Тест моторных синтетических масел
Тестирование моторного масла — это процесс очень сложный и разносторонний. Начинается он с исследования базовых физико-химических параметров масла: кинематической вязкости, индекса вязкости, щелочного числа, температуры вспышки в открытом тигле, плотности, динамической вязкости, содержания сульфатной золы. Эти параметры являются основными, и каждый производитель должен проверять свою продукцию на соответствие им. Численные величины параметров изменяются в зависимости от класса вязкости масла, и если оно не укладывается по какому-либо из них, то считается, что продукт не соответствует заявленному классу. В этом случае перед нами явный производственный брак или заведомый обман покупателя.
Подобные исследования гостированы, но имеют один недостаток: они не могут дать информации о том, как масло будет вести себя в двигателе автомобиля. Их задача — служить своеобразным ОТК при производстве, чтобы не выпустить в продажу заведомо некачественный продукт.
Для того чтобы оценить эксплуатационные свойства моторного масла, необходимо обратиться к так называемым исследовательским методам тестирования. Одним из них является исследование масла на термоокислительную стабильность. Этот параметр характеризует стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре.
Из смол на нагретых поверхностях образуются углеродистые отложения, нагар и лак, накопление которых может привести к повышенному износу, заклиниванию колец, толкателей и др. Продукты окисления, в свою очередь, способствуют коррозии деталей двигателя, они также ускоряют старение резиновых уплотнительных материалов.
При исследования масла на термоокислительную стабильность производится окисление масла под действием высокой температуры, значение температуры подбирается таким образом, чтобы соответствовать температуре верхнего компрессионного кольца поршневой группы ДВС. Суть метода заключается в том, что под действием кислорода масло меняет свои основные свойства, такие, как вязкость и щелочное число, а также в нем накапливаются продукты окисления. Соответственно, эти параметры измеряются до и после окисления, и по их изменению оцениваются эксплуатационные свойства продукта. Чем меньше произошедшие изменения, тем лучше масло сопротивляется окислению, меньше изменяет свои свойства и дольше может работать в двигателе.
В предыдущих тестах мы использовали метод, применяемый в 25 ГосНИИ на установке Во-4. В нем окисление проходит при температуре 180°С. Подобные режимы температуры соответ-ствуют низкофорсированным двигателям и выполняются в основном в автомобилях отечественного производства или в старых иномарках. Этот метод хорошо подходит для оценки эксплуатационных свойств минеральных масел.
В современных форсированных двигателях условия эксплуатации масла становятся намного более жесткими, требования к стабильности масла возрастают, поэтому и методы для его исследования ужесточаются. Для исследования эксплуатационных свойств синтетических масел мы перешли на новый метод профессора Шора, разработанный в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, доктором технических наук Георгием Иосифовичем Шором. В нем окисление масла проходит при более высокой температуре 235°С. И имеет ряд дополнительных отличий, которые мы описывать не будем.
В этом номере тестировались синтетические масла класса вязкости 5W-40 и 5W-50, соответ-ствующие API SM, SL, SJ. Испытания проводились в имеющей государственную аккредитацию лаборатории ООО «ВИАЛ ОЙЛ» и в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. Все образцы предоставлялись на тест обезличенными, в одинаковой таре и под условными номерами.
Измеряемые параметры
Кинематическая вязкость
Определяется в капиллярных вискозиметрах при температуре 100°С. Измерение проводится в термостате, в котором поддерживается заданная температура. Вискозиметр погружается в термостат, и после нагрева масла до заданной температуры определяется время прохождения пробой масла известного объема вискозиметра. Сама вязкость рассчитывается по формуле.
Индекс вязкости
Это эмпирический, безразмерный показатель для оценки зависимости вязкости масла от температуры. Чем выше численное значение индекса вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры.
Щелочное число
Указывает на количество присадок, добавляемых к базовому маслу для решения целого ряда задач. В первую очередь присадки необходимы для нейтрализации кислот, образующихся в масле в процессе работы.
Для определения этого параметра проводят обратное потенциометрическое титрирование раствора масла. То есть в раствор вводят избыток соляной кислоты, а затем добавляют щелочь, пока вольтметр не покажет скачок напряжения. Объем щелочи, необходимый для возникновения скачка напряжения, обуславливает значение щелочного числа.
Температура вспышки в открытом тигле
Масло наливается в тигель, и его температура увеличивается со скоростью 2°С/мин. Над тиглем проносят зажженный фитиль, до тех пор пока не произойдет кратковременная вспышка на поверхности масла.
Плотность
Определяется ареометром при 20°С.
Динамическая вязкость
Определяется в различных градиентах скорости сдвига в ротационных вискозиметрах (метод ASTM D5293). От величины данного параметра зависит количество оборотов коленвала во время холодного пуска двигателя при отрицательных температурах.
Содержание сульфатной золы
Данный параметр указывает на долю присадок в общем объеме масла, и в определенной мере от этого зависит степень нагарообразования.
Вычисляется при взвешивании остатка, полученного при сжигании масла в присутствии серной кислоты.
Термоокислительная стабильность
Это показатель, оценивающий стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре.
Метод определения термоокислительной стабильности основан на увеличении оптической плотности испытуемого образца при высокой температуре (230°С), при наличии катализатора (медного стержня), в контакте с воздухом (т. е. в условиях, близких к работе моторного масла в двигателе), в результате интенсивного перемешивания в приборе. Чем меньше термоокислительная стабильность масла, тем больше увеличивается оптическая плотность, свидетельствующая о наличии продуктов окисления в масле.
Показатель изменения вязкости
Характеризующий срабатываемость в масле полимерного загустителя. Чем меньше процент изменения, тем более стабильны свойства масла.
Показатель дисперсности
Определяет стабильность моторного масла против окисления. Показывает относительное содержание мелких и крупных частиц загрязнения в моторном масле, которые определяются по отношению оптической плотности при разных длинах волн (крупные при ?=670 нм, общая загрязненность при ?=490 нм). Крупные частицы характеризуют тенденцию к накоплению отложений в двигателе.
Кислотное число
Является стандартным показателем, характеризующим наличие в моторных маслах продуктов окисления. Чем меньше его абсолютное значение, тем лучше условия работы масла в двигателе и тем больше его остаточный ресурс.
Технические параметры
- Производитель: LIQUI MOLY GmbH, Германия.
- Характеристики: класс вязкости 5W-40.
- Спецификации и одобрения: соответствует SAE 5W-40, API SM / CF; ACEA A3-98/B4-98; BMW Longlife-98, MB 229.3, VW 502.00, 505.00, Porsche.
- Вид поставки: 1, 5 л канистры.
Потребительский анализ
Полностью синтетическое низковязкое моторное масло на базе полиальфаолефинов для всесезонного применения в бензиновых и дизельных двигателях современных автомобилей. Применяется на высоконагруженных многоклапанных моторах, в том числе с турбонаддувом и интеркулером.
Масло значительно продлевает ресурс двигателя благодаря лучшей защите от износа, обладает отличными низкотемпературными свойствами, высокой термоокислительной стабильностью и высоким индексом вязкости, что позволяет надежно защищать двигатель в широком интервале температур. Совместимо с каталитическими нейтрализаторами всех типов. Широко используется в тюнинге и спорте.
Результаты
Масло показало стабильный результат, все физико-химические параметры масла соответствуют установленным нормам для этого класса вязкости.
Переходим к исследованию термоокислительных свойств. После первого часа испытаний масло является одним из лидеров по показателю дисперсности, что говорит об эффективной работе многофункционального пакета присадок. За этот период вязкость масла изменилась чуть более чем на 21%. За последующие два часа окисления темпы изменения вязкости масла значительно снизились и прибавка составила всего 13,69%, при этом общие изменения достигли значения в 34,82%. Несмотря на то, что показатель дисперсности упал и его значение после трех часов составило 79%, значение кислотного числа, характеризующее наличие в маслах продуктов окисления, оказалось одним из самых низких в тесте, всего 0,58, что является очень хорошим показателем и говорит о способности масла продолжительное время работать в двигателе.
Резюме
Масло продемонстрировало хорошую стабильность многофункционального пакета присадок.
VALVOLINE SynPower 5W-40
Технические параметры
- Производитель: Valvolin Europe, Нидерланды.
- Характеристики: класс вязкости 5W-40, вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с — 13,8, индекс вязкости — 175, зольность сульфатная, % масс — 1,25, температура вспышки в открытом тигле, °C — 238, температура застывания, °C: -39, динамическая вязкость при -30°С — 5090.
- Спецификации и одобрения: SAE 5W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3/B4, MB 229.3, VW 502.00/505.00, GM LL-B-025, BMV Long Life Oil-98; BMV Long Life Oil-01.
- Вид поставки: 1, 4, 20 л канистры.
Потребительский анализ
Полностью синтетические моторные масла VALVOLINE SynPower соответствуют самым современным требованиям всех ведущих производителей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков, оснащенных бензиновыми и дизельными двигателями, в том числе и с турбонаддувом.
Они созданы с применением самых современных разработок, благодаря чему эти масла обеспечивают максимальный уровень защиты всех деталей и существенно повышают производительность двигателя вашего автомобиля. Синтезированная молекулярная структура SynPower создана для того, чтобы обеспечить высокую стабильность и надежность масла в широком температурном диапазоне по сравнению с моторными маслами на минеральной основе. Производитель заявляет, что, используя моторные масла SynPower, двигатель автомобиля получает превосходную защиту от нежелательных нагарообразований и вредных отложений, минимальный износ в экстремальных условиях эксплуатации при сверхвысоких температурах и нагрузках. Тщательно подобранный пакет присадок в сочетании с высокотехнологичными синтетическими базовыми маслами способствует легкому запуску двигателя при низких температурах и быстрому проникновению масла во все узлы за счет отличной текучести. VALVOLINE SynPower улучшает топливную экономичность и максимально продлевает ресурс двигателя.
Синтетические моторные масла VALVOLINE SynPower полностью совместимы с синтетическими маслами других производителей моторных масел.
Результаты
Это одни из немногих масел, присутствующих в нашем тесте и сертифицированных по самой высокой категории качества API SM. По физико-химическим параметрам масло соответствует установленным нормам, хотя некоторые параметры отличаются от заявленных производителем, но в пределах установленных норм.
В исследованиях масла на термоокислительную стабильность VALVOLINE SynPower показали себя очень достойно. После первого часа окисления по дисперсности масло показало лучший результат. Это означает, что в нем практически отсутствовали крупные частицы нагара, которые склонны к откладыванию в двигателе. Также в нем наблюдалось незначительное, всего в 2,62%, изменение кинематической вязкости. После трех часов окисления масло сдало свои лидирующие позиции по дисперсности и изменению вязкости, но все равно имеет достаточно высокие показатели. Причем по кислотному числу, характеризующему наличие продуктов окисления в масле и показывающему его остаточный ресурс, оно является лидером теста.
Резюме
По результатам теста масло показало хорошие результаты по стойкости введенного полимерного загустителя и отличные по стойкости базы к окислению. Таким образом, можно ожидать устойчивости масла даже при больших интервалах между его заменой.
CONSOL Ультима 5W-40
Технические параметры
- Производитель: ООО «Виал-ойл», Россия.
- Характеристики: класс вязкости 5W-40.
- Спецификации и одобрения: соответствует SAE 5W-40, сертифицировано API SL/CF. MB 229.3, VW 502.00/505.00
- Вид поставки: 1, 4, 5 л канистры.
Потребительский анализ
«CONSOL Ультима» — универсальное всесезонное синтетическое моторное масло. Оно изготовлено по самой современной технологии, являющейся последним достижением совместного проекта компании ООО «Виал-ойл» и компании Infineum UK Limited. Масло производится на высококачественной синтетической основе с добавлением усовершенствованного многофункционального пакета присадок компании Infineum UK Limited. Продукт успешно протестирован на высокие требования, предъявляемые к моторным маслам последнего поколения.
Результаты
Все физико-химические параметры масла соответствуют установленным. По показателю «щелочное число» масло находится в пятерке лидеров, что предполагает наличие хороших моющих свойств свежего масла.
Если в первой части теста масло особенно не проявило себя, то уж при исследовании термоокислительной стабильности оно оказалось на высоте. Но начнем по порядку с первого часа испытаний. Наличие крупных продуктов окисления, характеризуемых показателем дисперсности в масле, было невысоким, в своей группе «CONSOL Ультима» пропустило перед собой только два продукта. Также оно оказалось в первой пятерке и по стабильности полимерного загустителя. После первого часа вязкость масла изменилась на 11,85%. По прошествии трех часов окисления показатель дисперсности остался неизменным, то есть соотношение крупных и мелких частиц в масле не изменилось. Зато темпы изменения кинематической вязкости резко упали. За дополнительные два часа вязкость изменилась лишь на 6,6%, причем суммарное изменение составило всего 18,51%. Таким образом, масло имеет хорошие запасы полимерного загустителя для дальнейшей работы. Невысоким оказалось и кислотное число, его значение после трех часов всего 1. По этим двум показателям масло «CONSOL Ультима» является лидером в своей группе.
Резюме
Масло показало лучшую стабильность и сопротивляемость термоокислительным процессам в своей группе качества. Особенно ярко показатели стабильности проявились при продолжительном воздействии негативных факторов. Таким образом, масло можно смело рекомендовать для продолжительной работы в двигателе и использовании достаточно длительных интервалов между заменами масла.
CHEVRON Supreme Synthetic 5W-40
Технические параметры
- Производитель: CHEVRON Products Co., США, по данным на этикетке произведено в Евросоюзе.
- Характеристики: класс вязкости 5W-40.
- Спецификации и одобрения: SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B3, MB 229.1, VW 502.00/505.00, BMV Long Life Oil-98; Porsche.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
100% синтетическое всесезонное моторное масло для всех типов автомашин и легковых автофургонов, особенно для высокоэффективных транспортных средств с многоклапанными двигателями и турбонаддувом, а также оборудованных каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов.
Производитель обещает исключительную низкотемпературную прокачиваемость и гарантирует легкий запуск и максимальную защиту двигателя в экстремальных условиях холодного пуска, предельно возможную защиту от износа и коррозии в экстремальных температурных условиях и обеспечение максимального срока службы двигателя.
Совместимо со всеми типами высококачественных моторных масел.
Результаты
По физико-химическим параметрам масло полностью укладывается в установленные нормы. В актив CHEVRON Supreme Synthetic можно записать один из лучших в тесте показатель динамической вязкости. Его значение в 4130 позволяет ожидать легкую прокрутку двигателя при низких температурах.
После первого часа испытаний на термоокислительную стабильность изменения кинематической вязкости были более 17%, это, конечно, не самое большое значение в тесте, но для первого часа многовато, показатель дисперсности был неплохой, и масло по этому параметру не вышло из первой десятки. Следующие два часа окисления привели к тому, что значение кинематической вязкости еще упало более чем на 15% и общие изменения достигли значения в 33%. Зато показатель дисперсности, характеризующий наличие в масле крупных частиц, за счет того, что остался практически неизменным, позволил CHEVRON Supreme Synthetic немного улучшить свои показатели в группе. Кислотное число, характеризующее остаточный ресурс масла оказалось не на высоте и перевалило за 2.
Резюме
Масло оставляет после себя противоречивые впечатления: с одной стороны, неплохие физико-химические показатели, с другой — высокое кислотное число после окисления в течение 3 часов.
Необходимо добавить, что характеристики представленного в данном тесте сорта масла будут несколько отличаться по своим характеристикам от поставляемого сейчас на рынок масла CHEVRON Synthetic SAE 5W-40. Это связано с тем, что производство данного сорта масла перенесено в начале этого года на новый завод корпорации CHEVRON в Бельгии. Производитель утверждает, что после переноса произошло усовершенствование рецептуры и технологии производства масел.
MANNOL Elite 5W-40
Технические параметры
- Производитель: «Вольф Ойл Корпорэйшн», Бельгия.
- Заявленные характеристики: класс вязкости 5W-40, плотность при 20°С — 850 кг/м3, вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с — 14, индекс вязкости — 167, зольность сульфатная, % масс — 1,2, щелочное число, мг КОН/г — 9,8, температура вспышки в открытом тигле, °C — 210, температура застывания, °C: –45, динамическая вязкость при –30°С — 5000.
- Спецификации и одобрения: соответствует спецификациям SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3-02/B3-98, VW 502.00/505.00, MB 229.1; Porsche.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
MANNOL Elite — универсальное всесезонное полностью синтетическое моторное масло, предназначенное для современных бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом и без. Обеспечивает легкий холодный пуск и исключительную чистоту деталей двигателя. Обладает оптимальной вязкостью в широком диапазоне температур. Благодаря высокой термоокислительной стабильно-сти способствует продлению срока между заменами масла.
Результаты
Исследование физико-химических свойств этого масла не выявило никаких особенностей, все параметры укладываются в установленные нормы.
Исследования на термоокислительную стабильность выявили следующие особенности. Масло показало неплохие результаты по дисперсности продуктов окисления. После первого часа масло входило в первую десятку, а после трех часов даже выбралось в лидеры. А вот со стабильностью полимерного загустителя все оказалось не так хорошо. После первого часа окисления кинематическая вязкость упала на 18,17%, некоторые масла из нашего теста имели подобные изменения после всего цикла окисления. После третьего часа вязкость упала еще больше, в общей сложности на 39,42%, это самый высокий показатель в группе масле API SL. Зато кислотное число после трех часов оказалось одним из лучших, и по этому параметру MANNOL Elite входит в группу лидеров.
Резюме
Это масло подвела высокая скорость срабатывания полимерного загустителя. Если бы не он, то можно было бы ожидать лучших результатов.
MOBIL Synt S 5W-40
Технические параметры
- Производитель: Exxon Mobil Corporation, Бельгия.
- Заявленные характеристики: класс вязкости 5W-40, плотность при 20°С — 855 кг/м3, вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с — 14,2, индекс вязкости — 175, температура вспышки в открытом тигле, °C — 220, температура застывания, °C: –39.
- Спецификации и одобрения: соответствует спецификациям SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B3/B4, VW 502.00/505.00, BMV Long Life Oil-98, GM-LL-B-025; Porsche.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
ЗАЯВЛЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ: MOBIL Synt S — это синтетическое масло с особо высокими рабочими свойствами, отвечающее требованиям наивысших стандартов по смазочным материалам для современных бензиновых и дизельных двигателей автомобилей.
Для удовлетворения требований самых последних спецификаций основных производителей легковых автомобилей по смазочным материалам в масле MOBIL Synt S применены высокоэффективные синтетические базовые масла в комбинации с передовой системой присадок. Улучшенная защита от износа, активные моющие свойства, низкий расход масла на угар и резерв свойств для увеличенных интервалов смены обеспечивают рабочие характеристики масла MOBIL Synt S на уровне лидирующих синтетических моторных масел, доступных сегодня на рынке.
Масло рекомендуется для применения во всех автомобилях, в том числе в легковых автомобилях с высокофорсированными, турбонаддувными, многоклапанными бензиновыми и дизельными двигателями с передовыми системами микропроцессорного
управления впрыском.
Результаты
Исследование физико-химических свойств этого масла не выявило никаких особенностей, все параметры укладываются в установленные нормы.
Первый час исследований на термоокислительную стабильность не принес никаких неожиданностей. MOBIL Synt S уверенно держалось в первой десятке, но не показывая выдающихся результатов. Дисперсность была неплохая, а изменение кинематической вязкости, характеризующее срабатываемость полимерного загустителя, почти достигло 12%. За последующие два часа окисления показатель дисперсности почти не изменился и даже несколько улучшился, а вот кинематическая вязкость упала более чем на 32%, прямо скажем, не лучший показатель в группе. Кислотное число, характеризующее наличие в масле продуктов окисления, немного перевалило за 2, что и является одним из самых высоких в группе API SL.
Резюме
Масло показало достаточно высокую степень срабатываемости полимерного загустителя, поэтому приверженцам этого брэнда мы бы рекомендовали сократить интервалы между заменами масла.
SHELL Helix Ultra 5W-40
Технические параметры
- Производитель: SHELL, Финляндия.
- Характеристики: класс вязкости 5W-40.
- Спецификации и одобрения: соответствует SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B3/B4, JASO SG, BMW Longlife-98, Ferrari, MB 229.3, PSA D/E, Rover, Porsche, Saab, VW 500(5W-40), 502.00/505 00.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
SHELL Helix Ultra обеспечивает максимальную очистку двигателя. Это достигается за счет специальных моющих присадок, активно очищающих поверхности двигателя и обволакивающих частицы вредных загрязнений и отложений. Это масло отличается необычайно длительной устойчивостью к окислению, что гарантирует двигателю повышенную защиту от изнашивания.
Масло Shell снижает шум двигателя до минимума и защищает его от повышенной нагрузки при движении в режиме «старт-стоп», типичном для со-
временного города. SHELL Helix Ultra способствует эффективной работе двигателя и его очищению. Это масло является единственным моторным маслом, рекомендуемым Ferrari.
Результаты
Результаты физико-химических исследований показали соответствие всех параметров установленным нормам. Из всего ряда выбивается наибольшее значение щелочного числа масла, это говорит о хороших моющих свойствах свежего масла, что можно записать в актив. Несколько огорчил показатель динамической вязкости при -30°С. Он хоть и не самый низкий в тесте, но от именитого производителя всегда ждешь максимума.
Переходим к исследованиям на термоокислительную стабильность. Вот тут масло начало раскрывать свой потенциал. После первого часа окисления изменение кинематической вязкости оказалось чуть менее 11% и масло заняло первое место в своей эксплуатационной группе. При этом показатель дисперсности был также один из лучших, забегая немного вперед, можно сказать, что и после трех часов по этому параметру масло не утратило своих лидирующих позиций. Конечно, изменения кинематической вязкости стали нарастать, но более низкими темпами, и к концу исследования значение изменений не превысило 23%, что является одним из лучших показателей. А вот величина кислотного числа, характеризующая наличие в масле продуктов окисления, равна 1,31, по нему масло оказалось во второй половине своей группы.
Резюме
В целом масло показало отличные результаты по сопротивляемости вредному воздействию окисления. Можно смело рекомендовать SHELL Helix Ultra для продолжительной эксплуатации.
TOTAL Quartz 9000 5W-40
Технические параметры
- TOTAL Lubrifiants, Франция, Евросоюз.
- Характеристики: класс вязкости 5W-40, плотность при 20°С — 849 кг/м3, вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с — 14, индекс вязкости — 170, температура вспышки в открытом тигле, °C — 226, температура застывания, °C: –42.
- Спецификации и одобрения: соответствует SAE 5W-40, API SL/CF, ACEA A3/B4-04, BMW Longlife-98, MB 229.3, VW, 502.00/505 00, PEUGEOT CITROEN Gasoline and Diesel — PSA E03/D03 Niv 3.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
Всесезонное синтетическое моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей. Моторное масло TOTAL Quartz 9000 разработано для соответствия самым жестким требованиям спецификаций бензиновых и дизельных двигателей. Производитель его особенно рекомендует для применения в двигателях с турбонаддувом, включая инжекторные и многоклапанные.
Оно обеспечивает высокие эксплуатационные свойства в условиях высоких нагрузок при вождении по автостраде и в городе в любое время года и прекрасно подходит для автомобилей, оснащенных катализаторами и использующих этилированный бензин или сжиженный газ.
Результаты
Результаты физико-химических исследований показали соответствие всех параметров установленным нормам.
Первая часть термоокислительных испытаний несколько нас удивила. Все дело в том, что масло показало достаточно высокий процент изменения кинематической вязкости после первого часа окисления, чуть менее 16%, при этом показатели по дисперсности были очень неплохи, и масло входило по ним в группу лидеров. Последующие два часа работы установки и последующие измерения свойств масла преподнесли еще один сюрприз, на это раз положительный. За это время кинематическая вязкость масла изменилась всего на 4%, что является рекордным показателем во всем нашем тесте. При этом общее изменение составило чуть мене 20%. Кислотное число оказалось невысоким, при значении 1,19 масло занимает второе место в своей группе.
Резюме
Полученные результаты показывают высокую стабильность пакета присадок, а сильные изменения в первый час окисления приводят к мысли о прирабатываемости пакета в процессе эксплуатации. Так или иначе, масло показало отличный результат и может быть рекомендовано для использования в двигателе достаточно продолжительное время.
ELF Excellium LDX 5W40
Технические параметры
- Производитель: TOTAL Lubrifiants, Франция, Евросоюз.
- Заявленные характеристики: класс вязкости 5W-40, плотность при 20°С — 849 кг/м3, вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с — 14,2, индекс вязкости — 170, температура вспышки в открытом тигле, °C — 226, щелочное число — не менее, мг КОН/г, 10,4, температура застывания, °C: –41.
- Спецификации и одобрения: соответствует SAE 5W-40, ACEA 2004: A3/B4, API SL/CF, RENAULT; VW 502.00/505.00; BMW Longlife 98; MB p.229.3; GM-LL-B025.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
Рекомендовано для всех бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов.
Высокоэффективный синтетический смазывающий материал. Приспособлен для всех видов эксплуатации и для любого типа вождения. Эффективен даже в экстремальных климатических условиях. Превосходная защита двигателя, особенно от износа в системе распределения. Обеспечивает максимальную чистоту и защиту двигателя, а также увеличение интервалов между заменами масла. Гарантирует быстрое смазывание узлов двигателя при холодном запуске, что способствует продлению срока службы двигателя.
Результаты
Все физико-химические параметры масла соответствуют установленным. В актив маслу можно записать температуру застывания. Она оказалась ниже заявленной производителем -45°С и является одной из самых низких в тесте.
Переходим к обсуждению результатов исследования на термоокислительную стабильность. Первый час привел к достаточно сильным изменениям в масле. Кинематическая вязкость упала более чем на 16%, и это далеко от лучших показателей в группе. При этом показатель дисперсности также указывал на достаточно высокий процент содержащихся в масле крупных продуктов окисления. Но по прошествии трех часов окисления ситуация улучшилась. Темпы изменения кинематической вязкости упали, и итоговое изменение составило чуть больше 27%. Это средний уровень изменения вязкости по тесту. Показатель дисперсности после трех часов стал равен 82, что неплохо, а вот кислотное число при значении 1,28 оказалось средненьким по тесту.
Резюме
Это масло не показало выдающихся результатов, все произошедшие в нем изменения были на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что если вы используете это масло, то лучше придерживаться рекомендуемых сроков замены, не затягивая межсервисные интервалы.
ZIC XQ 5W-40
Технические параметры
- Производитель: SK Corporation, Корея.
- Заявленные характеристики: класс вязкости 5W-40, плотность при 20°С — 855 кг/м3, вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с — 13,75, индекс вязкости — 168, температура вспышки в открытом тигле, °C — 238, щелочное число, мг КОН/г — не менее 10,1, температура застывания, °C: –42,5.
- Спецификации и одобрения: соответствует SAE 5W-40, ACEA A3/B3/B4, MB229.1/229.3, VW502/505.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
Синтетическое моторное масло высшего качества для бензиновых и дизельных двигателей всех типов, в том числе для двигателей новейших конструкций. Благодаря применению синтетических компонентов, разработанных SK Corporation, ZIC XQ обладает увеличенным запасом надежности и стабильности.
Широкий температурный диапазон позволяет использовать ZIC XQ всесезонно, в любых климатических условиях.
Масло ZIC XQ облегчает холодный запуск двигателя, обеспечивая надежную смазку пар трения даже при длительной работе в режимах максимальных скоростей и нагрузок. Его высокий индекс вязкости обеспечивает низкую испаряемость масла, что приводит к уменьшению расхода масла, а также предотвращает образование нагаров на стенках цилиндров и поверхностей поршней.
Масло содержит специальный антифрикционный модификатор, уменьшающий трение в двигателе, ощутимо снижая расход топлива, и поддерживает продукты износа и загрязнения во взвешенном состоянии, предотвращая образование отложений на внутренних поверхностях двигателя. При этом оно обладает отличной стойкостью к окислению и высокой термической стабильностью, позволяет значительно увеличивать интервал замены масла; ZIC XQ совместимо со всеми видами полимерных уплотнений двигателя.
Результаты
Все физико-химические параметры масла соответствуют установленным нормам для этого класса вязкости.
После первого часа исследований на термоокислительные свойства масло показало хорошую стабильность полимерного загустителя, поскольку кинематическая вязкость изменилась чуть более чем на 11%, это один из лучших результатов в группе. Показатель дисперсности оказался не на таком высоком уровне и имеет значение 76%, при этом после трехчасовых испытаний он несколько улучшился до 80%. При дальнейшем окислении темпы изменения кинематической вязкости практически не упали, и после полного окисления этот показатель изменился почти на 35%. А вот кислотное число, характеризующие наличие продуктов окисления в масле, оказалось неплохим — 1,25, по этому показателю масло входит в пятерку в своей группе.
Резюме
Масло показало неплохие результаты. Они не самые лучшие, но и не самые худшие в тесте. Это твердая середина, поэтому при использовании этого продукта рекомендуем обращать внимание на интервалы замены, предписанные производителями как масла, так и двигателя.
XADO Atomic Oil 5W-50
Технические параметры
- Производитель: ООО «Хадо», Украина.
- Характеристики: класс вязкости 5W-50, плотность при 20°С — 850 кг/м3, вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с — 18,4, индекс вязкости — 171, зольность сульфатная, % масс — 1,19, щелочное число, мг КОН/г — 9,7, температура вспышки в открытом тигле, °C — 224, температура застывания, °C: менее –45, динамическая вязкость при –30°С — 5120.
- Спецификации и одобрения: SAE 5W-50, API SL/CF, ACEA A3/B3, VW 501.00/505.00, BMV Long Life Oil-98; Porsche.
- Вид поставки: 1, 4 л канистры.
Потребительский анализ
XADO Atomic Oil — всесезонное новейшее полностью синтетическое масло для нагруженных режимов эксплуатации. Оно изготовлено на основе комплексных синтетических базовых масел. Эти масла содержат полиальфаолефины (РАО) и отличаются высокой стабильностью к экстремальным нагрузкам. В XADO включены также самые качественные пакеты присадок. Поэтому, по заявлению производителя, оно не только отвечает самым высоким эксплутационным требованиям, но и превосходит их.
По заявлению производителя, в масле используется запатентованный атомарный ревитализант.
Производитель утверждает, что масло незаменимо для любителей спортивного стиля езды, так как благодаря ревитализанту двигатель дополнительно защищен от износа в разгонных и длительных экстремальных режимах. Оно особенно эффективно для спортивных автомобилей и полноприводных внедорожников, при работе на максимальной мощности, высоких оборотах и при значительных тепловых нагрузках.
За счет высоких вязкостно-температурных свойств, соответствующих классу SAE 5W-50, обеспечивает быстрое поступление масла ко всем точкам смазки, надежно защищает двигатель при холодном пуске и обеспечивает его легкий запуск при очень низких температурах.
Масло рекомендуется к использованию всесезонно для различных моделей бензиновых, газовых и дизельных двигателей легковых автомобилей, малых грузовиков и микроавтобусов.
Базовое масло XADO Atomic Oil изготовлено на основе синтетических углеводородов (полиальфаолефинов) из компонентов нефти месторождений шельфа Северного моря.
Результаты
ОБСУЖДЕНИЕ ТЕСТА: это масло еще на уровне исследования физико-химических параметров преподнесло нам сюрпризы. В актив продукта можно записать достаточно высокое щелочное число, а вот в пассив ложится высокая динамическая вязкость, величина которой по установленным требованиям должна быть не более 6600, а у XADO она равна 6906. К тому же производитель заявил, что его продукт должен застывать при температуре ниже -45°С, но во время теста масло застыло при -40°С.
Проведенные исследования на термоокислительную стабильность вызвали еще больше вопросов к производителю по качеству добавляемого в продукт полимерного загустителя. Так, после первого часа окисления масло показало неплохие значения по дисперсности, но при этом изменения кинематической вязкости были одними из самых больших в тесте и практически достигли 24%.
После трех часов окисления ситуация изменилась: показатель дисперсности, характеризующий наличие крупных частиц в масле, стал лучшим во всем тесте, но зато изменения кинематической вязкости перевалили за 50% и достигли величины почти в 55%. Подобные изменения также максимальные по тесту. Кислотное число после окисления у XADO Atomic Oil также максимальное во всем тесте, это говорит о наличии в масле большого количества продуктов окисления и низком остаточном ресурсе.
Резюме
Масло показало наихудшую стабильность среди всех представленных образцов. Так что тем пользователям, которые предпочитают этот продукт всем остальным, порекомендуем уменьшить интервалы замены масла.
Источник: Журнал. АвтоДела
Тест моторных масел: особенности, характеристики
Тестирование моторных масел — достаточно сложный и длительный процесс. Данная процедура проводиться для того, чтобы определить основные технические показатели, а также пригодность масла к использованию. В данной статье, постараемся максимально рассмотреть все аспекты и нюансы тестирования моторных масел разных производителей, а также определим рейтинг самых лучших автомобильных смазочных жидкостей.
Назначение моторного масла
Моторное автомобильное масло предназначено для того, чтобы смазывать запасные части двигателя внутреннего сгорания, а также отводить вырабатываемое тепло от центра силового агрегата к корпусу. Если идет нарушение одного из показателей, то масло считается непригодным для использования.
Так, большинство современных автомобилей меняет смазочную жидкость в моторе каждые 10 000 км пробега. Именно по истечению такого срока, смазка становиться непригодной к использованию и повышается трение деталей, что в свою очередь приводит к повышению показателя — износ.
Основные технические показатели масел
Существуют определенные технические показатели, которым должно соответствовать моторное масло:
- Технические показатели. В эту категорию входят вязкость и температурная выносливость.
- Физические свойства. Сохранность деталей и эффективность смазки.
- Химические показатели. Отвод тепла с мотора.
Стоит более детально рассмотреть все показатели по отдельности.
Техническая сторона вопроса. В соответствие со стандартами, существует определенная классификация вязкости моторного масла. Все производители проводят тест своего масла, которые выполнено по определенной технологии и ставят процент или кодировку вязкости жидкости. По этому показателю определяют тип масляной жидкости: минеральное, синтетическое или полусинтетическое масло.
Еще одним показателем является температурный режим, который способно выдержать масло. Таким образом, последние две цифры в кодировке масла обозначают самый низкий придел температуры. Например, 10W40, в котором «40» означает, что смазочный материал способен выдерживать температуру до −40 градусов Цельсия.
Физический показатель. Это свойство, которое показывает пригодность масла в двигателе. Таким образом, смазка потеряла свои полезные качества, детали начинают изнашиваться с большой интенсивностью. Это можно увидеть по металлической стружке, которая будет в масле, после слива его с двигателя.
Химические свойства. Показатель, который легко определить без слива смазочной жидкости с силового агрегата. Двигателя при нормально работающей системе охлаждения достаточно часто начинает перегреваться, особенно в нижней части блока. Это свидетельствует о том, что масло потеряло свои химические качества отвода тепла к корпусу.
Показатели тестирования в лаборатории
Чтобы протестировать масло применяется достаточно большое количество приборов и показателей. Так, смазочная жидкость должна проходить ряд тестов, как в лабораторных условиях, так и непосредственно в использовании автомобиля. Поэтому, тест моторных масел разделают на лабораторный и полигонный.
Итак, рассмотрим, какие показатели определяются при сертификации для РФ:
- Кинематическая вязкость или капельный тест. Это тест на вязкость смазки. Так, при помощи капиллярного вискозиметра определяется вязкость. Берется капля масла и тестируется на вязкостные способности при температуре 100 градусов Цельсия. Все остальное высчитывается по формуле.
- Индекс вязкости. Это показатель оценки зависимости вязкости масла от температуры.
- Щелочное число. Этот показатель указывает количество примесей и добавок в смазочной жидкости.
- Температура вспышки в открытом тигеле. Проводится при помощи тигеля, где масло нагревается при скорости 2 градуса в минуту, пока не возникнет кратковременная вспышка.
- Плотность. Для определения этого показателя используется ареометр.
- Динамическая вязкость.
- Содержание сульфатной золы. Это показатель присадок содержащихся в смазочной жидкости.
- Термоокислительная стабильность. При высоких температурах определяется степень стойкости к кислотам и смолам.
- Показатель изменения вязкости.
- Показатель дисперсности. Определяет насколько стабильно масло относительно окисления.
- Кислотное число. Показатель наличия в смазке продуктов окисления.
На этом лабораторные исследования не заканчиваются. Немало важным этапом становиться исследовать влияние моторного масла на человеческий организм, поскольку на сегодняшний день этот вопрос достаточно актуальный. Так, существует несколько показателей, по которым исследования проводятся обязательно.
Первым показателем становиться влияние смазочной жидкости на организм во время замены масла. Так, в первую очередь, исследуется химический состав жидкости. Для этого существуют специальные комплекты, такие как: хроматографичная установка, визиометр и другие.
При помощи капельного исследования установки дают точные данные о том насколько токсично масло, какие вредоносные пары в нем содержаться, а также влияние на человеческий организм испарений в процессе замены масла.
Второй показатель — алергичность. Также при помощи химического анализа и исследований на живых людях тест показывает, насколько человек восприимчив к аллергии на моторное масло разных производителей. Так, есть процент превышает 27%, то жидкость не проходит аттестацию, а соответственно и не получит сертификат международной экологической службы.
Третьим показателем становиться влияние выбросов масла на экосистему. Этот тест проводится на специально оборудованном автомобиле, который эксплуатируют в разных режимах 1000 км. Если коэффициент сгорания масла большой, то такую жидкость использовать нельзя.
В данном случае, еще негативным показателем становиться и то, что при сгорании исследуемого нефтепродукта остается нагар на стенках цилиндров двигателя. Таким образом, увеличивается износ силового агрегата, что приведет к скоропостижному капитальному ремонту.
Процесс тестирования в автомобиле
Для проведения данного теста берется автомобиль с двигателем 1,6 литра. Транспортное средство проезжает 10 000 км пробега под разными нагрузками. После этого берется проба масла и отправляется в лабораторию. Но, уже при сливе можно определить насколько соответствует качеству моторное масло. Основными показателями являются: цвет, вязкость, наличие примесей и осадка.
Так, первым показателем становиться цвет. Изменение цветовой гаммы может означать две причины: либо масло достаточно некачественное, либо двигатель имеет проблемы. Если откинуть второе, то смазка должна незначительно менять цвет в темную сторону. Если слитая смазка очень потемнела, то это является показателем того, что смазочная жидкость имеет низкое качество.
Наличие примесей, таких как металлическая стружка, показывает, что моторное масло имеет низкие физико-химические свойства, а соответственно не пригодно для использования. Это показатель того, что масло плохо смазывает детали, которые от большого трения начинают изнашиваться. Использование таких продуктов в автомобильном двигателе может привести к повышенному износу и преждевременному капитальному ремонту.
Наличие осадка бурого или черного цвета свидетельствует о большом количестве примесей, которые сгорают в процессе эксплуатации силового агрегата.
Так, двигатель начинает прогорать, а именно сгорают клапана и поршни. Использование таких нефтепродуктов может привести к тому, что вначале увеличиться расход потребляемого топлива и моторного масла, а затем износиться и вовсе головка блока цилиндров и прогорят поршни. Дальше, только капитальный ремонт, который будет стоить не дешево.
Рейтингирование масел разного типа
После проведения исследований моторные масла получают свой рейтинг для использования. Стоит отметить, что для индоевропейского региона — это будет свой рейтинг, а для американского потребителя — свой. Это связано с тем, что США тестирует моторные масла по своим показателям и критериям. А вот для российских потребителей подойдет европейский вариант теста, поскольку они подпадают под эти нормы.
Кроме того что проводятся исследования в каждой отдельной стране и производитель моторных масел получает сертификат на свою продукцию, есть еще и международные исследовательские лаборатории, которые проводят свои тесты и дают объективный результат.
Например, компания «Кастрол» в 2012 году уплатила большой штраф автопроизводителям, за то, что выпустила на рынок некачественную партию моторного масла, которое далеко не соответствовало стандартам и нормам. Конечно, инцидент не получил широкой огласки, но данные показатели, как оказалось тщательно тестируются и не остаются без внимания.
Стоит рассмотреть более детально рейтинг разных типов автомобильных моторных масел, чтобы посмотреть одинаково ли хорошо производители заботятся о качестве своих продуктов в зависимости от типа.
Рейтинг минеральных масел
Минеральное масло — это оптимальный вариант для использования на автомобилях старого поколения, которые оснащены карбюраторами и моноинжекторами. Нет смысла лить в такие моторы — синтетику или полусинтетику, поскольку это экономично не целесообразно. Поэтому, данный вариант идеально подходит моторам, которые эксплуатируются уже достаточно давно — 20 и более лет.
Еще одним плюсом данной моторной смазки является то, что она достаточно дешевая и по карману всем автомобилистам. Но, если брать качество, то лучше использовать полусинтетические моторные масла, которые будут лучше защищать двигатель от разных сторонних влияний.
Также минеральное масло хорошо эксплуатируется на автомобилях, которые прошли капитальный ремонт. Для них является идеальным вариантом минералка, поскольку она достаточно масляная, и процесс притирания деталей проходит быстрее.
Итак, рассмотрим, рейтинг минеральных масел, которые рекомендованы к использованию:
- LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40 — лучшее минеральное масло. Эта смазочная жидкость рекомендована к использованию в автомобилях, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Также зачастую это масло используются в отечественных грузовых автомобилях и тягачах. Как отмечает завод УРАЛ — это масло отлично защищает двигатель, а также срок эксплуатации моторов повышается на несколько десятков тысяч километров. Это связано с тем, что состав жидкости разработан именно для защиты силовых агрегатов, которые сделаны по старинке, без включения новых технологий. Если посмотреть техническую документацию, то Ярославльский моторный завод рекомендует использовать в своих двигателях именно продукцию LIQUI MOLY.
- Лукойл Стандарт 10W-40 SF/CC. Масло отечественного производства, достаточно знакомое для отечественного потребителя. Идеально подходит для использования в автомобилях производства ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и других российских марках. Все имеющиеся минусы данной смазочной жидкости перекрываются ее ценой, которая достаточно низкая. Не рекомендована к использованию в отечественных автомобилях, которые эксплуатируются до 10 лет.
- Закрывает тройку лидеров MOBIL Delvac MX 15W-40. Это масло идеально подходит для грузовых автомобилей западного производства, которые старше 12 лет. Благодаря отличному химическому составу и техническим свойствам, оно идеально защищает детали двигателя внутреннего сгорания. Эксперты рекомендуют использовать данное моторное масло для старых дизельных моторов, которые уже имеют повышенный износ. Эта жидкость не только защитит, но и уменьшит процент изнашиваемости деталей. Что касается легкового автотранспорта, то оно идеально подойдет для старых Волг и Газонов, у которых срок эксплуатации уже превысил 25 лет. Так, для обкатки двигателя после капитального ремонта подойдет именно эта смазочная жидкость. Неоднократно, в технических посылания АвтоВАЗа, можно найти информацию, что стоит использовать именно продукцию Мобил, после проведения капитальных работ по двигателю внутреннего сгорания.
Рейтинг полусинтетических масел
Одни из самых распространенных в России и территории СНГ — э то полусинтетические масла. Они идеально подходят для автомобилей любых типов, поскольку совмещают в себе лучшие качества минералки и синтетики. Многие автопроизводители признают, что данный тип масла зачастую лучше сохраняет детали силового агрегата, чем синтетическая смазка.
Поэтому, представителей данного типа смазки достаточно много на отечественном рынке. Еще одним позитивным качеством можно назвать то, что полусинтетическое масло относительно дешевое, цена на порядок ниже, чем у синтетики, поэтому оно привлекает автомобилистов.
Рассмотрим, рейтинг лучших полусинтетических моторных смазок для силовых агрегатов:
- Mobil ULTRA 10W-40 — это одна из самых распространенных смазок для двигателей на территории СНГ. Идеально сбалансированный состав, а также высокие технические качества, которые защищают двигатель внутреннего сгорания, сделали довольно популярным это моторное масло. Так, эта смазка идеально подходит для использования, как в карбюраторных моторах, так в инжекторных. Еще одним преимуществом является то, что Мобил создает защитную пленку на стенках цилиндров, что понижает износ. В 2012 и 2014 году это моторное масло было признано лучшим в мире среди полусинтетических смазочных жидкостей.
- ELF Evolution 700 STI 10W-40 — это моторное масло еще называют бизнес вариант. Идеально подходит для любых типов двигателя, особенно для тех, кто используется своего «железного коня» для бизнеса. Еще одним позитивным качеством этой смазки является то, что оно обладает высокими моющими свойствами. Так, вследствие использования специального химического состава, который внедрил производитель, масло вымывает остатки нагара и осадка со стенок цилиндров, а также всех элементов двигателя.
- Третье месть по праву достается — Shell Helix HX7 10W-40. Это масло обладает высокими техническими и физическими свойствами. Благодаря своему составу и присадках, которые содержаться в жидкости, оно защищает мотор от износа. Это идеальный вариант для тех, кто эксплуатирует автомобиль в городском цикле, поскольку производитель рассчитал, что данная смазка защищает мотор, как раз в тех случаях, когда автомобиль стоит долго в пробке.
Рейтинг синтетических масел
Тест синтетических моторных масел показывает, что за эту категорию идет наибольшая борьба среди производителей. Это, конечно, и не странно, поскольку большинство современных автомобилей использует именно такой тип смазочной жидкости для своих железных коней. Еще одной причиной становиться то, что данное масло на порядок дороже своих старших собратьев — минералки и полусинтетики.
Итак, рассмотрим рейтинг самый качественных нефтепродуктов для двигателей внутреннего сгорания:
Первое место по праву принадлежит Motul Specific dexos2 5W30. Очень интересная по химическому составу смазка производства General Motors. Данная моторная смазка подходит для любых типов двигателей, которые работают на разных видах топлива. Как показала практика, отлично воспринимают этот нефтепродукт американские и европейские автомобили. А вот с японскими и корейскими железными конями имеются проблемы, и для них не рекомендовано использование данного типа смазки.
Конечно, второе место почетно занимает Shell Helix НХ8 5W-30. Данная смазочная жидкость идеально подходит для всех автомобилей инжекторного типа, а вот карбюраторные моторы воспринимают данный продукт достаточно плохо. Да, и кто будет в дешевый карбюраторный двигатель лить синтетику, которая стоит очень дорого. Хотя вот, если автолюбитель имеет такие легендарные автомобили, как Dodge Challenger 1969 или Ford Mustang 1968, то конечно зальет только качественное моторное масло.
Третье место на отечественном рынке почетно занимает российский производитель — Лукойл Люкс 5W/40 SN/CF. Идеальный и недорогой нефтепродукт, который подходит для большинства автомобилей, которые эксплуатируются на отечественном рынке. Многие автопроизводители заливаю данный тип моторного масла уже непосредственно перед использованием или продажей автомобиля.
Вывод
Как видно тестирование моторных масел достаточно длительный и сложный процесс. Так, проводятся исследования следующего типа: кинематическая вязкость или капельный тест, индекс вязкости, щелочное число, количество осадков и другое.
Для многих автомобилистов — это сложно для понимания, поэтому рекомендуется при выборе моторного масла ориентироваться на рейтинг, который предлагают независимые эксперты и лаборатории. Они проводят тесты, как на химический состав, так и на технические возможности смазочной жидкости.
Стоит помнить, что чем лучше моторное масло залито в двигатель, тем дольше силовой агрегат будет работать, а ресурс при этом увеличивается.
3 способа проверки качества моторного масла и 4 признака его подлинности
Моторное масло призвано защищать детали двигателя от износа, обеспечивать слаженную работу механизмов. Правильно подобранный смазочный материал позволяет снизить расход топлива. Но как узнать, что моторная жидкость выработала свой ресурс, потеряла свои первоначальные свойства, и требует замены? Еще один аспект, который приходится учитывать: наличие контрафактных смазочных материалов в торговых точках. Автолюбителям поневоле приходится изучать признаки оригинальности продукта, ведь применение фальсификата влечет серьезные последствия. Рассмотрим как самостоятельно проверить моторное масло на качество и подлинность.
Для каждого вида смазочного материала существует свой срок службы. По истечении этого времени смазка становится непригодной для эксплуатации! Ресурс автомасла указан на этикетке производителем (период замены обозначается величиной пробега, после которого необходимо поменять масло в двигателе). Но этот срок считается условным по той причине, что он не учитывает условия эксплуатации (например, частый простой в городских пробках при включенном двигателе, и другие нюансы).
Процесс проверки масла на подлинность
Анализ по всем необходимым параметрам в домашних условиях провести невозможно из-за отсутствия специальной аппаратуры. Но визуально определить требует ли моторная жидкость замены, проверить масло на качество довольно просто. Важно знать, как сделать это правильно.
Сверка цвета
В индустрии ГСМ не существует единого стандарта, который регламентирует цвет моторного масла. Он может быть от светло-коричневого до темного оттенка. По сути окраска жидкости зависит от производителя и добавочных компонентов. Например, смазочный материал на графитовой основе может иметь почти черный цвет. Производитель на свое усмотрение может использовать различные пигменты.
В большинстве случаев сверку цвета проводят для того, чтобы исследовать моторное масло на подлинность. Оригинальный продукт имеет первоначально чистый цвет от охры до коричневого без посторонних вкраплений. Главное условие — янтарно-желтый оттенок. Именно он указывает на соответствие качества. Темный же оттенок говорит о ненадлежащем качестве, и указывает на сомнительное происхождение масла.
Этикетка и ее внешний вид
Для того, чтобы не приобрести в торговой точке фальсифицированный СМ, необходимо читать этикетку товара. Изготовители кустарных смазок не всегда уделяют должное внимание на внешний вид своего творчества. Иногда на этикетке контрафактного продукта не содержится даже основной информации. Внимательный автолюбитель сможет отличить подделку от оригинала по следующим признакам:
- Показатель вязкости по стандарту SAE наносится ниже торгового названия смазочного материала, и обозначается цифрой, буквой (W для всесезонных масел), двухзначным числом. Литера W может отсутствовать, если масло предназначено для использования только в теплое время года. В основном вязкость обозначается таким образом: 5W-40. Производители оригинальных СМ имеют в собственном ассортиментном ряду автомасла всех вязкостных показателей.
- Название марки нанесено четко, без ошибок.
- Информация о типе двигателя (бензиновый, дизельный).
- Дата изготовления, розлива и срок службы наносят на канистру.
- Серьезный производитель обязательно укажет на этикетке технологические особенности СМ.
- Обязательная информация на лицевой стороне этикетке о происхождении базы (минеральное масло, полусинтетическое, синтетика).
- Класс качества, который обозначен символами мировых стандартов, например, API и ACEA.
- Указание на список производителей ДВС, одобривших данный продукт для использования.
- Применение. Изображение вида транспортного средства, для которого произведено данное автомасло.
Этикетка должна содержать четкие надписи и символы. Не допускается размытых надписей. Края этикетки должны быть ровные, хорошо проклеенные. Полиграфия высокого качества отличает оригинал от подделки.
Проверка кода
ГСМ, поступающие на прилавки отечественных магазинов и на станции техобслуживания, имеют дополнительную защиту от подделок: нанесенный линейно или в двухмерном виде Datamatrix, PDF, QR-код.
Эта информация позволяет получить подтверждение подлинности продукта посредством ввода кодов на странице официального сайта производителя или телефонного звонка на горячую линию. Существует линия поддержки, информацию о которой можно найти на оборотной стороне канистры.
Некоторые производители в качестве защиты используют специальный уникальный код, который наносится на пломбу, под этикетку и под крышку тары.
Соотношение цены и качества
Желание приобрести СМ по низкой цене не всегда оправдано. Если масло в торговом предприятии предлагают купить по цене ниже средней, это должно насторожить автовладельца. Снижение цены в розничной сети ниже чем на 10% — высокая вероятность поддельного товара. Узнать среднюю стоимость автомасла можно воспользовавшись интернет ресурсом.
Знаменитые торговые бренды никогда не проводят акций, условием которых становится невероятно низкая цена. Желание сэкономить таким образом может причинить вред автомобилю, ремонт которого потребует значительных финансовых затрат и времени.
Определение качества моторного масла
Качество смазочного материала определяют для того, чтобы выяснить требуется ли его замена. Способов такой диагностики несколько.
Проверка методом масляного пятна
Для того, чтобы результаты теста были максимально информативными, следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- запускаем двигатель и прогреваем его в течение 5-10 минут и глушим;
- для забора образца понадобится бумага желательно белого цвета размером примерно 10*10 см;
- с помощью масляного щупа наносим каплю жидкости на бумагу, диаметр капли не должен превышать 3 см;
- кусочек бумаги кладем для высушивания примерно на 2 часа.
После чего можно приступить к оценке свойств смазки. На листочке бумаге образуется пятно, в котором будут явно видны три зоны: ядро (d1), вокруг него краевая зона (d2), и обрамляющая ее дисперсная (D). Измерив эти зоны в мм, можно воспользоваться формулой Дс=1- (d2)²/ D². Если полученное значение менее 0.3 мм, это означает, что жидкость потеряла свои диспергирующие свойства, и подлежит замене.
Рассмотрим как определить качество моторного масла самым доступным и простым способом.
Забор масла для этого теста производится так же, отличие лишь во времени подсыхания. В данном случае достаточно 15 минут. Визуальная оценка производится по образованному на бумаге пятну. Жидкость требует замены, если присутствуют характерные признаки:
- масло густое и темное, капля не растеклась. Это сигнализирует о том, что смазка старая, и не годится для дальнейшего использования;
- наличие коричневого ореола по краям капли, свидетельствующее о нерастворимых частицах в СМ. Они попадают в масло в процессе окислительных реакций;
- присутствие мелких металлических частиц, указывающие на неудовлетворительную защиту деталей от трения. Это способствует быстрому износу металлических поверхностей.
Светлое ядро свидетельствует о том, что масло не потеряло своих рабочих качеств.
Если в канистре осталось незначительное количество неиспользованного моторного масла, можно взять его для сравнения с отработанным образцом.
Пятно на фильтровальной бумаге можно сравнить с показаниями специальной таблицы «Шкала образцов капельной пробы». По результатам такого теста можно сделать следующие выводы: при оценке от 1 до 3 поводов для беспокойства нет. Оценка от 4 до 6 баллов считается средней. А при значении от 7 баллов необходима срочная замена масла.
Проверка посредством бумажного теста
Таким способом определяется количество присадок. На бумагу (газету или тетрадный лист) наносят каплю масла, и под наклоном наблюдают как жидкость стекает вниз. Качественный продукт оставит практически незаметный след. Темный след стекающей капли указывает на чрезмерное наличие присадочных компонентов. От использования такой смазки лучше отказаться.
Проверка на вязкость
Показатель вязкостных свойств — один из главных показателей качества. Для самостоятельной оценки понадобится воронка с очень узким горлышком (примерно в 1 мм). Можно использовать масленку для швейных машин, срезав дно. Понадобится два образца автомасла: то, что осталось в канистре, и то, что слили с двигателя.
Сначала в воронку заливаем неиспользованное масло, и считаем количество капель за определенный промежуток времени. Затем то же самое проводим с отработанным образцом. Если результат имеет значительное расхождение в обе стороны, необходима замена смазочного материала.
Чем грозит использование контрафактного масла
Контрафактные смазки производят из низкосортных промышленных масел. Они не способны защитить двигатель от трения и износа. В неподходящую базу недобросовестные производители добавляют компоненты, используемые для тяжелой техники, и это несет прямую угрозу ДВС легкового автомобиля.
Признаки поддельного масла проявляются в следующем:
- повышенный шум мотора в работе;
- проблемы с запуском;
- образование нагара и сажи, ржавчины.
Все это происходит потому, что контрафактные продукты не могут защитить силовой агрегат от трения и износа. Через несколько тысяч километров пробега существует реальная угроза выхода из строя мотора. Иногда понадобится его замена, и каждый автовладелец представляет какие средства понадобятся в этом случае.
Как защититься от подделки
Проверка образцов моторного масла в лабораторных условиях даст точные результаты подлинности продукта. Но для того, чтобы не приобретать контрафакт, внимательно ознакомьтесь с упаковкой, проверяйте информацию на этикетке. Не стоит доверять продавцам на стихийных рынках, и гнаться за дешевыми смазками. Ремонт и замена двигателя внутреннего сгорания обойдутся вам намного дороже. Помните об этом, и выбирайте масло правильно!
Тест моторных масел и выбор лучшего по результатам тестирования
Наряду с топливом, моторное масло приобретается регулярно, и составляет определенную часть расходов на содержание автомобиля. Покупатель должен понимать, почему бренды имеют разную стоимость при схожих характеристиках.
Лабораторное тестирование моторных масел
Действительно ли масла с пометкой «увеличенный срок службы» могут обновляться реже, чем предписано в инструкции по регламентным работам. Насколько качество смазки влияет на продолжительность жизни двигателя.
Можно составить таблицу зависимости, в которой учитываются все факторы, и выйти на идеальное соотношение цены, качества, и продолжительности интервалов замены. Однако данные для такого анализа взять негде, кроме рекламных проспектов.
Специально для владельцев автомобилей, мы собрали в обзоре непредвзятые тесты моторных масел, проводимые независимыми экспертами.
Для чего нужен независимый тест?
Можно узнать любые характеристики технических жидкостей из паспорта продукта, отчетов о проведения сертификационных испытаний, рекламных сообщений.
Не исключено, что указанные цифры соответствуют действительности, только получены они в условиях стерильных лабораторий. Это как заявленный расход топлива в характеристиках мотора: на реальных дорогах он всегда выше.
Проверка на испаряемость
Ни для кого не секрет, что производители проводят тест моторных масел для того, чтобы точно вписаться в установленные нормативы. Следовательно, методы испытаний подгоняются для получения ожидаемого результата.
Упрекнуть заводские лаборатории не в чем: тесты реальны, полученные результаты не утаиваются, а отражают действительную реакцию технических жидкостей на внешние воздействия.
Обмана на самом деле нет, но тесты слишком уж тепличные, идеализированные. В реальности, точнее в условиях работы внутри двигателя, результаты тестов будут иными.
При проведении независимых испытаний, эксперты моделируют состояние масел, схожее с работай в картере мотора или трансмиссии.
Тест на трение в лаборатории
Для этого можно выбрать две методики:
- Создать специальные механические стенды, в которых тестирование проводится в условиях, приближенных к «боевым».В этом случае экономится время, но требуются затраты на приобретение оборудования. Большинство независимых лабораторий именно так и поступают.
- Проводить ресурсные тесты моторных масел в нескольких одинаковых автомобилях одновременно: при схожих условиях эксплуатации. При этом проводятся постоянные замеры состояния: как деталей силовых установок, так и испытываемых жидкостей. Идеальные условия, но затраченное время может превысить запросы потребителя: результаты будут не актуальными.
Например, берутся эталонные показатели (которые используются в сертификационных тестах), и сравниваются с реальными данными на «живом» двигателе. Затем, после установленного межсервисного пробега, эти же параметры замеряются на «состарившемся» масле.
Таблица результатов проведенных тестов
Какие характеристики исследуются при проведении тестов моторных масел?
На самом деле, показателей достаточно много: их замеры могут затянуться на очень продолжительное время. Поэтому эксперты проводят только те исследования, по результатам которых можно оценить степень воздействия моторного масла на детали двигателя.
Сульфатная зольность
Определяется количество отложений, образованных нагаром при работе блока цилиндров. Избежать этого, невозможно: какими бы герметичными не были кольца, все равно часть масла попадает из картера не стенки цилиндров.
ГБЦ достаточно сильно разогрета, плюс в рабочей области происходит сгорание топлива. Некачественное масло оставляет после этого натуральную золу: разумеется, не в таком количестве, как шлак из печки.
Тестируем зольность моторного масла
Наличие отложений на стенках цилиндров и поршней, приводят к потере компрессии, дополнительному сопротивлению при работе. В картере, зольные отложения забивают масляные каналы, и разрушают сальники, прокладки.
При тестировании моделируется ускоренный процесс образования сульфатной золы, по окончании процедуры замеряется количество сульфатов.
Вязкость
Это основной показатель, по которому владелец автомобиля подбирает масло. Вязкость масла сильно зависит от температуры, и состояния компонентов (точнее, взаимодействия их между собой).
Расслоение присадок и отделение их от основы, происходит в процессе термоокисления. Высокий индекс вязкости более подвержен негативным изменениям. В реальных условиях, это довольно длительный процесс.
Поэтому тест моторных масел производится на специальной лабораторной установке, в которой (выражаясь фигурально) уплотняется время.
Проверка вязкости при комнатной температуре
Моделируя условия эксплуатации, помноженные на принудительное ухудшение негативных факторов, установка искусственно старит смазочные материалы в предельно короткий срок.
Обычные время эксплуатации моторного масла – от нескольких месяцев до года. В установке, генерирующей процесс термоокисления, этот процесс происходит при температуре 200°С в течение пары десятков часов.
Далее происходит испытание морозом. Масла вязкостью SAE 5W30 допускается использовать при температурах далеко за -20°С. Тестирование достаточно простое: применяются специальные холодильники. Для визуальной оценки можно воспользоваться домашней морозилкой.
Проверка вязкости на морозе
А в профессиональных лабораториях, проводится точные замеры изменения текучести и вязкости при нормальной скорости замерзания, или ускоренной.
Щелочное число
Одним из показателей качества современного масла является способность противостоять окислению. Этот параметр выявляется в специальных установках, где определяется так называемое щелочное число.
Лабораторные тесты щелочного числа моторных масел — видео
Моделируются химические процессы (разумеется, в ускоренном виде), и по остаточному количеству щелочных соединений, определяется устойчивость масла к окислению.
Противоизносные характеристики
Для того чтобы оценить этот параметр, можно использовать две методики:
- Прямое тестирование двигателей в течение тарированного (и достаточно продолжительного) времени.
- Создание искусственной пары трения или вращения, которая будет интенсивно работать с испытуемым образцом.
Вторым способом можно эффективно тестировать синтетику и суперсинтетику, поскольку в нормальных условиях пройдет немало времени для получения видимого результата.
Рекомендуемые масла 5W30, по результатам независимых тестов
Призовые места распределились следующим образом:
- Castrol Magnatec
После смоделированного пробега 15 тыс. км, процесс старения фактически не повлиял на базовые характеристики. Зольных отложений практически нет, угар не выходит за рамки допустимого. - Total Quartz
Износостойкость масла на высоком уровне. Один из лучших показателей по коэффициенту температурной вязкости. Высокий расход на угар при стандартных условиях эксплуатации. Малый уровень зольных отложений. - Shell Helix
Показатели температурной стойкости лучшие в тестах. После виртуального пробега 15 тыс. км, температура изменения вязкости (в холодных условиях) практически не изменилась. Высоковат расход на угар. - Mobil Super
Любые из протестированных показателей этого масла либо на уровне, либо выше остальных участников исследований. Проблема в том, что за это приходится платить слишком высокую цену. - Elf Excellium
Масло относится к универсальному классу применения, даже показатели по API заявлены невысокими. При этом результаты тесов не сильно отстают от именитых и более дорогих собратьев.
Выводы
Правильно подобрав моторное масло 5w30, можно не просто продлить ресурс двигателя и трансмиссии. Увеличив межсервисный пробег, можно сэкономить на проведении технического обслуживания.
Кроме того, хорошее масло снижает расход горючего. Изучая результаты независимого тестирования, вы сможете подобрать идеальные расходные материалы.