Схема зажигания ваз 2109 — Всё об автомобилях Лада ВАЗ
Схема замка зажигания ВАЗ-2109 (карбюратор, инжектор)
Чтобы завести автомобиль и привести его в движение, первое что мы должны сделать – разместить ключ в замке зажигания, тем самым запустив двигатель. Также с помощью этого устройства можем завершать работу двигателя и управлять режимами электроники.
Замок зажигания – пусковой механизм электрооборудования, который подает напряжение в электрическую цепь. Стартер прокручивает двигатель за маховик, большой диск с зубьями, располагающийся между сцеплением и двигателем. Во время пуска зубья стартера и маховика приводятся в положение зацепления. В это время двигатель вращается по сигналу управления из этого замка с помощью мощности аккумулятора.
Замок зажигания во время работы подает ток от аккумулятора к тяговому реле стартера. Это важная часть, без которой машина не будет выполнять свое предназначение. Кроме контроля питания, замок зажигания предупреждает разрядку аккумулятора в спокойном состоянии. Пуск двигателя происходит из стартера от поворота ключа.
Схема замка зажигания
В целом схема замка для зажигания ВАЗ-2109 представлена механической и электрической частями. Механика регулирует блокировку передних колес, если ключ не вставлен в замок, то они заблокированы. Электрическая часть – подача напряжения, зависящая от положения ключа, на требуемые участки электрической цепи. Расположен он в приборной панели в цепи подключения проводов. В старых моделях применялась низкая панель, в более новых – высокая панель.
Виды замка
Рассмотрим более детально, какие бывают замки зажигания. На автомобиле ВАЗ-2109 встречаются замки следующих видов:
- Нового образца. Замок предусматривает три позиции и короткий ключ.
- Старого образца. Замок предполагает четыре позиции, длинный ключ и реле зажигания, четвертая позиция – для стояночного света.
Извлечение ключа проходит в одном положении выключенной системы. В первой позиции включается радио. Во второй рабочей позиции запускаются все электрические потребители. В стартовом расположении включен один стартер, а питание системы, потребляющую мощность, отключено. Когда двигатель в работе, ключ возвращается во вторую позицию. В состоянии покоя без ключа в замке, в нулевой позиции, продолжать работу могут только приборы освещения и аварийная сигнализация.
Таким образом, изучив схему замка зажигания для ВАЗ-2109, следует отметить, что замок состоит из механики и электрики, где расположены контактные провода, осуществляющие подачу тока и запускающие таким образом автомобиль.
скачать фото на мобильник
Содержание:-
руководство технического обслуживания и
ремонта автомобилей ваз 2108, 2109, 21099
электросхемы автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
схема бесконтактной системы зажигания, система управления электромагнитным клапаном карбюратора, схема соединений генератора, схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобилях с монтажным блоком типа 17.3722, 2114-3722010-60, схема соединений стартера
Рис. 3.14. Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1 — бесконтактный датчик; 2 — датчик-распределитель зажигания; 3 — свечи зажигания; 4 — коммутатор; 5 — катушка зажигания; 6 — монтажный блок; 7 — реле зажигания; 8 — выключатель зажигания
Рис. 3.15. Система управления электромагнитным клапаном карбюратора на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
А — к выводу «30» генератора; Б — нумерация штекеров в блоке управления; 1 — концевой выключатель карбюратора; 2 — электромагнитный клапан карбюратора; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — реле зажигания; 6 — блок управления; 7 — катушка зажигания
Рис. 3.16. Схема соединений генератора ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1 — генератор; 2 — отрицательный вентиль; 3 — дополнительный диод; 4 — положительный вентиль; 5 — контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи; 6 — комбинация приборов; 7-вольтметр; 8 — монтажный блок; 9-дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 — реле зажигания; 11 — выключатель зажигания; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — конденсатор; 14 — обмотка ротора; 15 — регулятор напряжения
Рис. 3.17. Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с монтажным блоком типа 17.3722
А — к выводу «30» генератора; К9 — реле включения электродвигателя вентилятора; 1 — электродвигатель вентилятора; 2 — датчик включения электродвигателя; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания
Рис. 3.18. Схема соединений стартера ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
А — втягивающая обмотка; Б — удерживающая обмотка; 1 — реле включения стартера; 2 — монтажный блок; 3 — выключатель зажигания; 4 — генератор; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — стартер
Рис. 3.19. Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с монтажным блоком типа 2114-3722010-60
А — к выводу «30» генератора; 1 — электродвигатель вентилятора; 2 — датчик 66.3710 включения электродвигателя; 3 — монтажный блок
Ремонт Ваз 2108 2109 21099
Пятница, Июль 10th, 2015
Схему зажигания Ваз 2109 должен знать каждый его владелец. Не зная этой схему, Вы не сможете завести автомобиль в случае проблем с зажиганием. Тем более, что схем эта элементарно простая.
На Ваз 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Состоит он из следующих узлов: коммутатор, катушка зажигания, трамблер, датчик Холла, высоковольтные провода и свечи. Задача системы зажигания — своевременная, циклическая подача искры в цилиндры двигателя.
Рассмотрим подробно как работает схема заж
Схема зажигания Ваз 2109
игания Ваз 2109: подача питания на систему зажигания осуществляется через реле. Пока ключ не будет в положении зажигания, реле не включится и не подаст питание на схему. Как только ключ повернут система зажигания запитывается. Питание +12В с аккумулятора подается на контакт Б катушки зажигания, 4-й контакт коммутатора. Датчик Холла запитывает сам коммутатор.
Обратите внимание, что реле зажигания питается через монтажный блок, и если будет плохой контакт в разъемах Ш1,Ш8 или по какой-то причине окиснет или сгорит дорожка, система зажигания не будет запитана и Ваз 2109 не будет заводиться.
Чтобы искра начала формироваться необходимо провернуть коленчатый вал двигателя. Вместе с ним провернется и распределительный вал и датчик Холла подаст импульс на коммутатор. Коммутатор в свою очередь соединит контакт К катушки зажигания с массой, в результате чего на центральном проводе появится искра. Когда бегунок трамблера соединит центральный провод и провод ведущий на конкретный цилиндр двигателя искра проскочит на свече, воспламеняя горючую смесь. Двигатель заведется.
Когда необходимо заглушить двигатель, водитель с помощью поворота ключа в замке зажигания выключает реле, которое в свою очередь разбирает питание системы. Коммутатор, катушка зажигани становятся обесточены и перестают работать.
Наиболее частые неисправности системы зажигания Ваз 2109:
1) Выход из строя коммутатора.
2) Выход из строя датчика Холла.
3) Плохой контакт бегунка в трамблере.
4) Отсутствие питания системы зажигания Ваз 2109.
На Главную.
Источники: http://ladaautos.ru/vaz-2109/sxema-zamka-zazhiganiya-vaz-2109-karbyurator-inzhektor.html, http://car-exotic.com/vaz-cars/vaz-2108-car-malfunctions-31.html, http://vaz2109.net/electrooborudovanie/shema-zazhiganiya-vaz-2109.html
Система зажигания ВАЗ 2109
Система зажигания ВАЗ 2109 предназначена для воспламенения в точно заданным момент топливной смеси в камерах сгорания цилиндров его двигателя и отсутствие данной системы гарантирует потерю смысла наличия всего электрооборудования авто в целом.
Классификация систем зажигания
По своему типу системы зажигания делятся на:
- Контактную;
- Бесконтактную;
- Контактно-транзисторную.
Все перечисленные системы зажигания получают электроэнергию от АКБ или генератора и являются самыми распространенными.
По признакам они делятся на:
- Индуктивная – электроэнергия концентрируется в магнитном поле;
- Емкостная – электроэнергия собирается в электрическом поле.
Здесь отличие заключается в том, где именно накапливается электроэнергия с последующей отдачей ее на свечи зажигания.
Контактная СЗ
Питание зажигания в данной системе происходит от АКБ или генератора (в основном) — это классика.
Однако контактная СЗ, со временем, в ходе эксплуатации переставала быть надежной.
Причиной этому стало появление более современных двигателей, которые стали работать уже в других нагрузочных режимах, с другими топливными смесями и имели большее количество цилиндров.
Поэтому в середине 60 – х годах прошлого столетия контактная система зажигания себя полностью изжила и на смену ей пришла контактно – транзисторная СЗ.
Контактно-транзисторная система зажигания
Является промежуточным звеном между контактной – классической СЗ и современным электронным зажиганием.
Не будем углубляться в дебри принципа работы данной системы зажигания, для многих данная информация будет скучной и не интересной.
Хочется лишь отметить, что в контактно – транзисторной системе Вы уже не найдете привычный для классической СЗ конденсатор, так как благодаря низкой силе тока в 0,5А, в нем уже нет необходимости (искры при размыкании-смыкании контактов не образуются).
Так же стоит обратить внимание, что при установленной классической СЗ через каждые 10 тыс. км необходимо зачищать контакты и прослужит она Вам в итоге от 35 до 45 тыс. км пробега автомобиля.
При установленной контактно-транзисторной СЗ данные показатели увеличиваются в разы, срок службы системы зажигания увеличился до 100 тыс. км пробега авто, при этом чистки контактов она не требует.
Достигается это за счет встроенного коммутатора, которого нет в классической системе, принцип работы которого нет смысла сейчас рассматривать.
Но все же и здесь есть проблемы, которые выражены в следующих недостатках:
- Прерывательный механизм требует периодических регулировок в зазорах контактов, так как не правильно выставленные зазоры влияют на показатели угла опережения зажигания;
- Контакты постоянно загрязняются и окисляются, поэтому требуют периодической очистки;
- Возможность появления резонансных явлений привело к установки ограничений на максимальную величину частоту работы двигателя. Как правило для 4-х цилиндрового двигателя этот показатель равен не более 6 тыс. об в мин.
Бесконтактно — транзисторную систему зажигания (БТСЗ)
Теперь мы вплотную подошли к системе зажигания ВАЗ 2109. На данной модели автомобиля от ВАЗ установлена бесконтактная система зажигания, которая нашла свое применение еще с середины 80 – х годов.
В данной системе прерывательный механизм был заменен более современным бесконтактным датчиком, который мгновенно и точно определяет частоту вращения коленвала двигателя и угол его положения.
В отличии от более ранних систем зажигания, где в основу их работы было заложено механическое воздействие деталей друг с другом, в принципе работы новой системы зажигания заложен электрический импульс, который образовывается с помощью бесконтактного датчика. Но обо всем по порядку.
Короткое знакомство — преимущества
Как уже отмечалось выше система зажигания ВАЗ 2109 является бесконтактно-транзисторной.
За время своего существования данная СЗ зарекомендовала себя вполне надежно несмотря на то, что вырабатывает она большую энергию до 50Дж, а напряжение пробоя в ней может достигать от 30 кВ и более. КПД работы бесконтактно-транзисторной СЗ считается очень высоким.
Преимущества данной СЗ:
- Если работа СЗ предусмотрена с датчиком Холла, то на показатель энергии искры никак не влияет ни частота работы двигателя, ни показатель напряжения в электрической сети автомобиля. Это происходит потому, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания остается всегда неизменным, что и есть одной из причин большого КПД работы данной системы зажигания;
- Так как непосредственно механического взаимодействия между контактами не происходит, значит они не обгорают и не загрязняются, и само собой отпадает необходимость в их чистки;
- Нет необходимости в регулировки положения контактов, по одной причине, их просто нет;
- Так как механическое воздействие деталей друг с другом в данной системе минимизировано, значит полностью отсутствуют такие явления, как вибрация ротора, резонансные явления, не равномерное распределение искры по свечам;
- Благодаря постоянной повышенной энергии в свече, которая может достигать и 50 Дж, воспламенение топливной смеси в цилиндрах происходит без сбоев. Особенно это ощущается во время разгона автомобиля, когда все происходит плавно, стабильно и без рывков;
- Приблизительно на 5% увеличилась экономия расхода топлива и на 20 – 25% уменьшается выброс СО;
- При морозе запуск холодного двигателя, даже при разряженном до 6В АКБ, происходит более стабильно, чем при других системах зажигания.
Устройство БТСЗ
Система зажигания ВАЗ 2109 состоит:
- Коммутатор 3620.3734;
- Свечи зажигания А17ДВР;
- Датчик распределителя 40.3706;
- Катушки зажигания 27.3705;
- Выключатель зажигания;
- — Блокировочное устройство, которое не допускает следующее включение стартера пока не будет полностью выключено зажигание;
- — Запорное-противоугонное устройство.
Особенности конструкции и принцип работы:
- Принцип работы системы зажигания ВАЗ 2109 основан на эффекте Холла.
- Валик датчика – распределителя получает вращательный момент от распредвала двигателя и расположен горизонтально.
- Самопроизвольное выключение системы зажигания происходит через 2 -8 секунд после поворота ключа зажигания в крайнее левое положение и заглушенном моторе.
- В ходе работы СЗ происходит выравнивание коммутируемого тока в случае, когда напряжение в сети изменяется в пределах от 6 до 18 В.
- При не большой частоте работы двигателя, благодаря специальной системе, встроенной в коммутатор, регулируется время накопления электроэнергии в катушке зажигания, а также происходит ограничение силы тока.
Система зажигания ВАЗ 2109 работает на напряжении до 26 кило вольт, длительность искрового разряда варьирует в приделах 1,6-2,0 мс и за это время выделяется энергии в 35 – 50 МДж.
Распределитель зажигания.
Датчик-распределитель.
Состоит из:
- Регуляторов опережения зажигания двух типов — вакуумного и центробежного;
- Датчика импульсов напряжения, который регулирует работу коммутатора.
Момент искрообразования
Искрообразование в системе зажигания ВАЗ 2109 происходит следующим образом:
- Вал распределителя зажигания вращаясь одновременно вращает и экран с прорезями, который имеет форму цилиндра, и частично его внутренняя поверхность состоит из металла. Вращаясь данный экран образует электромагнитное поле.
- Наибольший сигнал датчика образуется тогда, когда в зазоре микропереключателя появляется металлическая часть экрана, а наименьший сигнал датчика образуется тогда, когда в рабочем зазоре металлическая часть экрана отсутствует.
- Момент перепадов уровней сигналов от большего к меньшему длится всего от 1 до 5 микро секунд и в это время происходит искрообразование.
Безусловно процесс искрообразования проходит сложнее и во многом зависит от геометрии прорезей экрана, но описывать сложные физические процессы здесь нет смысла, так как они многим людям будут не понятны.
Роль коммутатора
Электронный коммутатор играет важную роль в системе зажигания ВАЗ 2109:
- Стабилизация тока при скачках напряжения от 6 до 18 В.
- Создание импульсов тока необходимой амплитуды и продолжительности в катушке зажигания.
- Защиты от перегрузок полупроводниковых деталей и предотвращения их выгорания.
- Обесточивание системы зажигания в случае его выключения и остановки двигателя.
Порядок обслуживания СЗ
Система зажигания ВАЗ 2109, как и другие узлы и агрегаты автомобиля, должно периодически обслуживаться.
Несвоевременное техническое обслуживание может привести к:
- Потере надежности работы системы зажигания, как правило, это проявляется в частых сбоях в ее работы;
- Уменьшение технических показателей в эксплуатации;
- Резкое увеличение расхода топлива;
- Не выявление поломок деталей СЗ на начальной стадии, может привести к более серьезным неисправностям.
Техническое обслуживание необходимо приводить постоянно с периодичностью, указанной с технической документации на автомобиль.
Так как на автомобиле ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя достаточное количество различной электроники и в ходе ее работы в ней образуется очень высокое напряжение, в целях безопасности и исключения возможности вывода из строя важных электронных деталей, выполнение перечисленных ниже правил является обязательным:
- При запущенном моторе запрещено касаться руками катушки зажигания, корпуса коммутатора, проводов, передающих высокое напряжение;
- Запрещено тестировать на работоспособность всю цепь зажигания методом «на искру», так как это может привести не только к увечьям, но и к поломки всей системы зажигания.
- Запрещено заводить автомобиль методом искрового зазора между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтным проводом.
Работы по техническому обслуживанию не сложные и включают в себя:
- Очистка от нагара свечей зажигания или их замена;
- Проверка изоляции проводов и их крепление;
- Контроль момента зажигания и правильная его установка;
- Очистка от грязи всех сторон крышки ротора и датчика распределителя;
- Зачистка токо разносной пластины ротора и электродов боковых клемм;
- Проверять крепление всех деталей системы зажигания, обращать внимание на защитные колпачки, не допускать образование в них трещин;
- Проверять крепление всех видов проводов, не допускать их болтание.
Проверка системы зажигания
Установка зажигания.
Обратившись к теории можно вспомнить, что возгорание топливной смеси в цилиндре двигателя происходит благодаря искре от свечи зажигания.
Однако следует понимать, что искрообразование должно происходить в определенный момент, при определенной позиции поршня относительно верхней мертвой точки.
Для того чтобы выдерживать нужные параметры работы системы зажигания, существует такое понятие, как выставление момента зажигания.
Для выполнения таких работ в автомобиле ВАЗ 2109 специально в люке картера сцепления нанесена шкала, а на маховике имеется метка.
При смещении на одно деление шкалы, колен вал проворачивается на 1 градус.
На шкале лючка картера имеется самая длинная метка, которая расположена по середине. Чтобы выставить 1 – й и 4 – й цилиндры двигателя в ВМТ (верхняя мертвая точка), необходимо совместить эту длинную метку с меткой на маховике.
Нормативные показатели на скриншоте.
Использование стробоскопа для проверки зажигания
Наиболее приемлемый способ проверки зажигания на ВАЗ 2109 это использование стробоскопа.
Хотя название данного прибора и ставит некоторых водителей в ступор, ничего сложного в его работе нет.
Для проверки необходимо:
- Соединить провода «+» к «+» и «-» к «–» стробоскопа с АКБ, а провод датчика прибора подсоединяем к проводу высокого напряжения, подходящего к первому цилиндру.
- Заводим автомобиль, на холостом режиме работы двигателя мигающий луч света исходящий из стробоскопа направляем в лючок картера сцепления.
- Момент зажигания выставлен верно, если риска на картере сцепления совпадает с меткой на маховике, что соответствует первоначальному углу опережения зажигания.
Для изменения угла опережения зажигания (УОЗ) необходимо:
- Расположиться так, чтобы смотреть на крышку датчика-распределителя;
- Чтобы увеличить УОЗ проверните корпус датчика-распределителя по часовой стрелке;
- Чтобы уменьшить УОЗ – против часовой стрелки.
Датчик-распределитель зажигания
Распределитель зажигания ВАЗ 2109 имеет двойное назначение:
- Перенаправление искрообразования по цилиндрам двигателя;
- Определять правильный момент искрообразования в зависимости от нагрузки на двигатель и частоты вращения колен вала.
Перенаправление искрообразования по цилиндрам происходит благодаря ротору и самой крышки распределителя.
На крышке закреплены наружный и центральный контакты, между которыми расположен резистор имеющий сопротивление в 5-6 кОм.
Напряжение поступает от катушки зажигания к ротору через центральный контакт с помощью специального угольного электрода.
Во время вращения ротора импульсы тока с определенной частотой поступают через наружный контакт на боковые электроды, которые расположены в крышке распределителя зажигания.
От боковых электродов импульсное напряжение поступает по проводам высокого напряжения непосредственно на свечи зажигания.
Стоит обратить внимание, что угольный электрод должен свободно перемещаться в крышке. Если он заклинивает, то в скором времени сгорает. Поэтому необходимо следить за износом контактного уголька и не допускать, чтобы он достигал более 0,5 мм.
Для системы зажигания ВАЗ -2109 используются специальные провода высокого напряжения синего цвета, которые характеризуются большим пробивным напряжением в 30 кВ.
Многие слышали о таких понятиях как ранее и позднее зажигание.
Ранее зажигание происходит тогда, когда угол опережения зажигания (УОЗ) больше нормативного и искрообразование происходит на много раньше, чем поршень подошел к верхней мертвой точке.
Позднее зажигание характеризуется тем, что появление искры происходит позже, тогда, когда поршень или достиг ВМТ или уже ее прошел. Т.е. УОЗ на много меньше нормативного.
В зависимости от частоты вращения колен вала и нагрузок на двигатель угол опережения зажигания должен быть разным и регулироваться буквально на «ходу».
Для этого предусмотрен центробежный регулятор.
Наибольший показатель угла опережения зажигания варьирует от 30 до 40 градусов в соответствии с углом поворота коленвала двигателя.
Если Вы хоть немного помните школьную программу физики, то должны знать такое понятие, как центробежные силы. Это физическое явление и заложено в основу принципа функционирования центробежного регулятора.
При вращении, под воздействием центробежных сил, грузики, которые установлены в регуляторе, удаляются друг от друга, и проворачивают дальше ротор по ходу вращения основного валика.
Пружины, показанные на рисунке, специально имеют разную жесткость, тем самым добивается выставления нужных углов опережения зажигания при определенной частоте работы двигателя.
Вакуумный регулятор
Вакуумный регулятор, в зависимости от того на сколько сильно открыта дроссельная заслонка и повысилась нагрузка на двигатель, изменяет угол ОЗ, максимальный показатель которого для ВАЗ 2109 должен быть в пределах от 20 до 24 градусов по углу поворота коленвала двигателя.
Принцип работы:
- При повышение нагрузки на двигатель и нажатии педали газа, дроссельная заслонка открывается;
- Происходит уменьшение разряжения в одном из отсеков вакуумного регулятора;
- Уменьшение разряжения в камере приводит к перемещении подпружиненной тяге;
- Тяга перемещаясь тянет за собой пластину и проворачивает прерыватель по ходу вращения ротора, выставляя тем самым меньший угол опережения зажигания.
- При уменьшении нагрузки, дроссельная заслонка закрывается, разряжение в камере увеличивается и процесс проходит в обратную сторону.
Искровые свечи зажигания
В системе зажигания ВАЗ-2109 используются свечи зажигания А17ДВР, А17ДВРМ где:
Нельзя недооценивать важность свечей в общей схеме работы системы зажигания автомобиля.
Не зря многие водители по привычки, которая осталась еще с прошлых времен, возят с собой запасной комплект свечей. Может это и лишнее, так как современные свечи вполне надежны, но любую привычку побороть не так уж просто, даже такую.
Во время работы свеча зажигания переносит огромные диапазоны нагрузок, которые выражены в большом температурном режиме эксплуатации, механических, электрических и химических воздействиях.
К примеру, в камере сгорания рабочий температурный режим может варьировать от 60 до 2800 градусов, давление до 10 Мпа, напряжение до 30 кВ, не говоря уже про постоянное химическое воздействие на свечу продуктами сгорания.
В процессе эксплуатации свечи на всех ее участках образуется нагар, который приводит к потере тока, так же зазор между контактами в свече зажигания на каждые 1000 км пробега может увеличиваться от 0,012 до 0,016 мм и более.
По свече зажигания можно просто диагностировать состояние двигателя, но как правило, обращаем мы внимание на свечи только тогда, когда в работе двигателя начинаются сбои или, когда пришло время планового ТО.
Двигатель в нормальном состоянии если:
- Отсутствие мокроты на резьбе;
- Тонкий нагар копоти на темном ободке;
- Все электроды имеют светло-серый, светло-коричневый, белесого или светло-желтого цвета.
Признаки появления проблем с двигателем:
- На резьбе остатки масла или бензина;
- На ободке рыхлый нагар черного цвета с наличием пятен;
- Все электроды темно-коричневые с наличием пятен;
- Свеча мокрая с темным нагаром;
- Темный ободок с внешней части свечи (если свеча стоит не герметично).
Применение в системе зажигания ВАЗ 2109 только свечей зажигания марок А17ДВР, А17ДВРМ не является панацеей, конечно же существуют альтернативные варианты, но правильно подбирать свечи для своего авто нужно уметь правильно, а для этого Вам следует ознакомится с такими понятиями:
- Что такое горячие и холодные свечи и на каких двигателях они применяются;
- Что такое калильное число;
- Что такое степень сжатия и ряд других показателей.
Поэтому если Вы не разбираетесь в этих вопросах, то перед тем, как заменить свечи зажигания, рекомендованные заводом изготовителем, на другие обратитесь за рекомендациями к специалистам.
Катушка зажигания
На автомобиле ВАЗ 2109 установлена катушка зажигания принцип работы, которой основан на принципе разомкнутой магнитной цепи.
Как и многие катушки зажигания, модель 27.3705 состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток. Корпус катушки заполнен трансформаторным маслом.
Особенность конструкции данной катушки зажигания является наличие специального предохранительного клапана одноразового аварийного действия. Срабатывает данный клапан только в том случае, когда давление масла в корпусе станет выше нормативного.
Если клапан сработал, то сразу меняйте катушку зажигания. Если бы не было такого клапана, то катушку просто бы разорвало с вытекающими из этого последствиями.
Неисправности катушки зажигания
Наиболее распространенными неисправности являются:
- Межвитковое замыкание первичной и вторичной обмотками;
- Обрыв в цепи 1 – й или 2 – й обмоток;
- Пробой изоляции второй обмотки на корпус катушки.
Основные признаки неисправности катушки зажигания:
- На крышке наблюдаются следы подтекания масла;
- Трещины и скоры на крышке;
- Не правильные показатели омметра (читайте дальше).
При выявлении данный проблем катушку зажигания следует заменить.
Проверка сопротивления в 1 – й и 2 – й обмотках
Первичная обмотка.
Для выполнения таких работ Вам потребуется омметр и температура окружающего воздуха 20 – 25 градусов.
Подключите омметр к правой и левой клеммам катушки, показания должны быть в пределах 0,4 – 0,5 Ом. При любых других показателях катушка заменяется на новую.
Вторичная обмотка.
Для проверки соедините провода омметра к клемме Б и к высоковольтной клемме, которая находится по середине катушки. Температура воздуха та же 20 – 25 градусов. Показания омметра должны быть в пределах 4,5 – 5,5 кОм, при каких-либо других показаниях катушка меняется на новую.
Сопротивление изоляции на «корпус».
Все очень просто, один провод омметра подсоединяем к корпусу катушки, второй провод последовательно к каждой клемме. Показания омметра во всех случаях должно быть не менее 50 МОм. При других показаниях катушка меняется на новую.
Хотя система зажигания ВАЗ 2109 и не является сложной по своему устройству, принцип ее работы основан на сложных электро физических явлениях, а значит подходить к регулировки и обслуживанию зажигания нужно аккуратно и со знанием дела.
Минимальная ошибка может привести к перебоям в работе двигателя, повышенном расходу топлива и уменьшении приемистости автомобиля поэтому такие работы следует доверять профессионалам.
Выставляем зажигание на ВАЗ 2109 — видео от Наиля Порошина.
Оцените статью
Система зажигания автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
В распределителе зажигания — трамблере бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 2109, 21091, 21093, 21099 применяется ротор — «бегунок».
Читать далее ««Бегунок» трамблера 2108, 2109»
В бесконтактной системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 применяется электронный коммутатор.
Читать далее «Коммутатор ВАЗ 2108, 2109, 21099»
Трамблер (датчик-распределитель зажигания) — элемент системы зажигания автомобиля.
Читать далее «Трамблер ВАЗ 2108, 2109 принцип действия»
Читать далее «Датчик Холла — назначение, принцип действия»
Свечи зажигания Finwhale (Финвал) производства – Германия, входят в десятку наиболее часто применяемых на двигателях 21083, 21081, 2108 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099.
Читать далее «Свечи зажигания Finwhale на двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»
Система зажигания инжекторного двигателя (2111) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из модуля зажигания, высоковольтных проводов, свечей зажигания и жгута проводов от модуля зажигания к блоку управления (ЭБУ) ЭСУД.
Читать далее «Схема системы зажигания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»
Симптомы неисправности: карбюраторный двигатель пускается («схватывает»), но практически сразу же глохнет, попыток запуска может быть несколько, в результате двигатель или не запускается вовсе или с трудом работает на холостых. Причин данной неисправности, связанных с бесконтактной системой зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 может быть несколько. Помимо нее в том, что двигатель глохнет после пуска может быть виноват карбюратор или сам двигатель.
Читать далее «Карбюраторный двигатель автомобиля (2108, 2109, 21099) запускается и глохнет, причины связанные с системой зажигания»
Понятия «холодные» и «горячие» свечи зажигания следует понимать практически буквально. Это температурная характеристика их работы в двигателе автомобиля.
Читать далее ««Горячие» и «холодные» свечи зажигания, калильное число»
По электродам свечей зажигания и цвету нагара на них можно довольно точно и быстро оценить (диагностировать) состояние и правильность работы карбюраторного двигателя, а так же его систем (питания, зажигания, вентиляции и т.д.). Это одна из нескольких базовых проверок (наличие искры, подачи топлива, измерение компрессии …) при выявлении практически любых неисправностей связанных с двигателем и его системами.
Читать далее «Диагностика карбюраторного двигателя автомобиля по нагару на свечах зажигания»
По внешнему виду свечей зажигания можно судить о том, какие проблемы в настоящий момент имеет инжекторный двигатель автомобиля. Все его неисправности и неисправности его системы управления напрямую отражаются на состоянии свечей зажигания. По нагару на электродах свечей зажигания можно судить как о состоянии двигателя, так и состоянии самих свечей.
Читать далее «Диагностика инжекторного двигателя по свечам зажигания»
Проверим наличие искры на свечах зажигания карбюраторного двигателя с бесконтактной или контактной системами зажигания. Стабильная сильная искра между электродами свечей зажигания залог нормальной работы двигателя на всех режимах от холостого хода до мощностного. Визуально рассмотреть как работают свечи зажигания и какая искра между их электродами можно проведя нехитрую проверку.
Читать далее «Проверка искры на свечах зажигания»
Автомобильные схемы | Twokarburators.ru
Схемы основных систем и механизмов автомобиля — кузова, двигателя, карбюратора, инжектора, подвески, рулевого управления, тормозов, электрооборудования и пр.
Карбюратор Солекс, схемыКарбюратор Озон, схемы
Стартер, схемы подключения, устройство
Еще статьи и схемы стартеров автомобилей ВАЗ в рубрике: «Стартеры автомобилей ВАЗ».
Генератор автомобиля, схемыЕще статьи и схемы генераторов автомобилей ВАЗ на странице: «Генераторы автомобилей ВАЗ».
Система зажигания автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 схема контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2105, 2107Тормозная система автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 и их модификаций
Еще больше автомобильных схем в категории: «Схемы».
Система, порядок и схема зажигания ВАЗ 2109 и 21099 карбюратор и инжектор: модуль и угол опережения
Система зажигания (СЗ) в любом авто является одной из важных в машине, так как именно ее оптимальная работа обеспечивает запуск мотора. Неисправности одного из элементов СЗ могут привести к неполадкам в работе силового агрегата. Что представляет собой схема зажигания ВАЗ 2109 карбюратор, какие неполадки могут случиться в ее работе и как самостоятельно настроить зажигание? Узнайте из этого материала.
Содержание
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
Общие сведения о системе зажигания «Девятки»
Система зажигания в 21099 инжектор или карбюратор являет собой совокупность множества компонентов и механизмов, взаимосвязанных друг с другом. Основное назначение СЗ заключается в производстве электрического разряда, который впоследствии используется для возгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах мотора. Одним из основных параметров СЗ считается момент появления этого разряда, то есть искры, поскольку именно этот параметр определяет правильность работы силового агрегата.
Какие элементы включает в себя электросхема СЗ:
- Катушка или модуль. Это устройство обрадует высоковольтных разряда и осуществляет его передачу на свечи по высоковольтным кабелям.
- Свечи. Данные устройства используются для передачи высоковольтного импульса в цилиндры силового агрегата, где находится топливо-воздушная смесь. Свечи со временем могут работать некорректно, причиной тому является износ либо образование нагара на электродах. Такие проблемы могут привести к некорректной работе двигателя в целом, а также трудному его запуску в частности.
- Высоковольтные провода. Они соединяют распределительный узел со свечами. Работоспособность высоковольтных проводов также важна, поскольку в случае их пробоя водитель также может столкнуться в некорректным функционированием ДВС.
- Распределительное устройство. Этот узел распределяет высоковольтный разряд по определенным свечам, поскольку цилиндры должна срабатывать в определенном порядке. Одним из основных компонентов распределителя является вакуумный регулятор.
- Коммутатор.
- Монтажный блок.
- Реле зажигания.
- Выключатель, то есть замок. С его помощью водитель дает команду на запуск мотора (автор видео — Наиль Порошин).
Чем грозят неисправности в зажигании?
Оптимальная работа всей ЗС зависит от работоспособности всех ее элементов, а также выставленного момента. На практике карбюраторные ДВС нуждаются в более точной регулировке.
Предлагаем более подробно ознакомиться с неполадками:
- Силовой агрегат детонирует. Когда водитель жмет на газ, из-под капота начинают доноситься звенящие звуки. На практике такие неполадки появляются в транспортных средствах по причине выставленного слишком раннего момента. В результате это становится причиной неправильной работы ДВС, а последствии это может привести к деформации поршневых колец.
- Когда заводится мотор, из выхлопной трубы выходит черный дым. Такие неполадки обычно свидетельствуют о том, что угол опережения выставлен неправильно, момент слишком поздний. Разумеется, избавиться от такой неполадки позволит правильная регулировка.
- При работе на холостом ходу силовой агрегат троит, работает неравномерно.
- ДВС работает с перебоями, когда автомобилист нажимает на газ, проявляются провалы. То есть водитель жмет на газ, а машина не разгоняется.
- Снизилась мощность силового агрегата, то есть для набора скорости ему требуется значительно больше времени. Такая проблема может быть обусловлена тем, что топливо-воздушная смесь не полностью сгорает в цилиндрах ДВС.
При появлении таких неполадок автовладелец должен заняться диагностикой СЗ, а если есть необходимость, то отрегулировать момент. На практике большинство неисправностей связано именно с этим. Но перед тем, как заняться регулировкой, нужно убедиться в том, что все компоненты работают верно. Следует продиагностировать свечи, состояние высоковольтных проводов, катушки и распределителя. Только если все эти элементы будут целые, нужно начинать регулировку.
Фотогалерея «Неисправности СЗ»
Самостоятельно регулируем систему
Для того, чтобы мотор работал в нормальном режиме, нужно выставить угол. Для выполнения этой задачи вам понадобится приготовить инструменты, в частности, ключи и отвертки. Прежде чем приступить к регулировке, следует запустить ДВС и дать ему поработать, пока он не прогреется. Обратите внимание на то, что холостые обороты должны составлять не меньше 800 в мин.
После того, как ДВС будет прогрет, нужно открыть капот и отсоединить силиконовый патрубок, с помощью которого производится разрежение со штуцера. Один конец этого патрубка необходимо поднести к вашему пальцу — в том случае, если после этого патрубок присосется, это говорит о том, что в системе имеется разрежение. Если это так, что нужно будет снизить количество оборотов двигателя до того момента, пока разрежение не прекратится. Далее, вам нужно будет заглушить ДВС и перегнуть патрубок, пока просвет не пропадет. При помощи гаечного ключа нужно будет ослабить фиксирующие гайки, с помощью которых крепится распределительный узел (автор видео — канал Ремонт Двигателя! И интересное!).
После того, как будет демонтирована пробка и очищен смотровой люк, вы увидите полоски, с помощью которых вы сможете настроить момент. Непосредственно сам маховик следует повернуть до момента, пока он совпадет с удлиненной меткой. Эти действия позволят вам оптимально настроить момент.
Когда все будет выполнено, вам понадобится стробоскоп или простая лампочка с подсоединенными к ней проводами, процедура настройки производится следующим образом:
- Красный кабель от лампочки следует подсоединить к положительному контакту на катушке под капотом.
- Черный кабель — это заземление, то есть его нужно подсоединить к кузову транспортного средства.
- Запустите ДВС, а затем проверните корпус распределительного устройства. Стробоскоп при этом должен посылать сигналы в такт к маховику. Сам корпус следует поворачивать до того момента, пока не будет совмещена отметка с риской на маховике.
Видео «Наглядное пособие по регулировке УОЗ»
Как правильно настроить систему и не допустить при этом ошибок — узнайте из ролика ниже (автор — Наиль Порошин).
Система зажигания ВАЗ 2109, устройство, принцип работы
Система зажигания ВАЗ 2109 предназначена для воспламенения в точно заданным момент топливной смеси в камерах сгорания цилиндров его двигателя и отсутствие данной системы гарантирует потерю смысла наличия всего электрооборудования авто в целом.
Классификация систем зажигания
По своему типу системы зажигания делятся на:
- Контактирую;
- Бесконтактную;
- Контактно-транзисторную.
Все перечисленные системы зажигания получают электроэнергию от АКБ или генератора и являются самыми распространенными.
По признакам они делятся на:
- Индуктивная – электроэнергия концентрируется в магнитном поле;
- Емкостная – электроэнергия собирается в электрическом поле.
Здесь отличие заключается в том, где именно накапливается электроэнергия с последующей отдачей ее на свечи зажигания.
Контактная СЗ
Питание зажигания в данной системе происходит от АКБ или генератора (в основном) — это классика.
Однако контактная СЗ, со временем, в ходе эксплуатации переставала быть надежной.
Причиной этому стало появление более современных двигателей, которые стали работать уже в других нагрузочных режимах, с другими топливными смесями и имели большее количество цилиндров.
Поэтому в середине 60 – х годах прошлого столетия контактная система зажигания себя полностью изжила и на смену ей пришла контактно – транзисторная СЗ.
Контактно-транзисторная система зажигания
Является промежуточным звеном между контактной – классической СЗ и современным электронным зажиганием.
Не будем углубляться в дебри принципа работы данной системы зажигания, для многих данная информация будет скучной и не интересной.
Хочется лишь отметить, что в контактно – транзисторной системе Вы уже не найдете привычный для классической СЗ конденсатор, так как благодаря низкой силе тока в 0,5А, в нем уже нет необходимости (искры при размыкании-смыкании контактов не образуются).
Так же стоит обратить внимание, что при установленной классической СЗ через каждые 10 тыс. км необходимо зачищать контакты и прослужит она Вам в итоге от 35 до 45 тыс. км пробега автомобиля.
При установленной контактно-транзисторной СЗ данные показатели увеличиваются в разы, срок службы системы зажигания увеличился до 100 тыс. км пробега авто, при этом чистки контактов она не требует.
Достигается это за счет встроенного коммутатора, которого нет в классической системе, принцип работы которого нет смысла сейчас рассматривать.
Но все же и здесь есть проблемы, которые выражены в следующих недостатках:
- Прерывательный механизм требует периодических регулировок в зазорах контактов, так как не правильно выставленные зазоры влияют на показатели угла опережения зажигания;
- Контакты постоянно загрязняются и окисляются, поэтому требуют периодической очистки;
- Возможность появления резонансных явлений привело к установки ограничений на максимальную величину частоту работы двигателя. Как правило для 4-х цилиндрового двигателя этот показатель равен не более 6 тыс. об в мин.
Бесконтактно — транзисторную систему зажигания (БТСЗ)
Теперь мы вплотную подошли к системе зажигания ВАЗ 2109. На данной модели автомобиля от ВАЗ установлена бесконтактная система зажигания, которая нашла свое применение еще с середины 80 – х годов.
В данной системе прерывательный механизм был заменен более современным бесконтактным датчиком, который мгновенно и точно определяет частоту вращения коленвала двигателя и угол его положения.
В отличии от более ранних систем зажигания, где в основу их работы было заложено механическое воздействие деталей друг с другом, в принципе работы новой системы зажигания заложен электрический импульс, который образовывается с помощью бесконтактного датчика. Но обо всем по порядку.
Короткое знакомство — преимущества
Как уже отмечалось выше система зажигания ВАЗ 2109 является бесконтактно-транзисторной.
За время своего существования данная СЗ зарекомендовала себя вполне надежно не смотря на то, что вырабатывает она большую энергию до 50Дж, а напряжение пробоя в ней может достигать от 30 кВ и более. КПД работы бесконтактно-транзисторной СЗ считается очень высоким.
Преимущества данной СЗ:
- Если работа СЗ предусмотрена с датчиком Холла, то на показатель энергии искры никак не влияет ни частота работы двигателя, ни показатель напряжения в электрической сети автомобиля. Это происходит потому, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания остается всегда неизменным, что и есть одной из причин большого КПД работы данной системы зажигания;
- Так как непосредственно механического взаимодействия между контактами не происходит, значит они не обгорают и не загрязняются, и само собой отпадает необходимость в их чистки;
- Нет необходимости в регулировки положения контактов, по одной причине, их просто нет;
- Так как механическое воздействие деталей друг с другом в данной системе минимизировано, значит полностью отсутствуют такие явления, как вибрация ротора, резонансные явления, не равномерное распределение искры по свечам;
- Благодаря постоянной повышенной энергии в свече, которая может достигать и 50 Дж, воспламенение топливной смеси в цилиндрах происходит без сбоев. Особенно это ощущается во время разгона автомобиля, когда все происходит плавно, стабильно и без рывков;
- Приблизительно на 5% увеличилась экономия расхода топлива и на 20 – 25% уменьшается выброс СО;
- При морозе запуск холодного двигателя, даже при разряженном до 6В АКБ, происходит более стабильно, чем при других системах зажигания.
Устройство БТСЗ
Система зажигания ВАЗ 2109 состоит:
- Коммутатор 3620.3734;
- Свечи зажигания А17ДВР;
- Датчик распределителя 40.3706;
- Катушки зажигания 27.3705;
- Выключатель зажигания;
- — Блокировочное устройство, которое не допускает следующее включение стартера пока не будет полностью выключено зажигание;
- — Запорное-противоугонное устройство.
Особенности конструкции и принцип работы
- Принцип работы системы зажигания ВАЗ 2109 основан на эффекте Холла.
- Валик датчика – распределителя получает вращательный момент от распредвала двигателя и расположен горизонтально.
- Самопроизвольное выключение системы зажигания происходит через 2 -8 секунд после поворота ключа зажигания в крайнее левое положение и заглушенном моторе.
- В ходе работы СЗ происходит выравнивание коммутируемого тока в случае, когда напряжение в сети изменяется в пределах от 6 до 18 В.
- При не большой частоте работы двигателя, благодаря специальной системе, встроенной в коммутатор, регулируется время накопления электроэнергии в катушке зажигания, а также происходит ограничение силы тока.
Система зажигания ВАЗ 2109 работает на напряжении до 26 кило вольт, длительность искрового разряда варьирует в приделах 1,6-2,0 мс и за это время выделяется энергии в 35 – 50 МДж.
Распределитель зажигания
Датчик-распределитель
Состоит из:
- Регуляторов опережения зажигания двух типов — вакуумного и центробежного;
- Датчика импульсов напряжения, который регулирует работу коммутатора.
Момент искрообразования
Искрообразование в системе зажигания ВАЗ 2109 происходит следующим образом:
- Вал распределителя зажигания вращаясь одновременно вращает и экран с прорезями, который имеет форму цилиндра, и частично его внутренняя поверхность состоит из металла. Вращаясь данный экран образует электромагнитное поле.
- Наибольший сигнал датчика образуется тогда, когда в зазоре микропереключателя появляется металлическая часть экрана, а наименьший сигнал датчика образуется тогда, когда в рабочем зазоре металлическая часть экрана отсутствует.
- Момент перепадов уровней сигналов от большего к меньшему длится всего от 1 до 5 микро секунд и в это время происходит искрообразование.
Безусловно процесс искрообразования проходит сложнее и во многом зависит от геометрии прорезей экрана, но описывать сложные физические процессы здесь нет смысла, так как они многим людям будут не понятны.
Роль коммутатора
Электронный коммутатор играет важную роль в системе зажигания ВАЗ 2109:
- Стабилизация тока при скачках напряжения от 6 до 18 В.
- Создание импульсов тока необходимой амплитуды и продолжительности в катушке зажигания.
- Защиты от перегрузок полупроводниковых деталей и предотвращения их выгорания.
- Обесточивание системы зажигания в случае его выключения и остановки двигателя.
Порядок обслуживания СЗ
Система зажигания ВАЗ 2109, как и другие узлы и агрегаты автомобиля, должно периодически обслуживаться.
Не своевременное техническое обслуживание может привести к:
- Потере надежности работы системы зажигания, как правило, это проявляется в частых сбоях в ее работы;
- Уменьшение технических показателей в эксплуатации;
- Резкое увеличение расхода топлива;
- Не выявление поломок деталей СЗ на начальной стадии, может привести к более серьезным неисправностям.
Техническое обслуживание необходимо приводить постоянно с периодичностью, указанной с технической документации на автомобиль.
Так как на автомобиле ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя достаточное количество различной электроники и в ходе ее работы в ней образуется очень высокое напряжение, в целях безопасности и исключения возможности вывода из строя важных электронных деталей, выполнение перечисленных ниже правил является обязательным:
- При запущенном моторе запрещено касаться руками катушки зажигания, корпуса коммутатора, проводов, передающих высокое напряжение;
- Запрещено тестировать на работоспособность всю цепь зажигания методом «на искру», так как это может привести не только к увечьям, но и к поломки всей системы зажигания.
- Запрещено заводить автомобиль методом искрового зазора между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтным проводом.
Работы по техническому обслуживанию не сложные и включают в себя:
- Очистка от нагара свечей зажигания или их замена;
- Проверка изоляции проводов и их крепление;
- Контроль момента зажигания и правильная его установка;
- Очистка от грязи всех сторон крышки ротора и датчика распределителя;
- Зачистка токо разносной пластины ротора и электродов боковых клемм;
- Проверять крепление всех деталей системы зажигания, обращать внимание на защитные колпачки, не допускать образование в них трещин;
- Проверять крепление всех видов проводов, не допускать их болтание.
Проверка системы зажигания
Установка зажигания
Обратившись к теории можно вспомнить, что возгорание топливной смеси в цилиндре двигателя происходит благодаря искре от свечи зажигания.
Однако следует понимать, что искрообразование должно происходить в определенный момент, при определенной позиции поршня относительно верхней мертвой точки.
Для того чтобы выдерживать нужные параметры работы системы зажигания, существует такое понятие, как выставление момента зажигания.
Для выполнения таких работ в автомобиле ВАЗ 2109 специально в люке картера сцепления нанесена шкала, а на моховике имеется метка.
При смещении на одно деление шкалы, колен вал проворачивается на 1 градус.
На шкале лючка картера имеется самая длинная метка, которая расположена по середине. Чтобы выставить 1 – й и 4 – й цилиндры двигателя в ВМТ (верхняя мертвая точка), необходимо совместить эту длинную метку с меткой на моховике.
Нормативные показатели на скриншоте
Использование стробоскопа для проверки зажигания
Наиболее приемлемый способ проверки зажигания на ВАЗ 2109 это использование стробоскопа.
Хотя название данного прибора и ставит некоторых водителей в ступор, ничего сложного в его работе нет.
Для проверки необходимо:
- Соединить провода «+» к «+» и «-» к «–» стробоскопа с АКБ, а провод датчика прибора подсоединяем к проводу высокого напряжения, подходящего к первому цилиндру.
- Заводим автомобиль, на холостом режиме работы двигателя мигающий луч света исходящий из стробоскопа направляем в лючок картера сцепления.
- Момент зажигания выставлен верно, если риска на картере сцепления совпадает с меткой на маховике, что соответствует первоначальному углу опережения зажигания.
Для изменения угла опережения зажигания (УОЗ) необходимо:
- Расположиться так, чтобы смотреть на крышку датчика-распределителя;
- Чтобы увеличить УОЗ проверните корпус датчика-распределителя по часовой стрелке;
- Чтобы уменьшить УОЗ – против часовой стрелки.
Датчик-распределитель зажигания
Распределитель зажигания ВАЗ 2109 имеет двойное назначение:
- Перенаправление искрообразования по цилиндрам двигателя;
- Определять правильный момент искрообразования в зависимости от нагрузки на двигатель и частоты вращения колен вала.
Перенаправление искрообразования по цилиндрам происходит благодаря ротору и самой крышки распределителя.
На крышке закреплены наружный и центральный контакты, между которыми расположен резистор имеющий сопротивление в 5-6 кОм.
Напряжение поступает от катушки зажигания к ротору через центральный контакт с помощью специального угольного электрода.
Во время вращения ротора импульсы тока с определенной частотой поступают через наружный контакт на боковые электроды, которые расположены в крышке распределителя зажигания.
От боковых электродов импульсное напряжение поступает по проводам высокого напряжения непосредственно на свечи зажигания.
Стоит обратить внимание, что угольный электрод должен свободно перемещаться в крышке. Если он заклинивает, то в скором времени сгорает. Поэтому необходимо следить за износом контактного уголька и не допускать, чтобы он достигал более 0,5 мм.
Для системы зажигания ВАЗ -2109 используются специальные провода высокого напряжения синего цвета, которые характеризуются большим пробивным напряжением в 30 кВ.
Многие слышали о таких понятиях как ранее и позднее зажигание.
Ранее зажигание происходит тогда, когда угол опережения зажигания (УОЗ) больше нормативного и искрообразование происходит на много раньше, чем поршень подошел к верхней мертвой точке.
Позднее зажигание характеризуется тем, что появление искры происходит позже, тогда, когда поршень или достиг ВМТ или уже ее прошел. Т.е. УОЗ на много меньше нормативного.
В зависимости от частоты вращения колен вала и нагрузок на двигатель угол опережения зажигания должен быть разным и регулироваться буквально на «ходу».
Для этого предусмотрен центробежный регулятор.
Наибольший показатель угла опережения зажигания варьирует от 30 до 40 градусов в соответствии с углом поворота коленвала двигателя.
Если Вы хоть немного помните школьную программу физики, то должны знать такое понятие, как центробежные силы. Это физическое явление и заложено в основу принципа функционирования центробежного регулятора.
При вращении, под воздействием центробежных сил, грузики, которые установлены в регуляторе, удаляются друг от друга, и проворачивают дальше ротор по ходу вращения основного валика.
Пружины, показанные на рисунке, специально имеют разную жесткость, тем самым добивается выставления нужных углов опережения зажигания при определенной частоте работы двигателя.
Вакуумный регулятор
Вакуумный регулятор, в зависимости от того на сколько сильно открыта дроссельная заслонка и повысилась нагрузка на двигатель, изменяет угол ОЗ, максимальный показатель которого для ВАЗ 2109 должен быть в пределах от 20 до 24 градусов по углу поворота коленвала двигателя.
Принцип работы:
- При повышение нагрузки на двигатель и нажатии педали газа, дроссельная заслонка открывается;
- Происходит уменьшение разряжения в одном из отсеков вакуумного регулятора;
- Уменьшение разряжения в камере приводит к перемещении подпружиненной тяге;
- Тяга перемещаясь тянет за собой пластину и проворачивает прерыватель по ходу вращения ротора, выставляя тем самым меньший угол опережения зажигания.
- При уменьшении нагрузки, дроссельная заслонка закрывается, разряжение в камере увеличивается и процесс проходит в обратную сторону.
Искровые свечи зажигания
В системе зажигания ВАЗ-2109 используются свечи зажигания А17ДВР, А17ДВРМ где:
Нельзя недооценивать важность свечей в общей схеме работы системы зажигания автомобиля.
Не зря многие водители по привычки, которая осталась еще с прошлых времен, возят с собой запасной комплект свечей. Может это и лишнее, так как современные свечи вполне надежны, но любую привычку побороть не так уж просто, даже такую.
Во время работы свеча зажигания переносит огромные диапазоны нагрузок, которые выражены в большом температурном режиме эксплуатации, механических, электрических и химических воздействиях.
К примеру, в камере сгорания рабочий температурный режим может варьировать от 60 до 2800 градусов, давление до 10 Мпа, напряжение до 30 кВ, не говоря уже про постоянное химическое воздействие на свечу продуктами сгорания.
В процессе эксплуатации свечи на всех ее участках образуется нагар, который приводит к потере тока, так же зазор между контактами в свече зажигания на каждые 1000 км пробега может увеличиваться от 0,012 до 0,016 мм и более.
По свече зажигания можно просто диагностировать состояние двигателя, но как правило, обращаем мы внимание на свечи только тогда, когда в работе двигателя начинаются сбои или, когда пришло время планового ТО.
Двигатель в нормальном состоянии если:
- Отсутствие мокроты на резьбе;
- Тонкий нагар копоти на темном ободке;
- Все электроды имеют светло-серый, светло-коричневый, белесого или светло-желтого цвета.
Признаки появления проблем с двигателем:
- На резьбе остатки масла или бензина;
- На ободке рыхлый нагар черного цвета с наличием пятен;
- Все электроды темно-коричневые с наличием пятен;
- Свеча мокрая с темным нагаром;
- Темный ободок с внешней части свечи (если свеча стоит не герметично).
Применение в системе зажигания ВАЗ 2109 только свечей зажигания марок А17ДВР, А17ДВРМ не является панацеей, конечно же существуют альтернативные варианты, но правильно подбирать свечи для своего авто нужно уметь правильно, а для этого Вам следует ознакомится с такими понятиями:
- Что такое горячие и холодные свечи и на каких двигателях они применяются;
- Что такое калийное число;
- Что такое степень сжатия и ряд других показателей.
Поэтому если Вы не разбираетесь в этих вопросах, то перед тем, как заменить свечи зажигания, рекомендованные заводом изготовителем, на другие обратитесь за рекомендациями к специалистам.
Катушка зажигания
На автомобиле ВАЗ 2109 установлена катушка зажигания принцип работы, которой основан на принципе разомкнутой магнитной цепи.
Как и многие катушки зажигания, модель 27.3705 состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток. Корпус катушки заполнен трансформаторным маслом.
Особенность конструкции данной катушки зажигания является наличие специального предохранительного клапана одноразового аварийного действия. Срабатывает данный клапан только в том случае, когда давление масла в корпусе станет выше нормативного.
Если клапан сработал, то сразу меняйте катушку зажигания. Если бы не было такого клапана, то катушку просто бы разорвало с вытекающими из этого последствиями.
Неисправности катушки зажигания
Наиболее распространенными неисправности являются:
- Межвитковое замыкание первичной и вторичной обмотками;
- Обрыв в цепи 1 – й или 2 – й обмоток;
- Пробой изоляции второй обмотки на корпус катушки.
Основные признаки неисправности катушки зажигания:
- На крышке наблюдаются следы подтекания масла;
- Трещины и скоры на крышке;
- Не правильные показатели омметра (читайте дальше).
При выявлении данный проблем катушку зажигания следует заменить.
Проверка сопротивления в 1 – й и 2 – й обмотках
Первичная обмотка
Для выполнения таких работ Вам потребуется омметр и температура окружающего воздуха 20 – 25 градусов.
Подключите омметр к правой и левой клеммам катушки, показания должны быть в пределах 0,4 – 0,5 Ом. При любых других показателях катушка заменяется на новую.
Вторичная обмотка
Для проверки соедините провода омметра к клемме Б и к высоковольтной клемме, которая находится по середине катушки. Температура воздуха та же 20 – 25 градусов. Показания омметра должны быть в пределах 4,5 – 5,5 кОм, при каких-либо других показаниях катушка меняется на новую.
Сопротивление изоляции на «корпус»
Все очень просто, один провод омметра подсоединяем к корпусу катушки, второй провод последовательно к каждой клемме. Показания омметра во всех случаях должно быть не менее 50 МОм. При других показаниях катушка меняется на новую.
Хотя система зажигания ВАЗ 2109 и не является сложной по своему устройству, принцип ее работы основан на сложных электро физических явлениях, а значит подходить к регулировки и обслуживанию зажигания нужно аккуратно и со знанием дела.
Система зажигания Ваз-2109,схема зажигания ваз-2109
просмотров 15 576 Google+
Система зажигания ВАЗ-2109 бесконтактная с датчиком-распределителем на основе эффекта Холла, применяется на карбюраторных автомобилях. Трамблёр установлен на головке блока цилиндров, хвостовик его вала приводится во вращение распредвалом.
Ниже представлена схема зажигания ВАЗ-2109admin 29/04/2011«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» «Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях»