ремонт стартера на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите стартер с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка стартера»).
1:681 2. Отверните на стартере гайку с нижнего контактного болта тягового реле.2:1323 3. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора стартера.инта крепления тягового реле.
4:562 5. Снимите тяговое реле. Для снятия тягового реле, отсоедините якорь реле от рычага, приподняв тяговое реле стартера.8. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца.
ПРИМЕЧАНИЕ
а крепления и снимите защитную крышку стартера.
11:594 11. Снимите стопорное кольцо…14. Снимите крышку стартера со стороны коллектора.
15:598 15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.16:1272 16. Снимите щеткодержатель.ПРИМЕЧАНИЕ
щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.
ПРИМЕЧАНИЕ
19. Выньте якорь из крышки стартера со стороны привода.
22:606 20. Снимите промежуточную опору с вала якоря.ПРИМЕЧАНИЕ
1 — шестерня; 2 — рычаг привода; 3 — обгонная муфта; 4 — тарельчатая шайба.
22. Снимите тарельчатую шайбу.
26:561 23. Снимите упорную шайбу.26. Отверните два винта крепления крышки тягового реле стартера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Разбирайте тяговое реле стартера только при необходимости ремонта тягового реле.
29. Снимите крышку тягового реле.
33:566 30. Снимите уплотнительное кольцо.34:1136 31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком.35:1732 32. Снимите со штока возвратную пружину.36:231233. Снимите стопорное кольцо.
37:559 34. Снимите изолирующую шайбу.38:1121 35. Снимите контактную пластину.ПРИМЕЧАНИЕ
36. Снимите изолирующую втулку.
41:563 37. Снимите шайбу.42:1102 38. Снимите демпфирующую пружину.43:1670 39. Выньте из крышки тягового реле контактные болты.ПРИМЕЧАНИЕ
Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе, поэтому при их повреждении заменяйте тяговое реле стартера в сборе.
40. Очистите все детали стартера от загрязнений.
44:262341. Проверьте состояние обмотки статора стартера. Для проверки обмотки статора стартера включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус. Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки. Замените обмотку или статор. Таким же образом проверьте вторую обмотку статора стартера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При проверке напряжением 220 В соблюдайте осторожность — не касайтесь руками частей стартера, находящихся под напряжением.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Обмотки статора можно проверить мегомметром. Подсоедините один контакт к выводу, а другой — к корпусу статора. Сопротивление обмоток статора должно быть не меньше 10 кОм. Если сопротивление обмоток статора меньше, замените статор.
а. Если коллектор загрязнен или на нем риски, царапины и т.п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды — проточите коллектор на Токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения цапф вала больше, замените якорь.
46:1252 43. Если на валу якоря есть желтый налет от подшипника, удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала задиры, забоины, замените якорь стартера.47:214044. Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря стартера к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку якоря стартера по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь стартера.
48:943 45. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В. Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае надо заменить якорь. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТОбмотки якоря можно проверить мегомметром. Один его контакт подсоедините к коллектору, другой — к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. При меньшем сопротивлении обмоток замените якорь стартера.49:2450
46. Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: шестерня должна вращаться свободно только по часовой стрелке. Если шестерня стартера проворачивается в обе стороны, замените привод стартера.
50:924 47. Наденьте привод стартера на вал якоря. Привод стартера должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.51:1645 48. Если детали привода стартера сильно изношены или повреждены, замените привод стартера. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
52:544 49. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на крышке стартера и промежуточной опоре появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке стартера и промежуточной опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку стартера или промежуточную опору с дефектными втулками.53:1754 50. Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления. Если втулка изношена или на ней задиры, раковины и т.п., замените втулку картера сцепления.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Втулка расположена в глухом отверстии картера сцепления и поэтому труднодоступна. Чтобы удалить втулку, заверните в нее метчик подходящего размера до упора в дно отверстия, как бы нарезая во втулке резьбу. При дальнейшем вращении метчика втулка будет выпрессована из отверстия.
ть прочно закреплены.
56:547 53. Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на «массу». Проверьте это с помощью контрольной лампы.57:1264 54. Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки стартера, с помощью динамометра. Для этого вставьте якорь в крышку стартера со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель. Вставьте щетки в щеткодержатели. В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0-11,0 Н (0,9-1,1 кгс).58:230455. Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле стартера. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (пунктирные линии красного цвета), а удерживающей 0,725-0,795 Ом (сплошные линии желтого цвета) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
ПРИМЕЧАНИЕ
Одновременно с проверкой сопротивления обмотки тягового реле стартера проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает бесконечность, то либо обрыв в обмотке тягового реле, либо пластина не замыкает контактные болты. В первом случае тяговое реле надо заменить.
ии головок можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то контактную пластину можно повернуть другой стороной к контактным болтам.
При сборке стартера выполните следующее.
59. …втулки задней крышки стартера и промежуточной опоры…
63:610 60. …наконечник якоря тягового реле…64:1182 61. …шлицы обгонной муфты.65:1737 62. Подбором регулировочных шайб отрегулируйте осевой зазор вала якоря стартера. Осевой зазор вала якоря стартера должен быть не более 0,5 мм.66:250263. Опору на рычаг устанавливайте выступом к якорю.
67:599 64. Стяжные шпильки должны проходить через изолирующие трубки68:1220 65. При подсоединении рычага к наконечнику якоря тягового реле язычок на наконечнике якоря должен быть направлен вниз.следующая статья:
стартер автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 особенности конструкции стартера
На автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут быть установлены стартеры 29.3708, 423.3708 или 5712.3708. Все три стартера п
69:2324 81998Стартер авто ВАЗ 2108 – как выполняется его разборка и замена? + Видео » АвтоНоватор
Стартер авто ВАЗ 2108, к сожалению владельцев восьмерок, ломается достаточно часто. Отправляться каждый раз при его поломке в автосервис, несомненно, глупо, а значит, нужно самому научиться осуществлять ремонт данной детали.
Когда может потребоваться ремонт либо замена стартера?
Рассматриваемый механизм представляет собой двигатель кратковременного действия. В тех случаях, когда стартер автомобиля ВАЗ 2108 находится в полностью исправном состоянии, а автомобильный аккумулятор выдает качественный ток, запуск устройства длится от силы несколько секунд. Он не должен долго функционировать, поэтому любителям «погонять» стартер следует отказаться от своей привычки и использовать его только так, как рекомендуют производители.
Как показывает практика эксплуатации стартера, его замена и ремонт чаще всего требуются именно в тех случаях, когда владелец ВАЗ 2108 чрезмерно перегружает описываемый механизм, а также запускает его при слабой АКБ. Кроме того, поломка пускового устройства может быть связана с теми или иными проблемами, обусловленными неисправностями двигателя автомобиля.
Чаще всего, стартер выходит из строя в зимний период. При отрицательных температурах на него оказываются очень высокие нагрузки. Если механизм старый, он просто-напросто «отказывается» функционировать, что и неудивительно, ведь он воспринимает огромную токовую нагрузку, равную 450 амперам. Такая величина тока обуславливает некоторые распространенные поломки стартера, в частности, явление подгорания контактов на реле устройства. В данном случае речь идет об оплавлении проводов, подсоединяемых к двигателю статора и к «плюсу» АКБ.
Подгорания контактов в процессе эксплуатации транспортного средства избежать невозможно, так как через силовые цепи регулярно проходит большой по величине ток. Следовательно, остается один выход – выполнить ремонт реле по ниже указанной схеме, произвести зачистку контактов, восстановив тем самым работоспособность стартера.
Схема прозвонки механизма и замены его реле
Ремонт устройства пуска и его замена никогда не выполняется опытными автомобилистами без его предварительной прозвонки. Схема осуществления этой операции очень простая, ставим стартер обмотками вверх (то есть – на торец), а затем производим следующие действия: присоединяем один конец провода на болты проверяемого механизма, другой – на плюсовую клемму; запускаем устройство.
Если после запуска механизм плохо крутит либо вовсе не крутит, можно смело приниматься за его ремонт. В тех же случаях, когда устройство работает нормально, его нет необходимости разбирать, вероятнее всего, причина плохого запуска заключается в другом элементе автомобиля. Нелишним будет, кроме того, проверить непосредственно реле механизма. Схема проверки и в этой ситуации элементарная:
- к корпусу реле прикладывается «минус»;
- на вывод подается 12-вольтное напряжение;
- к контактным болтам подключают омметр.
Появление искр на болтах-контактах и движение муфты в отверстие говорят нам об исправности реле. А вот отсутствие указанных явлений, а также скачков напряжения на приборе, сигнализирует о том, что реле требуется замена, так как стартер не крутит именно из-за него. Для установки нового релейного элемента нужно разобрать механизм запуска – снимаем с него щиток, из воздухосборника вынимаем шланг, после чего крайне аккуратно достаем сам стартер.
Все эти процедуры выполняем на «нейтралке», а само транспортное средство поднимаем на домкрат либо ставим на яму.
Затем следует выкрутить болты, которые соединяют стартер с реле, монтируем новый механизм. При этом важно добиться зацепления рычага привода с наконечником устанавливаемого устройства. Устанавливаем стартер на его место и подключаем ранее откинутые провода.
Как производится разборка стартера?
Иногда причины поломки (не крутит, не запускается с первого раза и так далее) интересующего нас механизма ВАЗ 2108 кроются в других его компонентах (щетки, втулки). Чтобы выполнить их ремонт, нужно произвести его полную разборку. Схема этой операции указана далее:
- откручиваем гайки шпилек (их две штуки) при помощи ключа «на 10»;
- достаем вместе с якорем нужное нам устройство;
- убираем главную шестерню с вала якоря;
- откручиваем с задней крышки два винта – используем фигурную отвертку;
- демонтируем крышку;
- вынимаем (в сборе) щетки и достаем из статора якорь, с которого снимается специальная регулировочная шайба, а затем и опора вала.
Теперь можно разобрать шестерни (планетарного типа) привода и непосредственно привод, отделить от рычага опору, чтобы получить доступ ко всем «внутренностям» стартера (втулки, щетки и щеткодержатель, обмотка якоря и т.д.). Элементы механизма не должны иметь следов обугливания, работоспособные якорные обмотки и коллектор всегда имеют чистый внешний вид без каких-либо загрязнений.
При необходимости заменяем втулки, мелкой «наждачкой» обрабатываем небольшие царапины на коллекторе (если таковые имеются), ставим новый якорь в тех случаях, когда видим, что он сильно износился или обгорел. Втулки меняются элементарно, наждачную бумагу, думается, сумеет применить каждый, поэтому особых затруднений при выполнении таких ремонтных операций у вас возникнуть не должно. Чтобы замена втулки и зачистка коллектора на ВАЗ 2108 прошли максимально гладко, обязательно посмотрите видео осуществления таких процессов.
«Наждачкой» придется воспользоваться и при наличии на подшипниках шейки вала наволакивания либо задиров. Просто обработайте их наждачной бумагой с мелким зерном. При износе щеток (он виден сразу) рекомендуется произвести их замену, причем в сборе с щеткодержателем. После всех ремонтных операций можно осуществлять сборку стартера.
ремонт стартера на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите стартер с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка стартера»).
2. Отверните на стартере гайку с нижнего контактного болта тягового реле.
3. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора стартера.
4. Отверните два винта крепления тягового реле.
5. Снимите тяговое реле. Для снятия тягового реле, отсоедините якорь реле от рычага, приподняв тяговое реле стартера.
6. Выньте якорь и пружину из тягового реле.
7. Снимите уплотнительное кольцо.
8. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца. Выгодно купить парик в Киеве
ПРИМЕЧАНИЕ
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним.
9. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное кольцо.
10. Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку стартера.
1. Очистите все детали стартера. | ||||
2. Проверьте состояние обмотки статора. Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус. Если лампа горит, значит повреждена изоляция обмотки. Замените обмотку или статор. Таким же образом проверьте вторую обмотку (смотрите примечание). Примечание Обмотки статора можно проверить мегометром. Подсоедините один контакт к выводу, а другой — к корпусу статора. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор. | 3. Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т. п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды — проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения больше, замените якорь. | 4. При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь. | ||
Примечание к операции 6 Обмотки якоря можно проверить мегометром. Один его контакт подсоедините к коллектору, другой — к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. При меньшем сопротивлении замените якорь. | ||||
5. Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь. | 6. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В. Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если лампа загорелась, значит есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае надо заменить якорь (смотрите примечание). | |||
7. Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке. Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод. | 8. Наденьте привод стартера на вал якоря. Он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала. | 9. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра. | ||
10. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками. | 11. Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку. | 12. Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить. | ||
13. Проверьте перемещение щеток в держателях: щетки должны перемещаться легко, без заеданий. Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены. | 14. Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на массу. Проверьте это с помощью контрольной лампы. | 15. Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра. Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель. Вставьте щетки в щеткодержатели. В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0-11,0 Н (0,9-1,1 кгс). | ||
16. Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей — 0,725-0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от 15 до 25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий. | Примечание Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает «∞», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить. 1 – контактная пластина | 17. Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгарании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам. |
1. Отверните гайку с нижнего контактного болта. | 2. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора ваз 2108. | 3. Отверните два винта крепления тягового реле. |
4. Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле. | 5. Выньте якорь и пружину из тягового реле лада спутник. | 6. Снимите уплотнительное кольцо. |
7. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного (см. примечание). | ||
Примечание Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним. |
||
8. Снимите стопорное кольцо. | 9. Снимите ограничительное кольцо. | 10. Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку. |
11. Снимите стопорное кольцо… | 12. …а затем регулировочные шайбы. | 13. Отверните гайки стяжных шпилек. |
14. Снимите крышку со стороны коллектора. | 15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя ваз 2109. | |
16. Снимите щеткодержатель (см. примечание). |
Примечание 1 – изолированные щетки Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора Ваз 2109, Ваз 21099, Ваз 2108, Лада Самара. |
|
17. Снимите корпус со статором. | 18. Снимите пластмассовый упор рычага. | 19. Выньте якорь из крышки со стороны привода. |
20. Снимите промежуточную опору с вала якоря. | 21. Снимите стопорное кольцо с привода стартера ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. |
Примечание Детали привода стартера: 1 – шестерня |
22. Снимите тарельчатую шайбу. | 23. Снимите упорную шайбу. | 24. Снимите муфту с рычагом. |
25. Снимите упорное кольцо. |
26. Отверните два винта крепления крышки тягового реле. |
|
27. Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле (см. примечание). |
Примечание Детали тягового реле: 1 – выводы обмоток |
|
28. Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле ваз 21099. | 29. Снимите крышку тягового реле. | 30. Снимите уплотнительное кольцо. |
31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком. | 32. Снимите со штока возвратную пружину. | 33. Снимите стопорное кольцо. |
34. Снимите изолирующую шайбу. | 35. Снимите контактную пластину (см. примечание справа). |
Примечание Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток). |
36. Снимите изолирующую втулку. | 37. Снимите шайбу. |
38. Снимите демпфирующую пружину. |
39. Выньте из крышки контактные болты. |
1. Отверните гайку с нижнего контактного болта. | 2. Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора. | 3. Отверните два винта крепления тягового реле. |
4. Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле. | 5. Выньте якорь и пружину из тягового реле. | 6. Снимите уплотнительное кольцо. |
7. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного (см. примечание). | ||
Примечание Ограничительное кольцо фиксируется стопорным, установленным под ним. | ||
8. Снимите стопорное кольцо. | 9. Снимите ограничительное кольцо. | 10. Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку. |
11. Снимите стопорное кольцо… | 12. …а затем регулировочные шайбы. | 13. Отверните гайки стяжных шпилек. |
14. Снимите крышку со стороны коллектора. | 15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя. | |
16. Снимите щеткодержатель (см. примечание). | Примечание 1 – изолированные щетки Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора. | |
17. Снимите корпус со статором. | 18. Снимите пластмассовый упор рычага. | 19. Выньте якорь из крышки со стороны привода. |
20. Снимите промежуточную опору с вала якоря. | 21. Снимите стопорное кольцо с привода стартера. | Примечание Детали привода стартера: 1 – шестерня |
22. Снимите тарельчатую шайбу. | 23. Снимите упорную шайбу. | 24. Снимите муфту с рычагом. |
25. Снимите упорное кольцо. | 26. Отверните два винта крепления крышки тягового реле. | |
27. Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле (см. примечание). | Примечание Детали тягового реле: 1 – выводы обмоток | |
28. Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле. | 29. Снимите крышку тягового реле. | 30. Снимите уплотнительное кольцо. |
31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком. | 32. Снимите со штока возвратную пружину. | 33. Снимите стопорное кольцо. |
34. Снимите изолирующую шайбу. | 35. Снимите контактную пластину (см. примечание справа). | Примечание Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток). |
36. Снимите изолирующую втулку. | 37. Снимите шайбу. | |
38. Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе. | ||
39. Выньте из крышки контактные болты. |
1. Очистите все детали стартера. |
||||
|
|
|
||
2. Проверьте состояние обмотки статора. Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус. Если лампа горит, значит повреждена изоляция обмотки. Замените обмотку или статор. Таким же образом проверьте вторую обмотку (см. примечание). Обмотки статора можно проверить мегометром. Подсоедините один контакт к выводу, а другой – к корпусу статора. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор. |
3. Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т. п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды – проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения больше, замените якорь. |
4. При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь. |
||
|
|
|
||
5. Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь. |
6. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В. Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если лампа загорелась, значит есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на “массу”. В этом случае надо заменить якорь. Обмотки якоря можно проверить мегометром. Один его контакт подсоедините к коллектору, другой – к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. При меньшем сопротивлении замените якорь. |
|||
|
|
|||
7. Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке. Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод. | 8. Наденьте привод стартера на вал якоря. Он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала. |
9. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра. |
||
|
|
|
||
10. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками. |
11. Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку. |
12. Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить. |
||
|
|
|
||
13. Проверьте перемещение щеток в держателях: щетки должны перемещаться легко, без заеданий. Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены. |
14. Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на массу. Проверьте это с помощью контрольной лампы. |
15. Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра. Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель. Вставьте щетки в щеткодержатели. В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0–11,0 Н (0,9–1,1 кгс). |
||
|
|
|
||
16. Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52–0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей – 0,725–0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий. |
Примечание Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает “∞”, то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить. 1 – контактная пластина |
17. Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгарании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам. |