➤ Неисправности системы охлаждения Лады Гранты
На автомобилях семейства Лада Гранта с инжектором предустановлена жидкостная система охлаждения замкнутого типа. Антифриз циркулирует по системе принудительно, выполняя при этом две функции: отвод избыточного тепла и смазку агрегатов.
Штатная рабочая температура системы охлаждения 94 – 99℃, независимо от фактической комплектации машины, типа кузова, прочих технических характеристик.
Элементы системы охлаждения Лады Гранты
- радиаторы печного отопителя;
- электрический насос;
- двигатель;
- дроссельный узел;
- термостат;
- датчик температуры антифриза;
- сигнализатор перегрева;
- вязкостная муфта привода вентилятора;
- вентилятор;
- пробка радиатора;
- радиатор;
- крышка расширительного бачка;
- расширительный бачок;
- водяная помпа;
- сливной кран нижнего контура.
А также, патрубки системы охлаждения Лады Гранты, металлические хомуты – стяжки.
Термостат
Устройство охлаждения на Ладе Гранте — главное звено в цепи. Выполняет функцию клапана, который перенаправляет поток антифриза от малого к большому кругу. Когда рабочая температура ниже 94°, термостат находится в закрытом положении. Жидкость циркулирует по малому кругу, не «заходя» в радиатор.
Термостат нового образцаПо такой схеме движения нагрев жидкости происходит в разы быстрее. Когда тосол нагревается, клапан приоткрывается, запуская циркуляцию по большому кругу в магистраль водяной рубашки.
Чаще всего неисправность термостата связана с его закипанием, заклиниванием от перегрева. Деталь ремонту не подлежит, меняется новой, исправной.
Водяной насос (помпа)
Принуждает антифриз циркулировать по рубашке (системе). Конструкционно помпа расположена внутри двигателя, ближе к газораспределительному механизму (ГРМ). Мало того, имеет общий привод с ГРМ.
Водяной насосСредний ресурс эксплуатации помпы 80 – 85 тыс. км. Ввиду частого нарушения регламента водителем, покупки дешевых аналогов вместо оригинальных запчастей, деталь преждевременно изнашивается.
Радиатор и вентилятор
Радиатор охлажденияРадиатор предназначен для охлаждения антифриза. Штатный вентилятор также выполняет указанную функцию, но только после достижения рабочей температуры критической отметки в 100°.
ВентиляторОперативность активации вентилятора зависит от исправности датчика температуры. Последний в режиме «онлайн» отслеживает градус, пересылает показания электронному блоку управления двигателем (ЭБУ) для корректировки работы механизмов.
Поломка датчика приводит к закипанию двигателя. С проблемой сталкивались многие автовладельцы.
Соединительные шланги и водяная рубашка
Шланги служат звеном, соединяя все механизмы между собой. Частые неисправности связаны с нарушением целостности, герметичности системы, низким уровнем антифриза.
Патрубки охлаждающей системыВодяная рубашка предназначена для циркуляции тосола по системе, отвода избыточного количества тепла. Повреждение рубашки приведет к гидроудару внутри. При использовании антифриза риск гидроудара ниже на 27% в отличие от дистиллированной воды.
Расширительный бачок
Уровень жидкости в системе охлаждения понижается и повышается в зависимости от фактической температуры. Чтобы компенсировать количество антифриза, в конструкции системы охлаждения предустановлен расширительный бачок.
Расширительный бачокМатериал аксессуара — термостойкий полимер. На внешней поверхности нанесена градация шкал: минимального, максимального, рекомендуемого уровня. Закрывает бачок герметичная крышка с прокладкой.
Когда давление в системе достигает отметки в 1,1 кгс/кв. см, клапан открывается, стравливает избыток. Давление в системе стабилизируется. Когда температура жидкости спадает, для предотвращения разрежения впускной клапан открывается, восполняет недостающее количество воздуха.
Сколько антифриза в системе охлаждения Лады Гранты: 7.5 литров до отметки «минимум» и 8.0 литров до рекомендованного уровня.
Система охлаждения Лады Гранты — 8 и 16 клапанов, с кондиционером и без
Наименование | Особенность |
Система охлаждения двигателя (далее — СОД) семейства Лада Гранта полностью идентична с Лада Калина | Радиатор отопителя одноходовой, пониженного сопротивления, алюминиевый, паянный, повышенной эффективности |
Радиатор встроен в малый контур, в отличие от предыдущих поколений | |
Термостат имеет один клапан, а не два, как это было ранее | |
Термостат управляет потоком антифриза через радиатор СОД | |
Улучшена система отопления салона за счет отвода большего количества тепла с радиатора отопителя | Увеличение протока тосола через радиатор при малом круге вращения |
Одноходовая схема прохода вместо двухходовой | |
Алюминиевые трубы плоские вместо цилиндрических | |
На всех этапах сочленения используется пайка | |
Исключена вероятность завоздушивания | Изменение угла наклона магистралей подачи / обратки тосола |
Улучшение аэрдинамических показателей | |
Тонкая надстройка рабочей температуры двигателя | |
Повышение эффективности работы за счет | Изменения угла опережения зажигания |
Экономичный режим потребления горючего |
Проверка радиатора на герметичность
Процесс диагностики вовсе не сложный, проводим самостоятельно, а в случае отсутствия свободного времени посетите СТО для выполнения работ профессионалами.
Проверка радиатора со стороны моторного отсека- Помещаем машину в периметр ремонтной зоны, на смотровую яму, открываем капот.
- Со стороны моторного отсека осматриваем поверхность радиатора на наличие потеков, следов утечки антифриза (тосола).
- Аналогичные действия проводим из-под днища машины;
- Осматриваем магистрали подачи/обратки тосола, верхний, нижний контуры.
Наиболее распространенные места разгерметизации: углы по периметру, стыки, стяжки хомутами.
Как слить антифриз из системы охлаждения Лады Гранты
- Капот открыт, двигатель машины остыл до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы.
- Из-под днища выкручиваем 6 винтов, снимаем защиту поддона картера.
- Отвинчиваем сливную пробку в нижнем контуре радиатора.
- Параллельно отвинчиваем сливную пробку на стенке блока цилиндров. Подставляем емкость.
Водителю на заметку!
В версии Лада Гранта 8-ми клапанной. тару под отработку подставляет ниже модуля зажигания, под блок цилиндров (гайка на «13»).
В Ладе Гранте 16-ти клапанной предварительно демонтируем стартер, так как он препятствует свободному доступу к заглушке. Если не снять стартер, то антифриз зальет деталь, временно приведя ее в непригодное состояние.
- После того, как жидкость полностью слита с водяной рубашки, завинчиваем сливные пробки. Заливаем новый тосол в объеме 7.5 литров до отметки «Минимум» или 8.0 литров до рекомендованного среднего уровня.
Как выгнать воздух из системы охлаждения Лады Гранты
Стравить воздух из системы можно несколькими эффективными способами.
Продувка с помощью насосаСпособ №1
- Переводим рычаг печного отопителя в положение «Максимум» (салон машины). Обязательно соблюдаем основные меры безопасности, подставляем противооткатные башмаки под задние колеса.
- Отвинчиваем крышку клапанов, предварительно сняв декоративную накладку.
- Отверткой ослабляем хомут штуцера дроссельного узла, снимаем резиновый патрубок..
- Отвинчиваем крышку на расширительном бачке
- Через марлевую повязку выдуваем ртом воздух по направлению расширительного бачка.
Важно не переусердствовать, так как можно запустить новую порцию воздуха вновь.
Способ №2
- Прогреваем машину к 40 – 45°, глушим двигатель.
- Отвинчиваем хомут дроссельной заслонки, снимаем шланг.
- Если из шланга вытекает жидкость — надеваем назад, в противном случае ожидаем пока выйдет воздух.
- Собираем конструкцию в обратной последовательности.
Не всегда одного раза достаточно, чтобы убрать воздух. Повторяем процедуру по мере необходимости.
Способ №3
- Заезжаем передними колесами автомобиля на возвышенность так, чтобы в системе охлаждения самой высшей точкой была «пробка».
- Скручиваем крышку на расширительном бачке, пробку на радиаторе.
- Заводим двигатель, он работает на холостых оборотах.
- Прогреваем машину до рабочей температуры в 40 – 45°.
- Как только уровень тосола начинает снижаться, восполняем недостающее количество.
- Повторяем процедуру до тех пор, пока не выйдет максимальное количество пробки.
- Завинчиваем крышки.
Воздушная пробка в системе способна не только снизить эффективность работы печного отопителя, но негативно отобразиться на работе двигателя в целом. После того, как затор будет ликвидирован, систематически проводите осмотр технического средства.
Как промыть систему охлаждения на Ладе Гранте
Нарушение сроков проведения замены жидкости, покупка дешевых аналогов способствует образованию осадка в магистрали, помутнению тосола.
Из-за потери химических и физических свойств водяная рубашка силового агрегата подвергается коррозии, отслоению.
Постоянная повышенная рабочая температура — первый признак загрязнения, образования отложений, неисправности термостата. Изготовитель рекомендует проводить очистку магистралей через каждые 50000 км. Замена тосола через 75000 км.
Объем системы охлаждения Лады Гранты 8.0 литров.
Способы очистки
- внешняя;
- внутренняя.
В первом случае удаляются все загрязнения с наружной части при помощи напора воды, добавлением моющего средства. Во втором случае промывка осуществляется внутри специальными химическими средствами.
Если промывка не дала положительного результата, тогда заменяем штатный радиатор новым, так как на дне скопилось избыточное количество окаменелостей, начался процесс коррозии.
Дистиллированная вода
Используем дистиллированную водуДостать дистиллированную воду можно несколькими способами:
- купить в аптеке;
- растопить чистый снег;
- отстаивать на протяжении полугода воду из-под крана.
Процесс промывки выглядит следующим образом:
- Помещаем машину на смотровой канал, отвинчиваем крепления защиты поддона картера.
- Скручиваем сливную пробку системы, стачиваем тосол. Предварительно выкручиваем крышку с расширительного бачка, сбрасываем давление.
- После того, как отработка сточена, закручиваем пробку, заливаем в систему 8.0 литров дистиллированной воды.
- Запускаем двигатель, прогоняем его на средних оборотах в течение нескольких минут, глушим.
- Повторяем п. 2, 3. Как только на выходе будет вода чистого цвета — промывка окончена.
- Заправляем новый тосол. Очередная замена через 75000 км.
Сода, кислота и уксус
Промывка подручными средствамиСмешиваем указанные ингредиенты в процентном соотношении: 25 / 50 / 25, добавляем литр воды. Аналогичный объем сливаем с системы, добавляем «зелье», оставляем автомобиль в неподвижном состоянии на 6 – 8 часов, лучше на ночь.
Поутру стачиваем отработку, промываем один раз систему, заливаем чистый тосол.
Специальные средства
Процесс аналогичен вышеописанному. Проводим с соблюдением основных правил безопасности.
Приобрести присадки можно в любом специализированном автомагазине, авторынке.
Характерные неисправности системы охлаждения Лады Гранты
Неисправность | Диагностика | Способ устранения |
Уровень жидкости ниже допустимой нормы в радиаторе | Осмотр магистрали на целостность | Доливка |
Мотор перегревается | Заклинил термостат | Замена новым |
Нет давления в системе охлаждения Лады Гранты | Засорение канала, разгерметизация | Замена водяной помпы |
Электровентилятор не включается при достижении граничного температурного режима | Проверка целостности электрического контура, предохранителя Проверка схемы вентилятора Лады Гранты | Профилактика, замена новыми |
Свист из-под крышки расширительного бачка | Осмотр | Замена |
Мотор длительное время набирает рабочую температуру | Осмотр уровня антифриза | Доливка жидкости, замена термостата новым |
Датчик температуры систематически показывает ложные данные | Осмотр электрического контура, замер сопротивления датчика | Замена новым |
Нет циркуляции в магистрали | Осмотр через расширительный бачок при заведенном моторе | Промывка, удаление воздушных пробок |
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Василий: полтора года езжу на машине, замечаний нет. Своевременно провожу технический осмотр, заправляю качественное горючее, масла, умеренный стиль вождения. |
2. | Геннадий: на 50000 км заклинил штатный термостат, заменил новым по гарантии. Больше поломок не было, машинка работает словно часики. |
3. | Кирилл: единожды лопнул резиновый патрубок в месте фиксации хомутом, считаю, что то была моя ошибка, сильно перетянул. Качеством сборки доволен, нареканий нет. |
4. | Владлен: слышал негативные отзывы в адрес Гранты, мол, часто завоздушивается система. Подобное случается, но крайне редко, дефект не носит массового характера. |
5. | Игнат: чтобы машина работала исправно, а детали служили дольше, необходимо бережно относиться к ней, ухаживать, обслуживать ее. |
6. | Дмитрий: полгода прошло с момента покупки машины, пока работа идеальная, никаких вложений за исключением покупки расходных материалов. |
7. | Валентин: качеством сборки отечественного транспорта доволен, случаются поломки, но они малозначащие, легко устранимы. Инженерам удалось сочетать хорошее качество по доступной цене. |
Отрицательные | |
1. | Иван: негативный опыт в ходе эксплуатации машины, уже на 45000 заклинил термостат, после полетел подшипник. Модель еще сырая, множество недоработок, изготовитель не стремиться их оперативно устранять. |
2. | Владимир: качество сборки на низком уровне, после двух месяцев эксплуатации машины треснул резиновый патрубок, пошла утечка тосола. |
3. | Вячеслав: Лада Гранта или Рено Логан — очевидно, что последнее. Качество изготовления французского автопрома на порядок выше отечественного аналога. |
Вывод
Как показывает практика, большинство обращений в СТО вызвано заклиниванием термостата на Ладе Гранте. Причины разные. Фактор брака при изготовлении не исключается, но вина лежит также на владельце машины.
Приобретайте оригинальные запчасти, своевременно обслуживайте машину — тогда количество поломок сократиться в несколько раз.
Видео — Удаление воздуха из системы охлаждения двигателя гранта |
Видео — ПЕРЕДЕЛКА СИСТЕМЫ ОХОЛОЖДЕНИЯ СОД-2110-11-12-13-14-КАЛИНА-ГРАНТА |
Система охлаждения Лада Гранта: описание, характеристика, неисправности, ремонт
Система охлаждения Лада Гранта является типичной для представителей силовых агрегатов АвтоВАЗ — жидкостная, закрытого типа. Основные проблемы и неисправности, характерные для всех силовых агрегатов ВАЗ.
Описание системы охлаждения
Моторы Гранта комплектуются стандартной жидкостной системой охлаждения. В неё входит ряд деталей — радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, отопитель и расширительный бачок.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.
Схема системы охлаждения
Рассмотрим, как выглядит схема охлаждающей системы Лада Гранта:
Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости.
Элементы и их роль
Стоит рассмотреть более детально все элементы, а также указать неисправности и методы устранения, которые могут возникнуть. Многие владельцы силового агрегата знакомы с элементами охлаждающей системы движка.
Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой.
Термостат
Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Лада Гранта составляет 87 — 103 градуса Цельсия. При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.
Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.
Водяной насос
Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала.
Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.
Электровентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров. Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.
Патрубки и водяная рубашка
Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.
По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар. Связано это с эксплуатацией силового агрегата на воде, при которой возникает коррозия.
Вывод
Лада Гранта, а именно её система охлаждения, имеет достаточно простую конструкцию, а также неисправности, присущие ВАЗовским моторам. Узел имеет конструктивную простоту и легко ремонтируется собственными руками.
Особенности системы охлаждения Лада Гранта
Система охлаждения двигателя на автомобиле Лада Гранта жидкостная, принудительного охлаждения.
Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора с электрическим вентилятором, соединительных шлангов и подводящей трубы насоса.
К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя.
Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка.
Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стойки.
Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке.
Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок.
По мере остывания двигателя жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения.
Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе.
За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на остывающем двигателе.
При утере пробки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов.
Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыльчатка которого приводится во вращение зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала.
Насос крепится к блоку цилиндров справа.
В корпусе насосе установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки.
На концы валика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка.
Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса.
В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса.
При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе.
Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.
Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров
В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор.
Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата – с верхним патрубком радиатора отопителя.
Термостат состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем, пружины и ее фиксирующей пластины.
Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата.
В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе, закрывая канал между корпусом и крышкой термостата.
В результате перекрывается поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения.
При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор отопителя, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, подводящая труба насоса.
При достижении температуры охлаждающей жидкости (85±2) °C наполнитель баллона термостата начинает расплавляться и увеличивает свой объем, выталкивая шток из баллона термостата.
При этом тарелка баллона отходит от седла, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему в себя насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор системы охлаждения, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, радиатор отопителя, подводящая труба насоса.
При достижении охлаждающей жидкостью температуры (100±2) °C клапан термостата полностью открывается.
Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в крышке термостата, выдает информацию контроллеру системы управления двигателем.
Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками (расположенными в один ряд) с охлаждающими пластинами.
Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок правого бачка, а отводится из радиатора через нижний патрубок левого бачка.
Сверху левого бачка радиатора расположен штуцер пароотводящего шланга.
В нижней части правого бачка находится сливное отверстие, закрытое пробкой.
К радиатору крепится пластмассовый кожух с электрическим вентилятором.
Вентилятор предназначен для обдува радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддержания нормального теплового режима двигателя.
Вентилятор включается через реле по сигналу контроллера системы управления двигателем
Вентилятор включается в работу с помощью реле К1 по команде электронного блока, который оценивает температуру с помощью датчика температуры, установленного на корпусе термостата.
Температура открытия термостата – 85 – 89°С;
Температура полного открытия термостата – 102°С;
Объем жидкости в системе охлаждения – 7,5л.
Возможные неисправности системы охлаждения и методы исправления
— Неисправность
Диагностика
Устранение
Двигатель перегревается (сигнализатор перегрева загорается красным светом):
— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости
Проверьте датчик тестером
Замените неисправный датчик
— Неисправен термостат
Проверьте исправность термостата
Замените неисправный термостат
— Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Уровень жидкости ниже метки MIN на расширительном бачке
Устраните утечки.
Долейте охлаждающую жидкость
— Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи.
Не используйте жесткую воду в системе охлаждения.
Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой
— Загрязнены ячейки радиатора
Осмотр
— Неисправен насос охлаждающей жидкости
Снимите насос и осмотрите узел
Замените насос в сборе
— Не включается электровентилятор системы охлаждения
Проверьте цепи включения электровентилятора
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, датчик температуры, контроллер — замените
— Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
— Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя
Устраните причину нагарообразования.
Применяйте масло рекомендованной вязкости и по возможности с низкой зольностью
— Прорыв отработавших газов в систему охлаждения через поврежденную прокладку головки блока цилиндров
В расширительном бачке ощущается запах отработавших газов и всплывают пузырьки
Замените прокладку головки блока цилиндров.
Проверьте неплоскостность головки блока цилиндров
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):
— Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи. Горит сигнализатор.
Датчик и цепи проверяются омметром
Замените неисправный датчик
— Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора
Проверка тестером
Замените неисправное реле
— Неисправны контроллер или его цепи
Проверьте контроллер или замените заведомо исправным
Замените неисправный контроллер
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры:
— Неисправен термостат
Проверьте исправность термостата
Замените неисправный термостат
— Низкая температура воздуха (ниже –15 °С)
Утеплите двигатель: установите щитки перед радиатором, но не перекрывайте более половины его площади
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:
— Повреждение радиатора, расширительного бачка, шлангов, ослабление их посадки на патрубках
Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с водой сжатым воздухом под давлением 1 бар
Замените поврежденные детали
— Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Осмотр
Замените насос
— Повреждена прокладка головки блока цилиндров.
Дефект блока или головки блока цилиндров
На указателе уровня масла эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности охлаждающей жидкости (в расширительном бачке).
Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Поврежденные детали замените.
Не используйте воду в системе охлаждения; заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Система охлаждения Лада Гранта (ВАЗ 2190)
Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания | ||
Температура начала открытия клапана термостата, *С | 85-89 | |
Температура полного открытия клапана термостата, *С | 102 | |
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) | 110-150 (1,1-1,5) | |
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) | 3-13 (0,1) | |
Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре окружающего воздуха 20-30 *С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, *С | ||
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л | 7.84 | |
Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается) | Cool Stream Standard; Cool Stream Premium; Тосол-ТС Felix, Felix Carbox-40 |
Моменты затяжки резьбовых соединений | ||
Наименование узлов и деталей | Резьба | Момент затяжки, Нм (кгс-м) |
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости | М6 | 7,6-8,0 (0,8-0,8) |
Гайки крепления термостата | М6 | 16.0-22,6(1,6-2,3) |
Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров | М6 | 4,2-5,2 (0,4-0,5) |
Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводяший шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этилен-гликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок, охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.
Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.
Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов циркуляции. Малый круг не включает в себя радиатор двигателя, и жидкость омывает только блок цилиндров и головку блока цилиндров, а также протекает через радиатор отопителя. Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости. При движении по большому кругу охлаждающая жидкость проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат.
При недостаточно интенсивном воздушном потоке охлаждение радиатора производится электровентилятором. Он установлен за радиатором двигателя и включается по сигналу электронного блока управления двигателем. В цепь питания электродвигателя вентилятора встроен дополнительный резистор.
Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В пробке бачка размещены впускной и выпускной предохранительные клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.