Радиатор устройство: Радиатор устройство и принцип работы – Как работает радиатор охлаждения двигателя

Содержание

Радиатор устройство и принцип работы

Система охлаждения играет очень важную роль, так как именно она предотвращает перегревание двигателя автомобиля, которое неизбежно в процессе работы. Важнейшим элементом охлаждающей системы выступает радиатор, обеспечивающий эффективное охлаждение жидкости.

Система охлаждения автомобиля специально предназначена для того, чтобы охлаждать детали двигателя, которые нагреваются в процессе его работы. Современные автомобили имеют системы охлаждения, которые, помимо своей основной, выполняют целый ряд других важных функций:

— нагревают воздух в системе вентиляции, отопления и кондиционирования;
— охлаждают масло в системе смазки;
— охлаждают отработанные газы в системе рециркуляции отработанных газов;
— охлаждают рабочую жидкость в автоматической коробке передач;
— охлаждают воздух в системе турбонаддува.

На сегодняшний день существует несколько систем охлаждения двигателя: воздушная, жидкостная и комбинированная. В жидкостной системе тепло от разогретых элементов двигателя отводит поток жидкости, в воздушной системе — поток воздуха. В комбинированной системе воздушная и жидкостная системы объединяются.

Большинство современных автомобилей оборудованы жидкостной системой охлаждения, среди преимуществ которой можно выделить эффективное равномерное охлаждение. Кроме этого, жидкостная система охлаждения имеет невысокий уровень шума.

Независимо от того, какой тип двигателя имеет автомобиль — бензиновый или дизельный, конструкция систем охлаждения будет подобной. В состав системы охлаждения входят следующие элементы:

— радиатор системы охлаждения;
— теплообменник отопителя;
— масляный радиатор;
— расширительный бачок;
— термостат;
— центробежный насос;
— вентилятор радиатора;
— патрубки;
— элементы управления;
— рубашка «охлаждения» двигателя.

Устройство радиатора

Важнейшим конструктивным элементом не только системы охлаждения, но и самого двигателя, является радиатор. Прообраз современного радиатора устанавливался даже на самых первых автомобилях, так как без радиатора работа двигателя не представляется возможной. Радиатор системы охлаждения выполняет такую важную функцию, как поддержание рабочей температуры двигателя и защита его от перегрева.

Как правило, автомобильный радиатор состоит из таких элементов, как верхний и нижний баки, сердцевина, детали крепления. Радиатор предназначен для того, чтобы жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждалась до необходимой температуры. Баки радиатора, а также сердцевина, которая к ним припаяна, как правило, изготавливаются из латуни, благодаря чему обеспечивается хорошая теплопроводность.

Сердцевина радиатора представляет собой тонкие поперечные пластины, через которые проходят плоские вертикальные трубки, припаянные к этим пластинам. Жидкость, которая проходит через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на множество потоков. Подобное устройство сердцевины позволяет жидкости охлаждаться более интенсивно, так как значительно возрастает площадь соприкосновения жидкости со стенками трубок.

Баки радиатора соединяются с рубашкой охлаждения при помощи патрубков. Нижний бак оснащен специальным краником, предназначенным для слива жидкости из радиатора. Чтобы спускать воду из водяной рубашки, в нижней части блока также имеется краник.

В систему охлаждения жидкость заливается через горловину бака, расположенного вверху и закрываемого крышкой. Жидкостная система охлаждения двигателя отличается наличием двойного регулирования теплового режима: термостатом и шторкой.

Шторка радиатора охлаждения — это своеобразное полотно, один из концов которого закрепляется на сматывающем механизме, который, в свою очередь, монтируется в барабане. Второй конец неподвижно соединяется в нижней части автомобильного радиатора.

Некоторые двигатели внутреннего сгорания вместо шторки оснащены жалюзи створчатого типа, состоящими из пластин. Пластины шарнирно закрепляются в нижней планке, связанной тягой и системой рычагов с рукояткой управления жалюзи, которая находится в кабине. Сами створки могут быть расположены горизонтально или вертикально.

Принцип работы радиатора

Системы охлаждения, которыми оборудуются современные автомобили, учитывают множество важных параметров, среди которых температура двигателя, температура жидкости и масла, температура снаружи салона и т.д.

Принцип работы системы охлаждения следующий. Благодаря жидкостному насосу охлаждающая жидкость находится в постоянном движении, циркулируя по кругу, омывая горячие стенки головки блока и цилиндров. Таким образом удается избежать перегрева двигателя, так как от нагретых деталей отводится тепло. Далее горячая жидкость направляется в радиатор охлаждения, который обеспечивает отвод тепла в окружающую среду. На этом цикл заканчивается, а охлажденная жидкость идет по новому циклу.

Таким образом, можно сделать вывод, что радиатор представляет собой своеобразный теплообменник, который обеспечивает охлаждение жидкости. Чтобы работа радиатора была еще более эффективной, перед двигателем устанавливается специальный вентилятор радиатора, нагнетающий воздух на поверхность радиатора, благодаря чему процесс теплообмена значительно ускоряется.

Вентилятор радиатора запускается автоматически специальным термодатчиком, который срабатывает в тот момент, когда рабочая температура двигателя начинает подниматься выше допустимой нормы. Вентилятор и радиатор охлаждения устанавливают непосредственно перед двигателем.

Радиатор является одним из ключевых и наиболее важных элементов жидкостной системы охлаждения. Основной задачей становится рассеивание в атмосферу тепла, которое было отведено от двигателя охлаждающей жидкостью. Радиатор системы охлаждения двигателя можно считать важнейшей деталью самого силового агрегата.

Устройства, похожие на современный радиатор, устанавливались на самых ранних версиях автомобилей с ДВС, так как без указанного элемента охлаждения работа силовой установки становится попросту невозможной. Это устройство напрямую отвечает за поддержание нормальной рабочей температуры двигателя в строго отведенных рамках. Такая защита бережет мотор от перегрева, который неминуемо выведет практически любой двигатель внутреннего сгорания из строя.

Читайте в этой статье

История создания радиатора

Водяная система охлаждения появилась на заре двигателестроения. Впервые концепцию радиатора применили на первом серийном автомобиле под названием Benz Velo, который оказался в свободной продаже в 1886 году. Данную идею устройства продолжил развивать Вильгельм Майбах, который сконструировал изделие с сотами. Разработка нашла применение в конструкции модели Mercedes 35HP. За последующие десятилетия и до наших дней устройство радиатора не претерпело глобальных изменений, оставшись практически в том же самом виде, что и во времена Майбаха.

Благодаря такому эффекту охлаждающая жидкость попадала в радиатор. Эффект термосифона основывается на том, что плотность воды понижается при нагреве. Разогретая вода благодаря этому свойству устремляется вверх. В итоге нагретая жидкость оказывалась в устройстве, проникая туда посредством прохода через верхний патрубок.

Внутри радиатора происходило охлаждение воды, плотность жидкости снова возрастала. Это приводило к тому, что вода опускалась в нижнюю часть радиатора, а уже оттуда проникала обратно в рубашку двигателя через нижний патрубок. Главным недостатком систем с эффектом термосифона стало то, что они не могли обеспечить должного охлаждения на фоне постоянно растущей мощности ДВС. Такие системы достаточно быстро вытеснили решения, которые основывались на применении центробежного водяного насоса (помпы).

Радиатор в системе жидкостного охлаждения

Главной задачей элемента является отвод тепла от силовой установки в атмосферу путем охлаждения жидкости, которая проходит внутри по каналам. Для обеспечения лучшего отвода тепла устройство монтируется в таком месте, где отмечен наилучший обдув встречным воздушным потоком в процессе движения автомобиля. Типичным местом установки в подкапотном пространстве является область за радиаторной решеткой спереди автомобиля. Стоит отметить, что даже в автомобилях с задним расположением ДВС радиатор зачастую устанавливается спереди. Отличием становится прокладывание более длинных магистралей системы охлаждения к двигателю.

Существуют и другие места для монтажа устройства охлаждения, но встречаются реже. Автомобили с заднемоторной компоновкой могут иметь радиатор, который установлен вдоль боковой стенки. Такое решение можно встретить на спортивных автомобилях, которые имеют сразу два радиатора охлаждения, расположенные вдоль обеих стенок моторного отсека. Эффективный обдув воздухом реализован путем использования воздухозаборников. Указанный воздухозаборник располагают в задней части машины на боковых стенках.

Устройство радиатора

а – устройство; б – паровой клапан открыт; в – воздушный клапан открыт.

  • Радиатор конструктивно имеет верхний (1) и нижний (7) бачок. Эти бачки соединены между собой трубками (5) из латуни или алюминия. К этим трубкам посредством пайки прикреплены пластины (6), которые увеличивают площадь поверхностного охлаждения элемента. Через эту поверхность тепло отводится от охлаждающей жидкости и отдается в окружающую среду.
  • Верхний бачок имеет заливную горловину для заправки охлаждающей жидкостью. Горловина перекрывается пробкой (3). В этой пробке имеются паровой (11) и воздушный (12) клапаны.
  • Верхний бачок также имеет патрубок (2) для того, чтобы соединить радиатор с рубашкой охлаждения мотора. Такое соединение реализовано посредством резинового шланга. Дополнительно имеется пароотводная трубка (4), а также датчик электрического термометра (13).
  • Нижний бачок (7) имеет патрубок (8) для соединения устройства с насосом (помпой). Еще имеется дополнительный кран, который способен обеспечить слив охлаждающей жидкости. На раме автомобиля радиатор крепится специальными крепежными деталями (9).

Так называемые сердцевины (пластины радиатора) являются основными элементами теплообмена. В зависимости от типа сердцевины выделяют следующие типы радиаторов:

  1. трубчатые;
  2. пластинчатые;
  3. трубчато-ленточные и т.д.

Бачки радиатора могут быть изготовлены из пластика или металла. Если взглянуть на устройство более детально, тогда основная часть сердцевины, по сути, является набором бесшовных алюминиевых или латунных трубок. Трубки, соединяющие верхний и нижний патрубки, имеют толщину стенок до 0,15 миллиметра. Жидкость, проходящая через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на большое количество микропотоков. Каждая такая трубка покрывается своеобразными ребрами, которые являются тонкой гофрированной медной или алюминиевой лентой.

Для того чтобы алюминиевый продукт приблизился по качеству охлаждения к латунной конструкции, его необходимо изготавливать большим по размеру и увеличивать толщину элемента. В начале эпохи автомобилестроения активно использовались сотовые радиаторы. Такое устройство было выполнено из небольших отрезков латунных трубок, которые имели пятиугольное сечение. Жидкость внутри таких трубок не циркулировала принудительно, а весь процесс охлаждения осуществлялся посредством контакта металлических ребер со встречным потоком воздуха.

Вернемся к устройству современного радиатора. Паровой клапан, изображенный на рисунке, нагружается специальной пружиной (10). Пружина имеет упругость 1250—2000 г. Это позволяет нарастить давление в радиаторе охлаждения и повысить температуру закипания охлаждающей жидкости в жидкостной охлаждающей системе до отметки 110-119°С. Такое решение обеспечивает уменьшение объема охлаждающей жидкости во всей системе, что означает параллельное снижение массы двигателя. При этом сохраняется необходимая интенсивность охлаждения силового агрегата. Еще одним плюсом становится уменьшение потерь, под которыми следует понимать испарение охлаждающей жидкости.

Воздушный клапан также нагружают пружиной, но более слабой по силе противодействия. Упругость такой пружины находится на отметке 50-100 г. Задачей воздушного клапана является пропуск воздуха внутрь устройства в том случае, если произошла конденсация охлаждающей жидкости после того, как она закипела и была охлаждена.

Другими словами, внутри системы за счет явления парообразования может возникнуть избыточное давление. Точка кипения охлаждающей жидкости соответственно ему повышается, при этом нет зависимости от атмосферного давления, так как давление сброса задается клапаном в крышке. Такое свойство системы охлаждения незаменимо в процессе езды по горной местности. По причине пониженного атмосферного давления в горах охлаждающая жидкость закипает быстрее, чем в обычных условиях. Данное решение установки воздушного клапана позволяет таким образом предотвратить разрушение радиатора. который может быть попросту раздавлен атмосферным давлением.

Пробка, оснащенная клапанами, обеспечивает открытие выпускного клапана в случае закипания охлаждающей жидкости внутри системы и возникновения избыточного давления, которое приблизительно находится на отметке 0,5 кг/см 2 . Пар выводится в пароотводную трубку. Впускной клапан обеспечивает доступ воздуха тогда, когда давление внутри оказывается ниже атмосферного давления (ниже 1 кг/см 2 ), что возникает в устройстве при остывании охлаждающей жидкости.

В закрытой системе охлаждения для слива охлаждающей жидкости нужно открыть сливные краны и извлечь пробку радиатора. Чтобы спустить жидкость из водяной рубашки двигателя, в нижней части блока отдельно предусмотрен соответствующий кран для слива. Существует также система охлаждения открытого типа. В открытой системе горловина устройства охлаждения закрыта пробкой без клапанов. В такой системе вода закономерно кипит при температуре 100°С.

Регулировка температуры охлаждающей жидкости

За поддержание постоянной температуры в системе охлаждения двигателя отвечает термостат. Данный элемент распределяет движение охлаждающей жидкости по контурам. Эти контуры называются малый и большой круг. Рубашку двигателя можно считать малым кругом, движение потока через радиатор-большой круг. Возникает такая ситуация, когда охлаждения наружным воздухом при движении ОЖ по большому кругу в жаркую погоду или при нагрузках оказывается недостаточно. Чтобы обеспечить эффективный отвод нагретого воздуха и поддерживать постоянную температуру охлаждающей жидкости дополнительно устанавливается один или целый ряд вентиляторов. Такие вентиляторы могут иметь механический привод (вискомуфту) или электрический привод.

Регулирование теплового режима «шторкой»

Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания может быть оснащена двойным регулированием теплового режима. Первым регулятором выступает термостат, о котором мы уже говорили. Вторым терморегулирующим элементом становится шторка-жалюзи.

Устройства с двойным регулированием конструктивно имеют жалюзи, установленные непосредственно перед радиатором. Благодаря такому решению в сильные морозы радиатор можно прикрыть, уменьшив интенсивность обдува наружным воздухом. Отвод тепла снизится, а само тепло можно более эффективно использовать для поддержания рабочей температуры ДВС и интенсивного отопления салона автомобиля.

Жалюзи представляют собой пластины из металла, которые соединены между собой шарнирами. Эти шторки могут иметь вертикальное или горизонтальное расположение перед устройством. Управление таким решением осуществляется рукояткой из салона автомобиля, а также может быть реализовано автоматически в отдельных конструкциях. Принцип действия механического устройства заключается в том, что задвигая или вытягивая рукоять в салоне, водитель осуществляет поворот пластин. Происходит изменение щели между жалюзи и происходит регулировка интенсивности обдува радиатора воздушными потоками. Результатом становится воздействие на температуру охлаждающей жидкости.

В условиях предельно низких температур на капот и радиаторную решетку дополнительно крепят специальный утеплительный чехол. Такой чехол изготовлен из водонепроницаемой пожаробезопасной ткани. Указанные меры способствуют поддержанию рабочего теплового режима двигателя в необходимых рамках.

Установка дополнительного радиатора

Появление мощных высокофорсированных атмосферных и турбодвигателей, которые работают в самых разных режимах нагрузки, поставило перед разработчиками задачу установить дополнительные устройства охлаждения. Инженеры реализовали параллельную установку дополнительного радиатора. Такое решение получило свой отдельный электрический вентилятор. Не стоит путать дополнительный радиатор охлаждения с интеркулером, который устанавливается для охлаждения сжатого воздуха в системах с турбонагнетателем.

Принцип работы

Для правильного функционирования современные жидкостные системы охлаждения в процессе работы учитывают множество важнейших параметров. Специальные датчики снимают показания температуры двигателя, температуры охлаждающей жидкости и моторного масла, температуры за бортом и т.д.

Если вкратце описывать принцип работы системы охлаждения, тогда за точку отсчета стоит принять жидкостной насос. Этот элемент заставляет охлаждающую жидкость постоянно двигаться и циркулировать по кругу. При этом проход через рубашку охлаждения двигателя (малый круг) позволяет жидкости омывать горячие стенки головки блока и цилиндров. Когда температура охлаждающей жидкости растет, тогда при определенных показателях срабатывает термостат и открывает доступ жидкости в большой круг (радиатор). Так удается избежать перегрева двигателя и эффективно отдать жидкости избыточное тепло от нагретых деталей мотора. Когда горячая жидкость попадает в устройство охлаждения, от неё происходит отвод тепла в окружающую атмосферу. Полный цикл заканчивается, а охлажденная жидкость движется аналогично по новому циклу.

Диагностика и ремонт неисправностей радиатора своими руками

Главной диагностической процедурой является периодический контроль системы охлаждения двигателя на предмет утечек и снижения объема охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Контролировать количество жидкости можно визуально. Так как жидкость постоянно нагревается и охлаждается, со временем входящая в состав любой ОЖ вода частично выпаривается, что и приводит к общему снижению объема.

Если говорить о неисправностях радиатора, тогда основной является загрязнение его сот и каналов, а также их разрушение. Загрязнение приводит к тому, что циркуляция жидкости внутри устройства ухудшается, ОЖ при движении по большому кругу не успевает остыть. В таких условиях мощности вентилятора перестает хватать, так что перегрев двигателя неминуем.

Начинать ремонт радиатора охлаждения двигателя с загрязненными сотами стоит начинать с обычной промывки сердцевины проточной водой. Необходимо отсоединить нижний патрубок, а далее через горловину начинать заливать воду. Крайне желательно осуществлять промывку сот устройства охлаждения водой под давлением. В ряде случаев, когда радиатор сильно забит, его можно распаять и произвести демонтаж верхнего и нижнего бачков. После демонтажа становится возможным осуществить чистку сердцевины механическим способом.

В процессе эксплуатации верхний или нижний бачок, а также и сами соты начинают течь. Это происходит по причине использования низкосортных охлаждающих жидкостей, механических повреждений и т.д. Если подтекание незначительное, тогда можно попытаться засыпать или залить в радиатор специально предназначенное для временного устранения таких дефектов решение из автомагазина. К «дедовским» методам относят добавку большой порции горчичного порошка, который размокает и затягивает трещину. Как первый, так и второй способ не ремонтирует устройство полностью, а только позволяет устранить течь на время дороги до СТО и постановки автомашины на ремонт.

Что касается расширительного бачка, то пробку на нем при разогретом моторе нужно отвинчивать с аналогичной осторожностью. Слегка прокрутите пробку, но не до конца. Вы услышите характерный звук вырывающегося воздуха, похожий на тот, что возникает при открытии крышки на бутылке газированной воды. После такого стравливания крышку бачка можно постепенно открывать полностью и осуществлять контроль или долив охлаждающей жидкости.

Промывка радиатора системы охлаждения двигателя своими руками. Как и чем лучше промывать радиатор самому изнутри без снятия с машины.Рекомендации.

Основные неисправности автомобильного радиатора системы охлаждения двигателя. Пайка латунного радиатора, самостоятельный ремонт алюминиевого радиатора.

Ржавчина в системе охлаждения мотора и двигателе: что делать и как удалить загрязнения. Доступные способы очистки системы охлаждения своими руками.

Принцип действия герметика для системы охлаждения двигателя. Когда использовать герметик, на какие результаты рассчитывать. Возможные последствия, советы.

Причины и результаты перегрева дизельного двигателя. Что делать, если дизель греется: диагностика и устранение неисправностей. Важные рекомендации.

Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения ДВС.

Помимо главной функции отвода тепла от основных узлов двигателя автомобиля, система охлаждения решает ряд дополнительных задач. Фактически она участвует в работе системы смазки, отопления салона, выхлопа и рециркуляции отработавших газов, турбонаддува и коробки передач. О том, как она устроена, а также в чем заключается принцип работы охлаждающей системы и пойдет речь далее.

Виды систем охлаждения двигателя

Регулирование температуры автомобильного двигателя может осуществляться при помощи охлаждающей жидкости (антифриза, ОЖ) и посредством циркуляции воздуха. Исходя из этого различают три вида систем:

  • Воздушная. Физически представляет собой обдув, благодаря которому происходит вытеснение горячего воздуха из подкапотного пространства в атмосферу. Воздушное охлаждение может быть естественным и принудительным (с использованием вентилятора). В силу низкой эффективности как самостоятельная система практически не применяется.
  • Жидкостная. Представляет собой систему трубчатых контуров, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Жидкостное охлаждение может быть принудительным (перекачка насосом), термосифонным (за счет разности в плотности нагретой и охлажденной жидкостей) и комбинированным (охлаждение головки блока цилиндров осуществляется принудительно, а остальные узлы термосифонным принципом). Такая система более эффективна в сравнении с воздушной, но при определенных режимах работы (длительный простой с включенным двигателем, повышенные температуры окружающей среды) может быть недостаточной для качественного охлаждения.
  • Комбинированная. Представляет собой использование и воздушного обдува, и жидкостных контуров.

Системы охлаждения на основе жидкости также разделяются на открытые и закрытые. Первые имеют сообщение с атмосферой при помощи пароотводной трубки, а во вторых жидкость полностью изолирована от окружающей среды. В закрытых системах давление антифриза больше, а следовательно, выше и температура кипения. Это позволяет использовать их при высоких температурах нагрева жидкости (до 120°C).

Устройство и принцип работы системы охлаждения ДВС

Наиболее популярной в современных автомобилях является комбинированная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией воздуха и жидкости. Она состоит из следующих элементов:

  • Радиатор системы охлаждения.
  • Вентилятор радиатора.
  • Малый и большой охлаждающие контуры.
  • Рубашка системы охлаждения (система каналов в блоке цилиндров).
  • Датчик температуры.
  • Термостат.
  • Расширительный бачок.
  • Насос (помпа).
  • Радиатор печки.
  • Масляный радиатор (опционально).
  • Радиатор системы рециркуляции отработавших газов (опционально).

В момент запуска двигателя насос начинает перекачку жидкости по малому контуру. Когда двигатель нагревается до рабочей температуры, срабатывает термостат и открывает второй (большой) контур охлаждения. Проходя через узлы мотора, охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. При увеличении температуры часть жидкости поступает в расширительный бачок. Это позволяет компенсировать излишний объем, независимо от того, какое давление установилось в системе.

Большой и малый круги циркуляции ОЖ

Проходя через участок радиатора системы охлаждения, антифриз вновь остывает и возвращается на новый цикл. Если этот режим снижения температуры оказывается недостаточным, срабатывает температурный датчик, передающий сигнал блоку управления двигателя и запускающий вентилятор воздушного охлаждения. Если и его оказывается недостаточно, на приборную панель (индикатор) поступает сигнал о перегреве двигателя.

Масляный радиатор и радиатор рециркуляции отработавших газов может присутствовать не во всех системах охлаждения. Они необходимы для синхронного снижения температуры смазки и выхлопа, что делает эксплуатацию автомобиля более безопасной и экономичной. В автомобилях с турбонаддувом также может присутствовать еще один охлаждающий контур для снижения температуры воздуха наддува.

Как устроен радиатор охлаждения двигателя

Радиатор системы охлаждения ДВС состоит из следующих элементов:

  • Сердцевина. Она может быть трубчатой (вертикальные трубки овального или круглого сечения, объединенные тонкими горизонтальными пластинами), пластинчатой (изогнутые пары пластин, спаянные по краям) и сотовой (спаянные трубки с сечением в виде правильного шестиугольника).
  • Верхний бачок. Оснащен заливной горловиной с герметичной пробкой, а также патрубком для установки шланга, подводящего антифриз. В горловине выполнено отверстие для установки пароотводящей трубки. Последняя имеет паровой клапан, который открывается в случае закипания.
  • Воздушный клапан. Он необходим для наполнения радиатора воздухом после остановки двигателя. Когда охлаждающая жидкость полностью остывает, без подачи дополнительного объема воздуха в системе может возникнуть сильное разрежение, провоцирующее сдавливание трубок.
  • Нижний бачок. Оснащен патрубком для крепления шланга отвода жидкости.
  • Крепления.

Принцип работы радиатора основан на многоуровневой циркуляции воздуха в его сердцевине, что делает снижение температуры охлаждающей жидкости, проходящей через него, более интенсивным.

Наиболее эффективными являются радиаторы пластинчатого типа, но они подвержены быстрому загрязнению, а потому самой популярной конструкцией стали трубчатые.

Особенности работы датчика температуры ОЖ

Температурный датчик позволяет контролировать состояние системы. Определить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости просто: как правило, он расположен в канале головки блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор в герметичном корпусе, который может быть изготовлен из бронзы, пластика и латуни. На корпусе имеется резьба для установки в канал.

Принцип работы датчика основан на следующем эффекте: при повышении температуры сопротивление чувствительного элемента снижается, а при ее уменьшении увеличивается. Показатель сопротивления передается на электронный блок управления двигателем. Чтобы при этом данные состояния охлаждающей жидкости были точными, датчик должен быть полностью погружен в нее. При температуре 100°C сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости должно быть порядка 177 Ом. С учетом погрешностей измерения допускается показатель сопротивления 190 Ом. Если же отклонения больше допустимых, датчик необходимо заменить.

В некоторых моделях автомобилей может быть предусмотрено два датчика температуры. Один отвечает исключительно за включение вентилятора радиатора, а второй представляет собой датчик указателя текущей температуры охлаждающей жидкости.

Что используют в качестве охлаждающих жидкостей

В роли рабочей жидкости в системах охлаждения изначально применялась дистиллированная или деионизированная вода. Однако для современных двигателей она не обеспечивает нужный диапазон рабочих температур. Помимо этого, она склонна к коррозионной активности в отношении металлов, что снижает срок эксплуатации системы охлаждения. Для устранения этих недостатков в качестве охлаждающей жидкости сегодня применяются составы со специальными присадками (этиленгликоль, ингибиторы коррозии), что повышает характеристики всей системы. Чаще всего используется антифриз, который имеет более низкий порог замерзания.

При возникновении ситуации, когда требуется экстренный долив охлаждающей жидкости, можно использовать обычную чистую воду. Однако для корректной работы системы при первой возможности такой раствор необходимо заменить на качественный антифриз.

Замена охлаждающей жидкости проводится каждые 60-100 тысяч километров пробега. В охлажденном состоянии (при выключенном двигателе) ее количество должно быть на уровне нижнего края патрубка расширительного бачка охлаждающей системы. Для удобства на нем выполнены отметки «Min» и «Max». Когда количество жидкости ниже минимальной отметки — выполняют долив. Если после работы уровень вновь упал — это свидетельствует о разгерметизации системы.

Значимость системы охлаждения двигателя не вызывает сомнений. А потому стоит регулярно проводить профилактический осмотр ее основных узлов. Это позволит избежать перегрева двигателя и возникновения критических поломок.

Панельные радиаторы отопления – устройство и особенности

Радиаторы отопления являются очень важным элементом любой отопительной системы, поскольку как раз они реализовывают нагрев окружающего пространства. Исходя из этого, к выбору этих устройств отопления нужно доходить ответственно и заблаговременно ознакомиться с их изюминками и видами.

В данной статье мы рассмотрим устройство и технические параметры одной из наиболее распространенных конструкций – панельных радиаторов.

Особенности панельных радиаторов

Неспециализированные сведения

Основной конструкционной изюминкой отопительных устройств данного класса есть отсутствие классических секций, вместо этого лицевая сторона выполнена в виде сплошной панели. Последняя планирует из двух стальных страниц, каковые принимают нужную форму в следствии прессования. В частности, в них штампуются протоки для теплоносителя.

При сварке двух проштампованных пластин образуется узкая панель, толщина которой чуть ли превышает один сантиметр. Радиатор может состоять как из одной, так и из нескольких таких панелей. Подобная конструкция дает много плюсов, но вместе с тем и кое-какие недостатки, каковые мы рассмотрим ниже

Если сравнивать с классическими либо биметаллическими радиаторами отопления, емкость стальных панелей мизерная. Именно поэтому в отопительной системе осуществляется стремительная циркуляция теплоносителя, и, как следствие, фактически моментальный нагрев.

Уже спустя 10 – 15 мин. панельное отопление нагревает помещение. Но, эта особенность имеет и обратную сторону – остывают радиаторы, в случае выключения системы, так же быстро, как и нагреваются.

Помимо этого, серьёзной изюминкой таковой конструкции есть конвекция воздуха, действительно, это относится лишь к радиаторам, складывающимся из нескольких панелей. предоставит шанс реализована благодаря наличию воздушных каналов, расположенных между протоками для теплоносителя.

В следствии прибор осуществляет нагрев не только методом излучения тепловой энергии от корпуса, но и за счет циркуляции теплового воздуха в помещении. Именно поэтому КПД конструкции может быть около 75 процентов.

Но, не обращая внимания на то, что панели для радиаторов отопления изготавливают из высокопрочной качественной стали, они вычислены для работы при низком давлении в системе (не более десяти атмосфер) и температуре теплоносителя до 110 градусов по шкале Цельсия. По этим обстоятельствам их используют в большинстве случаев в частных и многоэтажных загородных зданиях.

Так как в централизованных системах отопления давление образовывает выше десяти атмосфер, в квартирах панельные батареи устанавливают лишь в случае обустройства автономных отопительных систем.

Обратите внимание! Применять панельные радиаторы в централизованной системе отопления нельзя не только по обстоятельству ее большого давления, но и загрязненного теплоносителя. Узкие протоки быстро забиваются и устройство выходит из строя. Исходя из этого для работы в аналогичных условиях лучше применять биметаллические ра

устройство, конструкция в разрезе, комплектующие батарей, крепления и краны, как они устроены

Преимущество алюминиевых батарей перед аналогами заключается в высокой теплоотдаче, небольшой стоимости, разнообразии форм.

Подобные типы батарей отопления отличаются особой конструкцией и внутренним устройством.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Как устроены алюминиевые радиаторы отопления

По конструкции различают цельный и секционный вариант. Первый изготавливается из профильных пластин, сделанных по технологии экструзии, что повышает пластичность.

Полученные части сваривают, создавая полноценную батарею. Это делает её прочной. Предварительно внутреннюю сторону покрывают полимером, снижающим шанс образования течи.

Секции делают по очереди, затем соединяя. Чистый металл используют редко: алюминий сплавляют с кремнием, цинком, иногда титаном. Эти вещества повышают прочность, снижают риск разрыва и образования коррозии. В качестве герметика применяют силикаты. Как и цельные, изнутри устройство покрывают специальной жидкостью для защиты от высокого давления.

По способу изготовления выделяют алюминиевые радиаторы трёх типов: литейные, экструзионные и анодированные. Среди технических характеристик важны:

  1. Рабочее давление должно располагаться в промежутке 10—15 атм. В многоквартирных домах показатели гораздо выше, поэтому использовать в них алюминиевые устройства не рекомендуется. Испытательное вдвое больше обычного, но лучше иметь запас.
  2. Мощность батареи составляет 82—212 ватт, в зависимости от габаритов.
  3. Максимальный нагрев теплоносителя не должен превышать 120 °C.
  4. Масса секции — 1—1,5 кг. Объём — 0,25—0,46 литра.
  5. Межосевое расстояние зависит от высоты и находится в диапазоне от 20 до 80 см, иногда превышая его.

Параметры каждого алюминиевого устройства могут отличаться, но обязательно указаны в техническом паспорте изделия.

Достоинства алюминиевых радиаторов:

Радиаторы отопления стальные. Особенности устройства и применения

Тема отопления своего жилья стоит среди россиян всегда зимой и летом. Зимой мы смотрим на свои радиаторы с надеждой на  хорошую отдачу тепла, летом начинаем думать о подготовке к зиме следующего года. Стальные радиаторы — это важные приборы системы отопления.

По радиатору циркулирует нагретый до определенный температуры теплоноситель. Устройство радиаторов обеспечивает передачу тепла от теплоносителя в помещение.rassaa1202_217x315_pc- стальной трубчатый Нет сомнения, что наши потребители слышали про радиаторы отопления стальные.

Компьютерная грамотность расширяется и позволяет узнать, что среди известных всем чугунных радиаторов есть биметаллические, алюминиевые и стальные радиаторы. Если первые три разновидности радиаторов по своим конструктивным особенностям относятся к секционным, то стальные радиаторы подразделяются на два вида:

  • Панельные радиаторы
  • Трубчатые радиаторы

Дальше с статье разберем подробно эти два вида стальных радиаторов с фото и видео.

