Советы по замене моторного масла в автомобиле — журнал За рулем
Производители современных автокомпонентов любят травить байки о том, что изготавливаемые ими свечи, фильтры и прочие элементы могут работать без замены эдак тысяч сто километров пробега. При нынешнем темпе жизни это равносильно тому, что можно не менять их совсем, поскольку автомобиль в одних руках сегодня редко задерживается дольше. Моторные масла — не исключение. Сотню, конечно, пока никто не обещает, но разговоры про 25–30 тысяч стали обыденными. Разбираемся в деталях в преддверии наступающих холодов.
Есть скептики, то и дело кивающие на большую заокеанскую страну, в которой во все времена ездили на минералке, заменяя ее при каждом удобном случае. Минералка — штука неплохая, но масло должно быть той же группы качества, что определил производитель автомобиля. Поэтому для современных авто о минералках речь не идет, подходящих просто нет в природе. А вот о сроках замены — разговор особый.
OelCheck-1
Менять или не менять?
Все заявления автопроизводителей насчет того, что масло в их моторах может ходить без замены десятки тысяч километров — это, на мой взгляд, вынужденная мера, заставляющая их «держать марку» на фоне конкурентов. Последние, в свою очередь, уже наобещали то же самое. Действительно, ну каким чудом можно регламентировать срок замены масла по показаниям одометра, не зная реальных условий использования автомобиля? Одна машина будет неторопливо разъезжать по спокойным финским дорогам, вторая с первых секунд застрянет на МКАДе, а третья будет глотать песок где-то в Средней Азии. Поэтому определять периодичность замены масла должен сам владелец. Если, конечно, ему хоть немножко жаль машину.
Ситуация осложняется еще и тем, что отдельные производители масел стали порой выпускать на рынок откровенную дрянь. Материал «Убийца в бочке» (ЗР, 2013, №3) подробно анализировал причины неожиданного превращения фирменного моторного масла в некое подобие асфальта, автоматически отправлявшее несчастный мотор на свалку. Кстати, поводом для расследования тогда послужило письмо читателя, обнаружившего, что недавно купленное им свеженькое масло в канистре с супергромким именем вдруг расслоилось после непродолжительного стояния на полке!
Свои выводы о причинах такого безобразия мы тогда сделали. Но совет при этом звучал банально: следите за состоянием масла! Хотя бы визуально: все ли, к слову, знают, где у автомобиля масляный щуп? Боюсь, что нет.
20_моторное-масло
Всему виной топливо?
Любопытно, что ни малейших попыток оспорить наши выводы предпринято не было. Напротив, проблема была признана очевидной и неотложной. А такая серьезная компания, как Shell, даже организовала глобальную конференцию, обозначив свою обеспокоенность ситуацией на… российском рынке!
Почему именно на российском? Да потому, что маститая фирма вовсе не собиралась каяться в каких-то грехах — тем более что та самая канистра была другой марки. Но при этом она решила обозначить общую для всех производителей проблему, проявив в первых рядах свою озабоченность. Доказательство — в исходном варианте пресс-релиза: «Возможной причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжелыми углеводородами вследствие использования топлива нестабильного качества».
Иными словами, во всем виноваты бензины, а вовсе не масла. В ту же сторону был нацелен и доклад, посвященный анализу качества московского бензина. Таблица из доклада — ниже.
16htmlimage
Понятно? Ни один (!) из проверенных представителями фирмы бензинов ничему не соответствует — что ж тогда хотеть от моторных масел?
Понятно, что это чепуха. Мы много лет проверяем топливо по всей стране, неплохо знакомы с состоянием дел, но чтобы 100% столичного бензина объявить негодным — это уж слишком. Удивился не только я, возникла череда вопросов. Сначала уважаемого немецкого докладчика спросили, как он объяснит полимеризацию масла на абсолютно новенькой дилерской машине, в которой был залит еще родной, явно «несоветский» бензин? Ответа не последовало. Следующий вопрос совсем простой: а можно ли смело заправляться на АЗС с вывеской Shell? И попал ли в вышеупомянутую сводку «шелловский» бензин? Опять неясность.
Очередной доклад — по результатам исследования испорченных масел. Все очень интересно, но нам опять намекнули, что ситуацию с загубленными моторами удалось идеально смоделировать после того, как в фирменное масло добавили парафинов. А раз так, то рецепт один: улучшить контроль качества… российского топлива!
Однако в тот день здравый смысл умудрился-таки победить. Один из маститых приглашенных масленщиков ехидно поинтересовался: где доказательства того, что вредные парафины прятались именно в бензине? А уважаемая дама из ЦМТУ Росстандарта прямо спросила, понимает ли докладчик, какая очередь из неработающих машин тут же образуется на обочинах, если с бензином в России на самом деле все так плохо?
Помнится, я тогда, добравшись вновь до микрофона, напомнил, что в ходе зарулевских испытаний мы умышленно пытались испортить масло откровенно дрянным бензином — не получилось! Мотор тогда чихал, дергался, но работал — при этом никакого асфальта в поддоне не образовалось. Кончилось же все тем, что рекомендации рядовым пользователям дали следующие.
Рекомендации по предотвращению потери ресурса моторными маслами
3htmlimage
Мне было приятно это читать. Как минимум потому, что к аналогичным выводам мы пришли сами в результате полугодового испытания современных «синтетик» в условиях «пробок». Подробности — в нашем материале «Губительный застой». Забегая вперед, скажу, что эти рекомендации уже содержатся в сервисных книжках многих автопроизводителей.
Что это означает на практике? Важнейший вывод такой: эксплуатация машины в условиях мегаполиса приравнена к особо тяжелой! Постоянное торчание в вяло ползущей пробке убивает масло ничуть не хуже грязного бездорожья. А коли так, то про замену масла по километражу следует решительно забыть. Если взять некое усредненное масло и усредненный цикл, то и вывод будет простой и вполне запом
Ресурс моторного масла
Одним из необходимейших расходных материалов в автомобиле является масло. Как правило, срок жизни мотора и трансмиссии во многом определяется правильным выбором, а также регулярной и своевременной его заменой. Но тут возникает ряд вопросов:
- как часто надо менять масло;
- какое лучше всего использовать.
Немного общих сведений об автомобильных маслах
В обычном автомобиле (с МКПП) используются два типа масел, различающихся по способу изготовления – минеральное и синтетическое. Первое производится из нефти путем сложной переработки, второе получают синтезом специальных соединений из углеводородного сырья.
На такую сложную процедуру, как получение нового вещества с заданными свойствами, производители масел пошли не от хорошей жизни – минералка зачастую не обеспечивает нужные характеристики при работе в двигателе на разнообразных нагрузках.
Другим критерием, по которому различаются смазки, является вязкость. В большей части именно от нее зависит, какое масло необходимо использовать при конкретных температурах и условиях эксплуатации. Сочетание этих двух характеристик позволяет определить оптимальный вариант смазки для вашей машины. Делая выбор в пользу того или иного масла, стоит ориентироваться на рекомендации производителя авто.
Следует отметить наличие еще одного типа, так называемого полусинтетического масла, представляющего собой смесь минерального и синтетического. Оно обладает промежуточными характеристиками, их в большинстве случаев вполне достаточно тем потребителям, для которых синтетика слишком дорога.
По назначению масла можно разделить на:
- моторные;
- трансмиссионные;
- для АКПП.
Касательно же ресурса и сроков замены масел, то они зависят от конкретных условий, в которых эксплуатируется автомобиль.
О различных маслах
Как уже отмечалось, они отличаются по своему функциональному назначению. У каждого вида существует свой срок службы, в течение которого оно обеспечивает нужные характеристики.
Ресурс моторного масла
Есть несколько факторов, определяющих величину ресурса. В двигателе во время работы развиваются очень жесткие условия, которые влияют на свойства масла. Учитывая такие воздействия, производитель рекомендует регулярную замену после определенного пробега, хотя это и не является аксиомой. Во многом ресурс зависит от условий эксплуатации, среди коих стоит отметить такие как:
- поездки на короткие расстояния;
- перегрев двигателя;
- работа продолжительное время на холостом ходу;
- стиль езды, агрессивная манера вождения;
- простой без движения автомобиля в течение длительного времени (редкое использование).
Во всех этих случаях ресурс будет уменьшаться. Часто автопроизводители повышают пробег до замены масел за счет использования специальных его сортов, чаще всего синтетики. Стоит учесть, что ресурс синтетического моторного масла выше, чем у минерального, но что лучше – сказать трудно.
Перед владельцем встает выбор:
- либо чаще менять дешевое моторное масло;
- или же предпочесть использование качественного, но дорогого синтетического, при этом реже его меняя.
Как альтернативу можно рассматривать и другие варианты. Ресурс полусинтетического моторного масла выше минерального, а вот цена – ниже, чем у синтетического. Так что его выбор может служить неким компромиссом между различными видами масел.
Существуют и другие, менее дорогостоящие способы увеличить ресурс масла в двигателе. В первую очередь — это замена масляного фильтра и обеспечение в двигателе нормальной вентиляции картера. Такие простейшие меры позволят избавиться от попадания в смазку мусора и грязи, а заодно предотвратит влияние несгоревших частиц топлива и отработанных газов на ее качество.
Обычно водители руководствуются принципом, что в двигателе лучше свежее масло, чем старое, поэтому проводят его замену раньше срока, указанного в сервисной книжке производителем. Так, при норме пробега пятнадцать тысяч километров между заменой масла в двигателе, его меняют через десять.
Ресурс трансмиссионного масла
Его используют в МКПП и ведущих мостах, по своим характеристикам трансмиссионка значительно отличается от моторного масла. Свойства трансмиссионного характеризуются в первую очередь такими понятиями, как противоизносность и противозадирность.
Первое означает способность обеспечить минимальный износ при контактировании поверхностей шестерен, а второе – предотвращение сваривания деталей в месте контакта. Это достигается формированием прочной пленки на деталях, предотвращающей их разрушение.
Ресурс масла в МКПП или мостах, значительно превышает срок службы моторного в двигателе. В МКПП нет таких жестких воздействий, как в ДВС, хотя нельзя назвать условия работы трансмиссионного масла тепличными.
Тем не менее его ресурс обычно составляет до пятидесяти тысяч километров пробега, хотя и это не является пределом. Но в целом при определении срока замены необходимо руководствоваться указаниями изготовителя, как и при выборе подходящего для вашего автомобиля сорта масла.
Существует несколько различающихся групп (по классификации API, признанной международным стандартом, определяются классы GL1 — GL5). Выбор конкретного класса обусловлен вязкостью и условиями применения. Так, в обычных передачах, например, МКПП с цилиндрическими шестернями, нагрузки меньше, чем в таких же коробках со спирально-коническими передачами. Для гипоидных передач однозначно необходимо масло класса GL5.
Что касается сроков замены, то этот параметр привязан к пробегу автомобиля. Правда в некоторых случаях масло приходится менять раньше, например, при попадании в него воды. Но именно пробег в первую очередь определяет ресурс.
Ресурс масла в АКПП
Любая АКПП является сложным устройством, в котором передача момента от двигателя к колесам происходит благодаря определенным свойствам используемого там масла. Причем это не моторное или трансмиссионное, а специальное, предназначенное для АКПП конкретного автомобиля. Ему даже присвоено отдельное обозначение – ATF (автоматические трансмиссионные жидкости).
К ним предъявляются жесткие требования по вязкости, антифрикционным, противоскользящим, противоизносным и прочим требованиям. Только при использовании нужных сортов масла производитель гарантирует правильную работу АКПП. В процессе эксплуатации необходимо следить за его уровнем в АКПП и контролировать текущее состояние. Ресурс до замены производителем определяется в пятьдесят — семьдесят тысяч километров, но если ATF почернела и отдает запахом гари, то необходимо, как минимум, заехать на диагностику АКПП.
Тип используемого масла, его ресурс и сроки замены обычно определяются автопроизводителем. Но это во многом усредненная характеристика, и в зависимости от условий эксплуатации водители его меняют раньше или позже установленного срока. Теми же требованиями обусловлен и выбор типа масла как моторного, так и трансмиссионного. Вот только при использовании ATF для АКПП необходимо строго руководствоваться указаниями изготовителя.
Масла: ресурс 30 000 км — журнал За рулем
Увеличение ресурса моторного масла дает возможность существенно сэкономить, но делать это вслепую нельзя: ремонт двигателя дорог. Руководство автотранспортного предприятия ООО «ТрансАвто» из Татарстана осуществило ресурсные испытания недавно появившегося на российском рынке масла GT Super Diesel 15W40.
Современные смазочные материалы, в частности, моторные масла, особенно те, что изготавливаются на полусинтетической и синтетической основах, имеют приличный запас прочности, который позволяет при условии заправки автомобиля топливом соответствующего качества прослужить больше регламентированного заводскими специалистами срока. При этом, как показывает опыт ряда перевозчиков и компаний-производителей смазочных материалов, грамотное увеличение интервала технического обслуживания позволяет не просто сократить расходы перевозчика на ТО техники, но и получить дополнительную прибыль за счет уменьшения простоя грузовиков в ремонтной зоне. Кроме того, благодаря современным пакетам присадок, применяемым при производстве моторных масел, гарантируется сохранность силовых агрегатов даже при существенных превышениях пробега смазочных материалов. Разумеется, вывод о безопасности удлинения интервала ТО для каждого отдельно взятого мотора необходимо делать в конкретном случае. При этом процесс наблюдения за двигателями, по большей части, посредством эндоскопической диагностики, результаты которой накладываются на анализы проб масел, достаточно растянутый во времени. Такие исследования могут длиться более года.
За это время пробег транспортного средства легко может перевалить за 100 000 километров. То есть процесс исследования получается довольно затратным, однако, как мы уже упоминали в материале, посвященном проблеме продления срока службы моторного масла «Дали срок» (см. «Рейс» №5–2010 г.), затраты можно и нужно переложить на продавца смазочных материалов. При этом все останутся «в плюсе», так как маржа от продажи крупной партии масла (разумеется, речь идет о среднем и крупном автопредприятии) с лихвой покроет все издержки торгующей организации и, что более весомо, откроет ей дорогу на склад ГСМ перевозчика. При этом отметим, что слепо ориентироваться на приводимые в журнале цифры по увеличению пробега моторного масла, полученные на машинах конкретного перевозчика, нельзя, так как машины работают в разных условиях и заправляются разным по качеству топливом. Еще раз подчеркнем: увеличение срока службы моторного масла есть всесторонне взвешенный шаг, которому предшествуют исследования образцов горюче-смазочных материалов.
Если их не проводить, а увеличивать интервал ТО что называется «на глаз», то из-за срабатывания присадок рабочие характеристики масла могут снизиться столь сильно, что работающий в режиме максимальных нагрузок мотор начнет интенсивно изнашиваться. Разумеется, никакая экономия на масле и простоях в ремонте не покроет в данном случае затрат на капитальный ремонт силового агрегата. Чтобы перевозчики могли не рискуя своей техникой продлять срок службы масла, в качестве точки отсчета необходимо принять самую нагруженную машину, имеющую наибольший пробег. В ее моторе масло будет работать в самых неблагоприятных условиях, и поэтому увеличение пробега смазки можно будет со спокойной душой экстраполировать на другие, более «молодые» машины.
Показатели*
Показатели*Показатели*
Показатели*
Мнение
АЛЕКСЕЙ СИЗОВ, менеджер компании ООО «Восток-Трейд-Сервис» — дистрибьютора смазочных материалов GT OIL в республике Татарстан
— Отбор пробы свежего масла проводился из новой заводской канистры. Отбор отработанного масла проводился с помощью стандартного пробоотборного оборудования, которое включает в себя многоразовый вакуумный насос, трубку диаметром 6 мм и емкость для пробы. Приемная трубка, через которую отбиралась проба, была опущена в масло, но не касалась дна картера во избежание попадания грязи и шлама. Отбор проходил через отверстие щупа для измерения уровня масла из работающего на холостом ходу двигателя. Заполненная емкость плотно закрывалась, а использованная пластиковая трубка выбрасывалась. Отбор проб осуществлялся в количестве 150 мл. Был заполнен акт отбора проб, в котором записывались сведения об испытуемом ТС, рекомендации по замене масла, общем пробеге и пробеге ТС на данном масле, доливке масла во время испытаний, месте отбора пробы.
Также был проведен инструктаж персонала, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ТС. Ключевые моменты данной инструкции: осуществлять доливки своевременно в соответствии с потребностью; осуществлять доливки с соблюдением правил чистоты; фиксировать количество доливаемого масла; категорически запрещается доливка масел, отличных от испытуемого продукта. Пробы отбирались в составе комиссии с последующим опломбированием образцов. В состав комиссии входил представитель эксплуатирующей организации и представитель дистрибьютора смазочных материалов GT OIL.
Спецификации
ACEA E7/B4/A3–07; API CI-4/SL.
Соответствует спецификациям:
CAT ECF-2/1-a, Mack EO-M Plus,
MAN 3275, MB 228.3/229.1,
MTU Type 2, Renault RLD-2,
Volvo VDS-3, ZF TE-ML 07C.
Одобрено Cummins 20078
Что испытываем
Полусинтетическое моторное масло GT Super Diesel SAE 15W-40 (API CI-4/SL) производится на заводе компании в Южной Корее. Предназначено для использования в дизельных двигателях грузовых автомобилей, работающих в разных эксплуатационных режимах — например, в двигателях магистральных тягачей, задействованных на междугородних и международных маршрутах, а также развозных грузовиков, работающих в режиме «старт/стоп». Масло может успешно применяться и в силовых установках горнодобывающей, строительной и сельскохозяйственной техники, эксплуатирующейся в жестких условиях бездорожья при низких скоростях передвижения, перевозке тяжелых грузов. Данный продукт подходит и для современных конструкций двигателей с низким уровнем выбросов, с системой ре
Моторные масла и их ресурс
Увеличив интервал времени между заменой моторного масла, можно сэкономить финансовые расходы. Но сделать это можно только проведя соответствующие испытания, так как масло обеспечивает вашему автомобилю счастливую и долгую жизнь. Поэтому автоинструкторы поделились с нами результатами ресурсных испытаний, проведенными предприятием ООО «ТрансАвто», которые испытали масло, недавно появившееся на нашем российском рынке, GT Super Diesel 15W40.
Почему надо менять масло?
Любое масло, даже самое качественное, в процессе эксплуатации автомобиля теряет свои свойства. Особенно это относится к автомобилям, которые эксплуатируются в городе, потому что большое количество наработанных моточасов в пробках, ежедневные непрогретые холодные пуски в зимнее время сокращают промежуток времени между заменой моторного масла.
Производители автомобилей обычно дают рекомендации проводить ТО с заменой масла раз в 20-30 тысяч км, но, чаще всего, эту процедуру автомобилисты делают чаще.
Вывод о безопасности увеличения промежутка замены масла для мотора необходимо делать для каждого мотора в конкретном случае. В любом случае только вам решать, с какой периодичностью менять масло.
Автоинструкторы считают, что от того, какого качества базовое масло, а также качество, тип, количество щелочных присадок в многофункциональном пакете зависит ресурс масла и двигателя.
Щелочное число является главной характеристикой, от которой зависит способность масла создавать преграду для образования отложений в двигателе. Щелочное число в двигателе при работе масла всегда снижается — срабатывают присадки. Считается, что если уменьшить щелочность масла на 50% от первоначального показателя, то масло следует заменить.
Масло для испытания
Изготовление моторного полусинтетического масла GT Super Diesel 15W40 API CI-4/SL происходит в Южной Корее на заводе компании. Его назначение — это применение в дизельном двигателе у грузовых автомобилей, которые работают в различных режимах эксплуатации. Данное масло применяется и в силовых установках в строительной горнодобывающей, и сельскохозяйственной отрасли. Также возможно использование в бензиновых двигателях.
Результат испытания
В автомобилях КАМАЗ использовали минеральное моторное масло российского производства, которое рекомендовал автопроизводитель. Масло применялось в моторах, которые передвигались по дорогам общего назначения, через каждые 25 тыс. км. Это самое большое время работы отечественного масла без замены. Около года назад руководство «ТрансАвто» решило заменить масло российского производителя на импортное. Цель замены была не только в том, чтобы увеличить время работы моторного масла, но и уменьшить износ дизеля, сделав его более качественным при использовании его при низких температурах. В итоге, данное моторное масло при тех же условиях может работать до 30 тыс. км, что дает значительную экономию, если использовать парк таких автомобилей.
Не смотря на то, что даже после преодоления расстояния в 30000 километров у масла остается еще некоторый «запас прочности», использовать его без острой необходимости нежелательно, так как для ресурса масла является показательным и используемое топливо, уверенности, в качестве которого нет.
Поэтому ресурс масла в 30 тыс. км для мотора автомобиля КАМАЗ считается оптимальным.
Видеоматериал о том, как заменить масло в двигателе:
Долгой жизни вашему автомобилю и будьте аккуратны!
В статье использовано изображение с сайта kuponcho.ru
Присадка в масло для двигателя RESURS. Безразборный ремонт и защита от износа
Активный компонент — нано порошок сплава меди, олова и серебра попадает в зону трения, создавая на поверхности узлов плакирующий слой. Он способен выровнять все микродефекты и улучшить работу деталей цилиндропоршневой группы и подшипников коленчатого вала.
Под действием температуры и давления частицы активизируются и начинают восстанавливать поверхность, реагируя в первую очередь на повреждения металла. В отличие от препаратов предыдущих поколений «RESURS» формирует пористую структуру, которая как губка удерживает масло и сохраняет его в зоне трения, надежно защищая детали от износа при холодном пуске, перегреве двигателя, резких ускорениях и торможениях.
Частицы становятся частью структуры основного металла, уменьшая поверхностную усталость, восстанавливают микродефекты, заполняя трещины и задиры.
RESURS — единственный среди других подобных препаратов и органических масел, обладает «эффектом снятия поверхностной усталости». Это подтверждается тем, что при введении «RESURS» в масло даже на стадии катастрофического изнашивания скорость износа уменьшается. Процесс преходит в стадию нормального (стационарного) износа.
Стадии износа хромированного поршневого кольца.
Испытания показали, что с «RESURS» износ снижается до 4-х раз с первых секунд работы двигателя. На фотографиях наглядно прослеживается данный эффект — пятно износа при добавлении «RESURS» значительно меньше.
Фрагменты хромированных колец. Ширина канавки соответствует величине износа. Темные пятна – следы лакообразования.