкость должна быть в пределах рабочих параметров при температуре 100ºС.

Основные параметры, характеризующие низкотемпературные свойства по SAE

классы вязкости

Показатель прворачиваемости определяет параметры текучести масла при низких температурных режимах. Под данным параметром следует понимать максимально допустимый уровень вязкости масла во время пуска двигателя, находящегося в условиях работ при низких температурных режимах. Проворачиваемость должна обеспечивать поворот коленвала с такой скоростью, чтобы двигатель мог запустится.

Показатель прокачиваемости выражается значением динамического показателя вязкости для температурного режима каждого конкретного класса. Данный параметр не должен превышать 60000 мПа*с, но при этом должен обеспечивать прокачивание по системе циркуляции масла. Измеряется миниротационным визкозиметром MRV. На практике измеряется при температурном режиме на 5ºС менее расчетного, при этом двигатель не должен подсасывать воздух из внешней среды.

Высокотемпературная вязкость характеризуется следующими показателями

Показатель кинематической вязкости измеряется при температуре в 100ºС. Данный параметр, для всесезонного масла, не должен выходить за пределы установленного диапазона. Так как при уменьшении вязкости произойдет преждевременный износ трущихся поверхностей, таких как подшипник, коленчатый вал, распределительный вал, кривошипно-шатунный механизм. А в случае превышения более верхнего предела вызывает масляное голодание и также преждевременный износ и выход из строя механической части двигателя.

Сравнение масел при температуре -35

Показатель динамической вязкости HTHS

Показывает, насколько стабильна вязкостная характеристика смазки при эксплуатации в экстремальных условиях работы (режим высокой температуры). Является одним из основных параметров, характеризующих энергосберегающие свойства моторных масел.

В зависимости от типа материалов все масла для двигателей подразделяются на три основных типа классификации:

  1. Смазки на минеральной основе, полученные путем перегонки отходов нефтепродуктов или из сельскохозяйственных культур. Данная категория характеризуется быстрым испарением и низкой устойчивостью к химическим процессам и низкой устойчивостью к различным воздействиям. Показатель вязкости в минеральных маслах достаточно высокий. Но такие масла будут быстро расходоваться.
  2. Смазочные жидкости на синтетической основе. Для таких масел основной чертой является низкая степень вязкости. Технология изготовления основана на переработке нефти и последующей химической обработке. Такие масла в гораздо меньшей степени подвержены воздействию агрессивной среды, они более стабильны и обеспечивают надежную защиту деталей двигателя.
  3. Полусинтетические смазки состоят из смеси минеральных и синтетических масел и являются яркими представителями всесезонных машинных смазок.

Что рекомендуют учитывать автопроизводители при выборе масля для разных температурных режимах?

Перед тем, как выбирать моторное масло изначально следует, внимательно ознакомится с заводской инструкцией и рекомендациями завода изготовителя. Рекомендации и инструкция составляются на основании конструктивных особенностей механизмов двигателей, таких как степень нагрузки на смазочные материалы, показатель гидродинамического сопротивления масляной системы, показатель производительности насоса перекачки смазочной жидкости. Некоторые фирмы производители выпускают смазочные материалы с допуском для эксплуатации в условиях определенного температурного региона.

Перед тем, как приобретать моторное масло, необходимо сверить Классификацию на этикетке с данными в инструкции завода изготовителя. Рассмотрим в качестве примера всесезонную марку SAE 5W40. В данном случае латинская буква W показывает, что данный тип смазочной жидкости может использоваться в зимних условиях. Первая цифра 5 показывает самую низкую температуру, при которой смазка сможет справляться с возложенными на нее задачами. Для того, чтобы получить реальную температуру необходимо цифру 5 прибавить к температуре — 40ºС, это значит, что данный тип смазки имеет нижний предел в — 35ºС. Вторая цифра в маркировке обозначает верхний температурный предел. В данном случае верхний предел составляет +40ºС.

Сразу следует заметить, что из списка классификации масел автовладельцу следует обращать особое внимание именно на те марки, которые подходят именно для его двигателя и рекомендованы заводом изготовителем. В противном случае, применение смазки с отличающимися от установленных производителем параметров, приведет к возникновению поломок и выхода со строя отдельных деталей или всего двигателя.

Это Вас заинтересует:

Классификация моторных масел по SAE, API, ASEA

Наверное, тема обсуждения моторных масел останется вечным источником преломления копий на автомобильных форумах. Учитывая огромное количество марок на рынке, это неудивительно – кто-то ищет более бюджетный вариант регулярной замены, кто-то просто хочет поэкспериментировать. Но и в том, и в другом случае неплохо для начала разобраться, что обозначают ряды букв и цифр на упаковках, и самое главное – в чем физический смысл обозначений.

моторные масла

Тип базового масла — минералка, синтетика, полусинтетика

Информация об основе, на которой производится конкретное моторное масло, в классификационных параметрах не шифруется. Как правило, сам производитель указывает это на упаковке (а в случае синтетики – еще и большими буквами).

Минеральные масла (Mineral oil, Mineralol) производятся на основе части фракций перегонки нефти (грубо говоря, фракционного промежутка между дизельным топливом и мазутом). Сама такая база по своим свойствам, во-первых, очень сильно зависит от качества сырьевой нефти, во-вторых, не удовлетворяет никаким требованиям двигателестроения – все ее характеристики приходится корректировать пакетом присадок, который далеко не вечен. Отсюда – низкий ресурс, быстрое падение антифрикционных свойств, «гуляющая» вязкость.

Синтетические (Fully synthetic, synthetisches Ol) же масла основываются, как это понятно из названия, на основе синтезированной – она чище, менее зависима от качества сырья, может быть легче «запрограммирована» на нужные свойства. Но нужно понимать, что разные технологии изготовления заметно влияют на свойства синтетической базы – полиальфаолефиновые базы, синтезируемые из природного газа, долговечнее (но и дороже), чем гидрокрекинговая синтетика, использующая как сырье все ту же нефть. Отдельная группа баз – это эстеровые, использующие как сырье растительные масла.

Полусинтетика (Semisynthetic, teilsynyhetishes Ol) – вариант компромиссный: в минеральную базу вводят до 40% синтетической (обычно гидрокрекинговой), частично «вытягивая» ее характеристики при сохранении бюджетной цены.

Видео: Синтетика, полусинтетика, минералка

Наиболее интересно то, что одну и ту же гидрокрекинговую синтетику разные производители могут позиционировать и как чистую синтетику, и как полусинтетику.

Классификация вязкоcти масла по SAE

вязкость различных масел

Для двигателя вязкость масла – это одна из ключевых характеристик. Она определяет не только давление масла, но и многие другие подчас незаметные аспекты работы мотора:

  1. ЦПГ двигателей смазывается разбрызгиванием – либо только от коленвала, либо дополнительно от форсунок, струю масла из которых поршень при движении дробит в мелкодисперсную взвесь. Поэтому применение масла с более высокой, чем расчетная, вязкостью, ухудшает смазку цилиндропоршневой группы, особенно на низких оборотах.
  2. Пленка на стенках цилиндра, удерживаемая хонинговкой, также имеет определенную толщину, зависящую от вязкости масла. На современных двигателях все чаще используются маслосъемные кольца с малой упругостью, рассчитанные на работу с тонкой и «жидкой» масляной пленкой от маловязких масел – использование более густого масла, особенно в изношенном моторе, приведет к росту расхода на угар. Хотя по старому опыту многие люди до сих пор считают, что в изношенный двигатель нужно лить более густое масло, для моторов, рассчитанных изначально на маловязкие масла, это неприменимо.

Вязкость масла принято обозначать согласно стандарту SAE. Измеряется она в двух точках, схематически характеризующих состояние при холодном пуске (-30) и при рабочей температуре (100 градусов по Цельсию). В каждой точке есть несколько условных классов, определяющих возможный диапазон вязкостей. Низкотемпературная вязкость, чтобы ее можно было отличить, имеет приставку W в конце. Каждый класс имеет цифровое обозначение, причем они имеют разный физический смысл (у масла 20W-20, естественно, не одинаковые вязкости в двух точках).

расшифровка моторного масла

Так как вязкостные свойства моторного масла прямо связаны со свойствами базового масла, в большинстве случаев можно легко понять, на основе чего произведена конкретная марка. Более стабильные синтетические базы позволяют получать масла с очень узкой вилкой вязкостей, например – 0W-30 и даже 0W-20. В то же время у минеральных баз, даже с большим объемом стабилизирующих присадок, эта вилка будет шире – 20W-50 (загущенное масло) или 20W-20 (низкокачественное масло по типу М8-В1). Есть и исключения: например, синтетика для высокофорсированных моторов может иметь вязкость 10W-60.

Читайте также: Какие бывают присадки в масло для двигателя и нужны ли они
Видео: Немного информации о моторных маслах. Обозначения маркировок.

Говоря о вязкости, нужно понимать, что поведение масла в работающем двигателе определяет только высокотемпературный индекс. Поэтому фраза «залей вместо 10W-40 15W-40, оно погуще» в корне неверна – после прогрева эти масла будут иметь вязкость, попадающую в один и тот же классификационный диапазон, зато запуск на морозе следование такому совету еще и ухудшит.

Классификация по группам качества (API, ACEA)

Помимо вязкости, качество моторного масла определяет длинный список параметров – это и антифрикционные, и противозадирные свойства, и щелочное число, и с каждым новым стандартом качества список требований все увеличивается. Перечислить все эти параметры на упаковке нереально, да и неудобно. Поэтому приняты стандарты, легко кодируемые в простой символьной форме. Наиболее распространенный – это стандарт Американского института нефти (API), Он предусматривает разделение масел на две группы – для дизелей (С) и для бензиновых моторов (S). После указания типа мотора идет буква, обозначающая конкретный стандарт, и чем дальше она по алфавиту, тем стандарт строже. Грубо говоря, масло API SL предназначено для более новых двигателей, чем SG. Но здесь есть много нюансов – в теории, масло более свежего стандарта должно лучше работать и в старых моторах, но так происходит не всегда – иногда антифрикционными характеристиками или ресурсом приходится жертвовать в угоду экологии.

расшифровка маркировки моторных масел

Многие моторные масла могут работать в двигателях с любым типом питания. В этом случае классификатор указывается двойной, например – API SL/CF. У специализированных дизельных масел может указываться ограничение и по тактности – так, масло API CF-2 предназначено исключительно для двухтактных дизелей, CF-4 – для четырехтактных.

В Европе общепринят стандарт ACEA, и его классификатор также указывается на упаковке моторного масла. Принцип обозначения схож – вначале дается указание на тип двигателя, затем – на конкретный стандарт. Но само разделение типов моторов здесь другое: класс A/B указывает на бензиновые и дизельные моторы легковых машин и легкого коммерческого транспорта, C – на транспорт с катализаторами (это вновь и бензиновые, и дизельные моторы), E – на моторы тяжелого дизельного транспорта. Каждый тип двигателей по стандарту ACEA имеет и свои подклассы, обозначаемые цифровым индексом. В общем, стандарт ACEA гораздо точнее может описать характеристики и применяемость масла, но и наглядность у него хуже, чем у API. Поэтому проще запомнить требования по ACEA для своего мотора и, выбирая масло, не отступать от них. Например:

  • A3/B3-04 – масла для легкового транспорта без катализаторов, имеющие увеличенный срок замены;
  • C2-04 – маловязкие масла для моторов с высокой степенью форсировки, имеющие катализатор или сажевый фильтр.

Классификация ILSAC дополнительно определяет свойства энергосберегающих масел. Здесь есть только один класс GF со своими подклассами (GF-1, GF-2 и так далее).

В общем, чтобы не запутаться во всем этом, достаточно запомнить – покупаемое масло должно соответствовать всем классам, указанным производителем, покупка аналога только по вязкости и классификации API может оказаться ошибкой!

Маркировка

Допуски производителей

Однако даже всех вышеперечисленных классификаций может быть недостаточно, чтобы указать на применимость масла в конкретном двигателе. Поэтому, помимо них, на упаковке масла указывается и список одобрений производителя, которым оно соответствует. Если в сервисной книге автомобиля есть указание на какое-либо требуемое одобрение, то и приобретаемое масло должно ему соответствовать.

Перечень подобных одобрений огромен, а их обозначения у каждого производителя свои. Приведем лишь пару примеров:

  • VW 504.00/507.00 – маловязкие синтетические масла с увеличенным сроком замены, пригодные для большинства моторов Volkswagen младше 2005 года выпуска, кроме моторов R5/V10-TDi;
  • MB228.31 – масла для дизельных моторов Mercedes-Benz, оборудованных сажевыми фильтрами. Это одобрение жестко определяет зольность масел и их испаряемость, содержание фосфора и серы в них.

Особо критично следование одобрениям производителя для высокофорсированных моторов и дизелей с сажевыми фильтрами. У первых условия работы масла весьма жестки, локальные перегревы и увеличенные нагрузки ужесточают требования к ряду свойств масла. Вторым для достижения запланированного ресурса сажевого фильтра нужны масла с малой испаряемостью и зольностью, продукты сгорания которых должны нести с собой минимум соединений фосфора и серы (LowSAPS-масла).

Проще говоря – чем сложнее двигатель, тем больший список требований к маслу он предъявляет.

Классификация моторных масел по вязкости SAE.

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах — степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках — ротационных вискозиметрах. Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением — возрастает.

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W — обозначаются цифрой и буквой «W» (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

Проворачиваемость— показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
Прокачиваемость — это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С — показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 — обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С — показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

 

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

 

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

 

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории :

  • S (Service) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла). Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные — их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы , т.е. SF/CC — «более бензиновое», CD/SF- «более дизельное». Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving).

 

На сегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих класса категории «S» и 6 действующих классов категории «С». Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории «S» заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей
КлассСтатусНазначение
SMДействующийДля всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SLДействующийДля двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJДействующийДля двигателей 2001 и старше годов выпуска
SHУстаревшийДля двигателей 1996 и старше годов выпуска
SGУстаревшийДля двигателей 1993 и старше годов выпуска
SFУстаревшийДля двигателей 1988 и старше годов выпуска
SEУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SDУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SCУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SBУстаревшийНе подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SAУстаревшийНе содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
Спецификация API для дизельных двигателей
КлассСтатусНазначение
CJ-4ДействующийВведен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4ДействующийВведен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4ДействующийВведен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4Действующий
(до 31.08.09)
Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4УстаревшийВведен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2ДействующийВведен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CFДействующийВведен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CEУстаревшийВведен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-IIУстаревшийВведен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CDУстаревшийВведен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CCУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CBУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CAУстаревшийНе подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.
Маркировка

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) — с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

 

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

 

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C- масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ
Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТSAEГОСТSAEГОСТSAE
5W6203з/85W-20
10W8204з/610W-20
15W10304з/810W-20
20W12304з/1010W-30
14405з/1015W-30
16405з/1215W-30
20505з/1415W-40
24606з/1020W-30
6з/1420W-40
6з/1620W-40
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТAPIРекомендуемая область применения
АSBНефорсированные бензиновые двигатели и дизели
ББ1SCМалофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2CAМалофорсированные дизели
ВВ1SDСреднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2CBСреднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
ГГ1SEВысокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2CCВысокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
ДД1SFВысокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2CDВысокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных у

Все про вязкость масла SAE

30 октября 2011 г.

Обобщенные рекомендации по подбору масел по вязкости

Новый двигатель или
Пробег автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя
Всесезонно: SAE 0W-20, SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40
Технически исправный двигатель или
Пробег автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя
Лето: SAE 5W-40, SAE 10W-40, SAE 15W-50;
Зима: SAE 5W-30 или SAE 5W-40;
Всесезонно: SAE 5W-40
Старый двигатель или
Пробег автомобиля более 75% от планового ресурса двигателя
Лето: SAE 15W-50;
Зима: SAE 5W-40 или 10W-40

Справочная информация по вязкости SAE

ВЯЗКОСТЬ – это свойство жидкости, определяющее ее текучесть. Чем выше вязкость — тем гуще жидкость (чем меньше ее текучесть, тем больше в ней вязкость). Когда двигатель вашего автомобиля холодный, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Чем меньше вязкость, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.

ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ – зависимость изменения вязкости масла от температуры (чем выше индекс вязкости, тем лучше масло и тем меньше вязкость масла зависит от температуры). Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя.

ВЯЗКОСТЬ МАСЛА – это основной показатель качества, который является общим для всех масел. От этого показателя зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды.

Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов. Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя. Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации автомобильных моторных масел является спецификация SAE J300 (Society of Automotive Engineers — Общество Автомобильных Инженеров США). Класс SAE говорит о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения, и надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме.

Классификация подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, другой — летний класс, например, SAE 5W-30 или 10W-40, 15W-40, 20W-50 и т. п.

Классификация SAE J 300 APR 97 для зимних масел устанавливает максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С.

Всесезонные масла отвечают требованиям к одному из зимних и к одному из летних масел одновременно, т. е. обладают очень пологой зависимостью вязкости от температуры. Это достигается загущеннием маловязких масел специальными макрополимерными присадками, повышающими индекс вязкости, иначе говоря, загущающими масло в области высоких температур больше, чем в области низких температур, и (или) использованием синтетических компонентов в качестве основы масла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *