Я112А12 как проверить – Регуляторы напряжения Я112А и Я112В – применение, замена, разница — Схемы автомобильных генераторов — Схемы генераторов — Каталог статей

Проверка интегральных регуляторов напряжения (ИРН)

Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б нужен источник постоянного тока, позволяющий получать напряжение 12 и 16 В, и контрольная лампочка мощностью не более 1,5 Вт. В качестве источников тока можно использовать аккумуляторные батареи, но лучше регулируемый источник (пульсация не более 0,3 В).

Для проверки регуляторов Я112Б собирают схему по рисунку в:

  • «—» аккумуляторной батареи соединяют с теплоотводом ИРН,
  • «+» через переключатель напряжений S с клеммой «Б» или с клем­мой «В» (для регуляторов Я112А)
  • клемму «Ш» обоих типов регу­ляторов соединяют через контрольную лампу «+» 12-вольтного источника напряжения

При проверке Я112В надо дополнительно соединить выводы «Б» и «В».

Если регулятор исправен, то при установке переключателя напря­жения S в положение 12 В лампочка горит (выходной транзистор открыт), а в положении переключателя на 16 В — гаснет. Если в обоих случаях лампочка не горит то в выходной цепи регулятора обрыв, а если горит, пробит выходной транзистор.

При регулируемом источнике питания можно замерить напряже­ние, поддерживаемое ИРН. Показания вольтметра снимают при по­вышении напряжения источника от 12 В вверх в момент погасания лампы или при его понижении начиная с 15… 16 В в момент загора­ния лампы.

Проверка ИРН Я120 производится по схеме (рисунок в), но при этом используются аккумуляторные батареи на 24…32 В и контроль­ная лампочка на соответствующее напряжение. «+» батареи надо соединять с клеммой «В», а лампочку — с клеммой «Ш» и «+» бата­реи 24 В.

Чтобы убедиться, обеспечивает ли ИРН нормальное возбуждение генератора, надо измерить падение напряжения между клеммами «Ш» и «М». Величину падения напряжения в регуляторе можно про­верить по схеме, приведенной на рисунке г. К клемме «Б» («В») и «—» (корпус) подключают соответственно «+» и «—» аккумулятор­ной батареи 12 В (для Я120 нужна батарея 24 В). Клемму «Ш» ИРН соединяют через реостат (начальное сопротивление не менее 4 Ом) и амперметр с клеммой «+» батареи. Между клеммой «Ш» и тепло­отводом регулятора устанавливают вольтметр класса не ниже 1 со шкалой 3 В. Реостатом устанавливают ток 3 А, соответствующий максимальному току возбуждения, и вольтметром замеряют падение напряжения, которое должно находиться в пределах 1,1…1,7 В.

Падение напряжения в ИРН легко проверить на собранной уста­новке:

  • на генераторной установке 13.3701 надо снять защитную крыш­ку ИРН, соединить отрезком провода выводные клеммы «В» и «Д» генератора
  • включить «массу» аккумуляторной батареи на тракторе (или подключить батарею плюсовой клеммой к клемме «В», а мину­совой— к корпусу генератора)
  • подключить вольтметр между клеммой «Ш» и теплоотводом, снять падение напряжения по показаниям вольтметра

Схемы проверки

Рис. Схемы проверки:
в-работоспособности ИРН ; г- падения напряжения в ИРН

Диагностика регулятора напряжения Я112В | Своими руками

  Если рассмотреть номенклатуру поставляемых на отечественный рынок регуляторов напряжения, то можно отметить что она не настолько широкая. И хотя любой регулятор напряжения в автомобиле выполняет одну и туже функцию но принцип проверки и диагностики для каждого типа совсем другой. Так как же проверить на работоспособность регулятора напряжения Я112В если есть подозрения что он не работает или работает не так как надо?

  Данная марка регулятора напряжения устанавливался на автомобили отечественного производства ВАЗ-2104..05..07, а так же автомобили марки Таврия до 91 года выпуска. К сожалению выпуск интегрального регулятора напряжения Я112В приостановлен, так что способ проверки регулятора будет как нельзя к стати.

Внешний вид регулятора Я112В

Стоит отметить, что при производстве данной марки регулятора, завод изготовитель предпринимал меры по защите от копирования детали подпольными цехами и организациями. Защита заключалась в нанесении голограммы (указана на фотографии стрелкой)

Внутреннее устройство Я112В

 

  Разобрав корпус регулятора Я112В нашему взору откроется печатная плата с несколькими электронными компонентами, в принципе деталей минимум, так что при крайней необходимости можно отремонтировать, если же конечно вы владеете паяльником и нет возможности приобрести новый.

 

Схема подключения Я112В

 Как видно из электромонтажной схемы, генераторы серий Г221, Г222, Г250 и Г502А, состоит из трех силовых обмоток Y1…Y3, благодаря которым при вращении якоря и происходит генерация переменного тока.

  Но как известно все потребители в автомобиле используют не переменное напряжение, а постоянное, поэтому без выпрямителя в виде диодного моста нам не обойтись. Из схемы соединений и конструктивных особенностей генератора, можно сделать вывод: что как бы мы быстро не крутили вал генератора, если на возбуждающей обмотке нет постоянного напряжения, наш генератор не выдаст ни вольта.

Данное напряжение подается на 15-ую клемму генератора автомобиля и на контакт «Б» регулятора.

Определяем работоспособность Я112В

 Проверка работоспособности регулятора марки Я112В в домашних условиях используя при этом подручные средства не составит труда, для этого нам потребуется собрать несложную схему на основе блока питания:

Требования к блоку питания:

— Возможность регулировки напряжения в диапазоне от 10 Вольт до 15.

Требования к измерительному прибору:

— возможность измерения постоянного тока;

— предел измерения 15В.

Требования к контрольной лампе:

— рабочее напряжение 12 Вольт;

— мощность 3…12 Вт.

 При отсутствии необходимого блока питания можно использовать устройство для подзарядки автомобильных аккумуляторов.

Требование к зарядному устройству аккумулятора:

— возможность регулировки тока зарядки.

 Но если Вы решили заменить БП (блок питания) пуско-зарядным устройством то необходимо помнить, что в ЗУ (зарядном устройстве) предусмотрена защита, которая не позволит включить устройство без наличия «нагрузки» в виде аккумулятора.

 Если по-прежнему Вы испытываете затруднения в выборе источника питания для поверочной схемы, и вам не удалось отыскать ЗУ или блок питания, то и это не проблема! Используйте обычные пальчиковые батарейки с напряжением 1,5 Вольта.

 Методика диагностики регулятора Я112В

1.Подводим питание 12 Вольт на клемму «А» и массу регулятора (наблюдаем горение контрольной лампы)

2.Повышаем напряжение до 14.5 Вольт, (если лампа погасла – регулятор напряжения исправен)

3.Если при подачи напряжения 12 вольт лампочка не горит, или при повышении напряжения до 14.5 Вольт лампочка не гаснет, выносим печальный вердикт – замена!

Схема регулятора напряжения Я 112 А — Генераторы — — Каталог статей

Регулятор напряжения Я 112 А 

Полезно прочитать  «Регулирование напряжения»

Таблица генераторов, в которых применяется регулятор напряжения Я112А  см по этой ссылке

В этом регуляторе составной регулирующий транзистор, обмотка возбуждения и схема управления имеют объединенную точку питания – В и В (в регуляторе Я 112 В две точки питания Б и В)  Про регулятор Я 112 В смотри здесь

Регулятор напряжения Я112А применяется в генераторах выполненных по схеме без дополнительных диодов

Регулятор напряжения Я112В применяется в генераторах выполненных по схеме с дополнительными диодами  (кроме Г222 )

Возможные проблемы с заменами генераторов с доп диодами на генераторы без доп диодов и наоборот, описаны здесь

Регулятор Я112А выпускают разные производители, поэтому они могут иметь разные обозначения

Аналоги (заменители)

Я112А 

Я112А1

41.3702

4302.3702

771.3702

Регулятор напряжения это электронное реле, которое поддерживает входное напряжения  генератора 14, 2 Вольта.

Регулятор включен в цепь обмотки возбуждения и включает – выключает ток в этой обмотке. Когда реле открыто и пропускает ток возбуждения, ротор намагничивается и генератор повышает напряжение. Когда напряжение превышает значение 14, 2 Вольта, реле закрывается, и ток возбуждения прекращается, напряжение генератора падает, и регулятор снова включает ток возбуждения, так с частотой 25 – 30 Гц, происходит включение – выключение тока возбуждения.

Силовой элемент реле это составной транзистор V4 V5. Когда он открыт через него на массу проходит ток возбуждения.

При включении зажигания Плюс приходит на точку В и на вторую точку В регулятора, Для данного типа регулятора эти точки соединены между собой. Транзистор V2 закрывается и открывает составной транзистор V4 V5, появляется ток возбуждения (точка В, Обмотка возбуждения, точка Ш, транзистор V5, масса). Генератор возбуждается и напряжение повышается. Транзистор V2 закрыт, потому, что цепь его базы не проводит тока. Потенциал его коллектора высокий, и по цепи R6 V3 идет ток базы выходного составного транзистора V4 V5, поэтому выходной транзистор открыт.

Выходное напряжение генератора приложено к делителю R1R2, часть этого напряжения действует на стабилитроне V1. Напряжение повышается до напряжения стабилизации и стабилитрон открывается, появляется ток R1, V1, база транзистора V2, поэтому транзистор V2 открывается. Потенциал его коллектора заземляется, диод V3 мгновенно закрывается, и ток базы выходного составного транзистора обрывается, он закрывается, и ток возбуждения генератора прекращается, напряжение генератора начинает падать. Когда на стабилитроне V1 напряжение станет меньше напряжения стабилизации, стабилитрон закроется, прекратится ток базы транзистора V2 и он закроется, на его коллекторе появится плюс, который откроет диод V3, появится ток базы V4 V5 и он откроется, появится ток возбуждения, и напряжение начнет расти. Далее все повторится.

Цепочка R5 С2 обеспечивает обратную связь, по которой проходит импульс, обеспечивающий четкое срабатывание всей схемы. Регулятор все время работает в режиме переключения, в момент, когда стабилитрон открывается, транзистор V2 начинает открываться и закрывает составной транзистор, на коллекторе V4 появляется плюс, который скачком через конденсатор попадет на базу V2, и ускоряет его открытие, это ускоряет закрытие составного транзистора. Далее конденсатор заряжается, в момент закрытия стабилитрона, его минус оказывается приложен к базе V2, транзистор быстро закрывается, открывая составной транзистор. Конденсатор С2 разряжается, и отрицательный фронт с коллектора попадает базу V2, ускоряя его закрытие, и открытие составного транзистора, соответственно.

Конденсатор С1 работает как фильтр, поддерживая независимость работы стабилитрона от скачков напряжения, связанных с работой самого регулятора.

 

Сопротивления Rб, R4, R3, обеспечивают режимы работы транзисторов.

Диод V6 шунтирует обмотку возбуждения при резком прекращении тока. В момент закрытия составного транзистора, ток резко прекращается и в обмотке возбуждения возникает ЭДС самоиндукции, которая импульсом высокого напряжения прикладывается к закрытому транзистору, транзистор может быть пробит. Шунтирующий диод имеет такое направление, что импульсом этого напряжения он открывается и накоротко замыкает обмотку возбуждения, ток самоиндукции гаснет, не создавая скачка напряжения.

 

Я 112В  более интересный регулятор, у него  схема управления отделена от цепи  выходного транзистора по питанию. Такой регулятор можно  использовать в схеме, где через замок зажигания проходит маленький ток управления, а через выходной транзистор проходит основной ток возбуждения генератора. (генератор Г222 для ВАЗ 2105).

В основном Я112В применяется в схемах генераторов с дополнительными диодами (например 584.3701, 6631.3701 УАЗ). 

Если в генератор с регулятором Я112А поставить регулятор Я112В, то генератор работать не будет.(если сделать маленькую хитрость и соединить проволочкой точки Б и В регулятора, то он превратится В 112А и будет работать).

 

Как проверить интегралку генератора, интегральный регулятор напряжения я112а

Установка автомобильного регулятора я112а (Шоколадки) в БПВ 14-10

Переделываем БПВ-14-10 под интегральный регулятор напряжения Я112А1 от жигулевского генератора Г-222 (можно взять аналогичный «москвичёвский» Я112В1). Размеры его небольшие, он вполне поместится в корпусе ижевского блока, но что более важно — он, как и блок БПВ-14-10, регулирует напряжение по минусу (т.е. отрицательным регулированием).

 

Рис. 1. Жигулевский и москвичевский интегральные регуляторы

Переделка заключается в следующем:
Удаляем плату с радиодеталями и тиристоры с нашего блока:

 


Рис. 2

В месте установки интегрального регулятора удаляем так же фиксаторы фазных планок выпрямителя как показано на фото красными стрелками

 


Рис. 3.

Красными стрелками показаны фиксаторы, которые необходимо удалить:

Рис. 4. Так выглядит блок БПВ-14-10 после удаления фиксаторов

Аккуратно зачищаем места пайки по плюсовой и минусовой шине. На шине клеммы «X3» удаляем часть токоведущей дорожки, чтобы отделить клемму «Х3» от спайки дополнительных диодов блока

Рис. 5. Красная линия — место удаления печатной дорожки клеммы «Х3». Синяя линия — перемычка для первого варианта переделки

В интегральном регуляторе Я112А1 небольшими отрезками проводов делаем распайку, клеммы «В» и «Б» соединяем перемычкой и отсюда же выводим отвод к клемме «Ш» и к массе (это противоположная металлическая сторона регулятора). Также припаиваем отрезки проводов (чтобы не путаться, удобно подобрать провода разного цвета).

 


Рис. 6. Впайка проводов в интегральный регулятор: красный провод — к клеммам «В» и «Б», зеленый — к клемме «Ш», черный — масса.

Теперь впаиваем интегральный регулятор в ижевский блок:
Провод от клеммы «Ш» припаиваем к разъему «Х1», массу — к минусовой шине, плюс (перемычка между «В» и «Б») — на плюсовую. Для надежной фиксации можно интегральный регулятор приклеить к блоку или клеем, или двухсторонним скотчем. Чтобы подключить сигнальную лампу дозарядки, можно соединить разъем «X3» с любым из разъемом «X5», «X7», «X4» (т.е.к любой фазной клемме, но удобнее к «X7»). В проводке мотоцикла мы ничего не меняем, но при этом у нас при включении зажигания лампа контроля дозарядки гореть не будет, а при работе двигателя, при исправном генераторе, выпрямителе и интегральном регуляторе, она будет светиться.

 


Рис. 7. Впаянный в блок интегральный регулятор. Красная стрелка — место удаления печатной дорожки клеммы «Х3»

Кому данный вариант покажется неудобным, можно воспользоваться жигулевским реле контроля лампы дозарядки РС-701 или аналогичным реле с ЯВЫ-638 (но явовское значительно дороже жигулевского). Закрепить его можно в нижней части ижевского блока, подключив реле к блоку как показано на рисунке. В данном случае работа лампы контроля дозарядки будет работать в привычном нам режиме. Схема реле РС-701 и его схема впайки в блок БПВ-14-10 приведена ниже:

 


Рис. 8
Можно воспользоваться и третьим вариантом подключения данной лампы (так же, как и на автомобилях «Жигули», начиная с пятой модели). Берем три диода (с прямым током 10 А), впаиваем их к клеммам «X4», «X5», «X7» (как показано на рисунке),

 


Рис. 9

Рис. 10.

а противоположные концы соединяем между собой и припаиваем к клемме «В» интегрального регулятора. При этом перемычку между клеммами «В» и «Б» удаляем. Для исключения радиопомех можно установить между плюсовой и минусовой шинами конденсатор на 2,2 мкФ (можно взять с жигулёвского генератора). Опять в проводке мотоцикла мы ничего не меняем, но в панели приборов придётся сделать некоторые изменения: на мотоциклах ИЖ пятого поколения можно перенести подпружиненный центральный контакт с патрона лампы контроля дозарядки в незадействованный патрон лампы контроля давления масла и, соответственно, данное табло на приборах будет показывать работу генератора.

Или делаем так: в контрольных лампах приборной панели сделано плюсовая и минусовая шины. На плюсовой расположены лампы поворота, нейтрали, давление масла. На минусовой — лампа дозарядки и лампа дальнего света. Наша задача — разрезать минусовую шину между этими патронами ламп и запитать патрон лампы контроля дозарядки от плюсовой шины. В мотоциклах ИЖ четвертого поколения достаточно перепаять соответствующие провода.

В третьем варианте нашей переделки при выходе из строя сигнальной лампы дозаряда на клемму «В» интегрального регулятора не будет поступать напряжение питания, а значит, генератор не будет работать. Чтобы этого избежать, достаточно параллельно контрольной лампе дозаряда (в панели приборов) необходимо припаять резистор мощностью 2 Вт и сопротивлением 51 Ом.

Для блоков БПВ-14-10 с разнесенными клеммами переделка делается также, а нумерация клемм приведена на рисунке 10:


Рис. 10

 



Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 3013 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Схема регулятора напряжения Я 112 В — Генераторы — — Каталог статей

Полезно прочитать  «Регулирование напряжения»

Таблица генераторов, в которых применяется регулятор напряжения Я112В  смотри  по этой ссылке

В этом регуляторе составной регулирующий транзистор, обмотка возбуждения и схема управления питаются от разных точек В и Б (у регулятора Я 112 А объединенная точка питания В и В и весь ток возбуждения всегда проходит через контакты замка зажигания.)

Регулятор Я112В выпускают разные производители, поэтому они могут иметь разные обозначения

Аналоги (заменители)

Я112В1

411.3702

6015.3702A

4322.3722

773.3702,

773.3702-01

 411.3702-01

 

Регулятор напряжения это электронное реле, которое поддерживает входное напряжение генератора на уровне 14, 2 Вольта.

Регулятор включен в цепь обмотки возбуждения и включает – выключает ток в этой обмотке. Когда реле открыто и пропускает ток возбуждения, ротор намагничивается и генератор повышает напряжение. Когда напряжение превышает значение 14, 2 Вольта, реле закрывается, и ток возбуждения прекращается, напряжение генератора падает, и регулятор снова включает ток возбуждения.Так с частотой 25 – 30 Гц, происходит включение – выключение тока возбуждения

Вариант подключения Регулятора Я112В к генератору Г222.

Силовой элемент реле это составной транзистор V4 V5. Когда он открыт через него на массу проходит ток возбуждения.

В этом регуляторе питание обмотки возбуждения и регулирующего составного транзистора производится от плюсового вывода генератора (и аккумулятора при первоначальном возбуждении). Схема управления регулятора на транзисторе V2, питается отдельно после замка зажигания. Плюс от замка зажигания приходит на точку Б регулятора. Таким образом, через контакты замка зажигания всегда проходит только ток управляющей части регулятора напряжения, который примерно в 100 раз меньше тока возбуждения. Это позволяет увеличить надежность и срок службы контактной группы замка зажигания. В этом принципиальное отличие  регулятора Я112В от Я112А   (в Я112А питание управляющей части и выходного транзистора  является общим)

 

Регуляторами напряжения Я112В применяется в генераторах  с дополнительными диодами

 

Точка В регулятора всегда соединена с выходом генератора и аккумулятора. Пока на точке Б нет плюса, Составной транзистор V4 V5 закрыт и ток возбуждения идти не может, это защищает аккумулятор от разрядки при выключенном двигателе.

При включении зажигания, плюс приходит на точку Б. По резистору R6 возникает положительное смещение на базе составного транзистора, появляется ток базы и  транзистор V4 V5 открывается.  Транзистор V2 закрывается и плюс на его коллекторе поддерживает открытый режим  транзистора V4 V5, появляется ток возбуждения (точка В, Обмотка возбуждения, точка Ш транзистор V5, масса). Генератор возбуждается и напряжение повышается. Транзистор V2 закрыт, потому, что цепь его базы не проводит тока потому, что стабилитрон закрыт.

Выходное напряжение генератора приложено к делителю R1R2, часть этого напряжения действует на стабилитроне V1. Напряжение повышается до напряжения стабилизации и стабилитрон открывается, появляется ток R1, V1, база транзистора V2, и транзистор открывается. Потенциал его коллектора заземляется, диод V3 мгновенно закрывается, и ток базы выходного составного транзистора обрывается, он закрывается, и ток возбуждения генератора прекращается, напряжение генератора начинает падать. Когда на стабилитроне V1 напряжение станет меньше напряжения стабилизации, стабилитрон закроется, прекратится ток базы транзистора V2, и он закроется, на его коллекторе появится плюс, который откроет диод V3, появится ток база транзистора V4 V5 и он откроется, появится ток возбуждения, и напряжение начнет расти. Далее все повторится.

Цепочка Rк С2 обеспечивает обратную связь, по которой проходит импульс, обеспечивающий четкое срабатывание всей схемы. Регулятор все время работает в режиме переключения, в момент, когда стабилитрон открывается, транзистор V2 начинает открываться и закрывает составной транзистор, на коллекторе V4 появляется плюс, который скачком через конденсатор попадет на базу V2, и ускоряет его открытие, это ускоряет закрытие составного транзистора. Далее конденсатор заряжается, в момент закрытия стабилитрона, его минус оказывается приложен к базе V2, транзистор быстро закрывается, открывая составной транзистор. Конденсатор С2 разряжается, и отрицательный фронт с коллектора попадает базу V2, ускоряя его закрытие, и открытие составного транзистора, соответственно.

Конденсатор С1 работает как фильтр, поддерживая независимость работы стабилитрона от скачков напряжения, связанных с работой самого регулятора.

 

Сопротивления Rб, R4, R3, обеспечивают режимы работы транзисторов.

 

Диод V6 шунтирует обмотку возбуждения при резком прекращении тока. В момент закрытия составного транзистора, ток резко прекращается и в обмотке возбуждения возникает ЭДС самоиндукции, которая импульсом высокого напряжения прикладывается к закрытому транзистору, транзистор может быть пробит. Шунтирующий диод имеет такое направление, что импульсом этого напряжения он открывается и накоротко замыкает обмотку возбуждения, ток самоиндукции гаснет, не создавая скачка напряжения.

Про регулятор напряжения  Я 112 А см. здесь

 

РадиоКот :: Делаем Я112А

РадиоКот >Схемы >Аналоговые схемы >Бытовая техника >

Делаем Я112А

     Представлю свою версию реле-регулятора напряжения бортовой сети автомобиля Я112А, которое зовётся в простонародно-водительском наречии-«шоколадка».

Не пристало настоящим котам затариваться в магазинах автозапчастей тем, что вполне можно сделать самим, тем более что за дешево можно там купить только откровенный хлам, а нормальная указанная вещь продается никак не  меньше, чем полкило нормальной колбасы.

А деталек-то для самодельного потребуется совсем не много, большинство из которых легко добывается из старых материнских компьютерных плат.

Анализ предлагаемых готовых Я112 поразил своей разнообразностью с одной стороны и убогостью схемотехники с другой. Как придумали на заре автомобильно-генераторной цивилизации регулятор на трех транзисторах и стабилитроне — так оно и кочует из одного изделия в другое, за редким исключением. Есть с целой кучей транзисторов, но чем это лучше — не понятно. Все равно транзистор на выходе биполярный составной по сути или конструктивно, на котором выделяется 4-5Вт тепла. И это не единственный недостаток.

«Ну и что»-скажете Вы, «оно ж работает…» — и будете совершенно правы. 

 Но мы не такие! Мы не будем экономить на мелочах и оглядываться, а будем смотреть только вперед.

В наших руках будет рождаться шедевр схемотехники на хороших, недорогих и распространенных деталях, обладающий некоторыми полезностями, такими как:

— малое падение напряжения на регулирующем элементе — не более 30мв, соответственно нет нагрева;

— высокую стабильность поддерживаемого напряжения;

— возможностью переключения напряжения  «лето-зима»;

— световой индикатор исправной работы.

Схема каких-то особенностей не имеет. Опрный источник напряжения +2.5В собран на всем известной TL431, компаратор на еще более известном ОУ LM358, драйвер выходного ключа на транзисторах общего применения и, наконец, выходным ключом на мощном мосфете 60N03.

 

Оба операционных усилителя включены параллельно. Чтоб не болталсо второй и для надежности первого :).

Пару слов о возможных заменах деталей.

Мощный полевой транзистор можно заменить любым с предельным током не ниже 15А и напряжением 30В.  На материнках часто встречаются подобные мосфеты 18N06 (17aмпер 60вольт),30N03 (30а 30в),55N03 (55а 30в), 75N03 (75a 30в) и т.д и т.п. Все они годятся для конструкции. Только желательно по даташиту в интернете удостоверится насчет тока и напряжения (бывали случаи….). Плата предусматривает установку как в корпусе DPACK (тот что покрупнее), так и D2PACK (помельче), но первый предпочтительней.

Транзисторы в драйвере -любые c соответствующей структурой в корпусе SOT23.

TL431 тоже можно припаять в SOT23 (тоже есть на материнках)), а можно более распространенню в TO92 лежа боком…Плата позволяет. После первого включения надо проверить 431 на предмет возбуждения на высокой частоте, возможно придется убрать С1 или изрядно добавить. У меня в одном экземпляре регулятора пришлось его убрать, потому что без него не было возбуждения, а с ним появлялось.  Косвенно о возбуждении можно догадаться при сильно заниженном пороге срабатывания относительно 13.9-14.4В. Но лучше — осциллографом.

ОУ лучше не менять, их таких навалом…

При указанных на схеме деталях, рассчетный порог 14.25В, но все TL431 что были у меня были с незначительно заниженным напряжением, из- за чего порог сползал на 14.0-14.1.

Конденсатор С2-танталовый 3.3-10 мкф 20В. Попадаются и они на материнках, но реже. Чаще на платах от совсем старых CD или винчестеров.

Диод VD2 лучше всего двухамперный, но на крайний случай 1N4002-4007. Паяется формованными выводами на проводники в указанном месте без сверления.

Светодиод любого цвета диаметром 3мм впаивается в плату с обратной стороны и попадает в отверстие четвертого винта, который закручивать не надо. Щеткодержатель прекрасно держится и на трех.

 

Плата изготовлена из двухстороннего стклотекстолита 1.5-2мм. Фольгу с обратной стороны оставить.  Для соединения с обратной стороной впаяны 4 перемычки. 3 от истока полевго транзистора, одна от анода TL431. Отверстия на плате обозначены.

Отверстия под клеммы щеткодержателя- 4.2-4.5 мм. Под  центральный винт-3.3-3.5мм. Фольгу с лицевой и обратной стороны по краям больших отверстий надо срезать сверлом вдвое большего диаметра. 

На площадку по центру припаивается гайка М3, лучше латунная. 

Для реализации переключения режима «зима-лето» как не хотелось, а придется точно по центру коробки щеткодержателя просверлить отверстие 3.5мм. Закрутив в него винт М3 х 8  закоротится на корпус клемма от резистора R1 и напряжение на зиму повысится. Расчетное значение 14.4В. Можно еще поднять, если уменьшить R1.

Для проверки подаем напряжение от регулируемого источника напряжения 10-16В. Плавно увеличивая, пристально смотрим на светодиод, когда же он погаснет… Тем самым определяем порог срабатывания. Корректируем, если надо резистором R2.

Умные дядьки в толстых книжках рекомендуют 13.8-14.0 для лета и 14.3-14.5 для зимы. А вообще это целая наука — температурная компенсация напряжения. Но тянуть к аккумулятору термодатчик никому не охота…Однако схемотехническое решение данной конструкции позволяет это сделать, даже посчитаны номиналы для входного делителя  под датчик NTC10k, который опять же на материнках попадается. Может надо кому…

Окончательно убеждаемся в работоспособности, подключив к выходу регулятора автомобильную лампу, хотя бы ватт на 20. Должно светится и транзистор не греться. 

Не забываем после настройки и проверки в указанном на плате контуре и пайку светодиода изрядно заквасить эпоксидным или нитролаком. 

 

Как высохнет — идем к машине, ставим на генератор, заводим двигатель, меряем напряжение…Наблюдаем за весело мерцающим светодиодом, тем самым убеждаемся, что реле находится в зоне регулирования напряжения.

Буду рад, если принес кому-то пользу своей публикацией. Будут вопросы-отвечу.

 

 

Файлы:
плата

Все вопросы в Форум.


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ — Февраль 1993 года

  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета «За рулем — Регион»
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *