Ремонт электродвигателя статора – Перемотка электродвигателей своими руками — поиск и устранение причин поломки в домашних условиях (инструкция + 100 фото)

Содержание

Ремонт якоря электродвигателя своими руками. Фото, видео

Ремонт якоря электродвигателя своими руками. Фото, видео Skip to content

Информация для электрика

Информация и практические навыки для электрика

В бытовом оборудовании используются электродвигатели различных типов, в зависимости от условий работы, предназначения и функциональности электроприбора. Например, для электрооборудования со стабильным режимом работы больше подходят асинхронные двигатели, а для электродрелей, стиральных машин, кухонных комбайнов и т. п. нужно применение коллекторных электродвигателей, так как требуется частое изменение скорости вращения вала.

Выход из строя коллекторного двигателя делает электроприбор полностью непригодным для эксплуатации, а дорогостоящие услуги ремонтных мастерских заставляют владельцев испорченного бытового оборудования принимать решение о приобретении нового товара. Но при наличии некоторых навыков и в условиях ограниченного бюджета многие домашние мастера задумываются о целесообразности ремонта электродвигателей своими руками.

Разобранный коллекторный электродвигатель

Проверка цепей питания

При починке вышедшего из строя электрооборудования иногда до ремонта коллекторного двигателя дело не доходит – оказывается, что неисправна розетка удлинителя, перебит шнур питания, открутилась клемма подключения, или заело выключатель. Следует проверить наличие напряжения на узлах цепи питания коллекторного электродвигателя на 220В, начиная от штепсельной вилки, заканчивая контактной колодкой подключения.

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя

По сути дела, все электроинструменты и бытовая техника приводится в действие электродвигателями, основу которых составляет якорь (ротор), состоящий из обмотки и контактных пластин.
Если привод перестал работать, то при исправной обмотке причина может быть в пластинах. Одну или две из них просто может оторвать. Однако это не повод для покупки нового дорогостоящего двигателя. Можно восстановить контактные пластины из подручных материалов и буквально «на коленке».
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Понадобится


Для приведения в порядок якоря при такой поломке, нам следует приготовить следующие материалы:
  • отрезок медного провода;
  • клей эпоксидный универсальный марки ЭДП;
  • проволоку алюминиевую;
  • деревянный брусок.

Без токарного станка нам понадобится много инструментов и приспособлений: нож и кисточка, плоскогубцы и отвертка, молоток и наковальня, напильник, наждачная бумага и игла, дрель и паяльник, тиски и пробойник, штангенциркуль и карандаш.

Порядок восстановления коллекторных пластин якоря


Вначале приводим в порядок основания отлетевших пластин. Для этого удаляем кисточкой из углубления в коллекторе мелкие частицы и пыль. Затем ножом выравниваем места под новые пластины по длине, ширине и глубине. При этом стараться не повредить концы обмоток, выходящих на отсутствующие пластины.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Разрезаем ножом внешнюю изоляцию двухжильного медного провода, откусываем один из них и вытаскиваем жилу из внутренней изоляции пассатижами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Расплющиваем медный провод, чтобы сформировать две пластины с помощью молотка и наковальни.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

При этом, время от времени сравниваем заготовку с неповрежденными пластинами на коллекторе якоря, чтобы ширина заготовки не оказалась больше.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Получив приблизительно требуемое сечение из медного провода, доводим его до нужных размеров крупнозернистой наждачной бумагой Р80, равномерно обрабатывая каждую из сторон, и так же сверяясь с целыми пластинами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Торец заготовки пластины формируем диском, вращаемым болгаркой. Укладываем заготовку на свое место, и ориентируясь на соседнюю целую пластину, отмечаем карандашом длину.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Надрезаем по метке и отламываем заготовку пластины пассатижами. Зажимаем ее в тиски и сверху по центру ножом и молотком выполняем неглубокую прорезь.
Кладем заготовку на деревянный брус и у основания прорези пробойником и молотком делаем отверстие, которое шлифуем швейной иглой.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Зачищаем место обработки наждачной бумагой. Укладываем самодельные пластины на свои места и припаиваем к ним концы соответствующих обмоток.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Смешиваем двухкомпонентный эпоксидный клей по инструкции и наносим его на пластины кончиком плоской отвертки так, чтобы он попал в зазоры между пластинами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Обматываем несколько раз коллектор с приклеенными пластинами алюминиевой проволокой, создавая натяг и, скручивая концы вместе.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Оставляем все в покое на время, указанное в инструкции.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
После этого раскручиваем проволоку и убираем ее. Но более надежным креплением ламелей была бы установка двух бандажей из стекловолокна, пропитанных термоклеем.
Удаляем ножом с поверхности ламелей эпоксидную смолу, т. к. она является диэлектриком. После чего ламели обрабатываем напильником по металлу до медного блеска.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Поскольку токарного станка нет, для проточки коллектора с новыми ламелями, возвращаем якорь на место и выкручиваем щетки.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Замеряем штангенциркулем диаметр отверстия для щеток и выстругиваем ножом подходящий стержень из дерева и доводим его до нужного размера наждачной шкуркой.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Вращая инструмент за шпиндель, можно через отверстие для щеток видеть вращение коллектора. Этот эффект мы и используем, чтобы отшлифовать контактные пластины.
Просовываем деревянный стержень в отверстие до упора в коллектор. Делаем на стержне отметку по верху отверстия и вытаскиваем его. Прикладываем к отметке пробку щетки и уменьшаем место реза на ее высоту.
Вставляем деревянный шип в отверстие и убеждаемся, что пробку можно закрутить. После этого отрезаем неширокую ленту мелкой наждачной бумаги Р600, обхватываем ею шип и снова вставляем в отверстие до упора в коллектор.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Затягиваем шип пробкой и вращаем шпиндель от руки. Если нет большого сопротивления, подключаем к шпинделю действующую дрель и включаем ее.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Процедуру повторяем несколько раз, заменяя изношенную наждачную бумагу на новую, при этом постоянно подкручиваем пробку. В итоге новые пластины по высоте сравняются с остальными и якорь вновь станет исправным.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Чтобы убедиться в этом, выкручиваем пробку, вытаскиваем шип с наждачной бумагой, отключаем приводную дрель и, вращая шпиндель от руки, смотрим на коллектор. Если блеск всех пластин одинаков, то это и есть показатель равномерной шлифовки.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Смотрите видео


Перемотка статора электродвигателя — диагностика, ремонт, сервис

Перемотка статора электродвигателя

Перед вами встал вопрос о проведении ремонта статора электродвигателя? Наша компания занимается выполнением ремонтных работ, ликвидирующих повреждения любой сложности. Мы производим ремонт и восстановление  электродвигателей разных габаритов. Производим замену его узловых элементов.

Перемотка статора электродвигателя

Услуги сервиса по ремонту включают в себя перемотку электродвигателя, замену обмоток статора, устранение неполадок, связанных с перегрузками и перегревами. Профессиональное обслуживание выполняются по приемлемым ценам.

Виды ремонта электродвигателя

Покупка нового агрегата достаточно дорогое удовольствие, поэтому  восстановление его работоспособности, гораздо выгоднее.

Существует несколько видов ремонта:

  • Срочный вид ремонта. Сопровождается экстренным устранением дефектов и неполадок в сжатые сроки. Охватывает мероприятия по устранению причин неисправностей, включая починку статора.
  • Текущий (профилактический) ремонт проводится периодически в определенной последовательности. Состоит из нескольких мероприятий – осмотра, диагностики механической и электрической частей, устранение неисправностей в подшипниках (смазка, замена). После проведения текущего ремонта электродвигатели подвергаются обязательным испытаниям. Подобный вид ремонта проводят 1-2 раза в год.
  • Капитальный ремонт – в основном проводится в специализированных ЭРЦ (электро ремонтный цех). При капитальном ремонте, кроме стандартного объема проводятся также реконструктивные работы по тестированию всех деталей и механических узлов, ремонт корпуса. В случае необходимости проводится обмотка статора, ремонт сгоревших участков.

Ремонт статора электродвигателя

Перемотка статора электродвигателяОдной из самых распространенных причин отказа в работе электродвигателя  является неисправность обмотки. Обрыв в обмотке, междуфазное замыкание, витковые и межвитковые замыкания – все эти причины появляются при перегреве двигателя.

Для сохранения работоспособности электродвигателя, будет целесообразно провести перемотку статора. Профильные организации могут с легкостью устранить подобную поломку.

Технические этапы перемотки статора электродвигателя

Перемотка устройства осуществляется в несколько этапов:

  • В самом начале электродвигатель разбирают;
  • На следующем этапе извлекают намоточные детали, анализируют состояние изоляции;
  • Проводят замер и расчет необходимых параметров новой обмотки;
  • Далее на катушки наматывают нужное количество витков и покрывают ее специальным изолирующим лаком. Проводят пайку (сварку)  электрической схемы. Сушка проводится в специальной печи;
  • Затем устройство собирается. Когда все собрано, еще раз проводят все необходимые измерения по количеству потребляемого тока.

Процесс перемотки нуждается в профессиональном персонале с подтвержденной квалификацией. А наличие высококлассного оборудования может заметно облегчить эту задачу. Крайне важно избежать ошибок, которые могут повлечь за собой необратимый выход из строя всей машины. Обратившись в нашу компанию, вы получаете реальный шанс на качественное исполнение данного вида ремонта.

Стоимость ремонта и перемотки электродвигателя

Коэффициенты, задействованные при расчете стоимости:

  • Однофазные – 1.5
  • Иностранного производства – 1.5
  • Взрывобезопасные – 1.3
  • С отсутствующей обмоткой – 1.3
  • Срочный – 1.5
  • Устаревших типов – 1.3
  • Двухскоростные – 1.5;
  • Двухскоростные с независимыми обмотками – 2
  • Старого образца типа АО, А, ВАО -1.5

Перемотка статора электродвигателя

Обратившись к нам, вы получите детальную консультацию  по вопросам, связанным с ремонтом и эксплуатацией электродвигателей.

 

Ремонт электродвигателей

Отказ электродвигателя может возникнуть при пуске или во время работы. Большинство отказов происходит из-за таких факторов, как низкое сопротивление изоляции, перегрузка по току или механических повреждений. Другие причины включают в себя проблемы условий эксплуатации и отсутствие технического обслуживания.

Большинство двигателей, независимо от типа имеют длительный срок службы и требуют минимального технического обслуживания для исправной работы. Рекомендуется регулярное обслуживание двигателей, и проверка на наличие признаков старения изоляции или других частей, которые могут отрицательно сказаться на моторе.

Регулярный осмотр и техническое обслуживание поможет выявить слабые места или детали, которые находятся на грани провала, устранить их до возникновения проблем и передачи в ремонт электродвигателей.

Электрические и механические неполадки

Существует шесть основных областей, где неисправности происходят из-за различных причин. Эти области обычно называют зонами разломов. Они включают цепь питания, качество электроэнергии, статора, ротора, изоляции и воздушного зазора.

Так как в электромоторе электрическая энергия преобразуется в механическую, то неисправности двигателей могут вызываться неполадками по электрике и механическими дефектами. Контактные щетки показаны на рисунке.

Есть много проверяющих алгоритмов в зависимости от условий эксплуатации, конструктива и т. д. Каждому человеку приходит мысль покрутить вал. Непринуждённое вращение говорит о предполагаемой исправности механической части.

Механические неисправности могут быть действительно обнаружены уже при вращении вала рукой – будет слышен скрип и стук. Если проверяется мотор постоянного тока, то причина подозрительных звуков может заключаться в дефектах щеток.

Возможна также истёртость вала – такая неисправность характерна для мотора, работа которого связана была с большой нагрузкой на шкив.

Шкив — это колесо, имеющее плоскую поверхность, или канавки для сцепления с ремнем. Хоть шкив и изготовляется из металла, однако ломается довольно часто. Из-за этого прекращается вращение движка. Чтобы этого не происходило, нужно быть осведомлённым обо всех факторах, воздействующих на исправность шкива.

Металл, из которого производится шкив, не подвергается закалке. Поэтому этот элемент достаточно хрупкий, и боится различных механических воздействий. Ненадежное присоединение вала и шкива при электромонтаже приводит к образованию люфта, создающего вибрацию деталей. Появляются трещины, а затем разлом шкива пополам.

Помимо этого, такая вибрация отрицательно сказывается на роторе мотора, теряющего балансировку.

Ремонт своими руками

Не всегда можно воспользоваться дорогими услугами ремонтного сервиса или приобрести новый товар. Если есть навыки, то целесообразным будет ремонт электродвигателя своими силами.

Разборка асинхронного движка

Так как конструкции моторов достаточно разнообразны, то для разборки модели требуется ознакомиться со схемами и руководством по ремонту.

Но популярные моторы по своим схемам схожи. Электродвигатель с короткозамкнутым ротором показан на рисунке ниже.

При разборке мотора его вал отделяется от остальных деталей, движок снимается со станины.

После этого нужно снять с вала детали механики (шкив, шестерёнка и т.п.). Открутить скрепляющие болты, после чего легонько снять ротор. Все детали очищают, смазывают и собирают заново движок.

Неполадки двигателей постоянного тока

В движках постоянного тока магнитные поля действуют друг с другом под углом, придающим валу вращающий момент. В роли переключателей выступают щетки. Катушки с магнитопроводами создают электромагнитное поле для придания момента. Как это все происходит в электродвигателе постоянного тока показано на рисунке.

Под словом «якорь» нередко понимается ротор мотора постоянного тока.

Выросший ток и образованная ЭДС приводят к искрению контактирующих щеток с другими элементами. Когда искрят щетки, ускоряется их изношенность в увеличивающейся прогрессии.

Если щетки искрят вкруговую, то ламелям требуется очистка от загрязнения.

Если катушки, щетки в нормальном виде, необходимо убедиться в целостности обмоток. Обугливание проводов указывает на необходимость перемотки либо замены якоря.

Можно также измерить сопротивление проводов мультиметром. От мощности двигателя, а также якоря зависит сопротивление, в связи с этим требуется понимать схему подсоединения якорных обмоток непосредственно данного двигателя для точности проверки. Есть приборы для поиска неисправностей в якорях.

Нахождение неисправностей электродвигателей

Чтобы найти обрыв обмоток двигателя, нужно убрать перемычки, создающие форму подключения и проверить все обмотки по отдельности.

Способ довольно надёжный, не позволяющий запутаться новичку. Для проверки понадобится омметр. Значения по прибору будут примерно нулевые. Сопротивление обмоток должно быть одинаковым для двигателей, в том числе и постоянного тока. Прозвонка ротора мотора показана на рисунке ниже.

Замена щеток

У двигателей нередко возникает проблема с изношенными щетками.

При значительно изношенных деталях мотор может не запуститься совсем. Если при подключении к сети электродвигатель порой запускается с толчками, то требуется сменить щетки.

Неполадки в магнитопроводе

Переменным током вызываются вихревые токи, которые ухудшают технические показатели мотора. Без покрытия изоляции лака может образоваться такая же ржавчина, как показано на рисунке ниже.

В инструкциях и руководствах пользователя обычно приведены наиболее часто встречаемые неисправности и методы их устранения.

Вот мы и рассмотрели основные моменты починки двигателей своими руками. Однако большинство людей обращаются за помощью к специалистам и это тоже правильно. На некоторые вопросы могут ответить только профессионалы.

Капитальный и текущий ремонт

Ремонт электродвигателей – всегда востребован, потому что двигатели широко применяются во всех жизнедеятельных сферах. Проверки агрегатов проводится в форме текущего и капительного ремонта.

Текущий ремонт – это осмотр, замена масла, измерение различных нормируемых значений и показателей. Период текущих и капитальных ремонтов установлен в правилах. Текущий ремонт проводится раз в два года, капитальный – один раз в 5 лет.

Преимущества капитального ремонта электродвигателя:

  • экономичнее отремонтировать, чем купить новый;
  • время ремонта меньше времени доставки нового агрегата;
  • специфичные агрегаты могут сойти с производства.

Заключение

Почему греется электродвигатель? Перегрев моторов чаще всего происходит по причине плохой изоляции. Вы сможете устранить это? Нет. А выявить замыкание пластин магнитопровода? Скорее всего, понадобится диагностика неисправностей двигателя в ремонтном сервисе. Без разборки агрегата, в том числе магнитопровода, этот изъян устранить не представляется возможным. В крупных фирмах помимо ремонта производится изготовление запчастей для электродвигателей.

Перемотка или ремонт статора (якоря) после замыкания: как проверить статор

Электрический двигатель – это машина, превращающая электрическую энергию в механическую. Работа любого электрического двигателя или генератора основана на условии взаимодействия магнитных полей статора и ротора.

Коллекторный синхронный двигатель

Коллекторный синхронный двигатель

Cтатор в разных типах электродвигателей

Статор – это неотъемлемый узел электрической машины, сохраняющий неподвижное состояние во время работы двигателя. Ротор – вращающаяся часть электрического мотора, передающая механическую энергию на выходной вал. Другое название ротора – якорь.

Синхронный или коллекторный двигатель

Электрический ток на ламели коллектора передается графитовыми щетками. Такой электродвигатель будет работать, как в сети постоянного, так и переменного тока. Пульсирующее магнитное поле, создаваемое обмотками статора, будет взаимодействовать с пульсирующим магнитным полем, генерируемым обмотками якоря. Ротор станет вращаться. Подобные электродвигатели широко применяются в различных бытовых и промышленных приборах: электродрелях, пылесосах, силовых приводах станков, электротранспорте.

Интересно. Двигатели такого типа имеют еще одно название – синхронные. Это означает, что скорость вращения ротора равна скорости вращения электромагнитного поля, возникающего в двигателе.

Асинхронные двигатели

Подавляющее количество электромоторов, применяющихся и в промышленности, и в быту, – это асинхронные электродвигатели с короткозамкнутыми роторами. Такие двигатели применяются в трехфазных и однофазных сетях переменного тока.

 Асинхронный двигатель

Асинхронный двигатель

Статорная конструкция собирается из большого количества стальных пластин и расположена в корпусе основания, отлитом из немагнитных металлов: чугуна или алюминия.

Наборный статор двигателя

Наборный статор двигателя

Материал пластин – электротехническая сталь. Пластины изолированы друг от друга специальным диэлектрическим лаком. В статоре имеются продольные пазы, где размещаются три обмотки, сдвинутые относительно оси вращения электромотора на 120 градусов друг от друга. Ротор также набирается из изолированных пластин электротехнической стали. В пазы ротора уложены стержни из алюминия, реже меди, соединенные по торцам контактными кольцами. Отсюда и название – короткозамкнутый ротор. Такая конструкция, называемая «беличьим колесом», играет роль обмотки ротора.

Ниже представлен вид асинхронного электродвигателя в разрезе. Хорошо видно, что такое наборный статор.

Разрез асинхронного двигателя

Разрез асинхронного двигателя

Обмотки двигателя могут подключаться к трехфазной электрической сети по схеме «треугольник» или «звезда».

 Варианты подключения трехфазного двигателя

Варианты подключения трехфазного двигателя

Коммутация схемы производится в клеммной коробке двигателя, называемой борн или брно.

При подаче трехфазного напряжения в обмотках статора возникают пульсирующие токи, которые вызывают появление в статоре вращающегося магнитного поля. Это поле пересекает токопроводящие стержни ротора, в которых индуцируются вторичные пульсирующие токи. Результатом становится появление магнитного поля в роторе. Магнитные поля статора и ротора взаимодействуют и заставляют вращаться стержни «беличьего колеса», вместе с тем и сам ротор. Якорь вращается со скоростью несколько меньшей, чем магнитное поле статора.

Величина этой разности называется скольжением и может составлять от 2 до 8 %. Из-за наличия скольжения двигатели подобной конструкции получили название асинхронные. Эффект скольжения физически необходим для работы асинхронного двигателя не будет отставания вращения ротора от магнитного поля статора, не будет индуцироваться ток в стержнях ротора, исчезнет магнитное поле в якоре, приводящее во вращение ротор.

Материал для статоров

Статорные и роторные узлы набираются из изолированных пластин электротехнической стали толщиной от 0,2 до 0,5 мм. В такой стали присутствует повышенное количество кремния (3-4,5 %). В результате сплав получает повышенное электрическое сопротивление и улучшенные магнитные характеристики. Малая толщина пластин и высокое удельное сопротивление существенно снижают паразитные вихревые токи Фуко в статоре и роторе. Это позволяет уменьшить нагрев узлов и деталей электродвигателя, повысить его электрический КПД.

Технология перемотки статора

Индикаторами нештатной работы электромотора являются:

  • Снижение мощности;
  • Повышенный нагрев корпуса;
  • «Пробивание» напряжения на массу.

В таком случае следует провести диагностику неисправности статора. Необходимо определить, как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром. Величина сопротивления обмоток указана в справочной литературе на конкретный двигатель. Проверив мультиметром сопротивление каждой из обмоток, можно определить дефектную. После чего необходимо перемотать одну или все обмотки статора.

Основные операции:

  • Удаление из пазов статора старых обмоток;
  • Очищение пазов от остатков старой электро,- и термоизоляции;
  • Установка новой изоляции в пазах статора;
  • Укладка новых обмоток;
  • Пропитка обмоток диэлектрическим лаком и его сушка;
  • Проверка электрических параметров новых обмоток статора.

При правильно проведенном ремонте электромотор восстановит свои первоначальные характеристики.

Проверка якоря коллекторного двигателя

У якоря коллекторного электродвигателя надо проверять два основных типа неисправностей:

  1. Механические;
  2. Электрические.

На заметку. К механическим неисправностям, как правило, относится выработка ресурса подшипников. Появляются сильный шум при работе двигателя, нагрев подшипников, продольный и радиальный люфт якоря.

Электрические неисправности включают в себя:

  • Обрыв провода в обмотке;
  • Межвитковое замыкание;
  • Пробой обмотки на корпус якоря и самого мотора;
  • Износ контактных ламелей коллектора.

Следует рассмотреть, как проверить якорь на межвитковое замыкание. Сделать это удобно с помощью цифрового мультиметра либо, при его отсутствии, стрелочным тестером.

Электронный мультиметр

Электронный мультиметр

Как прозвонить якорь? Следует поочередно измерять сопротивление обмоток якоря, касаясь щупами мультиметра противоположных ламелей коллектора. Значительное отклонение величины сопротивления позволит узнать неисправную обмотку. Пробой на корпус проверяется мультиметром в диапазоне сопротивления 20 кОм. Один щуп присоединяется к валу ротора, другим поочередно касаются ламелей коллектора. Прибор должен показывать состояние «разрыв». По показанию мультиметра менее 20 кОм можно узнавать о неисправности обмотки, и, следовательно, необходимости ремонта якоря.

Ремонт электродвигателей

Проведение ремонта электродвигателей, такого, как перемотка статора или ротора, операция ответственная и кропотливая. Необходимы определенные знания и навыки работы, опыт. Проще всего производится устранение механических неисправностей, обычно это замена подшипников и восстановление геометрии коллектора либо его полная замена. Также бывает необходимо поменять стесанные графитовые щетки, подающие ток на обмотки якоря.

При ремонте электрической части двигателя потребуются специальные материалы, обмоточный провод нужной марки, специальные инструменты и оснастка. Если речь идет о ремонте ограниченного количества электродвигателей, то лучше обратиться в специализированное ремонтное предприятие. Это целесообразно, как с точки зрения качества ремонта, так и экономики.

Для проведения ремонтных работ в больших количествах необходимо создать профильный участок ремонта, подобрать персонал, содержать определенное количество оборудования, материалов и комплектующих, иметь справочную литературу.

Теплоизоляция статора

Электродвигатель при работе подвержен достаточно сильному нагреву до 100-145 0С. Для сохранения работоспособности, защиты деталей и узлов от перегрева на валу двигателя имеется крыльчатка вентилятора, производящая обдув ротора и статора. Кроме того, для защиты обмоток статора применяются различные термоизолирующие материалы, такие как:

  • Прокладки на базе компонентов из слюды и специальных картонов;
  • Термоизолирующие материалы из стеклоткани;
  • Термостойкие пропиточные лаки.

Правильное технологическое применение таких теплоизоляционных компонентов обеспечивает долгую надежную и бесперебойную работу электродвигателей.

Защита статора тепловым реле

В процессе эксплуатации электродвигатель может потреблять повышенный ток из сети и испытывать сильный нагрев. Причины могут быть разные, например, слишком большая нагрузка на валу, частые включения и выключения мотора, повышенная температура окружающей среды. Такие нештатные режимы работы могут привести к перегреву статорных обмоток и выходу их из строя. Для предотвращения повреждения электродвигателя в статорной системе устанавливается один или два биметаллических тепловых реле это термовыключатели, называемые кликсонами.

Термовыключатель кликсон

Термовыключатель кликсон

При повышении температуры статора выше положенного значения происходит размыкание биметаллического контакта кликсона. Термовыключатель размыкает цепь питания катушки управления силовым контактором, который подает напряжение на электромотор. Контактор отключает электромотор от силовой электросети. Дальнейшее включение контактора и, следовательно, электродвигателя возможно лишь после охлаждения обмоток статора и замыкания биметаллической пары термовыключателя.

Двигатели, применяемые в промышленности

В промышленности успешно применяются оба типа двигателей: и асинхронные с короткозамкнутым ротором, и синхронные коллекторные.

Первый тип устройств имеет важные достоинства:

  • Низкая цена;
  • Надежность и долговечность;
  • Простота эксплуатации.

Имеются и минусы:

  • Невозможность плавного регулирования оборотов якоря;
  • Невысокая скорость вращения – предел 3000 об./мин. в сетях с частотой 50Гц;
  • Большие пусковые токи.

Однако достоинства этих изделий многократно превосходят их недостатки.

К сведению. Асинхронные двигатели применяются в тех устройствах, где требуются постоянные режимы работы промышленного или транспортного оборудования. Например, в приводах всевозможных насосов, ленточных транспортеров, в системах вентиляции, в подъемных механизмах. Ниша асинхронных электрических машин занимает 65-75 % от общего объема применяемых электромоторов.

Синхронные, коллекторные двигатели имеют свои достоинства:

  • Возможность плавного бесступенчатого изменения скорости вращения;
  • Большая мощность;
  • Большая скорость вращения.

Недостатки, присущие коллекторным электромоторам:

  • Относительно высокая стоимость;
  • Скользящие контакты коллектора якоря, снижающие надежность эксплуатации и уменьшающие ресурс машины;
  • Необходимость частого обслуживания.

Они применяются там, где необходимо плавное изменение угловых скоростей: это приводы станков, тяговые моторы электротранспорта, точные системы монтажа.

Оба типа двигателей находят массовое применение в промышленности и быту. Для их длительной и безотказной работы необходимо проведение регламентных работ, при необходимости и восстановительного ремонта, включающего перемотку обмоток статора и ротора.

Видео

Защита и Ремонт Электродвигателей Переменного Тока: Инструкция

Классический вид электродвигателя переменного тока – его строение мы разберем позже

Классический вид электродвигателя переменного тока – его строение мы разберем позже

Не так давно мы на сайте выпустили две статьи, в которых рассказывали о принципах работы генераторов переменного и постоянного токов. Если вы читали этот материал, то наверняка помните, что данные устройства способны превращать кинетическую (механическую) энергию в электрическую. Сегодня же мы поговорим про электрический двигатель, который делает все то же самое, но в обратной последовательности, то есть энергию электричества переводит в крутящий момент.

Как и любое другое устройство, электромоторы имеют определенный ресурс и свойство ломаться по тем или иным причинам. Давайте разберемся с основными неисправностями этих агрегатов и выясним, как осуществляется ремонт электродвигателей переменного тока.

Типовые неисправности

Перед вами механические и электрические части двигателя

Перед вами механические и электрические части двигателя

Не нужно иметь технического образования, чтобы понимать, что все неисправности электродвигателя переменного тока можно разделить на два типа. Первые связаны с повреждениями подвижных частей устройства – назовем их механическими, а вторые – с повреждениями силовых элементов – электрическими.

Электрическую часть всех неисправностей можно, в свою очередь, тоже разбить на два вида: внутренние – когда выходят из строя обмотки двигателя; внешние – проблема будет иметься в пусковых устройствах и проводах, подающих энергию.

Изношенная щетка относится ко второму типу неисправностей

Изношенная щетка относится ко второму типу неисправностей

При этом стоит понимать, что поломками считаются не только те случаи, когда двигатель перестает функционировать, но и те моменты, когда его основные параметры начинают отличаться от номинальных, вызывая, например, неэффективное использование, перегрев и прочее.

В связи с тем, что причин неисправностей достаточно много, существует и большое количество алгоритмов, по которым электродвигатель можно диагностировать. Тип проверки может также отличаться и в зависимости от строения мотора, его габаритов, массы и даже места расположения.

Но давайте не будем лезть в дебри и разберемся с ремонтом, который мы сможет выполнить своими руками, ну, или хотя бы диагностировать причину неисправности.

Диагностика механических неисправностей

Простейшая проверка

Простейшая проверка

Первое, что сделает любой мастер, подходя к поломанному электродвигателю, это попробует провернуть вал мотора рукой.

  • Сделать это нужно максимально резко, чтобы заставить вращаться его по инерции.
  • Нормально работающий узел должен крутиться достаточно продолжительное время, секунд 10, наверное. При этом не должны быть слышны ни скрипы, ни тем более скрежет. Вообще вращение должно проходить практически без звука.
  • Если вы наблюдаете именно такую картину, то, скорее всего, с механической частью аппарата все в порядке, но окончательный вывод делать пока рановато, так как иногда проблема с механикой может возникать только на номинальных оборотах двигателя, то есть, когда он запущен.
  • Если же вы чувствуете, что вал приводить в движение нужно, прилагая большие усилия, при этом он тут же стопорится, и слышны разные звуковые эффекты, в том числе и постукивания, то можно смело диагностировать износ подшипников и готовиться к их замене.
  • Такие же проблемы могут вызывать заклинившие щетки и токопроводящие контактные кольца в моторах с фазным ротором и в двигателях постоянного тока.
Строение асинхронного двигателя с фазным ротором

Строение асинхронного двигателя с фазным ротором

  • Второй, не менее просто способ, проверить целостность подшипников – раскачать вал параллельно и перпендикулярно его оси, иными словами из стороны в сторону и наружу-внутрь.
Проверка люфта на валу

Проверка люфта на валу

  • Если наблюдается некоторое шатание и стуки, то подшипники точно изношены, хотя нет — пострадать могло и посадочное место подшипника, но тут уж без разборки двигателя уже никак не обойтись.
Разбиться может и посадочное место для подшипника

Разбиться может и посадочное место для подшипника

  • Также могло произойти истирание вала, что достаточно редко, но наблюдается в двигателях, работавших под значительными механическими нагрузками на шкив, или подключенная к нему соединительная муфта плохо отцентрована, то есть оси фланцев (ведущего и ведомого) были плохо совмещены.
Сильно пострадавший от износа вал

Сильно пострадавший от износа вал

Как изнашиваются подшипники на валу

Новые подшипники

Новые подшипники

Итак, мы с вами провели простейшую диагностику, которая с высокой долей вероятности указывает нам на то, что ненормально работают подшипники на валу. Что же могло послужить причиной их выхода из строя?

  • Самыми легкими проблемами будут либо отсутствие смазки на трущихся деталях, от чего, собственно, скрипы механического характера и возникают, и банальное загрязнение подшипника. Посмотрите на фото ниже, где представлен именно такой случай.
Старый подшипник замусорен

Старый подшипник замусорен

  • Если при вращении вала наблюдается сильная вибрация, то возможно подшипник изношен, хотя нередко причиной служит дисбаланс вентилятора, охлаждающего мотор – у него может отколоться одна или несколько лопастей, что вызывает расцентровку.
  1. Работа двигателя на изношенных подшипниках грозит куда более серьезными проблемами, Не проведенный вовремя ремонт приводит к усиленному износу деталей прилегающих к подшипнику (то же посадочное гнездо).
  2. Подобная разбалансировка грозит еще большими проблемами — из-за люфта ротор начинает тереться об статор. В результате этого вырабатывается металлическая стружка, которая еще больше усиливает эффект трения.

Вывод один – запускать электродвигатель с изношенными подшипниками категорически нельзя. Своевременная диагностика и текущий ремонт увеличат ресурс агрегата в несколько раз.

Сильно пострадавший ротор двигателя постоянного тока

Сильно пострадавший ротор двигателя постоянного тока

Разрушение деталей двигателя влияет в первую очередь на его эффективность. Попутно будет наблюдаться повышенное тепловыделение и потребление электроэнергии.

Если говорить конкретно про асинхронные двигатели переменного тока, то в них контакт ротора со статором осуществляется только через подшипники, поэтому за их техническим состоянием нужно следить особенно внимательно, ведь они – основная причина всех механических неисправностей. Прочие поломки, названные выше, в том числе и трещины в корпусе двигателей случаются намного реже, хотя и такую возможность нужно всегда держать в голове.

Извлеченный ротор асинхронного двигателя

Извлеченный ротор асинхронного двигателя

Совет! Ремонт вала электродвигателей переменного тока без наличия должного опыта, умений и инструмента выполнить не представляется возможным, поэтому при обнаружении таких неисправностей следует задуматься о замене детали или обращении в мастерскую.

Процесс разборки электрического двигателя

Схема строения трехфазного асинхронного двигателя

Схема строения трехфазного асинхронного двигателя

После предварительной диагностики, которую мы описали, наступает момент разбора двигателя, чтобы окончательно убедиться в выявленных неисправностях, или продолжить проверку. Процесс не очень сложен, но стоит понимать, что прежде чем приступать к нему, нужно отыскать чертежи конкретной модели, ведь все они могут быть построены по-разному.

Однако у всех двигателей есть схожие черты, так что предлагаем вам ознакомиться с видео, в котором подробно описывается строение типового агрегата и выполняется его разборка.

Мы тоже распишем строение в общих чертах. Итак, вот краткая инструкция:

  • Вал ротора оснащается подшипниками качения, которые запрессовываются на свои посадочные места, коими являются внутренние поверхности торцевых щитов.
  • Сами щиты должны быть точно отцентрованы, для чего используется проточенная цилиндрическая кромка, которая совпадает по размерам с проточкой кожуха статора. Фиксируются торцевые щиты при помощи болтовых соединений.
  • Перед началом разбора привод двигателя отсоединяется от ведомых устройств. Затем его снимают со станины и размещают на удобной для работы площадке.
  • Снимается защитный кожух, скрывающий вентилятор, который также нужно отсоединить. Если он имеет стопор, то его нужно удалить, после чего поддеть деталь плоской отверткой и аккуратно поддеть.
  • Следующий шаг – это снятие элемента, служащего для передачи механической энергии (шкив, фланец, шестерня и прочее).
  • Перед дальнейшим разбором обязательно нужно керном сделать метки совпадения корпуса и боковых крышек, чтобы при сборке все встало на свои места.
  • Далее откручиваются болты и снимаются с подшипников торцевые щиты при помощи специального съемника. Вообще методов снятия этих деталей существует достаточно много, ровно, как и приспособлений, предназначенных для этого, поэтому не поленитесь посмотреть больше информации об этом в интернете.
Съемник для подшипников

Съемник для подшипников

Теперь вы можете аккуратно извлечь ротор и приступить к ремонту. Если обнаружилось, что подшипник рассыпался, то его требуется заменить на новый. Если же отсутствует смазка или наблюдается чрезмерная загрязненность, то ограничиваемся «косметическими» мерами – убираем налипшую грязь и смазываем его.

Если установлены подшипники закрытого типа, то смазать их не получится и потребуется сразу осуществить замену. После технического обслуживания  двигатель собирается в обратной последовательности.

Электрические неисправности

Что делать, если двигатель не выдает заявленных оборотов, и проблема остается даже после замены подшипника?

Недостаточные обороты электродвигателя

Да, причина данного явления может заключаться в ведомой нагрузке, но с другой стороны, если подшипники двигателя свободного от нагрузки настолько загрязнены и изношены, что ротор попросту перестает нормально вращаться, такой эффект будет наблюдаться недолго. Трение и высокая температура буквально размажет сталь шарикоподшипников по сепараторному кольцу, что неизбежно приведет к заклиниванию вала.

Несовместимая с «жизнью» поломка детали

Несовместимая с «жизнью» поломка детали

Если же двигатель продолжает работать, не выдавая при этом нужной мощности, то неисправность следует искать уже не в механической, а электрической части двигателя.

  • Первое, в чем нужно убедиться до разбора двигателя, соответствует ли качество напряжения необходимому. Если номинальное значение напряжения не выдается или оно сильно скачет, то двигателю банально не хватает питания.
Измерение напряжения в однофазной сети

Измерение напряжения в однофазной сети

  • Далее проверяются контакты на контакторах пускателя. Если они работают при повышенном токе, то могут подгорать, из-за чего будет возникать падение напряжения.

Совет! Понимая вышеозвученное, становится ясным, что защита двигателя от перегрузки тока просто необходима, особенно там, где некачественное электропитание не редкость.

  • Если происходит дребезг контактов, то ток может и вовсе прерываться.
  • Проверить пускатель проще всего путем подключения к нему другого, заведомо исправного двигателя.

Это, что касается неполадок во внешних электрических цепях, но проблема может быть и в другом.

Падение оборотов двигателя из-за неполадок  во внутренней электросистеме

Прозвонка обмотки статора

Прозвонка обмотки статора

Исключая проблемы во внешне части силовой цепи, плавно переходим к диагностированию внутренних элементов, а именно, обмоток. Наша задача — узнать, нет ли нигде пробоев или обрывов. Для этого мы будем использовать обыкновенный мультиметр, который нужно перевести в режим измерения сопротивления.

  • Берем щупы в руки, прикасаемся одним из них к корпусу статора, а вторым поочередно дотрагивается до выводов обмотки. При этом прибор должен показывать сопротивление согласно паспортным данным прибора. Если же высвечивается что-то около 0 Ом, то однозначно имеет место быть пробой – перетерлась изоляция и провод касается корпуса.
  • Если сопротивление показывается, то смотрим по паспорту, насколько оно отлично от номинального. Вот вам небольшая таблица значений для лучшей ориентации в показаниях.
Уровень изоляции обмоток электродвигателя

Уровень изоляции обмоток электродвигателя

  • Как же получается так, что изоляция вроде бы на месте, но ее значения снижаются? На это может влиять несколько факторов, например, повышенная влажность внутри двигателя или присутствие мелкой металлической стружки. Все это оказывает влияние на свойство диэлектриков проводить ток.
  • Поврежденная изоляция может и не касаться корпуса, но за счет указанных факторов, часть тока утекает на него, снижая общую эффективность двигателя. Более того, использование прибора в таком режиме достаточно опасно, из-за высокого риска получить повреждение электрическим током.

Прозвонка самих обмоток

Далее нужно прозвонить сами обмотки двигателей переменного тока, чтобы выявить, нет ли у них обрыва.

Тестирование обмотки на обрыв

Тестирование обмотки на обрыв

  • Если на одной из обмоток статора электродвигателя имеется обрыв, то он может не стартовать вовсе, при этом будет наблюдаться сильное гудение, которое прекратится лишь после срабатывания защиты, либо до тех пор, пока не перегорят оставшиеся катушки.
  • Мы знаем, что обмотка в трехфазном двигателе может подключаться либо треугольником, либо звездой, формируя замкнутый в определенной последовательности контур. Прежде чем приступать к проверке асинхронного двигателя, вам потребуется отсоединить перемычки, формирующие такое соединение, что позволит прозвонить каждую из трех обмоток отдельно.
  • Все измерения также выполняются мультиметром в режиме измерения сопротивления. Получаемые значения, если обмотка исправна, будут приближаться к нулю, что свидетельствует о беспрепятственном протекании тока.
  • Если полученные измерения показывают высокое сопротивление, то где-то в обмотке имеется обрыв, и ток по ней не протекает.
  • Далее измерения, полученные со всех катушек, сравниваются между собой – они должны быть одинаковыми, что справедливо и для двигателей постоянного тока. Если же вы видите различия, выходящие за пределы погрешности, то перед вами, так называемое межвитковое замыкание, о котором бы хотелось поговорить поподробнее.

Основная причина падения мощности электрического двигателя

Определить замыкание в конкретном случае несложно и визуально, но так бывает далеко не всегда

Определить замыкание в конкретном случае несложно и визуально, но так бывает далеко не всегда

Эффект межвиткового замыкания, наверное, самая частая причина падения мощности электродвигателя, и вычислить его не всегда просто, так как точности стандартных мультиметров  может не хватать для измерения сопротивления до десятых долей.

В таких случаях применяется дополнительное сопротивление реостата, которым формируют делитель напряжения вместе с обмоткой, совместно со стабилизированным источником питания, вольтметром и амперметром. Схема показана ниже.

Вычисляем сопротивление обмотки через падение напряжения

Вычисляем сопротивление обмотки через падение напряжения

По результатам измерений сравнивают полученные значения напряжений, которые, естественно, должны быть одинаковыми. Далее можно вычислить сопротивление при помощи указанной формулы на схеме, однако понять, что замыкание присутствует можно уже по показаниям вольтметра.

Данный способ не единственный. Если фазы равны, то межвитковое замыкание в работающем асинхронном двигателе можно вычислить, измеряя токи, протекающие в каждой фазе. Если двигатель подключен звездой, то на это будет указывать увеличенный ток в одной из фаз, тогда как при подключении треугольником ток вырастет в двух фазах.

Можно пойти и по народному методу:

Небольшой металлический шарик

Небольшой металлический шарик

  • Из электрического двигателя вынимается ротор, после чего он устанавливается в горизонтальное положение.
  • Внутрь помещается небольшой стальной шарик и на обмотки подают трехфазное пониженное напряжение в районе 40В, чтобы катушки выдержали нагрузку.
  • Как только двигатель запустится, шарик начнет катиться по внутренней поверхности статора, следуя за вращением магнитного поля.
  • Если вращение внезапно прекращается, и шарик примагничивается к одному месту, то данная точка будет указывать на точку замыкания между витками.

Как ремонтировать двигатель

Не кочегары мы, не плотники

Не кочегары мы, не плотники

Так, с диагностикой вроде бы все ясно, а вот как отремонтировать выявленные неисправности – непонятно.

Давайте обо всем по порядку:

  • Начнем с механических повреждений. Главная опасность тут – это состояние подшипника качения. Как его менять, мы уже в принципе описали, но хотелось бы еще дать пару советов относительно его съемки и установки на место нового.
  • Итак, применяется специальный съемник, который сможет создать достаточное усилие для снятия детали с вала ротора, однако имеется такое приспособление в наличии далеко не у всех. В качестве альтернативы можно применить обычные рожковые ключи.
  • Ротор аккуратно зажимается в тисках, подшипником кверху так, чтобы под него можно было подсунуть с боков ключи (смотрите фото).
Снятие подшипника

Снятие подшипника

  • Далее аккуратно поддевайте подшипник и за счет полученного рычага толкайте его вверх.
  • Обратная установка также проста. Для этого вам потребуется втулка, свободно проходящая через вал, но дающая надежный упор в корпус подшипника. Деталь слегка подбивается чем-то не сильно тяжелым, пока не сядет на свое место.
  • Если вы обнаружили, что выработалась посадочная площадка подшипника, или в корпусе двигателя имеется трещина, то эти детали должны быть полностью заменены на аналогичные.
  • Разбитый ротор и вал также нуждаются в замене. Ставить на них новый подшипник не имеет смысла, так как деталь может быть разбалансирована и вызовет повторные поломки. Однако вал можно восстановить проточкой, что, однако, выполнимо только в мастерской на специальном оборудовании.
Перемотка статора мощного двигателя

Перемотка статора мощного двигателя

  • Что касается поломок в электрической части, то тут все еще сложнее. Восстановление обмотки двигателя способен сделать только знающий человек. Однако надеяться на это сильно уж не стоит. Цена такого действа будет достаточно высокой, и намного проще и дешевле пойти и приобрести новую деталь заводского изготовления.
  • Элементы внешней силовой цепи также меняются, но это сделать намного проще, так что справится любой человек, умеющий держать в руках отвертку.

Давайте подведем итог. По факту, электрический двигатель переменного тока не представляет собой сверхсложного устройства, и частично его можно ремонтировать даже без опыта подобных работ. Однако некоторые элементы, такие как обмотки электродвигателей переменного тока, подлежат только замене. Надеемся, материал был для вас полезен, всего хорошего!

восстановление коллектора электродвигателя своими руками

В большинстве бытовых устройств (пылесосах, стиральных машинах, мясорубках, фенах, инструментах и т.д.) применяется коллекторный электродвигатель. Как и любой агрегат, он может выйти из строя. Ремонт коллекторных электродвигателей можно осуществить в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов. Для этого достаточно знать, что они собой представляют, и иметь хотя бы минимум опыта.

Что такое коллекторный электродвигатель

Двигатель такого типа – это чаще всего синхронный агрегат, подключающийся к источнику питания 220В, и состоящий из:

  • статора;
  • ротора;
  • щеточно-коллекторного узла;
  • подшипников.

Все детали заключены в корпус.

Предварительная проверка коллекторного электродвигателя

Если устройство не работает, прежде всего убедитесь, что проблема заключается в самом двигателе. Для этого:

  • Проверьте, идет ли напряжение на прибор. Включите его в другую розетку (возможно, ремонта требует источник тока).
  • Осмотрите шнур на предмет обрыва.
  • Проверьте, не потерян ли контакт у кнопок включения и управления, нет ли механических повреждений.

При отсутствии неполадок в этих деталях разберите прибор. Воспользуйтесь инструкцией, которую производитель обязательно включает в паспорт.

Возможные неисправности коллекторного электродвигателя

Иногда даже люди, знакомые с устройством механизма, слабо представляют, как проверить коллекторный электродвигатель. Ниже мы расскажем обо всех возможных неисправностях и способах их выявления и устранения.

  • Нарушение контактов. На него указывает активное искрение.
  • Межвитковое замыкание (замыкание обмоток в коллекторе). Оно также вызывает искрение.
  • Износ щеточно-коллекторного узла. При этом он чернеет и появляется искрение. Обычно проблема решается путем замены старых элементов на новые. Чтобы снять узел, отодвиньте фиксатор и открутите крепежный болт (в зависимости от модели двигателя).
  • Потемнение контактной части коллектора. Часто достаточно зачистить его мелкой наждачной бумагой.
  • Образование канавки в месте контакта щеток с коллектором. Необходимо выполнить проточку узла на станке.
  • Износ подшипника. Эту неисправность можно определить по усиленной вибрации корпуса во время работы двигателя и биению патрона. В этом случае требуется замена подшипника.
  • Касание якорем статора. Иногда хватает замены якоря, но в некоторых случаях придется заменить и якорь, и статор.
  • Сбой управления на микроконтроллере. Установка нового микроконтроллера – оптимальное решение проблемы.
  • Выгорание или обрыв обмоток. Обратите внимание на их цвет и целостность. Почернение всего корпуса обмоток или их части указывает на выгорание, обрыв легко определяется при визуальном осмотре. В этом случае требуется их замена или перемотка.
  • Графитовая пыль в пространстве между ламелями. Вашему прибору просто нужна прочистка.
  • Выгорание изоляции проводов. На эту проблему укажет характерный запах.

Во всех вышеуказанных случаях восстановление коллектора электродвигателя своими руками вполне возможно при наличии необходимых запчастей и инструментов. Только если у вас нет опыта в перемотке обмоток, лучше обратиться в соответствующий сервис. После устранения неполадок соедините все детали в обратном порядке.

Проверка коллекторного электродвигателя мультиметром

Допустим, визуальный осмотр не дал результатов – на первый взгляд все узлы целы, обрывы не обнаружены, запах горелого отсутствует. В этом случае проведите проверку прибора и его элементов с помощью специального прибора – мультиметра. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • Установите на приборе режим измерения сопротивления до 200 Ом.
  • Прозвоните попарные выводы обмоток статора на ламели. Значения сопротивления должны быть одинаковыми.
  • Проверьте корпус якоря и ламели. В идеале значение сопротивления стремится к бесконечности.
  • Прозвоните выводы обмоток. Если сопротивление отсутствует в одном или нескольких контурах, двигатель неисправен.
  • Проверьте цепь между корпусом статора и выводами обмотки. При наличии пробоя на корпусе эксплуатация агрегата невозможна.
  • Прозвоните ротор, расположив щупы тестера на коллекторе на максимальном удалении друг от друга. Когда мультиметр покажет значение, слегка проверните ротор до момента соединения щупов со следующей обмоткой. Таким образом проверьте все обмотки. Если значение сопротивления в каждом контуре одинаково или отличается очень незначительно, узел исправен.

Не стоит сразу нести в починку или выбрасывать «забарахливший» прибор, как это предпочитают делать многие. Вы сэкономите средства, если будете знать, как восстановить коллектор электродвигателя самостоятельно. Процесс не слишком сложен и занимает не так уж много времени, а механизм сможет прослужить еще долго.


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о