Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя
Основные работы и приемы их выполнения при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя.
Ежедневное обслуживание. Проверить уровень топлива в баках, уровень масла в картере топливного насоса высокого давления и регулятора, проверить отсутствие подтекания топлива во всех соединениях. Слить отстой из топливного бака и фильтра в количестве по 0,1 л и прокачать топливную систему.
Первое техническое обслуживание. Проверить исправность механизма управления подачей топлива и работу двигателя, уровень масла в воздушном фильтре, смазать коромысло тяг управления подачи топлива.
Второе техническое обслуживание. Проверить крепление топливного насоса и состояние муфты привода топливного насоса. Проверить, работу двигателя и при необходимости снять форсунки с двигателя, проверить их работу на приборе и отрегулировать. Через одно ТО-2 отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода двигателя. Два раза в год следует снимать топливный насос высокого давления и форсунки, проверять, регулировать их на стендах, менять масло в картере насоса высокого давления и регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Промывка топливных фильтров. Для определения загрязнения топливного фильтра необходимо ослабить болты для выпуска воздуха и сделать несколько качков ручным насосом. При этом топливо должно выбрасываться через отверстия болтов в виде сильной струи. Если струя слабая, то необходимо разобрать фильтр, промыть или заменить фильтрующий элемент с войлочной набивкой и заменить бумажный элемент.
Для очистки фильтра необходимо вывернуть болты для удаления воздуха, болты крепления фильтра, снять корпус и вынуть фильтрующие элементы. Вылить остатки топлива из корпуса и промыть его в дизельном топливе. Заглушить войлочную набивку с двух сторон и мягкой (не металлической) щеткой очистить снаружи фильтрующий элемент в дизельном топливе или в керосине. После этого промыть набивку в чистом топливе. При установке на место фильтрующих элементов следить за наличием войлочных колец по концам элемента, а при установке корпуса за правильным прилеганием уплотнения.
Удаление воздуха из системы питания. Для удаления воздуха из топливной системы при работающем двигателе следует слегка вывернуть болты в крышке фильтра очистки топлива. Появление пузырьков под болтом свидетельствует о наличии воздуха в системе. Когда струя выходящего топлива будет прозрачной, болт фильтра необходимо плотно завернуть. После этого проделать такую же операцию с пробками топливных каналов THВД.
Воздух при неработающем двигателе удаляют в такой же последовательности, создавая давление в топливной системе насосом ручной подкачки или специальным приспособлением.
Исправность топливоподкачивающего насоса проверяют при работающем двигателе. При частоте вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин следует отсоединить сливной трубопровод и поставить под него посуду для слива. В течение 1 мин должно вытечь 1,2—1,5 л топлива. При меньшем вытекании топлива неисправен топливоподкачивающий насос. Насос ремонтируют в мастерской.
Определение неисправной форсунки на двигателе. Для проверки необходимо: слегка ослабить накидную гайку у штуцера проверяемой форсунки так, чтобы в нее не поступало топливо; при выключенной форсунке наблюдать за качеством отработавших газов и прислушиваться к работе двигателя; если после выуключения форсунки частота вращения коленчатого вала двигателя не меняется и дымность выпускных газов уменьшилась, значит отключена неисправная форсунка.
Проверка и регулировка форсунок. В форсунке проверяют герметичность, давление начала впрыска и качество распыления топлива. Проверку выполняют на приборе КП-1609А. Герметичность форсунки оценивают продолжительностью снижения давления.
Для проверки приготовляют смесь дизельного топлива и масла вязкостью около 10 сСт и заливают в бачок. Прокачивая прибор, медленно завертывают регулировочный болт, ослабив контргайку, и устанавливают давление начала впрыска, равное 300 кгс/см2, а затем секундомером определяют продолжительность снижения давления от 280 до 230 кгс/см2. Время снижения давления должно быть не менее 8 с. Каждую форсунку регулируют на давление подъема иглы, равное 175 кгс/см2. Сжатие пружины регулируется при помощи болта. Правильность регулировки проверяют по манометру, создавая давление рычагом. Качество распыливания проверяется по туманообразному равномерному конусу струи выбрызгиваемого топлива. Начало и конец впрыска должны быть четкими, распылитель не должен иметь подтеканий. Впрыск должен сопровождаться характерным резким звуком. В случае закоксовывания отверстий форсунки ее разбирают, промывают в бензине, а сопла прочищают стальной проволокой. Перед сборкой протирают и слегка смазывают детали дизельным топливом. При подтекании распылителя или заедании иглы распылитель заменяют.
Проверка исправности насосных секций насоса высокого давления. При появлении перебоев в работе двигателя, его неравномерной работе для выяснения причины неисправности после проверки форсунок проверить исправность секций насоса высокого давления. Для этого поочередно отсоединять от форсунок нагнетательные трубки и дать поработать двигателю на максимальной частоте вращения коленчатого вала (до 2100 об/мин).
При исправной секции из отсоединительной трубки периодически появляется струя топлива, отсутствие струи укажет на неисправность секции насоса, который в этом случае необходимо сдать в ремонт.
Техническое обслуживание систем питания дизельных двигателей
Техническое обслуживание системы питания дизельных двигателей заключается в проверке исправности приборов, обнаружении и устранении неисправностей, заправке топливом, сливе отстоя из топливных баков и фильтров, замене в них фильтрующих элементов, удалении воздуха из системы, проверке действий привода управления и угла опережения подачи топлива, регулировке минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
При ЕТО сливается отстой из топливных фильтров, машина заправляется топливом, проверяется уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала (для двигателей без централизованной смазки ТНВД).
При ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, а также сливается отстой из топливных баков, проверяется состояние фильтрующих элементов фильтров грубой н тонкой очистки, действие пусковых устройств, механизма останова, при необходимости регулируется частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам промывается воздушный фильтр, заменяются фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки, проверяется герметичность системы, циркуляция и давление топлива в системе, момент подачи топлива в цилиндры. При необходимости снимаются форсунки, проверяются и регулируются на стенде.
При СО промываются топливные баки и фильтры топливоприемников в баках, заменяется топливо на сорт, соответствующий периоду эксплуатации. При необходимости снимаются и проверяются на стендах: топливный насос высокого давления на начало, величину и равномерность подачи топлива отдельными секциями; топливоподкачивающий насос на величину подачи и создаваемое им давление.
Характерными неисправностями системы питания дизельного двигателя являются: затрудненный пуск, неравномерная работа, дымление, снижение мощности дизеля.
Затрудненный пуск возможен из-за недостаточной подачи топлива в цилиндры. Причинами недостаточной подачи топлива могут быть: наличие воздуха в системе питания, засорение фильтров, неисправность топливоподкачивающего насоса, снижение давления впрыска в результате износа плунжерных пар насоса высокого давления, ухудшение распыливания топлива при закоксовывании или износе сопловых отверстий распылителей форсунок.
Перебои в работе двигателя возможны в результате неравномерной подачи топлива секциями топливного насоса высокого давления, износа деталей форсунок.
Дымление (черный выхлоп) является результатом неполного сгорания вследствие преждевременной, поздней или слишком большой подачи топлива секциями насоса высокого давления, увеличения или закоксовывания сопловых отверстий форсунок.
Снижение мощности может произойти из-за засорения воздушного фильтра, нарушения регулировки угла опережения впрыска топлива, неисправностей насоса высокого давления или форсунок.
Герметичность системы питания проверяется при каждом обслуживании машины.
Негерметичность топливопроводов, работающих под давлением, обнаруживается по течи топлива при осмотре мест соединений во время работы двигателя на холостом ходу.
Негерметичность топливопроводов, работающих под разряжением (до топливоподкачивающего насоса), определяется по выделению пузырьков воздуха из-под ослабленной контрольной пробки на крышке фильтра тонкой очистки при работе двигателя минимальной частотой вращения на холостом ходу. В случае невозможности пустить двигатель место негерметичного соединения можно определить с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.
На двигателе КамАЗ-740 проверяют совмещение меток на корпусе автоматической муфты опережения впрыска и корпусе топливного насоса в момент, когда фиксатор на картере маховика под действием пружины войдет в отверстие на маховике.
Минимальную частоту вращения на холостом ходу регулируют на прогретом двигателе с помощью регулировочного болта минимальной частоты вращения и винта буферной пружины, установленной на корпусе регулятора насоса высокого давления.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 4817;
Похожие статьи:
Техническое обслуживание системы питания дизеля
§ 9. Основные неисправности и техническое обслуживание системы питания дизеля
Основные неисправности системы питания.
К основным неисправностям системы питания дизеля относятся:
-нарушение циркуляции топлива и подсос воздуха, что приводит к уменьшению подачи топлива из бака к насосу высокого давления;
-пониженные производительность и давление, создаваемые топливоподкачивающим насосом, из-за неисправности насоса;
-нарушение моментов начала подачи топлива к форсункам из-за неправильной установки или регулировки насоса высокого давления, а также износа деталей привода насоса;
-нарушение дозировки и равномерности подачи топлива секциями насоса вследствие неправильной регулировки насоса высокого давления;
-износ плунжера, гильз и нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления;
-закоксование отверстий распылителя форсунки;
нарушение регулировки давления подъема иглы и потеря герметичности иглы форсунки.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизеля.
При первом техническом обслуживании проверяют осмотром состояние приборов топливной аппаратуры, герметичность их соединений и при необходимости устраняют неисправность, контролируют действие привода остановки двигателя и привода ручного управления подачей топлива.
Во время проведения второго технического обслуживания проверяют крепление и герметичность топливного бака, топливопроводов, топливных насосов, форсунок, фильтров и привода насосов; исправность механизма управления подачей топлива и действие троса ручного останова двигателя; проверяют циркуляцию топлива и при необходимости удаляют воздух из системы; пускают двигатель и регулируют минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода; проверяют работу двигателя, топливного насоса высокого давления, регулятора частоты вращения коленчатого вала и дымность выпуска отработавших газов; снимают и промывают корпуса фильтров предварительной и тонкой очистки топлива, заменяют фильтрующие элементы.
При проведении сезонного технического обслуживания сливают отстой и промывают топливный бак; снимают форсунки и регулируют давление подъема иглы на специальном приборе; проверяют крепление воздуховодов системы питания двигателя воздухом. При подготовке к зимней эксплуатации снимают топливный насос высокого давления и топливоподкачивающий насос, проверяют и регулируют их на стенде; при снятии топливного насоса высокого давления и регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя заменяют в них масло; проверяют уровень масла в корпусе муфты опережения впрыска топлива и при необходимости доливают.
Проверка герметичности системы питания.
Для этих целей используется специальный прибор. Перед началом проверки системы прибор также испытывается на герметичность. Для этого закрывают двухходовой кран 4 (рис. 16) и заполняют бак прибор-а топливом (5—6 л). Затем закрывают кран 6 сброса давления и насосом 2 создают в баке прибора давление 3 кгс/см2. Манометр 1 не должен показывать заметного падения давления в течение 1 мин.Для проверки герметичности системы питания дизеля отсоединяют отводящий топливопровод от топливного бака и ставят в него заглушку. Затем отсоединяют подводящий топливопровод от топливного бака и при помощи сменного штуцера
Проверка топливоподкачивающего насоса.
Для проверки насос 13 (рис. 17) устанавливают на стенд СДТА-1. Топливопровод от насоса к фильтру опускают я мерный бачок, прикрывают краном выход топлива из проверяемого насоса, чтобы давление на выходе повысилось до 1,5—1,7 кгс/см2. При этом исправный насос дизеля ЯМЗ-236 должен подавать в мерный бачок 2,2 л/мин топлива при частоте вращения 1050 об/мин вала привода стенда.
Для определения максимального давления, создаваемого топливоподкачивающим насосом, при той же частоте вращения плавно перекрывают краном выход топлива из насоса, наблюдая за показаниями манометра 9. Исправный насос создает давление не менее 4 кгс/см2. При меньшем давлении надо проверить герметичность клапанов и пробок, износ поршня, свободно ли перемещается толкатель.СДТА-1 при снятой автоматической муфте опережения впрыска топлива.
На штуцере каждой секции насоса гайкой 4 (рис. 18) закрепляют моментоскоп, имеющий стеклянную 1, пластмассовую 2 и стальную 3 трубки. Вращением кулачкового вала насоса заполняют топливом стеклянные трубки до половины объема. Затем, медленно вращая вал привода по часовой стрелке, наблюдают за уровнем топлива в трубках. Начало подачи топлива секциями насоса определяется по началу движения топлива в стеклянных трубках моментоскопов.
На корпусе стенда СДТА-1 .со стороны вала привода насоса укреплен градуированный диск, а на муфте, соединяющей вал привода стенда с кулачковым валом насоса, — стрелка. Если угол, при котором первая секция насоса начинает подавать топливо, принять за 0°, то начало подачи топлива другими секциями должно соответствовать следующим углам поворота кулачкового вала насоса (двигатель ЯМЗ-236): 4—45, 2—120, 5—165, 3—240, б— 285°.
Для регулировки начала подачи пользуются болтами толкателей топливного насоса высокого давления: вывертыванием болта устанавливается более раннее начало подачи топлива, ввертыванием болта — более позднее.
При регулировке количества и равномерности подачи топлива секциями насоса высокого давления используется автоматическое устройство стенда СДТА-1, которое выводит специальную шторку из-под форсунок 2 (см. рис. 17) и топливо из них впрыскивается в мензурки 3. Насос дизеля ЯМЗ-236 проверяют при полной подаче топлива и частоте вращения 1030 об/мин кулачкового вала.
В каждой мензурке должно быть одинаковое количество топлива, равное 105—107 мм3 за каждый ход плунжера (108—111 см3/мин).
Равномерность подачи топлива каждой секцией насоса регулируют смещением поворотной втулки, связанной с плунжером, относительно зубчатого сектора. Для этого необходимо освободить стяжной винт соответствующего зубчатого сектора. При повороте втулки против часовой стрелки подача топлива уменьшается. Поворот втулки в противоположном направлении увеличивает подачу.
Проверка и регулировка форсунок.
Неисправную форсунку можно определить на работающем двигателе, поочередно ослабляя затяжку накидной гайки проверяемой форсунки. Выключая поочередно форсунки, надо наблюдать за дымностью выпуска и частотой вращения коленчатого вала двигателя. Если отключена исправная форсунка, то в работе двигателя появятся перебои, отключение неисправной форсунки не изменит работы двигателя.
Неисправную форсунку снимают с двигателя и устанавливают на специальном приборе (рис. 19). Краном 6 включают манометр 5 и рычагом 7 плавно повышают давление. Форсунки дизеля ЯМЗ-236 надо регулировать на давление впрыска топлива (давление подъема иглы), равное 165+5кгс/см2, а форсунки дизеля ЯМЗ-740 на давление 180+5 кгс/см2.
Регулировку давления впрыска дизеля ЯМЗ-236 производят винтом после снятия наружного колпачка при отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление впрыска повышается, при вывертывании винта — понижается.
На приборе (рис. 19), наблюдая за показаниями манометра, определяют также начало впрыска и качество распыливания топлива форсункой. Исправная форсунка должна впрыскивать топливо из всех отверстий распылителя и равномерно во все стороны. На конусе распылителя не должны образовываться капли.
У дизеля ЯМЗ-740 форсунки регулируют шайбами 9 (рис. 20) при снятых гайке 2, распылителе 1, проставке 3 и штанге 4. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (увеличении сжатия пружины) давление повышается, при уменьшении — понижается.
Качество распыливания удовлетворительно, если при 70—80 качаниях рычага прибора в минуту топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими.
Контрольные вопросы
1. Как проверяют герметичность системы питания дизеля?
2. Как регулируют начало подачи топлива секциями топливного насоса высокого давления?
3. Как проверяют исправность форсунки?
- Категория: Техническое обслуживание системы питания дизеля
Основные неисправности и техническое обслуживание системы питания дизеля — 4.8 из 5, основанный на 8 голосах
Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя
Категория:
Ремонт топливной аппаратуры автомобилей
Публикация:
Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя
Читать далее:
Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизельного двигателя
Топливная аппаратура дизельных двигателей может работать длительный срок без разборки и ремонта, если своевременно выполняются работы по техническому обслуживанию. Техническое обслуживание системы питания дизельных двигателей, как и карбюраторных, предусмотрено «Положением о техническом обслуживании» и включает работы по ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО.
Диагностика системы питания может проводиться перед очередным ТО-2 и в случаях нарушения нормальной работы двигателя для определения неисправностей. Сезонное техническое обслуживание для системы питания дизельных двигателей выполняют два раза в год, совмещая работы этого вида обслуживания с ТО-1 или ТО-2. Осенью дополнительно к общему объему работ СО добавляются работы по подготовке предпускового подогревателя к зимней эксплуатации.
Перед началом технического обслуживания системы питания двигатель моют и очищают от пыли и грязи.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При ежедневном техническом обслуживании перед пуском проверяют осмотром общее состояние двигателя, наличие топлива в баке, уровень масла в насосе высокого давления и всережим-ном регуляторе частоты вращения коленчатого вала.
После пуска двигателя проверяют герметичность магистралей низкого и высокого давления и устраняют обнаруженные неисправности.
При работе двигателя приближенно оценивают равномерность подачи топлива по температуре патрубков выпускного трубопровода или прослушиванием двигателя в моменты выключения отдельных секций насоса высокого давления. Этот метод позволяет с достаточной точностью определять состояние топливной аппаратуры.
Ежедневно после возвращения с линии проверяют состояние топливопроводов и сливают отстой из фильтров грубой и тонкой очистки в объеме около 0,2 л. После слива отстоя пускают двигатель на несколько минут для заполнения фильтров. Слив отстоя повышает надежность работы фильтров, а в зимнее время устраняет возможность замерзания в них воды. Кроме того, при возвращении автомобиля с линии полностью заправляют топливный бак, что исключает конденсацию влаги из воздуха, которая происходит в частично опорожненном баке во время стоянки.
При первом техническом обслуживании кроме работ, предусмотренных ЕО, проверяют состояние, крепление и регулировку приборов системы питания, установку угла опережения впрыска, регулируют привод управления насосом высокого давления. При необходимости снимают форсунки и проверяют их работоспособность на специальном приборе. Выпускают отстой из топливных баков после нескольких часов стоянки, промывают корпуса и фильтрующие элементы топливных фильтров или заменяют их.
При втором техническом обслуживании выполняют все работы, предусмотренные ТО-1. Кроме того, проверяют герметичность топливопроводов и крепление бака, топливных насосов, форсунок. Снимают форсунки с двигателя и регулируют их на стенде. Проверяют исправность механизма управления подачей топлива и циркуляцию топлива по магистралям системы питания. Снимают и промывают корпуса и фильтрующие элементы фильтров. При необходимости удаляют воздух из системы. Затем проверяют работу насоса высокого давления в разных режимах работы двигателя и регулируют минимальную и максимальную частоту вращения коленчатого вала. С помощью приборов контролируют дымление двигателя и при необходимости регулируют подачу топлива.
При ТО-2 выполняют также работы по обслуживанию воздушного фильтра: промывают фильтрующий элемент и меняют масло. В насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала заменяют масло.
При сезонном обслуживании дополнительно к работам ТО-2 промывают топливные баки, снимают, проверяют и регулируют форсунки. Снимают также насос высокого давления и топливо-подкачивающий насос и регулируют их по сезону, увеличивая подачу топлива перед зимними условиями эксплуатации или уменьшая перед наступлением летних условий. При монтаже насоса высокого давления на двигатель регулируют угол опережения впрыска топлива и проверяют работу механизма управления подачей топлива.
Рекламные предложения:
Читать далее: Проверка герметичности системы питания и работоспособности насоса низкого давления
Категория: — Ремонт топливной аппаратуры автомобилей
Главная → Справочник → Статьи → Форум
В помощь будущему автомеханику — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
На систему питания дизельных двигателей приходится до 9 % всех неисправностей автомобилей.
Характерными неисправностями являются:
нарушение герметичности и течь топлива, особенно топливопроводов высокого давления;
загрязнение воздушных и особенно топливных фильтров;
попадание масла в турбонагнетатель;
износ и разрегулировка плунжерных пар насоса высокого давления;
потеря герметичности форсунками и снижение давления начала подъема иглы;
износ выходных отверстий форсунок, их закоксовывание и засорение.
Эти неисправности приводят к изменению момента начала подачи топлива, неравномерности работы топливного насоса по углу поворота коленчатого вала и количеству подаваемого топлива, ухудшению качества распыливания топлива, что прежде всего вызывает повышение дымности отработавших газов и приводит к незначительному повышению расхода топлива и снижению мощности двигателя на 3…5 %.
Внешними признаками отказов и неисправностей системы питания двигателя являются: затрудненный пуск, повышенный расход топлива, неравномерная работа, дымление, снижение мощности двигателя, жесткая со стуком работа двигателя и неизменность частоты вращения коленчатого вала.
Затрудненный пуск двигателя обычно происходит в результате недостаточной подачи топлива в цилиндры двигателя, причинами чего могут быть подсос воздуха в систему питания, засорение фильтрующих элементов, неисправность топливоподкачивающего насоса, снижение давления впрыска из-за износа плунжерных пар насоса высокого давления и ухудшение распыливания топлива при закоксовывании или износе сопловых отверстий распылителя форсунки. Неустойчивая работа двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала может происходить также в результате подсоса воздуха в систему питания, неравномерной подачи топлива секциями топливного насоса, ухудшения состояния форсунок.
Дымление (появление черного дыма) является результатом не-полноты сгорания вследствие преждевременной или большой подачи топлива насосом высокого давления, увеличения площади сопловых отверстий форсунок вследствие их износа (что снижает давление впрыска), позднего начала подачи топлива, подтекания форсунок, засорения воздушного фильтра, ухудшения распыливания вследствие закоксовывания или засорения сопел форсунки, наличия в топливе воды.
Снижение мощности двигателя может происходить из-за подсоса воздуха в топливную систему, засорения воздушного фильтра, недостаточной цикловой подачи топлива, нарушения регулировки угла опережения впрыска, ухудшения распыливания топлива форсунками, уменьшения количества и неравномерности подачи топлива насосом высокого давления, недостаточной величины компрессии и применения соответствующего топлива.
Диагностирование герметичности системы питания производится при каждом очередном обслуживании автомобиля.
Негерметичность работающих под давлением топливопроводов обнаруживается по подтеканию топлива в местах их соединений при работе двигателя на оборотах холостого хода.Негерметичность топливопроводов и соединений на участках, находящихся под разрежением, приводит к подсосу воздуха в систему. Наличие в системе воздуха может быть обнаружено по выделению пены или пузырьков воздуха из-под ослабленной контрольной пробки на крышке фильтра тонкой очистки при работе двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала.
Неплотности в топливопроводах системы, в том числе на линии всасывания (до топливоподкачивающего насоса), можно вы¬явить при помощи бачка. Для этого отсоединяют от топливного бака топливопровод, отводящий излишек топлива, герметизируют его заглушкой, затем отсоединяют от бака подающий топливопровод и присоединяют к нему шланг бачка.Топливо из частично заполненного бачка подают в систему под давлением 0,3 МПа, которое предварительно создается имеющимся в бачке воздушным насосом. Негерметичность топливопроводов обнаруживают по появлению в местах соединений пузырьков воздуха и подтеканию топлива.
Проверка состояния фильтров заключается в ежедневном сливе отстоя из фильтров грубой и тонкой очистки в количестве 0,1… 0,15 л. После слива пускают двигатель и дают ему поработать 3…4 мин, чтобы удалить воздух, который мог попасть в топливную систему. Через каждые 9… 14 тыс. км (при очередном ТО-2) фильтры разбирают, корпуса промывают дизельным топливом и заменяют фильтрующие элементы.
Проверку топливоподкачивающего насоса двигателя ЯМЗ-236 проводят на производительность и величину развиваемого давления. Производительность топливоподкачивающего насоса при противодавлении 0,15…0,17 МПа и частоте вращения кулачкового вала привода 1050 мин-1 должна быть не менее 2,2 л/мин. При полностью перекрытом нагнетательном канале насоса и при частоте вращения кулачкового вала 1050 ± 10 мин-1 максимальное давление должно быть не менее 0,4 МПа.
Насос высокого давления двигателей ЯМЗ-2Э6, ЯМЗ-8238 ЯМЗ-740 испытывают также на стенде СДТА-1 и других аналогичных. При этом проверяют момент начала подачи топлива, равномерность и производительность насоса. Нарушение моментов начала подачи топлива отдельными секциями насоса вызывает несвоевременное поступление топлива через форсунки в цилиндры двигателя. В результате появляются стуки в двигателе (ранняя подача) или дымный выпуск (поздняя подача). Для проверки и регулировки момента начала подачи топлива насоса высокого давления кулачковый вал насоса соединяют с валом привода стенда.
Начало подачи топлива проверяют с помощью моментоскопа, который поочередно присоединяют к штуцеру каждой нагнетательной секции насоса в порядке работы двигателя. Для определения начала подачи топлива каждой секцией специальным градуированным от 0 до 360° (с ценой деления 1°) диском последний устанавливается в корпусе насоса со стороны привода а на валу привода закрепляют тарелку. После присоединения моментоскопа к штуцеру первой секции насоса, вращая его кулачковый вал, заполняют до половины обьема стеклянную трубку моментоскопа и фиксируют положение кулачкового вала. Это положение определяет момент начала подачи топлива первой секцией и служит началом отсчета углов поворота кулачкового вала, соответствующего подаче топлива остальными секциями насоса. Начало подачи первой секцией происходит при набегании кулачка на толкатель за 38… 39° до оси симметрии кулачка. Положение оси симметрии определяют с помощью моментоскопа. Приняв указанное положение кулачкового вала (38 …39° до оси симметрии) условно за 0° или начало отсчета, определяют начало подачи топлива остальными секциями, которое должно быть для двигателя ЯМЗ-236 (в соответствии с порядком работы цилиндров) для четвертой секции 45°, второй — 120°, пятой — 165°, третьей — 240° и шестой — 285°.
При регулировке равномерности подачи топлива отдельными секциями насоса углы поворота его кулачкового вала регулируют при помощи болта, ввернутого в толкатель плунжера секции насоса до получения нужного значения угла.
Проверка количества и равномерности подачи топлива секциями насоса высокого давления заключается в определении количества топлива, подаваемого каждой секцией насоса в мерные цилиндры, и промежутков времени между подачами, которые должны быть одинаковыми для всех секций насоса. Проверку равномерности и количества подачи топлива нагнетательными секциями насоса производят на этом же стенде.
Количество подаваемого топлива проверяют на эталонных форсунках. Одновременно проверяют и регулируют минимальную частоту вращения кулачкового вала, соответствующую полному выдвижению рейки включения подачи топлива регулятором. Регулируют подачу топлива на частоте вращения кулачкового вала 225… 275 мин-1 изменением положения рейки подачи, пользуясь винтом регулировки, имеющимся в регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Проверка форсунок двигателя.
Основными неисправностями форсунки являются ухудшение качества распыливания в следствии снижения давления начала впрыска или подъема иглы, ее негерметичность или засорение, закоксовывание или засорение отверстий распылителя и попадание в него воды. В результате снижается мощность и экономичность двигателя, работа его на малой частоте вращения вала становится неустойчивой, повышается дымность отработавших газов.
Предварительно форсунки проверяют непосредственно на работающем двигателе последовательным выключением цилиндров. Для этого ослабляют накидную гайку у штуцера проверяемой форсунки с тем, чтобы топливо вытекало наружу, не поступая в форсунку, и цилиндр таким образом выключается. Если выключенная форсунка исправна, перебои в работе двигателя увеличатся, частота вращения коленчатого вала уменьшится, а дымление выпуска не станет меньше. Наоборот, если форсунка неисправна, характер работы двигателя не изменится, а дымность выпуска уменьшится. В этом случае форсунку снимают и направляют в цех топливной аппаратуры. При ТО-2, а также после ремонта форсунки проверяют на герметичность, давление начала подъема иглы и качество распыливания топлива, для чего используют стенд.
Проверка герметичности форсунки, давления впрыска и качества распыливания топлива производится на приборе КП-609А, установленном на указанном стенде. При проверке герметичности форсунки медленно завертывают ее регулировочный винт и одновременно, качая рычагом, увеличивают давление до 30 МПа. После этого прекращают подачу и наблюдают за снижением давления. Когда давление снизится до 28 МПа, включают секундомер и определяют время спада давления до 23 МПа.
Допустимое время падения давления для исправной форсунки должно быть не менее 5 с, а с новым распылителем — в среднем не менее 20…30 с. Подтекание топлива или увлажнение торца распылителя при указанном снижении давления не допускается.
Давление впрыска или начала подъема иглы форсунки проверяют по его значению в момент впрыска топлива. Для этого ввертывают до упора запорный вентиль и рычагом насоса медленно повышают давление до 12,5 МПа, после чего повышают его со скоростью 0,5 МПа в секунду и наблюдают за началом впрыска топлива. У двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 начало впрыска топлива форсункой должно происходить при давлении 15 + 0,5 МПа. Регулируют форсунку регулировочным винтом, изменяя натяжение пружины, прижимающей иглу к отверстию распылителя.
Качество распыливания топлива форсункой проверяют при закрытом запорном вентиле манометра. Пользуясь рычагом насоса, производят несколько резких качков и наблюдают за характером впрыска. Топливо, выходящее из сопел распылителя, должно разбрызгиваться до туманообразного состояния. Угол конуса распыливания контролируют по линиям на защитном колпаке. Понижение давления при впрыске топлива должно быть в пределах 0,8… 1,7 МПа, при этом подтекания топлива не допускается. Начало и конец впрыска характеризуются резким звуком (треском).
На приборе КП- 1609А этого стенда можно проверить на гидравлическую плотность плунжерную пару насоса высокого давления посредством создания механической нагрузки рычагом. Время опускания плунжера характеризует степень изношенности пары и в среднем по трем замерам должно быть не менее 10 с
При диагностировании и регулировке системы питания двигателей автомобилей КамАЗ в процессе их ТО применяют методы и оборудование, аналогичные рассмотренным выше.
Насос высокого давления при ТО-2 диагностируют и регулируют на начало, величину и равномерность подачи топлива. Onpеделение момента начала подачи топлива секциями насоса производят с помощью моментоскопа, как указывалось ранее, для двигателей ЯМЗ-236. Для двигателя КАМАЗ-740 подача топлива должна происходить через 45° поворота вала насоса для восьмой секции, 90°— четвертой, 135° — пятой, 180° — седьмой, 225° — третьей, 270° — шестой и 315° — второй.
Регулировку начала подачи топлива секциями насоса производят установкой шайб различной толщины под плунжер толкателя Количество топлива, подаваемое в цилиндры за один ход плунжера, и равномерность подачи определяются на стенде типа СДТА. При этом проверяют герметичность нагнетательных клапанов каждой секции под давлением 0,15…0,20 МПа в течение 2 мин при полностью выдвинутой рейке и давлении топлива в топливопроводе перед входом в насос 0,05…0,10 МПа при частоте вращения кулачкового вала 1300 мин-1.
Для двигателей КАМАЗ-740 и -741 среднее количество топлива подаваемое за один ход плунжера (средняя цикловая подача) при частоте вращения кулачкового вала 1290 мин»1 при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала, должно составлять 72,5…75,0 мм3/цикл.
Регулирование величины подачи осуществляется поворотом корпуса секции насоса после ослабления ее крепления. Неравномерность подачи топлива не должна превышать 3%. При диагностировании форсунки проверяется момент начала подъема иглы распылителя под давлением 18 МПа. Величину этого давления onpеделяют на приборе КП-1609А. Регулирование форсунки производят установкой различной толщины шайб под пружину при снятии гайки распылителя. При увеличении толщины набора шайб давление повышается, и наоборот.
Кроме этого, дополнительно проверяют частоту вращения кулачкового вала регулятора (1820 ± 10 мин-1), определяемую в момент начала выброса рейки подачи. Проверяется выключение подачи топлива при частоте вращения коленчатого вала двигателя 350…400 мин-1 при упоре рычага управления регулятора частот вращения коленчатого вала двигателя в болт ограничения минимальной частоты его вращения и при 1500 ± 15 мин-1, когда рычаг управления упирается в болт ограничения максимальной частоты его вращения. Дополнительно при ТО-1 и ТО-2 промывают фильтры грубой очистки топлива, заменяют фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки, очищают сжатым воздухом или промывают в моющем растворе фильтрующий элемент и меняют масло в воздушном фильтре.
Проверка автомобилей с дизельным двигателем на дымность отработавших газов.
Дымность отработавших газов измеряется при-борами, работающими по принципу просвечивания исследуемого газа. Нормируемым параметром дымности является оптическая плотность отработавших газов, измеряемая на холостом ходу на режиме свободного ускорения и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Дымность отработавших газов автомобилей с дизелями (в том числе после капитального ремонта) не должна превышать для автомобилей КамАЗ, современных моделей МАЗ, КрАЗ 40 % для режима свободного ускорения и 15 % для максимальной частоты вращения коленчатого вала; для автомобилей МАЗ, КрАЗ предшествующих модификаций — соответственно 60 и 15 %.
Под свободным ускорением подразумевается разгон двигателя от минимальной до максимальной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу. Максимальная частота вращения вала двигателя соответствует частоте вращения вала на холостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива, ограниченной регулятором.
Текущий ремонт приборов и деталей системы питания дизельных двигателей в АТО заключается в работах по их восстановлению, не требующих сложного оборудования и соответственно сложной технологии производства. К таким видам работ относятся: притирка рабочих поверхностей клапанов и их седел, запорных игл и распылителей форсунок, плунжерных пар; замена потерявших упругость пружин; восстановление трубопроводов, резьб; развальцовка топливопроводов; заделка трещин в корпусе насоса и др.
Отремонтированные детали системы питания собирают в комплект и в случае необходимости прирабатывают, испытывают и регулируют на стендах и непосредственно на двигателе.
Техническое обслуживание системы питания двигателей
Категория:
Техническое обслуживание дорожных машин
Публикация:
Техническое обслуживание системы питания двигателей
Читать далее:
Техническое обслуживание системы питания двигателей
В состав работ по обслуживанию системы питания двигателей входит дозаправка машин топливом, слив отстоя топлива из баков и фильтров, очистка фильтрующих элементов фильтров, проверка давления начала впрыска форсунок и его регулировка, проверка момента начала подачи топлива топливным насосом и его регулировка, очистка от загрязнений воздухоочистителей.
Дозаправлять машины следует чистым и отстоянным дизельным топливом в конце рабочего дня, чтобы не допустить конденсации паров воды в баке. Заправляют машины топливом, которое соответствует сезону эксплуатации. Крышки заливных горловин баков перед открытием очищают от пыли и грунта. Машины заправляют на месте использования с помощью топливомас- лозаправщиков, а на эксплуатационных базах — из топливо- раздаточных колонок или установок.
При заправке необходимо точно учитывать количество заливаемого в баки топлива, используя для этого счетчики, имеющиеся на заправочных средствах. При неисправности или отсутствии счетчиков расход топлива можно учитывать мерными линейками, протарированными применительно к размерам и конфигурации баков заправляемых машин. В этом случае перед заправкой бака измеряют линейкой остаток топлива в нем. Разность объема топлива между полностью заправленным баком и остатком и есть количество заправленного в него топлива. Если бак заправлен топливом не полностью, требуется замерить уровень топлива уже после заправки. Разность между двумя замерами и составит тот объем топлива, который заправлен в бак. А так как учет расхода топлива ведется в килограммах, то полученный объем заправки требуется перемножить на коэффициент удельной массы заправленного топлива.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Отстой топлива из баков сливают по 2—3 л, а из фильтров — до появления чистого незагрязненного топлива.
Сливать отстой следует в начале первой смены, после того как топливо хорошо отстоялось в нерабочий период машины между сменами.
Перед промывкой топливных баков необходимо слить из них сначала отстой, а потом все топливо. Баки промывают с помощью специального приспособления, подающего в бак промывочную жидкость. Для ручной промывки баки снимают с машин, заливают в них 5—б л дизельного топлива, взбалтывают его и сливают в посуду. Использованное для промывки баков топливо применяют так же, как и отстой.
Сначала выпускают воздух, для телый штуцер чего открывают вентиль на корпусе фильтра или отпускают на два-три оборота штуцер крепления топливопровода, подводящего топливо от фильтра к топливному насосу. После этого нагнетают топливо насосом ручной подкачки и определяют по манометру максимальное давление в фильтре. Если оно больше 0,08 МПа, фильтрующий элемент заменяют.
Перед заменой фильтрующего элемента необходимо закрыть кран бака, вывернуть пробку сливного отверстия и слить топливо из корпуса фильтра. Затем вынуть загрязненный элемент, промыть корпус и установить в него новый элемент. Собрав фильтр, открыть расходный кран бака и удалить воздух из системы питания.
Наличие воздуха в системе питания дизельных двигателей затрудняет их запуск. Для его удаления открывают продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки и, отвернув рукоятку насоса ручной подкачки, прокачивают систему до тех пор, пока из сливной трубки фильтра не потечет топливо без пузырьков. После этого закрывают вентиль и закрепляют рукоятку насоса ручной подкачки. На двигателях Д-108 и Д-160 воздух удаляют, проворачивая коленчатый вал пусковым устройством. Из трубопроводов высокого давления воздух удаляют при проворачивании коленчатого вала пусковым устройством, ослабив при этом накидные гайки крепления топливопроводов к форсункам.
При замене хлопчатобумажных фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки двигателей Д-108 и Д-160 счищают с корпуса пыль и другие загрязнения, сливают из них топливо, вынимают фильтрующие элементы, промывают корпус и детали фильтра. После этого устанавливают на стержни новые фильтрующие элементы и, убедившись в плотном их прилегании к плите, собирают фильтр. Перед установкой новых фильтрующих элементов рекомендуется выдержать их в чистом дизельном топливе до прекращения выделения пузырьков. Для повышения срока службы хлопчатобумажных фильтрующих элементов на них надевают специальные чехлы из капрона или фланели. При очередном обслуживании фильтров их снимают.
Бумажные фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки топлива 2ТФ-2 промывают без разборки противотоком топлива. Для этого запускают двигатель и на максимальной частоте вращения коленчатого вала переводят кран фильтра в положение а (рис. 47), отвертывают сливную пробку правой секции на два-три оборота и собирают сливающееся топливо в посуду. После 5—6 мин промывки правой секции закрывают ее сливное отверстие, переводят кран в положение в и открывают сливное отверстие левой секции. Промыв ее, переводят кран в рабочее положение б и закрывают сливное отверстие.
Рис. 47. Схема промывки фильтра 2ТФ-2:
А — положение трехходового крана, Б — схема движения топлива при рабочем положении крана, В — схема движения топлива при промывке правой секции; а — промывка правой секции, б — рабочее положение, в — промывка левой секции
Давление впрыска форсунок проверяют эталонной форсункой, максиметром или прибором КИ-15706 со снятием их с двигателя или приборами КИ-9917 и КИ-16301П — без снятия с двигателя.
Рис. 49. Максиметр:
1 — распылитель с иглой, 2 — гайка, 3 — корпус, 4 — штуцер, 5 — нажимный штифт, 6 — пружина, 7 — регулировочный болт, 8 — регулировочный колпачок, 9 — штуцер
Давление впрыска форсунок с помощью эталонной форсунки проверяют следующим образом. Отвертывают гайку, крепящую топливопровод проверяемой форсунки к топливному насосу, а на ее место присоединяют тройник (рис. 48), к одному концу которого подключают эталонную форсунку, а к другому — проверяемую форсунку. С проверяемой форсунки снимают колпак и проворачивают коленчатый вал двигателя пусковым устройством при отвернутых накидных гайках крепления трубопроводов других форсунок на два-три оборота. Рычаг управления подачей топлива при этом должен быть установлен на максимальную подачу. Если форсунка отрегулирована правильно, то впрыск ею топлива происходит одновременно с впрыском эталонной форсункой. При несовпадении впрысков регулируют проверяемую форсунку до получения одновременного впрыска вращением регулировочного винта при ослабленной контргайке.
Рис. 48. Проверка давления впрыска топлива эталонной форсункой:
1 — тройник, 2 — эталонная форсунка, 3 — проверяемая форсунка, 4 — контргайка, 5 — регулировочный винт
Максиметром (рис. 49) проверяют и регулируют давление впрыска форсунок в таком порядке. Устанавливают максиметр на тройник вместо эталонной форсунки, вращением колпачка повышают давление сверх того, какое принято для проверяемой форсунки. После этого вращают коленчатый вал так же, как и при проверке давления эталонной форсункой. Отвертывают колпачок максиметра до тех пор, пока не начнется одновременный впрыск топлива проверяемой форсункой и максиметром. По шкале максиметра устанавливают, при каком давлении начался впрыск топлива. Если оно больше или меньше указанного ниже, максиметр ставят на нормальное давление и вращением регулировочного винта (см. рис. 48) форсунки добиваются того, чтобы впрыск ею топлива был одновременно с максиметром.
Прибором КИ-15706 и другими приборами подобного типа проверяют и регулируют давление впрыска форсунок в стационарных и передвижных мастерских. Закрепив на приборе форсунку, нагнетают топливо ручным насосом и по манометру выявляют, при каком давлении она производит впрыск топлива. Если оно не соответствует данным, приведенным выше, форсунку регулируют.
При проверке и регулировании форсунок на давление впрыска проверяют и качество распыла ими топлива. Вытекающее из форсунки топливо не должно иметь заметных на глаз капелек, сплошных струй и сгущений (рис. 50). Начало и конец впрыска должны быть четкими и сопровождаться резким звуком.
Приборами КИ-15706 можно проверять и герметичность запирающего конуса форсунок. Для этого создают давление топлива на 1—1,5 МПа меньше нормального и выдерживают его 20 с. Если за это время не обнаружится подтекание топлива из распылителя форсунки или его потение, значит, герметичность нормальная.
Для проверки герметичности распылителя по цилиндрической части на указанных приборах завертывают регулировочный винт форсунки так, чтобы давление в ней было 24 МПа. По достижении указанного давления наблюдают за стрелкой манометра и, когда она подойдет к делению 20 МПа, включают секундомер, а при давлении 18 МПа выключают его. Если снижение давления происходит не более чем за 5 с, герметичность распылителя в норме.
Рис. 50. Струя топлива, впрыскиваемая форсункой:
а — подтекание топлива, б — капли топлива, в — нормальный распыл топлива
Рис. 51. Проверка форсунки приспособлением КИ-9917:
1 — рычаг, 2 — топливопровод высокого давления, 3 — проверяемая форсунка, 4 — манометр, 5 — корпус приспособления
Рис. 52. Проверка угла начала нагнетания топлива приспособлением КИ- 4941:
1 — моментоскоп, 2 — топливный насос
Для проверки и регулировки форсунок прибором КИ-9917 (рис. 51) отсоединяют от топливного насоса топливопровод высокого давления, по которому подается топливо к проверяемой форсунке, а вместо него присоединяют прибор. Рычагом нагнетают топливо к форсунке и по манометру определяют давление впрыска. Если оно не находится в пределах, указанных выше, форсунки регулируют, не снимая с двигателя.
Этим прибором проверяют и качество распиливания топлива форсункой. Нагнетая топливо рычагом со скоростью 70—80 качаний в мин, приставляют к форсунке наконечник автостетоскопа и прослушивают звук впрыскивания топлива. При качественном распыливании звук впрыска четкий и прерывистый. Если он не прослушивается или прослушивается слабо, без ярко выраженного оттенка, форсунку снимают, разбирают, очищают распылитель от отложений, после чего ее собирают и испытывают на приборе КИ-15706.
Прибор КИ-16301П используют для проверки герметичности форсунок, состояния плунжерных пар и плотности прилегания нагнетательного клапана к седлу топливного насоса.
Угол начала нагнетания топлива плунжерной парой проверяют и при необходимости регулируют при ТО-3 машины и установке насосов на двигатель. Проверку производят с помощью приспособления КИ-13902, состоящего из моментоскопа КИ-4941 и комплекта шаблонов-угломеров. Для этой цели закрепляют моментоскоп (рис. 52) на штуцере первой секции топливного насоса вместо снятого трубопровода высокого давления. Под головку верхнего болта крепления корпуса водяного насоса против шкива привода вентилятора у двигателей Д-65 и Д-240 устанавливают стрелку-указатель. На двигателях Д-108 и Д-160 стрелка-указатель закреплена заводом на картере маховика.
При включенной компрессии и выключенной подаче топлива проворачивают коленчатый вал двигателя до тех пор, пока не заполнится топливом стеклянная трубка моментоскопа. После этого встряхивают трубку так, чтобы уровень топлива в ней установился на середине, и прокручивают вал до начала подъема топлива в трубке. В таком положении на шкиве (двигатели Д-65 и Д-240), маховике (двигатели Д-108 и Д-160) наносят метки против стрелки указателя. После этого проворачивают вал до прихода поршня первого цилиндра в в.м.т. Это положение определяют входом установочной шпильки в отверстие маховика, а у двигателей Д-108 и Д-160 — по совпадению стрелки с риской ВМТ-1-4 на маховике или с риской на вилке топливного насоса двигателя А-01М. В этом положении наносят вторую метку, замеряют длину дуги на шкиве, маховике или вилке между метками. При нормальном угле нагнетания топлива длина дуги должна быть в пределах, указанных в табл. 4.
При несоответствии угла подачи топлива значениям, указанным в табл. 4, его регулируют. У двигателей Д-65, СМД-14, А-41 регулировка осуществляется изменением положения шайбы привода топливного насоса, у двигателя А-01М — изменением положения соединительных муфт, у двигателей Д-108 и Д-160 — изменением положения регулировочного болта толкателя отдельно для каждой секции.
При проверке угла начала подачи топлива насосом с изношенными плунжерными парами требуется заменить рабочую пружину нагнетательного клапана технологической, более слабой пружиной. Это позволит точнее определить угол начала подачи топлива насосом.
Правильную установку топливных насосов на двигатели Д-65, СМД-14 и А-41 обеспечивают совпадением широкой впадины втулки на валу насоса с широким шлицем ступицы ше-стерни его привода. У двигателей Д-108 и Д-160 впадина между зубьями шестерни привода насоса с меткой «С» должна войти в зацепление с зубом шестерни распределительного вала, имеющим такую же метку. При установке насоса на двигатель А-01М следует поршень его первого цилиндра установить в в. м. т. на такте сжатия, после чего повернуть кулачковый вал насоса так, чтобы риски на его фланце и приводной муфте совпали.
Существенное влияние на работоспособность двигателей оказывает состояние воздухоочистителей. По мере их засорения возрастает сопротивление движения воздуха в цилиндры, в результате чего снижается мощность двигателя. Недостаток масла в поддоне воздухоочистителя или насыщение его частицами пыли приводит к ухудшению очистки воздуха, находящиеся в нем абразивные частицы попадают в цилиндры двигателя, вызывая повышенный износ деталей кривошипно-шатунного и других механизмов. Загрязнения попадают в цилиндры и в случае нарушения герметичности воздухоподачи. Все это можно предотвратить качественным обслуживанием воздухоподачи двигателей, включая воздухоочистители.
Герметичность системы воздухоподачи проверяют при каждом периодическом обслуживании машины. Для этого снимают инерционный очиститель, запускают двигатель и на средней частоте вращения коленчатого вала закрывают впускную трубу воздухоочистителя. Если двигатель глохнет, система герметична, а если двигатель не глохнет, следует осмотреть систему и устранить места подсоса воздуха.
Уровень масла в поддоне воздухоочистителей инерционно- масляного типа проверяют при ТО-1, а при работе в запыленных условиях — через три смены. Уровень его должен быть по отштампованному пояску поддона. При понижении уровня масла доливают отработанное профильтрованное дизельное масло, а при его загрязнении — заменяют, тщательно промыв перед этим поддон. Если температура окружающего воздуха 0 °С и ниже, масло требуется разбавить дизельным топливом. При температуре воздуха до —20° С в масло добавляют 25%, а при 40° С — 40% дизельного топлива.
Одновременно с проверкой уровня масла в поддоне очищают защитную сетку и щели инерционного очистителя, сняв его с воздухоочистителя.
Степень засоренности фильтрующих элементов проверяют индикатором, устанавливаемым на некоторые двигатели. Суть его действия состоит в следующем. При засорении фильтрующих элементов возрастает разрежение во впускном трубопроводе, под его воздействием в окне индикатора появляется красная полоса, свидетельствующая о предельном засорении фильтрующих элементов. В этом случае их требуется очищать в таком порядке. Смывают или очищают загрязненные поверхности воздухоочистителя, снимают инерционный очиститель, поддон, вынимают из корпуса маслоотражательную шайбу и фильтрующие элементы. Затем скребком очищают внутреннюю полость центральной трубы и промывают ее дизельным топливом или керосином с помощью шприца.
Теми же средствами промывают в ванне фильтрующие элементы, осматривают их после промывки, при необходимости заменяют поврежденную ткань, смачивают элементы дизельным топливом и устанавливают в корпус так, чтобы крестообразные планки находились одна над другой, а гофры двух соседних сеток перекрещивались.
Фильтрующие элементы из пенополиуретана после промывки отжимают и продувают сжатым воздухом или выдерживают их после промывки на воздухе 10—15 мин.
После очистки фильтрующих элементов воздухоочиститель собирают, проверяют его герметичность и устраняют выявленные неисправности.
У воздухоочистителей мультициклонного типа проверяют состояние циклонов и в случае загрязнения их очищают и промывают керосином или дизельным топливом. Вместе с ними очищают и промывают фильтрующий элемент, поддон и эжекцион- ную трубку отсоса пыли.
Бумажные фильтрующие элементы продувают сжатым воздухом сначала внутри, а затем снаружи до полного удаления пыли. Струю воздуха следует направлять под углом 30—45° к боковой поверхности элемента и изменять расстояние от наконечника шланга до поверхности, не поднося его ближе 30 мм. Во избежание повреждения элементов давление воздуха при очистке не должно превышать 0,3 МПа.
Если продувкой не удается очистить бумажные фильтрующие элементы, их промывают в растворе моющих средств. Для этого растворяют неолон Аф-9-12 в воде, нагретой до температуры 40—60° С, из расчета 20 г пасты на 1 л воды, погружают элементы в раствор на 2 ч, после чего их прополаскивают в растворе в течение 10—20 мин и промывают в чистой воде температурой 35—40° С. При отсутствии указанных паст можно использовать стиральный порошок. Не допускается промывать .фильтрующие элементы в дизельном топливе и керосине.
Рекламные предложения:
Читать далее: Техническое обслуживание системы запуска двигателей
Категория: — Техническое обслуживание дорожных машин
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Основные неисправности и техническое обслуживание системы питания дизеля
§ 9. Основные неисправности и техническое обслуживание системы питания дизеля
Основные неисправности системы питания.
К основным неисправностям системы питания дизеля относятся:
-нарушение циркуляции топлива и подсос воздуха, что приводит к уменьшению подачи топлива из бака к насосу высокого давления;
-пониженные производительность и давление, создаваемые топливоподкачивающим насосом, из-за неисправности насоса;
-нарушение моментов начала подачи топлива к форсункам из-за неправильной установки или регулировки насоса высокого давления, а также износа деталей привода насоса;
-нарушение дозировки и равномерности подачи топлива секциями насоса вследствие неправильной регулировки насоса высокого давления;
-износ плунжера, гильз и нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления;
-закоксование отверстий распылителя форсунки;
нарушение регулировки давления подъема иглы и потеря герметичности иглы форсунки.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания дизеля.
При первом техническом обслуживании проверяют осмотром состояние приборов топливной аппаратуры, герметичность их соединений и при необходимости устраняют неисправность, контролируют действие привода остановки двигателя и привода ручного управления подачей топлива.
Во время проведения второго технического обслуживания проверяют крепление и герметичность топливного бака, топливопроводов, топливных насосов, форсунок, фильтров и привода насосов; исправность механизма управления подачей топлива и действие троса ручного останова двигателя; проверяют циркуляцию топлива и при необходимости удаляют воздух из системы; пускают двигатель и регулируют минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода; проверяют работу двигателя, топливного насоса высокого давления, регулятора частоты вращения коленчатого вала и дымность выпуска отработавших газов; снимают и промывают корпуса фильтров предварительной и тонкой очистки топлива, заменяют фильтрующие элементы.
При проведении сезонного технического обслуживания сливают отстой и промывают топливный бак; снимают форсунки и регулируют давление подъема иглы на специальном приборе; проверяют крепление воздуховодов системы питания двигателя воздухом. При подготовке к зимней эксплуатации снимают топливный насос высокого давления и топливоподкачивающий насос, проверяют и регулируют их на стенде; при снятии топливного насоса высокого давления и регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя заменяют в них масло; проверяют уровень масла в корпусе муфты опережения впрыска топлива и при необходимости доливают.
Проверка герметичности системы питания.
Для этих целей используется специальный прибор. Перед началом проверки системы прибор также испытывается на герметичность. Для этого закрывают двухходовой кран 4 (рис. 16) и заполняют бак прибор-а топливом (5—6 л). Затем закрывают кран 6 сброса давления и насосом 2 создают в баке прибора давление 3 кгс/см2. Манометр 1 не должен показывать заметного падения давления в течение 1 мин.Для проверки герметичности системы питания дизеля отсоединяют отводящий топливопровод от топливного бака и ставят в него заглушку. Затем отсоединяют подводящий топливопровод от топливного бака и при помощи сменного штуцера 5 соединяют его со шлангом 3 прибора. Поворотом крана 4 сообщают бак прибора с системой питания дизеля. Неисправное место обнаруживается по появлению топлива или пузырьков воздуха. Закрыв кран 4, устраняют неисправность и вновь проверяют герметичность. Затем отсоединяют прибор, присоединяют к топливному баку топливопроводы, пускают двигатель и проверяют его работу.
Проверка топливоподкачивающего насоса.
Для проверки насос 13 (рис. 17) устанавливают на стенд СДТА-1. Топливопровод от насоса к фильтру опускают я мерный бачок, прикрывают краном выход топлива из проверяемого насоса, чтобы давление на выходе повысилось до 1,5—1,7 кгс/см2. При этом исправный насос дизеля ЯМЗ-236 должен подавать в мерный бачок 2,2 л/мин топлива при частоте вращения 1050 об/мин вала привода стенда.
Для определения максимального давления, создаваемого топливоподкачивающим насосом, при той же частоте вращения плавно перекрывают краном выход топлива из насоса, наблюдая за показаниями манометра 9. Исправный насос создает давление не менее 4 кгс/см2. При меньшем давлении надо проверить герметичность клапанов и пробок, износ поршня, свободно ли перемещается толкатель.Регулировка топливного насоса высокого давления. Начало подачи топлива секциями насоса регулируют на стенде
СДТА-1 при снятой автоматической муфте опережения впрыска топлива.
На штуцере каждой секции насоса гайкой 4 (рис. 18) закрепляют моментоскоп, имеющий стеклянную 1, пластмассовую 2 и стальную 3 трубки. Вращением кулачкового вала насоса заполняют топливом стеклянные трубки до половины объема. Затем, медленно вращая вал привода по часовой стрелке, наблюдают за уровнем топлива в трубках. Начало подачи топлива секциями насоса определяется по началу движения топлива в стеклянных трубках моментоскопов.
На корпусе стенда СДТА-1 .со стороны вала привода насоса укреплен градуированный диск, а на муфте, соединяющей вал привода стенда с кулачковым валом насоса, — стрелка. Если угол, при котором первая секция насоса начинает подавать топливо, принять за 0°, то начало подачи топлива другими секциями должно соответствовать следующим углам поворота кулачкового вала насоса (двигатель ЯМЗ-236): 4—45, 2—120, 5—165, 3—240, б— 285°.
Для регулировки начала подачи пользуются болтами толкателей топливного насоса высокого давления: вывертыванием болта устанавливается более раннее начало подачи топлива, ввертыванием болта — более позднее.
При регулировке количества и равномерности подачи топлива секциями насоса высокого давления используется автоматическое устройство стенда СДТА-1, которое выводит специальную шторку из-под форсунок 2 (см. рис. 17) и топливо из них впрыскивается в мензурки 3. Насос дизеля ЯМЗ-236 проверяют при полной подаче топлива и частоте вращения 1030 об/мин кулачкового вала.
В каждой мензурке должно быть одинаковое количество топлива, равное 105—107 мм3 за каждый ход плунжера (108—111 см3/мин).
Равномерность подачи топлива каждой секцией насоса регулируют смещением поворотной втулки, связанной с плунжером, относительно зубчатого сектора. Для этого необходимо освободить стяжной винт соответствующего зубчатого сектора. При повороте втулки против часовой стрелки подача топлива уменьшается. Поворот втулки в противоположном направлении увеличивает подачу.
Проверка и регулировка форсунок.
Неисправную форсунку можно определить на работающем двигателе, поочередно ослабляя затяжку накидной гайки проверяемой форсунки. Выключая поочередно форсунки, надо наблюдать за дымностью выпуска и частотой вращения коленчатого вала двигателя. Если отключена исправная форсунка, то в работе двигателя появятся перебои, отключение неисправной форсунки не изменит работы двигателя.
Неисправную форсунку снимают с двигателя и устанавливают на специальном приборе (рис. 19). Краном 6 включают манометр 5 и рычагом 7 плавно повышают давление. Форсунки дизеля ЯМЗ-236 надо регулировать на давление впрыска топлива (давление подъема иглы), равное 165+5кгс/см2, а форсунки дизеля ЯМЗ-740 на давление 180+5 кгс/см2.
Регулировку давления впрыска дизеля ЯМЗ-236 производят винтом после снятия наружного колпачка при отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление впрыска повышается, при вывертывании винта — понижается.
На приборе (рис. 19), наблюдая за показаниями манометра, определяют также начало впрыска и качество распыливания топлива форсункой. Исправная форсунка должна впрыскивать топливо из всех отверстий распылителя и равномерно во все стороны. На конусе распылителя не должны образовываться капли.
У дизеля ЯМЗ-740 форсунки регулируют шайбами 9 (рис. 20) при снятых гайке 2, распылителе 1, проставке 3 и штанге 4. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (увеличении сжатия пружины) давление повышается, при уменьшении — понижается.
Качество распыливания удовлетворительно, если при 70—80 качаниях рычага прибора в минуту топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими.
Контрольные вопросы
1. Как проверяют герметичность системы питания дизеля?
2. Как регулируют начало подачи топлива секциями топливного насоса высокого давления?
3. Как проверяют исправность форсунки?