Ремонт двигателя ваз 2109: Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21099,2109,2108 с чего начать? – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Капитальный ремонт двигателя ваз 2109 своими руками

В процессе эксплуатации силовая установка вашей машины будет всё сильнее и сильнее изнашиваться. В определённый момент времени появится потребность в капитальном ремонте (КР). Если все необходимые работы по ТО и текущему ремонту регулярно выполнялись, то мотор спокойно отработает до 100 000 – 150 000 км пробега без «капиталки». В противном случае пробег до КР значительно уменьшится.

Содержание:

 

Технология капитального ремонта силовой установки включает в себя полную разборку двигателя, диагностику его отдельных составных частей, ремонт или замену деталей и агрегатов. Ремонтные работы часто подразумевают металлообработку некоторых узлов, например, шлифование коленвала, фрезеровку головки блока цилиндров (ГБЦ), хонингование блока двигателя. В сервисе за это возьмут поистине драконовскую плату. И если ваше авто – иномарка, то лучше всё-таки обратиться в СТО. Владельцы отечественных машин могут сделать всё сами, и в этой статье мы расскажем, как осуществить капремонт двигателя ВАЗ 2109 самостоятельно.

 

Капитальный ремонт двигателя ваз 2109, 2108

Для начала очень важно определить, нужен ли КР мотору вашего автомобиля. Это касается абсолютно любой силовой установки – как иностранного производства, так и отечественного. Быть может, достаточно сменить или починить всего лишь несколько узлов, и мотор вновь станет работать нормально. Давайте же разберёмся в факторах, указывающих на потребность двигателя в капитальном ремонте.

Широко распространено мнение, что большой пробег автомобиля прямо связан с капитальным ремонтом, не совсем верно. Действительно, если техническое обслуживание регулярно выполнялись, осуществлялись замены фильтров, масла, охлаждающей жидкости и т.д. – то тогда шестизначная цифра на одометре может указывать на то, что пришла пора «перетряхнуть» мотор, но не всегда. Если диагностика показывает, что все системы работают нормально, зачем что-то делать? Теперь рассмотрим другую ситуацию. Владелец машины безответственно относится к её обслуживанию. ТО не проводятся, автомобиль эксплуатируется в неоптимальном режиме (например, принимает участие в гоночных заездах, хотя не подготовлен к ним). Очевидно, что двигатель в таком случае очень быстро придётся капитально ремонтировать.

 

Когда делать капитальный ремонт двигателя

Теперь разберёмся в признаках, которые действительно могут указывать на необходимость капитального ремонта.

Главное, что должно вас насторожить  — это увеличение расхода масла. Если какие-либо утечки отсутствуют, но его приходится регулярно доливать, то налицо сильный износ поршневых колец. Кроме того, вероятно, направляющие втулки и маслоотражательные колпачки также выработали свой ресурс.

 

 

Поскольку кривошипно-шатунный механизм (КШМ) – одна из важнейших частей двигателя, то при подозрении на назревшую необходимость КР проверьте его состояние. Сделать это можно, измерив компрессию в цилиндрах. Просто снимите датчик давления и вставьте на его место манометр (разумеется, мотор во время этой процедуры должен работать). Затем сравните результаты измерений с нормативными показателями. Компрессия недостаточна? Вероятно, подшипники или гидронасос сильно изношены.

Обратите внимание, если двигатель вдруг стал нестабильно работать, издаёт странные звуки в виде постукивания или позвякивания (особенно на холостых оборотах), расходует много топлива, перестал развивать полную мощность. По отдельности эти признаки указывают на неполадки в отдельных узлах и агрегатах, но если появляются сразу 2-3 из них, это с большой вероятностью говорит о потребности мотора в капитальном ремонте. Чтобы полностью в этом убедиться, проведите диагностику, может быть, просто нужно сменить какую-либо деталь (-и) или настроить двигатель. Результата нет? Что ж, надо делать капремонт.

Полный капремонт мотора призван восстановить все характеристики силовой установки до указанных в спецификации агрегатов. Поршневые кольца меняются на новые, а цилиндрические — протачиваются и доводятся. Все манипуляции с цилиндрическими кольцами требуют специального оборудования, так что лучше не заниматься ими самому, а довериться профессионалам. То же относится и к установке новых поршней (нужны специальные оправки), и к восстановлению или обработке шеек коленчатого вала под ремонтный размер. Кроме того, замене подлежат и коренные, и шатунные подшипники. Затем ремонтируется головка блока. Комплекс работ с ней включает диагностику последующий ремонт/замену опорных тарелок, клапанов, возвратных пружин и т.д.

Во время проведения капремонта, пользуясь случаем, проверьте, насколько изношено всё навесное оборудование – генератор, инжектор, бензонасос, термостат и др. Если есть необходимость, ремонтируйте их или заменяйте новыми агрегатами.

После завершения капитального ремонта мотор должен работать словно новый и безотказно служить ещё 100 000150 000 км. пробега при условии регулярного выполнения ТО.

Перед тем как начать КР силового агрегата, наметьте свой план действий. Прежде всего, отсортируйте, какие процедуры вы будете делать самостоятельно, а какие оставите мастерам. Затем определитесь с местом, где будете проводить ремонт. Идеальный вариант – в собственном гараже с ямой. Если его нет, арендуйте подходящее помещение или обратитесь за помощью к знакомым, у кого есть такой гараж. Также обзаведитесь ручной талью с цепным приводом и несколькими стропами для фиксации грузов (с их помощью вы будете вынимать блок двигателя). Ещё вам понадобится то, на что вы будете ставить блок, например, поддон или покрышка подходящего размера.

Только теперь можно снимать двигатель и разобрать его на отдельные детали. Запасные части сразу лучше не покупать – сходите в автомагазин по ходу работы. Также не стоит торопиться и со станочными работами – при детальном рассмотрении некоторые детали, например, коленчатый вал, лучше будет заменить новым или восстановленным. Вполне вероятно, что состояние мотора в целом будет очень плохим, и тогда логичнее будет купить двигатель 2-ой комплектности (т.е. это блок цилиндров и ГБЦ в сборе, а навесного оборудования нет) целиком. Также не забудьте, что капитальный ремонт потребует от вас серьёзных денежных вливаний и много свободного времени, так что планируйте его заранее чтобы потом не собирать мотор вечерами после работы.

 

Как собрать двигатель на ваз 2109

Итак, сначала слейте эксплуатационные жидкости, снимите навесное оборудование, бачки, радиатор и пр. Затем разъедините двигатель и коробку передач, после чего вытащите блок с помощью строп и тали, поставив его на покрышку или поддон. Далее снимайте головку блока и КШМ. Не забывайте пометить, где какие вкладыши и крышки подшипников стояли, это потом сильно вам пригодится. Вот и всё, теперь можно приступать к ремонту и замене деталей, а потом и к сборке. Производите эти процедуры в следующей последовательности:

  • Сделайте дефектовку деталей: те, что можно установить обратно, очистите, а выработавшие свой ресурс замените новыми.

  • Если блок двигателя останется старым, очистите его от загрязнений. Особое внимание уделите канавкам и опорам, куда будет устанавливаться коленвал.
  • Установите в постель блока вкладыши. Делайте это в строгом соответствии с ранее сделанными метками! Каждый вкладыш оснащён усиками – проследите, чтобы они вошли в проточки постели.

  • Установите предварительно очищенный и продутый сжатым воздухом коленвал на его опоры.
  • Возьмите упорные полукольца, смажьте маслом и сориентируйте так, чтобы проточки на их поверхности были направлены к щекам вала.

  • Белое кольцо из сталеалюминия установите с передней стороны средней постели, а другое кольцо – с обратной стороны.

  • Убедитесь, что полукольца не выступают за торцы постели (они должны быть вровень с ними).
  • Теперь установите вкладыши в крышки коренных подшипников. Ориентируйтесь по сделанным вами меткам. Менять вкладыши местами нельзя! Следите, чтобы усики входили в пазы на крышках.

  • Смонтируйте крышки коренных подшипников. В этом случае помогут как ваши метки, так и заводские: они есть на каждой крышке, но на 2-ой и 5-ой их по 2 шт.
  • Оцените, насколько изношены крепёжные болты, при необходимости купите новые. Наживите их все в отверстия, но не закручивайте, потому что затягивать их надо строго по определённому порядку (см. изображение снизу).

  • Проверьте состояние поршневой группы. Её можно отремонтировать на специальном оборудовании, но проще (и зачастую дешевле) приобрести новую.
  • Перед установкой поршней убедитесь, что замки всех колец сориентированы относительно друг друга правильным образом (см. рисунок).

  • С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца, потом вставьте поршень в сборе с шатуном без нижней крышки в цилиндр. Метки важно соблюдать и здесь: на новой поршневой они будут заводские, в случае со старой – сделанные вами («родные» метки, как правило, уже не видно).

  • Установите шатун в шейку коленвала. Затем возьмите вкладыши, вставьте их в крышки крепления и смажьте маслом.

  • Теперь можно установить нижние крышки шатунов и закрепить их. Помните, менять местами крышки нельзя! У каждой крышки – свой шатун.
  • Смонтируйте датчик давления масла и другие оставшиеся детали.

Вот и всё, КШМ установлен, идём дальше.

 

Самостоятельный ремонт головки блока цилиндров на ваз 2109

Приступаем к ремонту головки двигателя. В случае с ГБЦ на фотографиях её осмотр выявил то, что она была подвергнута фрезировке, причём не слишком качественной. В результате на поверхности детали остались характерные риски, через которые тосол просачивался в масляный канал и потом стекал в картер.

Как следствие, масло довольно быстро теряло свои свойства. Этот дефект можно решить с помощью шлифования. После этой процедуры поверхность стала идеально ровной, и тосол больше не будет попадать в масло.

Теперь пришло время узнать, как разобрать головку блока цилиндров на ваз 2109. Сначала снимаем рокера вместе с пружинами.

Внимательно осмотрите прижимную плоскость рокера. На фотографии красной стрелкой отмечена плоскость, которая постепенно закругляется по мере износа. Если рокер стоял косо, это говорит о необходимости регулировки зазора между ним и валом ГРМ. Рокер стоял с наклоном относительно вала? Значит, он изношен, и поэтому если вы планируете заменить клапана на новые, сделайте то же самое и с рокерами.

Далее демонтируем клапана и прочие детали. После того, как снят вал, вытащите толкатели вместе с регулировочными шайбами.

Затем загляните в колодцы, в которых движутся толкатели. Когда направляющая клапанная втулка сильно изношена, а машина эксплуатируется дальше с этими выработавшими свой ресурс деталями, у толкателей появляется определённый люфт, в результате чего колодцы из круглых превращаются в овальные. Это хорошо видно по рискам, на которые указывают красные стрелочки на фото. Новые направляющие устанавливать в таком случае бесполезно – они быстро выйдут из строя. Такой дефект плохо поддаётся ремонту и зачастую ведёт к покупке новой ГБЦ, но в этом случае его удалось исправить посредством обработки на расточном станке с последующей запрессовкой втулки из бронзы.

Теперь осмотрите шпильки, особенное внимание уделите их резьбе. Если она повреждена, лучше замените такую деталь на новую, поскольку это сильно сэкономит вам время и нервы в процессе установки головки на место. Шпильку с плохой резьбой будет трудно закрутить и ещё труднее выкрутить.

На этом ремонт головки блока завершён. Поставьте обратно все детали, которые вы сняли, и конечно же, не забудьте приобрести новую прокладку ГБЦ.
 
 

Как делается расточка блока цилиндров на ваз 2109

Сразу хотелось бы сказать, что подавляющую часть работ, связанных с расточкой ГБЦ, сделать самостоятельно не получится. Для этого нужно специальное оборудование и навыки работы на нём. Если это всё у вас есть, дерзайте, ну а в при их отсутствии ищите специалиста.

В большинстве случаев у вас получится лишь снять головку, отдать её мастеру, а потом забрать и установить обратно.

 

Зачем растачивают головку блока цилиндров

Как блок двигателя, так и головка имеют солидный ресурс эксплуатации и редко ломаются раньше этого срока. Это означает, что все ремонтные работы, связанные с ними, как правило, плановые. Лишь изредка производятся вмешательства, попадающие в категорию текущего ремонта. Например, это пайка или заваривание отверстия в блоке двигателя, возникшего в результате обрыва шатуна.

Однако иногда владелец автомобиля хочет произвести расточку ГБЦ не для ремонта, а с целью увеличения мощности мотора. Такая операция называется форсированием. В результате неё увеличивается камера сгорания, а это, в свою очередь, приводит к росту рабочего объёма и мощности. Правильное форсирование всегда заранее просчитывается в теории, поскольку есть риск слишком сильно расточить блок и головку, и в конечном счёте  они могут разрушиться.

 

Что из себя представляет расточка блока цилиндров на ваз 2109

Скорее всего, вы не будете заниматься расточкой – у вас просто возьмут деталь, а потом скажут, когда можно будет её забирать. Но для расширения кругозора знать в общих чертах всю технологию не повредит.

Расточка блока представляет собой процедуру увеличения посадочных гнёзд под гильзы цилиндров. Естественно, гильзы уже нужны не оригинальные, а ремонтного размера. Вам крайне важно знать размер этих гильз и сообщить специалисту, под какой именно ремкомплект нужно делать расточку. Все необходимые измерения цилиндров можно сделать самому, но для этого вам понадобится нутрометр.

Сама операция выполняется на специальном станке с маленькой скоростью. Это очень важно, поскольку надо одновременно соблюдать размеры, не нарушать геометрию цилиндра и при этом соблюсти качество обработки.
Ещё одним важным правилом является то, что мастеру надо строго соблюдать параллельность и перпендикулярность каждого цилиндра по отношению к базе. В качестве таковой выступает постель распределительного вала.

Также следует заметить, что во время расточки надо оставить припуск (дефектный верхний слой). Его толщина должна быть совсем небольшой – от 0,1 до 0,15 мм. Он предназначен для того, чтобы ось цилиндра не перекосилась в процессе хонингования.

Что касается хонингования, то эта операция обязательно должна быть проведена после расточки блока. Она выполняется на особом станке, а суть процедуры заключается в полном устранении возможных микродефектов, возникших при расточке.

После этого можно собирать силовую установку обратно. После завершения сборки и заправки новыми эксплуатационными жидкостями, не забудьте отрегулировать клапана. На этом всё, капиталка двигателя ваз 2109 окончена. До новых встреч на страницах нашего сайта! 

Переборка двигателя ВАЗ 2108 2109 VAZ(восьмёрка, девятка)

1. Установите двигатель на прочные опоры.
 2. Отверните три гайки крепления стартера.3. Снимите стартер.
4. Отверните три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров.5. Аккуратно снимите коробку передач. Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины.
6. Вставьте оправку в отверстие нажимного диска

Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск – он может выпасть из кожуха сцепления.
Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал.

7. Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, заблокировав маховик отверткой. Для упора отвертки установите подходящий по диаметру болт.8. Аккуратно снимите кожух сцепления вместе с ведомым диском.9. Снимите верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, поверните ее и выньте из-за маховика
10. Отверните шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от проворачивания. Снимите стопорную пластину, придерживая маховик.
11. Снимите маховик с коленчатого вала.
12. Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого проверните коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке.
13. Снимите наконечники проводов со свечей зажигания.14. Отсоедините шланг от вакуум-корректора.15. Отверните три гайки крепления распределителя зажигания. Снимите кронштейн крепления высоковольтных проводов.
16. Снимите распределитель зажигания.17. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг от топливного насоса.18. Отверните две гайки крепления топливного насоса.
19. Аккуратно снимите топливный насос, чтобы не повредить прокладку.20. Осторожно снимите теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки.21. Отверните болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов).
22. Снимите корпус привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов).23. Отверните три болта крепления передней крышки.24. Снимите переднюю крышку.
25. Ослабьте затяжку гаек крепления генератора.26. Поверните генератор к блоку.27. Снимите ремень привода генератора.
28. Отверните болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров.29. Полностью отверните гайку крепления генератора.30. Выньте болт, придерживая генератор, и снимите его с двигателя.
31. Отверните две колпачковые гайки крепления крышки клапанов.32. Аккуратно снимите крышку клапанов вместе с уплотнительной прокладкой.33. Ослабьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки.
1 – натяжной ролик
2 – шкив распределительного вала
3 – ремень привода распределительного вала
4 – шкив генератора
5 – ремень генератора
6 – шкив коленчатого вала
7 – шкив водяного насоса
34. Ослабьте гайку натяжного ролика.35. Поверните натяжной ролик, ослабив натяжение ремня.36. Снимите ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса.
37. Отверните болт крепления шкива распределительного вала и выньте его вместе с шайбой.38. Аккуратно, чтобы не повредить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и снимите его. При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками.39. Снимите заднюю крышку.
40. Отверните четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки.41. Отверните болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания.42. Снимите шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень ГРМ.

Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните два болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и вставьте между ними большую отвертку или монтажную лопатку.

43. Отверните гайку крепления и отсоедините кронштейн от подводящей трубы водяного насоса.44. Отверните десять болтов крепления головки блока специальным ключом под внутренний шестигранник.45. Выньте болты с шайбами.

Расположение болтов крепления головки блока.

46. Снимите головку блока цилиндров.47. Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров.48. Отверните два болта крепления и снимите подводящую трубу водяного насоса.
Предупреждение к операции 46

Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты.
Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку.

49. Выньте водяной насос, подцепив его отверткой.50. Переверните двигатель масляным картером вверх и отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера.51. Снимите масляный картер и уплотнительную прокладку.

Для снятия масляного фильтра воспользуйтесь специальным ключом. Если ключа нет, а фильтр не удается отвернуть руками, пробейте его корпус отверткой и отверните фильтр, пользуясь отверткой как рычагом.

52. Отверните масляный фильтр. Отверните два болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу.53. Выньте трубку приемника из масляного насоса и снимите приемник.54. Отверните шесть болтов крепления масляного насоса.
55. Снимите масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала.56. Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника.57. Осторожно снимите держатель, отжав его отверткой от блока.
58. Отверните гайки крепления крышки шатуна.59. Снимите крышку шатуна и вкладыш. Если демонтаж крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка.60. Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок. Иначе можно повредить зеркало цилиндра.

Расположение гаек крепления шатунов (стрелки белого цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета).

61. Осторожно выньте поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не повредить зеркало цилиндра. Таким же образом выньте остальные поршни. Если вкладыши остались на валу, снимите их.62. Отверните болты крепления крышек коренных подшипников.63. Снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. Выньте коленчатый вал из блока цилиндров.

