О том как проверить помпу ВАЗ 2109 своими руками + видео
Система охлаждения является одной из самых важных систем автомобильного двигателя. Без надлежащего охлаждения ДВС не смог бы работать на полную мощность и, скорее всего, вышел бы из строя уже после нескольких часов своей работы. Для охлаждения двигателя используется специальная охлаждающая жидкость (ОЖ, антифриз или тосол), стойкая к высоким и низким температурам. Для циркуляции ОЖ по рубашке охлаждения предусмотрена помпа, которая представляет собой небольшую крыльчатку приводимую в движение ремнем ГРМ.
Неисправность водяной помпы чревата большими неприятностями, таким например как перегрев двигателя, хуже пожалуй и быть не может. В этой статье я расскажу о том, как проверить помпу ВАЗ 2109 на работоспособность для того, чтобы вовремя обнаружить ее неисправность и заменить, избежав перегрев мотора и капремонта.
Для того, чтобы проверить водяную помпу ВАЗ 2109 существует несколько способов. Сегодня я расскажу о четырех наиболее эффективных на мой взгляд.
1. Самый простой способ проверить водяную помпу на «девятке» — прогреть двигатель до рабочей температуры, и резко пережать верхний патрубок, который идет от радиатора. Если водный насос работает вы ощутите рукой пульсацию антифриза, который циркулирует по системе охлаждения. Если вы почувствовали, что жидкость циркулирует, делаем вывод, что все в порядке — помпа рабочая.
2. Второй вариант проверки — проверка сальника. Для выполнения этой проверки необходимо снять крышку ремня ГРМ и внимательно осмотреть контрольно-вентиляционное отверстие помпы, проверьте не сочится ли через сальник ОЖ. Если утечка есть или на поверхности вы заметили коричневые отложения, замените сальник помпы и снова проверьте на предмет утечки.
3. Иногда во время работы мотора появляются затяжные звуки похожие на «завывание», такая «музыка свидетельствует об одном — у вас выходит или уже вышел из строя подшипник вала насоса. Чтобы опровергнуть или подтвердить эту версию проверьте люфт вала, для этого достаточно покачать приводную звездочку помпы ВАЗ 2109.
4. В случае, если после проведения всех вышеперечисленных тестов вам не удалось обнаружить какие-то неисправности или нарушения, советую вам снять водяной насос и произвести более детальный ее осмотр и диагностику. Тщательно исследуйте обратную сторону ротора, иногда неисправность водяной помпы ВАЗ 2109 кроется в поврежденных ржавчиной лопастях.
Если вам удалось самостоятельно обнаружить неисправность помпы ВАЗ 2109 — купите новую помпу и произведите ее замену. Если же неисправностей не обнаружено, при этом насос работает некорректно, рекомендую заменить его сейчас, не дожидаясь его окончательного выхода из строя. Ремонтировать помпу я бы не советовал, нет гарантии, что после ремонта она будет работать стабильно, к тому же если же ситуация повторится, вы опять потеряете время и деньги. Кроме того, не факт, что вам удастся обнаружить нерабочую водяную помпу сразу после ее поломки, о том, что будет, если вовремя не обнаружить неисправность водяного насоса мы говорили в начале, нет смысла повторяться. На этом у меня все, удачного ремонта, берегите себя и свой автомобиль!
www.autoposobie.ru
Обязательно посмотрите видео как проверить помпу ВАЗ 2109, оно поможет вам решить вашу проблему.
Помпа Ваз 2109 — замена, осмотр, неисправности, видео, фото, цена.
Как заменить помпу ваз 2109? Это дело совсем не сложное, главное четко знать, как все это делается и тогда проблем не возникнет. Но для начала нужно четко знать, что именно помпа вышла из строя, а не что, то другое. При выходе ее из строя и несвоевременной замене последствия будут плачевными. Во первых, может произойти перегрев двигателя, а это частичный капитальный ремонт. Во вторых, ее просто напросто может разорвать, а это уже замена блока или его сварка.
Проверка работоспособности помпы.
- Завести двигатель и дать ему прогреться до рабочей температуры.
- Сжать рукой верхний патрубок системы охлаждения.
Если чувствуется циркуляция тосола, то помпа работает. В ином случае требуется ее замена. Также если помпа потекла, можно поменять только сальник.
Неисправности помпы Ваз 2109.
- Гремит или заклинивает.
- Слышен воющий звук.
- Выходит из строя подшипник.
- Лопасти покрошенные, либо отколоты.
Порядок замены помпы.
- Открыть капот и слить охлаждающую жидкость. Сделать это можно открутив болт под 4 свечей.
- Снимаем кожух ремня ГРМ (3 болта).
- Ослабляем болт крепления шестерни распредвала.
- Поднимаем автомобиль на домкрате или подъемнике и включаем первую передачу.
- Крутим колесо газовым ключом до тех пока метка звездочки распредвала не станет вровень с клювом задней крышки.
- Заглядываем в люк картера и запоминаем положение метки. При полной сборке метки должны совпадать.
- Ослабляем крепление натяжного ролика по часовой стрелке и снимаем его вместе с ремнем.
- Снимаем шестерню распредвала.
- Откручиваем заднюю крышку, за которой находится помпа.
- С помощью деревяшки стучим по шкиву молотком, чтобы отошел герметик, на котором сидит помпа.
- При изъятии помпы остается старый герметик, удалите его и обезжирьте поверхность.
- Нанесите герметик и поставьте новую помпу вместе с прокладкой.
- Собираем все в обратном порядке. Не забывайте про метки.
Помпа системы охлаждения 2108, 2109, 21099
Насос системы охлаждения двигателя (помпа) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначен для обеспечения принудительной циркуляции охлаждающей жидкости.
Расположение насоса системы охлаждения двигателя
Насос охлаждающей жидкости установлен на передней части блока цилиндров двигателя автомобиля. Между насосом и блоком имеется прокладка и резиновое уплотнительное кольцо. К блоку цилиндров он крепится тремя болтами под ключ на «10». Снять помпу не составляет особого труда.
Устройство насоса (помпы)
См. «Схема, насос охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя 2108. 2109- помпа».
— Насос системы охлаждения двигателя (помпа) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций имеет корпус из алюминиевого сплава.
— Внутри корпуса установлен стальной вал, который вращается в двухрядном шариковом подшипнике. На переднюю часть вала напрессован металлокерамический зубчатый шкив, на заднюю крыльчатка.
— Подшипник не имеет внутренней обоймы (ее роль выполняет сам вал) и стопорится в корпусе при помощи винта. Гнездо винта, для предотвращения отворачивания, расчеканено. Подшипник заполнен смазкой Литол-24, которая заложена на весь срок службы (100.000 км пробега).
— Для обеспечения герметичности помпы со стороны крыльчатки (закаленной на торце токами высокой частоты на глубину 2-3 мм) в корпус запрессован сальник, предотвращающий утечку ОЖ. Уплотнительное кольцо сальника изготовлено из графитовой композиции.
Принцип действия насоса охлаждающей жидкости
Привод насоса осуществляется ремнем ГРМ через зубчатый шкив, поэтому лопасти его крыльчатки вращаются постоянно, перегоняя охлаждающую жидкость из подводящей трубы в «рубашку» охлаждения двигателя и далее по всей системе охлаждения.
Применяемость насоса охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется насос охлаждающей жидкости (помпа) 2109-1307010 или ее аналоги разных производителей.
Неисправности помпы
— Течь охлаждающей жидкости
При износе сальника или подшипника (вал помпы начинает «бить») происходит разгерметизация уплотнения вал-сальник и как следствие утечка ОЖ из системы охлаждения двигателя по валу помпы. Подтекающая жидкость заметна визуально. Так же при этом происходит постоянное падение уровня в расширительном бачке.
— Заклинивание помпы
При выходе из строя подшипника на котором вращается вал помпы, возможно его заклинивание, что приводит к обрыву ремня ГРМ. Необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта быть не должно.
Вышедший из строя подшипник вала помпы выдает себя повышенным шумом, который хорошо слышен при работе двигателя на холостых.
— Снижение эффективности циркуляции охлаждающей жидкости
При загрязнении подводящей трубы (например, остатками герметика, применяемого при ремонте) возможно снижение эффективности циркуляции ОЖ. Такой же эффект будет при разрушении крыльчатки насоса (например, при использовании некачественного, слишком агрессивного тосола). Двигатель автомобиля перегревается.
Примечания и дополнения
— Водяной насос можно отремонтировать, спрессовав крыльчатку, шкив, вывернув стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так дорого.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка эффективности работы термостата системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Двигатель автомобиля не прогревается, причины
— Схема включения вентилятора радиатора системы охлаждения автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик включения вентилятора радиатора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Как проверить помпу не снимая с двигателя своими руками
Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.
Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.
Читайте в этой статье
Как проверить исправность помпы на автомобиле
Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).
Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.
Как показывает практика, качественная помпа в среднем служит около 100 тыс. км. По этой причине водители обычно меняют водяной насос не сразу (если нет видимых поводов для замены), а параллельно второй замене приводного ремня газораспределительного механизма (через 100-110 тыс. км), стараясь совместить замену насоса с заменой антифриза.
Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.
Как проверить работу помпы
Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.
- После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
- Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
- Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.
Что лучше, менять помпу или ремонтировать
Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.
Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.
После всех проверок, ремонта или приобретения новой помпы нужно установить насос обратно. Особой аккуратности потребует установка прокладки, а также затяжка крепежных болтов. Для большей надежности и страховки от течей некоторые мастера используют герметики. Отметим, что такой способ не всегда подходит, так как наличие герметика не позволит в дальнейшем ослабить крепление помпы для монтажа ремня ГРМ на некоторых автомобилях при его замене без замены помпы.
Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.
Читайте также
симптомы, признаки, причины. Как проверить водяной насос системы охлаждения, определить поломку
В системе охлаждения двигателя вращение крыльчатки водяного насоса обеспечивает циркуляцию антифриза в малом и большом контуре. Неисправности помпы могут не только привести к перегреву двигателя, но и к обрыву ремня ГРМ и последующему капитальному ремонту двигателя. Рассмотрим устройство насоса, симптомы и причины, по которым требуется замена помпы.
Симптомы неисправности
- Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.
- Течь антифриза. Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
- Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
- Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.
Часто снижение производительности замечается после использования герметика для устранения течи радиатора. Залитая смесь забивает каналы системы охлаждения, налипает на крыльчатку помпы.
Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.
Как проверить насос системы охлаждения?
Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.
После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.
Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.
Риск обрыва ремня ГРМ
Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.
В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.
Проверка подшипника
Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.
Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.
Основная причина поломок
В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.
Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.