Устройство топливного фильтра
Движущей силой автомобиля является двигатель. Он работает на топливе, преобразуя его в механическую энергию движения. Современные моторы внутреннего сгорания сложные технические механизмы с точной регулировкой.
Они очень чувствительны к качеству топлива ввиду особенностей устройства и функционирования. Сегодня для работы двигателя используется два вида топлива: бензин и дизель. Они кардинальным образом отличаются между собой. Единственное что их объединяет — это необходимость применения топливного фильтра перед подачей в камеру сгорания.
Низкокачественное загрязнённое примесями топливо при длительном использовании может нанести непоправимый ущерб современному мотору. Потребуется выполнение ремонтных работ и существенное вложения материальных средств.
Именно поэтому очень важно использовать топливный фильтр, выполняющий заградительную функцию для загрязнений. Он очищает загрязнённое топливо, не давая ему проникать в топливную систему автомобиля.
Зачем нужен топливный фильтр?
Главная задача топливного автомобильного фильтра создать надёжный барьер для предотвращения проникновения посторонних элементов, содержащихся в топливе непосредственно в камеру сгорания двигателя.
Это очень важная функция, позволяющая обеспечивать эффективную защиту мотора от проникновения посторонних частиц в его рабочие элементы. Зачастую топливо содержит частицы грязи, ржавчины, масла и прочие посторонние элементы.
Их проникновение в топливную систему на протяжении длительного промежутка времени приводит к выходу из строя форсунок и топливного насоса. Замена элементов топливной системы мотора удовольствие не из дешёвых. Оно требует существенных материальных вложений.
Экономия на своевременной замене топливного фильтра может привести к достаточно серьёзным последствиям. Очень важно соблюдать рекомендованные производителем интервалы замены фильтрующего элемента.
Устройство топливного фильтра
Устройство топливного фильтра не отличается сложностью и понятно даже для начинающего водителя. Восстановление этого элемента очистки невозможно и поэтому он меняется в сборе после определённого интервала использования.
Современные транспортные средства для обеспечения надёжной и качественной очистки топлива используют два фильтрующих элемента.
Устройство обоих топливных фильтров следующее:
1.Фильтр грубой очистки
Представлен металлическим или пластиковым сетчатым элементом обеспечивающим задержание загрязняющих веществ размером больше 0,1мм.
Его задача заключается в задержке крупных примесей посторонних элементов, содержащихся в топливе
2.Фильтр тонкой очистки
Размещается между мотором и топливным баком. Способен задерживать загрязнители в бензине размером до 0,1мм. Способ очистки в этом случае наиболее жёсткий.
Устройство топливного фильтра направлено на максимальное задержание загрязняющих топливо частиц для предотвращения их попадания в топливную систему.
Когда необходимо менять фильтр топливный?
Визуально практически невозможно определить степень засорённости топливного фильтра. Зачастую фильтрующие элементы находятся в труднодоступных местах скрытых от глаз человека.
Единственный способ определить необходимость замены топливного фильтра – это поведение автомобиля.
Следующие признаки могут говорить о том, что топливный элемент забит и не функционирует должным образом:
- Неровная работа двигателя;
- Подёргивания автомобиля при начале движения;
- Снижается мощность мотора;
- Увеличение расхода топлива;
- Мотор с трудом заводится по утрам;
- Часто глохнет мотор.
В больше массе моделей выполнить замену фильтра топливного можно самостоятельно без использования посторонней помощи. Как показывает практика – это не занимает много свободного времени и не требует больших физических усилий.
Заключение
Экономить и рисковать работоспособностью мотора не стоит. Необходимо выдерживать регламент замены фильтрующего элемента.
Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.
Это интересно
Принцип работы, устройство, расположение топливного фильтра. Как заменить топливный фильтр своими руками Как поменять бензиновый фильтр на
Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с моментом, когда нужна замена топливного фильтра автомобиля. Топливный фильтр представляет собой деталь, которая способна очищать бензин до его попадания в цилиндры двигателя. Чем чище бензин будет попадать внутрь, тем дольше движок будет исправен. Так как на заправке не всегда заливают чистый бензин или дизельное топливо, в нём может быть всё, от песка до ржавчины. Фильтр справляется с подобными элементами, и они оседают на нём. Ездить с загрязненным фильтром нельзя, так как со временем его пропускная способность падает, падает мощность или машина не заводится. Тогда возникает вопрос, как часто менять топливный фильтр.
Как часто нужно производить замену
Рекомендуемый срок замены топливного фильтра – это истечение 30 000 — 50 000 километров езды, так как приблизительно настолько хватает его полноценной работы. Это своеобразный регламент. Также длительность периода зависит от заправочных станций и манеры езды. Обычно, если двигатель начал троить или глохнуть, это можно воспринимать как сигнал того, что пора его менять фильтрующие элементы. Также этому соответствует падение мощности, повышенный расход топлива и если авто не заводится.
Нельзя давать автомобилю работать на засорённом топливном фильтре, так как в плохом случае придётся изучать не только то, как поменять топливный фильтр, но и делать промывку мотора, что будет стоить больших денег. Также важно понимать, что заявленный пробег до замены фильтра указан производителями, у которых лучше соблюдена чистота дорог. В наших реалиях, на вопрос через сколько менять топливный фильтр, специалисты считают, что цифра для замены может быть 20 – 25 000 км, а для дизельных фильтров около 10 000. Важно знать, как заменить топливный фильтр, чтобы самостоятельно произвести работу.
Особенности фильтров и их расположение
Очистка бензина имеет две и более степени очищения. На первую степень приходятся частицы крупного размера, что попадают с топливом в бак. На фильтра тонкой очистки уже идут более мелкие частицы, а расположены они непосредственно в магистрали между баком и двигателем. Расположение в каждом автомобиле различное, но чаще всего он находится непосредственно в самом топливном баке.
Бензиновый фильтр имеет отличия по своей конструкции. На транспортных средствах они установлены в зависимости от систем впрыска топлива. Поделить системы можно на 3 вида:
- Инжекторные.;
- Дизельные.
Фильтры делятся на:
- Сборный – меняется только элемент фильтрации;
- Не разборный – требует полной замены всего топливного фильтра.
Не разборный фильтр
Узнать место нахождения топливного фильтра для конкретной модели можно в инструкции по эксплуатации. В основном, дизельные фильтры расположены под капотом. Для инжекторного автомобиля, как правило, когда фильтр не разборный, нужно искать под днищем авто или задним сиденьем. Если же разборный, то в бензонасосе и вся работа заключается в замене сетки на топливном насосе.
Меры предосторожности
Так как любая искра может спровоцировать возгорание, лучше соблюдать элементарную технику безопасности. Нельзя находиться рядом с фильтром с сигаретой. Всегда лучше иметь рядом с собой огнетушитель. Лучше всё выполнять в хорошо проветриваемом помещении, или же на улице. Когда замена топливного фильтра закончена, нужно вымыть руки от остатков топлива, при помощи мыла и воды. Для защиты глаз лучше использовать очки.
Порядок проведения работ
Чтобы замена топливного фильтра своими руками прошла успешно, потребуется обладать набором ключей. Конкретно нужны ключи под гайки 10, 17, 19. Перед началом работы нужно отсоединить массу от авто, чтобы не произошло короткое замыкание. Далее ключом на 17 или 19 зажимается работающий фильтр и ключом на 10 откручивается штуцер. Важно чтобы топливо не попало в орган зрения. Все остатки топлива сливаются в пластиковую ёмкость. 10 ключом нужно открутить штуцер, что находится у топливного насоса с другого края. Для этого хомут немного ослабляется, после чего можно начинать его выкручивать. Нужно знать в какую сторону его выкручивать, что написано в инструкции к детали. Чаще всего направление движения топлива обозначено показателем, который нанесён на корпус. Когда демонтаж закончен, можно начинать установку нового топливного фильтра бензина. Установка производится в том же порядке, только наоборот. Будет лучше для фильтра установка нового фиксирующего хомута. Это увеличит срок эксплуатации детали.
Чтобы не облиться топливом, будет лучше спустить давление. Для этого нужно нажать на рамповый золотник. Ещё как вариант вынуть предохранитель, когда машина завелась и оставить мотор в рабочем состоянии, до его остановки.
После завершения установки, нужно проверить, как ведёт себя новое устройство при запуске двигателя. Следует убедиться, что утечек бензина нет. В случае если таковые обнаружены, тогда вероятно проблема в резиновых кольцах, нужно провести их замену. Лучше сделать это сразу, так как впоследствии всё равно придётся к этому возвратиться. На этом работу по замене фильтра можно считать завершенной.
Замена дизельного фильтра
Для проведения работ требуется наличие:
- Вакуумного насоса ручного типа;
- Ёмкости для топлива;
- Патрона топливного фильтра;
- Уплотнительное кольцо на крышку фильтра;
- Ёмкости для воды.
В целом замена топливного фильтра на дизеле происходит по схожему сценарию, но с некоторыми нюансами:
- Для начала выключается зажигание в автомобиле;
- Нужно открутить патрон снизу, предварительно установив под ним ёмкость. После завершения сбора горючего, нужно хорошо протереть патрон от остатков топлива;
- Чтобы снять оболочку фильтра, нужно выкрутить болты и снять крепёжные элементы;
- Отсоединяются топливные шланги;
- Снимается корпусное крепление фильтра.
Перед установкой патрона нужно убрать воду, которая присутствует внутри фильтра. Тут и понадобиться наличие вакуумного насоса. Далее вставляется трубка, что будет всасывать непосредственно к корпусу фильтра. После этого нужно убедиться, что фильтр чист, и потом уже можно вставлять патрон.
Корпус закрывается крышкой, которая садится на новое уплотнительное кольцо. Зажигание включается на две секунды, но двигатель завестись не должен. Это нужно чтобы активировать насос, который подкачивает топливо, для заполнения горючим фильтра и убирания воздуха, который мог образоваться в топливной системе, в случае с заменённым фильтром. В случае образования топлива на деталях из резины, нужно его вытереть. На этом замена топливного фильтра дизельного двигателя считается завершенной.
Заключение
Чтобы не было проблем с топливной системой, нужно соблюдать периодичность замены топливного фильтра, тогда вероятность поломки двигателя будет исключена. Если машина плохо заводится, то фильтр это первое, на что нужно обратить внимание, когда он давно не менялся. Опытный водитель всегда может понять, когда менять топливный фильтр.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Бесперебойная эксплуатация автомобиля во многом зависит от качества используемого горючего. В любом топливе в большей или меньшей степени присутствуют примеси, негативно влияющие на работу двигателя. Поэтому оно должно проходить безусловную многоступенчатую очистку.
Топливный фильтр отвечает за очистку от примесей подаваемого в цилиндры двигателя горючего. Обычно он представляет собой картридж с фильтровальной бумагой.
Осн
Что такое топливный фильтр: устройство и особенности
Каждый водитель заглядывал под капот своей машины и обращал внимание на одну интересную деталь, которая находится в топливной магистрали.
Современные двигатели очень чувствительны к любому загрязнению топлива. Если пренебрегать очисткой бензина или солярки, то это приведет к тому, что мотор перестанет работать, как и система питания. Чтобы этого избежать производители устанавливают топливный фильтр.
Топливный фильтр – это фильтрующий элемент, который очищает топливо от грязи, различных микрочастиц и сажи. Когда данный инструмент загрязняется, он перестает справляться со своими задачами.
Чаще всего его устанавливают:
- под капот;
- на днище;
- внутрь топливного бака.
Расположение зависит от типа двигателя и модели машины. Например, в инжекторных автомобилях его устанавливают рядом с насосом. В карбюраторных моторах инструмент находится рядом с карбюратором и топливным насосом. Если насос находится под капотом, то фильтр располагается возле него.
К основным видам фильтра относятся:
- Инжекторные двигатели. Всю работу на себя берет электроника.
- Дизельный. Считается самым грязным топливом, которое требует тщательной очистки.
- Карбюраторный. Преимущество — низкое давление в топливной системе.
Различают два варианта:
- Проточные;
- погружные.
Проточный вид врезается в топливный магистраль, как правило на выходе из бака или под капотом. Проточный и погружной фильтр имеет ряд преимуществ. Проточный:
- доступность;
- дешевизна.
Но по пожарной безопасности проточные фильтры уступают погружным. К тому же интервал замены у обоих видом отличается.
Погружной фильтр – более сложная конструкция, которая устанавливается в бензобаке. В некоторых случаях, данный вид является корпусом для топливного насоса.
Главная цель фильтра заключается в том, что он создает барьер, который предотвращает проникновение посторонних веществ, элементов. Считается самой важной функцией в автомобиле, которая обеспечивает защиту мотора от различных частиц, грязи и ржавчины.
Если в топливную систему начнут попадать лишние компоненты, то через определенное количество времени форсунок и насос выйдут из строя. Замена топливной системы удовольствие не самое дешевое. Оно потребует материальных вложений. В данном случае экономить нельзя, т.к. сбой в работе топливного фильтра приводит к серьезным проблемам.
Принцип работы топливного фильтра заключается в следующем:
- Топливо проходит через фильтр грубой очистки, двигается по трубке и через впускной штуцер поступает в корпус фильтра.
- Затем проходит сквозь препятствие в виде фильтрующего бумажного элемента, где оно очищается от ненужных примесей. Потом проходит через штуцер и поступает в топливную магистраль прямо к двигателю. Вся грязь остается на фильтрующем элементе, поэтому в двигатель поступает только чистое горючее. Важно вовремя производить замену такого инструмента.
Если работа фильтра ослабевает, то:
- он начинает пропускать мелкие частицы;
- поглощаемость понижается, инструмент забивается;
- топливо может с трудом проходить или вовсе не поступать в двигатель. В таком случае автомобиль не заведется;
- материал бывает плохого качества и порой рвется. Топливо поступает неочищенным.
Топливный фильтр – один из важных инструментов в автомобиле. Он должен быть высокого качества, чтобы выполнять свою поставленную задачу. Также важно следить за его работой, вовремя выявить засорение и произвести замену. Чаще всего замена осуществляется раз в год или через каждые тридцать километров пробега.
Читайте также:
устройство, местоположение и 4 разновидности
Содержание статьи
Каждый автолюбитель стремится сделать передвижение на автомобиле максимально комфортным и безопасным. От исправности всех частей машины зависит качество и экономичность поездок. Исправная и хорошо отрегулированная топливная система обеспечивает невысокий расход горючего, а также способствует более длительной сохранности работоспособности мотора. Грубый топливный фильтр помогает избавиться от воды и твердых частиц в топливе. Фильтр тонкой очистки удаляет различные примеси из горючего, что позволяет максимально увеличить срок эксплуатации мотора.
Почему в топливе появляется грязь
При производстве бензина либо дизеля соблюдаются особые технологии, которые гарантируют высокое качество продукта, но во время транспортировки и хранения в горючее могут попасть посторонние вещества, что обуславливается несвоевременным обслуживанием хранилищ и емкостей для транспортировки. Покупая топливо даже на проверенных заправках, у водителя не может быть 100% гарантии, что в нем отсутствуют посторонние компоненты. Также при негерметичности емкостей в горючее может попасть вода, которая при проникновении в двигатель может привести к его серьезным повреждениям.
Фильтр грубой очистки топлива поможет забыть о появлении поломок, связанных с попаданием в мотор посторонних веществ и влаги.
Как устроены фильтры
Чаще всего фильтры представляют собой цилиндры, в которых содержатся слои фильтрующего материала. Карбюраторные авто имеют наименьшую чувствительность к качеству очистки бензина, поэтому фильтры имеют минимальное количество слоев. Обычно фильтрующие элементы состоят из специальной бумаги, которая складывается в форме звездочки.
Инжекторы более требовательны к составу топлива, поэтому в их корпусе фильтрующий материал сложен в виде гармошки либо намотан по спирали. Очистка отличается высоким качеством и позволяет забыть о проведении обслуживания системы на ближайшие 10 — 15 тыс. км. Самыми «капризными» моторами являются дизельные.
В них важно соблюдать чистоту топлива и предотвращать попадание различных добавок в виде:
- парафина;
- серы;
- влаги.
Грубый фильтр отсеивает крупные фракции и жидкость, благодаря чему минимизируется забивка каналов мотора. Тонкий фильтр гарантирует отсутствие различных посторонних веществ в топливе.
Какие бывают разновидности фильтров
Фильтры разделяются на несколько видов, в зависимости от параметров
- Степень очистки. Данный параметр определяет, насколько качественно будет очищено горючее. Фильтр грубой очистки позволяет избавиться от большого количества мусора, но обеспечить стопроцентный результат он не в состоянии. Фильтр тонкой очистки топлива чаще всего изготавливается из специальной бумаги, которая гарантирует предотвращение попадания даже посторонних микрочастиц в топливную систему.
- Тип корпуса. Некоторые модификации фильтров выпускаются в металлической оболочке, что делает их максимально устойчивыми к появлению повреждений в процессе эксплуатации. Пластиковые корпуса позволяют посмотреть, в каком состоянии находятся фильтрующие элементы, не прибегая к разборке конструкции. Оба типа материалов показывают себя хорошо при соблюдении всех правил эксплуатации.
- Рабочее давление. В зависимости от того, с каким давлением в систему подается топливо, выделяют фильтры низкого и высокого давления. Современные бензиновые автомобили поставляются преимущественно с топливными системами с высоким давлением.
- Вид топлива. Бензиновые фильтры отличаются от дизельных своей структурой и наполнением. В зависимости от типа топлива производители разработали специальные системы очистки, показывающие отличный результат на каждом из видов горючего.
При выборе фильтра необходимо знать точные параметры, так как несовпадение всего одного из них приведет к тому, что деталь не подойдет либо будет работать некачественно.
Где находится фильтр тонкой очистки топлива
Расположение топливного фильтра в каждом автомобиле индивидуально. В зависимости от того, как устроено подкапотное пространство машины, фильтр может крепиться даже в труднодоступных местах, но это большая редкость, так как производители понимают, что необходимо регулярно менять расходник и располагают деталь преимущественно недалеко от движка.
Если на автомобиле установлены два типа фильтров, то они могут находиться в совершенно разных местах.
Авто с карбюраторным типом мотора предполагают монтаж топливных фильтров рядом с бензонасосом и карбюратором. В автомобилях с инжектором топливный фильтр устанавливается в разных местах, в том числе и неподалеку от бака, что обуславливается расположением в нем бензонасоса. Иногда топливный фильтр тонкой очистки расположен таким образом, что добраться до него и заменить является настоящей проблемой для начинающих мастеров.
Топливный фильтр для дизеля, в зависимости от модели, располагается внутри капота. Чаще всего оба типа фильтров располагаются на одной магистрали, что существенно облегчает их замену.
Топливные фильтры устанавливаются с 1980 года. Если ранее на машинах отсутствовали фильтры, то начало их использования привело к тому, что увеличился срок эксплуатации авто, а также качество поездок.
На некоторых машинах по каким-либо причинам может стоять всего один фильтр.
Владельцам таких авто стоит позаботиться об установке второго устройства для повышения качества топливной смеси, поступающей в движок.
Как часто необходимо производить замену
В среднем каждый фильтр нужно менять через каждые 12 — 15 тыс. к. пробега. Производители заявляют, что детали могут фильтровать топливо в течение 30 — 120 тыс. км., но современные реалии показывают, что пройти такой километраж без повреждения топливной системы нереально. Также все зависит от того, где расположен фильтр.
Выносные фильтры меняются достаточно часто, а встроенные — могут быть заменены даже через 50 — 80 тыс. км. без потери своей функциональности. При использовании низкокачественного топлива эта цифра значительно снижается. Бензиновые фильтры редко когда загрязняются ранее 12 тыс. км. Фильтр грубой очистки дизельного топлива может выйти уже через 3 — 5 тыс. км. пробега, что обуславливается большим количеством примесей в топливе либо использованием неподходящих смесей.
Специалисты рекомендуют проводить замену дизельных фильтров осенью, так как в зимний период через деталь проходит застывшее топливо, что в будущем сильно снижает фильтрующие свойства.
Фильтр тонкой очистки дизельного топлива в некоторых случаях может заменяться не так часто, как грубой очистки, что обусловлено меньшей нагрузкой на фильтрующие элементы.
Что будет, если фильтр забьётся?
Заправка на случайной станции может привести к тому, что топливный фильтр может забиться уже через 100 км пробега. Причиной такого явления выступает большое количество посторонних компонентов. При забивке фильтра все вещества начинают попадать в движок, из-за чего снижается его эффективность. Наиболее распространенными признаками засорения фильтров выступает:
- безосновательное увеличение расхода горючего;
- при движении авто на 4 и 5 скорости почувствуется потеря тяги, а также появятся периодические перебои в работе;
- изменение цвета выхлопных газов.
Несмотря на появление первых симптомов, автомобиль не изменяет своих характеристик на небольших скоростях и малых оборотах. Если нет уверенности, что эти неисправности вызваны именно засорением фильтра, то стоит отвезти автомобиль на СТО для проведения комплексной диагностики. Мастера тщательно обследуют все системы и узлы автомобиля и вынесут вердикт об их состоянии. В некоторых случаях при плановом осмотре могут быть обнаружены серьезные неисправности, которые могут повлиять на работоспособность машины и безопасность передвижения на ней.
Полезные советы при замене фильтров
Многие автомобилисты выполняют ремонтные работы самостоятельно. Зная всего несколько правил, можно существенно облегчить процесс замены и продлить срок службы фильтров. Что важно знать:
- Опытные мастера рекомендуют не экономить на заливаемом топливе. Качество бензина либо дизеля напрямую влияет на состояние фильтров. Небольшая экономия на топливе приведет к тому, что понадобится чаще менять расходники, а при слишком низком качестве горючего еще и ремонтировать мотор.
- Специалисты не рекомендуют заливать топливо сразу после его приемки. После того, как бензин либо дизель были перелиты в емкость для хранения, в топливе перемешивается вся грязь, которая была на дне. В первых порциях топлива содержится больше всего посторонних веществ, которые приводят к быстрому износу фильтра.
- При хранении горючего в домашних условиях стоит воздержаться от использования канистр либо бочек с признаками ржавчины (читайте больше о канистрах для бензина). Небольшие кусочки металла способны «убить» всю топливную систему.
- Все регламентные работы необходимо проводить вовремя, так как при несвоевременной замене появляется высокая вероятность, что деталь выйдет в ближайшее время из строя.
- Топливоприемная сеточка, которая находится на входе в насос, должна промываться каждый раз при замене фильтров. Простая манипуляция позволит продлить срок эксплуатации топливного насоса.
Пожалуйста, оцените этот материал!
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
Топливный бак и фильтры системы питания дизеля.
Приборы системы питания дизеля
Устройства и приборы низкого давления
Топливные баки
Устройство топливных баков дизельных двигателей аналогично устройству баков системы питания бензиновых двигателей. Обычно емкость топливных баков автомобилей рассчитывают из условия запаса пробега по топливу, которая должна составлять 400…600 км.
Поскольку дизельные двигатели тяжелых грузовиков потребляют большое количество топлива, иногда на автомобиль устанавливают не один, а два бака, которые крепятся к раме автомобиля на специальных кронштейнах при помощи ленточных хомутов. Обычно несколькими топливными баками оснащаются автомобили, предназначенные для дальних перевозок. Очевидно, что слишком большому топливному баку сложнее придать требуемую жесткость, чем двум небольшим, имеющим такой же суммарный объем.
Баки изготавливают при помощи сварки из двух штампованных половин или из трубообразной средней части с приваренными торцами. В верхней части предусмотрена заливная горловина, а в нижней – пробка для слива отстоя или топлива. Горловина может иметь сетчатый фильтр и закрывается крышкой, имеющей «дыхательные» клапаны. Внутри бака размещают перегородки («волнорезы»), препятствующие интенсивным подвижкам топлива при движении автомобиля, а также способствующие увеличению жесткости бака. В баке размещается датчик указателя уровня топлива, корпус которого размещен сверху на баке, здесь же подсоединяется система трубопроводов подачи и слива топлива.
Топливные баки автомобилей, перевозящих опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, горючие вещества и т. п.), должны быть защищены от случайных ударов специальными ограждениями, выполняемыми в соответствии с установленными требованиями.
Особенностью топливных баков грузовых автомобилей марки «МАЗ» является то, что в них устанавливаются фильтры грубой очистки топлива.
При необходимости ремонта топливного бака с помощью сварочных работ или применения открытого пламени, из него сливают остатки топлива, тщательно промывают и обрабатывают горячим паром на специализированных участках.
***
Система очистки топлива
Система питания дизельного двигателя, как, впрочем, любая система питания, использующая впрыск топлива (например, инжекторная), а не карбюрацию, содержит прецизионные узлы и детали, выполненные с высокой степенью точности обработки поверхности. Это необходимо, например, для герметичного закрывания игольчатых клапанов форсунок и для предотвращения утечек в плунжерных парах топливных насосов высокого давления.
Интенсивному износу этих сопрягаемых поверхностей способствует, в первую очередь, наличие в топливе твердых механических примесей, а также примесей, вызывающих закоксовывание отверстий распылителей. Для уменьшения пагубного влияния посторонних примесей в топливе используется его фильтрация перед подачей к приборам, имеющим прецизионные пары и детали.
Как правило, в дизельных двигателях осуществляется многоступенчатая очистка топлива от примесей — сетчатые фильтры на различных участках топливопроводов (в горловине топливного бака, на топливозаборнике, на входе в подкачивающий насос и ТНВД и даже на входе в форсунку), а также грубая и тонкая очистка в специальных фильтрующих элементах.
Состоянию системы очистки топлива в дизелях следует уделять самое пристальное внимание, чтобы не допустить преждевременного отказа деталей и узлов, являющихся дорогостоящими из-за высокой точности изготовления.
***
Фильтр грубой очистки топлива
Фильтр грубой очистки топлива (рис. 1, а) предназначен для его предварительной очистки. Фильтр состоит из корпуса 2, крышки 4 и фильтрующего элемента 7, представляющего собой металлический каркас 8 с отверстиями, на которые навит хлопчатобумажный шнур. Насосом низкого давления топливо подается к фильтрующему элементу и, пройдя его, поступает в магистраль низкого давления. Фильтр задерживает частицы механических примесей размером более 45 мкм.
Широкое распространение получил фильтр грубой очистки, показанный на рис. 1, в, который задерживает частицы размером более 90 мкм и удаляет воду. Он устанавливается между топливным баком и насосом низкого давления.
Фильтр имеет крышку 4, распределитель 15 потока топлива и фильтрующий элемент 7. Корпус 2 имеет успокоитель 16 и крепится в крышке 4. Большая часть топлива поступает во внутреннюю полость корпуса и проходит через фильтрующий элемент 7 в отводящий канал фильтра.
Другая часть топлива попадает в нижнюю часть корпуса фильтра через зазор между стенкой корпуса и успокоителя, а затем через горловину успокоителя поднимается вверх и вливается в общий поток очищенного топлива.
При резком изменении направления движения топлива частицы воды и включения отделяются (сепарируются) и оседают в отстой. Успокоитель предотвращает интенсивное смешивание отстоя с топливом. Отстой периодически должен удаляться из колпака через сливное отверстие при отворачивании пробки 1.
***
Фильтр тонкой очистки топлива
Фильтр тонкой очистки топлива выполняет окончательную очистку дизельного топлива перед поступлением его в ТНВД. В системе питания отечественных дизелей, устанавливаемых на грузовые автомобили, распространены два типа фильтров тонкой очистки: одинарный (рис. 1, б) со сменным фильтрующим элементом из прессованной древесной массы и спаренный (рис. 1, г) со сменным бумажным фильтрующим элементом.
Спаренный фильтр состоит из крышки 4, двух колпаков корпуса 2 с фильтрующими элементами 7 для параллельной фильтрации топлива. В дно колпаков приварены стержни 12 со сливными отверстиями, закрываемыми пробками 1. Каждый колпак соединяется с корпусом через прокладку болтами 10. Плотное прилегание фильтрующих элементов к крышке фильтра обеспечивается пружинами 21.
В крышке фильтра имеется клапан-жиклер 18, через который сливается избыточное количество топлива вместе с воздухом, попавшим в систему. Срабатывание клапана происходит при избыточном (0,15…0,20 МПа) давлении в полости крышки.
Клапан регулируется с помощью регулировочной шайбы, устанавливаемой с пружиной 19 внутри пробки 20 клапана. Фильтрующие элементы изготовлены из бумаги (фильтровального картона). Фильтр задерживает 90…94% механических включений и частицы размером 3…5 мкм.
Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 1, б) с фильтрующим элементом из прессованной древесины выполнен в виде стального каркаса, имеющего большое число отверстий. Каркас обмотан слоем ткани, поверх которого располагается слой фильтрующей массы, пропитанной специальным связующим веществом.
К крышке 4 фильтрующий элемент поджимается пружиной 14. При работе насоса низкого давления топливо через жиклер 11 подается к фильтрующему элементу, проходит через него и попадает в полость между каркасом 13 и стержнем 12, откуда оно, поднимаясь вверх через канал в крышке 4, по топливопроводу поступает к насосу высокого давления.
Для выпуска воздуха, попавшего в топливо при заполнении и прокачивании системы питания, служит отверстие в крышке, закрываемое пробкой 5. Отстой из фильтра выпускается через нижнее отверстие с резьбовой пробкой 1.
Тонкость очистки данного фильтра – 2…3 мкм.
***
Топливоподкачивающий насос низкого давления
Назначение и особенности фильтра тонкой очистки топлива
При производстве топлива не удается удалить все загрязнения, присутствующие в составе горючего. Дополнительная порция вредных частиц поступает во время транспортировки и заправки, к горючей смеси подмешиваются частички краски, грязи, смолы. Предотвратить попадание указанных примесей в топливную систему можно, используя фильтры тонкой и грубой очистки топлива.
Назначение устройств
Неразборной фильтрующий элементФильтры грубой очистки справляются с частицами загрязнений, размер которых более 60 мкм, остальные мелкие элементы удалить с помощью указанного фильтрующего элемента не удастся, поэтому возникает необходимость устанавливать фильтрующие устройства тонкой очистки топлива. Они справляются с частичками, имеющими размер менее 60 мкм.
Большинство автолюбителей полагают, что защитить топливную систему можно благодаря наличию сеточек, находящихся в заправочном баке, бензиновом насосе, карбюраторе. Это ошибочное мнение. Для нормальной работы мотора необходимо извлечь из горючего мелкие частички, а вышеуказанные сеточки способны задержать элементы размером 100 мкм.
Различают фильтрующие элементы тонкой очистки в зависимости от области применения:
- используемые для силовых агрегатов, работающих на ДТ;
- применимые для карбюраторных авто;
- устанавливаемые для инжекторных моторов.
По конструктивным особенностям выделяют разборные и неразборные фильтрующие устройства. Они выполняют такие основные задачи:
- препятствуют прохождению маленьких капель воды в систему впрыска, защищают форсунки от возникновения коррозии;
- задерживают мелкие частицы грязи, прошедшие через устройство грубой очистки, не позволяют различным загрязнениям оседать в топливной системе.
Рекомендуем посмотреть видео, демонстрирующее необходимость своевременной замены фильтров:
Фильтрующие элементы для автомобилей с карбюратором либо инжектором
Пластиковый фильтрФильтрующие устройства для карбюраторных и инжекторных автомобилей отличаются по конструктивным особенностям. Их легко отличить друг от друга даже по внешнему виду. Автоматический впрыск топлива предполагает более сильное давление в системе, следовательно, корпус устройства для фильтрации выполняется из крепкого метала: алюминий, сталь. Торцевые части указанного устройства завальцовываются либо свариваются. Возможно приобрести фильтр тонкой очистки, выполненный из очень прочного пластика, но он также будет неразборным.
Внутренняя часть указанных фильтров для автомобилей, оснащенных инжектором, состоит из фильтрующей бумаги, имеющей специальную структуру. Размещается бумага двумя способами: многогранной звездочкой или спиралью, с множеством складочек. Второй способ укладки фильтрующей бумаги позволяет увеличить ресурс фильтра до 40 тыс. км. пробега. Первый вариант дает возможность поработать фильтрующему устройству вполовину меньший эксплуатационный период, чем во втором случае. Объяснить такую ситуацию достаточно просто: при укладке спиралью используется большее количество фильтрующей бумаги.
Устройства для фильтрации неразборного типа стоят недорого, они предназначены для одноразового применения. Разборные — имеют фильтрующий элемент из латуни либо керамзита, их можно многоразово использовать, но при этом они нуждаются в регулярной очистке и промывке.
Существуют устройства тонкой очистки с прозрачным корпусом, который позволяет выполнять контроль за степенью загрязнения элемента фильтрации. Также при появлении внутри устройства воздушных пузырьков можно сделать вывод о неисправности бензонасоса. При полном заполнении устройства топливом необходима срочная его замена, такая ситуация говорит о непрохождении горючего через фильтрующий элемент.
Устройства фильтрации для дизелей
Для нормальной работы дизельного силового агрегата необходимо использование качественного топлива, в противном случае сгорание горючей смеси будет происходить не полностью, возрастет расход. Вода, находящаяся в ДТ, является огромной проблемой, поступая в систему впрыска, она приводит к нарушению процесса горения топливной смеси, способствует возникновению коррозии. Фильтр тонкой очистки топлива должен решать эту проблему, а также обеспечивать нормальную работу мотора при минусовых температурах, приводящих к кристаллизации парафина, входящего в состав ДТ. Обычный фильтр при минусовой температуре забьется.
Фильтрующие устройства для дизелей имеют элемент, контролирующий температуру топливной смеси. Некоторые производители оснащают фильтрующее устройство специальным слоем, проводящим ток, также возможно наличие датчика, регистрирующего поступление воды. Применение непредназначенного для ДТ фильтрующего элемента приведет к тому, что топливо перестанет поступать в систему впрыска из-за кристаллизации парафина, силовой агрегат утратит мощность и заглохнет.