Принцип работы делителя кпп камаз – Коробка передач КАМАЗ ? — схема переключения КПП ❗ с делителем и без него: как включается рычаг и переключаются скорости на 6520, Евро 4, 5320, 4310, 53212, 55111, 65115 и других

Делитель механический Камаз

Делитель передач механиче­ский, ускоряющий с пневматическим при­водом включения передач состоит из кар­тера 14, отлитого заодно с картером сцеп­ления, первичного 1 и промежуточного 15 валов, одной пары шестерен, синхрони­затора 8 и механизма переключения пере­дач.

Первичный вал 1 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний под­шипник первичного вала с уплотнительной манжетой установлен в расточке коленча­того вала, а задний подшипник 3 — в гнез­де перегородки картера делителя. От осе­вых перемещений задний подшипник за­фиксирован стопорным кольцом. Шлицо­ванная передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник. На шлицах вала уста­новлены ступицы ведомых дисков сцеп­ления.

В средней части вал имеет цилиндри­ческую шейку, на которую посажены ше­стерня и подшипник 3.

Подшипник установлен на втулке, кото­рая зафиксирована на валу вместе с маслонагнетающим кольцом 17 резьбовой гай­кой.

Маслонагнетающее кольцо подает мас­ло по наклонным отверстиям первичного вала в его полость, откуда оно поступает в каналы первичного и вторичного валов коробки передач.

Осевой ход первичного вала регули­руют набором металлических прокладок, устанавливаемых между крышкой 2 и подшипником 3.

На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца, что1 создает в комплексе с зубчатыми венцами каретки синхронизатора «замок», предот­вращающий самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа.

На двух роликовых подшипниках вра­щается косозубая ведущая шестерня с конусом, предназначенным для работы синхронизатора.

Первичный вал делителя имеет внутреннюю цилиндрическую по­лость для установки первичного вала ко­робки передач с передним роликовым под­шипником в сборе. Осевые усилия, возникающие при ра­боте коробки передач, воспринимаются задним подшипником 3 первичного вала.

Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается за счет циркуля­ции его через два отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач.

Промежуточный вал 15 делителя уста­новлен на двух опорах: шариковом под­шипнике, помещенном в гнезде перегород­ки картера делителя, и роликовом подшип­нике, установленном в специальном гнезде, закрепленном в расточке заднего торца картера делителя.

Промежуточные валы делителя и ко­робки передач соосны за счет установки распорной втулки 12, выполняющей одно­временно роль центрирующего кольца, и соединены между собой шлицами.

Шестерня привода промежуточного ва­ла делителя косозубая, напрессована на сегментной шпонке на вал до упора в его торец.

На переднюю шейку вала установлен шариковый подшипник. От осевых перемещений на валу он фиксируется упорной шайбой, привернутой к валу двумя бол­тами.

Наружное кольцо подшипника, поме­щенное в гнезде перегородки картера, удерживается от осевых перемещений сто­порным кольцом, установленным в его ка­навке.

Подшипник закрыт крышкой, в канавку которой установлено уплотнительное коль­цо, между торцом крышки и перегородкой размещена уплотнительная прокладка. Осевые усилия воспринимаются шарико­вым подшипником.

Для обеспечения плавного выравнива­ния окружных скоростей и безударного включения высшей и низшей передач дели­теля на первичном валу установлен син­хронизатор инерционного типа с конусны­ми фрикционными кольцами.

Синхрониза­тор делителя по принципу действия не от­личается от синхронизаторов основной ко­робки, но конструктивно выполнен по-другому, их детали не взаимозаменяемы, за исключением пружин и шариков фиксато­ров.

Синхронизатор делителя (рис. 1) состоит из каретки 4, двух одинаковых фрикционных колец 1, шести блокирующих пальцев 3 и шести пальцев 2 фиксаторов.

Каретка 4 синхронизатора на наруж­ном диаметре имеет канавку, в которую входят сухари вилки переключения пере­дач. Внутреннее отверстие каретки шлицо­ванное, состоящее из трех зубчатых вен­цов.

Крайние зубчатые венцы имеют меньшую толщину зуба, чем средний, что в комплексе с зубчатыми венцами первич­ного вала делителя предохраняет пере­дачи от самовыключения на ходу автомо­биля.

 В каретке по окружности выполнено шесть отверстий под блокирующие пальцы шесть отверстий под пальцы фиксаторов

Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, рав­ным углу фасок блокирующих пальцев. На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы два одинаковых фрикционных кольца 1. 

Пальцы 2 фиксаторов установлены в отверстия каретки между фрикционными кольцами.

В средней части пальцы имеют канавку, в которую при переключении передач входит шарик 6, поджатый пружи­ной 5, расположенной в глухом отверстии каретки.

Работа синхронизатора аналогична ра­боте синхронизатора второй и третьей передач пятиступен­чатой коробки.

Механизм переключения передач дели­теля предназначен для обеспечения вклю­чения требуемой передачи на ходу автомо­биля и состоит из вилки с сухарями и вали­ка вилки, на конце которого установлен рычаг.

Валик вилки установлен в отверстия картера делителя. В средней части на ва­лик с помощью сегментной шпонки уста­новлена вилка с сухарями.

Вилка закрепле­на двумя стяжными болтами.

Для обеспе­чения монтажа и доступа к механизму переключения на картере делителя имеется люк, закрытый крышкой. На наружном конце валика на сегментной шпонке уста­новлен рычаг, соединенный с поршнем силового цилиндра.

Рычаг закреплен стяж­ным болтом. Ход рычага ограничен двумя регулируемыми упорными болтами.

Включение низшей передачи осуществ­ляется перемещением каретки синхрониза­тора делителя по шлицам его первичного вала назад до полного соединения ее с зуб­чатым венцом муфты первичного вала ко­робки передач. При этом крутящий момент от первичного вала делителя передается на первичный вал коробки передач, а далее так же, как в пятиступенчатой коробке передач (рис. 2).

Включение высшей передачи осуществ­ляется перемещением каретки синхрониза­тора делителя по шлицам его первичного вала вперед до полного соединения ее с зубчатым венцом шестерни первичного вала делителя.

Крутящий момент от пер­вичного вала делителя через шестерню, сблокированную с ним, передается на ше­стерню привода промежуточного вала делителя и далее через шлицевое соединение на промежуточный вал коробки передач. В этом случае при включении передач в основной коробке крутящий момент на всех передачах уменьшается в 0,815 раза, а скорость движения соответственно воз­растает примерно в 1,22 раза.

Регулировка делителя КАМАЗ | avto-mechanik.ru

Делитель это механический редуктор, который служит для повышения передаточных отношении   передач  основной КПП. То есть при включённой пониженной передаче, вращение первичного вала делителя передаётся непосредственно на первичный вал коробки передач. Если переключить делитель на повышенную передачу вращение первичного вала  передается на  его промежуточный вал , который непосредственно соединен с промежуточным валом основной коробки переключения передач. Подобное переключение осуществляется при помощи синхронизатора.  Передачи в делителе переключаются синхронизатором, каретка которого перемещается поршнем  пневматического цилиндра непосредственно через рычаг и вилку делителя.  Пневматическая система управления  делителем  состоит из нескольких механизмов, с помощью которых  происходит переключение передач в делителе. В процессе эксплуатации , а  зачастую и после ремонта, возникают  проблемы  с переключением передач делителя. Связано это в основном с неисправностями пневматической системы переключения передач. Особенно эти неисправности проявляются после ремонта. Когда мы устанавливаем новые запасные части, их сопрягаемые поверхности имеют шероховатости, и  перемещаются друг относительно друга с усилием, поэтому очень важно чтобы пневматическая система была в исправном состоянии. Потому что в случае, если  по какой то причине не хватит усилия для перемещения каретки синхронизатора из одного положения в другое, сухари на вилке переключения, в результате возникающего трения, расплавятся, и  делитель выйдет из строя,  придётся снова снимать КПП, для замены сухарей. Что бы этого не произошло необходимо проверить все элементы пневматической системы  на исправное состояние и провести необходимые регулировки.                             Принцип работы пневматической системы переключения передач заключается в следующем.  Воздух под  давлением 6.2- 7.5 кгс/см2 подаётся из пневматического привода тормозной системы в редукционный клапан, на выходе которого поддерживается постоянное давление воздуха величиной 3.9- 4.5 кгс/см 2. Далее давление воздуха подаётся на кран управления делителем и клапан включения делителя. Кран управления делителем, переключатель которого расположен на рычаге переключения передач в кабине водителя, направляет давление воздуха в ту или другую полость воздухораспределителя, поршни находящиеся в этих полостях перемещают золотник в одну из двух крайних положений, в результате чего давление воздуха поступающее от клапана включения делителя, расположенного на корпусе делителя, подаётся в ту или иную полость пневматического цилиндра, в результате чего происходит его перемещение. Шток поршня входит в зацепление с рычагом переключения передачи.                                   Какие неисправности здесь могут возникать. Если КАМАЗ старого образца в смысле не евро, и кран управления делителем, начинает пропускать, воздух, то устранить это можно путем замены уплотнительных колечек на золотнике, но зачастую в результате сильной выработки сопрягаемых поверхностей это к результату не приводит, возникает необходимость замены. Но, приобретя новый кран, сталкиваешься с проблемой, почему-то тросик, через который происходит управления краном, делают короче, чем это необходимо, и сам кран в результате этого практически не поддаётся регулировке. Поэтому легче всего приобрести кран нового образца аналог с камазов евро, адаптированный под старые камазы, с его установкой проблема снимается раз и на всегда.

Ремонт клапана включения делителя, как правило, не приводит к результату. И если он начал пропускать давление воздуха, поступающее на пневматический цилиндр, его лучше заменить на новый.  Возникают проблемы  и в самом механизме переключения передач, а именно в воздухораспределителе. В нем собирается конденсат из пневматической системы, в результате чего происходит образование ржавчины и налета грязи, поршеньки и золотник воздухораспределителя начинаю клинить. Поэтому лучше сделать ревизию. Очистить воздухораспределитель от грязи и ржавчины, поменять уплотнительные кольца, смазать сопрягаемые поверхности. Сделать это не  сложно.  Часто забиваются трубки подводящие воздух к механизмам пневматической системы управления. Это связано опять же с наличием конденсата в системе и образованием ржавчины, особенно если делитель с ремонта, после того как его промывают в каналах  остаётся жидкость,  которая образует ржавчину, и достаточно не большого ёё количества чтобы трубки забились и перестали пропускать воздух. Поэтому перед установкой необходимо тщательно прочищать и продувать все каналы. Помимо устранения неисправностей очень важно правильно отрегулировать делитель. Ведь если параметры регулировок будут нарушены, то делитель неизбежно выйдет из строя. Переключение делителя должно происходить при выжатой корзине сцепления, в противном случае произойдет поломка синхронизатора. На штоке ПГУ имеется пластина,  которой осуществляется нажатие на клапан включения делителя. Пластина стянута двумя гайками при помощи, которых и происходит регулировка нажатия клапана включения делителя. Когда мы полностью выжимаем сцепление, пластина должна надавить на клапан таким образом, чтобы расстояние между ограничителем хода клапана  и его крышкой корпуса составляло 0,2-0,6 мм.  Отрегулировать можно и более грубо. Если шток ПГУ отпущен, то можно выставить расстояние от пластины до штока клапана примерно 1.5-2 см., но в этом случае необходимо убедиться, что пластина включает клапан, после того как выжато сцепление.

Ещё одной очень важной регулировкой является регулировка ограничения хода рычага, расположенного на одном валу с вилкой переключения синхронизатора. Рычаг приводится в действие пневматическим переключателем делителя, на его корпусе имеются два регулировочных винта. Их необходимо выкрутить. Включить делитель в одном положении. После того как синхронизатор полностью включится подвести регулировочный винт до упора с рычагом, после этого провернуть винт еще на четверть оборота. То есть если мы не сделаем ограничение хода рычага, вилка после включения передачи будет постоянно давить на синхронизатор, и сухари в результате быстро сотрутся. После того как положение регулировочного винта установлено, затягиваем контргайку. Затем переключаем делитель в другое положение и повторяем операцию со вторым винтом. Эту регулировку необходимо обязательно производить после ремонта делителя, так нельзя допустить, чтобы синхронизатор включался не до конца, это приведёт к его поломке.

Коробка передач КамАЗ | ООО «Эверест»

Десятиступенчатая коробка передач модели 15 состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и перед­него приставного редуктора — делителя передач.

Основная коробка передач, выполненная на базе ко­робки передач модели 14, аналогична ей по устройству и в то же время отличается от нее тем, что, во-первых, коробка передач крепится к картеру делителя, поэтому отсутствуют маслонагнетающее устройство и крышки первичного и промежуточного валов. Во-вторых, первич­ный вал коробки является ведомой деталью, поэтому он не имеет шлицев, и на нем установлена зубчатая муфта включения низшей передачи делителя с конусом синхро­низатора, а передний роликовый подшипник первичного вала коробки установлен в специальном гнезде первич­ного вала делителя. В-третьих, шариковый подшипник первичного вала коробки закреплен кольцевой крышкой, по которой центрируется картер делителя.

Делитель передач позволяет увеличить вдвое число передач, получать передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних передаточных чисел пятиступенчатой коробки передач, и изменять скорость и силу тяги автомобиля приблизительно в 1,25 раза.

Делитель передач имеет картер, отлитый как одно целое с картером сцепления. В гнездах картера на шарико и роликоподшипниках установлены первичный 14 и промежуточный 3 валы делителя. Передний шарикопод­шипник первичного вала с сальниковым уплотнением размещен в выточке коленчатого вала двигателя. Шари­ковые подшипники задней опоры первичного вала и передней опоры промежуточного вала застопорены коль­цами от осевых перемещений относительно картера.

Ведущая шестерня 30 первичного вала смонтирована на специальных роликоподшипниках 31. Шестерня 12 промежуточного вала запрессована на вал и закреплена шпонкой.

Соосность промежуточных валов делителя и основной коробки передач достигается за счет установки центри­рующих стаканов, помещенных в гнездах подшипников валов. Эти валы соединяются шлицами.

Принудительную смазку переднего подшипника и под­шипников шестерен вторичного вала основной коробки обеспечивает специальное расположенное на первичном валу делителя маслонагнетающее устройство, к которому масло поступает самотеком по лотку и каналам, выполнен­ным в картере и крышке подшипника первичного вала дели­теля. Масло к подшипникам подводится по каналам в пер­вичном и вторичном валах, а также в ступицах шестерен.

Необходимый уровень масла в картере делителя поддер­живается вследствие циркуляции масла через два отвер­стия в стенках картеров делителя и основной коробки передач. В нижней части картера имеется сливное отвер­стие, закрываемое пробкой с магнитом.

Рис. 63. Делитель передач КамАЗ:

1 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 2 — ро­ликоподшипник; 3 — промежу­точный вал; 4 — картер; 5 и 23 — шарикоподшипники; 6 — стопорное кольцо; 7 — уплотнительное кольцо; 8, 13, 24 и 26 — прокладки; 9 — крышка переднего подшипника проме­жуточного вала; 10 — упорная шайба; 11 — стопорная планка; 12 — шестерня промежуточного вала; 14 — первичный вал; 15 — сальник; 16 — рычаг вилки меха­низма переключения; 17 — сухарь вилки; 18 — вилка меха­низма переключения; 19 — валик вилки; 20 — гайка; 21 — установочная втулка шарикоподшипника; 22 — маслонагнетательное устрой­ство; 25 — крышка подшипника первичного вала; 27 — крышка люка; 28 — сегментная шпонка; 29 — синхронизатор; 30 — шестерня первичного вала; 31 — роликоподшипник.

Сальники крышек подшипника первичного вала дели­теля предохраняют внутреннюю полость коробки от попада­ния пыли и грязи, а также предотвращают утечку масла.

Для включения высшей и низшей передач делителя на шлицах первичного вала установлен синхронизатор, устройство которого аналогично устройству синхрониза­тора в основной коробке. Каретка синхронизатора пере­мещается поршнем силового цилиндра механизма управ­ления переключением передач через рычаг и вилку, жестко закрепленные на валике рычага силового цилиндра.

Дистанционный привод управления механизмом пе­реключения передач состоит из качающегося рычага 4, смонтированного в сферической опоре перед­него кронштейна 3, который закреплен болтами на перед­нем торце блока двигателя; тяги 10 управления, расположенной в развале блока цилиндров двигателя в сфери­ческих опорах, размещенных в переднем кронштейне и задней крышке блока; промежуточной тяги 21 с регули­ровочным фланцем 22, опора которой закреплена на картере сцепления.

На обоих концах тяги управления и на переднем конце промежуточной тяги установлены на шпонках и закреп­лены болтами промежуточные рычаги. Их рабочие эле­менты закрыты резиновыми чехлами. Задний конец про­межуточной тяги болтами соединен с фланцем штока ры­чага механизма переключения передач, служащего для тяги второй опорой.

С целью снижения возникающей при движении авто­мобиля вибрации рычага переключения передач в кон­струкции привода предусмотрено специальное устрой­ство — фрикционная тормозная пара, образуемая безза­зорным соединением малой сферой рычага переключения передач и диском, прижатым пружиной к торцу гайки.

Рис.62. Привод управления механизмом переключения передач:

1 и 28 – установочные винты; 2 – кран управления делителем; 3 – кронштейн опоры рычага; 4 – рычаг переключения передач; 5 – трос крана управления; 6 – прижим троса; 7 и 29 – контргайка; 8 – рычаг передней тяги; 9 – головка рычага переключения передач; 10 – передняя тяга; 11 – сухарь шаровой опоры; 12 – кольцо; 13 – втулка сферической опоры; 14 – пружина; 15 – крышка опоры; 16 – сферическая опора; 17 – рычаг тяги; 18 – ограничительный шарик; 19 – пружина ограничительного шарика; 20 – защитный чехол; 21 – промежуточная тяга; 22 – регулировочный фланец; 23 – соединительный болт; 24 – скобка крепления воздухопроводов; 25 – воздухопровод переднего цилиндра воздухораспределителя; 26 – воздухопровод редукционного клапана; 27 – воздухопровод заднего цилиндра воздухораспределителя; 30 – шток рычага переключения передач; 31 – болт крепления регулировочного винта.

Механизм переключения передач КамАЗ смонтиро­ван в верхней крышке картера коробки передач и состоит из трех штоков с вилками переключения передач, трех фиксаторов, предохранителя включения первой передачи и заднего хода и замка, предотвращающего включение двух передач одновременно.

Рис. 59. Механизм переключения передач КамАЗ:

1 — чашечная заглушка; 2— верхняя крышка коробки передач; 3— вилка переключения четвертой и пятой передач; 4 — установочный винт; 5 — шплинт-проволока; 6 — вилка переключения второй и третьей передач; 7 — вилка переключения первой передачи и заднего хода.

Замок смонтирован между штоками и состоит из двух пар шариков и одного штифта. Шарики распола­гаются во втулках между штоками, а штифт — в отвер­стии среднего штока между шариками.

Суммарная величина диаметров двух шариков больше толщины перегородок, разделяющих штоки, поэтому при перемещении среднего штока шарики замка полностью углубляются во втулки между штоками и, входя в лунки обоих крайних штоков, заклинивают их. Длина штифта несколько больше толщины среднего штока (в сечении между лунками), поэтому при перемещении крайнего штока (например, левого) два шарика, перекатываясь, заклинивают средний шток и передвигают штифт, который в свою очередь воздействует на два других шарика и заклинивает ими правый шток. Таким образом, пере­двинуть любой из штоков можно только тогда, когда два других штока занимают нейтральное положение.

Рис. 60. Замок и фиксаторы механизма переключения:

1 – шарик замка; 2 — стакан стопорного шарика; 3 — пружина стопорного шарика; 4 — штифт замка; 5 — стопорный шарик-фиксатор.

Предохранитель включения первой передачи и заднего хода состоит из двух толкателей и пружины. Чтобы исключить первую передачу или задний ход, необ­ходима рычагом через толкатель 3 отвести предохрани­тель 2, сжать пружину 1, а затем перевести рычаг вместе со штоком и вилкой в положение, соответствующее поло­жению рычага при включении первой передачи или зад­него хода.

Рис. 61. Предохранитель механизма переключения передач в сборе:

1 — пружина предохранителя; 2 — предохранитель; 3 — толкатель предохранителя.

Механизмом переключения передач делителя управ­ляет пневматическая система, которая состоит из редук­ционного клапана 2 давления, крана 7 управления дели­телем, клапана 5 включения делителя, воздухораспреде­лителя 4, силового цилиндра 3 и воздухопроводов.

Клапан 5 включается упором 6, закрепленным на тол­кателе рычага выключения сцепления. Пневматическая система подает воздух в силовой цилиндр только при пол­ностью выключенном сцеплении, что позволяет предва­рительно выбрать ту или иную передачу в делителе. Редукционный клапан отрегулирован на давление 4,2 кгс/см2.

При включении переключателя в положение В или Н трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана 7 управления, в результате чего сжатый воздух от редукционного клапана 2 подводится к воздухораспре­делителю 4 и устанавливает золотник в одном из двух положений. При нажатии на педаль сцепления упор 6 открывает клапан 5 включения делителя, и через него сжатый воздух в зависимости от положения золотника воздухораспределителя поступает в ту или другую полость силового цилиндра 3.

Рис. 64. Схема пневматической системы управления делителем:

В — высшая передача в делителе; Н — низшая передача в делителе; I — от ресивера; 1 — рычаг переключения передач с переключателем крана управле­ния; 2 — редукционный клапан; 3 — силовой цилиндр; 4 — воздухораспре­делитель; 5 — клапан включения делителя передач; 6 — упор; 7 — кран управления.

Основная коробка передач состоит из кар­тера 1, отлитого из серого чугуна, в гнездах которого на шарико и роликоподшипниках установлены первич­ный 6, вторичный 25 и промежуточный 2 валы.

Передний роликоподшипник вторичного вала распо­ложен в гнезде первичного вала. Шарикоподшипники пер­вичного и вторичного валов, а также сферический ролико­подшипник промежуточного вала застопорены от осевых перемещений относительно картера, поэтому они помимо радиальных воспринимают также и осевые нагрузки. Блок 12 шестерен заднего хода установлен на оси 17 и вращается на двух роликоподшипниках 11.

Рис. 57. Основная коробка передач:

1 — картер; 2 — промежуточный вал в сборе; 3, 4, 8, 15, 18 и 34 —прокладки; 5 — пробка, с указателем уровня масла; 6 — первичный вал в сборе; 7 — крышка заднего подшипника первичного вала; 9 — верхняя крышка с механизмом переключения передач; 10 — опора рычага; 11 — роликоподшипник; 12 — блок шестерен заднего хода; 13 — промежуточная втулка; 14 — крышка люка отбора мощности; 16 — упорная шайба; 17 — ось блока шестерен; 19 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 20 — задний шарикоподшипник вторич­ного вала; 21 — червяк привода спидометра; 22 — сальник; 23 и 33 — шайбы; 24 — гайка; 25 — вторичный вал в сборе; 26 — фланец; 27 — стопорное кольцо; 28 — стакан подшипника; 29 — сферический роликоподшипник; 30 — крышка роликоподшипника; 31 — болт упорной шайбы; 32 — стопорная планка.

Все шестерни вторичного вала смонтированы на специальных роликоподшипниках качения. Шестерни зад­него хода, первой и второй передач промежуточного вала выполнены как одно целое с валом. Остальные шестерни промежуточного вала установлены на валу на сегмент­ных шпонках и закреплены кольцом.

Первая передача и задний ход включается зубчатыми муфтами; вторая, третья, четвертая и пятая передачи — синхронизаторами, состоящими из каретки, блокирующих пальцев, конусных фрикционных колец и фиксаторов, размещенных в каретке.

В верхней крышке 9 коробки передач расположен меха­низм переключения передач. Каретки синхронизаторов и муфт включения первой передачи и заднего хода пере­мещают находящимся в кабине рычагом через дистан­ционный привод, штоки и вилки. Вилки закреплены уста­новочными винтами на штоках, перемещающихся в отвер­стиях верхней крышки 9.

Предотвращает одновременное включение двух пере­дач замок шарикового типа, размещенный в крышке между штоками. Предохраняет от случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при движе­нии автомобиля расположенный в крышке пружинно-пальчиковый предохранитель разрезного типа.

В крышке 19 заднего подшипника 20 вторичного вала установлен привод спидометра. Для обеспечения правиль­ного показания спидометра в зависимости от характери­стики главной передачи и размера шин предусмотрены сменные цилиндрические шестерни.

На картере коробки передач имеются два люка для подсоединения коробок отбора мощности.

Сальники крышек подшипников первичного и вторич­ного валов предохраняют внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и грязи и утечки масла.

Обеспечивает поддержание нормального давления в картере коробки передач сапун. В коробке передач герметизированного исполнения внутренняя полость сооб­щается с атмосферой отводящей трубкой, устанавливае­мой вместо сапуна.

Масло в коробку передач наливают через горловину, расположенную на правой стенке картера. К пробке 5 горловины прикреплен указатель уровня масла. В нижней части картера имеются два сливных отверстия, закры­ваемых пробками. В передней пробке вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы — продукты износа.

Синхронизатор состоит из двух конусных колец 1 и 4, жестко связанных между собой паль­цами 3 с развальцованными конца­ми каретки 2 с сухарями 5 и пру­жинами 6. Пальцы в средней части имеют конические блокирующие по­верхности. Отверстия в диске карет­ки 2, через которые проходят бло­кирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фасок с двух сторон отверстия. Ко­нусные кольца 4 не имеют жесткой связи с кареткой и могут быть сме­щены относительно нее. Они связаны с кареткой через фиксирующие су­хари 5, поджимаемые в полукруг­лые канавки пальцев пружинами 6.

При передвижении каретки вил­кой механизма переключения пере­дач конусное кольцо, двигаясь вмес­те с кареткой, подводится к конусу шестерни. Вследствие разности час­тоты вращения каретки, связанной с вторичным валом, и шестерни, связанной через промежуточный вал с первичным валом, относительно каретки до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев с блокирующими поверхностями каретки, препятствую­щими дальнейшему осевому перемещению каретки. Вы­равнивание частоты вращения при включении передачи обеспечивается трением между коническими поверхностя­ми кольца и включаемой шестерни. Как только частота вращения каретки и шестерни сравняется, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению ка­ретки, и передача включится без шума и удара. Если синхронизированные передачи включаются с шумом, сле­дует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее. В противном случае возможен преждевре­менный выход из строя синхронизаторов.

Рис. 58. Синхронизатор коробки передач КамАЗ:

1 и 4 — конусные кольца; 2 — каретка синхрониза­тора; 3 — блокирующий палец; 5 — сухарь; 6 — пружина.

Управление делителем Камаз

Управление механизмом переключения передач дели­теля осуществляется пневмомеханиче­ской системой (рис.1), которая состоит из редукционного клапана 4 давле­ния, крана 3 управления делителем, кла­пана 1 включения делителя и воздухопро­водов

Воздух из пневмопривода тормозной системы автомобиля под давлением 620… 750 кПа подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из которого под­держивается постоянное давление 395… 445 кПа.

Давление регулируется про­кладками, установленными на корпус пру­жины.

Кран 3 управления делителем в зави­симости от положения золотника направ­ляет воздух, поступающий из редукцион­ного клапана, в одну из полостей под порш­нем воздухораспределителя 6 и переме­щает его золотник в одно из двух крайних положений, обеспечивая таким образом подачу воздуха в полость А или Б ци­линдра.

Предварительный выбор передачи в де­лителе производится перемещением рыча­га переключателя в положение В или Н.

Воздух из редукционного клапана 4 под поршень цилиндра поступает через клапан 1, который открывается в конце хода тол­кателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении, упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя привода сцепления.

На рис. 2 переключатель находится в положении низшей передачи, шток крана 3 занимает верхнее положение, а сжатый воздух по верхнему трубопроводу подво­дится к воздухораспределителю 6 и пере­мещает золотник до конца влево, удержи­вая его в этом положении. При этом по­лость А силового цилиндра сообщается с подводящим трубопроводом, идущим от клапана 1 включения делителя, но сжа­тый воздух туда при включенном сцепле­нии не поступает.

Для подачи сжатого воздуха в полость А нужно нажать педаль сцепления. При этом упор, установленный на штоке привода сцепления, переместится и нажмет на шток клапана включения делителя.

Сжатый воздух, подводимый к клапану включения от редукционного клапана 4, поступит к воздухораспределителю и далее в полость А. На приведенном рисунке сжа­тый воздух поступает в полость А силового цилиндра и не сдвигает поршень из край­него правого положения, сохраняя в преж­нем положении рычаг валика переключе­ния передач и включенную низшую пере­дачу в делителе.

Для включения высшей передачи дели­теля необходимо перевести переключатель в верхнее положение и нажать педаль сцепления, тогда поршень силового ци­линдра переместится и продвинет рычаг с валиком и вилкой в другое фиксирован­ное положение.

КПП КамАЗ с делителем — особенности конструкции и эксплуатации

Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.

Вернуться к оглавлению

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов. Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель. Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152. Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Вернуться к оглавлению

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП. Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление. Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Вернуться к оглавлению

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля. Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

  • Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.
  • Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.
  • Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.
  • Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.
  • Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.

Демультипликатор — Википедия

Демультиплика́тор (от де- — приставка, обозначающая отрицательное действие и multiplication (мультипликатор)) — механизм трансмиссии, предназначенный для повышения крутящего момента.

Середина приборной панели тягача КрАЗ-258, справа внизу — диаграмма управления раздаточной коробкой, правый рычаг которой управляет демультипликатором

В русском языке распространены синонимы: дели́тель (прямой перевод термина «демультипликатор»), дополнительная коробка передач, раздаточная коробка с пониженной передачей.

Коробка передач ZF 16S181 со вскрытым задним картером, 3, 6 — 8 — планетарный демультипликатор

Как правило, демультипликатор устанавливается на автомобилях, предназначенных для эксплуатации в тяжёлых условиях, когда обычного количества передач в КПП недостаточно. Например, водитель чувствует, что при необходимой скорости движения на 4-й передаче двигатель работает «внатяг», с перегрузкой, а на 3-й обороты велики, двигатель «перекручен»; переключив демультипликатор (делитель, дополнительную коробку передач) на пониженную передачу, получает промежуточное передаточное число в трансмиссии.

КАМАЗ[править | править код]

К примеру, на некоторых моделях автомобилей КАМАЗ между сцеплением и коробкой передач устанавливается делитель (дополнительная двухступенчатая коробка передач) с прямой и повышенной передачами. Когда автомобиль не загружен, движение происходит на повышенной передаче демультипликатора, при эксплуатации с большой нагрузкой (например, буксировка прицепа или полуприцепа, особенно в неблагоприятных дорожных условиях) водитель включает прямую передачу демультипликатора. Таким образом, вместо пяти передач автомобиль имеет в два раза больше. С включенной прямой передачей демультипликатора общее передаточное число КПП оказывается ниже. Например, передаточное число 5-й передачи с выключенным демультипликатором (5-я низшая) находится между передаточными числами 4-й и 5-й передач с демультипликатором (высших).

На рычаге переключения передач грузовых автомобилей с делителем находится переключатель («флажок»), соединённый гибким тросиком с газораспределителем. После того, как водитель произведёт переключение на рычаге, он нажимает на педаль сцепления и исполнительный пневмопривод переключает передачу в делителе. Некоторые КПП имеют два делителя — один на входе (собственно делитель, на жаргоне также называется «полпередачи»), второй на выходе (демультипликатор). Делитель используется на всех передачах, включая задний ход, для незначительного изменения передаточного числа, а демультипликатор переключает трансмиссию между низшими и высшими передачами, переключается он качанием рычага КПП до упора влево-вправо либо дополнительной клавишей сбоку рычага КПП.

Scania[править | править код]

Так устроены, например, коробки передач Scania GRS905 и ZF 16S151. Конструктивно это 4-ступенчатые МКПП (четыре передачи переднего хода и одна заднего), дополненные делителем и демультипликатором.[1] Трогание и движение на малых скоростях идут при включенном демультипликаторе (на нижнем ряду), понижающем частоту вращения выходного вала в 3,75 раза (для коробки GRS905), при этом на коробке 16S151 можно включить передачи 1-4 или задний ход (R), на коробке GRS905 — передачи 1-3, а также «ползучую» передачу (очень медленную, С) или R.[2] После разгона до определённой скорости водитель переходит на верхний ряд (демультипликатор выключается, кратковременным движением рычага из нейтрали до упора вправо или подъёмом боковой клавиши), передаточное число трансмиссии падает в 3,75 раза и передачи 1-4 становятся передачами 5-8 — 1-я передача основной КПП после выключения демультипликатора даёт эффект 5-й передачи, 2-я передача становится 6-й и так далее.

Передачи основной коробки на верхнем ряду переключаются теми же движениями рычага, что и на нижнем. С верхнего ряда на нижний переходят качком рычага из нейтрали влево либо опусканием боковой клавиши, но на скорости не более 20-50 км/ч, чтобы из-за резко возросшего передаточного числа не произошло поломок двигателя или КПП. Делитель, управляемый передней клавишей, можно использовать на любой передаче, включая задний ход.

Внедорожники[править | править код]

На автомобилях повышенной проходимости раздаточная коробка имеет две передачи — высшую (как правило, прямую) и низшую (понижающую), а также нейтральную. На автомобилях с отключаемым передним ведущим мостом включение пониженной передачи блокируется (невозможно включить при отключенном переднем мосту).

Урал[править | править код]

На автомобиле «Урал-377» (вариант полноприводного «Урала-375» с колёсной формулой 6×4 без ведущего переднего моста) раздаточная коробка, разумеется, отсутствовала, вместо неё стояла дополнительная КПП с прямой и понижающей передачей.

Иномарки[править | править код]

На некоторых легковых автомобилях с полным приводом (разработаны на основе машин с переднеприводной компоновкой), например, Toyota Sprinter Carib, автомобили фирмы Subaru с механической коробкой передач имеется дополнительная понижающая первая передача, включаемая только при подключенном заднем мосту.

Демультипликатор в составе механизма поворота гусеничной машины[править | править код]

Некоторые типы планетарных механизмов поворота гусеничных машин, конструкция которых включает в себя два двухскоростных дифференциальных редуктора, позволяют реализовать функцию демультипликатора посредством одновременного группового (парного) переключения обоих редукторов с одного режима работы на другой — с повышенной передачи на пониженную. При этом, как и в случае с демультипликатором, входящим в состав коробки передач, на выходе происходит увеличение крутящего момента с одновременным уменьшением частоты вращения. Подобная опция является лишь следствием возможностей подобных механизмов поворота обеспечивать два передаточных отношения для маневрирования и формально демультипликатором не является, хотя и может использовать наподобие него.

Вопреки широко распространённому мнению о наличии опции демультипликатора в механизмах поворота подавляющего большинства гусеничных машин, фактически таковая присутствовала лишь на относительно старой технике: британские танки Cavalier, Covenanter, Crusader; чешский танк LT vz.38; венгерский танк Turan; японский танк 三式中戦車 (Чи-Ну); советские танки ИС-1, ИС-2, ИС-3, Т-44, Т-54, Т-55, Т-62; советские боевые машины БМП-1, БМП-2; советский гусеничный тягач АТ-С. Также подобной опцией обладают некоторые малоиспользуемые на современных машинах двухпоточные механизмы поворота по типу такового на танке Пантера: сама Пантера, советский гусеничный тягач АТ-Л, советские боевые гусеничные машины МТ-ЛБ и МТ-ЛБу.

  1. ↑ Руководство по эксплуатации КПП ZF 16S151/181
  2. ↑ Коробка передач Скания GRS905 — схема КПП и принцип работы

Управление делителем передач автомобиля КамАЗ-5320

Категория:

   Автомобили Камаз Урал

Публикация:

   Управление делителем передач автомобиля КамАЗ-5320

Читать далее:



Управление делителем передач автомобиля КамАЗ-5320

Необходимо умело сочетать передачи делителя с передачами коробки передач. Приобретение навыков правильного подбора передач коробки и делителя позволяет значительно снизить расход топлива, повысить среднюю скорость движения, создать для работы двигателя более экономичный режим, повысить срок службы сцепления, тормозов, карданной передачи и ведущих мостов.

Переключение передач в делителе осуществляется перемещением переключателя крана управления, установленного в головке рычага переключения передач.

Для переключения передач в делителе следует переключатель крана управления перевести в верхнее или нижнее положение, что соответствует высшей или низшей передаче. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (примерно 0,6…0,8 с). При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу. После этого плавно отпустить педаль сцепления.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Переключатель крана управления можно переместить в положение выбранной передачи заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора.

При трогании автомобиля с места передачи в делителе выбираются в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля.

Для разгона автомобиля до скорости 10… 11 м/с (30…40 км/ч) (т. е. до третьей-четвертой передачи) достаточно переключить передачу в основной коробке, не переключая передачу в делителе. Для разгона с третьей или четвертой передачи целесообразно использовать обе передачи делителя. Для этого при разгоне в тяжелых дорожных условиях рекомендуется следующая последовательность переключения: 1Н—2Н-—ЗН—4Н—4В—5Н—5В, при разгоне автомобиля по дороге с твердым покрытием — IB—2В—ЗВ—4Н— -5Н-5В.

Если при разгоне необходимо одновременно переключать передачи в основной коробке и делителе, то следует перевести переключатель крана управления делителем в положение Н, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более высокую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

Если автомобиль движется при включенной низшей передаче делителя, а дорожное сопротивление увеличилось и требуется одновременно переключить передачи в коробке передач и делителе, следует перевести переключатель крана управления делителя в положение В, выжать педаль сцепления до упора и включить следующую, более низкую передачу в коробке передач, затем плавно отпустить педаль сцепления.

Рекламные предложения:


Читать далее: Буксировка автомобилей КамАЗ

Категория: — Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *