Сальники для авто — что это такое и как их выбирать?
Дата публикации: .
Категория: Автотехника.
Для герметичного соединения вращающихся (или совершающих возвратно-поступательные движения) деталей автомобиля с неподвижными частями конструкции применяют специальные уплотнительные изделия – сальники. Несмотря на кажущуюся простоту, трудно переоценить их значение для нормальной эксплуатации транспортного средства. Эти изделия, изначально установленные в двигателе, рулевом управлении, деталях трансмиссии, коробке передач, системе охлаждения и так далее, естественно, требуют периодической замены. От того, насколько серьезно вы подойдете к выбору сальников, во многом зависит срок их бесперебойной работы.
На что обратить внимание при выборе
Самый простой (однако не всегда экономически выгодный вариант) – приобрести оригинальное изделие у официального дилера. Тут все просто: консультант подбирает по каталогу подходящую именно для вашей марки автомобиля необходимую деталь.
В случае, если вы решили приобрести аналог (а не оригинальное изделие), то необходимо учесть несколько основных аспектов (независимо от того, для какого технологического узла автомобиля вы подбираете сальник, например, редуктора заднего моста, масляного насоса или привода полуоси):
- Важным, но не единственным, условием выбора, естественно, является его размер. Он должен полностью соответствовать геометрическим параметрам заменяемой детали.
- Новое уплотнительное изделие должно быть предназначено для той же среды, в которой эксплуатировалось и старое (например, для масла или антифриза).
- Сальник для конкретного агрегата автомобиля должен быть рассчитан на работу в нужном температурном режиме.
- Ввиду того, что изделия бывают трех разновидностей в зависимости от направления вращения вала, а именно, правые, левые и реверсивные (о чем и свидетельствуют насечки на уплотняющем кольце), то аналог должен иметь соответствующую оригиналу конструкцию.
Важно! Чтобы осуществить правильный выбор аналога, необходимо внимательно изучить требования, предъявляемые заводом-изготовителем автомобиля, к детали, подлежащей замене.
Из чего изготавливают сальники для транспортных средств
На сегодняшний день для изготовления автомобильных сальников используют:
- Бутадиен-каучуковую резину (NBR), предназначенную для применения от −40°C до +120°C. Материал довольно устойчив ко многим разновидностям топливных и смазочных веществ.
- Акрилатный каучук (ACM) – достаточно недорогой материал, рассчитанный на работу в диапазоне −30°C ÷ +150°C. Довольно часто его применяют при производстве сальников ступицы.
- Силикон (VMQ, MVG,VWQ, ECOSIL). Недостатком уплотнений, изготовленных из этого материала, является химическая неустойчивость к некоторым разновидностям минеральных масел.
- Фторкаучук или фторопласт (FPM, FKM). Благодаря невосприимчивости к различным маслам (и другим химически активным жидкостям, применяемым в автомобиле), а также хорошей механической износоустойчивости, сегодня этот материал широко применяют при изготовлении сальников для элементов двигателей (распредвала, масляного насоса, коленвала и так далее). Допустимый диапазон рабочих температур варьируется в пределах от −40°C до +180°C.
На заметку! Чтобы улучшить технические показатели изделий некоторые производители используют специальные добавки. Подобные сальники имеют маркировку запатентованного состава (например, Kalrez, Viton, Hifluor, Dai-El или Aflas).
- Политетрафторэтилен или попросту тефлон (PTFE). По сравнению с аналогами этот материал имеет самый низкий коэффициент трения и наиболее широкий диапазон рабочих температур (−40°C ÷ +220°C). Также он устойчив к любым химически агрессивным автомобильным жидкостям. Установка сальников с тефлоновым напылением имеет свою специфику: для монтажа (причем, только на сухой и чистый вал) необходимо использовать специальное пластиковое транспортировочное кольцо; перед дальнейшей эксплуатацией двигателя необходимо не менее 4 часов для корректной адаптации сальника и вала. Несмотря на эти трудности и высокую цену (по сравнению с аналогами из других материалов) эти изделия сегодня приобретают все большую популярность, так как обеспечивают наименьший износ вращающихся деталей двигателя.
На заметку! При замене оригинального сальника на подходящий аналог стоит уделить внимание выбору материала. Например, заменив штатное изделие из NBR, на более дорогое из FKM или PTFE, вы сможете забыть о масляных протечках на более длительное время.
Ведущие производители
Конечно, если вы приобретаете оригинальный сальник для своего транспортного средства у официального дилера, то на упаковке изделия, скорее всего, будет указан сам производитель автомобиля (например, Volkswagen, Toyota или Renault), хотя он не имеет к его изготовлению никакого отношения. Если вы хотите приобрести аналог хорошего качества, то в плане денежных средств не стоит слишком экономить. И еще один совет: производители изделий должны быть проверены временем и иметь хорошие рекомендации. Стоит обратить внимание на сальники таких фирм, как:
- немецких VAG, Corteco, Elring, Victor Reinz, Goetze, SM и АЕ;
- французской Payen;
- итальянских Glaser, MSG и Emmetec;
- японских Koyo и NOK;
- шведской SKF;
- тайванских TCS и NAK;
- южнокорейской KOS.
Многие из вышеперечисленных производителей являются официальными поставщиками уплотнительных изделий для ведущих концернов по сборке автомобилей, что однозначно говорит о высоком качестве изготавливаемых ими сальников. Используя справочные каталоги, вы без труда подберете аналог, не уступающий оригиналу по эксплуатационным характеристикам.
что это, значение, принцип работы
Сальник — это деталь двигателя, КПП и других агрегатов автомобиля, используемая для герметизации зазоров между неподвижными и подвижными элементами. Он предотвращает протечку масла и других технических жидкостей. Сальники надеваются на валы и детали, совершающие возвратно-поступательные движения.
Какие бывают сальники
Детали разделяются по типу конструкции, месту установки и материалу изготовления.
В зависимости от условий эксплуатации конкретного агрегата на автомобиле применяется две разновидности сальников:
без пыльника, предназначенные для предотвращения протечек масла;
с пыльником, имеющие дополнительную защиту от пыли и грязи.
Сальники устанавливаются на сопряжения следующих подвижных элементов:
Распредвал. Сальник предотвращает утечку моторного масла из ГРМ в месте крепления зубчатого колеса ременного привода;
Направляющие впускных и выпускных клапанов. Здесь сальники работают в тяжелых температурных условиях и предотвращают попадание масла в камеры сгорания.
Водяная помпа. Сальниковое уплотнение препятствует утечке антифриза через зазор между осью крыльчатки и корпусом насоса.
Насос ГУР. Уплотнение предотвращает протечку рабочей жидкости, находящейся под высоким давлением.
КПП. Сальники препятствуют утечке трансмиссионного масла через зазоры между валами и корпусом коробки передач, в местах подсоединения полуосей.
Редуктор заднего моста. Уплотнение устанавливается со стороны кардана.
Ступицы колес. Сальниковые уплотнения предотвращают попадание пыли и грязи в подшипник и предотвращают утечку смазки.Полуоси заднего моста. Здесь резиновое уплотнение устанавливается, чтобы предупредить утечку трансмиссионного масла из заднего моста.
Редуктор рулевого управления. Уплотнение ставится в районе выхода оси маятникового рычага и входа вала рулевого управления.
Стойки и амортизаторы. Уплотнение препятствует попаданию грязи в механизм и предотвращает утечку масла.
В качестве материала изготовления используется резина, фторопласт, силикон. Фторопласт отличается повышенной термостойкостью. Это позволяет использовать его как в головке двигателя, так и для уплотнения валов с высокой скоростью вращения.
Конструктивные особенности сальников указываются с помощью специальной маркировки:
A — с обрезиненной поверхностью;
B — с металлической внешней стороной;
W — с насечками, улучшающими фиксацию, нанесенными на внешнюю сторону;
S — с пыльником;
L — с левым вращением;
R — с правым вращением.
Принцип работы сальника
Сальниковое уплотнение состоит из следующих элементов:
корпус, изготавливаемый преимущественно из металла;
набивка — эластичный уплотнительный материал, который плотно прижимается к оси, предотвращая утечку жидкости;
пружинное кольцо, улучшающее прижатие уплотнения уплотнения к подвижному валу или направляющей.
Для улучшения герметизации и снижения трения форма набивки имеет сложную форму. Она включает буртики, фаски и облои, повышающие эффективность. на рисунке ниже приведена конструкция сальника с пыльником для вращающегося вала.
Причины выхода из строя
Сальники не отличаются высокой ценой, однако их износ может стать причиной поломки дорогостоящих узлов и подшипников. Поэтому эти детали, постоянно подвергающиеся воздействию агрессивной среды, повышенной температуры и трения, необходимо регулярно менять.
Сальники выходят из строя по следующим причинам:
Оплавление. Под воздействием высокой рабочей температуры и естественного старения материала материал полностью или частично теряет эластичность, его прижатие ухудшается.
Механический износ. Трение о подвижные детали разрушает структуру рабочих поверхностей, в результате чего они меняют форму. Процесс ускоряется при недостаточной степени смазки сопряжения.
Появление царапин и рубцов. Загрязненное масло, повреждение рабочей поверхности вала или ошибки при монтаже приводят к преждевременному износу сальникового уплотнения.
Разрыв набивки. При избыточном давлении набивка разрывается или на ней появляются V-образные трещины.
Повреждение пружинного кольца. В результате механического воздействия или коррозии металлическая пружина разрывается или слетает с сальника. В результате ухудшается прижим набивки и деталь перестает выполнять свои функции.
Признаки износа
Сальниковые уплотнения не подлежат ремонту. При выходе деталей из строя их необходимо заменить новыми. При этом не следует экономить: цена сальника намного ниже, чем сметная стоимость работ по его замене.
На приближение момента замены указывают следующие признаки:
Посторонние звуки при работе механизмов. Это говорит об отвердевании или загрязнении набивки сальника.
Появление протечек в местах сопряжения функциональных деталей. Это могут быть подтеки масла по стенкам двигателя, вытекание антифриза из помпы охлаждения.
Промедление с заменой сальников приводит к утечке смазки или охлаждающей жидкости. Через поврежденный сальник в подшипники агрегатов может попасть грязь и песок, что приведет к серьезным поломкам, требующим дорогостоящего ремонта.
Что такое сальники и для чего они нужны в автомобиле
27.12.2017 | 355 просмотров
В любом автомобиле есть уплотнители, применяемые в местах сочленения различных узлов и деталей. Такое приспособление имеет название сальник, его предназначение состоит в герметизации стыков между подвижными и неподвижными элементами силовых агрегатов и трансмиссии.
Уплотнители необходимы в том числе и в местах соединения секций составного карданного вала (как работает карданный вал), делая соединения герметичным, сальники препятствуют вытеканию смазывающей жидкости, находящейся внутри корпусов. Чаще всего сальник имеет металлическую оправу, а внутри его обязательно есть набивка из уплотняющего материала, он, плотно прилегает к оси шпинделя с одной стороны, а с другой стороны к стенкам своей камеры, обеспечивая полную герметичность между корпусами двух деталей внутри которых есть смазывающая жидкость. В механизмах небольшого объема уплотнительный материал поджимает накидная гайка большого диаметра, для фиксации используются анкерные болты.
Подобные уплотнители в автомобилях используются главным образом в конструкции силового агрегата, в первую очередь это сальник каленвала, по меньшей мере их два: задний и передний, а в моделях, где используется зубчатый резиновый ремень ГРМ, есть еще один дополнительный уплотнитель, также он присутствует в масленом насосе и балансире.
Все сальники, используемые в конструкции силового агрегата, изготавливаются из термостойких материалов, так как при вращении деталей и механизмов они сильно нагреваются. Устойчивость к высоким температурам обеспечивает более долгий срок их службы.
Другой вид уплотнителей, используемых в конструкции автомобилей это сальники ступицы, данные элементы изготавливаются из достаточно прочных материалов, так как подвергаются довольно сильному механическому воздействию, они имеют армирование, их конструкция предусматривает дополнительную защиту от проникновения внутрь деталей грязи и пыли.
Стоимость такой детали достаточно невысока, основные затраты связаны с её заменой, так как подобный ремонт в большинстве автосервисов обойдется гораздо дороже самого сальника. Другая особенность заключается в том, что для того чтобы уплотнители нормально функционировали, нужно обязательно подбирать их под конкретную модель авто, то есть, детали с машины другой марки, с большой вероятностью для замены не подойдут, тем более сальники с отечественного авто вряд ли будут пригодны для установки на иномарку. Особое внимание этому аспекту стоит уделить если в замене нуждается сальник коленвала, поскольку он обеспечивает защиту от протечек масла силового агрегата.
Что такое сальник в автомобиле?
Так что же такое сальник? Сальник — это уплотнитель, обычно в виде кольца, который не дает вытечь техническому маслу в агрегате автомобиля. К примеру, если бы не было сальников, к примеру в рулевой рейке (благодаря которой вы легко вращаете руль), то масло гидроусилителя вытекло. Получается, что если не будет сальников, то это ведет к быстрому износу и поломке важных для автомобиля агрегатов.
Обычные места расположения сальников.
Во многих автомобилях сальники располагаются в нескольких местах в зависимости от назначения. Обычно в двигателе, в рулевой рейке и в других местах, чтобы удержать масло и другие жидкости от вытекания. Как привило сальники располагаются там, где движущий элемент выходит наружу.
Другие варианты сальников в подшипниках, этот вариант предотвращает от попадания грязи и воды, и не дает вытечь смазке.
Внимание! Предупреждаем сразу, что не один вид сальника, не подлежит ремонту, возможна только замена на новый. Замена, обычно на двигателе, происходит через сто тысяч километров.
Давайте попробуем узнать признаки того, что сальник требует замены. Вам строит обратить внимание на подтеки масла на двигателе, в тех местах где установлен ремень ГРМ.
Если смотреть на рулевую рейку, то обычно начинает стремительно уменьшатся рулевая жидкость (давлением ее будет выбрасывать наружу и насос гидроусилителя будет издавать ужасный звук при повороте руля), при простое автомобиля в районе передних колес, можно обнаружить подтеки и свежие капли. Для уверенности можно взять листок бумаги и посмотреть цвет жидкости, обычно либо зеленая, либо розовая масляная. Не путайте с антифризом, антифриз не масленый.
При покупке сальников, важный момент выбрать правильный. Для этого у продавцов существуют каталоги по которым легко выбрать нужный. Можно использовать размеры со снятого агрегата, что упростит жизнь. Сальники рулевой рейки https://salniki.com.ua/
Давайте будем выбирать правильные детали и следить за техническим состоянием своих коней. Ведь тогда наш автомобиль прослужит нам долгое время. Будет радовать в дальних поездках и вы тогда сможете с гордостью говорить друзьям, что моя машина может и не новая, зато не ломается.
Как выбрать сальники для автомобиля [советы и нюансы]
Сальник в автомобиле является важной, хоть и не дорогой деталью двигателя. Ведь по причине его неисправности начинает подтекать масло. Это происходит потому, что со временем изнашивается его рабочая поверхность или резина утрачивает эластичность.
Для многих авто процедура замены проста. Проблема в том, что необходимого сальника может не оказаться в продаже. В этом случае его можно заменить нестандартным, а похожим по размерам. Но наружный и внутренний диаметры должны быть одинаковыми.
Советы по выбору
Если новый сальник для авто отличается шириной от исходного, то при меньшей ширине не возникнет проблем. А более широкий, чем штатный — не подойдет.
При отсутствии пыльника или нарезки на рабочей поверхности нового сальника, в отличие от стандартного, он не протянет более 20 – 30 тыс. км. Т.к. пыльник не дает грязи и пыли попасть на рабочую кромку. Это важно в условиях грязных дорог. Нарезка играет роль насоса, который сбрасывает масло назад. Поэтому при идеальной поверхности вала она не нужна. Но при появлении дефектов, сальник, не имеющий нарезку, потечет.
У большинства двигателей авто поверхность сальников прорезинена. Поэтому, при установке сальника со стальной поверхностью, следует позаботиться о его возможной негерметичности (перед установкой нанести слой герметика).
Если размеры сальника близки, но не совпадают с размерами штатного, то можно установить в отверстие корпуса тонкое кольцо, и напрессовать втулку на вал под размер вашего сальника.
Видео — подбор по каталогу
Не стоит использовать отечественные сальники для двигателей иномарок. Ведь по причине низкого качества резины они не продержатся больше 10 тыс. км. Но в настоящее время, качество резинотехники отечественных производителей улучшилось и они не уступают импортным по качеству.
Сальник ваз автомобиля | РтиИваз
Что такое сальник ВАЗ…
Здравствуйте уважаемые, читатели блога RtiIvaz.ru. Сегодня хочу продолжить тему сальника ваз. Сальник ВАЗ, это специальное уплотнительное кольцо или манжета, которая препятствуют утечке любой жидкости сквозь зазор между подвижной конструкцией и отверстием, где он вращается и перемещается.
Как демонстрирует практика, например на устройстве амортизаторов чаще всего выходят из строя либо манжета на штоке, либо клапанный механизм. Если имеются следы утечки жидкости автомашины, необходимо подтянуть, например верхнюю крышку картера механизма рулевого управления или поменять сальники валов сошки плюс червяка, что бы устранить проблему. Каждый легковой авто имеет свои сальнечки в сборе с пружиной разной конструкции размера. Не является исключением автомашины ВАЗ.
Обычно такие сальники продаются комплектом по две или три штуки. И этому есть свое практическое обоснование. В частности, манжеты каленвала идут одним экземпляром на каждую деталь, имея свой номер, размер. Возьмем пример, три сальника каленвала автомашины 2108 представлены комплектом следующим образом: два маленьких и один большой. Самый большой из них идет на коленчатый вал задней. При этом один маленький ставится на распределительный вал крышки спереди, а другой маленький сальник идет на коленчатый вал передний.
Комплект манжет коробок автомобилей, имея свои размеры, могут быть как металлические, так и полностью прорезиненные. В частности, к первому примеру можно отнести манжеты для коробки передач ВАЗ 2108 они металлические устарели уже, при этом, ко второму примеру можно отнести сальник для КПП ВАЗ 2110 прорезиненные более современные.
Сальники от КПП 2110 подходят на КПП 2108 мастера в основном их ставят, так как прорезиненные плотнее садятся на свои посадочные места, дольше служат. Однако по размеру они одинаковые и друг от друга не отличаются. Сальник штока выбора ВАЗ 2108 следует размещать по две штуки для того, чтобы герметизация была как можно лучше. Манжеты штока выбора с пружиной в сборе также существуют еще усиленные новой конструкции своих размеров (широкие) его устанавливают только одну штуку, они также дольше служат по отношению к старой модели кулисы.
Необходимость замены манжет определяется по критерию понижения показателей уровня масла, например уровень картера на заднем мосту, по причине утечки масла сквозь сальнечик до такого уровня, который может вывести из строя редуктор, коробку механизм гидра усилителя руля, что угодно. Поэтому, манжеты обеспечивает нормальную работу этих и других движущихся частей Вашего легкового автомобиля.
Поврежденные сальники в некоторых местах автомашины вполне можно сменить, не снимая агрегат, где он стоит в других местах нужно все разобрать, что бы добраться до него. В общем надо менять сальник ваз, как только появилась течь, этим самым сохраним автомашину в рабочем состояние на долгие годы. Если же Вы не уверены в своих силах — не беритесь что-то менять, а отвезите автомобиль к автосервису, мастера все сделают за ВАС.
Вы так же можете ознакомиться с другими материалами:
Сальник что это
Резинотехнические изделия из каучука
Поделиться в социальных сетях
Как работают сальники (уплотнительные манжеты)?
Сегодня мы попробуем рассказать, как влияют на работу сальников:
- качество поверхности вала;
- выполнение (или нарушение) рекомендаций по установке сальников, вне зависимости от того, применяются сальники в автомобилях или в другом промышленном оборудовании.
По поводу валов
Материалы:
-
Валы могут быть изготовлены из углеродистой или нержавеющей стали, чугуна.
Могут быть литыми или коваными. -
Рабочая поверхность вала не должна иметь покрытия.
Материалы покрытий, при работе сальника, изнашиваются сами и, одновременно, быстро изнашивают рабочую кромку уплотнения.
Твердость:
- Твердость поверхности вала должна быть не менее 30 НRс.
- Также возможно использование тонкостенных втулок из пружинной стали, с твердостью поверхности после термообработки 75-80 НRb, обычно «одеваемых» на вал в зоне работы сальника.
Шлифовка:
- Угол рисок от шлифования – менее 0,05°
- Некруглость шлифованной поверхности – не более 0,005 мм
- Шероховатость шлифованной поверхности – 10-20 Ra.
Имейте ввиду – шероховатость поверхности коренных и шатунных шеек коленчатых валов отличается от указанной.
В ремонтной практике все еще встречаются коленчатые валы, на которых есть маслосгонная накатка (см. схему 3). Чтобы сальниковая набивка долго и надежно работала с подобным валом, очень важно надлежащее состояние спиральных «канавок» либо на самом валу, либо на уплотнении. Особенно учитывая тот факт, что производители не поставляют более современных уплотнений к таким моторам.
Если у вас есть инструмент для восстановления маслосгонной накатки на коленчатом валу (а его приобрести не просто), убедитесь, что он соответствует тому валу, который надо ремонтировать. В противном случае, вы измените угол и шаг расположения спиральных канавок в накатке. Имейте в виду, что эти канавки работают как архимедов насос и перекачивают значительный объем масла. Также очень важно соблюсти угол расположения канавок относительно направления вращения вала. Если не выдержать нужный угол, то все масло будет «сброшено» из уплотнения, так что набивка попросту сгорит и разрушится (см. схему 2).
Уплотнения (уплотнительные манжеты)
Полный перечень уплотнений (разной конструкции и назначения) очень велик. Однако, наиболее распространенным являются самоподжимные манжетные уплотнения. Тем не менее, периодически встречаются (особенно в старых моторах) сальниковые набивки: двухсекционные или плоские. Большинство современных манжет – полимерные формованные, со стальным каркасом и уплотнительными кромками разного вида. Все спецификации и допуски на уплотнительные манжеты можно найти в инженерных справочниках или в каталогах производителей, таких как R. L. Hudson и Federal Mogul.
Монтаж
Ошибки при монтаже сальников являются основной причиной возникновения неисправностей. Часто считают, что сальник – это простая деталь и устанавливают его, не задумываясь о последствиях.
Вот краткий перечень критических особенностей, которые следует соблюдать при монтаже сальника.
— Является ли отверстия по сальник (в крышке или картере) круглым?
Чрезмерный нагрев или охлаждение, хонингование, полировка могут влиять на диаметр и геометрию отверстия под установку сальника. Все это может привести к деформации сальника и, соответственно, к нарушениям в контакте уплотнительной кромки с валом и последующей течи масла.
— Является ли поверхность вала чистой?
Разного рода загрязнения (остатки моющего раствора, полировального абразива или любого другого материала) на поверхности вала не допустят плотного прилегания уплотнительной кромки к валу.
— Имеются ли повреждения и дефекты на самом валу или в отверстии корпуса, куда устанавливается сальник?
— Есть ли у вас оправки (приспособления), которые гарантируют, что сальник будет установлен правильно?
— Можно ли наносить герметик на посадочное место или на сам сальник?
На этот момент часто не обращают внимание. Часто утечка масла через уплотнения появляются потому, что герметик попадает между кромкой сальника и валом.
— Есть ли повреждения (надрывы, порезы, раковины или загрязнения) на самом сальнике?
— Нужно ли смазывать уплотнительную кромку и вал?
В большинстве случаев поверхность вала и кромку сальника надо смазывать. Но с сальником, выполненным по PTFE технологии (с плоской уплотняющей кромкой), рекомендуется держать и поверхность уплотнения и сам вал настолько сухими, насколько это возможно.
После монтажа
После монтажа сальника внимательно осмотрите сборку, на предмет повреждений от инструмента, излишков герметика и т. п. Очистите место установки настолько, насколько это возможно, чтобы устранить все потенциальные причины утечек.
Как уже было сказано выше, в справочниках и руководствах по ремонту есть гораздо больше полезной информации, которая поможет вам избежать ошибок при монтаже сальников.