Радиаторы отопления стальные в  России на рынках по продаже приборов отопления имеют интерес среди покупателей. Многие модели уже хорошо зарекомендовали себя. Радиаторы отопления стальные продаются российскими производителями и поступают на рынок из-за рубежа. Покупателям нравятся качество, доступная цена и тепловая мощность.

Устройство стальных радиаторов панельных

Конструкция стальных панельных радиаторов состоит из двойного штампованного листа с вертикальными и горизонтальными внутри коллекторами. По контуру панели сварены сплошным швом. Модели могут быть с боковой и нижней подводкой:

a-acrb24c-250    radiatory-stalnye-kermi-fko-стальной-22  Plastinchatyj-radiator-400x366

Панели покрашены в приятный белый цвет с применением зарубежных технологий.

По конструкционным особенностям боковые или торцевые панели могут быть, а могут и не быть. Сверху радиатора монтируется воздуховыпускная решетка. В некоторых моделях ее не монтируют, это зависит от производителя.

54fe5bf21c0091a699614a3019b4c0e2_1368253509_275_183

На картинке видно сквозь решетку гофрированные листы. Теплоотдача стального радиатора увеличивается за счет оребрения из стального гофрированного листа. Гофрированные листы контактной сваркой привариваются к вертикальным каналам, по которым движется теплоноситель.

radiator_dop_017На картинке слева хорошо видно гофры, отверстие для входа теплоносителя, который продолжает свое движение по горизонтальным коллекторам каждой панели к нижнему коллектору по вертикальным каналам внутри панелей.

Стальные радиаторы этого типа могут быть укомплектованы: краном Маевского, термостатическим клапаном, металлическими заглушками, креплениями для настенного монтажа с шурупами и паспортом.

Панели изготавливаются из высококачественной стали. Толщина листа может быть разной от 1.15 мм до 1.4 мм. Рабочее давление от 9 атм до 10 атм. Температура теплоносителя 120 град. С.

По конструкционным особенностям стальные панельные радиаторы разделяются по типам, где первая цифра означает количество панелей, вторая количество конвективных пластин (гофр):

8147409

Рассмотрим конструкции всех типов стальных панельных радиаторов:

Тип 10 — один ряд панелей, по глубине без оребрения;

Тип 11 — один ряд панелей, один ряд оребрения с тыльной стороны панели, с боковыми стенками и воздуховыпускной решеткой;

Тип 20 — два ряда панелей, без оребрения, с боковыми стенками и воздуховыпускной решеткой;

Тип 21 — два ряда панелей с внутренним оребрением, с боковыми стенками и воздуховыпускной решеткой;

Тип 22 — два ряда панелей, два ряда внутренних оребрений, с боковыми стенками и воздуховыпускной решеткой;

Тип 33 — три ряда панелей, три ряда внутренних оребрений, боковые стенки и воздуховыпускная решетка.

Обзор стальных панельных радиаторов (видео)

Радиаторы отопления стальные панельного типа выпускаются и продаются в торговле как отечественные, так и зарубежные.

Обзор достойных брендов панельных радиаторов:

  • РосТерм (Россия)
  • PRADO (Россия, г. Ижевск), PRADO CLASSIC, PRADO UNIVERSAL
  • Конрад (Россия)
  • Лидея (Беларусь)
  • TEPLOVER (Украина, г. Чернигов)
  • KAZTHERM (Казахстан)
  • SOLE (Италия/Казахстан)
  • KERMI (Германия)
  • KORADO (Чехия)
  • PURMO (Финляндия), PURMO COMPACT, PURMO VENTIL COMPAKT
  • BUDERUS (Германия)
  • BJORNE (Германия)
  • HEATON (Турция)
  • BRAINERSTAR (Турция)

Cтальные радиаторы панельные удобны для использования в городских системах и с индивидуальным котловым оборудованием. Срок службы в пределах до 10 лет. Не следует забывать про уязвимость к коррозии. Система должна быть закрытой, чтобы защитить батареи от воздуха.

Установка радиаторов отопления панельных

Стальные радиаторы легко монтируются, их можно устанавливать даже в упаковке. Поскольку у них высокая теплоотдача, то расстояние до стены и от пола приняты индивидуальные к каждой модели свои:

ris12n3h6_enlyj_enl

Если стальной радиатор навесной, то он крепится на кронштейны с шурупами и дюбелями. Если напольный, то устанавливается на пол на стойках и присоединяется к трубам обычным способом (см. паспорт прибора). Конструктивно радиаторы могут подключаться к теплоносителю слева, справа или снизу.

Стальные панельные радиаторы в интерьере жилых помещений (видео)

Устройство стальных радиаторов трубчатых

Трубчатые радиаторы — это интересный вид отопительных приборов. В отличие от панельных, они лучше переносят резкие перепады давления теплоносителя. Но наличие сварных швов и толщина стенки труб от 1.5 мм до 2 мм предупреждает быть все-таки осторожными и использовать трубчатые радиаторы только для малоэтажных построек с системами закрытого типа.

 

charleston-3019_20-e1443529975384-315x350-стальные трубчатые   42_2_260x194-арбония        Rs2-рс

garmoniyaA40_2(17_01)Известные бренды стальных трубчатых радиаторов (их не так уж и много):

  • RadStal (Россия)
  • КЗТО Радиатор (Россия, г. Кимры): РС, РСК, Гармония, Эффект
  • Эстет (Россия)
  • Israp Tesi (Италия)
  • Zehnder (Германия), Zehnder Bank Radiator
  • Arbania (Швейцария и Германия): Karotherm, Creatherm, Heizwand, Entreetherm,Arbotherm, Grealux, Flagtherm, Plantherm, Optotherm

На первых двух картинках стальные радиаторы компании RadStal. Привлекает вертикальная структура плоских труб, так выполнено задуманное архитектурное решение. На третьей и четвертой картинке стальные радиаторы РС и РСК завода КЗТО Радиатор. Рассмотрим особенности конструктивных решений нескольких брендов.

  1. Стальные радиаторы компании RadStal

Радиаторы имеют только боковое подключение. Толщина плоских вертикальных труб = 1.5 мм. Из трубок формируется секция, это хорошо видно на чертежах.

43-5- трубчатые Радстал

Плоских трубок в секции может быть две, три, четыре. От них зависит глубина радиатора: 64 мм,103 мм, 142 мм.

По высоте могут быть от 304 мм до 1004 мм.

По длине — от 460 мм до 1380 мм.

Рабочее давление = 12 бар, температура теплоносителя = 120 град. С.

Покрашены радиаторы могут в любые цвета.

Рекомендуемая рН теплоносителя от 8.5 до 10.5.

Стальные радиаторы предназначаются для применения в закрытых системах водяного теплоснабжения.

2. КЗТО Радиатор (Россия, г. Кимры)

Устройство  радиаторов отопления трубчатых предприятием КЗТО Радиатор представлено в большом ассортименте:

rs

Серия РС. Это трубчатые колончатые радиаторы с числом труб каждой колонки от 1 до 5 штук, объединенных вверху и внизу коллекторами. Видно, что горизонтальные выполнены из квадратного профиля. Квадратный профиль 40 х 40 мм с толщиной стенки 2 мм. Вертикальные трубы-колонки из труб толщиной 1.5 мм приварены к коллекторам.

У радиаторов вверху и внизу может быть один, два и три горизонтальных коллектора, в зависимости от серии: РС-1, РС-2, РС-3, РС-4, РС-5.

Рабочее давление = 15 атм, температура = 130 град. С.

Высота приборов: 300, 500, 750, 900, 1000, 1200, 1500, 1750, 2000 мм.

Длина приборов от 170 мм до 2056 мм. Глубина приборов: 40, 100, 160, 226, 292 мм.

vava21- РС-1

vava30-РС-3   vava35-РС-4   vava36- РСК

На первых 3-х фото серия РС с квадратными горизонтальными коллекторами. На 4-м фото стальной радиатор серии РСК мало чем отличающийся от серии РС, кроме того, что горизонтальные коллекторы здесь круглые стальные трубы.

Срок службы этих радиаторов до 25 лет. Радиаторы РС и РСК рекомендуются к применению в учреждениях с высокими гигиеническими требованиями: медицинские и спортивные здания, в жилые здания с однотрубными и двухтрубными системами отопления. Протереть пыль в таких радиаторах удобно.

Серия Гармония. Это тоже стальные трубчатые радиаторы с воплощением идеального решения проблем отопления, как с точки зрения эстетики, так и эффективности.

13-стальные трубчатые    garmoniya_1(3)-гармония 1   110674-3-гармония 2

Применяется в однотрубных и двухтрубных системах отопления жилых и общественных зданий. Нижнее подключение только для двухтрубных систем отопления. Комплектуются: кронштейнами, заглушками, воздухоотводчиком. Для регулировки теплового потока используют клапаны таких фирм, как Данфос, Овентроп, Хаймайер. Хоневел. Устройство интересное и стоит внимания:

конструкция колонки - кимры Стальные радиаторы имеют верхний и нижний коллектор круглого сечения, соединенные вертикальными трубами-колонками. Колонка состоит из двух труб разного диаметра, которые вставлены друг в друга и соединены между собой.

Теплоноситель перемещается внутри колонки по образовавшемуся кольцевому объему. И, естественно, по горизонтальным коллекторам.

Внутренняя полость колонки обеспечивает дополнительную конвективную циркуляцию нагреваемого воздуха.

Радиаторы могут быть однорядными и двухрядными. На верхнюю часть колонок устанавливается декоративный кольцевой элемент.

Межосевое расстояние: от 155 до 2000 мм. Для криволинейных стен выпускаются радиаторы в радиусном исполнении (по заказу).

На рисунке видны и коллектора и трубы-колонки. Трубы делают диаметром 25 мм, 40 мм, 51 мм.

garmony_51_1_2-гармония 1

Еще предприятие выпускает радиаторы этой серии с трубами колонками закрытыми торцами полусферической формы.

Серия Завалинка. На базе стальных радиаторов отопления трубных из серий РС и Гармония создана серия Завалинка. Сидение сделано из дерева, можно посидеть и отдохнуть, Сам радиатор стоит на полу на специальных стойках.

006Серия Параллели.   Разработчики сочли нужным совместить дизайн трубы круглого и прямоугольного сечений. parallels_g - параллели Г  Радиаторы могут быть и с зеркальной вставкой.

Высота радиатора: от 334 мм до 2034 мм.

Длина радиатора: от 76 мм до 2254 мм.

Количество секций радиатора: от 3 шт. до 90 шт.

Рабочее давление 9 атм, температура = 130 град. С.

Радиаторы удобно устанавливать в высоких вестибюлях коттеджей.

3. Эстет (Россия)

Стальные радиаторы отопления трубчатые компании Эстет посмотрите с помощью авторского видео:

Дизайн-радиаторы отечественного и зарубежного производства широко предлагаются потребителям для выбора:

41- стальные трубчатые          Fortuna- дизайнерские

charleston_16 - zhender

Обзор радиаторов отопления стальных с дизайнерскими решениями в видео:

Всегда устанавливайте  и эксплуатируйте радиаторы отопления согласно паспортных данных и у вас в доме будет тепло и уютно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *