Речевая деятельность: виды, особенности и значение в психологии

Что такое речь и какие виды речевой деятельности существуют. Как связаны речь и мышление. Какую роль играет речь в развитии личности. Каковы особенности внутренней речи. Чем отличается устная речь от письменной.

Понятие речи и ее значение в психологии

Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Она включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей коммуникации или регуляции собственной деятельности. В психологии речь представляет особый интерес в контексте ее взаимосвязи с другими высшими психическими функциями человека.

Каково место речи в системе психических процессов? Речь тесно связана с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями. Она отражает структуру личности и деятельности человека. Большинство психологов рассматривают речь как особый вид деятельности — речевую деятельность.

Речевая деятельность и ее структура

Речевая деятельность может выступать как целостный акт деятельности, если имеет специфическую мотивацию, или в виде речевых действий, включенных в другие виды деятельности. Какова структура речевой деятельности? Она включает следующие фазы:


  • Ориентировка
  • Планирование (внутреннее программирование)
  • Реализация
  • Контроль

Речь может быть активной, конструируемой заново, или реактивной, представляющей цепочку речевых стереотипов. В спонтанной устной речи сознательный выбор языковых средств минимален, в то время как в письменной и подготовленной устной речи он играет значительную роль.

Виды и формы речевой деятельности

Различают следующие основные виды и формы речи:

Внешняя речь

Это речь, обращенная к другим людям. Она включает:

  • Устную речь — общение с помощью языковых средств, воспринимаемых на слух
  • Письменную речь — общение при помощи письменных текстов

Внутренняя речь

Это речь, обращенная к самому себе. Выделяют следующие ее виды:

  • Внутреннее проговаривание («речь про себя»)
  • Собственно внутренняя речь
  • Внутреннее программирование

Внутренняя речь формируется в онтогенезе в процессе интериоризации внешней речи.

Особенности устной и письменной речи

Чем отличается устная речь от письменной? Основные различия заключаются в следующем:


Устная речь

  • Воспринимается на слух
  • Характеризуется последовательным порождением и восприятием
  • Включает звенья ориентировки, планирования, реализации и контроля
  • Часто спонтанна, с минимальным сознательным выбором языковых средств

Письменная речь

  • Воспринимается зрительно
  • Может восприниматься целостно или большими фрагментами
  • Имеет сложную композиционно-структурную организацию
  • Характеризуется большей продуманностью, тщательным выбором языковых средств

Взаимосвязь речи и мышления

Как связаны речь и мышление? Эта взаимосвязь является одной из центральных проблем психологии. Основные положения:

  • Речь является средством выражения мыслей
  • В речи мысль не только формулируется, но и формируется
  • Внутренняя речь играет ключевую роль в процессах мышления
  • Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием мышления

При этом речь и мышление не тождественны. Существуют невербальные формы мышления, а речь может быть и без активного мыслительного процесса.

Развитие речи в онтогенезе

Как происходит развитие речи у ребенка? Основные этапы:


  1. Крик и гуление (первые месяцы жизни)
  2. Лепет (с 5-6 месяцев)
  3. Первые слова (около года)
  4. Развитие словарного запаса и грамматики (2-3 года)
  5. Развитие связной речи (с 3-4 лет)
  6. Формирование письменной речи (с начала обучения в школе)

Важную роль в развитии речи играет эгоцентрическая речь — речь, обращенная к самому себе. Она появляется примерно в 3 года и постепенно переходит во внутреннюю речь.

Нарушения речевой деятельности

Какие бывают нарушения речи? Основные виды:

  • Афазия — полная или частичная утрата речи
  • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и интеллекте
  • Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков
  • Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи
  • Дисграфия и дислексия — нарушения письменной речи

Изучение речевых нарушений важно для понимания механизмов речевой деятельности и разработки методов коррекции.

Методы исследования речи в психологии

Как изучают речь психологи? Основные методы:

  • Наблюдение за естественной речью
  • Анализ речевой продукции (устной и письменной)
  • Психолингвистические эксперименты
  • Нейропсихологические исследования
  • Психофизиологические методы (например, регистрация движений глаз при чтении)

Комплексное применение этих методов позволяет глубже понять природу и механизмы речевой деятельности.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *