Проверка указателя температуры охлаждающей жидкости – Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности

Содержание

Не работает указатель температуры ОЖ

не работает указатель температуры ОЖНа примере стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 определим причину неисправности: «не работает указатель температуры охлаждающей жидкости».



Стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в начале шкалы

При этом система охлаждения двигателя автомобиля функционирует нормально: двигатель прогревается как обычно, термостат полностью горячий, печка «греет».

Возможные причины неисправности

Неисправен датчик указателя температуры (ТМ-106), неисправен сам указатель температуры, неисправна их электрическая цепь.

Проверяем исправность датчика указателя температуры

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на «массу» (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала шкалы — датчик температуры неисправен.

Если стрелка не отклонилась — датчик исправен, нужно проверить сам указатель.

Проверка исправности указателя температуры охлаждающей жидкости

Снимаем щиток приборов. Отсоединяем от него белую колодку жгута проводов. Включаем зажигание. Проверяем подачу напряжения на плюсовой вывод указателя (вывод 12 колодки). Используем мультиметр (тестер) с режимом вольтметра или контрольную лампу. Если напряжение присутствует, проверяем минусовой участок цепи. Это вывод 5 колодки (общий минус). Соединяем щупами мультиметра минусовой и плюсовой выводы колодки. Напряжение должно быть не менее 12 В. Если напряжения нет, необходимо прозвонить электрическую цепь указателя.

Присоединяем колодку к щитку приборов и при включенном зажигании соединяем отрезком провода ее вывод 2 (минус с датчика) с «массой». Если стрелка указателя отклонилась, указатель исправен и нужно проверить провод к датчику на «обрыв». Если стрелка не отклонилась, указатель температуры неисправен и подлежит замене.

схема, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 2108, 2109, тм-106

Стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в красной зоне шкалы

При этом система охлаждения двигателя функционирует нормально. Двигатель не перегревается, охлаждающая жидкость не кипит.

Как и в первом случае возможно неисправен датчик указателя температуры (ТМ-106), либо неисправен сам указатель температуры, или неисправна их электрическая цепь.

Проверяем исправность датчика указателя температуры

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на «массу» (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя переместилась из красной зоны в начало шкалы — неисправен датчик температуры.

Проверяем указатель температуры ОЖ

Проводим проверку исправности указателя способом описанным выше. Если установлено, что указатель исправен, проверяем его электрическую цепь. Возможно провод с датчика указателя температуры где-то замыкает на «массу».

Примечания и дополнения

Стрелочный указатель температуры ОЖ установлен в щитке на панели приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Стрелка указателя температуры соединена с вращающемся магнитом, который изменяет свое положение в зависимости от силы действующего на него магнитного поля. В электрическую цепь указателя температуры ОЖ включен датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в головке блока двигателя. Датчик — это «масса» указателя. В нем имеется терморезистор изменяющий сопротивление цепи в зависимости от температуры ОЖ. Чем горячее тосол или антифиз тем сопротивление цепи ниже, тем сильнее магнитное поле воздействующее на стрелку датчика, тем больше она отклоняется.

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

указатель температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099 Указатель температуры ОЖ, схема реле поворотников ВАЗ 2108, 2109, 21099 Реле включения указателей поворота 2108, 2109 контакты переключателя печки ВАЗ 2108, 2109, 21099
Переключатель отопителя салона ВАЗ 2108, 2109 плафон освещения салона ВАЗ 2108, 2109, 21099 Схема включения плафонов освещения салона ВАЗ 2108, 2109

Не работает датчик температуры охлаждающей

21.08.2019, Просмотров: 297

В случае неисправности или неправильных показаний датчика температуры охлаждающей жидкости вы серьезно рискуете перегреть двигатель. Поэтому давайте разберемся, как проверить датчик и найти причину, из-за которой не работает указатель на приборной панели.

Принцип работы датчика температуры двигателя

Современные двигатели зачастую оборудуются двумя датчиками температуры ОЖ. Сигнал с одного необходим блоку управления двигателя для корректировки угла зажигания, момента и времени впрыска, а второй выполняет лишь сервисную функцию. Его показания отображаются лишь на приборной панели.

В основе обоих измерителей заложен принцип изменения сопротивления полупроводникового элемента при повышении и снижении температуры чувствительного элемента. На подавляющем большинстве авто установлены датчики на основе терморезистора с отрицательным температурным коэффициентом (ОТК). Это значит, что чем выше температура чувствительного элемента, тем меньше его сопротивление. Соответственно, чем ниже сопротивление элемента, тем больший ток протекает в цепи. Именно сила тока – определяющее значение при обработке сигнала с датчика температуры ОЖ.

Схема подключения

Именно так выглядит типовая схема подключения датчика температуры. Один из выводов датчика соединен с массой кузова, а второй запитан от бортовой сети. Если электрический разъем имеет лишь один вывод, массу он берет через корпус в месте, где вкручивается в корпус термостата или двигатель. На современных авто такой способ запитки встречается редко.

Как проверить датчик?
  1. Подключите к выводам датчика мультиметр в режиме измерения сопротивления. Погрузите датчик в емкость с водой. По мере нагрева воды сопротивление терморезистора должно уменьшаться. При этом полученные значения стоит сравнить с эталонными значениями для проверяемого датчика. Сопротивление датчика должно изменяться плавно во всем температурном диапазоне.
  2. Подключитесь к диагностическому разъему с помощью специализированного или мультимарочного сканера. В реальном времени отследите изменение показаний по мере прогрева двигателя. Удобней всего наблюдать значения в виде графика. До момента открытия термостата рост температуры должен быть плавным. Термостат имеет некую инерционность срабатывания, поэтому после его открытия температура должна немного упасть, после чего может опять повысится до момента включения вентилятора. Если вы наблюдаете на графике аномальные скачки температуры, датчик неисправен. Если температура будет периодически резко повышаться, вероятно, в цепи присутствует короткое замыкание на массу, проявляющееся при вибрации от работы двигателя или езде по неровностям. Плохой контакт в соединительных колодках, разъемах или переламывание проводов также могут проявить себя нехарактерным для режима работы двигателя снижением температуры.

Конструкция указателей на приборной панели
  • Указатели на основе бимметалической пластины, которая изменяет свою форму при повышении температуры. Стрелка указателя соединена осью с пластиной, поэтому чем выше температура, тем сильнее деформируется пластина и на больший угол отклоняется стрелка на приборной панели. Нагрев стержня осуществляется катушкой либо нагревательной нитью. Сила тока в цепи зависит от сопротивления терморезистора в датчике.

  • Указатель на основе двух катушек индуктивности. Катушка с постоянным магнитным полем запитана от бортовой сети. В цепь катушки с изменяемым магнитным полем включен датчик температуры. Чем ниже сопротивление датчика, тем выше ток в цепи. Стрелка отклоняется в сторону катушки с большей силой электромагнитной индукции.

  • Аналоговые и графические указатели в приборных панелях с блоком управления. Сигнал от датчика обрабатывается электронной схемоц, после чего переводится в силу тока для стрелочных указателей либо пересчитывается математически для графического отображения.

Основная неисправность указателя температуры – нарушение контакта. Загнутые пины на разъеме приборной панели, окислы на контактах и трещины в местах пайки могут быть причиной того, что стрелка указателя лежит либо двигается с рывками. Если бимметалическая пластина нагревается нитью, имеет смысл разобрать приборку для проверки ее на обрыв и плотного прилегания к пластине.

Проверка питания

Для проверки питания вам потребуется контролькая и мультиметр. Снимите разъем с датчика температуры двигателя. Включите зажигание. Поочередно, подключая один из выводов контрольки сначала на минусовую, а затем на плюсовую клемму АКБ, проверьте на колодке наличие питающего напряжения и массы.

На датчиках с одним контактом через контрольку замкните контакт на массу двигателя. Стрелка исправного указателя должна подняться в крайнее верхнее положение. На двуконтактных датчиках аналогичный тест проводится перемыканием контролькой контактов на разъеме. Если на вашем авто стрелка температуры самопроизвольно опускается при прогретом двигателе, в момент теста пошевелите косу с проводом, идущим от датчика. Такой нехитрый метод поможет найти надломанный, окислившийся провод и плохой контакт. Несильные удары по торпеде над щитком приборов нередко позволяют выявить трещины в местах пайки.

Если питающее напряжение на датчик не приходит, а предохранитель при этом цел. С помощью мультиметра проверьте сопротивление проводов от приборной панели до датчика. В случае обрыва указатель на приборке температуру показывать не будет. В случае спорадического зависания стрелки в зоне высокой температуры ищите перетирание изоляции и закорачивание сигнального провода на массу.

Автомобили с диагностическим интерфейсом позволяют наблюдать параметры измерителя температуры в реальном времени через сканер. На многих авто даже мультимарочный сканер может запустить тест исполнительных механизмов приборной панели и показать работоспособность стрелочного указателя.

Не работает датчик температуры охлаждающей жидкости изображение 1

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости тестером

Температурный датчик охлаждающей жидкости в системе подготовки рабочей смеси служит для определения рабочей температуры мотора. Управляющее устройство согласовывает, в зависимости от информации, выданной датчиком, время впрыскивания и угол зажигания с условиями эксплуатации. Сенсорный датчик является температурным датчиком с отрицательным температурным коэффициентом. При возрастании температуры падает внутреннее сопротивление.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, принцип действия, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера.

Сопротивление температурного датчика охлаждающей жидкости изменяется в зависимости от температуры жидкости. При возрастании температуры сопротивление уменьшается. Вследствие этого падает напряжение на сенсорном датчике.

Управляющее устройство оценивает эти значения напряжения, так как они находятся в пропорциональной зависимости с температурой охлаждающей жидкости. Низкие температуры вызывают высокие значения напряжения, а высокие температуры вызывают низкие значения напряжения на сенсорном датчике.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, принцип действия, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестераПроверка датчика температуры охлаждающей жидкости, принцип действия, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера

Последствия выхода датчика температуры охлаждающей жидкости из строя.

Неисправность температурного датчика охлаждающей жидкости, а также порядок последующих действий может быть различным.

Основные признаки неисправности датчика температуры ОЖ:

— Увеличение оборотов на холостом ходу.
— Увеличенный расход топлива.
— Затрудненный запуск.

К этому следует добавить возможные проблемы при техническом осмотре вследствие повышенного содержания СО, а также отказа регулятора.

В перечне отказов управляющего устройства могут быть внесены следующие данные:

— Замыкание на массу проводников или короткое замыкание в сенсорном датчике.
— Замыкание на плюс или обрыв проводника.
— Резкие изменения сигнала (скачок напряжения).
— В двигателе не достигается минимальная температура охлаждающей жидкости.

Последняя из перечисленных причин может быть вызвана неисправностью термостата.

Поиск неисправностей и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости при помощи тестера.

Перед проверкой следует проверить подключение проводников, разъемов и датчика на правильность соединения, обрыв и коррозию.

Определение внутреннего сопротивления датчика.

Определяем внутреннее сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости. Сопротивление зависит от температуры. При холодном двигателе оно высокоомное, в разогретом состоянии низкоомное. В зависимости от производителя:

При +25 градусах: 2,0 – 6,0 Ком
При +80 градусах: около 300 Ом

Обратите внимание на паспортные данные.

Проверка соединения проводников с управляющим устройством.

Проверить соединение проводников с управляющим устройством, в ходе чего каждый отдельный проводник разъема управляющего устройства проверить на проводимость и замыкание на массу.

1. Омметр включить между разъемом температурного датчика и отключенным разъемом управляющего устройства. Паспортное значение равно примерно 0 Ом. Необходима электрическая схема с указанием контактов управляющего устройства.

2.Проверить соответствующий контакт на разъеме датчика омметром при отключенном разъеме относительно массы. Паспортная величина: > 30 Мом.

Проверка подачи напряжения на датчик.

С помощью вольтметра проверить на отключенном разъеме подачу напряжения питания. Операция производится при включенном разъеме управляющего устройства и включенном зажигании. Паспортная величина: примерно 5 вольт. Если значение напряжения недостаточно, то нужно проверить подачу напряжения питания на управляющее устройство, включая соединение с массой.

По материалам книги «Автомобильная электроника».

Похожие статьи:

  • Проверка сенсорного датчика педали акселератора, принцип действия, признаки неисправности, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера и осциллоскопа.
  • Проверка сенсорного датчика распределительного вала, принцип действия, признаки неисправности, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера и осциллоскопа.
  • Проверка сенсорного датчика воздушной массы, принцип действия, признаки неисправности, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера и осциллоскопа.
  • Проверка сенсорного датчика детонационного сгорания, принцип действия, признаки неисправности, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера и осциллоскопа.
  • Проверка сенсорного датчика числа оборотов колеса, принцип действия, признаки неисправности, последствия выхода из строя, поиск неисправностей и проверка датчика при помощи тестера и осциллоскопа.
  • Тормозная жидкость стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, свойства, проверка состояния, замена, правила смешивания тормозных жидкостей разных классов.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? – Поделки для авто

При выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости или его неправильной работе, последствия для вашего железного коня могут быть самые печальные. Поэтому диагностика его работы будет не лишней, хотя бы раз в полгода.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Чтобы понять, как продиагностировать датчик, надо разобраться в принципе его работы. Сам датчик представляет из себя терморезистор в латунной оболочке, значение сопротивление которого зависит от его температуры. В большинстве случаев используются датчики с понижающим температурным коэффициентом, т.е. при повышении температуры терморезистора его сопротивление уменьшается.

Датчик стоит в замкнутой электрической цепи, напряжение на него подается с контроллера. Соответственно при уменьшении сопротивления, падение напряжение на нем уменьшается с помощью этой информации контроллер рассчитывает значение температуры.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

При преодолении определенного порога блок управления начинает алгоритм снижения или стабилизации температуры, если необходимо изменяет положение клапана поступления тосола или включает вентилятор для ее охлаждения. По исполнению датчики различаются на терморезисторные и термобиметалические, принцип работы у них одинаковый.

Возможно датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен если имеют место быть следующие явления:

  • – при низкой температуре двигателя включается охлаждающий вентилятор, соответственно означает что терморезистор теряет сопротивление гораздо быстрее требуемых значений температуры;
  • – значительно увеличивается расход топлива, датчик просто не срабатывает или сопротивление не изменяется, соответственно система охлаждения практически не работает;
  • – двигатель трудно заводится или работает не стабильно, работа двигателя на критических режимах быстро приводит к его износу.

Конечно, можно обратиться на диагностику в любой автосервис, однако путем легких манипуляций это можно сделать и самому. Под рукой достаточно иметь вольтметр или омметр, если у вас есть мультиметр (или в простонародье «цешка») вообще замечательно, будет возможность проверить все параметры.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Поверхностной проверкой измерьте падение напряжения на датчике в двух состояниях: остывшего и нагретого двигателя. Падение должно составлять 2 В и 0,5 В, небольшие отклонения допустимы но если значения будут около 1,5 В и 1,25 В, датчик явно нужно заменить.

Для глобальной проверки, необходимо снять датчик. Взять стакан воды, омметр, кипятильник и градусник. И сверять показания температуры и датчика согласно приведенной ниже таблицы:

Температура, °ССопротивление, Ом
+57280
+105670
+154450
+203520
+252796
+302238
+401459
+451188
+50973
+60667
+70467
+80332
+90241
+100177

Встречаются и обратные датчики с повышающим температурным коэффициентом, соответственно принцип действия обратный при повышении температуры сопротивление терморезистора увеличивается.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Важно отметить, что все манипуляции с датчиком необходимо производить крайне аккуратно, т.к. его повреждение может привести к необратимым последствиям.

И ещё хочу отметить один момент, если вам нужны патрубки системы охлаждения для авто Ваз Калина, то есть отличный ресурс. Цены вас приятно удивят, заходите и заказывайте.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *