Масляный бумажный фильтр: Масляный фильтр — Википедия – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Различные фильтры для автомобиля

Содержание статьи

Масляный фильтр: чем лучше бумага, тем больше ресурс

На заре автомобилестроения двигатели постоянно выходили из строя. Пробег без ремонта в сотню-другую километров считался достижением. Причина подобного положения вещей заключалась не столько в слабости конструкции, а скорее в отсутствии системы очистки топлива, воздуха и масла. Пыль, частицы распада, попадали в двигатель и уничтожали его.

Ситуация изменилась в 20-х годах прошлого века, когда начали устанавливать фильтры. Пионером был масляный фильтр «Purolator» (Pure Oil Later – чистое масло на выходе). Межремонтный пробег стал исчисляться тысячами километров. Несмотря на то,
что автомобилестроение шагнуло далеко вперед, от качества масляного фильтра по-прежнему зависит ресурс и надежность работы двигателя.

Как он работает?

Устройство масляного фильтраУстройство масляного фильтра

Главной задачей фильтра является защита и очистка масляного контура от примесей и продуктов распада. Моторное масло, помимо смазки еще охлаждает и очищает поверхности двигателя от продуктов износа и неполного сгорания топлива. Определенный объем пыли попадает в цилиндры и через воздушный фильтр в зависимости от условий эксплуатации и состояния воздушного фильтра.

Масло, захватывает все загрязнения, выносит их в поддон двигателя, где и проходит через фильтрующий элемент. Если очистки не будет, то загрязнения, превратившись в абразив, за короткий срок «убьют» двигатель. При холодном пуске, пиковых уровнях давления при частых попытках пуска, а также при длительной езде на высоких скоростях масляный фильтр обеспечивает смазку за счет собственного резервуара и системы клапанов двигателя.

Перепускной клапан при повышенных нагрузках направляет масляный поток, минуя бумажный фильтрующий элемент. А противодренажный клапан предотвращает вытекание масла в картер двигателя при выключенном двигателе.

Бумага – главная деталь

Все современные масляные фильтры по конструкции одинаковы. Различаются технологией изготовления и материалами. Основной деталью масляного фильтра является фильтрующий элемент, который изготавливается из специальной бумаги.

Практически все мировые автогиганты, а также отечественные автозаводы доверяют фильтрам, сделанным из бумаги всего двух фирм: транснациональной компании «Hollingsworth & Vose» и итальянской «Ahlstrom». По уровню качества с этими компаниями не может соперничать ни один из отечественных производителей, а из зарубежных – только японские. Технологии производства современной фильтровальной бумаги настолько наукоемки и специфичны, что требуют инвестиций в сотни миллионов долларов и десятки лет опыта работы в данной сфере. Вряд ли возможно обеспечить соответствующее качество фильтровальной бумаги,
построив завод где-нибудь в российском чистом поле на основе отечественных, пусть даже самых передовых отечественных разработок.

Затраты сопоставимы со строительством конвейерного производства автомобилей. Подобная «монополия» качества не случайна – фильтровальная бумага должна обладать целым рядом характеристик: широким температурным диапазоном работы,
определенной тонкостью очистки, полнотой отсева, высокой прочностью, пылеудерживающей способностью, стойкостью к старению в агрессивной среде горячего масла и кончено же, высокой степенью очистки. Слишком рыхлая бумага от
небольших компаний не очищает должным образом масло, и, в конце концов, ведет к ускоренному износу двигателя.

«Левая» бумага к тому же не обладает и требуемой стойкостью к агрессивной среде и не обеспечивает стабильную работу на протяжении заявленного ресурса, т.е. 5000 километров может фильтровать нормально, а потом грязь сквозь порывы устремляется в двигатель. Поэтому позиция большинства автопроизводителей вполне понятна: фильтры из бумаги либо «Hollingsworth & Vose», либо «Ahlstrom» . Иные просто не проходят испытаний.

Фильтры на 100.000 километров

Производитель, применяя обычные материалы и технологии, все время старается выбрать оптимальный баланс характеристик: прочности, пылеемкости, тонкости отсева и уровня сопротивления. Чем выше степень очистки масла, тем меньше должна быть
тонкость отсева.

Однако уменьшение отсева влечет за собой рост сопротивления фильтрующего элемента и, как следствие, – повышение износа. Кардинальным образом решают эту проблему нанотехнологии. Многослойный фильтрующий элемент, который
содержит наноструктуры, позволяет удерживать мельчайшие частицы без увеличения сопротивления. Помимо этого возрастает пылеемкость и стойкость фильтра. Более того, идет не просто задержка продуктов износа и минеральных частиц, а процесс

их окисления и расщепления. Оказывается положительное влияние на структуру и качества самого масла.

В результате получается «умный», интеллектуальный фильтр, который обладает огромным ресурсом и способен работать очень долго без снижения характеристик, для которого пробег 100.000 километров не фантастика. Конечно, пробега в 100 000 км в
течение нескольких лет вряд ли кто из российских предприятий достигнет, а вот в производство фильтров из новых материалов, состоящих из композиций целлюлозы и полиэфира, применения различных пропиток и добавок является весьма перспективным направлением.

Новые материалы позволяют достичь ресурса от 30 до 50 тыс. км пробега, что соответствует нормам для многих новых европейских легковых автомобилей. Это непростая задача, учитывая тот факт, что большинство из отечественных компаний стремятся удешевить производство и применяют, как правило, одну и ту же так называемую стандартную бумагу, пусть даже произведенную под той же маркой «Hollingsworth & Vose». А ведь под каждый тип двигателя следует использовать определенный сорт бумаги с индивидуальными характеристиками. В результате ресурс фильтров достигает пробега в 15. 000-20.000 км.

Выбирая масляный фильтр, обратите внимание…

Во-первых, на качество корпуса фильтра. Он должен быть прочным, способным выдержать перепады давления и противостоять коррозии, чтобы в процессе эксплуатации не произошла утечка масла. Такие же качества должны быть свойственны и уплотнителю. Так что перед тем как приобрести масляный фильтр желательно не только ознакомиться с тем, что написано на упаковке, но и внимательно осмотреть само изделие – нет ли коррозии, плотно ли все подогнано и т.п. Значительна и роль
клапанов, но их качество визуально не определишь. Стоит также обратить внимание на марку производителя. Компании производящие качественные фильтры, указывают страну происхождения, точный адрес, контактные телефоны. Всевозможные «German quality», «Made for EUROPE», ссылка лишь на торговых представителей из европейских стран, когда в действительности продукция произведена в Китае, является не более чем попыткой введения потребителя в заблуждение.

Есть и другая похожая схема отмывания страны происхождения товара: некая компания регистрируют новый «брэнд», например, во Франции или Германии. Она покупает партию китайского ширпотреба, а потом продает ее в Россию, нанося привлекательную «европеизированную» маркировку. Дополнительными гарантиями качества также являются сведения о сертификации, сертифицирующей организацией и применяемой на предприятии системы менеджмента качества.

Технологические
процессы всех ведущих мировых производителей соответствует международному стандарту качества ISO-9001. А из органов по сертификации автомобильных изделий отлично себя зарекомендовал «НАМИ-Фонд», работающий совместно с Центральным

научно-исследовательский автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). В России большинство конвейерных сборщиков автомобилей доверяют испытание и сертификацию поставляемых автокомпонентов именно этому научно-техническому центру.

Воздушные фильтры: бомба замедленного действия или залог движения?

Концентрация пыли на наших дорогах в несколько раз выше, чем на европейских – содержание твердых частиц в воздухе колеблется от 2 до 10 мг/куб. метр. За год эксплуатации в воздушный фильтр автомобиля мощностью 100 л/с попадает от 30
до 150 грамм пыли. В случае недостаточной фильтрации пыль оказывается в камере сгорания и в масле. Результатом становится ускоренный износ поршневой группы (до 5-8 раз быстрее установленного ресурса), а также потеря мощности и повышенный расход топлива.

От чего зависит ресурс?

Современный автопром, стремясь сократить расходы на обслуживание новых моделей, требует от производителя расходных запчастей существенного увеличения ресурса – до 50.000 километров и более. Воздушный фильтр должен сохранять свои характеристики при попадании воды, быть устойчивым к воздействию масла, паров топлива, картерных газов, а также высокой (до 90 °С) температуры. Долговечность и надежность воздушного фильтра зависит от материала фильтроэлемента. Сегодня применяются несколько видов материалов – целлюлоза, целлюлоза с пропиткой, композиционные материалы (слои целлюлозы и синтетики), чистая синтетика.

Чистая дешевая целлюлоза разлагается быстрее остальных. Добавка 25% полиэфира увеличивает стойкость материала в пять раз. А 100%-ная синтетика в 13 раз устойчивей к неблагоприятной среде, чем целлюлоза. Ресурс также зависит и от площади фильтроэлемента. Квадратный метр самых распространенных фильтровальных материалов (целлюлозы и композита) способен поглотить от 200 до 300 грамм пыли.

Недобросовестные производители экономят на качестве и количестве фильтровальных материалов. Или заявляют ресурс из расчета европейских норм запыленности,
которые существенно ниже наших, что обусловлено состоянием дорог и природно-климатическими условиями. Это явное введение потребителей в заблуждение.

Материал материалу – рознь

Важной характеристикой воздушных фильтров является сопротивление воздушному потоку, поступающему в двигатель. Чем выше степень очистки воздуха, тем меньше должна быть пористость бумаги или нетканого материла. Для исправной работы
двигателя фильтр должен пропускать не более 1% частиц пыли. Однако, чем меньше поры фильтроэлемента, тем быстрее они забиваются. Ездить на «забитом» воздушном фильтре, все равно, что заниматься членовредительством.

Во-первых, вследствие переобогащения рабочей смеси повышается расход топлива и ухудшаются динамические свойства двигателя. Во-вторых, фильтровальный элемент может порваться в любое мгновение, поскольку доступные для прохождения воздуха участки элемента испытывают в несколько раз большую нагрузку, чем обычно. Там где тонко обязательно порвется! И тогда вся пыль устремится прямиком в двигатель. Очевидно, что достичь оптимального сочетания важнейших характеристик фильтровального элемента – пылеемкости, стойкости, пористости и сопротивляемости потоку, весьма непросто.

Поэтому при приобретении воздушного фильтра стоит обращать внимание на информацию о фильтровальном материале. Желательно, чтобы он был производен одной из известных фирм. Производителей по-настоящему качественных фильтровальных материалов можно пересчитать по пальцам одной руки. Самый крупный — транснациональная компания «Hollingsworth&Vose», являющаяся поставщиком материалов и запасных частей таких автогигантов как Форд и Дженерал Моторс, «Caterpillar», а также их дочерних предприятий.

Именно эта компания одна из немногих сумела создать синтетические фильтровальные элементы, позволяющие достичь ресурса в 100 000 километров, как для воздушных фильтров, так и для масляных.

Фильтры замедленного действия

Некачественный воздушный фильтр чем-то напоминает бомбу замедленного действия. Печальные последствия вы обнаружите только спустя некоторое время после его установки. К примеру, если фильтр не плотно прилегает к корпусу или фильтроэлемент
изготовлен из материала с большим размером пор, то степень фильтрации вместо требуемых 99% может составить 60-70% и стать смертельным для двигателя. Этим особенно грешат фильтры неизвестных производителей, выполненные из дешевых
нетканых материалов.

Также как и некачественные опасны и «реанимированные» фильтры. Многие умельцы приспособились прочищать, продувать и промывать воздушники. Но пусть вас не вводит в заблуждение безупречный чистый вид – ресурс фильтра ограничен физическими свойствами фильтроэлемента. Кроме этого, следует учесть, что эксплуатация автомобиля в сложных условиях требует более частой замены фильтра. Определить, что «время пришло» можно по нескольким косвенным признакам, таким как повышенный расход топлива, потеря мощности, затрудненный пуск двигателя, увеличение содержания СО

2 в выхлопе и т.д. Но до этого лучше не доводить и менять фильтр вовремя.

Топливные фильтры: лучше отфильтруешь- дальше поедешь

Топливные фильтры очищают топливо от посторонних примесей, таких как пыль, ржавчина, вода и осадки в топливных баках.

Система фильтрации топлива современного автомобиля состоит из двух-трех, реже четырех степеней очистки. Первые степени – это фильтры грубой очистки топлива, которые устанавливаются в топливном баке или сразу после него. Их задача- задерживать относительно крупные частицы загрязнений – свыше 60 мкм, которые можно разглядеть человеческим глазом. Но самую опасную часть загрязнений составляют частицы от 15 до 50 мкм. Именно с этими загрязнениями и должны справляться фильтры тонкой очистки топлива. Фильтры тонкой очистки бывают разборные и неразборные. Конструкция топливного фильтра зависит от типа двигателя, для которого он предназначен.

Фильтры тонкой очистки для карбюраторных моделей.

Размер частиц, представляющих наибольшую абразивную опасность для карбюраторных моторов, составляет 20 – 40 мкм. Фильтры тонкой очистки топлива для карбюраторных двигателей бывают разборные и неразборные. Первые, использующиеся в настоящее время все меньше, имеют керамический или сетчатый латунный элемент, используемый многократно. Вторые – неразборные, “одноразовые”, имеют бумажный, тканный или полимерный фильтрующий элемент. Технические условия предусматривают для подобных фильтров тонкость отсева не менее 15 мкм, но большинство современных фильтров задерживают и более мелкие частицы. Для карбюраторных двигателей считается достаточным, если фильтр тонкой очистки в начале работы задерживает не менее 60% загрязнения. Для бумажных фильтрующих элементов бумага применяется та же, что и для масляных фильтров. Некоторые недобросовестные фирмы производители используют в топливных фильтрах бумагу, предназначенную для воздушных фильтров. Под воздействием бензина она раскисает, и такой фильтр служит, как правило, раза в два-три меньше, чем ему положено. Кроме того, такая бумага не может обеспечить требуемое качество очистки топлива.

Фильтры для двигателей с впрыском бензина

Инжекторные двигатели более требовательны к чистоте бензина – топливный фильтр для системы впрыска должен улавливать частицы размером 10-15 мкм. Другая особенность инжекторных двигателей – относительно высокое давление в системе питания. Естественно, что установленный после электробензонасоса фильтр должен выдерживать его с запасом. Поэтому корпус топливного фильтра для систем впрыска делается из стали, алюминиевого сплава с применением сварки (либо особого рода завальцовки торцевой части) или же особо прочной пластмассы.

Что касается размеров элемента, то они зависят от рабочего объема двигателя. Фильтрующая штора выполняется из бумаги, которая уложена «звездой» или в виде «спирали». Спиральная укладка позволяет разместить в 1.6-1.8 раз больше фильтровального материала и увеличить ресурс. Кроме этого, увеличивается и время контакта топлива с фильтрующим элементом, а значит, обеспечивается более высокая степень номинальной очистки топлива. В фильтрах со спирально-складчатой укладкой может применяется не гладкая, а крепированная бумага, которая способна задерживать большее количество механических примесей.

Некоторые водители, прельстившись красивым металлическим корпусом и большим объемом впрысковых топливных фильтров, пытаются ставить их на карбюраторные двигатели. Затея эта бесперспективная, так как слабому диафрагменному насосу не удастся справиться с фильтром, рассчитанным на работу с электрическим бензонасосом высокого давления. Поэтому предельное сопротивление фильтра достигается очень быстро, подача бензина прекращается.

Топливные фильтры для дизельных двигателей

Дизель тоже весьма требователен к чистоте топлива. Размеры абразивных частиц, приемлемые для карбюраторного двигателя, для него просто недопустимы. Одна из причин такой чувствительности – прецизионные детали топливной аппаратуры. Очистка топлива в дизельном двигателе производится в несколько этапов: предварительная в топливном баке, грубая в фильтрах грубой очистки и окончательная в фильтрах тонкой очистки. Фильтры тонкой очистки могут иметь сменные элементы или же заменяться в сборе с корпусом подобно своим масляным «коллегам».

«Дизельные» фильтры значительно отличаются от бензиновых. Во-первых, они должны быть надежным барьером, пресекающий доступ воды в рабочий объем – ведь ее доля в дизельном топливе составляет около 0,2 %. Вторая особенность топливного фильтра для дизельных двигателей обусловлена свойствами дизельного топлива, меняющего свои свойства при понижении температуры.

Парафины при низких температурах кристаллизуются и способны забить фильтр, а также вывести из строя всю топливную систему. Для борьбы с этим явлением выпускают фильтрующие элементы с подогревом, например, со шторой, изготовленной из токопроводящей бумаги. В зарубежные конструкции дизельных фильтров иногда включают датчики наличия воды, системы водоотделения, краники для слива отстоя.

Схема расположения фильтров в дизелях, как правило, такая:

  • установка сетчатого фильтра в топливном баке;
  • установка фильтра-отстойника на линии всасывания;
  • установка фильтра грубой очистки и последовательно с ним фильтра тонкой очистки на линии низкого давления.

Когда следует менять фильтр? За рубежом изделие со спирально-складчатой шторой меняется через 70 тыс. км. Для наших условий, с учетом загрязнения топлива, рекомендуются следующие цифры: фильтр со спирально-складчатой укладкой следует менять через 40 тыс. км, а фильтр со шторой, уложенной «звездой» – через 24 тыс. км.

Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель

В походе или на рыбалке безопасный источник огня просто необходим, особенно осенью или зимой. Ночью в палатке с его помощью можно поддерживать приемлемую температуру, у воды обогреть озябшие руки и т. д.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель

Понадобится


Для изготовления обогревателя нам понадобятся самые простые материалы и принадлежности:
  • использованный масляный фильтр;
  • шесть винтов с круглыми шляпками;
  • баллончик жаростойкой краски;
  • фиксатор резьбы;
  • монета или стальной кружок;
  • источник огня (свечка, сухой спирт и др.).

В работе над обогревателем мы будем пользоваться: открытым пламенем, болгаркой, дрелью, метчиком с воротком, наждачной бумагой, полировальным кругом, дистанционным индикатором температуры и т. д.

Процесс изготовления корпуса обогревателя


Прокаливаем масляный фильтр на костре или в печи, чтобы выжечь из него остатки масла и заводскую краску. После того, как он остынет, срезаем болгаркой уплотнительное стальное кольцо.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Изнутри удаляем обуглившийся фильтрующий элемент с сердцевиной в виде сеточки, предохранительный клапан, пластинчатую пружину и др.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Оставляем для дальнейшей работы наружный корпус, прочную стальную основу (донце) и одну их металлических торцевых крышек фильтрующего элемента.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Накерниваем и сверлим с помощью дрели сквозные отверстия в верхней части корпуса на каждой из грани, предназначенных для затяжки фильтра руками или специальным инструментом.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Удаляем со стального донца металлическое кольцо, высверлив дрелью места точечной сварки, после чего оно просто отваливается.
Нарезаем в шести наружных отверстиях донца с помощью подходящего по диаметру метчика и воротка метрическую резьбу.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Вворачиваем в них через одно три винта с круглой головкой и после их затяжки стержни винтов с противоположной стороны отрезаем.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Донце с винтами и торцевую крышку фильтр-элемента покрываем жаростойкой краской из аэрозольного баллончика.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
В оставшиеся три отверстия с резьбой в основании фильтра вкручиваем еще три винта, предварительно смазав концы фиксатором резьбы.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Крышку фильтр-элемента впрессовываем в основание, а в его центральное отверстие – подходящую по размеру монету или стальной диск.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Шлифуем и полируем корпус масляного фильтра соответственно наждачной бумагой и войлочным диском, закрепленном на валу механического наждака.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Устанавливаем основание обогревателя на три винта и сверху надеваем отполированный корпус масляного фильтра, который центрируется по крышке фильтр-элемента, и упирается в шляпки трех болтов, вкрученных ранее в основание.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
В качестве источника огня можно использовать чайные свечи:
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Или сухой спирт:
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Однако дистанционный измеритель температуры сигнализирует о том, что сухой спирт дает слишком высокую температуру. Безопасней использовать парафиновую свечу.
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель
Как из старого масляного фильтра сделать компактный обогреватель

Смотрите видео


Разборка. Почему масляный фильтр не пропустил масло в двигатель? — 4КОЛЕСА

Пилить масляные фильтры вдоль и поперек нам не впервой. На этот раз причиной взять в руки «болгарку» стало сообщение, поступившее на редакционную почту: «У меня дома лежит масляный фильтр Bosch, который не пропустил масло в двигатель вообще. Если бы не заменили на другой фильтр, «поймал» бы клин мотора от Bosch. Вам интересно показать его в статье?»

Конечно, нам интересно, однако куда любопытнее выяснить, что же это за фильтр такой, который не пропускает в двигатель масло, ведь его установка взамен старого фильтра действительно могла закончиться для мотора плачевно. 

Мы встретились с человеком, приславшим письмо. Выяснилось, что он работает таксистом. Автомобиль — VW Passat B3 с бензиновым двигателем 2.0. Казус произошел при очередном техническом обслуживании мотора. Фильтр был куплен владельцем Passat в обычном магазине запчастей, но замена масла и фильтра проводилась работниками СТО. После замены двигатель был заведен, однако контрольная лампа давления масла на приборном щитке не погасла ни через максимум десяток секунд, как происходит обычно, ни через минуту, ни через две, ни через три…

После этого двигатель был заглушен, так как рисковать автомобилем, фактически являющимся кормильцем, хозяин Passat не мог себе позволить. Вместо Bosch был поставлен фильтр куда менее именитой торговой марки и с более низкой стоимостью. Теперь все прошло без сюрпризов — контрольная лампа своевременно погасла, просигнализировав, что давление масла в главной масляной магистрали достигло требуемой величины, владельцу хвататься за сердце и просить валидол не пришлось…

Такова преамбула, но вот фильтр в моих руках — что же в нем необычного? Кручу-верчу — и сразу нахожу, к чему придраться.

Качество наружной окраски корпуса фильтра оставляло желать лучшего. Создавалось впечатление, что корпус при окраске не стоял вертикально, а лежал на боку. Из-за этого боковую поверхность корпуса будто разделили на две части. Одна была окрашена нормально…

… с другой стороны слой краски явно тоньше, поверхность испещрена множеством неокрашенных точек, а большое округлое пятно, похоже, являлось следом, оставленным неким упором, на котором лежал фильтр. Как-то довелось побывать на заводе Mahle/Knecht в Австрии и посмотреть, как фильтры делают. Скажу прямо: там фильтры так безобразно не красят. Неужели «левизна»?

Однако резиновое уплотнение в канавке сидело плотно.

Под ним следов контактной сварки не наблюдалось. Ударил по фильтру ребром ладони — внутри никаких шорохов, которые могли бы указать, что внутренние детали неплотно пригнаны друг к другу.

Резьба аккуратная — вопросов нет. Получается, что, кроме окраски, других признаков того, что фильтр может быть пиратской копией изделия известной торговой марки, обнаружить не удалось.

Значит, пора приступать к его «разделке». По иронии судьбы превращаться в кучку никому ненужного хлама фильтр Bosch будет с помощью шлифовальной машинки одноименной марки.

Первым делом срезаем донышко. Ничего подозрительного, а резиновый уплотнитель под центральной трубкой фильтрующего элемента уж точно не признак подделки.

Но рассмотреть саму центральную трубку невозможно.

С одной стороны она недоступна для осмотра из-за перепускного клапана.

С другой ее перекрывает обратный клапан. На его тарелке видны свежие царапины. Не исключено, что клапан пробовали открыть, когда пытались разобраться, почему фильтр не пропустил масло в мотор. Напрасная затея — этот клапан открывается в другую сторону. Но перепускной клапан, не разрушив фильтрующий элемент, проверить можно. Я проверил, надавив на тарелку клапана пальцем, — клапан работает. Думаю, давлению масла не составило бы особых трудностей преодолеть сопротивление пружины клапана.

Однако срабатывает перепускной клапан, когда масло не пропускает фильтрующий элемент, — его фильтровальная бумага либо центральная трубка, если предположить, что она бракованная и на ней отсутствуют отверстия для прохода масла.

Снова берусь за «болгарку». Центральная трубка без неожиданностей — перфорирована, как и полагается. Остался последний подозреваемый — фильтровальная бумага.

А она хороша — ничего не скажешь. Чем-то пропитана, что придает ей жесткость и твердость, которая необходима, чтобы противостоять изменению и пульсации давления в системе смазки. Опять же непропитанная бумага не способна длительное время противостоять разрушительному действию перепадов температур, воды и кислот, появляющихся в масле по мере его старения, но эта бумага по идее должна все выдержать.

Но какова она на просвет? Если стать против солнца, видны поры — как раз за ними солнечный круг и небо вокруг. Такая бумага должна пропускать масло.

Чтобы в этом убедиться, вырезаем из «гармони» небольшой фрагмент, сворачиваем его на манер воронки, приклеиваем конструкцию на монтажный скотч.

А молекулам «отработки» вместо дальнейшего использования в качестве смазки цепи пилы дадим шанс вспомнить, как молоды они были и как весело ходили через те самые поры, которые были видны против солнца.

«Отработка» не заставила себя ждать с наружной стороны бумаги. При работе фильтра масло, правда, проходит сквозь бумагу в противоположном направлении, но какая от этого разница — фильтр должен был работать.

Если честно, мне это стало понятно фактически после первого распила, но очень хотелось довести дело до полной ясности, что и вызвало все остальные манипуляции. Почему же тогда владелец уверяет, что фильтр не пропустил масло в двигатель? Пришло время чесать голову в раздумье и строить предположения. А их, увы, негусто.

На фильтровальной бумаге никаких следов масла нет вообще — может, владельца Passat, пользуясь тем, что для таксиста означает машина, «развели» на СТО, чтобы продать ему свои запчасти? Дескать, что ты нам привез — чуть двигатель не угробили, давай, мы лучше свой фильтр поставим…

Но тогда откуда взялось масло на внутренней поверхности фильтра со стороны пластинчатой пружины и на тарелке фильтрующего элемента со стороны перепускного клапана? Значит, что-то с фильтром на СТО все-таки делали, да и стоимость масляных фильтров не такова, чтобы у ремонтников появлялся соблазн нагреть на ней руки.

Воздушная пробка? Она опасна, только если появилась до фильтра, а он перед установкой на мотор был полностью заполнен маслом. Так часто делают, мотивируя это тем, что пока после замены новый фильтр при первом запуске двигателя не заполнится маслом, трущиеся детали мотора будут испытывать масляное голодание. Но маслом, судя по состоянию бумаги, фильтр не заполнялся. Поэтому у воздушной пробки было место, куда выйти, пропустить масло в фильтр и далее в систему. В общем — загадка, что же произошло на самом деле.

Что касается вопроса, надо заполнять маслом новый фильтр перед его установкой или не надо, на котором немало копий сломано, то в инструкции по обслуживанию двигателя рассматриваемого автомобиля нет указаний заполнить фильтр, как нет их и в найденных инструкциях к моторам некоторых других автомобилей. Может, плохо искал?

Тогда давайте посмотрим, что написано на самом фильтре. Насколько я понимаю по-французски, здесь сказано примерно следующее: «Нанесите слой масла на уплотнитель. Закрутите фильтр плотно вручную. Залейте масло до уровня — запустите двигатель. Проверьте на появление течи, затяните при необходимости». О том, что фильтр перед установкой должен быть заполнен маслом, не сказано ни слова. Надпись продублирована также на немецком и английском. Такие дела…

Вместо вердикта

Чем же можно объяснить непроходимость фильтра? С нетерпением ждем, какие будут высказаны версии по этому поводу на форуме ABW.BY в ходе обсуждения статьи.

 

Источник

Воздушные фильтры: Чистота – залог здоровья

Ресурс и многие характеристики двигателя внутреннего сгорания напрямую зависят от эффективности работы воздушного фильтра. Создано немало конструкций, которые удаляют пыль из воздуха по-разному, соответственно отличается и процедура обслуживания этих узлов.

Ресурс и многие характеристики двигателя внутреннего сгорания напрямую зависят от эффективности работы воздушного фильтра. Создано немало конструкций, которые удаляют пыль из воздуха по-разному, соответственно отличается и процедура обслуживания этих узлов.

Чистый воздух нужен не только человеку, но и двигателю автомобиля. Абразивное воздействие содержащейся в воздухе пыли приводит к ускоренному износу деталей цилиндро-поршневой группы. Чтобы исключить или свести к минимуму это явление, в системе впуска всех двигателей внутреннего сгорания стоит фильтр очистки воздуха.

Способность фильтра обеспечить максимально возможный ресурс и нормальную работу мотора в различных режимах оценивается по целому ряду показателей. Важнейшими являются коэффициенты пропускания пыли (количество пропущенной пыли в %) и очистки воздуха (количество задержанной пыли в %). Кстати, для испытания фильтров используется вполне определенная пыль. Так, российские производители берут измельченный в вибромельнице литейный кварцевый песок. А в США, например, рабочим материалом служит песок Аризонской пустыни. Это оговорено и в стандартах ISO, поэтому европейцам тоже приходится импортировать этот песок.

Второй по значимости показатель – предельное сопротивление всасыванию воздуха, от которого зависят мощностные характеристики и расход топлива. Затем следует пропускная способность – свойство фильтра пропускать необходимое количество воздуха, зависит от конструкции и размера фильтрующего элемента. Стоит отметить, что воздушный фильтр со своим корпусом также заглушает шум впуска и подогревает засасываемый воздух.

Разновидности

Существует несколько типов воздушных фильтров – сухие инерционные, инерционно-масляные, бумажные (со сменными сухими элементами) и пониженного сопротивления (называемые еще «спортивными»).

Принцип работы сухого инерционного фильтра основан на использовании центробежных сил, когда более тяжелые, чем воздух, твердые частицы отбрасываются к стенкам корпуса при движении воздуха по спирали. Эта пыль может скапливаться в специальном бункере или отсасываться, а затем выбрасываться в атмосферу. Такие фильтры в основном применяются для первой ступени очистки в двигателях грузовиков и тракторов (техники, которая эксплуатируется в условиях сильной запыленности воздуха) и позволяют задержать до 70% «крупнозернистой» пыли.

Инерционно-масляные фильтры представляет собой большую «кастрюлю», на дно которой наливается масло, а в корпусе над масляной ванной расположен фильтрующий элемент из капроновой или металлической сетки. Он обеспечивает два этапа очистки. Воздух всасывается через щели в верхней части корзины или специальную горловину. Сначала падающий поток воздуха над масляной ванной изменяет направление движения на противоположное, и под действием сил инерции крупные частицы пыли падают в масло. На втором этапе очистки поток воздуха проходит через смоченную маслом сетку, где оседают мелкие частицы. Такие фильтры можно встретить на раритетах вроде «Волги» (ГАЗ-21, -24) или «Запорожца», а также в целом ряде грузовиков с «советским» прошлым.

При всей простоте у инерционно-масляных фильтров есть неустранимые недостатки, которые и стали причиной их повсеместного вытеснения бумажными фильтрами со сменными элементами. Это низкая эффективность (в режимах полных нагрузок пропускается 1-2% пыли, а при частичных – до 10%) и высокая трудоемкость обслуживания. В условиях повышенной запыленности воздуха такие фильтры следует регулярно мыть.

Наибольшее распространение получили сменные бумажные фильтры. В зависимости от формы они делятся на цилиндрические, панельные и бескаркасные. Фильтровальная штора изготовлена из специальной пористой бумаги. Структура ее волокон позволяет задержать пыль не только на поверхности, но и по всей глубине шторы, а переплетение волокон «тормозит» частицы размерами 1 – 10 микрон. Бумагу пропитывают специальными смолами, чтобы предотвратить размокание при повышенной влажности воздуха и случайном попадании воды. Для увеличения площади фильтрующего элемента бумажную ленту складывают «гармошкой». Стыки между лентой и корпусом фильтра уплотняют специальными поясками из пластизоля.

Цилиндрические фильтрующие элементы иногда снабжены предочистителями из синтетического материала или специального поролона. Это своеобразный кольцевой пояс, надетый на картонную штору. Его задача – задерживать крупные частицы пыли и впитывать пары масла, за счет чего продлевается срок службы основного элемента.

По экспериментальным данным, при использовании воздушного фильтра с бумажным или картонным элементом при своевременном обслуживании износ деталей двигателя в обычных условиях снижается на 15 – 21%, а в условиях сильной запыленности воздуха – в 1,5-2 раза и более.

Фильтры пониженного сопротивления могут выпускаться как с собственным жестким корпусом, так и в виде картриджа для штатного автомобильного фильтра. Они изготавливаются из хлопчатобумажной ткани или поролона и перед эксплуатацией пропитываются специальным маслом. Эти фильтры предназначены для многократного применения и обеспечивают минимальное сопротивление потоку всасываемого воздуха. При одинаковых размерах с бумажными у таких фильтров обычно на 50 – 60% больше пропускная способность. Правда, трудоемкость обслуживания выше, поскольку фильтрующий элемент нужно периодически промывать, причем нужны специальные масло для пропитки и шампунь для промывки.

Особенности выбора

Качественные фильтры продаются в упаковке, исключающей их случайное повреждение. На нее нанесены штрих-код, а также сведения о производителе и марках автомобилей, для которых эта продукция предназначена.

Если есть возможность выбора, лучше покупать фильтр с предочистителем. Он задерживает крупные частицы и позволяет продлить срок службы основного элемента.

Признаками низкого качества фильтров являются жесткие уплотнительные пояски с заусенцами, неровные стыки, расслоение или набухание фильтровальной бумаги.

 Сколько пыли «съел» бы автомобиль без фильтра?

В Европе на трассах с твердым покрытием количество содержащейся в воздухе пыли в среднем составляет 1 мг/м3. А на дорогах, где нет твердого покрытия, и в зонах стройплощадок количество пыли достигает 40 мг/м3. Из этого следует, что в зависимости от условий эксплуатации автомобиля двигатель средней мощности способен каждые 1000 км пробега «съедать» до 50 грамм пыли. Но это на европейских дорогах; у нас же эта цифра может быть больше в несколько раз.

 Типичные заблуждения

Такой «спортивный» фильтр мы обнаружили под капотом «Таврии», принадлежащей поклоннику «стрит-рейсинга».Такой «спортивный» фильтр мы обнаружили под капотом «Таврии», принадлежащей поклоннику «стрит-рейсинга». Если смочить бумажный фильтрующий элемент маслом, качество очистки улучшится.

Специальным маслом смачивают только «спортивные» фильтры из поролона и прессованных хлопковых волокон. Если пропитать маслом обычные бумажные изделия, оно забьет поры в бумаге, и сопротивление воздушному потоку сразу достигнет предельной величины. Это приведет к обогащению топливной смеси, росту расхода горючего и повышению токсичности выхлопных газов.

Бумажный фильтр можно промыть для повторного использования.

Такая идея появилась в семидесятых годах в связи с дефицитом воздушных фильтров для «Жигулей». Ни предочиститель, ни сам фильтрующий элемент повторному использованию не подлежат, так как слой пыли на поверхности бумаги смыть можно, но из внутренних пор вымыть грязь не удастся.

Чем больше фильтр работает, тем лучше он очищает воздух, поэтому сроки замены можно отодвинуть.

Это действительно так, поскольку уменьшаются поры и задерживаются частицы меньших размеров. Но при этом растет сопротивление воздушному потоку, что влечет за собой увеличение расхода топлива и снижение мощности мотора.

Если убрать «лишнюю» начинку фильтра, мощность двигателя увеличится.

Мощность мотора вырастет, но значительно снизится его ресурс. Пыль – это преимущественно мельчайшие частицы кварца, то есть абразива. Попадая в цилиндры, она приведет к быстрому износу рабочих поверхностей деталей цилиндро-поршневой группы.

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка, Mann и Toyota

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о