Синхронизатор коробки передач ваз 2109
О назначении КПП известно любому, кто хоть однажды сидел за рулем авто. Однако как ее устройство, так и принцип работы зачастую остаются для многих тайной. В общем-то, это может быть и правильно, во всяком случае, такой подход имеет право на существование, тем не менее, не занимаясь подробным изучением коробки, стоит коснуться такого ее элемента, как синхронизатор.
Для чего нужны синхронизаторы КПП
Механическая КПП изменяет крутящий момент, поступающий от ДВС к колесам автомобиля, для чего используются различные шестеренки, располагающиеся внутри коробки. Устройство такого механизма, а также как все это выглядит, помогает понять приведенный ниже рисунок:
Принцип работы такой КПП достаточно прост – при изменении положения ручки переключения передач меняются шестеренки, находящиеся в зацеплении, а для каждой пары таких шестеренок характерно свое передаточное отношение. Его изменение приводит к изменению величины передаваемого на колеса момента. Таким образом, работает любая МКПП, в том числе и на ВАЗ 2109.
Однако при этом возникает интересный момент – шестерни, которые должны войти в зацепление, имеют разные угловые скорости, а просто так совместить их достаточно сложно, при этом возрастает вероятность разрушения шестеренок и других элементов коробки.
Вот для решения такой проблемы и предназначен синхронизатор коробки передач. Водители со стажем помнят, что раньше, до того, как в конструкции КПП стали применяться синхронизаторы, при переключении скоростей приходилось использовать специальные приемы. Переключение с низшей на высшую передачу, проводилось при помощи двойного выжима. Сначала выжималось сцепление, КПП переводилась на нейтральную передачу, после чего сцепление отпускалось.
Затем сцепление снова выжималось, и водитель включал передачу. Выдержка на нейтралке позволяла уравнять скорости шестерен, а также избежать скрежета при переключении передач.
При переключении с высшей на низшую передачу использовался двойной выжим, да еще и с перегазовкой. При этом выжималось сцепление, КПП переводилась на нейтралку, сцепление отпускалось, слегка нажималась педаль газа, что приводило к выравниванию угловых скоростей шестеренок, а после этого опять отжималось сцепление, после чего включалась передача.
Как видно из приведенного описания действий водителя, такое переключение достаточно утомительно и занимает длительное время. Вот синхронизатор и позволил значительно упростить всю это процедуру.
Работа синхронизатора коробки передач
Что собой представляет подобное устройство, состав синхронизатора и принцип его работы поможет понять рисунок. Назначение и количество входящих в состав синхронизатора мелких деталей мы рассматривать не будем, достаточно того, что они показаны на рисунке, а вот как все работает, постараемся понять. Это просто интересно, на всех автомобилях используется одинаковый принцип, по которому происходит работа синхронизатора, в том числе и для ВАЗ 2109.
Таким образом, можно отметить, что устройство синхронизатора включает в себя:
- ступицу 1;
- муфту 2;
- блокировочное кольцо 3;
- сухари 4;
- проволочные кольца 5.
В момент переключения передачи муфта 2 перемещается в сторону нужной шестерни. На конической части шестерни, из-за различающихся угловых скоростей шестерни и муфты, между ними появляется сила трения, благодаря которой проворачивается до упора блокировочное кольцо 3. Когда зубья блокировочного кольца и муфты окажутся напротив, движение муфты прекратится.
Происходит выравнивание скоростей, при этом сила трения, сместившая первоначально блокировочное кольцо, пропадает, и оно возвращается в исходное положение, а муфта 2 проходит через зубья блокировочного кольца и соединяется с венцом включаемой шестерни. Благодаря сухарям муфта жестко соединяется с валом, а значит, передача включена и синхронизатор отработал всю процедуру, обеспечив бесшумное включение передачи.
Синхронизатор КПП, уход, эксплуатация
Такое устройство, как синхронизатор, надо принимать с благодарностью. Конечно, ничего сложного в переключении передач с помощью двойного выжима нет, он до сих пор применяется на некоторых машинах строительной техники, где по условиям работы использование синхронизатора исключено. Но его внедрение в конструкцию легкового автомобиля, в том числе и ВАЗ 2109, позволило значительно облегчить управление, что сделало авто более доступным.
Как порой бывает неприятно осознавать, что работа коробки нарушилась. Понимаешь это, когда переключение передач начинает происходить со скрежетом или проявляются другие ее дефекты. Чаще всего внешними признаками неисправности или сильного износа деталей синхронизатора, в том числе для ВАЗ 2109, могут быть:
- шум при работе КПП;
- затрудненное включение передач;
- самовыключение передач.
Конечно, появление подобных дефектов может быть обусловлено и другими причинами, но чаще всего именно синхронизатор, отказ или износ его деталей, приводит к подобным явлениям. Это справедливо для любого автомобиля, и ВАЗ 2109 тоже.
В принципе, когда происходит правильный выбор скорости движения, используется нужная передача, своевременно проводится техническое обслуживание и применяется правильное масло, то КПП и синхронизатор служат долго, что справедливо и для ВАЗ 2109.
Такое устройство, как синхронизатор, позволяет осуществить переключение скоростей в КПП за короткое время без шума и скрежета, обеспечивает сохранность шестерен и продлевает срок эксплуатации МКПП.
ремонт синхронизатора коробки передач на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите синхронизатор с вторичного вала (см. «Ремонт вторичного вала»).
2. Перед разборкой синхорнизатора промаркируйте положение муфты 3 относительно ступицы 1. Разберите аккуратно синхронизатор, сняв муфту со ступицы. При этом следите, чтобы подпружиненные сухари 2 с шариками не разлетелись в разные стороны.
3. Осмотрите детали синхронизатора. Сколы и забоины на шлицах ступицы и муфты недопустимы (особенно обратите внимание на торцы зубьев муфты). Также недопустимы повреждения или следы заедания на сухарях, шариках и пружинах. Замените дефектные детали или синхронизатор в сборе.
4. Установите муфту на ступицу в соответствии с ранее сделанными метками.
5. Три большие проточки на шлицах муфты должны совпасть с пазами ступицы под фиксаторы (с отверстиями).
6. Смажьте пружину фиксатора литолом и вставьте пружину фиксатора в отверстие в пазу ступицы.
7. Смажьте сухарь литолом и вставьте в его отверстие шарик.
8. Сжимая пружину, вставьте сухарь с шариком в паз ступицы. Проточки (a) на сухаре должны быть наружу, сферическая (большая) поверхность (b) — обращена к муфте.
9. Протолкните сухарь так, чтобы шарик попал в проточки на шлицах муфты синхронизатора.
10. Поправьте отверткой пружину та
Синхронизатор КПП ВАЗ-2109
При ремонте коробки передач требуется разборка и сборка синхронизатора. Если конечно он не заменяется полностью.
Детали синхронизатора: 1 — ступица 2— пружина 3 — сухарь 4— шарик 5— муфт
Пазы под фиксаторы имеют отверстия под пружины.
1. Перед разборкой промаркируйте положение муфты относительно ступицы.
2. При разборке синхронизатора аккуратно снимите муфту со ступицы, следя за тем, чтобы подпружиненные шарики с сухарями не разлетелись в разные стороны.
3. Осмотрите детали синхронизатора.
Сколы и забоины на шлицах ступицы и муфты недопустимы (обратите особое внимание на торцы зубьев муфты).
Не должно быть повреждений или следов заедания на сухарях, шариках и пружинах. Дефектные детали замените.
4. Установите муфту на ступицу так, чтобы по три большие проточки на шлицах муфты находились напротив пазов ступицы под фиксаторы.
5. Смажьте пружину фиксатора Литолом…
6. Вставьте пружину в отверстие, расположенное в пазу ступицы.
7. Смажьте сухарь Литолом и вставьте в его отверстие шарик с наружной стороны.
1 — наружная сторона сухаря (большая площадь поверхности) 2 — внутренняя сторона сухаря (меньшая площадь поверхности)
8. Сожмите пружину плоскогубцами с тонкими губками.
9. Вставьте сухарь с шариком так, чтобы шарик попал в проточки на шлицах муфты
10. Поправьте пружину отверткой, чтобы она попала в отверстие сухаря
11. Аналогичным образом установите остальные фиксаторы.
ремонт синхронизатора коробки передач на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите синхронизатор с вторичного вала (см. «Ремонт вторичного вала»).
4. Установите муфту на ступицу в соответствии с ранее сделанными метками.3:7474:1251 5. Три большие проточки на шлицах муфты должны совпасть с пазами ступицы под фиксаторы (с отверстиями).5:1946 6. Смажьте пружину фиксатора
литолом и вставьте пружину фиксатора в отверстие в пазу ступицы.
6:623 7. Смажьте сухарь литолом и вставьте в его отверстие шарик.7:1238 8. Сжимая пружину, вставьте сухарь с шариком в паз ступицы. Проточки (a) на сухаре должны быть наружу, сферическая (большая) поверхность (b) — обращена к муфте.8:20289. Протолкните сухарь так, чтобы шарик попал в проточки на шлицах муфты синхронизатора.
9:666 10. Поправьте отверткой пружину так, чтобы пружина попала в отверстие сухаря. Аналогичным образом установите остальные фиксаторы.следующая статья:
Ремонт КПП ВАЗ 2108
Задача: разобрать и произвести ремонт коробки передач от ВАЗ 2108.
14636Синхронизатор КПП ВАЗ-2109
При ремонте коробки передач требуется разборка и сборка синхронизатора. Если конечно он не заменяется полностью.
Детали синхронизатора: 1 — ступица 2— пружина 3 — сухарь 4— шарик 5— муфт
Пазы под фиксаторы имеют отверстия под пружины.
1. Перед разборкой промаркируйте положение муфты относительно ступицы.
2. При разборке синхронизатора аккуратно снимите муфту со ступицы, следя за тем, чтобы подпружиненные шарики с сухарями не разлетелись в разные стороны.
3. Осмотрите детали синхронизатора.
Сколы и забоины на шлицах ступицы и муфты недопустимы (обратите особое внимание на торцы зубьев муфты).
Не должно быть повреждений или следов заедания на сухарях, шариках и пружинах. Дефектные детали замените.
4. Установите муфту на ступицу так, чтобы по три большие проточки на шлицах муфты находились напротив пазов ступицы под фиксаторы.
5. Смажьте пружину фиксатора Литолом…
6. Вставьте пружину в отверстие, расположенное в пазу ступицы.
7. Смажьте сухарь Литолом и вставьте в его отверстие шарик с наружной стороны.
1 — наружная сторона сухаря (большая площадь поверхности) 2 — внутренняя сторона сухаря (меньшая площадь поверхности)
8. Сожмите пружину плоскогубцами с тонкими губками.
9. Вставьте сухарь с шариком так, чтобы шарик попал в проточки на шлицах муфты
10. Поправьте пружину отверткой, чтобы она попала в отверстие сухаря
11. Аналогичным образом установите остальные фиксаторы.
1. Перед разборкой промаркируйте положение муфты относительно ступицы. | 2. При разборке синхронизатора аккуратно снимите муфту со ступицы, следя за тем, чтобы подпружиненные шарики с сухарями не разлетелись в разные стороны. | 3. Осмотрите детали синхронизатора. Сколы и забоины на шлицах ступицы и муфты недопустимы (обратите особое внимание на торцы зубьев муфты). Не должно быть повреждений или следов заедания на сухарях, шариках и пружинах. Дефектные детали замените. |
4. Установите муфту на ступицу так, чтобы по три большие проточки на шлицах муфты находились напротив пазов ступицы под фиксаторы. | 5. Смажьте пружину фиксатора Литолом… | 6. …и вставьте пружину в отверстие, расположенное в пазу ступицы. |
7. Смажьте сухарь Литолом и вставьте в его отверстие шарик с наружной стороны. | Примечание 1 – наружняя сторона сухаря (большая площадь поверхности) | |
8. Сожмите пружину плоскогубцами с тонкими губками. | 9. Вставьте сухарь с шариком так, чтобы шарик попал в проточки на шлицах муфты. | 10. Поправьте пружину отверткой, чтобы она попала в отверстие сухаря. |
11. Аналогичным образом установите остальные фиксаторы. |
Синхронизатор коробки передач — что это и как заменить?
Синхронизатор коробки передач – это деталь, предназначенная для совмещения частоты вращения вала и шестерни при переключении передач. Как понятно из названия устройства, оно синхронизирует частоты вращения и обеспечивает плавное (без рывков) включение определенной передачи. Таким образом, передачи включаются плавно и без шума, а износ шестерен в коробки передач значительно снижается, увеличивая срок службы агрегата.
Устройство и принцип работы синхронизатора
В работе синхронизатора нет ничего сложного. Его действие основано на разнице сил трения возникающих между вращающимися деталями. Таким образом, синхронизатор создает необходимое трение для выравнивания частот вращения и синхронизирует обе детали.
Простейший синхронизатор выполняется в виде ступиц с сухарями, шестерни со специальным фрикционным конусом, муфты включения и кольца блокировки.
В составе ступицы находятся внутренние и наружные шлицы. Внутренние крепятся ко вторичному валу и обязательно имеют возможность свободного осевого перемещения, а внешние шлицы обеспечивают связь с муфтой включения.
Муфта включения создает связь между валом и шестерней. Она надевается на ступицу и имеет в своем составе внутренние шлицы, на которых расположена специальная проточка. В этой проточке находятся выступы сухарей. Внешне муфта имеет соединение с вилкой коробки передач.
Под углом 120 градусов по всей окружности ступицы расположены специальные сухари, которые, посредством пружины, нажимают на кольцо блокировки, тем самым, блокируя муфту в процессе синхронизации.
Блокирующее кольцо является самым основным элементом синхронизации и препятствует активации муфты включения до полного выравнивания скорости вращения механизмов.
Поломка синхронизатора второй передачи ВАЗ 2109
Синхронизатор в процессе эксплуатации подвергается естественному износу. Первые признаки износа синхронизатора распознаются при включении соответствующей передачи. Так, например, на автомобиле ВАЗ 2109 самой распространенной неисправностью коробки передач является выход из строя синхронизатора второй передачи.
При включении передачи появляется характерный хруст или треск и только после этого передача может быть введена в действие. Это связано с тем, что работа синхронизатора нарушена, и он больше не в состоянии выравнивать скорости вращения валов и шестерней, в связи с этим, их износ увеличивается. При дальнейшем эксплуатации автомобиля с неисправным синхронизатором приведет к тому, что вторая скорость попросту перестанет включаться.
Если вы обнаружили первые признаки поломки синхронизатора, рекомендуется обратиться в ближайший автосервис, так как замена данной детали трудоемка и требует специальных навыков и умений.