Спецификация масел: характеристики и особенности
Спецификация масел, в частности моторных, как особых технических жидкостей, производится по нескольким признакам. Прежде всего по химической основе: синтетические, с высокой текучестью, полусинтетические и минеральные, с низкой текучестью. Во вторую очередь они подразделяются на предназначенные для моторов, потребляющих бензин и дизельное топливо, обычных (атмосферных) и имеющих турбокомпрессор.
Коротко о значении спецификаций
Следует учитывать, что масло для дизеля можно использовать в бензиновом моторе, потому что у такого моторного масла диапазон рабочих температур более широк. А вот заливать его для бензинового двигателя в дизель ни в коем случае нельзя. В этом случае диапазон рабочих температур окажется недостаточным, и мотор выйдет из строя. Еще существуют спецификации по SAE (показатель вязкости), API (Американская ассоциация производителей) и ACEA (Европейская ассоциация производителей).
SAE – минимальный и максимальный пределы температур, для которых масло будет сохранять защитные свойства. На канистре оно обозначается специальным сочетанием букв и цифр от 0W (соответствует -35 градусам) до W60 (более 50 градусов по Цельсию). Еще раз обратите внимание, что имеются в виду температуры окружающего атмосферного воздуха, а не моторного масла. Температурные диапазоны по SAE рассчитаны с учетом конструктивных особенностей моторов.
Классификация API показывает, насколько современным является материал, а также обозначает допуск масла к применению на бензиновых и дизельных двигателях (S/C). Классический пример маркировки канистры: SAE 5w40 API SM/CF. В спецификации ACEA учитывается тип и количество используемых присадок моторного масла (моющих, молибденовых и для снижения зольности), располагаемых в алфавитном порядке (A, B, C). Например, Castrol magnatec SAE 5w40 API SM/CF ACEA A3/B3/B4/C3. Цифры 1, 2, 3, 4 указывают на степень совершенства использованных при его создании технологий (4 – новейшие технологии).
В разные периоды эксплуатации автомобиля нужно применять моторные масла разных типов. В новой машине рабочие зазоры двигателя не пропустят масло с низкой текучестью, поэтому в период обкатки лучше всего заливать синтетику. На изношенном моторе зазоры будут больше, поэтому со временем от синтетики переходят к полусинтетике и минеральному маслу.
Принципы присвоения спецификации
Спецификацию API присваивают только по результатам испытаний, проводимых на двигателях американского производства. Основными показателями при испытаниях моторного масла являются моющие, противоизносные и противоокислительные. Улучшенную модификацию масла для бензиновых моторов по API обозначают как SL. В общем, стандарты API достаточно строгие, для того чтобы пользователи не волновались о надежности материала.
Присутствие обозначения EC (энергосберегающее) сообщает о способности моторного масла снижать расход топлива приблизительно на 1,5 % по сравнению с обычным. Действующими классами масел по API являются SG, SH, SJ для бензиновых моторов и CF – для дизельных. В этой категории есть также много устаревших классов, использование которых на современных автомобилях недопустимо.
Спецификация ACEA (Ассоциации европейских автомобилестроителей и Комитета автомобилестроителей общего рынка) более широкая, чем предыдущая, лучше учитывает особенности европейских автомобилей и их моторов, но она уже давно не является основной. Однако наиболее предпочтительными среди автолюбителей считаются именно масла, прошедшие тесты ACEA, потому что их стандарты гораздо жестче, чем в системе API.
Спецификация ACEA подразделяется на 3 класса для бензиновых моторов (А1, А2, А3), 4 – для двигателей дизельных машин небольшой грузоподъемности (В1, В2, В3 и В4), 4 – для дизелей большой мощности (E1, 2, 3, 4). Со спецификацией A1 и B1 выпускаются масла с небольшой вязкостью, их область применения – в двигателях ряда американских машин, а также некоторых европейских и японских.
Моторное масло, которое получило спецификацию А3-96 либо В3-96, имеет самые подходящие для любых дизельных и бензиновых силовых агрегатов характеристики, использовать их можно независимо от года выпуска автомобиля. На стандарт ACEA ориентируется большинство крупных фирм-автомобилестроителей. Отчасти на их основании они формируют допуски моторных масел, о которых написано далее.
Спецификации могут быть нанесены на канистру в любом порядке. ACEA A3-96/B3-96 означает то же, что и ACEA B3-96/A3-96.
Допуски моторного масла
Автомобилестроителям оказывается мало даже этих стандартов, и некоторые из них изобретают новые. Это значит, что конкретная фирма-автогигант определила параметры, наиболее подходящие, по мнению своих экспертов, для моторов своей марки. Написать на упаковке допуск масла производитель может только при получении соответствующего сертификата. Поэтому, если вы увидели на канистре надпись типа VW 500.00, значит, оно одобрено производителем Volkswagen для бензиновых двигателей.
И это не просто так. Необходимые испытания производители проводят сами и за свои деньги, а автогигант может и отказать в допуске по результатам анализов. Поэтому наличие соответствующей сертификации является серьезным доводом в пользу такого моторного масла. Допуски масла по версии определенного автоконцерна хоть и не являются обязательными, в некоторых случаях могут помочь сделать правильный выбор, ведь в них указывается тип двигателя.
А для некоторых автомобилей, например BMW, строго рекомендуется использование масел, сертифицированных этим автомобильным концерном. К таковым относится BMW Special Oil, BMW Long life 04. Что касается частных допусков, то у масел, прошедших дополнительную сертификацию, могут быть более жесткие ограничения по части использования в двигателях машин определенных лет выпуска. Наличие допусков – это результат маркетинговой политики производителей авто.
Кроме того, наличие различных присадок в составе вынуждает производителей машин вводить допуск масла, поскольку масло одной и той же фирмы, выпущенное с разницей в пару лет, может повлиять на него не так, как рассчитывает покупатель какого-нибудь «Порше». Имиджу автоконцерна неучтенный фактор может навредить, поэтому допуски моторных масел – это по большей части перестраховка, но обращать внимание на их наличие, конечно же, нужно.
Допуск моторных масел может вводиться как для каждого отдельного силового агрегата одной и той же марки, так и для целого семейства сразу. Во многих случаях на канистрах вместе с допуском моторных масел указываются и классы качества, о которых написано выше. Но если в инструкции к вашему авто четко прописано, что масло должно соответствовать определенному допуску производителя, на международные спецификации можно не обращать внимания.
Выбираем масло правильно
Во многих случаях допуски масел разрабатываются простым тестированием одного и того же масла на разных моторах. Но тот же Porsche разрешает применение некоторых масел без соответствующего допуска. Поэтому первое правило при выборе таково: внимательнее читайте инструкцию к своему автомобилю. Надпись о том, что масло рекомендовано конкретным производителем, скорее всего, является подделкой, то есть допуск присвоен производителем самому себе.
Но нет закона, запрещающего это делать. Обращать внимание нужно только на спецификации, указанные в должной форме. Однако это тоже не всегда означает, что требования по отношению к определенному типу двигателей производителем масла не учтены, ведь они не являются секретной информацией. Тут уж все зависит от честности производителя масел. Не надо думать, что если масло допущено производителем, к примеру «Ниссан», то оно подойдет для «Тойоты».
Допуски производителей, в отличие от международных стандартов, более узки, нарушать их ни в коем случае нельзя. Когда на упаковке указаны только международные спецификации масла, подойдет любое масло, которое им соответствует. Учтите, что неправильный выбор моторного масла повысит расход горючего и увеличит скорость износа самого двигателя.
Если вы купили автомобиль с рук, спросите о пробеге, о том, какое применялось масло и какое конкретно заливалось в последний раз перед продажей. Если хозяин в этом разбирается, он не будет утаивать эти данные, а полученная информация поможет вам не ошибиться. Ассортимент моторных масел состоит из тысяч наименований. Для того и придуманы стандарты, чтобы однажды разрекламированное масло не стало в вашем моторе текучим, как вода, или густым, как мармелад.
Выбор масла зависит и от сезона, здесь стоит обратить внимание на маркировку SAE. Жизнь мотора не удастся продлить заливкой самого современного и популярного масла, потому что оно просто может оказаться неподходящим. Масло лучше всего покупать в крупных специализированных торговых точках. Минимальный набор информации, который нужен для правильной покупки, это модель автомобиля и его год выпуска, тип и состояние двигателя плюс условия эксплуатации.
Кто-то водит в основном в спокойном ритме, а кто-то по выходным ездит на гоночный трек. Это тоже надо учитывать. В последнее время в существующий класс масел добавился еще один – гидрокрекинговый. Это значит, что масло с минеральной основой было подвержено такой степени очистки, что по физическим свойствам приближено к синтетике. Иногда они могут продаваться как синтетические или с пометкой о наличии в минеральной основе синтетических добавок.
Помните, выбор моторного масла – это ни много ни мало, а залог долгой и безупречной работы вашего «железного коня».
Классификация моторных масел — маркировка масел SAE, API, ACEA
В этой статье мы рассмотрим различные системы классификации моторных масел. За время существования двигателей внутреннего сгорания было разработано огромное количество масел, различающихся как по качеству, так и по сфере применения и особенностям использования. Всё это многообразие требовало какого-то упорядочивания, для чего разными автомобильными организациями и были созданы стандарты, позволяющие классифицировать масла в зависимости от их свойств и назначения. Используя эту информацию, можно с лёгкостью подобрать нужное масло для конкретного двигателя, исходя из рекомендаций производителя автомобиля.
Приведём основные системы классификации моторных масел:
- во-первых, конечно же, SAE J300 – классификация вязкости моторных масел
- API – классификация качества, или, вернее сказать, эксплуатационных характеристик масла
- ACEA – европейская классификация, включающая информацию и о сфере применения масла, и о его качестве
- ILSAC – японо-американская система оценки эксплуатационных характеристик масла
- OEM-допуски – требования к маслам автопроизводителей
- ГОСТ 17479.1-85 – рождённый ещё в СССР, однако действующий и по сей день российский стандарт моторных масел
Как видите, различных спецификаций немало, однако основными являются три из них: SAE, API и ACEA. Давайте разбираться, что же они собой представляют.
Классификация вязкости SAE
Данная классификация моторных масел (кстати, трансмиссионных тоже) во всех подробностях описана в статье о вязкости моторного масла. Здесь же скажу вкратце, что она регулирует (как уже, наверное, стало понятно:)) вязкость моторного масла в трёх основных своих состояниях: при запуске двигателя (холодное масло), при его штатной работе (разогретое масло) и при режиме больших оборотов и нагрузках сдвига, так называемый HTHS (перегретое масло). На канистрах эта классификация имеет вид написания xxW-yy (например, 10W-40), где первое число характеризует минимально необходимые условия для запуска двигателя в холодное время года, а второе означает вязкость при штатном режиме работы. Впоследствии во второе число заложили и требования к работе в «форсированном» режиме. Так сказать, два в одном. В некоторых случаях возможно использование этих чисел по отдельности, например, масло с вязкостью 20W и масло с вязкостью 30. Такие масла называют сезонными (условно, «летними» и «зимними»). Буква W означает как раз winter, «зима» по-английски. Как я уже сказал, для исчерпывающей информации по этой системе классификации читайте статью по ссылке, данной выше.
Классификация API
Эта система характеризует различия в эксплуатационных характеристиках моторных масел. Придумана она была организацией с названием American Petroleum Institute, что и отражено в аббревиатуре. В этой классификации содержится два раздела, в соответствии с типами моторных масел. Масла для бензиновых моторов маркируются буквой S (Service), а для дизелей буквой C (Commercial). Есть мнение, что буква S означает spark, то есть воспламенение от искры, а C – это compression – воспламенение от сжатия. Мне эта версия кажется более обоснованной, однако материалы на официальном сайте API недвусмысленно намекают на первый вариант. А жаль.
Далее идёт буква, означающая соответствующие эксплуатационные характеристики (например, SJ, SL, SM, или СD, CE, CF и так далее). Вторые буквы меняются в зависимости от принятия более жёстких требований к качеству масла, чем ближе к концу алфавита буква, тем масло лучше. Это вполне совпадает с хронологическим порядком разработки масел. Первые масла после появления этой классификации моторных масел были промаркированы как SA и CA. Они не содержали присадок, соответственно, имели крайне невысокие характеристики и подходили для автомобилей ориентировочно до 1930 года выпуска (как раз в 1931 году в масла начали добавлять присадки). Кстати, о присадках подробнее можно почитать в статье про состав моторного масла. Станет понятно, из чего складываются высокие показатели масла в работе.
По мере разработки новых стандартов, предыдущие признаются устаревшими. Например, на сегодняшний день (2015 год) актуальны градации для бензиновых двигателей:
- SN – наиболее современная градация, представлена в октябре 2010 года. Предусматривает лучшую на сегодняшний день защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, образование шлама, совместимость с материалами уплотнений. Обеспечивает экономию топлива и сбережение ресурса двигателя, совместимость с системами контроля вредных выбросов в выхлопе и защиту двигателей, работающих на этанолосодержащем топливе вплоть до E85 (марка такого топлива, где содержится 85% этанола и 15% бензина). Кстати говоря, если кто не в курсе, чем занимается масло в машине, рекомендую почитать статью о свойствах моторного масла.
- SM – для автомобилей 2010 года выпуска и старше.
- SL – для автомобилей 2004 года выпуска и старше.
- SJ – для автомобилей 2001 года выпуска и старше.
Более современная ступень градации может использоваться вместо предыдущих.
Для дизельных двигателей:
- CJ-4 – наиболее современная градация, также представлена в 2010 году.
- CI-4 – для автомобилей 2002 года выпуска и старше. Удовлетворяет требованиям 2004 года к содержанию вредных веществ в выхлопных газах.
- CH-4 – для автомобилей 1998 года выпуска и старше.
Все остальные градации являются устаревшими и могут быть без проблем заменены на актуальные в старых автомобилях.
В основном, выпускаемые моторные масла являются универсальными и спокойно могут использоваться как в бензиновых движках, так и в дизелях. В этом случае на этикетке масла указываются и бензиновые, и дизельные градации API через дробь (например, API SN/CF), причём на первом месте указывается градация основного предназначения масла – бензиновое или дизельное. Соответственно, если масло рассчитано только на один тип двигателя, то и спецификация пишется только на этот тип.
На маслах, сертифицированных API можно увидеть вот такие значки, на которых указывается класс (а можно и не увидеть, это необязательный атрибут).
Да, кого-то, наверное, интересует вопрос, а что же за цифра 4 стоит в обозначении СI-4 и других? А это означает, что масло годится для четырёхтактного дизеля. Соответственно, бывают масла и для двухтактных дизелей, правда, класс у них только один – CF-2 (ну, ещё у него был предшественник CD-II, но это уже тема отдельной «жевательной» статьи по классификации API, для «увлечённых», так сказать:)).
Классификация ACEA
Рассмотренные выше стандарты «родились и выросли» в Америке, что может показаться странным, ведь автомобили-то изобрели в Европе. Вот и европейцам в какой-то момент (а именно в 1972 году) пришло в голову создать организацию, регулирующую околоавтомобильную отрасль производства путём выпуска различных стандартов. Скрывалась эта организация за аббревиатурой CCMC (от французского Comité des Constructeurs du Marché Commun – комитет производителей автомобилей общего рынка, что-то вроде того). Логика выпуска масляных стандартов была такая же, как у API, с каждым улучшением различных качеств моторных масел добавляли очередную цифру к буквам G (бензиновые двигатели), D (дизельные двигатели) и PD (дизеля легковушек). А старые постепенно признавались устаревшими. Все эти предания старины глубокой нас интересуют постольку, поскольку именно на основе этой организации в 1996 году родилась ассоциация европейских производителей автомобилей (опять же с французского Association des Constructeurs Européens d’Automobiles – ACEA). Вот классификация этой организации нас и интересует, поскольку любой маслопроизводитель, следящий за своей репутацией, будет проходить сертификацию своей продукции в ACEA и лепить на банки соответствующие обозначения, которые, кстати, выглядят, например, так: A3/B4, A1/B1, C3, E6 и так далее…
Итак, классификация моторных масел ACEA включает в себя четыре раздела, обозначаемые различными буквами:
- A – масла для бензиновых двигателей
- B – масла для дизелей легковых автомобилей и малого коммерческого транспорта
- C – масла со сниженным содержанием золообразующих элементов
- E – масла для тяжёлых коммерческих грузовиков
Буквой А в 1996 году заменили букву G из стандарта CCMC, а буквой B – классификацию PD (дизельные легковушки и маленькие грузовички, помните?). До 2004 года эти буквы (и масла, ими классифицируемые) существовали по отдельности, но с 25.10.2004 в их объединили в несколько сочетаний вида Ax/By, что подразумевает их универсальное применение. Я приведу актуальные обозначения 2012 года (есть спецификации 2014 года, но в настоящий момент они не вывешены на официальном сайте ACEA, соответственно, их как бы нет:)):
A1/B1 – всесезонные масла с увеличенным интервалом между заменами для бензиновых и дизельных двигателей, чья конструкция предусматривает использование маловязких масел с параметром HTHS равным 2.6 мПа*с для вязкости xW-20 и от 2.9 до 3.5 мПа*с для всех остальных вязкостей. Возможность применения таких масел должна быть прямо указана в документации на машину/двигатель, в противном случае их применение чревато поломкой двигателя. Если кому-то непонятно, что за HTHS такой, рекомендую почитать статью о вязкости моторного масла (ссылка выше). Там всё расписано довольно подробно.
A3/B3 – всесезонные масла для высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателей и/или с возможностью увеличенного срока замены, там, где это предусмотрено производителем двигателя, и/или круглогодичного использования маловязкого масла, и/или жёстких условий эксплуатации в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Как видим, формулировка довольно расплывчатая (напомню, это перевод текста из официального документа). Если перевести вольно и коротко, то это обычное масло, которое льют в машины, не имеющие рекомендаций к применению остальных классов.
A3/B4 – практически то же самое, что и предыдущий пункт, плюс использование для дизелей с прямым впрыском. Соответственно, легко заменяет предыдущий пункт и более предпочтителен, чем он. Не все чётко понимают, с прямым впрыском у них дизель, или нет:).
A5/B5 – всесезонные масла с увеличенным интервалом между заменами для высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателей, чья конструкция рассчитана на использование маловязких масел с параметром HTHS от 2.9 до 3.5 мПа*с. В чём-то перекликается с A1/B1 – там указана HTHS-вязкость для масел xW-20 (самые маловязкие на сегодняшний день), а здесь предусмотрена возможность использования в высоконагруженных двигателях. Так же, как и в A1/B1 возможность применения должна быть прямо указана в документации на автомобиль/двигатель, иначе … сами знаете:).
Вот картинка по поводу взаимозаменяемости этих классов.
В случае необходимости A1/B1 можно заменить на A5/B5 или на A3/B3/B4 (с увеличением расхода топлива). A5/B5 на что-то другое заменять категорически не рекомендуется.
Теперь то, чего не было до ACEA, а именно отдельный раздел «малозольных» масел, маркирующихся буквой C с цифрами 1, 2, 3 и 4. Малозольные масла имеют пониженное содержание сульфатной золы, фосфора и серы (так называемые масла LowSAPS, где SA – сульфатная зола, P – фосфор, а S – сера, ну а Low – их низкое содержание). Понадобились эти масла после того, как выяснилось, что несгоревшие частицы золы в выхлопных газах очень быстро выводят из строя катализаторы (TWC – Three Way Catalyst, трёхканальный катализатор) у бензиновых машин и сажевые фильтры (DPF – Diesel Particulate Filter) у дизелей. Так что тем, у кого в машинах имеются такие девайсы, использовать нужно именно малозольные масла (опять же смотрим в документацию на машину).
- C1 – всесезонное масло для высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателей, оснащённых катализатором или сажевым фильтром, требующих использования маловязких малозольных масел с параметром HTHS не меньше 2.9 мПа*с. Увеличивают срок службы DPF и TWC и обеспечивают экономию топлива. Содержание серы – 0,2%, сульфатной золы – 0,5%, фосфора – 0,05%. Эти масла имеют самый низкий уровень зольности, могут не подходить для использования в некоторых типах двигателей (то есть, в тех, где такое масло не прописано в документации).
- C2 – ровно то же самое, что и C Разница только в количестве зольных элементов. Здесь больше серы (0,3%), фосфора (0,09%) и сульфатной золы (0,8%).
- C3 – отличается от первых двух минимальной HTHS- вязкостью на уровне 3,5 мПа*с, серы и сульфатной золы столько же, сколько в C2, фосфора 0,07 – 0,09%.
- C4 – HTHS-вязкость также 3,5 мПа*с, серы 0,2%, фосфора – 0,09%, сульфатной золы 0,5%.
Видно, что C2 и С3 отличаются бо́льшим содержанием зольных элементов, поэтому их можно назвать «среднезольными». C3 и C4, в свою очередь имеют бо́льшую HTHS-вязкость. Нигде не написано про увеличенный интервал замены, в отличие от A и B разделов, так что малозольные масла нужно менять чаще. Очевидно присадки, ответственные за увеличение срока использования масла, как раз и содержат зольные элементы. Убрали их и лишились одного из преимуществ.
Переходим к коммерческой технике, то есть двигателям, стоящим на больших магистральных грузовиках. Почему для них нужно особенное масло, можно почитать в статье о типах моторных масел. Итак:
E4 – всесезонное масло с отличным контролем чистоты поршней, износа, сажевого загрязнения и стабильными смазывающими свойствами. Рекомендовано для двигателей от Евро 1 до Евро 5 включительно, для работы в жёстких условиях, например, значительно увеличенных пробегах между заменами масла (согласно рекомендациям автопроизводителя). Подходит для дизелей без DPF, некоторых двигателей с системой EGR (повторное сжигание выхлопных газов) и некоторых – с системой SCR (снижение выбросов оксидов азота). В любом случае смотрим рекомендации производителя автомобиля.
E6 – отличается от предыдущего пункта тем, что соответствует стандарту Евро 6, подходит для двигателей с EGR, с сажевыми фильтрами (он же DPF) или без них и с системой SCR. Очень рекомендуется для машин с сажевыми фильтрами, поскольку разработано специально для использования с малосернистым топливом.
E7 – всесезонное масло с эффективным контролем чистоты поршней, полировки гильз цилиндра. Также имеет отличные противоизносные характеристики, нейтрализацию частиц сажи и вязкостную стабильность. Рекомендовано для двигателей с допусками от Евро 1 до Евро 5 включительно, для работы в жёстких условиях, например, увеличенных интервалах между заменами масла (согласно рекомендациям автопроизводителя). Подходит для моторов без DPFа, большинства моторов с EGR и большинства моторов с SCR NOx. Конкретнее, смотрим рекомендации…
E9 – всесезонное масло с эффективным контролем чистоты поршней и полировки гильз. Также имеет отличные противоизносные характеристики, очень хорошую нейтрализацию частиц сажи и вязкостную стабильность. Рекомендовано для двигателей Евро 1 – Евро 6, для работы в жёстких условиях, например, увеличенных интервалах замены масла. Подходит для машин с сажевыми фильтрами или без них, для большинства двигателей с EGR и SCR. Настоятельно рекомендуется для использования с сажевыми фильтрами, разработано специально для использования с малосернистым топливом.
Обобщая, Е4 и Е7 годятся для машин без DPF, между собой отличаются рекомендациями к использованию с EGR и SCR. В E7 предусмотрено более низкое минимальное TBN (щелочное число), и, соответственно, более низкие нормы чистоты поршней и полировки гильз, поскольку, как правило, более низкое щелочное число означает меньшее количество присадок в масле. На E4 можно дольше ездить до замены при прочих равных условиях (тоже следствие меньшего количества присадок в E7).
E6 и E9 подходят для DPF (сажевых фильтров), как следствие, удовлетворяют стандарту Евро 6. Между собой отличаются возможностью увеличения интервала замены. E6 «значительно увеличивает», E9 просто «увеличивает». Также у E9 более низкие нормы по чистоте поршней и полировке гильз, зато меньше износ вкладышей, колец и подшипников.
Классификация ILSAC
Американцы вместе с японцами разработали на базе API систему стандартов для пассажирских автомобилей (то есть аналог категории S в классификации API), которая называется ILSAC (как обычно, по имени выпускающей организации — (International Lubricant Specification Advisory Committee, Международный Консультативный Комитет по техническим требованиям к смазочным материалам). В них настолько много общего, что они даже имеют один значок соответствия масла текущему (то есть не устаревшему) стандарту ILSAC/API, так называемый Starburst.
В буквенно-цифровом обозначении классы ILSAC выглядят таким образом: GF-1, GF-2 и так далее. На данный момент (2015 год) наиболее современным и единственным не устаревшим является GF-5, соответствующий SN по классификации API. Как и в API наиболее современная ступень градации включает в себя требования по всем предыдущим, соответственно, может быть использована вместо них.
Допуски производителей автомобилей (OEM)
Помимо общих стандартов, призванных унифицировать требования к маслам для улучшения взаимозаменяемости и упрощения выбора, существуют требования автопроизводителей (Original Equipment Manufacturers). Логично предположить, что общие стандарты выросли именно на основе этих требований, иначе в них не было бы смысла. Поэтому в абсолютном большинстве случаев масло, имеющее соответствующую классификацию ACEA, подходит и по OEM-требованиям. Так что во многом получение отдельного одобрения производителя – это своего рода маркетинговый ход, причём очень эффективный, поскольку несмотря на все теоретические выкладки об идентичности масел я первый порекомендую заливать масло с допуском OEM, если это указано в качестве обязательного условия в технической документации:). Здесь, кстати, уместно будет сказать, что автопроизводители как правило не производят масла сами, а заказывают их изготовление у масляных премиум-брэндов, поэтому банка с маслом, например, Ford или GM (или любым другим OEM-названием), скорее всего, содержит в себе Castrol или что-то ещё из первой пятёрки.
Наиболее распространены допуски производителей Mercedes (имеет вид, например, MB 229.1), Volkswagen (VW 503.00), BMW (BMW Longlife-01), General Motors (GM-LL-A-025) и Ford (Ford WSS M2C913C). Допуски в скобках – не единственные, они даны просто для примера. Кроме этого свои требования есть у Renault и Fiat, у многих (если не у всех), производителей коммерческой техники (например, Man, Volvo и другие), даже у брэндов, производящих трактора и специальную технику (JCB, CAT, John Deere и другие). С технической точки зрения допуски разных производителей часто копируют себя, имея одинаковые или близкие требования с разными обозначениями, хотя это не исключает и каких-то эксклюзивных требований в некоторых случаях. Описывать все допуски – дело неблагодарное, поскольку объём текста получится запредельный. Возможно позже я выложу информацию отдельно по каждому производителю, а пока вот соотношение основных допусков ведущих производителей по смыслу применения масла
ГОСТ
Никак не получится пройти мимо нашей родной советско-российской системы классификации масел. Несмотря на то, что действующая система обозначений была введена в далёком 1987 (ГОСТ 17479.1-85) году, действует она до сих пор, и масла отечественных производителей с маркировкой согласно этому ГОСТу довольно бодро уходят с прилавков автомагазинов.
Примечателен ГОСТ тем, что в рамках одного обозначения описана и вязкость (аналог SAE), и качество (аналог API). Маркировка масла имеет такой вид: М-5з/12-Г, где «М» означает моторное масло, 5з – зимняя вязкость (буква «з», как и W в классификации SAE обозначает «зиму»), 12 – рабочая («летняя») вязкость, Г – показатель уровня эксплуатационных свойств масла. Наиболее востребованы сезонные (то есть не оговаривающие вязкость при отрицательных температурах) масла M-10Г2(к), и М-10Д(м), поскольку они в своё время были разработаны для КамАЗов (буква «к» в названии), и МАЗов (буква «м»), и похоже, до сих пор вполне устраивают пользователей соответствующего грузового автопарка.
Приводить значения вязкости я не буду, лучше укажу примерное соответствие ГОСТовской маркировки и SAE:
Такое же соответствие по эксплуатационным свойствам ГОСТ и API:
Видно, что кроме букв АБВГДЕ в обозначении присутствуют цифры 1 и 2. Из соответствия значений ясно, что цифра 1 указывает на применение в бензиновых моторах, 2 – в дизелях, а буква без цифр подразумевает универсальное применение моторного масла. Например, то же М10Г2(к) предназначено только для дизелей, а М10Д(м) – универсальное, несмотря на то, что льют его в основном, в турбированные дизельные движки.
Под занавес скажу, что это не единственные существующие классификации моторных масел, например, есть японские стандарты JASO для двух- и четырёхтактных мотоциклов, есть классификация NMMA, регулирующая качество масел для водномоторной техники, много чего ещё есть. Однако все системы, имеющие широкое употребление в нашей стране, я здесь более-менее описал.
Классификация и обозначение моторных масел
Контакты Menu Menu- Главная
- Авто
- Audi
- BMW
- Cadillac
- Chevrolet
- Citroen
- Ford
- Geely
- Honda
- Hyundai
- Infiniti
- Jaguar
- Kia
- Lada
- Land Rover
- Lexus
- Mazda
- Mercedes
- Mitsubishi
- Nissan
- Peugeot
- Porsche
- Renault
- Skoda
- Subaru
- Suzuki
- Toyota
- Volkswagen
- Volvo
- Статьи
- Устройство автомобиля
- Обслуживание и ремонт
- Топливо и масла
- Полезная информация
- Тюнинг
- Двигатели
- Ретро
Какие бывают допуски моторных масел: спецификация, классификация
Множеству водителей известно, что сегодня есть разные спецификации, посредством которых все смазки классифицируются. Большей части автопроизводителей недостаточно общепринятых классификаций, потому они разработали свои допуски моторных масел для различных двигателей. Зачастую хозяева автомобилей не могут разобраться, в чем заключается смысл допусков, чем они отличаются друг от друга. Допуск масла является некоторым стандартом качества, заключающим в себе показатели, определенные автоизготовителем.
Подобрать допуски для автомасла – это непростое дело. Производителю смазки, чтобы получить возможность указывать на канистре совместимость с моторами какого-либо автоизготовителя, нужно пройти сертификацию. Автопроизводителю необходимо испытать нефтепродукт, провести анализ в лабораторных условиях. Лишь после этого можно составлять свои допуски автомобильных масел.
Данные о масле с допуском в обязательном порядке указываются на канистре. Если их нет, значит, приобретаемое вами моторное/трансмиссионное масло не прошло сертификацию.
Допуски ввели по причине довольно высокой конкуренции на рынке новых машин. Одной из первых их начала использовать компания Ford. Для достижения собственных целей фирмы очень строго проверяют свои продукты по множеству критериев (включая совместимость с разными марками моторов).
Предназначение допусков
Любой изготовитель автомобилей использует для их производства собственные технологии и материалы. Ввиду этого силовые агрегаты, трансмиссии различных марок машин также отличаются друг от друга.
В моторных маслах содержатся присадочные вещества. Потому как добавки всеми применяются различные, в результате выходит так, что совершенно одинаковые нефтепродукты могут быть оптимальны для одного движка и абсолютно не подходить для иного. Каждый профессионал знает, что не бывает хороших/плохих моторных масел. Они все отличаются, предназначаются для разных ДВС и эксплуатационных условий.
Допуски упрощают выбор масла для автомобиляБольшое значение имеет толщина пленочки, которую образует автомасло на деталях автомобиля. Если толщина пленки станет больше промежутков между запчастями, которые установлены изготовителем, это доведет до перегревания поршней и прочим отрицательным последствиям. Если пленочка окажется чересчур тонкой, смазка станет очень сильно выгорать.
Практически все автопроизводители создают свои стандарты. К примеру, можно встретить допуск масла VW. Выполняются специальные испытания, по итогам которых смазку разрешают применять в каком-либо автомобиле. Допуски разрабатываются в форме сертификата.
Нужно помнить, что при большом ассортименте нефтепродуктов на сегодняшнем рынке и конструктивных особенностях различных автомобилей допуск автомасла весьма значим. Если его нет, лучше не применять масляную жидкость в своем транспортном средстве.
Спецификации «Ауди», VW, «Шкода», Seat
Список допусков автопроизводителей обычно располагается прямо на этикетке (после данных о вязкости SAE, классах качества ACEA и API). Если нужная вам спецификация изготовителя отсутствует на канистре, значит, масло вам явно не подходит. Подбор масла осуществляется при учете различных показателей.
Чтобы грамотно выбрать нефтепродукт, желательно ознакомиться с эксплуатационным руководством либо посоветоваться с сотрудниками автосалона официального представителя марки вашей машины.
- Допуск масла VW00 подходит для универсальных, энергосберегающих смазок 5w30, 5w40, 10w40, 20w30. Применяются данные нефтепродукты в движках на бензине. Стандартные показатели находятся в полном соответствии с главными требованиями ACEA A3-96.
- VW00 – это группа всесезонных масляных жидкостей, которые возможно заливать в ДВС на дизеле/бензине, оборудованные прямым впрыском. Их стандартные характеристики находятся в соответствии с ACEA A2. Необходимо упомянуть, что заливать такие смазки в турбодизельные движки возможно лишь в сочетании с VW 505.00 продуктами.
- Автомасло VW 502 00 применяется в ДВС на бензине с прямым впрыском и увеличенной мощностью. Показатели соответствуют ACEA A Масло VW 502 00 считается самым популярным в Российской Федерации.
- VW00 считается новым допуском для движков на бензине, которые имеют повышенный эксплуатационный период. Он лучше по своим характеристикам, чем 502.00, однако подходит лишь для тех моторов, которые произведены после мая 1999. Нефтепродукты VW 503.00 запрещается использовать в более старых авто, потому что они располагают уменьшенной вязкостью при высоких температурах. Это часто доводит до разнообразных повреждений двигателя.
- Смазки VW01 оптимальны для применения в высоконагруженных двигателях на бензине, располагающих повышенным эксплуатационным периодом.
- VW00 подходит практически для любых современных моторов. К ним также относятся движки, оборудованные фильтрами тонкой очистки.
- Нефтепродукты VW00 предназначаются для легковушек на дизеле. Стандартные показатели находятся в соответствии с ACEA B3.
- VW99 представляет собою допуск компании «Фольксваген». Подходит для легковушек с турбодизелем.
- VW00 является довольно распространенным сегодня стандартом, используется многими производителями.
Стандарты «Мерседес»
Знакомясь со спецификациями компании Mersedes, нужно отметить несколько ключевых:
- MB 228.1. Всесезонные расходники для машин «Мерседес-Бенц», оборудованных движками на дизеле. Возможна заливка в ДВС грузовиков с турбонаддувом. Показатели соответствуют ACEA E2. Желательно перед применением проверить, совместимо ли автомасло с разными эластомерными прокладками.
- MB 228.3. Универсальные масляные жидкости, оптимальные для разных ДВС на дизеле, установленных в тягачах, грузовом транспорте (наличие турбонаддува не имеет значения). Зависимо от эксплуатационных условий и осуществляемого технического обслуживания, расходники способны прослужить от сорока пяти до шестидесяти тысяч километров. Характеристики соответствуют ACEA E3.
- MB 228.31. Смазки предназначаются для коммерческого грузового транспорта, оборудованного движками на дизеле с особыми фильтрами сажи. Спецификация соответствует API CJ-4. Автомасла прошли 2 стадии испытаний, которые разработали специалисты фирмы «Мерседес».
- MB 228.5. Это автомасло заливается в высоконагруженные моторы на дизеле, которые установлены в коммерческом грузовом транспорте, имеют параметры, соответствующие Euro 1/2. Нужно заметить, что масло может прослужить до ста шестидесяти тысяч километров. После этого его потребуется поменять.
- MB 228.51. Всесезонные смазки используемые в дизельных высоконагруженных двигателях, которые соответствуют Euro 4.
- MB 229.1. Нефтепродукты используются в легковушках, которые оснащены моторами на бензине/дизеле, произведены с 1998 по 2002 годы.
Стандарты «БМВ»
Соответственно со стандартами компании «БМВ», для машин всех серий, оборудованных бензиновыми силовыми агрегатами, могут применяться лишь те автомасла, которые успешно прошли особые тесты, официально одобрены фирмой.
- BMW Special Oil. Масла, применяющиеся в двигателях «БМВ», располагающие единой спецификацией. Смазки весьма текучи при разных температурных условиях, заливаются в авто лишь после успешного прохождения разнообразных испытаний.
- BMW Longlife-98. Масла, которые предназначаются для заливки в разные бензиновые моторы, изготовленные после 1998 года. Подобные нефтепродукты возможно лить в ДВС, предусматривающие сервисное обслуживание с увеличенным интервалом. Стандарт основан на ACEA A3, ACEA B Данные автомасла нельзя применять в старых движках.
- BMW Longlife-01. Нефтепродукты применяются в ДВС, изготовленных не раньше 2001 года.
- BMW Longlife-01 FE. Смазки схожи с предыдущим видом, однако лучше подходят для жестких эксплуатационных условий. Какие условия считаются жесткими? К ним можно отнести высокие температуры и большие скорости.
- BMW Longlife-04. Этот стандарт ввели тринадцать лет назад. Он разработан для самых новых движков «БМВ». Подобные автомасла нежелательно использовать в моторах, произведенных раньше 2004 года.
Еще существуют иные допуски: DH-1, GM LL A 025 и много других. Однако они не слишком часто используются производителями. Для любой машины и ДВС надо выбирать ту масляную жидкость, которая соответствует определенным стандартам. Иначе вы можете повредить собственное авто.
API классификация
Спецификация API была разработана в 1969. Соответственно с ней все автомасла подразделяются на 3 группы:
- S – для ДВС на бензине;
- C – для ДВС на дизеле;
- EC – уменьшают затраты горючего в моторах на бензине.
Маркировка API состоит из двух букв. Что означает первая, вам уже известно. Вторая буква указывает на качество нефтепродукта. Чем дальше она стоит в алфавите, тем более высокими характеристиками располагает масляная жидкость. Есть следующие типы смазок для бензиновых двигателей: SN, SM, SL, SJ, SH, SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA.
Для дизельных двигателей существуют следующие виды масляных жидкостей: CJ-4, CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4, CF 2, CF 4, CE, CD-2, CD, CC, CB,CA.
Как видите, классификация API достаточно простая. Достаточно взглянуть на маркировку, к примеру, SN, чтобы понять, в какие моторы можно лить это автомасло, каковы его эксплуатационные характеристики. SN подходит для бензиновых движков, считается лучше, чем, допустим, SL или SJ. Масло SL лучше всего лить в те автомобили, которые произведены не ранее, чем семнадцать лет назад. SL располагает оптимальными для таких машин параметрами. Также SL неплохо экономит горючее.
Масло SJ можно заливать в авто, изготовленные после 1996. SJ сейчас довольно популярно в России, так как стоит недорого, имеет хорошие технические характеристики.
Автомасла для дизелей маркируются аналогично смазкам для бензиновых моторов. Если ваше авто эксплуатируется в жестких условиях, обратите внимание на CF 2. CF 2 оптимально для двухтактных движков. CF 2 отлично защищает моторные запчасти от изнашивания.
Если вы все-таки не смогли разобраться с маркировкой, всегда можно найти таблицу, в которой содержится расшифровка обозначений любых классификаций. Посредством расшифровки возможно установить, каковы характеристики смазочного продукта, при какой температуре его нужно использовать. Также необходимо ознакомиться с допусками автопроизводителей. Они весьма важны в сегодняшних условиях, когда на рынке присутствует множество видов моторной смазки.
Что означает маркировка моторного масла: SAE, API, ILSAC, ГОСТ, АСЕА?
Всем владельцам автомобилей необходимо уметь разбираться в моторных маслах, уметь читать информацию, скрытую в маркировке, написанной на этикетке. Правильный выбор и использование продукта хорошего качества дает вам гарантию на стабильный и продолжительный срок службы двигателя автомобиля. Свойства смазывающего продукта должны отвечать по всем условиям завода-изготовителя. Работа масел проходит под высоким давлением и в большом температурном диапазоне, по этой причине к ним выдвигаются такие жесткие требования.
Содержание:
Чтобы сделать проще процесс подбора масла для определенного вида двигателя по необходимым характеристикам и требуемым условиям, выработано несколько видов международных норм. Мировые изготовители масел пользуются всеми признанными классификациями.
Классификация автомобильных моторных масел:
- SAE;
- ILSAC;
- API;
- ГОСТ;
- ACEA.
Чаще применяют 3 разновидности классификации – API, ГОСТ и ACEA.
Выделяют 2 главные категории моторных масел, привязанных к виду двигателя: дизельные или бензиновые. Также есть и универсальное масло. На упаковке обязательно имеется информация по назначению продукта. В состав каждого моторного масла входит минеральное масло, которое составляет основную его часть, и необходимое количество присадок.
Жидкость для смазки разделяют по химическому составу на:
- Синтетическую.
- Минеральную.
- Полусинтетическую.
На таре, рядом с другой информацией, всегда пишется химический состав.
Что может быть написано на канистре с маслом:
- Присутствующие присадки API и ACEA.
- Классификация плотности SAE (вязкость).
- Штрих-код.
- Рекомендации производителей автомобилей.
- Спец. категории моторных масел.
- Дата изготовления и номер партии.
- Псевдонимная маркировка (не имеет ничего общего со стандартной маркировкой, является частью маркетинга, к примеру, fully synthetic и тому подобное).
Чтобы выяснить, какое именно масло идеально подойдет для мотора вашего автомобиля, мы поможем разобраться в более значимой маркировке.
Классификация моторных масел по SAE: таблица
Главные свойства, которые указаны в разметке на таре продукта, – параметры плотности по классификации SAE – международные нормы, регулируемой вязкости масел зависимости от сезонного изменения температуры воздуха.
Из-за этого масла разделяют на 3 вида, которые отличаются по своей структуре:
- Зимние масла более жидкие и позволяют без затруднений запустить двигатель автомобиля при низкой температуре воздуха. Обозначается показатель SAE такого вида символом «W» (к примеру, 0W, 5W, 10W и так далее). Для того чтобы выяснить предельное значение, следует вычесть число 35. При плюсовой температуре воздуха такое масло не подходит для применения, так как по структуре оно становиться слишком жидким и не сможет образовывать смазывающий слой, т.е. не будет выполнять функции своего предназначения.
- Летние масла используются при температуре воздуха от 0˚ и выше, так как вязкость у них довольно велика, чтобы при высокой температуре текучесть не превосходила нужного показателя для эффективной смазки частей мотора. В зимний период года невозможно будет запустить двигатель с маслом высокой вязкости. Маркируются летние масла числовым обозначением без букв (к примеру, 5,10,15 и т.д.; больше число – сильнее вязкость).
- Всесезонные масла являются самыми востребованными из-за способности осуществлять функции своего предназначения как в холодное, так и в теплое время года. Предельные значения таких масел можно посмотреть в схеме, где расшифрованы показатели SAE. Такой тип масла обозначают двойной маркировкой (к примеру, SAE 15W-40).
Характеристика вязкости – самая первая и значимая составляющая маркировки и спецификации смазывающей жидкости, но существуют и другие. Делать выбор смазывающей жидкости, применяя только данные по вязкости, – неверно. Также необходимо учитывать соотношение свойства продукта и условия его применения.
Все масла обладают не только вязкостью, но и многими другими различными эксплуатационными свойствами (противоизносные, моющие и антиокислительные свойства, коррозийная активность и другие). Эти свойства дают возможность определять область их назначения.
Классификация моторных масел по API: таблица
Основными показателями в классификации по API являются: вид двигателя и режим его работы, действующие свойства масла и год введения в эксплуатацию. Разделяются масла по стандарту на 2 категории:
- Категория «S» – для двигателей, работающих на бензине.
- Категория «C» – предназначена для дизельного мотора.
Как расшифровать маркировку моторного масла API?
Начинаться обозначение API может с буквы «C»или «S». Они указывают, для какого типа двигателя предназначено масло. Следующая буква определяет класс продукта, который показывает уровень действующих свойств.
По этой классификации разъяснения маркировки моторных масел выглядит так:
- Сокращенное обозначение ЕС, расположенное сразу после API, указывает на масла, сберегающие энергию.
- За аббревиатурой указывающие римские цифры несут информацию об уровне экономии топлива.
- Буквой «С» определяются масла для двигателей, работающих на дизельном топливе.
- Буквой «S» обозначают масла для бензиновых моторов.
- Универсальное масло отмечено буквами обеих категорий через черточку с наклоном (к примеру, API SL/CF).
- После букв «S» или«C» указывают степень эксплуатационных качеств, обозначается она буквами от «А» (самый маленький показатель) до «N» и т.д. (чем выше по алфавитному порядку значение 2-й буквы, тем выше класс продукта).
- Для дизельных двигателей масла по маркировке API делят на двухтактные и четырехтактные (обозначается в конце цифрой «2» или «4» соответственно).
На данный момент категория «S» включает в себя 12 категорий масел для двигателей. Некоторая часть из них устарела. По этой причине рассмотрим только действующие.
Категория «С» в настоящее время включает в себя 14 классов, половина из которых также не используется. Чаще встречаются такие маркировки:
Моторные масла, прошедшие ряд проверок SAE/API и имеющие соответствие нормам действующих разновидностей качества, указываются в виде круглого знака на этикетках. В верхней части знака располагается обозначение – «API Service», в центральной – степень вязкости по SAE, снизу – степень энергосбережения (если она есть).
Используя моторные масла по необходимой спецификации, вы повышаете износоустойчивость и снижаете риск поломки мотора. При этом уменьшается расход топлива и «угар» масла, двигатель работает тише, а его ходовые качества улучшаются (в особенности при холодной температуре), меньше изнашиваются система очистки выхлопа и катализатор.
Классификации ILSAC, ГОСТ, АСЕА – что означает и как расшифровать
Классификация и обозначение моторных масел по ILSAC
Совместная разработка Америки и Японии – классификация ILSAC. Международным комитетом по стандартизации и испытаниям было выведено 5 нормативов смазывающей жидкости:
- ILSAC GF-1,
- ILSAC GF-2,
- ILSAC GF-3,
- ILSAC GF-4,
- ILSAC GF-5.
Они подобны классам по API и отличаются лишь тем, что соответствующие масла классификации по ILSAC являются энергосберегающими и универсальными по всем сезонам. Такая классификация выступает лучшим вариантом для японских автомобилей.
Классификация и обозначение моторных масел по ГОСТ
В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, масла для двигателей разделяют на:
- группы по действующим свойствам;
- категории по кинематической вязкости.
По вязкости масла разделяют на следующие классы:
- Зимний период года – 3, 4, 5, 6.
- Летний период года – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
- Универсальные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10,….6/16 (1-ая цифра обозначает зимний класс, а 2-ая – летний).
Чем больше числовое обозначение во всех описанных выше классах, тем выше уровень вязкости.
Масла для двигателей подразделяются на 6 групп по сфере использования и помечаются буквами от «А» до «Е».
Масла с цифровым показателем «1» указывают на свое предназначение для использования в двигателях, работающих на бензине, «2» – для дизельных моторов, а отсутствие цифрового показателя говорит об универсальности жидкости.
Классификация и обозначение моторных масел по АСЕА
Объединение автопроизводителей Европейских стран разработало классификацию АСЕА. В ней отмечены их категории и предназначение, а также эксплуатационные свойства масел для двигателей. Эта спецификация также разделена по применению в бензиновых и дизельных типах двигателей.
Последние нормативы разделяют масла на 3 разновидности и 12 групп:
- А/В – дизельные и бензиновые двигатели легковых машин, микроавтобусов и фургонов (А1/В1-12, А5/В5-12 и т.п.)
- С – дизельные и бензиновые моторы с каталитическим конвертером (С1-12…. С4-12).
- Е – грузовые автомобили с дизельным двигателем (Е4-12…. Е9-12).
Кроме классификации моторного масла, в маркировке по АСЕА отмечается номер издания (обновления тех. требований) и год введения в эксплуатацию. Отечественные масла дополнительно проходят сертификацию ГОСТ.
Группы масел в категории ILSAC, их соответствие стандартам API:
- ILSAC GF-1 (устаревшая категория) – качество масла подобно классификации API SH; по вязкости SAE 0W-20, 5W-35, 10W-40.
- ILSAC GF-2 – аналогично по качеству продукта API SJ, по плотности SAE 0W-20, 5W-25.
- ILSAC GF-3 – соответствует разновидности API SL, выпущен в эксплуатацию в2001 г.
- ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5 – аналогичны SM и SN.
Также в соответствии со стандартом ILSAC для японских машин с турбированными дизельными двигателями, разработана категория JASO DX-1. Такая маркировка масел рассчитана на двигатели новых машин с высокими нормами экологичности и вмонтированными турбинами.
Спецификации и допуски моторных масел
В спецификации ACEA и API выражены минимальные основные требования, принятые изготовителями присадок и масел и производителями автомобилей. Характеристики масла при эксплуатации отличаются, поскольку у разных марок автомобилей моторы устроены по-разному. Часть ведущих производителей двигателей создали свой персональный метод классифицирования масел (упрощенное название – допуск), который вносит дополнения в систему классификации АСЕА. Производители двигателей, такие как: BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Renault, Ford, Fiat, GM – предпочтительно пользуются личными одобрениями при выборе моторных масел.
Разберемся в более известных и чаще используемых допусках, которые указаны на таре моторных масел.
Допуски моторного масла для VAG
Моторное масло – VW 500.00 – сберегающее энергию (SAE 10W-30, 5W-30, 5W-40 и т.д.) Для бензиновых моторов (до 2000 года выпуска) рассчитано VW 501.01 – подходит для любого сезонного периода. VW 502.00 – предназначается для применения в турбированных двигателях.
Масло для моторов, работающих на бензине с вязкостью SAE 0W-30, – VW 503.00 – требующее более редкую замену (до30.000 километров). Для двигателя автомобиля, у которого система выхлопа с трехкомпонентным нейтрализатором, – VW 504.00.
Допуск масел VW 505.00 для двигателей TDI предусмотрен для таких авто, как AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA работающих на дизеле (до 2000 года выпуска). Моторам PDE с насос-форсункой – масла с допуском VW 505.01.
Для автомобилей, работающих на дизельном топливе (выпущенных после 2002 года), рекомендуется масло энергосберегающее с вязкостью 0W-30 – VW 506.00 – более редко требует замены (до50.000 километровв 4-х цилиндровых двигателях TDI). Для двигателей, работающих на дизельном топливе с насос-форсункой и турбированных PD-TDI, – допуск VW506.01 – редко требующее замены масло.
Допуски моторного масла для Мерседес
Личные допуски-разрешения имеются также и у производителей авто MERCEDES-BENZ. Разрешение МВ 229.1 обозначает масло для двигателей MERCEDES, работающих на бензине и на дизеле, с 1997 года выпущенных в производство. Разрешение МВ 229.31, ограничивающее содержание фосфора и серы, введено в применение позже, имеет соответствие с SAE 0W и SAE 5W. Многофункциональное масло для двигателей, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе с увеличенным сроком эксплуатации, а также энергосберегающее, имеет разрешение МВ 229.5.
Допуски моторного масла для BMW (БМВ)
Для автомобилей, выпуска с 1998 года, предлагается использовать масла с обозначением допуска «BMW Long life-98», которые соответствуют нормам АСЕА А3/В3, с увеличенным эксплуатационным сроком. «BMW Long life-01» – допуск масла, рекомендован для двигателей автомобилей, выпуск которых приходится на конец 2001г. При повышенной нагрузке двигателя в сложных условиях рекомендуется использовать масла с допуском «BMW Long life-01 FE». В современных автомобилях BMW применяют моторные масла с допуском «BMW Long life-04».
Допуски моторного масла для Рено
В 2007 году производителями RENAULT были разработаны допуски, соответствующие главным требованиям АСЕА:
- Renault RN0700 – АСЕА А3/В4 или АСЕА А5/В5.
- Renault RN0710 соответствует условиям АСЕА А3/В4.
- Renault RN0720 соответствует условиям АСЕА С3 (некоторые вспомогательные от Renault).
- Допуск RN0720 создан для применения в современных автомобилях, работающих на дизельном топливе с наличием сажевого фильтра.
Допуски моторных масел для Форд (FORD)
Масло для двигателей классификации SAE 5W-30, получившее разрешение Ford WSS-M2C913-A, рассчитывается для начального применения и последующей замены. Такое масло имеет соответствие всем требованиям и нормам по следующим классификациям: АСЕА А1-98, ILSAC GF-2 и еще вспомогательным требованиям Ford.
Масло, которое имеет разрешение Ford М2С913-В, соответствует необходимым нормативам АСЕА А1-98 и В1-98, ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3, рекомендуется для первичного применения и последующей замены в автомобилях с дизельными и бензиновыми моторами.
В 2012 году был разработан и введен допуск-разрешение Ford WSS-M2C913-D. Моторные масла с таким показателем предлагаются для всех автомобилей Ford с дизельным двигателем. Исключением являются модели Ford Ка TDCi, запущенные в производство до 2009 года, и двигатели выпуска от 2000 до2006 г. Допуск предусматривает повышенный эксплуатационный период масла и заправку топливом с высоким содержанием серы или био-дизельным горючим.
Моторное масло, получившее допуск Ford WSS-М2С934-А, рассчитано на увеличенный эксплуатационный период и предназначается для использования в автомобилях с дизельным мотором и сажевым фильтром (DPF). Масло, которое соответствует допуску Ford WSS-М2С948-В, отвечает стандартам по классификации АСЕА С2 (для дизельных и бензиновых моторов с катализатором). Наличие этого допуска говорит о том, что вязкость масла соответствует SAE 5W-20 с пониженным сажеобразованием.
Рекомендации по выбору масла для двигателя
Выбирая моторное масло необходимо учитывать следующее:
- Выбор соответствующего химического состава масла – синтетическое, полусинтетическое или минеральное.
- Нормативы классификации вязкости по SAE (зимние, летние или универсальные).
- Набор присадок, соответствующий требованиям (формулируются в классификациях АСЕА и API).
- Обратить внимание, для каких именно марок автомобилей предназначается продукт (эту информацию можно рассмотреть на этикетке тары).
- Важно не упускать из вида дополнительные показатели и допуски масла (к примеру, обозначение Long life говорит о том, что масло подходит для использования в автомобилях с увеличенным сервисным сроком замены).
- В особенностях некоторых составов можно определить сочетание с двигателями, у которых имеются интеркулер, турбонадув, регулировка высоты подъема клапанов, фазами ГРМ и охлаждением газов рециркуляции.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Спецификация моторного масла ACEA (эксплуатационные свойства)
ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles — Европейская ассоциация автопроизводителей) основана в 1991 году. Европейский стандарт качества.
Была создана с целью лоббирования законодательных, коммерческих, технических, потребительских, экологических, экономических интересов европейских автопроизводителей. Членами данной ассоциации являются 15 крупнейших международных автопроизводителей на территории Европы.
Члены ACEA , являясь конкурентами на автомобильном рынке, поддерживают её (конкуренцию) на свободном и честном уровне.
Является аналогом API. В спецификации ACEA учтены особенности двигателей, собираемых и эксплуатируемых в Европе. Также в рамках ACEA разработаны новые методики. Необходимость создания данной спецификации была обусловлена существенными различиями в нормах законодательства Америки и Европы в рамках ПДД, технических требованиях, конструктивных особенностях двигателей, экологических требованиях, предпочтениях покупателей.
Была разработана и выпущена взамен ранее существующей CCMC (Committee of Common Market automobil Constructors – Комитет автомобильных производителей открытого рынка). CCMC была задумана как адаптированная к европейским нормам API. Одними из ключевых отличий эксплуатации европейских двигателей являются следующие факторы:
- более высокая разрешенная скорость езды;
- тяжелые режимы эксплуатации в условиях города;
- более легкий вес двигателя;
- увеличенное число максимальных оборотов;
- степень форсирования мотора.
На данный момент актуальной считается редакция от декабря 2012 года.
Согласно ACEA моторные масла подразделяются на 3 класса
А/В ( А – бензиновые для легковых автомобилей, В – дизельные двигатели малой мощности, легковые и грузовые малой грузоподъемности). A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
С – автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, с катализаторами восстановления отработанных газов. С1, С2, С3, С4.
Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. E4, Е6 , Е7, E9.
Вас заинтересуют
Ваш вопрос успешно отправлен. Спасибо!Закрыть
ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles — Европейская ассоциация автопроизводителей) основана в 1991 году. Европейский стандарт качества.
Была создана с целью лоббирования законодательных, коммерческих, технических, потребительских, экологических, экономических интересов европейских автопроизводителей. Членами данной ассоциации являются 15 крупнейших международных автопроизводителей на территории Европы.
Члены ACEA , являясь конкурентами на автомобильном рынке, поддерживают её (конкуренцию) на свободном и честном уровне.
Является аналогом API. В спецификации ACEA учтены особенности двигателей, собираемых и эксплуатируемых в Европе. Также в рамках ACEA разработаны новые методики. Необходимость создания данной спецификации была обусловлена существенными различиями в нормах законодательства Америки и Европы в рамках ПДД, технических требованиях, конструктивных особенностях двигателей, экологических требованиях, предпочтениях покупателей.
Была разработана и выпущена взамен ранее существующей CCMC (Committee of Common Market automobil Constructors – Комитет автомобильных производителей открытого рынка). CCMC была задумана как адаптированная к европейским нормам API. Одними из ключевых отличий эксплуатации европейских двигателей являются следующие факторы:
- более высокая разрешенная скорость езды;
- тяжелые режимы эксплуатации в условиях города;
- более легкий вес двигателя;
- увеличенное число максимальных оборотов;
- степень форсирования мотора.
На данный момент актуальной считается редакция от декабря 2012 года.
Согласно ACEA моторные масла подразделяются на 3 класса
А/В ( А – бензиновые для легковых автомобилей, В – дизельные двигатели малой мощности, легковые и грузовые малой грузоподъемности). A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
С – автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, с катализаторами восстановления отработанных газов. С1, С2, С3, С4.
Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. E4, Е6 , Е7, E9.
Классификация моторных масел — расшифровка значений
Долговечность и устойчивость в работе автомобильного двигателя зависит от масляной жидкости. Классификация моторных масел необходима, чтобы правильно выбрать смазку для своего автомобиля.
Классификация и обозначение моторных масел
Моторные масла эксплуатируются в широком температурном диапазоне и высоком давлении. Они подвержены воздействию агрессивных элементов, которые влияют на работоспособность и износ трущихся элементов и отвод тепла от них. По этим причинам, к маслам предъявляются высокие эксплуатационные требования. Чтобы упорядочить систему применения смазок для разных типов транспортных средств, мировыми производителями разработана их классификация и система стандартов. Основными из них являются:
- SАЕ. Этот стандарт разработан обществом автомобильных инженеров и определяет вязкостно-температурные характеристики масляных жидкостей.
- АРІ. Стандарт американского нефтяного института. Он определяет марку масляного раствора, в зависимости от типа двигателя, года его выпуска и условий его эксплуатации.
- АСЕА. Разработан ассоциацией европейских изготовителей автомобильной техники. Является аналогом стандарта АРІ, но с более высокими требованиями.
- ILSАС. Введен международной комиссией по стандартизации моторных смазок. Совместная разработка американских и японских изготовителей автомобильной техники. Имеет свою маркировку, но требования дублируют стандарты АСЕА и АРІ.
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 1747.1-2015. Разработан отечественными производителями транспортных средств. Стандарт является комбинированным. Он определяет вязкостно-температурные характеристики масляных жидкостей и марку масляного раствора, в зависимости от типа двигателя, года его выпуска и условий его эксплуатации.
Чтобы детально понять требования стандартов, необходимо рассмотреть каждый их них повнимательней.
Стандартизация SАЕ
Основным показателем стандарта является вязкость, которая меняется в зависимости от изменения температурного режима работы силовой установки. Классификация различных моторных масел по вязкости осуществляется по трем категориям:
- Зимние. Имеют буквенно-цифровую номенклатуру и разделяются на 6 марок: 25W, 20W, 15W, 10W, 5W, 0W.
- Летние. Имеют цифровое значение и разделяются на 5 марок: 60, 50, 40, 30, 20.
- Всесезонные. Имеют двойное обозначение. Например, SАЕ 5W/30, где в числителе указана марка для зимних условий эксплуатации, а в знаменателе – для летних.
Марка масла | Вязкостные параметры при низкой температуре | Вязкостные параметры при высокой температуре | |||
Проворачивание | Прокачивание | Температура | Мин | Макс | |
Макс. показатель вязкости, мПа*с | |||||
0W | 6100 до -35° | 60000 до -40° | 3.7 | ||
5W | 6500 до -30° | 60000 до -35° | 3.7 | ||
10W | 7100 до -25° | 60000 до -30° | 4.0 | ||
15W | 7000 до -20° | 60000 до -25° | 5.5 | ||
20W | 9400 до -15° | 60000 до -20° | 5.5 | ||
25W | 12000 до -10° | 60000 до -15° | 9.2 | ||
20 | + 20° | 5.5 | 9.2 | ||
30 | + 30° | 9.2 | 12.5 | ||
40 | + 40° | 12.5 | 16.2 | ||
50 | + 50° | 16.2 | 21.5 | ||
60 | + 60° и выше | 21.5 | 26.5 |
Главным показателем зимней смазки является уровень вязкости при низкой температуре. Она определяется величиной прокачивания и проворачивания. Спектр температур прокачивания указывает на предел, при котором подается смазка к трущимся деталям силовой установки, сводя к минимуму их соприкосновение при пуске двигателя. Температурный диапазон проворачивания показывает величину, которая обеспечивает частоту вращения коленвала при пуске силовой установки.
Летние масла имеют пределы вязкости в зависимости от температурного режима работы.
Всесезонные смазочные жидкости должны соответствовать показателям, которые определены для зимней и летней смазки, указанной в маркировке.
Стандартизация АРІ
Маркировка стандарта проводится парой букв, первой из которой будет категория масляного раствора, а второй – уровень эксплуатационных показателей. Стандарт позволяет классифицировать смазки на две категории:
- Sеrvісе. Обозначается литерой «S». Эти масляные жидкости предназначены для 4-хтактных силовых установок, топливом для которых является бензин.
Сервис состоит из 12 марок смазки, но действующими являются 6 марок смазок, выпущенных в разные периоды.
Год | 1992 | 1994 | 1997 | 2000 | 2004 | 2010 |
Марка | SG | SН | SJ | SL | SМ | SN |
- Cоmmerciаl. Обозначается литерой «С». Масляные растворы для дизельных силовых установок.
В категорию входит 14 марок смазочных растворов, из которых применяются последние шесть.
Год | 1990 | 1994 | 1994 | 1998 | 2004 | 2010 |
Марка | СF-4 | СF, CF-2 | СG-4 | СH-4 | СI-4 | СJ-4 |
Цифры в маркировке означают тип двигателя, установленного на автомобиль, к которому применима смазка (двухтактный или четырехтактный).
Стандартом введен в действие универсальный масляный раствор, который применим для бензиновых и для дизельных силовых агрегатов. Такая смазка имеет двойное значение, например, АРІ СJ-4/ SМ. В числителе указывается тип двигателя, которому смазка подходит более по своим показателям, в знаменателе – моторный тип, к которому разрешается применение масляного раствора.
Масляные растворы категории «S» применяются в следующих условиях
Марка | Условия применения |
SG | Для бензиновых силовых установок легковых транспортных средств, малых грузовиков и микроавтобусов. |
SН | Аналог и замена марки SG, но с улучшенными показателями. |
SJ | Улучшенные свойства по сравнению с SН. Введены дополнительные нормы по расходу смазки ее энергосбережению и устойчивости при высоких температурах. |
SL | Смазки с повышенными энергосберегающими, моющими и антиокислительными характеристиками. |
SМ | Аналог и замена марки SL, но с улучшенными показателями. |
SN | Более высокие требования по энергосбережению и износостойкости. Может применяться в силовых агрегатах, использующих биотопливо. |
Масляные растворы категории «S» так же применяются и в следующих условиях
Марка | Условия применения |
СF | Для моторов, изготовленных после 1994 года, оборудованных системой принудительного подвода воздуха. |
СG-4 | Масляный раствор с установленными нормами токсичности для моторов, оборудованных турбонаддувом. |
СH-4 | Смазочные растворы для высокоскоростных дизельных моторов. |
СI-4 | Улучшенный состав СH-4 для дизелей с высоким содержанием серы и системой рециркуляции отработанных газов. Хорошие противоокислительные, анти вспенивающие и износостойкие показатели. |
СJ-4 | Для двигателей с сажевыми фильтрами. Имеют хорошие антиокислительные и стабилизирующие характеристики. |
Стандартизация АСЕА
Этот стандарт делит масляные растворы на три класса, которые имеют свои подклассы. К основным классам масел относятся:
- Классы А и B. Это масляные растворы для бензиновых и дизельных силовых установок, которыми оборудованы легковые автомобили, малые грузоподъемные транспортные средства и микроавтобусы.
- Класс С. Включает автомасло для бензиновых и дизельных силовых установок, которые отвечают нормам экологической защиты и имеют катализаторы выхлопных газов.
- Класс Е. Смазки в дизельный двигатель, который работает при высоких нагрузках или в экстремальной обстановке.
Каждый класс масла может эксплуатироваться в определенных условиях, которые показывает таблица.
Подкласс | Условия эксплуатации |
Классы А и В | |
A1/B1 | Масляные растворы с длительным периодом эксплуатации. Для всех видов силовых установок, устанавливаемых на легковых автомобилях. |
A3/B3 | Стойкие масляные растворы с длительным периодом эксплуатации. Для всех видов силовых установок, устанавливаемых на легковых автомобилях, которые работают в тяжелых условиях. |
A3/B4 | Стойкие масляные растворы для высокофорсированных силовых установок. |
A5/B5 | Смазки, с низкой вязкостью при высоких температурах. Имеют высокий уровень снижения трения. Для высокофорсированных силовых установок всех типов. |
Класс С | |
С1 | Для силовых агрегатов всех типов, оборудованных сажевым фильтром и устанавливаемых на легковых автомобилях. |
С2 | Для высокофорсированных агрегатов с сажевым фильтром, устанавливаемых на легковых автомобилях. Растворы, стойкие к деструкции. |
С3 | Смазочный раствор, являющийся улучшенным составом С2. |
С4 | Высокоустойчивые масляные растворы, продлевающие эксплуатацию узлов силовых агрегатов. Соответствуют стандарту Евро-4. |
Класс Е | |
Е4 | Масляные растворы, уменьшающие уровень выхлопных газов и очистными показателями. Продлевают срок эксплуатации узлов силовых агрегатов. |
Е6 | Износостойкий масляный раствор, с очистными характеристиками. |
Е7 | Смазочный раствор, являющийся улучшенным составом Е6. Имеет длительный период эксплуатации и повышенные очистные показатели. |
Е9 | Масляная жидкость с высокими очистными и теплоотводящими показателями. Для высокофорсированных турбированных дизельных моторов, эксплуатирующийся в тяжелых условиях, оснащённых сажевыми фильтрами и системой рециркуляции отработанных газов. |
Стандартизация ILSAC
Этот стандарт определяет применение пяти основных марок моторных масел. К ним относятся GF1, GF2, GF3, GF4, GF5. Показатели и соответствие другим стандартам изложено в таблице
Марка | Год | Показатели | Соответствие другим стандартам | |
API | SAE | |||
GF1 | 1990 | Бензиновый движок для легковых транспортных средств, малых грузовиков и микроавтобусов. | SH | 0W-AA, 5W-AA, 10W-AA (АА соответствует 30,40,50,60) |
GF2 | 1997 | Улучшенные свойства по сравнению с SН. Дополнительные нормы по расходу смазки ее энергосбережению и устойчивости при высоких температурах. Антиокислительные и износостойкие характеристики. | SJ | 0W-20, 5W-20 |
GF3 | 2002 | Устойчивость к окислению. Высокие моющие свойства. Энергосбережение. Отсутствие отложений. | SL | 0W-AA, 5W-AA, 10W-AA, 20W-AA (АА соответствует 30,40,50,60) |
GF4 | 2005 | Аналогичны GF3, но приспособлены к установке на силовые агрегаты с катализаторами отработанных газов. | SM | 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30, 10W-30 |
GF5 | 2010 | Для силовых агрегатов с катализаторами отработанных газов. Имеют хорошие моющие характеристики, показатели стойкости, долговечности и испаряемсоти. Отсутствие отложений. | Для всех марок |
Стандарт ГОСТ 1747.1-2015
Межгосударственный стандарт делит отечественные смазки на классы, в зависимости от кинематической вязкости, и на группы, в зависимости от условий эксплуатации силовой установки.
Масло моторное имеет характеристики вязкости, которые делят его на: летнее, зимнее и всесезонное. Летние смазки обозначаются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Зимние смазки обозначаются цифрами 3з, 4з, 5з, 6з с буквой «з» (зимнее). Всесезонные масла имеют марки 3з/8, 4з/6, 4з/8, 5з/10, 5з/12, 5з/14, 6з/10, 6з/14, 6з/16. В первой половине дроби указана зимняя марка смазки, во второй половине дроби – летняя марка.
Вязкостная характеристика моторной смазки по межгосударственному ГОСТу
Класс | Величина кинематической вязкости при +100° | Параметр кинематической вязкости при -18°, не более мм.кв/см | |
Наименьшая | Наибольшая | ||
3з | 3.6 | — | 1200 |
4з | 4.0 | — | 2500 |
5з | 5.4 | — | 6200 |
6з | 5.5 | — | 10300 |
6 | 5.7 | 7.2 | |
8 | 7.2 | 9.2 | |
10 | 9.2 | 11.3 | |
12 | 11.3 | 12.2 | |
14 | 12.2 | 14.2 | |
16 | 14.2 | 16.2 | |
20 | 16.2 | 21.5 | |
24 | 21.5 | 26.5 | |
3З/8 | 7.2 | 9.2 | 1200 |
4З/6 | 5.5 | 7.2 | 2500 |
4З/8 | 7.2 | 9.2 | 2500 |
4З/10 | 9.2 | 11.8 | 2500 |
5З/10 | 9.2 | 11.8 | 6200 |
5З/12 | 11.8 | 12.8 | 6200 |
5З/14 | 12.8 | 14.8 | 6200 |
6З/10 | 9.2 | 11.8 | 10500 |
6З/14 | 12.8 | 14.8 | 10500 |
6З/16 | 14.8 | 16.2 | 10500 |
Классы масел разделены на шесть эксплуатационных групп
Группа | Условия применения | |
A | Обычные бензиновые и дизельные силовые установки. | |
Б | Б1 | Слабо форсированные бензиновые моторы, которые эксплуатируются в условиях, способствующих образованию коррозии. |
Б2 | Слабо форсированные дизельные моторы. | |
B | B1 | Среднефорсированные бензиновые моторы, которые эксплуатируются в условиях, способствующих к появлению отложений. |
B2 | Среднефорсированные дизельные моторы, с повышенной нормой антикоррозийной и износостойкой характеристикой смазки. | |
Г | Г1 | Сильно форсированные бензиновые моторы, работающие в сложных условиях, ведущих к окислению смазки, образованию коррозии и ржавчины. |
Г2 | Сильно форсированные дизельные моторы со слабым наддувом или без него. | |
Д | Д1 | Сильно форсированные бензиновые моторы, работающие в условиях, которые тяжелее Г1. |
Д2 | Сильно форсированные дизельные моторы с наддувом, работающие в сложных условиях или на солярке, которой необходима масляная жидкость с высокими нейтрализующими характеристиками. | |
E | E1 | Сильно форсированные моторы всех типов, которые эксплуатируются в условиях, тяжелее, чем Д1 и Д2. |
E2 |
В случае использования универсального масляного раствора цифровая индексация не ставится.
Расшифровка масляного раствора отечественного производства может быть показана на примере:
М – масло моторное, 5з – класс вязкости зимой, 12 – класс вязкости летом, Г2 — Сильно форсированные дизельные моторы, Д1 — Сильно форсированные бензиновые моторы.
Подводим итоги
Изучив классы, характеристики различных моторных масел и существующие стандарты, любой водитель сможет прочитать маркировку и выбрать необходимый масляный раствор для своего транспортного средства.