64. Выньте верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Выньте опорные полукольца из средней опоры.

При разборке двигателя рекомендуем заменить вкладыши

Ремонт двигателя ваз 2109 своими руками видео

1. Снимите двигатель с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие двигателя»).
2. Установите двигатель на прочные опоры.
3. Аккуратно снимите коробку передач. Следите за тем, чтобы шлицевый конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины.
4. Снимите сцепление с двигателя (см. «Ремонт сцепления» в разд. 5 «Трансмиссия»).
5. Снимите ремень привода распредвала, натяжной ролик и дистанционную шайбу, установленную под ним (см. «Замена на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 ремня привода распредвала и регулировка натяжения ремня»), (см. «Замена натяжного ролика»).
6. Снимите шестерню распредвала (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

7. Отверните четыре болта (три из них также крепят водяной насос) и гайку крепления задней крышки ремня привода распредвала, снимите крышку.

8. Вставьте отвертку между фланцем корпуса водяного насоса и блоком, сдвиньте водяной насос с посадочного места. Снимите водяной насос.
9. Снимите головку с блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

10. Отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера и снимите масляный картер вместе с прокладкой.

11. Отверните три болта крепления маслоприемника (под головками болтов установлены пружинные шайбы) и снимите маслоприемник.

12. Отверните болт (под головкой болта установлена пружинная шайба) крепления датчика уровня масла в масляном картере. Выньте датчик уровня масла из блока цилиндров. При необходимости поверните коленвал так, чтобы противовес коленвала не мешал вынуть датчик уровня масла.

13. Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень был в нижней мертвой точке (НМТ). Отверните две гайки крепления крышки шатуна.

14. Снимите крышку шатуна. Если демонтаж крышки шатуна затруднен, предварительно строньте крышку шатуна несильными ударами молотка. Номер цилиндра на крышке шатуна может быть не виден, в этом случае промаркируйте крышку шатуна номером цилиндра.

15. Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра и осторожно выньте поршень с шатуном из цилиндра. При этом следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна не касалась зеркала цилиндра, иначе зеркало можно повредить. Аналогичным образом снимите остальные поршни.

ПРИМЕЧАНИЕ
Если предполагается снимать поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке. На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он не виден, промаркируйте шатун.

16. Снимите маховик (см. «Снятие, установка и дефектовка маховика»).

17. Отверните шесть болтов (под головками болтов установлены пружинные шайбы), снимите держатель заднего сальника коленвала и прокладку.

18. Снимите зубчатый шкив с коленвала. Если шпонка в пазу коленвала сидит не плотно, выньте шпонку коленвала, чтобы не потерять.

19. Отверните шесть болтов (под головками болтов установлены пружинные шайбы), снимите масляный насос и прокладку.

20. Отверните по два болта крепления пяти крышек коренных подшипников.

21. Снимите крышки коренных подшипников.

22. Снимите коленвал.

23. Снимите упорные полукольца коленвала на средней опоре.

24. Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников и из постелей блока цилиндров. Если не предполагается замена вкладышей, по мере снятия…

25.… промаркируйте на нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей коренных подшипников.

26. Если необходимо снять кронштейны генератора 1 и опоры двигателя 2, отверните по три болта их крепления и подводящую трубу водяного насоса, отвернув два болта ее крепления.

27. Снимите поршневые кольца специальным съемником. Если съемника нет, снимите кольца с поршня, аккуратно разведя замки колец.

28. Снимите с поршня разжимную пружину маслосъемного кольца.

29. С обеих сторон поршня снимите стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Для удобства снятия колец в бобышках поршня сделаны выемки.

30. С помощью подходящей оправки вытолкните поршневой палец из поршня и снимите поршень с шатуна.

31. Выньте вкладыши 1 из шатуна 2 и его крышки 3. Если вкладыши шатуна остались на коленвалу, снимите вкладыши с вала. Если не предполагается замена вкладышей шатунов, по мере снятия промаркируйте вкладыши на нерабочей поверхности относительно шатунов и крышек.

Внешний вид двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1 — карбюратор; 2 — крышка клапанов; 3 — головка блока цилиндров; 4 — передняя крышка; 5 — водяной насос; 6 — генератор; 7 — шкив коленвала;
8 — масляный насос; 9 — пробка маслосливного отверстия; 10 — масляный картер; 11 — масляный фильтр; 12 — блок цилиндров; 13 — маховик; 14 — топливный насос

Ремонт автомобиля ВАЗ 2109

Главным узлом автомобиля ВАЗ 2109, требующим повторяющийся либо ремонт, является движок – сердечко машины. От правильного подбора студии, в каком состоянии узел, зависит надежность эксплуатации транспорта.
Потому, животрепещущим вопросом всегда будет для ВАЗ 21099 ремонт и сервис мотора на дому. Для определения вида ремонта необходимо выявить причину поломки.

Движок авто ВАЗ 2109 совместно с коробкой и сцеплением представляют агрегат, который составляет единый блок, расположенный на 3-х резинометаллических эластичных опорах, закрепленных под капотом.
Некие неисправности диагностируются без помощи других:

  • На увеличенные зазоры в узле, очень преждевременное зажигание либо недостающее давление масла показывает железный, с глухим тоном, стук коренных подшипников коленвала.
  • На большой зазор во вкладышах, недостающее давление масла указывает резкий стук в подшипниках шатуна.
  • Смена поршней иначе говоря поршневых колец пригодится при стуке поршня, который вызван его биением в цилиндре.
  • Поломкой клапанной пружины по другому несоответствие зазоров может охарактеризовывать равномерный, неизменный стук в клапанах. Для выявления изношенных частей необходимо выполнить зрительный осмотр узла.
  • Попадание сторонних частиц под клапан давления масла, поломку масляного насоса определяются по недостающему давлению масла на холостом ходу при прогретом движке. С применением плохого моторного масла быть также появиться такие трудности.
  • Лишнее давление в системе смазки масла показывает на заедание редукционного клапана иначе говоря чрезмерную твердость его пружины. После смены соответственных частей эта неувязка устраняется.
  • Повышение расхода масла может вызываться завышенным износом поршневых колец, уплотнений мотора, стержней клапанов, втулок направляющих, маслоотражательных колпачков.

ВАЗ-21099. Капитальный ремонт двигателя.

Неважно какая из перечисленных дефектов просит на ВАЗ ремонт 2109 – повторяющийся по другому серьезный.

Неизменное сервис автомобиля заключается в сохранении обычной работы всех узлов и деталей авто. И тогда долго может, не пригодится капремонт ВАЗ 2109, что существенно уменьшит расходы при эксплуатации машины.
Периодичность обслуживания и ремонта авто ВАЗ 2109 необходимо делать:

Представляем вашему внимаю видео ролик с разбором двигателя ВАЗ 21083, после ролика правильная пошаговая инструкция из книги, как нужно разбирать двигатель ВАЗ 2109.

Из статьи вы узнаете, в какой последовательности рекомендуется производить полную разборку двигателя ВАЗ. И хотя данная статья берет за основу разборку двигателя ВАЗ 21099, ее, естественно, можно применять не только к этой, но и к другим моделям автомобиля.

Перед началом разборки двигателя ВАЗ 21099 очистите его от загрязнений, помойте и установите на специальный стенд. Первое, что вам следует сделать — это слить масло из картера. Ну а сам порядок разборки двигателя ВАЗ 21099 следующий:

1) Снимаем карбюратор. Начинаем отсоединять шланги, идущие к карбюратору: — шланг, соединяющий карбюратор с топливным насосом; — шланг (2), относящийся к системе вентиляции картера двигателя; — шланги (4) и (7), служащие соответственно для подвода и отвода охлаждающей жидкости к карбюратору; — шланг (8) отбора разрежения к вакуумному регулятору датчика-распределителя зажигания; Эти манипуляции позволяют снять карбюратор вместе с теплоизолирующим экраном и проставкой.

2) Следующим шагом будет снятие датчика-распределителя зажигания и топливного насоса. Отсоедините провода высокого напряжения, а затем датчик-распределитель двигателя вместе с кронштейном крепления высоковольтных проводов и уплотнительным кольцом. Далее вы сможете высвободить топливный насос, а также теплоизоляционную проставку, прокладки и толкатель.

3) Далее от двигателя отсоединяем генератор. Откручиваем натяжную планку, ослабляя ремень привода генератора, затем снимаем сам генератор с закрепляющим кронштейном. Для осуществления дальнейшей разборки есть смысл заблокировать маховик двигателя специальным фиксатором 67.7820.9526 , откручиваем болт, фиксирующий шкив привода генератора, и снимаем его.

4) Углубляемся в устройство двигателя ВАЗ 21099 и переходим к отсоединению привода распредвала. Избавляемся от передней защитной крышки, ослабляем гайку, отвечающую за натяжение зубчатого ремня , и снимаем его. Из запчастей в наших руках также оказываются дистанционное кольцо, ось натяжного ролика и сам натяжной ролик. Для снятия шкива распредвала необходимо заблокировать его и открутить крепящий болт. Следующим отсоединяем зубчатый шкив коленчатого вала.

5) Итак, мы с вами добрались до задней защитной крышки зубчатого ремня распредвала. Отворачиваем крепление, и теперь у нас есть возможность извлечь из отверстия в блоке цилиндров насос охлаждающей жидкости вместе с прокладкой.

6) Далее переходим к снятию впускной трубы и выпускного коллектора двигателя . Отсоединяем впускную трубу, а затем извлекаем выпускной коллектор вместе с прокладкой, заборник теплого воздуха с кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Из головки цилиндров двигателя выкручиваем датчик контрольной лампы давления масла.

Снятие впускной трубы и выпускного коллектора;

7) Переходим к снятию узлов системы охлаждения двигателя. Отсоединяем от отопителя трубку подвода охлаждающей жидкости к отопителю и трубку (4) отвода ее из отопителя. Снимите термостат , а затем подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости и отводящий патрубок охлаждающей рубашки вместе с прокладкой. Далее, используя ключ 67.7812.9514 выкручиваем из двигателя датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и свечи зажигания. Затем, вооружившись приспособлением А.60312 снимаем с двигателя масляный фильтр с уплотнителем.

Снятие узлов системы охлаждения;8) Переносим наше внимание на крышку головки цилиндров. Перед ее снятием нам необходимо отсоединить от патрубков на ней и на блоке цилиндров шланг вытяжной вентиляции картера, а также извлечь указатель уровня масла. Саму головку цилиндров высвобождаем в сочленении с распределительным валом двигателя.

9) Пробуем добраться до масляного насоса. Переворачиваем двигатель вверх картером и снимаем его вместе с прокладкой, извлекаем приемник масляного насоса, и снимаем сам масляный насос. Если необходимо извлечь поршни с шатунами, то для этого потребуется открутить гайки шатунных болтов и снять крышки с самих шатунов.

10) Для снятия маховика двигателя ВАЗ 21099 предварительно заблокируйте его специальным фиксатором 67.7820.9526, затем открутите крепящие болты. Теперь вы можете отсоединить маховик от коленчатого вала двигателя, а также снять прокладку и держатель заднего сальника коленвала.

11) Коленчатый вал вы сможете извлечь из блока после того, как снимете крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. После высвобождения коленвала из гнезд подшипников придет черед верхних вкладышей и упорных полуколец из средней опоры.

Если у вас нет необходимости в полной разборке двигателя, то головку цилиндров вы можете отсоединять в сборе со вспомогательными внешними агрегатами и патрубками

Ремонт Двигателя Ваз 2109 Своими Руками Видео ~ AUTOTEXNIKA.RU

Разборка мотора ВАЗ 21099 2109 2108, видео и описание

Ремонт Двигателя Ваз 2109 Своими Руками ВидеоРемонт Двигателя Ваз 2109 Своими Руками Видео

Представляем вашему внимаю видео ролик с разбором мотора ВАЗ 21083, после ролика верная пошаговая аннотация из книжки, как необходимо разбирать движок ВАЗ 2109.

Из статьи можно узнать, в какой последовательности рекомендуется создавать полную разборку мотора ВАЗ. Хотя данная статья берет за базу разборку мотора ВАЗ 21099, ее, чем, есть вариант использовать не только лишь к этой, но и одновременно к другим моделям автомобиля.

Читайте так же

До разборки мотора ВАЗ 21099 очистите его от загрязнений, промойте и установите на особый щит. 1-ое, что для вас следует сделать. это слить масло из картера. А сам порядок разборки мотора ВАЗ 21099 последующий:

1) Снимаем карбюратор. Начинаем отсоединять шланги, идущие к карбюратору:. шланг, соединяющий карбюратор с топливным насосом;. шланг (4), относящийся к вентиляционной системе картера мотора;. шланги (4) и (7), служащие соответственно для подвода и отвода тосола к карбюратору;. шланг (8) отбора разрежения к вакуумному регулятору датчика-распределителя зажигания; Эти манипуляции позволяют снять карбюратор вкупе с теплоизолирующим экраном и проставкой.

4) Последующим шагом будет снятие датчика-распределителя зажигания и топливного насоса. Отсоедините провода высочайшего напряжения, а в окончании датчик-распределитель мотора совместно с кронштейном крепления высоковольтных проводов и уплотнительным кольцом. Дальше не представит труда вызволить топливный насос, в добавок теплоизоляционную проставку, прокладки и толкатель.

3) Дальше от мотора отсоединяем генератор. Откручиваем натяжную планку, ослабляя ремень привода генератора, потом снимаем сам генератор с закрепляющим кронштейном. Для воплощения предстоящей разборки лучше всего заблокировать маховик мотора особым фиксатором 67.7820.9526 , откручиваем болт, фиксирующий шкив привода генератора, и снимаем его.

4) Углубляемся в устройство мотора ВАЗ 21099 и перебегаем к отсоединению привода распредвала. Избавляемся от фронтальной защитной крышки, ослабляем гайку, отвечающую за натяжение зубчатого ремня , и снимаем его. Из запчастей в наших руках также оказываются дистанционное кольцо, ось натяжного ролика и сам натяжной ролик. Для снятия шкива распредвала нужно заблокировать его и открутить крепящий болт. Последующим отсоединяем зубчатый шкив коленчатого вала.

Начало ремонта двигателя ВАЗ 21083

Читайте так же

Спонсор моего канала «Базальт». это фильтр, который вправду очищает масло. Увеличь ресурс собственного.

Ремонт двигателя Ваз 2109 2014

Показано как собрать двигатель ВАЗ 21083, установить в машину, завести и отрегулировать. Весь спектр делают.

5) Что же понадобится, мы у вас добрались до задней защитной крышки зубчатого ремня распредвала. Отворачиваем крепление, теперь у нас имеется возможность извлечь из отверстия в блоке цилиндров насос тосола совместно с прокладкой.

6) Дальше обратим наше внимание к снятию впускной трубы и выпускного коллектора мотора. Отсоединяем впускную трубу, а в окончании извлекаем выпускной коллектор вкупе с прокладкой, заборник теплого воздуха с кронштейном подводящей трубы насоса тосола. Из головки цилиндров мотора выкручиваем датчик контрольной лампы давления масла.

Снятие впускной трубы и выпускного коллектора;

Читайте так же

7) Перебегаем к снятию узлов охлаждающей системы мотора. Отсоединяем от отопителя трубку подвода тосола к отопителю и трубку (4) отвода ее из отопителя. Снимите термостат , а далее подводящую трубу насоса тосола и отводящий патрубок охлаждающей рубахи совместно с прокладкой. Дальше, используя ключ 67.7812.9514 выкручиваем из мотора датчик термометра тосола и свечки зажигания. Потом, вооружившись приспособлением А.60312 снимаем с мотора масляный фильтр с уплотнителем.

Снятие узлов охлаждающей системы;8) Переносим наше внимание на крышку головки цилиндров. Перед ее снятием нам нужно отсоединить от патрубков здесь на блоке цилиндров шланг вытяжной вентиляции картера, также извлечь указатель уровня масла. Саму головку цилиндров высвобождаем в сочленении с распределительным валом мотора.

9) Пробуем добраться до масляного насоса. Переворачиваем движок ввысь картером и снимаем его вкупе с прокладкой, извлекаем приемник масляного насоса, и снимаем сам масляный насос. Если нужно извлечь поршни с шатунами, то для этой цели вам будет нужно открутить гайки шатунных болтов и снять крышки с самих шатунов.

10) Для снятия маховика мотора ВАЗ 21099 за ранее заблокируйте его особым фиксатором 67.7820.9526, потом открутите крепящие болты. Сейчас можно без проблем отсоединить маховик от коленчатого вала мотора, также снять прокладку и держатель заднего сальника коленвала.

11) Коленчатый вал можно извлечь из блока когда снимете крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. После высвобождения коленвала из гнезд подшипников придет черед верхних вкладышей и упрямых полуколец из средней опоры.

Если у вас ненужно в работоспособной версии разборке мотора, то головку цилиндров нужно отсоединять в сборе со вспомогательными наружными агрегатами и патрубками

Читайте так же

Post Views: 9

Ваз 2109: как выполнить капремонт своими руками

Ремонт автомобиля ВАЗ 2109

Основным узлом автомобиля ВАЗ 2109, требующим периодический или капитальный ремонт, является двигатель – сердце машины. От того, в каком состоянии узел, зависит надежность эксплуатации транспорта.
Поэтому, актуальным вопросом всегда будет для ВАЗ 21099 ремонт и обслуживание двигателя своими руками. Для определения вида ремонта нужно выявить причину поломки.

Как определить неисправность мотора

Двигатель авто ВАЗ 2109 вместе с коробкой передач и сцеплением представляют силовой агрегат, который составляет единый блок, расположенный на трех резинометаллических эластичных опорах, закрепленных в моторном отсеке.
Некоторые неисправности диагностируются самостоятельно:

  • На увеличенные зазоры в узле, очень раннее зажигание или недостаточное давление масла указывает металлический, с глухим тоном, стук коренных подшипников коленвала.
  • На большой зазор во вкладышах, недостаточное давление масла может указать резкий стук в подшипниках шатуна.
  • Замена поршней или поршневых колец понадобится при стуке поршня, который вызван его биением в цилиндре.
  • Поломкой клапанной пружины или несоответствие зазоров может характеризовать равномерный, постоянный стук в клапанах. Для выявления изношенных элементов нужно выполнить визуальный осмотр узла.
  • Попадание посторонних частиц под клапан давления масла, поломку масляного насоса можно определить по недостаточному давлению масла на холостом ходу при прогретом двигателе. При использовании некачественного моторного масла могут также возникнуть такие проблемы.
  • Избыточное давление в системе смазки масла указывает на заедание редукционного клапана или чрезмерную жесткость его пружины. После замены соответствующих элементов эта проблема устраняется.
  • Увеличение расхода масла может вызываться повышенным износом поршневых колец, уплотнений двигателя, стержней клапанов, втулок направляющих, маслоотражательных колпачков.

Ремонт авто

Любая из перечисленных неисправностей требует на ВАЗ ремонт 2109 – периодический или капитальный.

Периодический ремонт автомобиля

Постоянное обслуживание автомобиля заключается в сохранении нормальной работы всех узлов и деталей авто. В этом случае долгое время может, не понадобится капремонт ВАЗ 2109, что значительно уменьшит расходы при эксплуатации машины.
Периодичность обслуживания и ремонта авто ВАЗ 2109 нужно выполнять:

  • Перед зимой и весной проверяется техническое состояние автомобиля.
  • Через 15 000 километров должны выполняться замена масла и фильтра для его очистки.
  • После пробега 30 000 километров меняется топливный фильтр.
  • По мере физического износа подлежат замене тормозные колодки.
  • Через каждые 10 000 километров нужно выполнять диагностику ходовой части.
  • После 60 000 километров пробега нужна замена ремня ГРМ.
  • Свечи зажигания меняются через 30 000 километров.

Эти работы нужны для предотвращения появления возможных неисправностей. Для более серьезного вмешательства в работу устройства автомобиля нужно использовать руководство по ремонту ВАЗ 2109.
При соблюдении всех его основных рекомендаций автолюбитель без больших усилий сможет выполнить своими руками ремонт машины.

Капитальный ремонт двигателя

На необходимость выполнения капитального ремонта мотора могут указывать:

  • Нестабильность в работе агрегата.
  • Посторонний шум.
  • Постукивание в узле.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Уменьшение мощности двигателя.

При выполнении работ восстанавливаются технические характеристики агрегата до величин, которые соответствуют первоначальным показателям. Для этого двигатель вытаскивается из автомобиля ВАЗ 2109, разбирается, составляется дефектная ведомость.
Все детали и узлы тщательно обследуются, измеряются, замеряются необходимые зазоры, определяется последовательность и цена ремонта. Детали, подлежащие восстановлению, ремонтируются, пришедшие в негодность меняются новыми.
По правилам капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2109 нужно делать после прохождения авто 150 000 километров:

  • Ремонт двигателя начинается заменой колец и поршней.
  • Растачивается блок цилиндров.
  • Шлифуется шейка коленчатого вала.
  • Осматривается визуально стартер.
  • Определяется исправность генератора, распределителя зажигания.
  • Меняются в системе охлаждения термостат, насос, шланги, ремни привода.
  • Очищается от грязи и промывается радиатор.

Совет: Обязательно при ремонте нужно поменять все резинотехнические элементы.

Все узлы собираются в обратном порядке их разборки.

Совет: При замене блока цилиндров нужна замена и корпусов подшипников в сборе. Это связано с их совместной обработкой.

 Особого внимания требует ремонт ГБЦ ВАЗ 2109:

  • С впускной трубы удаляется карбюратор(см.Ремонт карбюратора ВАЗ 2109 в домашних условиях).
  • Снимаются его прокладки.
  • Извлекается теплоизоляционный щиток карбюратора.
  • С автомобиля снимается головка блока цилиндров.
  • Снимаются патрубок для забора теплого воздуха, выпускной коллектор, и впускная труба. Извлекаются прокладки.

Совет: Уплотнительные прокладки нужно снимать аккуратно, Если они не повреждены их используют вторично.

  • Выкручиваются свечи зажигания, датчик температуры ОЖ.
  • Вытаскивается распредвал.
  • Снимаются натяжной ролик и упорная шайба, расположенная под ним.
  • Извлекаются клапаны и упоры для них.
  • Все детали узла промываются в бензине, протираются, высушиваются.
  • Визуально осматриваются, определяется их исправность. При необходимости ремонтируются или заменяются новыми.
  • Сборка узла выполняется в обратном порядке.

Ремонт ходовой части

Хотя для автомобиля двигатель – его «сердце», но работа всех узлов взаимосвязана, а своевременный ремонт ходовых узлов не менее важен.
Итак:

  • Так, если сбивается работа передней подвески, это может нарушить взаимосвязь между ходовой частью и кузовом автомобиля ВАЗ 2109. При возникновении таких неполадок нужен срочный ремонт подвески.
    Общий вид передней подвески показан на фото.

Передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2109

  • Крайне опасна эксплуатация авто при неисправной рулевой рейки. В этом случае диагностику лучше производить в условиях специализированной мастерской на специальном стенде.
    При диагностике узел полностью разбирается, осуществляется визуальный осмотр, проверяется биение деталей.

Совет: При разборке узла выбрасываются прокладки и сальники, которые считаются одноразовыми и подлежат замене.

Рулевая рейка ВАЗ 2109


Помимо этого для 21099 ВАЗ ремонт может включать:
  • Замену задних тормозных цилиндров.
  • Замену стоек амортизаторов.
  • Регулировку клапанов.
  • Регулировку зажигания.
  • Ремонт и замену бензонасоса.
  • Ремонт спидометра.
  • Ремонт и покраску кузова.
  • Перетяжку в салоне потолка.
  • И другие ремонтные работы.

Каким образом выполняется ремонт ВАЗ 21099 можно увидеть на видео. Ремонт своими руками ВАЗ 2109 увеличит надежность работы вашего автомобиля в исправном состоянии.

Как я купил старый ВАЗ-2109. Переборка двигателя своими руками.

Приветствую Вас многоуважаемые читатели!!! И так хотел я сделать отчёт о эксплуатации»ниссан кашкай», но тут я стал обладателем замечательного авто ВАЗ-2109! Гнилая, с мятым капотом (он открывался у старых хозяев на ходу) но двигатель вроде на 3 с плюсом. Отъездил я ровно неделю на этом чуде))) И… Двигатель стал работать на 3-х цилиндрах и дико дымить!!! Решили снять головку блока и посмотреть WTF? Сняв ГБЦ мы немного ох**ли!

В 3-м цилиндре на ГБЦ и поршне всё было побито и явно не детонацией направляющая втулка клапана. Естественно её размолотило и она упала в цилиндр.

Старую ГБЦ ремонтировать было бесполезно, уж сильно съело алюминий. Купил б/у за 1500р без 2-х клапанов. Покумекав, решили снять поршни и поменять кольца. ХА!!! Сказала 9-ка Сняв поршни мы особых нареканий не увидели. Но! Когда начали снимать кольца, перегородки между ними осыпались))) Так! Хорошо! Купим поршни! Но какие? Стали подбирать… Вообщем решено было точить блок))) Сняли двигатель, отмыли разобрали по деталькам, чтоб остался голый блок цилиндров.

Далее поиски токаря. В Липецке есть очень известная токарка «СТО Елецкая», но последнее время очень много нареканий по их работе. Нашли по советам знакомых токоря. Отправились к нему.

Итог: Полировка блока (он повёлся от дикого перегрева), расточка блока цилиндров и шлифовка «головы» вышло в ЗОООр Причём, токарь попросил сразу купить поршни и по ним он будет точить каждый цилиндр индивидуально.

Собрали!!!! Теперь надо было «впихнуть» двиг обратно. Вынимали практически разобранный, а вот собранный да и ещё поставить, на руках нам не удалось, тяжёлый с*ка))) Собственно раньше я работал в магазине проф. слесарного инструмента и с этим проблем небыло. А инструмента надо было много, т.к. банально не было динамометрического ключа. Вообщем и таль цепную я взял там же))

Какая радость была, даже описать не могу, когда двигатель почти с первых оборотов стартера завёлся!!! (видео ниже).

И в заключении скажу, что это моя первая переборка двигателя (не считая ЗАЗ-968М). Было страшно, но интересно. И я очень собой доволен))) Теперь утепляем гараж, варим печку и в зиму будем переваривать и красить кузов. Огромное спасибо другу Николаю, который одолжил гараж и всячески мне помогал в этом деле. А я хотел поделиться своим маленьким достижением. Спасибо что прочли!!!

Еще несколько фоток

 

Разборка и сборка двигателя 2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»

Разборка и сборка двигателя

Запрессовка пальца в верхнюю головку шатуна
1 – оправка;
2 – регулировочная гайка;
3 – поршень;
4 – поршневой палец;
5 – направляющая втулка;
6 – шатун;
7 – винт.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ


После демонтажа устанавливаем двигатель на разборочный стенд. Снимаем генератор, головку блока цилиндров (см. Снятие и разборка головки блока цилиндров) , верхнюю крышку картера сцепления, маховик (см. Замена заднего сальника коленчатого вала) и масляный насос (см. Снятие и разборка масляного насоса).

Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Снимаем трубу и прокладку. Ключом «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала. Снимаем держатель и прокладку. Головкой «на 14» отворачиваем гайки крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ). Снимаем крышку шатуна. Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки. Упираемся деревянной ручкой молотка в разъем нижней головки шатуна… …и выталкиваем поршень с шатуном из цилиндра. Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
Зажимаем шатун в тиски с накладками из мягкого металла.
Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замки поршневых колец и поочередно снимаем с поршня…

…два компрессионных кольца… …и одно маслосъемное. Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

На двигателе ВАЗ-21083 поршневой палец вставлен в верхнюю головку шатуна с натягом.

Выпрессовываем палец ударами молотка по оправке, держа шатун навесу или уложив поршень в деревянную опору с цилиндрической выемкой под юбку поршня и отверстием под палец. Снимаем поршень с шатуна.

На двигателе ВАЗ-2111 применяются поршневые кольца плавающего типа, свободно вращающиеся в бобышках поршня и втулке шатуна. Для разборки поршня с шатуном зажимаем шатун в тиски с накладками из мягкого металла.

Поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо.

Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна. Головкой «на 17» отворачиваем десять болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала. Снимаем крышки. Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника. Вынимаем коленчатый вал. Вынимаем из проточек опоры среднего коренного подшипника упорные полукольца. Вынимаем из опор в блоке цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

Собираем двигатель в обратной последовательности.
В крышки коренных подшипников устанавливаем вкладыши без проточки на внутренней поверхности.

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем вкладыши с проточками, а в третью постель — вкладыш без проточки (такой же, как и в крышке).

Cмазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры коленчатый вал. Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом. Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.

Метки на крышках коренных подшипников Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис.), нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ). При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Затягиваем болты крепления крышек. Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

Класс цилиндра, обозначаемый буквами A, B, C, D, E клеймится на нижней плоскости блока цилиндров. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец, а также группа по массе поршня маркируются на его днище.

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадал из поршня при вертикальном положении пальца. Для запрессовки пальца в верхнюю головку шатуна двигателя ВАЗ-21083 монтируем палец на универсальную оправку (см. рисунок).
Размер А вычисляем по формуле:

А = 0,5 x (D – B – C + Е) мм,
где D — диаметр поршня,
В — длина пальца,
С — расстояние между бобышками,
Е — ширина головки шатуна.
Винт 7 не затягиваем, т.к. при нагреве от шатуна палец удлиняется и винт может заклинить.
Для сборки поршней с шатунами нагреваем шатун на электроплитке или в муфельной печи (до 240°С).
Нагретый шатун зажимаем в тиски.

Сборку поршня с пальцем и нагретым шатуном производим быстро, т.к. после охлаждения шатуна изменить положение поршневого пальца не удастся.

Надеваем поршень на шатун, обеспечивая совпадение отверстий в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Вводим оправку с пальцем в отверстие бобышки поршня и проталкиваем в головку шатуна. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к головке шатуна в направлении запрессовки пальца.
Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом:
замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца;
замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз. Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», кольцо располагаем меткой вверх.
При установке маслосъемного кольца замок расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.
Перед установкой деталей смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

При установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.

Перед установкой поршня с шатуном в цилиндр…

…сжимаем регулируемой оправкой поршневые кольца. Упираясь деревянной ручкой молотка в днище поршня, вталкиваем его в цилиндр.

Устанавливаем крышку шатуна с вкладышем и затягиваем гайки крепления крышки предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Аналогично устанавливаем другие поршни.

При установке крышки шатуна номера на шатуне и крышке должны располагаться с одной стороны.

Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *