Понятие речи и ее значение в психологии
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Она включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей коммуникации или регуляции собственной деятельности. В психологии речь представляет особый интерес в контексте ее взаимосвязи с другими высшими психическими функциями человека.
Каково место речи в системе психических процессов? Речь тесно связана с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями. Она отражает структуру личности и деятельности человека. Большинство психологов рассматривают речь как особый вид деятельности — речевую деятельность.
Речевая деятельность и ее структура
Речевая деятельность может выступать как целостный акт деятельности, если имеет специфическую мотивацию, или в виде речевых действий, включенных в другие виды деятельности. Какова структура речевой деятельности? Она включает следующие фазы:
- Ориентировка
- Планирование (внутреннее программирование)
- Реализация
- Контроль
Речь может быть активной, конструируемой заново, или реактивной, представляющей цепочку речевых стереотипов. В спонтанной устной речи сознательный выбор языковых средств минимален, в то время как в письменной и подготовленной устной речи он играет значительную роль.
Виды и формы речевой деятельности
Различают следующие основные виды и формы речи:
Внешняя речь
Это речь, обращенная к другим людям. Она включает:
- Устную речь — общение с помощью языковых средств, воспринимаемых на слух
- Письменную речь — общение при помощи письменных текстов
Внутренняя речь
Это речь, обращенная к самому себе. Выделяют следующие ее виды:
- Внутреннее проговаривание («речь про себя»)
- Собственно внутренняя речь
- Внутреннее программирование
Внутренняя речь формируется в онтогенезе в процессе интериоризации внешней речи.
Особенности устной и письменной речи
Чем отличается устная речь от письменной? Основные различия заключаются в следующем:
Устная речь
- Характеризуется последовательным порождением и восприятием
- Включает звенья ориентировки, планирования, реализации и контроля
- Часто спонтанна, с минимальным сознательным выбором языковых средств
Письменная речь
- Воспринимается зрительно
- Может восприниматься целостно или большими фрагментами
- Имеет сложную композиционно-структурную организацию
- Характеризуется большей продуманностью, тщательным выбором языковых средств
Взаимосвязь речи и мышления
Как связаны речь и мышление? Эта взаимосвязь является одной из центральных проблем психологии. Основные положения:
- Речь является средством выражения мыслей
- В речи мысль не только формулируется, но и формируется
- Внутренняя речь играет ключевую роль в процессах мышления
- Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием мышления
При этом речь и мышление не тождественны. Существуют невербальные формы мышления, а речь может быть и без активного мыслительного процесса.
Развитие речи в онтогенезе
Как происходит развитие речи у ребенка? Основные этапы:
- Крик и гуление (первые месяцы жизни)
- Лепет (с 5-6 месяцев)
- Первые слова (около года)
- Развитие связной речи (с 3-4 лет)
- Формирование письменной речи (с начала обучения в школе)
Важную роль в развитии речи играет эгоцентрическая речь — речь, обращенная к самому себе. Она появляется примерно в 3 года и постепенно переходит во внутреннюю речь.
Нарушения речевой деятельности
Какие бывают нарушения речи? Основные виды:
- Афазия — полная или частичная утрата речи
- Алалия — отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и интеллекте
- Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков
- Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи
- Дисграфия и дислексия — нарушения письменной речи
Изучение речевых нарушений важно для понимания механизмов речевой деятельности и разработки методов коррекции.
Методы исследования речи в психологии
Как изучают речь психологи? Основные методы:
- Наблюдение за естественной речью
- Анализ речевой продукции (устной и письменной)
- Психолингвистические эксперименты
- Нейропсихологические исследования
- Психофизиологические методы (например, регистрация движений глаз при чтении)
Комплексное применение этих методов позволяет глубже понять природу и механизмы речевой деятельности.