Мотор зил – Продажа двигателей для ЗИЛ-130 по всей России, цена 125000 руб.

Двигатели ЗиЛ-4331 | Какие моторы ставили, проблемы, ресурс

ЗиЛ-4331 — среднетоннажный грузовик, который пришел на смену ЗиЛ-130 и выпускавшийся в период с 1987 до 2011 года. Этот автомобиль имеет грузоподъемность 6 тонн (есть версии на 8 тонн), а его колесная формула 4х2.
На базе 4331 был разработан короткий ЗиЛ-4329, а кабина 4331 использовалась на тягачах ЗиЛ-4421 и -4423, на полноприводном ЗиЛ-4327 и на короткобазном ЗиЛ-4333.
Выпуск 4331 был завершен 2002 году, затем начали производство рестайлингового ЗиЛ-433180, который находился на конвейере до 2011 года.

Близкие аналоги ЗиЛ-4331: КамАЗ-4308, Isuzu Forward, Hyundai HD-78, Renault Midlum и что-то подобное.

Просмотрим, какие двигатели ЗиЛ-4331 встречаются в природе.
Изначально сюда ставили бензиновые двигатели V8 Зил-508.10 на 150 л.с. и рабочим объемом 6 литров. Затем его повысили до Зил-508.30, который соответствовал более высоким экологическим стандартам (Евро-3).
Среди дизельных двигателей ЗиЛ-4331 тоже есть из чего выбрать: сюда ставили V6 ЯМЗ-236А на 195 л.с., V8 Зил-645 объемом 8.7 литров и мощностью 185 л.с., V8 Зил-6454 на 200 сил, а также 7.1-литровый ММЗ Д-260.11 с отдачей в 185 лошадей.

На коротком ЗиЛ-4329 стояли 4-цилиндровые моторы объемом 4.7 литра: Д-245.29 мощностью 105 л.с., Д-245.9 Е2 мощностью 136 л.с. и Д-245.9 Е3 мощностью 130 л.с. Были версии с 6.3-литровым V8 Зил-0550 на 110 л.с. 

Выберите свою модель, чтобы узнать все о двигателях ЗиЛ-4331: какие они бывают, их характеристики, модификации, отличия, основные проблемы и в чем их причины. Какое масло лить, когда менять, сколько заливать, а также, какой ресурс вашего ДВС и прочее.

1 поколение (1987 — 2011):
ЗиЛ-4329 (105 л.с.) — 4.7 л.

ЗиЛ-432920 (110 л.с.) — 6.3 л.
ЗиЛ-432930 (136 л.с.) — 4.7 л.
ЗиЛ-4331 (185 л.с.) — 8.7 л.
ЗиЛ-433110 (150 л.с.) — 6.0 л.
ЗиЛ-43314Б (200 л.с.) — 9.6 л.
ЗиЛ-43314Б (195 л.с.) — 11.15 л.
ЗиЛ-43318 (185 л.с.) — 7.1 л.

 

<<НАЗАД

А.М. Кригер – главный конструктор ЗИС, а позже ЗИЛ

Призвание – конструктор (Часть 2)

Валерий Васильев
Фото АМО ЗИЛ, В/О «Автоэкспорт»,
из архива автора и семейного архива В.А. Кригера

Новой эпохе – новые автомобили

В техническом задании, утверждённом Министерством, предписывалось разработать проект нового грузового автомобиля ЗИЛ-130 с приводом на заднюю ось для перевозки грузов по дорогам всех категорий и для буксировки прицепов общего назначения по дорогам с твёрдым покрытием.

Увеличивался объём магистральных перевозок, развивалось централизованное крупнопанельное жилищное строительство, росло количество крупных промышленных предприятий, укрупнялись совхозы, колхозы и автохозяйства. ЗИЛ-164 уже морально и эстетически устарел. Курс на специализацию перевозок по видам грузов требовал автомобилей со специальными кузовами, внедрялись автопоезда и ЗИЛ-164 становился неконкурентоспособным даже внутри страны.

Для главного конструктора 1960-е стали эпохальными. Предстояло сформировать типаж грузовых и легковых автомобилей совершенно нового поколения. Анатолий Маврикиевич ещё в Кутаиси по наитию выработал свой конструкторский почерк – на базе одной основной модели (условно принятой за базу) создавать целую серию аналогичных автомобилей с разными техническими характеристиками и самого разного назначения. Так, из ЗИЛ-130 создавалась целая серия подобных моделей разного назначения: ЗИЛ-130Я, ЗИЛ-130ГЯ, ЗИЛ-133, седельные тягачи, самосвалы и множество других разнообразных моделей.

Но масштабируемость в производстве требовала и универсального двигателя. Он оставался на том этапе по-прежнему карбюраторным, а не дизельным. Ставилось определённое условие: любой автомобиль должен предусматривать работу в качестве тягача с прицепом, с полуприцепом, а то и смешанную форму. Этот принцип Кригер закладывал ещё в Кутаиси своим студентам – будущим конструкторам двигателей и автомобилей.

Одновременно на базе широкого использования узлов и деталей двухосного автомобиля предусматривалась разработка трёхосного полноприводного грузового автомобиля ЗИЛ-131 (в двух модификациях – тяговой и транспортной).

Базовый стотридцатый

Создание конструкции одного двигателя ЗИЛ-130, способного работать в оптимальном режиме на различных грузовых автомобилях, – задача сложная, особенно, если учесть потребность в двигателе большой мощности для городских автобусов ЗИЛ-158, выпускавшихся в то время на заводе.

Новые моторы должны быть максимально унифицированы с двигателями большей мощности и рабочего объёма, иметь высокий моторесурс, энергетические показатели и топливную экономичность, малые габариты и удельную массу. На перспективу закладывалось их форсирование на высокооктановое топливо АИ-93 и создания версий под сжиженный газ, с форкамерно-факельным зажиганием, дизеля и двигателя для стационарных установок.

Анализ эксплуатационных испытаний V-образных двигателей с 6-ю и 8-ю цилиндрами для грузовиков и легковых представительских лимузинов был сделан в пользу схемы V-8 с углом развала цилиндров 90°. В процессе НИОКР были построены рядные нижне- и верхнеклапанные двигатели, V-образные верхнеклапанные моторы в карбюраторном и в дизельном исполнении. Всего было 5 экспериментальных серий с целью достижения всех показателей технического задания: мощность 150–180 л.с. при 3200 об/мин, крутящий момент 41–48 кгс.м при 1900–2000 об/мин, степени сжатия 6,5, минимального удельного расхода топлива 240 г/л. с.ч., удельной массы 2,93 и 2,42 кг/л. с.ч. На производство были поставлены окончательно ЗИЛ-130 и максимально унифицированный с ним ЗИЛ-375 с большим литражом и форсировкой.

В сравнении с рядным нижнеклапанным двигателем V-образный верхнеклапанный двигатель ЗИЛ-130 имел ряд преимуществ.

  1. Меньшие длина и высота, что упростило его установку на современном грузовом автомобиле.
  2. Меньшие габаритные размеры двигателя, а следовательно, и меньшая масса.
  3. Большая крутильная жёсткость коленчатого вала вследствие уменьшения его длины и практически исключающая необходимость установки гасителя крутильных колебаний.
  4. Меньшая длина впускных каналов и идентичность их формы обеспечивают высокий коэффициент наполнения и большую равномерность распределения рабочей смеси по цилиндрам.
  5. Возможность увеличения диаметров клапанов. Это связано с тем, что у V-образного двигателя расстояние между его цилиндрами оказывается больше, чем в однорядном двигателе (при одинаковом рабочем объёме одного цилиндра), и поэтому можно увеличить длину камеры сгорания и, соответственно, размеры клапанов.

Впервые в практике отечественного автостроения на грузовом автомобиле такого класса был применён гидроусилитель руля, обеспечивший безопасность управления и снижавший утомляемость.

