Вес зил 131 – технические характеристики и объем двигателя, грузоподъемность армейского тягача с лебедкой ГАЗ-131, его схема, размеры и устройство

Содержание

ЗИЛ-131 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ЗИЛ-131
Производитель ЗИЛ
Годы производства 1966—2002
Сборка Флаг СССР ЗИЛ (Москва, СССР)
Флаг России ЗИЛ (Москва, Россия)
Флаг России АМУР (Новоуральск, Россия)
Иные обозначения АМУР 531340, АМУР 531350
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула
6 × 6
ЗИЛ-131
ZIL-130-engine-on-ZIL-131-l.jpg
Производитель ЗИЛ
Тип Бензиновый
Объём 5969 см3
Максимальная мощность 150 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент 402 Н·м, при 2000 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Расход топлива при смешанном цикле 35,5
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 95 мм
Степень сжатия 6,5
Система питания карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм OHV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо А-76
механическая 5-ступ.
Производитель ЗИЛ
Модель 130
Тип механическая
Число ступеней 5
1 передача 7,44
2 передача 4,10
3 передача 2,29
4 передача 1,47
5 передача 1,00
Задняя передача 7,09
Переключение напольный рычаг
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.
Длина 7040 мм
Ширина 2500 мм
Высота 2480 (с тентом 2970) мм
Клиренс 330 мм
Колёсная база 3350+1250 мм
Колея задняя 1820 мм
Колея передняя 1820 мм
Похожие модели КрАЗ-255Б, Урал-375Д, Урал-4320
Грузоподъёмность 5000 кг
Объём бака 2×170 л
Commons-logo.svg
 Медиафайлы на Викискладе

ЗИЛ-131 — советский и российский грузовой автомобиль повышенной проходимости Московского автозавода имени Лихачёва, основная модель. Являлся заменой грузовика ЗИЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии.

  • Снаряжённая масса:
    • без лебёдки — 6135 кг
    • с лебёдкой — 6375 кг
  • Полная масса:
    • без лебёдки — 10 185 кг
    • с лебёдкой — 10 425 кг
  • Грузоподъёмность:
    • по грунту — 3500 кг
  • Допустимая масса прицепа:
    • по дорогам с твёрдым покрытием — 6500 кг
    • по грунту — 4000 кг
  • Запас хода — 630 км
  • Радиус разворота — 10,8 м
  • Тормозной путь со скорости 50 км/ч — 29 м

Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. В отличие от ЗИЛ-157, на ЗИЛ-131 установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., унифицированный с двигателем автомобиля ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления, был применён электропневматический привод включения переднего моста. Передний мост можно включить тумблером на панели приборов, а при включении рычагом понижающей передачи в раздаточной коробке от установленного в механизме выключателя принудительно включался пневмопривод включения переднего моста. В КПП на 2-й и 4-й передаче имеются замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передачи, например при торможении двигателем на спуске. Была применена бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором, более мощный автомобильный генератор переменного тока. На случай выхода из строя электронного коммутатора имеется аварийный генератор импульсов, позволяющий двигаться своим ходом до 30 часов без существенной потери динамики.

В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2). Модернизированный бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 отличался увеличенной степенью сжатия, позволяющей эксплуатировать автомобиль на более высокооктановом топливе А-76 и АИ-93, винтовыми впускными каналами в ГБЦ.

Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):

  • Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
  • Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10 × 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
  • Для холодного климата ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС.

Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других

[1]. Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.

Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор. Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов, это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313), с глубиной бурения 3 м. Также имеется ЗИЛ-131НА с установкой БКМ-313, у которого глубина бурения 5 м.

  • Commons-logo.svg

    Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131

  • Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(131)М9-АР-01 на шасси ЗИЛ-131 производства «Пожтехника-Поморье», Архангельск

  • Interpolitex 2011 (402-47).jpg

    ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

  • Interpolitex 2011 (402-47).jpg

    ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

  • Interpolitex 2011 (402-47).jpg

    Вид на двигатель слева

  • Interpolitex 2011 (402-47).jpg

    Вид на двигатель справа

  • Interpolitex 2011 (402-47).jpg

    Манометр и кран регулирования давления воздуха в шинах, спидометр

Серийные пожарные автомобили на базе ЗИЛ-131[править | править код]

  • АЦ-40 (131), модель 137
  • АЦ-40/3 (131С), модель 153
  • АЦ-2,4-40 (131) 007-ИР
  • АЦ-2,5-40 (131Н)-6ВР
  • АЦ-3,0-40 (131)М9-АР-01
  • АЦ4-10 (131)
  • АР-2(131), модель 133
  • АЛП-40 (131), модель 223
  • АЛ-30 (131), модель ПМ-506
  • ПНС-110 (131), модель 131
  • АА-40 (131), модель 139
  • АГВТ-100 (131), модель 141
  • Масштабные модели автомобилей ЗИЛ-131 и его модификации (с тентом, цистерна, пожарная) в масштабе 1:43 выпускаются на казанском заводе «Элекон». Кроме того, китайской фирмой «Технопарк» выпускается ЗИЛ-131 в исполнениях «бортовой», «самосвал» и «автокран». На моделях от «Элекона» и «Технопарка» нет поворотных форточек на дверях. Украинская фирма ICM изготавливает сборные модели ЗИЛ-131 в масштабе 1:72, а с 2014 года и в масштабе 1/35.
  • В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предоставил модель бортового грузовика ЗИЛ-131 цвета хаки. Также этот производитель выпустил экспортный вариант бортового грузовика бежевого цвета.
  • В конце 2014 года производитель Автоистория выпустил модель ЗИЛ-131 в пяти различных вариантах.
  1. Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — ISBN 5-7030-0226-5.

ЗИЛ 131, технические характеристики, история и описание

Что должен себе представить человек, не искушенный в автомобильных марках и индексах, когда слышит название ЗИЛ-131? Каковы технические характеристики этой машины, ее история и сферы применения?

ЗИЛ 131

Знакомьтесь, ЗИЛ-131

Большой армейский грузовик, чаще всего с деревянным бортовым кузовом, накрытый тентом, с кабиной как у «Урала» и с четырьмя задними колесами. Выпуск этих машин для Советской Армии был налажен в 1966 и продолжался до 1986 года. С 1986 по 1994 АМО ЗИЛ выпускало модернизированный вариант ЗИЛ-131Н внешне неотличимый от «собрата», работающий на дизельном топливе. Затем модельный ряд заменили ЗИЛом-4334 с измененным дизайном кабины. После 1994 года 131-ую «зилаку» делали на Уральском автозаводе вплоть до 2002 года. Затем производственную эстафету перехватил новоуральский «Автомобили и моторы Урала» и выпускал полный аналог грузовика под маркой АМУР-521320. Причем шасси для различной спецтехники на базе этой машины выпускаются по сей день.

Хотя эти грузовики уже вышли из массового производства, они по-прежнему составляют действующий автопарк воинских частей. Их часто можно увидеть на российских дорогах в составе военно-транспортных колонн и военных парадов. К слову, ЗИЛ-131 – это не только тентованный борт, в котором перевозят людей и штучные грузы. На базе этого грузовика было выпущено много различной спецтехники как для армии, так и для гражданских нужд. Например, пожарные машины, мобильные узлы связи, системы «Град», седельные тягачи для стратегических ракет, лесовозы, автовышки и др.

Одной из существенных характеристик ЗИЛ-131 является повышенная проходимость. Такое требование обосновано, ведь армейскому грузовику приходится колесить не только по автострадам с твердым покрытием, но и по пересеченной местности, часто размичканной дождями и гусеницами. В соответствии со своим предназначением ЗИЛ-131 оснащен полноприводной трансмиссией и высоким клиренсом – 330 мм. Способен проходить брод глубиной более метра и преодолевать крутые подъемы до 30 градусов. Грузоподъемность армейского грузовика не рекордная, но достаточная для выполнения возложенных задач (см. таблицу).

Видеообзор

ЗИЛ 131 в таблицах и цифрах

ЗИЛ-131 и его технические характеристики можно проиллюстрировать с помощью таблицы:

Снаряженная масса6135 кг

для модификаций с лебедкой 6375 кг

Грузоподъемность3,5 т по грунтам

5 т по твердому покрытию

Допустимая масса прицепапо шоссе 6,5 т

по грунту 4 т

Запас хода без дозаправки630 км
Скорость по шоссе85 км/ч
Топливная система2*170 л
Расход топливав среднем 50 л/100 км
Колесная формула6:6
КПП5-ступенчатая «механика»

Параметры двигателя:

ТипКарбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый с подогревателем
Тип топливаБензин
Объем6 л
Мощность150 л. с. или 110 кВт

Габаритные размеры:

Длина от переднего бампера до заднего края кузова7040 мм
Ширина2500 мм
Высота кабины2480 мм
Высота тента2975 мм
Дорожный просвет330 мм

Известные модификации:

ЗИЛ-131Базовая (бортовая платформа)
ЗИЛ-131АВариант с неэкранированным электрооборудованием
ЗИЛ-131ВСедельный тягач для перевозки крупногабаритных грузов массой до 12 т
ЗИЛ-131ДВоенные и гражданские самосвалы
ЗИЛ-131Н1Версия со 105-сильным дизельным мотором
ЗИЛ-131Н2Этот вариант оснащался уже 132-сильным дизелем
ЗИЛ -131СВерсия грузовика для Крайнего Севера: кабина имела систему автономного отопления, усиленную теплоизоляцию и двойные стекла; на автомобиле использовалась морозостойкая резина
ЗИЛ-131ХГрузовик для степных и пустынных ландшафтов, часто с соответствующим камуфляжем
ЗИЛ-131-137БМногозвенный автопоезд для особо крупных перевозок

Несколько слов о кабине и кузове

Кабина ЗИЛ-131 капотная, цельнометаллическая. Интерьер выполнен в суровом советском стиле, без «буржуазных» излишеств, но со всем необходимым функционалом. Имеются и теплоизоляция, и освещение, и электронная приборная панель. Количество посадочных мест – три. Кресло водителя и 2 пассажирских сидения раздельные, что делает возможным их независимое регулирование. Подвеска под кабиной жесткая, так что трясти будет всегда. Если говорить о доступе к двигателю, то в капотной кабине это не представляет проблемы – достаточно просто поднять крышку капота.

Интерьер ЗИЛ 131

Кабина ЗИЛ 131

Борта кузова деревянные, глухие. Погрузка осуществляется через откидной задний борт. При необходимости на кузов монтируются металлические дуги, на которые натягивается защитный тент. По бокам расположены откидные скамейки для перевозки личного состава. В комплекте идет съемная скамейка на 8 человек. Итого в кузове можно организовать 24 места для сидения.

Кузов ЗИЛ 131

Кузов ЗИЛ 131

Советской промышленности уже нет, а ее плоды остались

С 1966 до начала 90-х было выпущено более 1 миллиона автомобилей ЗИЛ-131 различных модификаций. Они использовались не только в советском хозяйстве и Вооруженных Силах, но и широко поставлялись за границу для поддержки товарищей по социалистическому лагерю. До сих пор в странах Африки и Средней Азии можно увидеть продукты советского автопрома. Армия Северной Кореи на 100% оснащена советскими ЗИЛами. Проверенные временем, эти транспорты доказали свою долговечность и пригодность к любым климатическим и дорожным условиям.

ЗИЛ-131 технические характеристики, двигатель и расход топлива, коробка передач, устройство и фото

Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

131

Технические характеристики

ДвигательЗИЛ-5081
Количество цилиндров8
Расположение цилиндровV-образное под углом 90о
Количество тактов4
Диаметр цилиндра100 мм
Ход поршня95 мм
Объем двигателя5,97 л
Степень сжатия6,5
Мощность в киловаттах110,3
Мощность двигателя в лошадиных силах150
Максимальный крутящий момент410 Ньютон метров
Максимальная скорость85 км/ч
Максимальная скорость в составе автопоезда75 км/ч
Тип охлажденияЖидкостное
Тип топливаБензин А-76*
Расход топлива для автомобиля#35 литров на 100 км
Расход топлива в составе автопоезда#47 литров на 100 км

*Также подходят и большие октановые числа.

#Представленные числа являются среднестатистическими.

Двигатель

Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.

В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

131

Трансмиссия

Тип сцепления24
Тип коробки переключения передач182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Количество ступеней
Синхронизаторы
Тип раздаточной коробки
Передаточное число раздаточной коробки
Первая ступень2,08:1
Вторая ступень1:1
Тип главной передачиДвойная
Передаточное число главной передачи7,339:1
Привод задних мостовПоследовательный проходной

Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

Габариты

Размеры автомобиля
Длина7 040 мм
Ширина2 500 мм
Высота2 480 мм
Размеры платформы
Длинна3 600 мм
Ширина2 322 мм
Высота346 мм
Высота с учетом тента569 мм
Погрузочная высота1 430 мм
Колесная база3 350 мм
Дорожный просвет330 мм
Передняя колея1 820 мм
Колея задних колес обоих мостов1 820 мм
Колесная база6х6
Наружный радиус поворота10,2 м
Размер шин12,00-12
Преодолеваемый брод1,4 м
Преодолеваемый подъем30о
Длинна лебедки50 м
Грузоподъемность
По шоссе5 000 кг
По грунту3 500 кг
Вес буксируемого прицепа4 000 кг
Вес в полном снаряжении10 425 кг

131 габариты

Колесная формула

Колесная формула

Грузоподъемность

Подвеска

Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Электросистема

Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.

Устройство

Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.

Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.

ЗиЛ-131 был похож на другие отечественные грузовые машины высокой проходимостью. Основными его конкурентами были Урал-375 и ЗиЛ-157К. Сходство этих машин  объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании подобной техники. Отличия можно было заметить в некоторых узлах и в разном подходе к производству.

Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Кабина 131

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.

Количество отзывов Оставить отзыв

Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{{{ review.rating_title }}} Показать еще Оставить отзыв

Грузовик ЗиЛ 131 — полная характеристика автомобиля. Технические параметры, Габаритные размеры. Отзывы владельцев

Тип авто

Бортовой автомобиль
Колесная формула 6×6
Полная масса авто, кг 10425
Полная масса автопоезда, кг нет данных
Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг 6
Допустимая нагрузка на заднюю ось , кг 8
Грузоподъемность, кг 5000

Площадь платформы, м2

8,2

Объем платформы, м3

6,6
Масса снаряженного авто, кг 6790
Максимальная скорсть (км/ч) 80
Двигатель карбюраторный, четырехтактный, 8-ми цилиндровый, V-образный 90°, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя (л.с.) 150
Коробка передач механическая, 5-ти ступенчатая (синхронизаторы 2-3 и 4-5)
Число передач 5
Передаточное число ведущих мостов 7,34
Подвеска рессорная
Размер шин 12,00-20
Топливный бак 170 х 2
Кабина капотной компоновки цельнометаллическая без спального места
Екологический тип Euro-0

технические характеристики (ТТХ), грузоподъёмность, расход топлива на 100 км, военный автомобиль с КУНГом

Трехосный вездеход ЗиЛ-131 составлял основу автомобильного парка в Советской Армии и армиях стран-участниц Варшавского Договора. Машины, оснащенные кабиной с панорамным ветровым стеклом, угловатыми передними крыльями и знаменитым КУНГом можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара.

Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для установки и различных других различных надстроек кроме КУНГа. О мастерстве советских конструкторов, разработавших эту машину, говорит хотя бы тот факт, что она выпускалась с 1966 по 2002 год.

История создания

Разработка вездехода ЗиЛ-131 началась одновременно с началом работ по модернизации грузовика ЗиС-151, которые привели к созданию ЗиЛ-157. Для отработки решений были построены два опытных автомобиля под обозначением ЗиС-128 и 128А. Эти машины стали основой для первого опытного экземпляра ЗиЛ-131, построенного в 1956 году.

ЗИЛ-131 картинка

Особенностью нового вездехода стала широкая унификация узлов с перспективной гражданской машиной ЗиЛ-130. Проект предусматривал две модификации вездехода – тягач ЗиЛ-131 для артиллерийских частей и бортовой грузовик ЗиЛ-131А, предназначенный для доставки личного состава с вооружением. Изначально проект не предусматривал системы подкачки колес в движении.

Опытные машины оснащались перспективным 6-цилиндровым мотором ЗиЛ-Э130, который не удалось довести до серийного производства. По этой причине на вездеход стал устанавливаться мотор, позаимствованный у ЗиЛ-130.

Из-за особых требований заказчика по преодолению бродов, узлы трансмиссии ЗиЛ-131 имели герметизацию стыков специальной пастой, и применялось электрооборудование, способное выдерживать водные преграды.

Выпускной коллектор двигателя отливался из ковкого чугуна и собирался из трех частей. За счет этого он выдерживал резкие изменения температуры, неизбежные при движении вездехода через брод.

Приемочные испытания ЗиЛ-131 и 131А прошли в 1959 году, причем индексы модификаций поменялись местами. Армия отказалась от применения тягача, и в серии строился только бортовой вариант автомобиля ЗиЛ-131. Обозначение 131А появилось в производственной программе завода в 1971 – его присвоили гражданскому варианту.

Освоение ЗиЛ-131 шло долго – первые партии машин завод отправил заказчику только в конце 1966 года. Сборка машин шла в Москве до 1994 года. Помимо этого, с 1987 по 2002 год вездеходы собирались в Новоуральске на заводе УАМЗ.

С 1994 года производился вездеход ЗиЛ-4334, который отличался кабиной и мог комплектоваться различными двигателями. Последние машины были собраны в 2016 году.

Описание конструкции

Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.

Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.

Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.

Двигатель

На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.

Военный ЗИЛ-131 с кунгом

Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.

На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.

Гидравлика и рулевое управление

Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.

Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.

При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.

Трансмиссия

Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.

ЗИЛ-131 зимой

От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.

Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.

Электрическая система

Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.

Тормозная система

На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.

Варианты надстроек

Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.

Зил 131 бортовой

По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.

Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.

Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.

Технические характеристики

 ЗиЛ-157КЗиЛ-131Урал-375Д
Масса пустого, кг554063758400
Масса с полной нагрузкой, кг101901042512900
Скорость, км/ч658075
Расход топлива, л/100 км424050
Колея, мм1755/175018202000
Длина, мм668470407350
Ширина, мм231525002690
Высота (бортовой вариант), мм236024802680
База, мм312033503525

Применение

Вездеходы ЗиЛ-131 стали одной из основных машин для создания пожарной техники. На базе машины изготовлялись автоцистерны, рукавные автомобили, лестницы.
В армии шасси вездехода применялось для размещения установок залпового огня, зенитных ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗиЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.

Зил 131 пожарный

Грузовики имели штатные точки крепления, позволявшие устанавливать машину в грузовом отсеке самолета. Армейские седельные тягачи применялись совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.

Модернизации

Вездеход ЗиЛ-131 претерпел в ходе производства одну модернизацию, которая произошла в 1986 г. Изменения коснулись двигателя, который стал расходовать меньше топлива. Параллельно сократилось количество вредных выбросов отработаных газов. Использовавшийся брезентовый тент заменили на более дешевый и прочный синтетический, унифицированный с изделиями для грузовиков КамАЗ.

Выросла на 250 кг грузоподъемность при движении по грунтовым дорогам. Модернизированные армейские вездеходы получили обозначение ЗиЛ-131Н, а гражданские – 131АН.

Гражданские машины лишились дополнительного топливного бака.

Силами автосборочного завода в городе Чита строились вездеходы ЗиЛ-131С, предназначенные для работы в условиях крайнего Севера. Кабина имела дополнительную изоляцию и двойные стекла. Машины комплектовались противотуманными фарами, системой предпускового подогрева, автономным отопителем. Резинотехнические изделия сохраняли работоспособность при температуре до минус 60⁰С.

Видео

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

Родом из Москвы


В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991» приводится мысль о влиянии американских грузовиков REO М34 на конструкцию отечественного ЗИЛ-131. Если это даже и так, то в Советском Союзе выбрали неплохой вариант для подражания. Работы над американской машиной закончились в 1949 году, и через пару лет грузовик пошел в войска. Полноприводный трехосный M34 вместе с многочисленными модификациями стал одним из самых распространенных машин армии США и получил за непревзойденную надежность прозвище Eager Beaver, или «Добросовестный». Внешний вид грузовика не отличался изяществом (как, впрочем, и всей американской колесной техники), кабина вообще была открытая, но зато КПП имела 5 ступеней с синхронизаторами, а верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор развивал вполне приличные 127 л. с. Грузоподъемность М34 на грунтовых дорогах не превышала 2,5 тонны, а твердое покрытие под колесами позволяло грузить до 4,5 тонны.

«Американец» М34. Возможно, именно его мотивы использовались при создании ЗИЛ-131

В СССР непосредственным предшественником 131-й машины можно считать не самый удачный ЗИС-151, который, в свою очередь, ведет историю от ленд-лизовского «Студебеккера». Кроме слабого мотора и большой массы, важным недостатком грузовика была двухскатная ошиновка задних мостов. С одной стороны, этого требовали военные в погоне за большей грузоподъемностью, а с другой, это серьезно ограничивало проходимость машины по слабым грунтам и снежной целине. Когда в армии появился легендарный ЗИЛ-157, к нему также появились претензии в части малой грузоподъёмности и слабых тяговых возможностей – на роль артиллерийского тягача он не годился. Именно для артиллерийских подразделений в середине 50-х и начали разрабатывать ЗИС-128, который, кстати, много в чем перекликался с упоминаемым ранее «американцем» М34.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

ЗИЛ-131 и аналоги

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии


ЗИС-128 в тяговой версии для артиллерии

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии


ЗИС-128 в транспортном исполнении

В первоначальном варианте машину именовали ЗИС-Э128В, но с первыми опытными экземплярами остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, отличался новыми раздаточной коробкой, КПП, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Грузовую платформу опустили вниз с целью снижения центра тяжести и упрощения разгрузки/загрузки боеприпасов. История не сохранила для нас ни одного экземпляра той экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит помнить, что опытные ЗИС-128 появились практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Такие парадоксы конструкторский работы внутри одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Министерства обороны. Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165, который представлял из себя сборную солянку из различных агрегатов, в частности, кабина была от 130-го. По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый мотор стали причиной отказа военных в 1957 году от этой конструкции. Тогда уже все осознавали, что для новой машины требовался новый мотор мощностью под полторы сотни лошадиных сил. А его не было.


ЗИЛ-165

По причине моторного голода в 1958 году военные завернули прототип ЗИЛ-131Л (не путать с появившимся позже лесовозом ЗИЛ-131Л) с опытным V-образным 6-цилиндровым двигателем мощностью 135 л. с. Машина отличалась стальной грузовой платформой с низкими бортами и конусными колесными дисками.

Первые прототипы с индексом 131


Первые машины ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и первое время оснащались 6-цилиндровыми моторами, которые впоследствии заменили на V-образные «восьмерки». Предполагалось разрабатывать машину в двух вариантах – ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск.

ЗИЛ-131А

Фактически ЗИЛ-131 изначально не планировали для широкого применения в сухопутных войсках – ему готовилась карьера преимущественно артиллерийского тягача. В армии в то время был ЗИЛ-157 «Колун», который по большинству параметров устраивал военных. То есть 131-я машина не должна была собой заменять никакую технику, а первоначально являлась самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. ЗИЛ-157, к слову, собирали до 1991 года, правда, в большей степени не для армии. Но нравы и стратегии Министерства обороны Советского Союза в те времена отличались изменчивостью, и в итоге ЗИЛ-131 из артиллерийского тягача превратился в многоцелевой грузовик.


Прототип ЗИЛ-131 на различных этапах испытаний

История покажет, что по количеству возможных вариантов использования трехосный вездеход из Москвы будет едва ли не самым востребованным в Советской Армии. В общей сложности в конце 50-х годов было построено шесть опытных машин, среди которых были транспортные, тяговые образцы и даже один седельный тягач. После предварительных испытаний к 1960 году заводчане представили военным серьезно доработанные грузовики. В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости. В издании «Автолегенды СССР» упоминается также, что военные выделили чрезмерную массу прототипов, недостаточный дорожный просвет и малую бродоходимость – не более 1,2 метра при требуемых полутора метрах. На ЗИЛе недостатки исправили к июлю 1960 года, но повторные испытания выявили склонность к заносу из-за неудачного рисунка протектора и неудовлетворительную работу межколесных самоблокирующихся дифференциалов. После устранения указанных недостатков и модернизации экранированного электрооборудования военные специалисты оставили для дальнейшей работы единственный вариант будущего грузовика в транспортном исполнении. От артиллерийского тягача решено было отказаться.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

Опытный вариант ветрового стекла ЗИЛ-131. Плоские стекла позволяли оперативнее менять разбитые секции и, самое главное, в перспективе можно было думать о бронировании

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

Еще один вариант ЗИЛ-131 с плоскими стеклами и герметизированной кабиной, 1983 год

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

Эрик Сабо — главный дизайнер ЗИЛа

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

Поисковый макет будущего ЗИЛ-131. В некоторых источниках пишут, что зиловцы не оставили исходную облицовку гражданского 130-го в обмен на согласие военных с панорамным ветровым стеклом

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

В конце первой части материала представляю, наверное, самый необычный ЗИЛ-131.Эта полукапотная машина была разработана и собрана на Черниговском заводе специального автотранспорта в начале 80-х годов. Основное предназначение — сопровождение киноэкспедиций по бездорожью

Описанные прототипы ЗИЛ-131 уже тогда было непросто отличить от будущих серийных моделей. Присутствовали фирменные угловатые крылья, защитная решетка головного освещения и деревянный решетчатый кузов. Трансмиссия отличалась относительной легкостью и простотой, имела средний проходной мост, что выгодно отличало её от аналогичной конструкции ЗИЛ-157, в которой было аж пять карданов. Кроме этого, кабина 131-го ЗИЛа была просторнее, а давление в колесах регулировалось системой с внутренним подводом воздуха. Имея высокую унификацию с гражданским ЗИЛ-130, армейский грузовик отличался панорамным ветровым стеклом, что было неким нонсенсом для военной техники. Трудности возникали как с заменой разбитого триплекса, так и с транспортировкой гнутого стекла. Удивительно, что, подвергая автомобиль длительным и придирчивым испытаниям, военные специалисты слишком поздно осознали непрактичность гнутого панорамного стекла от ЗИЛ-130. 19 января 1959 года инженер-полковник Г. А. Гетманов, участвующий в испытаниях прототипов, писал главному инженеру ЗИЛа, что «применение панорамных стекол на кабине, не давая каких-либо преимуществ, серьёзно затрудняет вождение автомобиля в ночное время из-за появления сплошных бликов на стекле от фар встречных машин». От панорамного стекла не отказались, а лишь разделили его на две части.

Продолжение следует…

технические характеристики и устройство :: SYL.ru

«ЗИЛ-131» — это военный автомобиль. Он состоял на вооружении армии Советского Союза. Данный автомобиль обладает высокой проходимостью и предназначался для езды при отсутствии дорог. Сегодня его можно встретить и в обычной, гражданской жизни. Однако основное предназначение «ЗИЛа» – все же работа в оборонной сфере.

История создания

Выпуск этого автомобиля начался в 1966 году на автозаводе имени Лихачева в Москве. Кузов грузовика представлял собой платформу, изготовленную из дерева. Платформа была военного или армейского типа, а задний борт откидывался. Боковые решетки борта были снабжены также откидными скамейками на 16 человек.

зил 131

Производилось несколько модификаций машины «ЗИЛ-131». Выпускались бортовые автомобили с лебедкой и без нее, серии с неэкранированным электрическим оборудованием – 131А, так называемый седельный тягач 131В.

Далее, в 1986 году, на заводах начали выпускать еще одну версию на базе 131-ой модели. Это был автомобиль 131Н. В 1994 производство этих машин свернули, потому что начался выпуск более новых моделей. Однако на заводах УАМЗ производство не прекратилось и продолжалось вплоть до 2002 года.

Разработка и производство модели

Вместе с созданием полноприводного грузового автомобиля для армии инженеры завода имени Сталина, а позже завода им. Лихачева, решили, что необходимо создать принципиально новую машину. Принципы и идеи, которые лежали в основе будущего 131-го, были уже досконально опробованы на специальном, созданном в виде эксперимента, транспортном средстве «ЗИС-128». В нем выявили определенные недостатки, после испытаний проект закрыли, а на основе проекта создали первый опытный экземпляр автомобиля. Это получился унифицированный грузовик с большими перспективами.

Получилось так, что «ЗИЛ-131» появился немного ранее, нежели «ЗИЛ-130». Поэтому разработчики оснастили его 6-ти цилиндровым двигателем. Затем производители столкнулись с трудностями, которые заключались в изготовлении эксклюзивных деталей. Поэтому была выпущена переходная модель — «ЗИЛ-165». Автомобиль имел черты 157-ой модели и нового опытного автомобиля 130-й модели.

зил 131 дизель

Разработчики и инженеры в ходе многочисленных испытаний выяснили, что конструкция снова несовершенна. Именно поэтому в серию этот автомобиль не пошел. Инженеры, в свою очередь, стали усиленно дорабатывать 131-ую модель.

В 1959 году проходили испытания машины. На следующее три года были большие планы по запуску серийного производства. Однако из-за возникших временных трудностей производство пришлось отсрочить. Затем 130-ый попал на конвейеры лишь в 1967 году. Это промедление начала производства пошло на пользу новому «ЗИЛу». Конструкторы и инженеры сумели очень усовершенствовать конструкцию. После этих доработок машина стала обладать гораздо большей грузоподъемностью, увеличенной скоростью. Также специалисты сумели снизить расход топлива, уменьшили радиус поворота на один метр. Кабина стала гораздо удобней, а подвеска — мягче.

зил 131 устройство

«ЗИЛ-131», устройство которого постоянно менялось, был награжден знаком качества. Эта дата (февраль 1974 года) была знаковой в истории завода им. Лихачева.

Какие имеет «ЗИЛ-131» технические характеристики?

Колесная формула автомобиля — 6×6. Также он был оснащен трехместной цельнометаллической кабиной. Платформа бортов изготовлена из дерева и усилена металлическими деталями. Задний борт откидывается, есть скамейки.

Двигатель

«ЗИЛ-131» оснащался одной силовой установкой. Это был восьмицилиндровый карбюраторный агрегат. Мощность, которой обладает данный мотор, составляет 150 л. с. При этом количество оборотов — 3200 об./мин. Крутящий момент двигателя при 2000 об./мин. – 41 кГм. Расход топлива – 240 гр./ч на одну лошадиную силу. В среднем на «сотку» он потребляет от 30 до 50 литров бензина. По сегодняшним меркам это довольно много. Но в те времена о расходе топлива никто сильно не задумывался в силу его дешевизны.

Трансмиссия

КПП здесь пятиступенчатая, механическая, раздаточного типа. Также автомобиль снабжен тремя карданными валами. Ведь все три моста в машине являются ведущими. Сцепление выполнено в виде однодискового сухого типа. КПП оснащено инверторными синхронизаторами, которые позволяют включать вторую, третью, четвертую, пятую передачи. Переключения осуществляется при помощи рычага.

Колеса и резина

Первые выполнены в виде дисков. Обод закреплен при помощи 8-ми шпилек. Шины предполагают автоматическую регулировку давления.

Подвеска

Подвеска спереди; она зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

зил 131 технические характеристики

Механизм рулевого управления представляет собой винт, шариковую шайбу и рейку, которая зацепляется с зубчатым сектором вала. Есть гидроусилитель руля.

Электрическая часть и грузоподъемность

Напряжение аккумулятора – 12 В. Также есть генератор. Зажигание представлено системой «Искра».

Грузоподъемность этого автомобиля составляет 3750 кг, при условии движения по большинству дорог. Если дорога представляет собой хороший асфальт, а машина без прицепа, то грузоподъемность увеличивается и составляет около 5000 кг. Масса снаряженного автомобиля составляет 10185 кг.

двигатель зил 131

Как уже было написано выше, автомобиль выпускался в различных модификациях. И если большинство автомобилей выпускались под бензин, то в 1986 году стали сходить с конвейера грузовики «ЗИЛ-131» дизель. Грузовик такой модификации получил в название модели букву «Н».

Модификации автомобилей

Удачные технические характеристики позволили использовать базу этих машин для многочисленных модификаций. Так, автомобили в базовой комплектации выпускались с 67 по 86 год. Затем на заводах начали выпускать модель 131А, которая характеризовалась наличием неэкранированного электрического оборудования. Она отличалась отсутствием средней скамейки в кузове и выпускалась с 71 г.

зил 131 самосвал дизель

Седельный тягач 131В отличался более короткой рамой, а также наличием седельно-сцепного устройства. Модель была укомплектована парой запасных колес. Тягач предназначался для буксировки полуприцепов.

Затем появилась на свет опытная модель 131Д. В будущем на ее базе выпустят «ЗИЛ-131» самосвал дизель. Второй такой же имел на борту агрегат марки «Катерпиллер». Модель была разработана в 1992 году.

автомобиль зил 131

Модель 131Н была оснащена новым двигателем, другим светом и оптикой, а также тентом. Ресурс машины значительно увеличился. Было несколько таких машин. 131Н1 имел дизельный двигатель и 105 л. с. Модель Н2 была также с дизелем, но несколько мощнее, 132 л. с.

Модели 131АС производились в основном для использования в условиях северных холодов. Эти автомобили отличались хорошей теплоизоляцией, отоплением, специальными противотуманными фарами, теплоизоляцией аккумуляторов, специальной, морозостойкой резиной. В такой модификации автомобиль «ЗИЛ-131» можно использовать даже при температуре воздуха до -60 градусов.

Мощная машина, обладающая колесной формулой 6×6, может свободно перевозить более 5000 кг груза. Кабина имеет капотный тип, что, возможно, и позволило этому автомобилю стать таким популярным в качестве военного транспорта. Грузовик обладает повышенной проходимостью, по сути, это вездеход. Проходимость обеспечивают одинаковые передние и задние колеса, широкопрофильная резина и клиренс в 315 мм. Такое сочетание технологических решений, как, например, автоматическая подкачка шин прямо на ходу, дифференциалы кулачкового типа с возможностью автоматической блокировки, пятиступенчатая коробка передач, наличие в некоторых моделях лебедки, позволило использовать грузовик «ЗИЛ-131» в любых условиях, в работе по любому бездорожью. Автомобиль обладает низким центром тяжести, а двигатель скрывает в себе огромные запасы мощности. Он может развить мощность в 115 л. с. Именно благодаря такому двигателю автомобиль смело едет по ровному шоссе со скоростью до 90 км/ч, забирается на подъемы до 30 градусов, а также преодолевает неглубокие реки и броды.

Данный грузовик отлично показал себя в тяжелейших условиях работы, а также получил признание и уважение водителей и автолюбителей, как гражданских, так и военных. Хоть производство этой модели закончилось в 2002 году, «ЗИЛ-131» (дизель и бензин) можно часто видеть на дорогах и в военных частях. В основном сейчас он используется в сельском хозяйстве.

Итак, мы выяснили, какие имеет «ЗИЛ-131» технические характеристики двигателя и грузоподъемность. Как видите, этот автомобиль зарекомендовал себя как одно из самых надежных транспортных средств с высокой мощностью, большим клиренсом и отличными показателями проходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *