Руководство по ремонту ямз 650 – Руководство по эксплуатации 650.3902150 РЭ. СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту

Руководство по ремонту

 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

56

5

5.2. Установка шатунно-поршневой 

      группы.

     1. Установить верхние и нижние вкладыши нижней 
         головки шатуна и смазать моторным маслом 
         рабочую поверхность.
     2. Смазать моторным маслом рабочую поверхность 
         гильз цилиндров.
     3. Установить шатун в сборе с поршнем в блок 
         цилиндров, используя приспособление 2560 
         (см. Рис. 99а). 
     4. Паз на юбке поршня под форсунку охлаждения 
         поршня должен совпадать с расположением 
         самой форсунки, а номера на шатунах должны 
         быть со стороны, противоположной

 

         распределительному (см. Рис. 99б).
     5. Установить крышки нижних головок шатунов 
         в соответствии с нумерацией.
     6. Затянуть гайки крепления крышек шатунов:

         — обеспечить первую затяжку на 80 ± 8 Нм;

0

0

         — обеспечить вторую затяжку на 180  ± 6 .
     7. Проверить зазор между крышками шатуна 
         и шейками вала коленчатого
         (см. Приложение В).

5.3. Установка 

торцевого.

     1. Нанести на торец блока цилиндров под установку 
        

торцевого герметик «Локтайт 518», как 

         показано на Рис. 100.
     2. Установить две направляющие в блок цилиндров.
     3. Установить

 торцевой на место и навернуть 

         болты его крепления к блоку цилиндров.
     4. Установить оси 

промежуточных.

     5. Затянуть болты крепления

торцевого 

         моментом Мкр = 20 ± 4 Нм, а болты крепления 
         осей

 промежуточных моментом 

         Мкр = 90 ± 18 Нм согласно порядку на Рис. 101

 валу

листа 

 листа 

 лист

шестерен 

 листа 

 шестерен

Рис. 99. Установка шатунно-
               поршневой группы.

б

а

2560

Рис. 100. Нанесение герметика
                 на торец блока цилиндров.

Рис. 101. Установка 

торцевого и осей 

                

промежуточных.

листа 

 шестерен 

1

М12 6 шт.

М8-25 мм

20 шт.

М8-25 мм

остальные

по кругу

М8-20 мм

2 шт.

5   6   2   4   3   1

3

4

2

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту

Рис. 81. Фильтр тонкой очистки 
               топлива.

Руководство по ремонту

 РАЗБОРКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ

48

4

4.12.3. Технические характеристики.

Электронный блок управления (ЭБУ). 
Электронный блок управления 

 

получает информацию от датчиков 
и вычислительного блока, управляющего 
автомобилем. В зависимости от параметров 

на входе, этот блок управляет впрыском 
топлива и рядом вспомогательных функций 
(вентилятором двигателя). Этот блок 
информирует водителя о состоянии 
системы впрыска топлива посредством 
сигнализаторов (лампочек, светосигналов), 
расположенных на панели приборов 
(см. Рис. 79б), а в случае какой-либо 
неисправности он работает в аварийном 
режиме.

(см. Рис. 79а)

Фильтр грубой очистки топлива. 
(см. Рис. 80)
Полнопоточный фильтр-отстойник 
с влагоотделителем, ручным 
топливозакачивающим насосом 
и сменным фильтрующим элементом 
(устанавливается на автомобиле).

(1) — фильтр автомобиля МАЗ,
(2) — фильтр автомобиля «Урал».

Фильтр тонкой очистки топлива. 
(см. Рис. 81)
Полнопоточный фильтр с двумя сменными 
фильтрующими элементами и устройством 
для автоматического подогрева топлива 
в холодное время года.

Рис. 80. Фильтр грубой очистки 
               топлива.

Рис. 79а. Электронный блок 
               управления.

Для сохранения их специфических 
параметров по ёмкости и степени 
фильтрации, эти фильтры следует 
менять исключительно на такие же. 
При их установке фильтрационные 
патроны заливать не следует.

Рис. 79б. Панель приборов 
                 автомобиля МАЗ.

2

1

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 17

Рис. 103. Последовательность установки манжеты в картер маховика.

4

3

2

1

2562

2562

А

Руководство по ремонту

57

5

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.4. Установка картера 

      маховика.

     1. Установить направляющий штифт 
         в блок цилиндров.
     2. Нанести герметик на торец блока 
         под установку  картера маховика 
        (см. Рис. 102).
     3. Установить картер маховика на блок 

         и навернуть болты его крепления.
     4. Затянуть болты крепления картера 
         моментом: 
         — для болтов М14 — Мкр = 150 ± 30 Нм;
         — для болтов М8 — Мкр = 20 ± 4 Нм.
     На резьбовую часть болта М8х1,25-100 мм 
     нанести герметик «Локтайт 542».

5.5. Установка манжеты картера 

      маховика. 

      

(см. Рис. 103)

     1. Установить приспо-
         собление 2562 и 
         защитное кольцо 
         (А) на него.
     2. Установить манжету 
         коленчатого вала, 
         предварительно 
         смазав наружную 
         поверхность (Смазка 

         Michelin-Tigre 80 
         или Pneufix).
     3. Снять защитное 
         кольцо (А).
     4. Убрать приспо-
         собление 2562.

М8-100 мм

1 шт.

болт с

герметиком

«Локтайт-542»

М8-40 мм

М14-80 мм

1 шт.

1 шт.

Рис. 102. Установка картера маховика. 

Манжета идет в комплекте на защитном кольце, которое помещается 
на монтажный инструмент. Манжета должна оставаться на этом кольце, 
пока не будет окончательно установлена в картер. Закраины не смазывать. 
Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

3   1   6   7   8   9  10  4   2   5

А

М14-45 мм 10 шт.

3

4

2

Руководство по ремонту

 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

58

5

5.6. Установка маховика.

     1. Установить направляющий штифт в

 

         коленчатый насечками в тело.
     2. Установить маховик.
     3. Наживить болты и затянуть рекомендуемым 
         моментом в порядке, указанном на Рис. 104:
         — обеспечить первую затяжку на 60 ± 6 Нм;

0

0

         — дотянуть на угол 120  ± 6 .
     4. Запрессовать подшипник на место.

     5. Установить стопорное кольцо.

     Повторное использование болтов.
     Эти болты можно повторно использовать только 
     один раз. При каждом повторном использовании 
     кернером наносить метку на болт. Если болт уже 
     имеет накерненную метку, его необходимо менять. 

 вал

При повторном использовании этих болтов необходимо 
применять герметик «Локтайт 542» на витках резьбы. 
Новые болты не требуют смазки, поскольку они уже смазаны.

Рис. 104. Порядок затяжки болтов 
                 крепления маховика.

5.7. Установка усилителя жесткости 
      блока.

     1. Установить на усилитель жесткости блока кольца 

         резиновые (2) и прокладку (1) (см. Рис. 105).
     2. Установить усилитель жесткости на блок 
         цилиндров.
     3. Навернуть болты крепления усилителя жесткости 
         блока и затянуть Мкр = 30 ± 6 Нм, соблюдая 
         порядок затяжки (см. Рис. 105).

Болт

М8х1,25-50 мм

2 шт.

Кольцо резиновое

 

34,5 мм (черное)

Ø

1

3

5

7

9

11

13

15

17

19

21

20

16

2

4

6

8

10

12

14

Болт

М8х1,25-45 мм

2 шт.

Втулка

 18

 мм,  =28 мм

Ø

L

Прокладка

 17,7 мм

(Зеленое кольцо

с обратной стороны

элемента жесткости)

Ø

Болт

М8х1,25-65 мм

21 шт.

Кольцо резиновое

 

34,6 мм (коричневое)

3 шт.

Ø

Рис. 105. Установка усилителя жесткости блока и масляного насоса.

2

8

3

1

7

5

4

6

4

5

1

3

2

18

Руководство по ремонту

59

5

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

5.8. Установка

 

.

     1. Установить

 масляный направляющими 

         втулками в отверстия

 торцевого, 

         обеспечив зацепление промежуточной 
         шестерни насоса с шестерней вала 
         коленчатого.
     2. Накрутить болты крепления насоса 
         масляного и затянуть крест-накрест 
         Мкр = 20 ± 4 Нм.
     3. Установить кольцо резиновое в насос 
         масляный (см. Рис. 106).
     4. Установить патрубок маслозаборный.
     5. Затянуть болты (4) (см. Рис. 105) патрубка 
         маслозаборного Мкр = 20 ± 4 Нм.
     6. Подсобрать патрубок маслоподводящий 
         с кольцом и установить его.
     7. Установить втулку и затянуть болт (5) 
         (см. Рис. 105).

5.9. Установка шестерен промежуточных.

     1. Смазать маслом зубчатый венец и посадочную 
         поверхность и установить шестерни 
         промежуточные вала распределительного 
         и насоса топливного по меткам (0-0, 2-2) 
         (см. Приложение В).
     2. Поставить на место стопорные кольца.
     3. Проконтролировать боковой и межзубный 
         зазор (см. Приложение В).

5.10. Установка вала
        распределительного.

     1. Охладить втулки вала распределительного 
         в жидком азоте или 12 часов в морозильной 
         камере.
     2. Установить втулки в блок цилиндров, 
         совместив смазочные отверстия. 
         Для этого необходимо использовать 
         приспособления 1281 + 1282 
         (см. Рис. 107а).
     3. Смазать рабочую поверхность втулок 
         моторным маслом.
     4. Установить вал распределительный, 
         совместив метки (1-1) (см. Приложение В).
     5. Установить осевой фиксатор в зазор 
         между шейкой вала распределительного 
         и шестерней.
     6. Закрепить фиксатор осевой вала распре-
         делительного (1) к блоку через отверстия 
         в шестерне двумя винтами (2) моментом
         Мкр = 30 ± 6 Нм (нанести на резьбу болтов 
         герметик «Локтайт 542») (см. Рис. 107б).
     7. Проконтролировать межзубный 
         и боковой зазор (см. Приложение В).

 насоса

 насос

 листа

масляного

Рис. 106. Установка кольца 
                 резинового в насос 
                 масляный.

Рис. 107. Установка вала
                 распределительного.

1

2

1281

1282

б

а

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту

Руководство по ремонту

 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

68

5

Рис. 126. Установка корпуса 
                 датчика давления 
                 и температуры топлива.

5.24. Установка фильтра тонкой 
        очистки топлива.

     1. Установить кронштейн

 топливного на 

         левую сторону блока, ввернув болты крепления 
         с шайбами.
     2. Завернуть болты моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.
     3. Установить фильтр тонкой очистки топлива 
         на кронштейн, ввернуть 3 болта крепления 
         в кронштейн и затянуть моментом 
         Мкр = 50 ± 10 Нм.
     4. Установить корпус датчика давления 
         и температуры топлива вместе с кронштейном 
         крепления топливных трубок (см. Рис. 126).
     5. Затянуть болты его крепления моментом 
         Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

5.25. Установка трубок низкого давления.

     Установку трубок низкого давления производить в порядке, 
     обратном снятию (см. Раздел 3.17). Гайки накидные трубок 
     низкого давления  заворачивать моментом Мкр = 28 ± 2 Нм. 
     Гайки скоб крепления трубок низкого давления затягивать 
     моментом Мкр = 15 ± 3 Нм.

5.26. Установка маслоочистителя центробежного.

     Установку маслоочистителя центробежного производить в порядке, 
     обратном снятию (см. Раздел 3.16). Болты крепления 
     маслоочистителя затянуть рекомендуемым моментом (см. Таблицу 3).

5.27. Установка

 впускного.

     1. Установить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров 
         (11, 7, 2, 6) (см. Рис. 127) 4 технологические направляющие.
     2. Установить переднюю и заднюю прокладки коллектора на головку 
         блока цилиндров.
     3. Установить

 впускной с помощью направляющих 

         на головку блока цилиндров.
     4. Установить в отверстия крепления коллектора (9, 4, 10, 8, 1, 3, 5, 12) 
         8 болтов М10х1,5-80 мм, ввернуть их в головку блока цилиндров 
         и затянуть моментом 20 Нм.
     5. Извлечь направляющие.
     6. Установить в отверстие крепления коллектора (6) болт М10х1,5-55 мм, 
         ввернуть его в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.
     7. В остальные 3 освободившиеся отверстия (11, 7, 2) ввернуть 3 болта 
         М10х1,5-80 мм и затянуть моментом не более 20 Нм.
     8. Окончательно затянуть все болты моментом 60 ± 12 Нм (затяжку 
         болтов производить в порядке, указанном на Рис. 127).
     9. Далее действовать 
         в порядке, обратном 
         снятию (см. Раздел 3.14).

 фильтра

 коллектора

 коллектор

Рис. 127. Порядок затяжки болтов крепления

 впускного.

 коллектора

11

9

7

2

4

6

12

10

8

1

5

3

Сборка дизеля ЯМЗ-650

Страница 1 из 4

Подготовка перед сборкой:

— тщательно очистить и проверить все детали;

— новый подшипник рекомендуется распаковывать непосредственно перед установкой, не удалять консервационную смазку с новых подшипников;

— запрещено повторное использование стопорных колец и уплотнений, снятых при разборке;

— при тугой посадке деталей не следует пользоваться медным или латунным молотком;

— все детали, предназначенные для напрессовки, должны быть предварительно смазаны;

— рекомендуется использовать каждый раз специально приспособленную оправку, чтобы исключить попадание металлических частиц в картеры и подшипники;

— в некоторые уплотнительные кольца должна быть заложена консистентная смазка внутри закраин;

— детали, монтируемые «на горячую», подогреваются струей горячего воздуха в термокамере.

Перед началом сборки следует тщательно очистить все поверхности деталей, на которые будут наноситься герметики. Остатки старого средства подлежат удалению. Резьбовые соединения очищаются щёткой, при необходимости нарезаются метчиком.

Порядок сборки

1. Установить коленчатый вал двигателя (Смотрим статью «Установка вала коленчатого ЯМЗ-650»)

2. Установить шатунно-поршневую группу (Смотрим статью «Ремонт шатунно-поршневой группы ЯМЗ-650»)

3. Установить торцевой лист:

Нанести на торец блока цилиндров под установку листа торцевого герметик «Локтайт 518», как показано на Рис. 1.

Установить две направляющие в блок цилиндров.

Установить лист торцевой на место и навернуть болты его крепления к блоку цилиндров.

4. Установить оси шестерен промежуточных.

Затянуть болты крепления листа торцевого моментом Мкр = 20 ± 4 Нм, а болты крепления осей шестерен промежуточных моментом Мкр = 90 ± 18 Нм согласно порядку на Рис. 2.

4. Установить картер маховика:

Установить направляющий штифт в блок цилиндров.

Нанести герметик на торец блока под установку картера маховика (см. Рис. 3).

Установить картер маховика на блок и навернуть болты его крепления.

Затянуть болты крепления картера моментом:

— для болтов М14 — Мкр = 150 ± З0 Нм;

— для болтов М8- Мкр = 20 ± 4 Нм. На резьбовую часть болта М8х1,25 -100 мм нанести герметик “Локтайт 542”

 5. Установить манжеты картера маховика (см. Рис. 4):

Установить приспособление 2562 и защитное кольцо (А) на него.

Установить манжету коленчатого вала, предварительно смазав наружную поверхность (Смазка Michelin- Tigre80 или Pneufix).

Снять защитное кольцо (А).

Убрать приспособление 2562.

Манжета идет в комплекте на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент.

Манжета должна оставаться на этом кольце, пока не будет окончательно установлена в картер.

Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту

3. 
    ДВИГАТЕЛЯ.

ПОРЯДОК ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ 

3.1. Снятие двигателя с транспортного 
      средства и установка его на стенд 
      сборки-разборки «Универсальную 
      стойку 1000″.

     Для того, чтобы установить двигатель на «Уни-
     версальную стойку 1000″, необходимо отключить 
     электропроводку, отсоединить подводы и отводы 
     систем охлаждения, смазки, питания топливом 
     и воздухом, слить с двигателя масло и охлаж-
     дающую жидкость, отсоединить коробку передач 
     и вентилятор. Далее с правой стороны двигателя 
     снять 

 жидкостно-масляный, 

     а с левой стороны электронный блок управления. 
 

3.2. Снятие

 

      жидкостно-масляного. 
          

(см. Рис. 3)

     1. Снять трубку подвода масла к турбокомпрессору (1) 
         (650.1118220).
     2. Снять патрубок слива масла с турбокомпрессора (2) 
         (650.1118340).
     3. Снять

 теплозащитный (3) (650.1012510).

     4. Снять трубку подвода охлаждающей жидкости 
         к компрессору воздушному (4) (650.3509228).
     5. Снять трубу

 

         жидкостно-масляного (5) (650.1303150).
     6. Снять

 жидкостно-масляный (6)

         (650.1013600) в сборе с элементами 
         фильтрующими масляными (650.1012075).

3.3. Снятие электронного блока 
       управления (ЭБУ). 
          

(см. Рис. 4)

     1. Отсоединить жгут промежуточный (1) 
         (650.3724014), жгут датчиков двигателя (2) 
         (650.3724012) и жгут форсунок (3) 
         (650.3724010) от электронного блока 
         управления.
     2. Снять кронштейны крепления жгута 
         датчиков двигателя и жгута форсунок, 
         отвернув винты (7), и снять кляммер жгута 
         промежуточного, отвернув гайку (9).
     3. Снять трубку насоса топливозакачивающего 
         (4) (650.1104416).
     4. Снять ЭБУ (5) (650.3763010), открутив гайки (6).
     5. Снять проставку ЭБУ (8) (650.3763106), 
         отвернув три болта ее крепления.
     После выполнения всех описанных выше 
     операций, необходимо установить на двигатель 
     правую и левую опоры таким образом, 
     как показано на Рис. 5, 6, и закрепить двигатель 
     на стенд сборки-разборки (см. Рис. 7).

теплообменник

 теплообменника

 экран

 подводящую теплообменника

 теплообменник

Рис. 3. Снятие теплообменника.

Рис. 4. Снятие ЭБУ.

6

3

1

5

2

4

7

9

5

4

2

8

1

6

3

7

Руководство по ремонту

 ПОРЯДОК ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ

12

3

7

Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту (2009 год)

 

 

  001  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 1

  002  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 2

  003  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 3

  004  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 4

  005  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 5

  006  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 6

  007  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 7

  008  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 8

  009  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 9

  010  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 10

  011  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 11

  012  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 12

  013  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 13

  014  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 14

  015  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 15

  016  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 16

  017  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 17

  018  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 18

  019  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 19

  020  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 20

  021  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 21

  022  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 22

  023  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 23

  024  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 24

  025  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 25

  026  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 26

  027  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 27

  028  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 28

  029  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 29

  030  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 30

  031  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 31

  032  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 32

  033  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 33

  034  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 34

  035  Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 35

 

 


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *