Ваз 2115 катализатор – определение забитости, вставка вместо катализатора, ошибка после установки

Содержание

замена катализатора (в т. ч. 21115) в Санкт-Петербурге

Количество выброса вредных примесей, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, определено нормами Евростандарта. Превышение недопустимо. Для приведения их в соответствие с требованиями в выхлопном тракте каждого автомобиля устанавливается катализатор (каталитический нейтрализатор). В отличие от других узлов машины, никакой механической работы он не совершает. Но несмотря на это, из строя выходит довольно часто. Что в это время происходит с машиной и как должен вести себя водитель – разбираем подробно.

Что такое катализатор, и как он работает?

Катализатор представляет собой небольшую по объему металлическую банку, внутри которой находится набивка из жаропрочного материала, изготовленная в виде пчелиных сот. Ее поверхность покрыта палладием, платиной, родием или золотом. Материал набивки – металл или керамика. Керамические катализаторы дешевле для производителя, но особой популярностью среди автолюбителей не пользуются. Качество наших дорог и хрупкость керамики мало совместимы. Но цена металлических нейтрализаторов несколько выше.

Принцип работы катализатора сводится к тому, что выхлоп двигателя проходит через соты. Вредные примеси вступают в химическую реакцию с драгметаллами, в результате чего нейтрализуются. Часть их догорает в корпусе нейтрализатора. Таким образом в атмосферу выбрасывается дым, очищенный от ядовитых СО или СН.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ: катализатор начинает работать при температуре, превышающей 300 градусов.

Замена катализатора на ВАЗ-2115: предпосылки

Причины выхода из строя банальны. Из многочисленных факторов, из-за которых очиститель выходит из строя, основными считаются следующие:

  • низкокачественное топливо;
  • механические повреждения;
  • самостоятельный ремонт системы питания топливом;
  • не соблюдение сроков проведения очередных ТО;
  • низкое качество изготовления производителем.

Топливо, производящееся в странах СНГ, к сожалению, не соответствует европейским стандартам. По крайней мере до АЗС оно не всегда доходит качественным. А если заправка производится из других источников, то дальше говорить не о чем.

Механические повреждения корпуса вызывают осыпание набивки. При хорошем ударе катализатором о какую-либо неровность на дороге она вообще может превратиться в порошок. При проникновении влаги во внутрь катализатор прекращает свое существование. Для этого достаточно небольшого повреждения корпуса.

Последствиями ремонта топливной и не редко выхлопной системы своими руками являются оплавленные соты или прогорание трубопровода выхлопного тракта.

Не соблюдение сроков проведения очередных ТО приводит к забивке сот катализатора сажей. В результате, он перестает работать, соты оплавляются и катализатор окончательно выходит из строя. Кстати, к таким же последствиям приводит сокращение объема ТО. Такие досадные промахи чаще всего случаются в момент проведения технического обслуживания своими руками.

Низкое качество катализаторов свойственно в основном китайским производителям.

Проанализировав причины, по которым нейтрализатор выходит из строя, можно сделать неутешительный вывод о том, что в большинстве случаев этому способствуют сами автовладельцы.

СОВЕТ: Соблюдение инструкции по эксплуатации автомобиля. Проведение очередных ТО в специализированном автосервисе существенно продлит срок службы катализатора.

Процесс нейтрализации вредных примесей происходит незаметно. Катализатор ничем не выдает свое существование. Но с возникновением в нем неисправности, картина резко меняется. В работе двигателя, машины в целом, происходят отклонения:

  • запуск двигателя затруднен, нередко вообще не возможен;
  • расход топлива резко повышается;
  • мощность двигателя падает;
  • цвет выхлопа становится темным, а запах ядовитым;
  • бортовой компьютер выдает сигнал Check Engine.

Возникновение подобных признаков в первую очередь указывает на проблему с катализатором. Но это не означает, что все именно так и есть. Отклонения в работе других систем тоже могут иметь такие же признаки.

Разобраться с истинным техническим состоянием нейтрализатора поможет диагностика автомобиля на профильном СТО.

К СВЕДЕНИЮ: Эксплуатация машины с неисправным катализатором опасна ввиду возможности ее возгорания.

Решение проблемы

Вообще-то сам очищающий элемент не ремонтируются. Возможна только замена. И здесь начинается самое интересное. Многие автовладельцы просто отказываются неисправный нейтрализатор заменять новым. Основная причина этому – высокая цена. Порой она превышает остаточную стоимость автомобиля. Не маловажную роль играет и качество топлива.

Большинство автолюбителей используют простой и бюджетный способ замены – вместо катализатора устанавливают пламегаситель. Это устройство практически полностью заменяет нейтрализатор. Единственный недостаток – вредных примесей в выхлопе будет несколько больше. Но в пределах норм, принятых в России. Тем более, установка пламегасителя официально разрешена соответствующими органами.

Имеется еще один вариант замены катализатора – установка вставки, или «паука». Это так же разрешенное к замене приспособление. Как и пламегасители, выпускается заводами промышленности. Имеет несколько разновидностей для различных двигателей. Основное отличие в конфигурации изделия.

Специалисты нашего автосервиса помогут правильно подобрать пламегаситель или вставку под конкретный двигатель автомобиля, и установить их на предназначенное место.

ВАЗ-2115: замена катализатора

Замена катализатора довольно трудоемкий процесс. Для того, чтобы его снять, необходимо демонтировать с двигателя выпускной коллектор. Затем отсоединить нейтрализатор от выхлопной трассы под днищем автомобиля. Только после этого он окажется в ваших в руках.

После установки пламегасителя или вставки может появиться проблема с корректировкой состава рабочей смеси. Чтобы этого не происходило, необходимо изменить сигнал, который поступает в ЭБУ (электронный блок управления). Это осуществляется установкой механической или электронной обманки лямбда-зонда. Ее подбор помогут осуществить специалисты нашего автосервиса. Они же установят обманку на предназначенное место.

Иногда вместо установки обманки лямбда-зонда делается перепрошивка программ бортового компьютера. Этот вариант несколько дороже и требует вмешательства специалистов с высоким уровнем подготовки.

Некоторые автолюбители пытаются заменить катализатор своими руками. Как правило, ни к чему хорошему такие попытки не приводят. Возникают новые проблемы, порой довольно существенные. Приходится обращаться за помощью на СТО. В результате цена ремонта значительно возрастает.

СОВЕТ: Все работы по ремонту топливной и выхлопной систем автомобиля нужно проводить только в профильном СТО.

Замена катализатора ВАЗ-21115 в нашем СТО

Выполняем подобные работы давно и с высоким качеством. В этом наглядно можно убедиться, прочитав положительные отзывы наших клиентов.

Благодаря постоянному наличию нужных запчастей на складе значительно сокращается время нахождения машины на СТО.

Проводимые акции и скидки при низких ценах на ремонт приятно отражаются на настроении и бюджете клиента.

Наши профессионалы-ремонтники всегда готовы дать любую консультацию клиенту по вопросам эксплуатации и ремонта его автомобиля.

замена катализатора 21115 – качественно, быстро, недорого

Отечественный автопром начал установку катализатора отработанных газов на модели ВАЗ уже с 2003 года, когда силовые агрегаты начали подтачивать под нормы Евро – 2, 3. Позже было Евро – 4, 5 и теперь Евро – 6, которого нет на территории РФ, только в Европе. Активное внедрение передовых технологий по защите окружающей среды это конечно хорошо, но не всегда оно идёт в ногу с изготовлением машин. В частности, на модели ВАЗ-2115 предусмотрен катализатор отработанных газов. Первая и главная особенность такого оборудования – установка проведена в таком месте, что при проведении ремонта нужно разобрать половину моторного отсека.

Признаки неисправности катализатора на ВАЗ-2115

  1. На центральной консоли приборов мерцает индикатор жёлтого цвета с надписью «Check», свидетельствующий о наличии поломки в моторе.
  2. Потребление топлива выше допустимой нормы. Данный признак характерный и для иных поломок, так что следует быть крайне осторожным при его выявлении. Для объективности лучше воспользоваться двумя или тремя признаками.
  3. Мощность двигателя систематически падает, особо это ощутимо при затяжных подъёмах.
  4. В области передней оси слышится вибрация.
  5. В моторном отсеке появился сторонний звук. Этот признак характерный для катализаторов с керамической основой. Когда он рассыпается внутри, слышен звон в выпускном коллекторе.
  6. Запах отработанных газов внутри салона.

Причины неисправности катализатора на ВАЗ-2115

  1. Опоздания со сроками проведения планового технического осмотра, и как следствие, детали и узлы сильно износились, повысилась сила трения. Фактор характерный для тех автомобилей, которые находятся на гарантийном обслуживании. Допускается превышение интервала пробега не более чем на 500 км. В противном случае, потеря гарантии. У кого срок гарантии закончился, могут устанавливать индивидуальные сроки по согласованию со специалистами СТО.
  2. Брак при изготовлении в заводских условиях.
  3. Некачественный предыдущий ремонт или монтаж неоригинальных запчастей.
  4. Содержание примесей и иных химических реагентов с превышением нормы в горючей смеси. Всевозможные добавки только наносят вред катализаторам, преждевременно выводя их со строя.
  5. Топливо сильно загрязнено или содержит в себе влагу, конденсат. В камере сгорания весь объём горючей смеси не сгорает, частично выбрасывается в выпускной коллектор, где и загрязняет катализатор.
  6. Прямое или боковое столкновение, вследствие чего катализатор, равно как и выпускной коллектор повреждаются.
  7. Керамические соты внутри катализатора пришли в негодность, посыпались. В случае с металлической основой такой фактор не актуальный.
  8. Химический реагент для снижения уровня токсичности пришёл в негодность.

Замена катализатора на ВАЗ-2115: предварительная диагностика в СТО

Несмотря на всю простоту конструкции транспортного средства, не рекомендовано самостоятельно начинать профилактические или иные работы. Без наличия надлежащего опыта, специального оборудования невозможно провести полноценный осмотр. Мало того, высока вероятность нанесения вреда, и в таком случае вместо частичного придётся делать капитальный ремонт с полной заменой агрегата.

Иное дело, профилактика в автомобильной мастерской.

Профильные специалисты максимально быстро и точно идентифицируют поломку с помощью цифрового оборудования, которое находится на территории СТО.

По результатам проведения исследования, специалист принимает решение о виде ремонта, его сроках, количестве запасных частей и иного оборудования.

ВАЗ-2115: замена катализатора

Подготовительный этап: инструменты, наборы ключей, головок, накидные, торцевые. Для уплотнения стыка коллектора и блока цилиндров используем термостойкий герметик.

ВАЖНО! Конструкция охлаждающей системы такова, что предусматривает разгерметизацию при демонтаже коллектора.

Поэтому, готовим пять литров тосола или антифриза, в зависимости от того, что заливаете. Если нет ничего в наличии, то можно использовать дистиллированную воду. Также понадобится пустая ёмкость для слива отработки.

Алгоритм замены таков:

  1. Изначально снимаем пластмассовый впускной и выпускной кожухи, которые установлены над коллектором. Для этого используем накидные ключи. Необходимость демонтажа кожухов объясняется тем, что нам нужно проникнуть к двум крепёжным гайкам, которые держат коллектор.
  2. Через сливной кран сливаем охлаждающую жидкость в заранее подготовленную тару.
  3. После снятия кожухов, мы имеем доступ к креплениям. Так как посадка гаек достаточно глубокая, нужно использовать рожковые ключи, накидные или торцевые нам не помогут.
  4. После десяти минут упражнений гайки удастся выкрутить. На этом работы в верхней части моторного отсека окончены. Переходим под низ.
  5. На гидравлическом подъёмнике поднимаем машину на достаточную высоту. Отвинчиваем штатное крепление начала резонатора и задней части коллектора. Изымаем само изделие, предварительно сняв два датчика кислорода.
  6. В нашем случае мы проводим замену и воспользуемся болгаркой для обрезки катализатора. Отрезаем его с каждой стороны, выбрасываем в урну.
  7. Берём новый катализатор отработанных газов, проверяем его соответствие маркировке, проводим визуальный осмотр. Прислоняем изделие к посадочному месту, точечной сваркой привариваем катализатор с каждой стороны.
  8. Устанавливаем систему на место, затягиваем штатные крепления.
  9. Прижимную часть коллектора очищаем от старого герметика. Для этого нам понадобится наждачная бумага или щётка по металлу. Обезжириваем поверхность керосином, можно бензином, если нет специальной жидкости. Наносим тонкий слой нового герметика.
  10. Прижимаем коллектор, привинчиваем его. Устанавливаем кожухи. Заливаем тосол по уровню.
  11. Подключаем два датчика кислорода, запускаем мотор, тестируем машину. Если на стыках просачиваются газы, то нужно немного подтянуть хомуты. Особое внимание уделить целостности системы охлаждения. Из-за неплотной затяжки возможна течь на стыке коллектора и блока цилиндров. Если такова имеется, то нужно подтянуть крепления или демонтировать крышку, качественно зачистить и снова закрепить.

Во время включения зажигания должен загореться индикатор жёлтого цвета, оповещающий о сканировании на предмет наличия неполадок. После запуска мотора, диод должен погаснуть, что будет означать исправность системы. В противном случае, следует искать поломку.

Замена катализатора ВАЗ 21115: как предотвратить?

Чтобы продлить жизнь катализатору, следует придерживаться таких основных правил:

  • заправлять в топливную систему только качественное горючее;
  • своевременно проходить технический осмотр;
  • устанавливать только оригинальные запчасти;
  • обслуживаться в стационарных сервисных центрах;
  • не превышать допустимые скоростные режимы;
  • использовать машину в соответствие с указанными техническими характеристиками (более подробно о них можно прочесть в инструкции по эксплуатации).

Катализатор на ВАЗ — необходимость или «лишняя деталь»?

Итак, сегодня мы поговорим о катализаторах, которые устанавливались на ВАЗы в зависимости от модели и года выпуска, а так же обсудим целесообразность удаления катализатора, якобы это улучшает динамику, но не несет никаких последствий. Итак, самое распространенное мнение, которое служит для железобетонного обоснования необходимости удалить катализатор — «Катализатор душит мотор». На мой взгляд в корне неверное мнение, из разряда суеверий. Исправный катализатор не создает абсолютно никакого сопротивления потоку отработавших газов. Оплавление и забивание сот катализатора это обычно последствия длительной эксплуатации неисправного автомобиля вкупе с паршивым топливом. Например многие любят добавлять в бензин присадки. Но никто не задумывается о том, что это может послужить одной из причин выхода из строя катализатора. Плохое качество топлива несомненно является хорошим помощником в процедуре «убивания» катализатора, но ведь всегда есть возможность сменить заправку, верно? Так же одной из причин выхода ката из строя может явится неправильно приготовленная топливно-воздушная смесь. В среднем срок  службы катализатора составляет от 150 000 км до 200 000, но бывало ходят и дольше. Если вы все же решили удалить катализатор, то помните – вам нужно знать нормы токсичности вашего автомобиля. ЕВРО 2 или ЕВРО 3. Узнать это просто. У ЕВРО 2 после катализатора отсутствует лямбда. У ЕВРО 3 после катализатора обязательно стоит контрольная лямбда. Она сообщает мозгам насколько исправен кат.

В машинах с Евро 2 удаление катализатора осуществляется очень просто. Катализатор находится под днищем автомобиля в выхлопной системе  и в автомагазах есть в продаже вставки, которые устанавливаются взамен ката.

А вот в системах с нормами ЕВРО 3 все несколько труднее. Необходимо «договориться» с лямбда-зондом, который стоит после ката, иначе будет чек енжин «снижение эффективности каталитического нейтрализатора». Тут есть два способаи – механической обманкой или прошивкой мозгов вашего автомо. Ну и напоследок – где же у наших ВАЗов расположен пресловутый катализатор?

На ВАЗ 2104—2107 Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля (часто, почти касается земли J). Удаляем или заменяем вставкой. С 2008 г.в. Перешиваем контроллер.

ВАЗ 2121 Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой. Варианты е3 встречаются независимо от года выпуска, с 2008 года неизбежно Е3.

ВАЗ 2110, 2111, 2112 Моторы объемом 1.5л Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой. 1.6 л – катколлектор. Удаляем кат или ставим паук.

ВАЗ 2113, 2114, 2115 Моторы объемом 1.5л Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой. 1.6 л – катколлектор.

ВАЗ 1118 Калина – установлен катколлектор.

На ВАЗ 2170 Приора установлен катколлектор. По Приоре хочу добавить, что с 2009 года на часть машин с завода установлены мозги М73 с доп защитой от перепрошивки.

определение забитости, вставка вместо катализатора, ошибка после установки

Катализатор – неотъемлемая часть системы выхлопной системы.

Катализатор

Катализатор

Катализатор или каталитический нейтрализатор (не важно) предназначен для того, чтобы остатки вредных веществ в выхлопных газах догорали и выходили в атмосферу в виде воды и углекислого газа. Но как правило, да ладно…

Вообще автовладельцам безразлично вреден или не вреден выхлоп их автомобиля. Если вы встали друг интересоваться темой катализатора, то вас скорее всего интересует проставка, паук, замена или у вас выскакивает ошибка.  Поэтому не будет вдаваться в теорию, перейдем вашим запросам.

Нейтрализатор

Нейтрализатор

Катализатор примерно служит до 100000км, далее он забивается, сыпется, окисляется, душит мотор. Но на деле же пробег ограничивается качество бензина, наличием присадок, топливной смесью. Поэтому угробить нейтрализатор можно за пару «халявных» заправок, или угробив какой нибудь из датчиков: к примеру ДМРВ, тем самым изменив смесь.

Как определить забитость катализатора?

  1. Вывернуть датчик кислорода и вкрутить манометр и проверить давление (если более 0.5 атм (Кг/см2) то он забит).
  2. Забитость катализатора так же определить по «мертвости» датчика кислорода. Иными словами, если датчик кислорода мертвый уже длительное время, или вообще вывернут, то топливная смесь в двигатель попадает не идеальная, в следствии чего и забивается катализатор.
  3. Звон внутри катализатора.
  4. Пробег более 100км – он забит, уверен на 99%.
  5. Так же забитость можно связать с мертвым датчиком кислорода. Если он умер – то катализатор наверняка забит.

Цена на катализатор

Стоимость на новый катализатор от 3т.р. не забывайте, что катализатор на 1,5л и на 1,6л мотор разные. Да и вообще зачем он вам нужен?

Вставка/проставка вместо катализатора

Забитый катализатор следует удалить, заменить на новый или поставить проставку или паук.

Проставка и стандартный катализатор на 1,5

Проставка и стандартный катализатор на 1,5

Проставка – обычная пустышка, устанавливается только на моторы 1,5 и как правило не требуют пере прошивки мозгов . Так же кто то просверливает катализатор или сжигает газосваркой все внутренности. Но наиболее эффективным будет установка паука.

Паук

Пауки делятся на несколько видов: 4-2-1  и 4-1.

4-2-1 – означает, что четыре трубы соединяются в две трубы а затем в одну.

4-1 – все четыре трубы соединяются в одну.

Так же есть паку с аналогичным звуком у субару «субару саунд». Его вишка кроется в разнодлинности выпускных колекторов.

Но об этом подробнее в соответствующих статьях.

На что заменить катализатор?

Если мотор 1,5 – просто покупаем проставку и ставим; если мотор 1,6 – то покупаем паук с отверстием под один датчик, ставим, прошиваем мозги под евро-2.

Горит ошибка (чек) после установки катализатора

Такое бывает, когда убираешь катализатор. Если к примеру у вас было два датчика – вы поставили один, или даже если поставили два датчика (пауки бывают разные), то появляются разные показания с двух датчиков кислорода из-за которых и возникает ошибка. Нужно перепрогромировать ЭБУ под евро-2 (под один датчик кислорода).

удаление катализатора – качественно и недорого

Автомобиль ВАЗ 2114 – один из долгосрочных проектов, реализуемый отечественным автопромом.

Начался выпуск 14-й модели в 2003 году. И за свою десятилетнюю историю производства этот автомобиль несколько раз подвергалась модификациям различной степени.

Если внешний вид и интерьер не претерпевали каких-то глобальных изменений, то силовой агрегат несколько раз менялся на принципиально новый вариант. Изначально ставились простые 8-клапанные моторы, которые производились согласно экологическому классу ЕВРО-2. После модельный ряд пополнили 16-клапанные версии, уже соответствующие ЕВРО-3. Последние годы на автомобиль ставились форсированные моторы, работавшие по стандарту ЕВРО-4.

На всех версиях этого автомобиля устанавливались каталитические конвертеры-нейтрализаторы.

На первых моделях катализатор ставился в отдельный корпус, следовавший за выпускным коллектором. После, с повышением экологических норм, катализатор стал изготавливаться как одно целое с выпускным коллектором (так называемый катколлектор).

Когда нужно вырезать катализатор на ВАЗ-2114?

На отечественных автомобилях каталитические нейтрализаторы выполняются как на керамическом, так и на металлическом основании. В среднем срок их службы составляет около 100 тысяч км пробега. Этот показатель может сильно отличаться как в одну, так и в другую сторону в зависимости от условий эксплуатации. Встречаются экземпляры, которые еще не потеряли свою функциональность и после 200 тысяч. А есть и те, что не дорабатывают и до 50 тысяч.

Есть несколько основных типов неисправностей каталитического нейтрализатора:

  1. Механическое разрушение. Такому типу подвержены в большей степени образцы, выполненные на керамическом основании. Изначально могут никак себя не проявлять, если при этом не произошло отделения частей от каталитического цилиндра. Однако в скором времени такой катализатор продолжит разрушаться дальше или начнет активно засоряться.
  2. Термическое разрушение. Встречается как на керамическом, так и на металлическом типа основания. При локальном повреждении этот дефект может быть незаметен. Однако с увеличением площади повреждения проходимость выпускного тракта падает, что проявляется в определенных нарушениях работы двигателя и чревато серьезными проблемами.
  3. Деградация каталитического слоя. Сказывается на качестве работы системы очистки. На ЕВРО-2 без наличия прочих неисправностей останется эта неисправность незамеченной. Если экологический стандарт выше – появится ошибка ЭБУ.
  4. Засорение продуктами выхлопных газов сот основания. Схожая по проявлению и последствиям поломка с термическим разрушением. На ранней стадии есть методики очистки засоров. Но в целом относится к неустранимым дефектам.

Модель 2114: удаление катализатора, как следствие поломок

Последствия эксплуатации автомобиля с проблемным катализатором сказываются не только на экологии окружающей среды и комфорте езды, но и на долговечности двигателя.

При неисправностях, связанных со снижением проходимости, повышается температурная нагрузка на детали поршневой группы и клапана. Если не достигается температурный порог разрушения, то высокая температура ведет к ускоренному износу. В случае достижения теплового предела прочности металла возможен прогар поршня или разрушение клапана.

Механическое разрушение так же опасно. Особенно для керамического типа основания, уложенного в катколлектор. Мелкие частицы керамики в момент остановки двигателя могут проникать в цилиндры под воздействием резонанса и антидавления. Керамические частицы имеют высокую твердость и, смешиваясь с маслом, образовывают абразивную пасту, которая съедает поршневую.

Причины неисправностей каталитического нейтрализатора

Помимо естественного износа, существует несколько причин для досрочного выхода катализатора из строя.

  1. Некачественное топливо. Самая распространенная причина. Бензин низкого качества или с содержанием присадок горит неправильно или выделяет разрушающие катализатор химические соединения. Может стать причиной термического повреждения.
  2. Нарушение герметичности камеры сгорания относительно контуров рабочих жидкостей. При этом в цилиндры проникает масло или антифриз. После горения они образовывают различные соединения, которые могут влиять на каталитический слой или засорять каналы.
  3. Пропуски зажигания. В этом случае в выпускной тракт попадает топливо, которое впоследствии воспламенится и может повредить основание.
  4. Сбои в системе питания, ведущие к обогащению смеси. Лишнее топливо догорает уже внутри выпускной магистрали, повышая температуру и увеличивая нагрузку на катализатор.
  5. Механическое воздействие. Вибрации могут развить даже небольшое микроповреждение в серьезную трещину. Удары в область корпуса катализатора чреваты моментальным разрушением.

Удаление катализатора ВАЗ-2115: когда необходимо?

Когда каталитический нейтрализатор выходит из строя, об этом свидетельствуют определенные признаки. Появление ошибки ЭБУ в большинстве случаев точно указывает на выход катализатора из строя. Есть несколько косвенных признаков, которые могут лишь подразумевать наличие проблемы:

  • увеличение расхода бензина без изменения условий эксплуатации;
  • понижение мощностных качеств двигателя;
  • посторонний шум со стороны корпуса катализатора;
  • резкий запах бензина из выхлопной трубы.

Обратите внимание! При появлении вышеперечисленных признаков необходимо пройти диагностику в специализированном сервисном центре!  

Удаление катализатора Калина: предварительная диагностика

Для подтверждения наличия проблем и выяснения, требуется ли удаление каталитического нейтрализатора, производится диагностика, состоящая из следующих этапов:

  • компьютерная проверка ошибок ЭБУ (только для классов выше ЕВРО-2) и показаний с датчиков кислорода;
  • проверка наличия антидавления в системе перед катализатором;
  • визуальный осмотр состояния катализатора.

Удаление катализатора на ВАЗ-2114 и варианты замены

Существует несколько способов восстановления выпускной системы после того, как проведено удаление каталитического нейтрализатора.

  1. Установка паука. Простой и популярный способ.
  2. Установка пламегасителя. Распространенный способ в целом, но на автомобилях ВАЗ ввиду простоты установки паука применяется реже.
  3. Монтаж нового универсального катализатора. Позволяет сохранить работоспособность механизма очистки. Обходится такой ремонт немного дороже двух предыдущих вариантов.
  4. Замена на оригинальный, новый или контрактный, каталитический нейтрализатор. Дорогой способ. При установке оригинального катализатора восстанавливается заводское состояние системы.
  5. Удаление каталитического наполнителя без установки заменителя. Не самый лучший вариант. Помимо упразднения механизма очистки, в выпускной системе появляются дополнительные тепловые и резонансные нагрузки.

ВАЗ-2114: удаление катализатора

На автомобиле ВАЗ 2114 имеются две принципиальные схемы расположения катализатора в системе выпуска. Рассмотрим применение каждого из способов под эти схемы.

  1. Каталитический нейтрализатор установлен в отдельный съемный корпус за выпускным коллектором. Проще всего сюда монтируются пауки конструкции 4–1 и 4–2–1. Требуется удаление катализатора и коллектора. На их место становится паук любого исполнения без переделки системы. Оригинальный каталитический нейтрализатор так же легко устанавливается. Откручиваются болты с двух сторон корпуса, и производится замена. Пламегаситель и универсальный катализатор требует в процессе установки сварочно-резочных работ. Если планируется просто удалить катализатор, то рекомендуется подобрать для приваривания на его место трубу меньшего диаметра, максимально близкого к диметру труб выпускной системы. Это делается для того, чтобы в пустом корпусе катализатора не появлялись резонансные явления.
  2. Для катколлектора идеально подходит установка паука 4–1. Паук конструкции 4–2–1 требует некоторой переделки выпускной системы, так как он не вмещается по длине. Пламегаситель и универсальный катализатор устанавливаются внутрь корпуса катколлектора после удаления наполнителя. Для этого требуется производство сварочно-резочных работ. Удаление каталитического наполнителя без установки заменителя в случае с катколлектором не рекомендуется, так как появляется резонанс и повышается шумовая нагрузка.

Наш автосервис производит удаление катализатора по любой из вышеперечисленных схем.

ВАЗ 2115 | Три в одном – или как уберечь катализатор

14.34. Три в одном – или как уберечь катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.

До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее «убивает», в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о «хирургическом вмешательстве» в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.

Весной, когда сотрудники ГАИ начинают «борьбу за чистоту воздуха», на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично «похудеть» по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.

Как они работают?

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.

Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. «Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический «кирпич», имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость».

Выхлопные газы «омывают» поверхность монолита, и, когда температура достигает «критического» значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.

Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся «плата» за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел …

Что их губит?

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.

«Сердцевина» большинства катализаторов изготовлена из керамики — материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто «чиркнуть» корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический «кирпич» может треснуть. После этого потеря «сердцевиной» своих рабочих качеств – дело времени.

Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.

Враги катализатора

Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического «кирпича» и быстро «засаливает» ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно «сжечь» полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы («тройные» потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже «физически». Таким образом, «жизнь» катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С «возрастом» он становится «ленивым» или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, «запекается» на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления».

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: «совместим с катализатором», лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается».

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о