Новая кабина в начале 1960-х слыла образцом элегантности, комфортабельности максимального удобства для водителя и пассажиров, имела улучшенную обзорность с места водителя. Здесь, правда, несколько промахнулись. В момент создания новой кабины для «стотридцатки» в США на легковых автомобилях шла повальная мода на панорамное ветровое остекление. На заводе в 1957 году никто не предвидел, как скоро этот элемент выйдет из моды. В результате в США от панорамных стёкол отказались, тогда как ЗИЛ их только внедрил.

Признание за успехи

В 1963 году Анатолия Маврикиевича по конкурсу избрали профессором и заведующим кафедрой «Автомобили и двигатели» завода-втуза при ЗИЛе с чтением лекций по курсу «Испытания автомобилей и двигателей» на автомобильном факультете, он им оставался до 1979 года.

Есть воспоминания о встрече А.М. Кригера в 1965 году с институтским товарищем по МАТИ им. М.В. Ломоносова Юрием Жуковым – известным советским дипломатом, писателем, постоянным корреспондентом газеты «Правда», который тогда заканчивал свою книгу о людях 1930-х годов. Он и пригласил на деловую встречу Анатолия Маврикиевича в свою квартиру в высотном доме на Котельнической набережной.

«Ровно в 17.45, как было ранее оговорено с ним по телефону, у двери моей квартиры раздался звонок, и я увидел знакомое лицо, почти не тронутое временем, вот только волосы у Анатолия Кригера изрядно побелели. Он сохранил свою завидную спортивную выправку, и вся повадка его (с 1930-х годов) осталась прежней. Будучи человеком дела до мозга костей, Кригер захватил с собой кожаную папку, набитую фотографиями автомобилей, создаваемых под его руководством конструкторским коллективом завода, и сразу же пошел разговор о грузоподъёмности новых машин, о новых моторах, задних мостах, коробках скоростей, как будто мы расстались только вчера и продолжаем беседу, начатую накануне. Только машины совсем не те, какими мы занимались 32 года тому назад.

– Вот это ЗИЛ-130, уже началась его конвейерная сборка. Грузоподъёмность 5,5 тонн. С прицепом грузоподъёмность будет почти 10 тонн. А это наше завтра: опытные образцы испытываются, но в массовое производство он пойдет году в 1967. Будет везти уже восемь тонн, а с прицепом – все пятнадцать…».

Свои слова А.М. Кригер подтвердил своими последующими делами, которые были оценены Министерством, Правительством, научной автомобильной общественностью, заводской администрацией и коллективом.

В 1966 году А.М. Кригера наградили Орденом Ленина, а в 1967 году ему в составе конструкторского коллектива технологов, производственных работников была присуждена Государственная премия за создание конструкции семейства грузовых автомобилей ЗИЛ-130. За 1950–1960-е годы Анатолий Маврикиевич побывал в семи зарубежных командировках служебно-технического назначения почти во всех западноевропейских государствах, а также в государствах Ближнего Востока и Северной Африки.

ЗИЛ-4331 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ЗИЛ-4331
Производитель ЗИЛ
Годы производства 1987—2016
Сборка Флаг СССР
ЗИЛ (Москва, СССР)
Флаг России ЗИЛ (Москва, Россия)
Класс Грузовой
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
ЗИЛ-508.10
Производитель ЗИЛ
Тип карбюраторный, бензиновый К-90, 2-камерный, с падающим потоком, имеет ускорительный насос и экономайзер, систему автоматического управления экономайзера принудительного холостого хода
Объём 6000 см3
Максимальная мощность 110 кВт (150 л. с.), при 3200  об/мин
Максимальный крутящий момент 402 Н·м, при 1800—2000 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Макс. скорость 90
Расход топлива при смешанном цикле 36
Экологические нормы EURO-0
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 95 мм
Степень сжатия 7,1
Система питания карбюратор
Охлаждение жидкостное
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминиевый сплав
Ресурс 350 000 тыс. км.
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8
Максимальные обороты 3200
Рекомендованное топливо А-76
ЗИЛ-508.30
Производитель ЗИЛ
Тип Бензиновый
Объём 6000 см3
Максимальная мощность 98,7 кВт , при 3200  об/мин
Максимальный крутящий момент 377 Н·м, при 2000 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Макс. скорость 90
Экологические нормы Евро-3
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 95 мм
Степень сжатия 7,1
Система питания карбюратор К-96 с электронным управлением
Охлаждение жидкостное
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминиевый сплав
Ресурс 350 000 тыс. км.
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо А-80
ЗИЛ-645
Производитель ЗИЛ
Тип Дизельный
Объём 8745 см3
Максимальная мощность 185 л. с., при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент 510 Н·м, при 1400-1600 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Экологические нормы Евро-0
Диаметр цилиндра 110,0 мм
Ход поршня 115,0 мм
Степень сжатия 18,5
Система питания дизельная
Охлаждение жидкостное
Тактность (число тактов) 4
механическая 5-ступ.
Производитель ЗИЛ
Модель ЗиЛ-130
Тип механическая
Число ступеней 5
Главная передача 6,33
1 передача 7,44
2 передача 4,10
3 передача 2,29
4 передача 1,47
5 передача 1,00
Задняя передача 7,09
Синхронизаторы 2 — 5 передачи
Переключение напольный рычаг
механическая 9-ступ.
Производитель ЗИЛ
Модель ЗиЛ-645
Тип механическая
Число ступеней 9
Главная передача 5,29
1 передача 9,65
2 передача 6,33
3 передача 4,5
4 передача 3,33
5 передача 2,7
6 передача 1,90
7 передача 1,35
8 передача 1,00
9 передача 0,81
Задняя передача 6,77
Синхронизаторы 2 — 9 передачи
Механизм управления мультипликатор планетарный
Переключение напольный рычаг
механическая 5-ступ.
Производитель ЗИЛ
Модель ЗиЛ-4331
Тип механическая
Число ступеней 5
Главная передача 6,33
1 передача 5,63
2 передача 2,64
3 передача 1,48
4 передача 1,0
5 передача 0,83
Задняя передача 5,36
Синхронизаторы 2 — 5 передачи
Переключение напольный рычаг
механическая 8-ступ.
Производитель ЗИЛ
Модель ЗиЛ
Тип механическая
Число ступеней 8
Главная передача 5,29
1 передача 7,30
2 передача 4,86
3 передача 3,5
4 передача 2,48
5 передача 2,09
6 передача 1,39
7 передача 1,00
8 передача 0,71
Задняя передача 10,46
Синхронизаторы 2 — 8 передачи
Механизм управления мультипликатор планетарный
Переключение напольный рычаг
механическая 5-ступ.
Производитель ЯМЗ
Модель ЯМЗ-236
Тип механическая
Число ступеней 5
Главная передача 5,29
1 передача 5,22
2 передача 2,90
3 передача 1,52
4 передача 1,00
5 передача 0,664
Задняя передача 5,22
Синхронизаторы 2 — 5 передачи
Переключение напольный рычаг
Главная передача : одинарная, гипоидная, по заказу с блокировкой межколесного дифференциала
Длина 6370 мм
Ширина 2422 мм
Высота 2810 мм
Клиренс 330 мм
Колёсная база 3800 мм
Колея задняя 1850 мм
Колея передняя 1930 мм
Масса 8820 кг
Связанные ЗИЛ-4334
Похожие модели ГАЗ-3307
Грузоподъёмность от 6000 кг до 8000 кг. в зависимости от модификации
Объём бака 170 л.
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ЗИЛ-4331 — советский и российский грузовой автомобиль производившийся на Заводе имени Лихачёва. Являлся заменой модели ЗИЛ-130. За все время сборки был выпущен 1 600 931 автомобиль[источник не указан 1080 дней].

На Заводе имени Лихачёва модель ЗИЛ-4331 разрабатывали в 70-е годы под обозначением ЗИЛ-169, начало проектирования датируется 1976 годом. Первый опытный образец был готов уже в 1977 году. Автомобиль должен был стать родоначальником новой, дизельной линейки зиловских грузовиков. На него планировали поставить атмосферный дизельный двигатель ЗИЛ-645, с объемно-пленочным смесеобразованием, мощностью 185 л. с.. К этому двигателю прилагалась синхронизированная, механическая 9-ступенчатая коробка передач. Под влиянием автомобильной моды тех лет, кабина обрела угловатые очертания. Крылья, капот и облицовка радиатора были совмещены в один большой узел откидывающийся вперёд. В 80-е в соответствии с отраслевым стандартом машина получила индекс: ЗИЛ-4331 и дорабатывалась вплоть до 1985 года. В 1987 автомобиль встал на конвейер с бензиновым мотором ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л. с. и 5-ступенчатой коробкой передач, чуть позднее появилась и дизельная версия. В сентябре 2016 года на Заводе имени Лихачёва был выпущен последний автомобиль, им стал грузовик модели ЗИЛ-4327 — по сути, модифицированный ЗИЛ-4331[1].

  • ЗИЛ-432900 — короткобазный бортовой, дизель ММЗ Д-245.29 (R4, 4,75 л, 105 л.с., Евро-0), база 3800 мм, грузоподъемность 6000 кг, МКП 5-ступенчатая.
  • ЗИЛ-432930 — короткобазный бортовой, турбодизель ММЗ Д-245.9Е2 (R4, 4,75 л, 136 л.с., Евро-2) и ММЗ Д-245.9Е3 (130 л.с., Евро-3), база 3800 мм, грузоподъемность 6000 кг, контрольный расход топлива при постоянной скорости 60 км/ч – 20,7 л/100 км, МКП 5-ступенчатая.
  • ЗИЛ-432920 — короткобазный бортовой, турбодизель ЗИЛ-0550 (V8, 6,28 л, 110 л.с., Евро-0, Евро-2), база 3800 мм, грузоподъемность 6000 кг, контрольный расход топлива при 60 км/ч – 20,5 л/100 км, МКП 5-ступенчатая.
  • ЗИЛ-433100 — базовый бортовой автомобиль, дизель ЗИЛ-645 (V8, 8,74 л, 185 л.с., Евро-1), база 4500 мм, габаритный радиус разворота по внешней точке – 8,6 м, снаряжённая масса автомобиля 5500 кг, грузоподъемность 6000 кг, МКП 9-ступенчатая, контрольный расход топлива при 60 км/ч – 18,4 л/100 км, автопоезда – 25,7 л/100 км, максимальная скорость движения при полной конструктивной массе на горизонтальном прямом участке сухого асфальтированного шоссе: одиночный автомобиль — 95 км/ч, автопоезд — 85 км/ч.
  • ЗИЛ-433102 — шасси базового автомобиля, снаряжённая масса автомобиля — 4685 кг, прочие технические данные аналогичны ЗИЛ-433100 за исключением параметров автопоезда.
  • ЗИЛ-433104 — шасси пожарного автомобиля, дизель ЗИЛ-645, снаряжённая масса автомобиля — 5300 кг, база 4500 мм, прочие технические данные аналогичны ЗИЛ-433100 за исключением параметров автопоезда.
  • ЗИЛ-433110 — базовый бортовой автомобиль, двигатель карбюраторный ЗИЛ-508.10 (модернизированный ЗИЛ-130) экологического класса Евро-0, позднее ЗИЛ — 508300 (Евро-2 и Евро-3), база 4500 мм.
  • ЗИЛ-43314Б — длиннобазный бортовой автомобиль с рамой от ЗИЛ-133Г4 и кабиной с двумя спальными местами, дизели на выбор: ЗИЛ-645, ЗИЛ-6454 (V8, 9,56 л, 200 л.с., Евро-1) и ЯМЗ-236А (V6, 11,15 л, 195 л.с., Евро-0, Евро-2), база 6100 мм, масса снаряжённого автомобиля 6470 кг, грузоподъемность 6000 кг, выпускался под заказ в 1995-2002 гг.
  • ЗИЛ-433116 — базовый экспортный автомобиль, двигатель карбюраторный ЗИЛ-508.10, позднее ЗИЛ-508300, база 4500 мм.
  • ЗИЛ-433180 — базовый бортовой автомобиль с увеличенной до 8000 кг грузоподъемностью, дизель ММЗ Д-260.11Е2 (R6, 7,12 л, 178 л.с., Евро-2), база 4500 мм, габаритный радиус разворота по внешней точке – 8,6 м, снаряжённая масса автомобиля 6200 кг, МКП 9-ступенчатая, контрольный расход топлива при 60 км/ч – 19 л/100 км, максимальная скорость — 95 км/ч. Автомобиль отличался оригинальной маской капота с пластиковой облицовкой радиатора (из-за более длинного двигателя).
  • ЗИЛ-433182 — шасси базового автомобиля, дизель ММЗ Д-260.11Е2, база 4500 мм.
  • ЗИЛ-4332А — длиннобазный бортовой автомобиль с длинной рамой от трехосного ЗИЛ-133Г4, дизель ЗИЛ-645, база 5600 мм, серийно не выпускался.
  • ЗИЛ-4333 — короткобазный бортовой, дизель ЗИЛ-645, база 3800 мм, серийно не выпускался.
  • ЗИЛ-433302 — короткобазное шасси, дизель ЗИЛ-645, серийно не выпускалось.
  • ЗИЛ-433360 — короткобазный бортовой – дальнейшая модернизация ЗИЛ-431410(ЗИЛ-130) с кабиной типа 4331, двигатель карбюраторный ЗИЛ-508.10 (V8, 6,0 л, Евро-0), позднее ЗИЛ — 508300 (Евро-2 и Евро-3), база 3800 мм, грузоподъемность 6000 кг, МКП 5-ступенчатая.
  • ЗИЛ-433362 — короткобазное шасси с двигателем ЗИЛ-508.10, позднее ЗИЛ — 508300, база 3800 мм.
  • ЗИЛ-4335 — базовый бортовой автомобиль и шасси, дизели импортные Cat-3116 (R6, 6,6 л, 185 л.с., Евро-2) или Cat-3114 (R4, 4,4 л, 150 л.с., Евро-2), база 4500 мм, оригинальная решетка радиатора, произведена ограниченная партия из 135 машин.
  • ЗИЛ-442100 — седельный тягач, двигатель ЗИЛ-645, База 3800 мм
  • ЗИЛ-442160 — седельный тягач – дальнейшая модернизация ЗИЛ-441510(ЗИЛ-130В1) с кабиной типа 4331, двигатель ЗИЛ-508.10, позднее ЗИЛ — 508300, база 3300 мм.
  • ЗИЛ-442300 — седельный тягач с кабиной 4331 со спальным местом, дизель ЗИЛ-645, ЯМЗ-236А или Cat-3116, база 4500 мм.
  • Новая советская техника // журнал «Автомобильный транспорт», № 8, 1985 (третья страница обложки)

Легендарный ЗиЛ-130 / Назад в СССР / Back in USSR

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода?
Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой…

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина.
Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата.

Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.
Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо.
Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.
Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны.
Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем.
В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн.
В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель.
И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.
По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году.
За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.
Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно.
Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Плакат Автоэкспорта. ЗИЛ-130 поставлялся и за рубеж. В первую очередь в страны социалистического лагеря. Кое-где 130-е работают до сих пор.

На базе «сто тридцатого» был создан и седельный тягач — ЗИЛ 130В (на фото автомобиль красного цвета для экспорта).

Еще одно ответвление — трехосный ЗИЛ-133 (на фото ЗИЛ-133ГЯ). Этот автомобиль был нужен заводу «еще вчера», но появился слишком поздно.

Самый известный родственник 130-го — армейский ЗИЛ-131. Полноприводный трехосный 131-й демонстрировал чудеса проходимости и до сих пор в строю.

На базе самосвала ММЗ-555 создали еще одну модификацию — ММЗ-554. Объем кузова был увеличен с трех до пяти кубометров.

Перевозчик багажа в аэропорту АПК-9 на базе удлиненного ЗИЛ-130Г до сих пор стоит на службе. Недавно я видел такие автомобили в аэропорту Мурманска.

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о