Ваз 21099 замена рулевой рейки: 403 — Доступ запрещён – Как заменить рулевую рейку на ВАЗ-2109, 21099

Ваз 21099: ремонт рулевой рейки своими руками

Рулевая рейка ваз 21099 без ГУР

Рулевая рейка на ваз21099 это основа рулевого управления, она выполняет такие функции: повышает усилия, прилагаемые к рулевой баранке; передает эти усилия к приводу руля; обеспечивает самопроизвольное возвращение рулевого колеса в среднее положение (нейтральное) после снятия нагрузки. Однако ее механизм доставляет много неприятностей владельцам переднеприводных моделей ВАЗ, появляются увеличенные люфты, которые являются источником стуков, а так же плохой управляемости машины.
На СТО одни работники рекомендуют менять рейку немедленно (их большинство), другие уверяют, что вполне достаточно регулировки, и можно еще ездить и ездить. Наша инструкция поможет вам разобраться во всем самостоятельно, выполнить ремонт, либо замену своими руками, а так же сэкономить ваши средства.

Особенности и устройство

Начнем изучение механизма с его устройства (фото внизу).

Устройство рулевого управления переднее приводного автомобиля ВАЗ

Этот тип механизма самый распространенный, из устанавливаемых на легковые авто:

  • Реечный механизм включает рулевую рейку и шестерню
  • Шестерня располагается на валу рулевой баранки и постоянно в зацеплении с зубчатой рейкой

Работа механизма происходит таким образом:

  • Когда вы вращаете рулевую баранку, рейка смещается влево или вправо
  • Вместе с рейкой перемещаются прикрученные к ней тяги привода руля, они поворачивают управляемые (передние) колеса

Отличительными особенностями такого механизма являются:

  • Простота устройства
  • Высокий КПД
  • Высокая жесткость
  • Склонность к вибрации
  • Повышенная чувствительность к ударам (ударным нагрузкам) которые возникают от неровностей дорожного покрытия

Устанавливается такой тип механизма только на переднеприводных машинах, имеющих независимую подвеску передних (управляемых) колес.

Характерные неисправности

Рассмотрим типичные неисправности рулевой рейки ваз 21099 без ГУР:

  • Стуки при движении машины (с правой стороны чаще)
  • Повышенный люфт рулевого колеса (от этого — виляние машины в стороны на скорости, увод в сторону, полная невозможность отрегулировать «развал – схождение»)
  • «Закусывание» при вращении рулевого вала (возникают трудности с управлением авто, и вероятность заклинивания руля прямо на ходу)
  • Износ ее внутренних частей и прочие

Варианты ремонта

В зависимости от характера и типа неисправности различают три вида ремонта:

  • Простая регулировка
  • Замена износившихся деталей при помощи ремонтного комплекта
  • Замена всего агрегата целиком

Простая регулировка позволит вам устранить (выбрать) люфты, что на какое то время восстановит работоспособность агрегата. Однако при сильном износе (выработке) внутренних частей, регулировка может не убрать люфты, а сделать «тугой руль» (рулевая баранка требует повышенных усилий для поворота).
Тут необходимо заменить ремонтный комплект. Целиком обычно меняют рулевую рейку, при ее деформации либо нарушении целостности ее корпуса.

Снимаем рулевую рейку

Для снятия агрегата с автомобиля ваз 21099 выполняем следующее:

  • Устанавливаем машину на яме либо эстакаде
  • Застопориваем ее ручным тормозом
  • Снимаем аккумулятор и воздушный фильтр (чтобы удобнее было работать)
  • Из салона автомобиля откручиваем болт, крепящий вал рулевой баранки к валу приводной шестеренки реечного механизма

Откручиваем болт, крепящий вал рулевой баранки к приводной шестеренке реечного механизма

  • Расконтриваем болты, крепящие обе рулевых тяги к рулевому механизму, отверткой отгибаем концы (углы) стопорной пластинки

Отверткой отгибаем концы стопорной пластинки

  • Ослабляем затяжку болтов и откручиваем болт крепления одной рулевой тяги
  • Отводим тягу
  • Заворачиваем болт, крепящий рулевую тягу на место, чтобы не сместить рулевую рейку
  • Повторяем процедуру со второй тягой
  • Отворачиваем гайки, крепящие механизм рулевого управления по паре с обеих сторон Отсоединяем вал приводной шестерни нашего механизма от вала колеса рулевого управления

Отворачиваем с обеих сторон по две гайки, крепящих корпус агрегата

  • Вынимаем механизм через отверстие для рулевой тяги, расположенное в нише для правого колеса
  • Осматриваем состояние подушек и защитного пыльника рулевой рейки
  • Заменяем порванные, растрескавшиеся либо потерявшие упругость резиновые подушки и сам защитный пыльник

Совет: Пыльник меняется без снятия агрегата с автомобиля. Чтобы облегчить установку резиновых подушек надо смочить их мыльным раствором.

  • Чтобы заменить пыльник, перекусываем пластмассовые ремешки (хомуты), расположенные по его краям (они одноразовые)

Перекусываем одноразовые пластиковые ремешки (хомуты)

Теперь, если вы решили менять агрегат целиком – прикручивайте новый в обратном порядке, если нет, переходите к разборке.

Разбираем рейку

Прежде чем разбирать механизм приобретите полный ремонтный комплект, цена сравнительно небольшая, по сравнению со стоимостью нового механизма, а так же найдите специальные ключи для разборки и регулировки, затем действуйте в такой последовательности:

Полный ремонтный комплект реечного механизма ваз 21099

  • Снимаем кожух (чехол) как описано выше

Снимаем кожух

  • Затем снимаем защитный колпачок и опору с левой стороны корпуса
  • С помощью специального регулировочного ключа с восьмигранной головкой под ключ «17», откручиваем гайку упора и вынимаем ее

Откручиваем и вынимаем гайку упора

  • Вынимаем пружину, затем стопорное кольцо
  • Ударив корпусом, о деревянную дощечку, выбиваем из гнезда упор рейки
  • В его кольцевой проточке находится уплотнительное резиновое кольцо
  • Теперь снимаем уплотнитель щитка
  • Поддеваем отверткой и снимаем пыльник шестеренки
  • Затем снимаем стопорную шайбу
  • Для откручивания гайки, крепящей подшипник шестерни, используем специальный ключ имеющий восьмигранную головку на «24» (и диаметр внутреннего отверстия не менее 18,5 миллиметров под вал шестерни)

Откручиваем гайку, крепящую подшипник шестерни

  • Выкручиваем гайку, крепящую подшипник шестерни, вынимаем ее с вала
  • Ухватившись за лыску шестеренки ключом «на 14»,опираем его о монтажную лопатку, и таким образом вынимаем шестерню вместе с подшипником из корпуса

Вынимаем шестерню с подшипником из корпуса

  • Затем достаем рейку, вытаскиваем ее по ходу движения (в направлении левого колпачка)
  • Поддеваем плоской отверткой опорную втулку механизма
  • Выводим выступы втулки из отверстий корпуса
  • Достаем втулку
  • Прежде чем установить новую втулку в корпус наденьте на нее новые резиновые демпфирующие кольца, чтобы их тонкая часть располагалась напротив разреза втулки

Устанавливаем новые демпфирующие колечки, тонкой частью напротив разреза

  • Установите на место втулку, следите, чтобы ее выступы попали в отверстия корпуса
  • Разрежьте демпфирующие кольца по втулке и удалите отрезанные части
  • Затем снимите с вала шестерни стопорное колечко
  • Воспользовавшись двулапым съемником, спрессуйте шариковый подшипник
  • Чтобы выпрессовать игольчатый подшипник понадобится специальный съемник
  • При отсутствии такового, просверлите в торце корпуса два отверстия двухмиллиметровым сверлом, чтобы они попадали на торец кольца подшипника
  • Выбиваем подшипник из корпуса через отверстия
  • Обязательно промываем полости корпуса
  • Отрезком трубы нужного диаметра запрессовываем новый игольчатый подшипник
  • Чтобы залепить отверстия в корпусе пригодится «холодная сварка» либо «быстрая сталь»
  • Обильно смазываем зубья рейки, подшипников и приводной шестерни смазкой (рекомендуется ФИОЛ-1)
  • А полость, расположенную над гайкой крепления подшипника приводной шестерни заполняем смазкой УНИОЛ-1
  • Затем собираем агрегат в обратной последовательности
  • Прикрепляем защитный чехол на место и зажимаем его хомутами

Важно: Когда устанавливаете рулевую колонку, рулевая баранка должно располагаться по центру, при этом иметь одинаковое количество оборотов в обе стороны (при этом допустимы небольшие отклонения, их можно исправить регулировкой «развал — схождения»). Крепите рулевые тяги к механизму в таком положении, чтобы их оси были параллельны корпусу.

Регулировка

Для выполнения регулировки делаем следующее:

  • Закрепляем в тисках рулевую рейку, подкладываем деревянные бруски (чтоб не повредить корпус), шевелиться при этом она не должна
  •  Беремся руками за ее тяги (они же усы) и пошатываем их, таким образом, определяем величину люфта

Чтобы убрать люфты рулевой рейки понадобится специальный ключ:

  • Вставляем его и прокручиваем против часовой стрелки  на 10-15 град.
  • Затем снова пошатываем тяги руками
  • Если люфт рейки по-прежнему присутствует, тогда снова подтягиваем рейку еще на 10-15 град.
  • Повторяем процедуру до полного исчезновения люфта в рейке
  • Конкретного момента затяжки просто не существует, выработка абсолютна разная в каждом отдельном случае
  • Однако перетягивать ее не рекомендуется, иначе руль будет вращаться туго
  • После регулировки обязательно накерните упорную гайку, обмяв резьбу корпуса

Штатная инструкция по регулировке рейки написанная в сервисном руководстве:

  • Снимаем рулевой механизм с авто
  • Устанавливаем рейку в центральное положение
  • Определяется оно размером (87±0,25) миллиметров от оси шестерни до самого торца рейки
  • Нагружаем рейку усилием (500±20) Ньютонов, при помощи спецприспособления, либо (51±2) кгс, приложенного на расстоянии 84 миллиметра от оси шестеренки в направлении упора рейки
  • Допустимый зазор при этом между гайкой и самим упором составляет 0,2 миллиметра
  • Максимально допустимое смещение рейки, которое замерено через относительное смещение нажимного пуансона, должно не превышать 0,16миллиметров

По моему сильно заумно, да и прибор такой попробуй еще найди, поэтому идем по простому способу, либо уже описанному выше, либо следующему.

Регулировка без снятия

Несмотря инструкции и руководства, в которых написано, рулевой механизм следует непременно демонтировать для регулировки, народные умельцы придумали, как сэкономить массу времени и сил, подтягивая рейку прямо на автомобиле.
Итак:

  • Наиболее удобный способ, достать до регулировочной гайки из смотровой ямы, то есть снизу
  • Так как регулировочная гайка находится снизу, то подтягиваем рейку в направлении по часовой стрелке
  • А если у вас получается добраться до гайки сверху, тогда крутите против часовой
  • Чтобы определить люфты рейки, воспользуйтесь не руками, а рулевой баранкой
  • А в целом все так же как в инструкции со снятым механизмом

Обязательно посмотрите видео ремонт рулевой рейки ваз 21099, чтоб был до конца понятен процесс регулировки. На этом ремонт завершен.

Замена рулевой рейки lada 21099 (ваз 21099)

Когда резко поворачиваете руль из положения нейтрально (колеса прямо) и слышите посторонние стуки либо шумы рулевой рейки, биение руля, увод автомобиля в сторону и самопроизвольное отклонение от движения прямо значит, необходим ремонт либо замена рулевой рейки ваз 2109, причем срочно. Рулевая рейка — важнейший узел управления направлением движения машины, люфты и другие неполадки затрудняют управление, и создают опасность для вашего здоровья и жизни. Как часто вы слышите в новостях: водитель не справился с управлением автомобиля? Вы сами прекрасно понимаете, к каким последствиям это приводит. Наша инструкция поможет вам выполнить ремонт и замену рейки самостоятельно.

Рассмотрим схему рейки и варианты ремонта

Существует три способа ремонта:

  • Полная замена рейки (если возиться особо некогда и устраивает цена, либо механизм не пригоден для ремонта)
  • Замена деталей из ремонтного комплекта (тут придется повозиться, снять механизм, разобрать и собрать)
  • Альтернативный ремонту и самый быстрый способ — подтягивание гайки на рулевой рейке с помощью специального ключа

Такой способ дает положительный эффект (только не всегда и не на долго), но может иметь плохие последствия. Например, если затянуть гайку слишком сильно, тогда повысится усилие необходимое для вращения рулевой баранки, что усложняет управление машиной. Более тяжелые последствия, это заклинивания руля во время движения машины, потерять управление да еще на скорости чрезвычайно опасно для вас и окружающих

Нужные материалы и инструменты

Замена рулевой рейки ваз 21093 — 2199 требует наличия необходимых материалов:

  • Аэрозоль «Мовиль»
  • Чистая ветошь
  • Пластиковые хомуты длиной 200 и шириной 4миллиметра (три штуки)
  • Смазка проникающая WD-40 («жидкий ключ») чтобы открутить заржавевшие и закисшие соединения
  • Литр Уайт — спирита
  • Смазка для подшипников типа ФЕОЛ либо нечто подобное

Также для ремонта потребуются следующие запчасти:

  • Сайлентблоки(см.Замена сайлентблоков Ваз: делаем самостоятельно)
  • Чехол рейки
  • Наконечники
  • Специальный набор (ремкомплект) для ремонта

Замена рулевой рейки на ваз 21093 — 2109 потребует наличия следующего инструмента:

  • Съемник наконечников
  • Молоток
  • Головки торцевые
  • Специальный ключ для рейки, (он надевается на нажимную гайку и имеет внутренний восьмигранник)
  • Удлинитель ключа с трещоткой
  • Специальный ключ для откручивания гайки подшипника, (восьмигранный стержень на «24» с углублением)
  • Щетка по металлу
  • Узкая кисточка

Совет: Прежде чем заняться процедурой на ваз 2109 замена рулевой рейки, вам необходимо обработать заранее (за сутки) все соединения «жидким ключом» (резьбы наконечников, четыре гайки, крепящих рейку, гайку затяжки упора). Затем, через полтора — два часа повторите обработку всех мест и через сутки можете начинать процедуру.

Последовательность замены и ремонта

Чтобы быстро и без проблем заменить рейку выполните порядок действий, как гласит инструкция:

  • Закатываем авто на яму (смотровую канаву)
  • Поставляем упоры под задние колеса, затягиваем ручник (стояночный тормоз), блокируем руль
  • Отсоединяем питание, для этого снимаем обе клеммы с аккумулятора
  • Ставим машину на домкрат и снимаем передние колеса, ( при этом желательно поставить автомобиль на опоры (подпорки в виде деревянных брусков).
  • Откручиваем гайки наконечников, и вытаскиваем пальцы из рычагов
  • В таком случае вам непременно понадобится съемник для пальцев — прикладываем его, закручиваем винт до упора и ударяем по рычагу молотком, придерживаем ключом винт съёмника
  • Теперь, когда обе тяги свободны, откручиваем гайки хомутов (на фото внизу гайка указана стрелкой)
  • Внутри салона у самого пола открутите болт на рулевом валу
  • Затем потяните рейку на себя покачивающим движением
  • Хвостовик шестерни часто отсоединяется от вала не сразу, придется повозиться
  • Отсоединив рейку, вытаскиваем агрегат через правую дыру со стороны колеса

Ремонт рулевого механизма

Осуществить ремонт рулевого механизма своими руками будет легко, если вы следуете рекомендациям нашего материала:

  • Зажимаем механизм в тиски и прочищаем щеткой по металлу, далее обрабатываем Уайтспиритом и ветошью
  • Как только корпус засияет как новенький, откручиваем болты усов
  • Предварительно рекомендуем проконтролировать состояние сайлентблоков
  • При обнаружении люфта, трещин резины и других дефектов, заменяем их
  • Отгибаем пластину, контрящую болты с помощью молотка и зубила, откручиваем болты и снимаем усы
  • Стягиваем затычки с обоих концов рейки
  • Затем снимаем резинки вала и чехол. Чехол можно выкинуть сразу, остальные элементы необходимо тщательно вымыть и высушить, только не на солнце
  • Снимаем стопорную шайбу подшипника, поддеваем ее отверткой
  • Откручиваем гайку приготовленным заранее специальным ключом, под ней обнаруживаем подшипник
  • Затягиваем в тисках наш шлицевой вал. На губки тисков желательно подложить мягкие накладки, чтоб не повредить вал
  • Осторожно постукивая молотком по корпусу, пока не выйдет подшипник
  • За ним легко последует вал, шестеренки и остальные детали
  • Все снятые элементы тщательно промываем Уайтспиритом при помощи кисточки
  • Отыскать подшипник именно такого типа будет очень проблематично, так как он нестандартный, поэтому следует его аккуратно вымыть и сохранить
  • Если все-таки необходимо его снять, воспользуйтесь специальным съемником
  • Рекомендуем не трогать его без крайней необходимости, поскольку функционирует он весьма сносно длительное время
  • Вытряхиваем зубчатую рейку из корпуса и промываем ее Уайтспиритом. Затем просушите ее и смажьте
  • Через отверстие, находящееся в корпусе аккуратно извлекаем пластмассовую вставку и выкручиваем зажимную гайку
  • Часто такое действие проходит весьма туго, знайте, что в ремонтном комплекте есть новая, если боитесь повредить эту
  • Заменяем кольца уплотнения, сначала не забудьте вытряхнуть упор
  • Внимательно рассматриваем усы, наконечники не должны люфтить, пальцы должны шевелиться с приложением некоторого усилия, защитные чехлы не должны содержать трещин и других дефектов
  • Если заметите, что в какой либо детали (или в нескольких) дефекты либо обнаруживается неправильная работа, непременно промойте деталь и просушите
  • Если это не помогло, заменяем деталь, но стараемся сохранить по максимуму
  • длину рычага
  • Чтобы защитить от последствий коррозии, на данном этапе рекомендуем обработать «Мовилем» резьбу
  • Далее занимаемся шарнирами
  • Устанавливаем новые шарниры, если в их работе что либо не нравится, либо кажется подозрительным
  • Вставляем новую пластиковую втулку в корпус, выступы ее должны быть непременно направлены в отверстия. Отрезаем резинки
  • Вставляем рейку со стороны шестерни
  • Примерное расстояние от корпуса рейки до торца должно быть около 28-ми миллиметров
  • Сама рейка при этом, не должна торчать наружу
  • Подшипник надо запрессовать до упора с шестеренкой вместе
  • Зажимаем в тисках вал вместе с корпусом
  • Тогда не придется прикладывать большие физические усилия
  • Ориентируем по шестерне зубчатую рейку
  • Вставляем упор, затем гайку и пружину
  • Устанавливаем новое резиновое кольцо со стороны вала, и накручиваем еще одну гайку
  • Надеваем крышку и контрашайбу, совмещаем отметки
  • Затем надеваем вместе с чехлом резиновое кольцо, плотно затягиваем пластиковые хомуты
  • Устанавливаем усы. Затягиваем их с большим усилием, подгибаем стопорную пластину
  • Прикрепляем резиновые заглушки
  • Аккуратно перетаскиваем собранный агрегат в моторный отсек
  • Ставим рейку на место, накидываем хомуты, наживляем гайки и не забываем про шайбы
  • Дальнейшую установку проще выполнить с напарником (помощником).
  • Совмещаем конец рулевого вала из салона, чтобы совпадал с валом шестерни
  • Обязательно обращаем внимание на лыску на валу, в которую и должен пройти болт муфты (иначе вы его не вставите)
  • Наживите, аккуратно постукивайте молотком по муфте, насаживаем ее поглубже
  • Звук срабатывания сигнала в нашем случае может служить критерием правильности установки
  • Пока сигнал не звучит, продолжаем работать молотком
  • Заработал сигнал — можем считать, что рулевой агрегат готов к применению
  • Вставляем болт муфты в уши и крепко зажимаем
  • Вставляем пальцы усов в рычаги и закручиваем гайки, не забываем зашплинтовать их
  • Берем само контрящиеся гайки и затягиваем на хомутах рейки, шпильки хомутов обрабатываем «Мовилем»
  • Прикручиваем колеса и снимаем машину с домкрата и подставок

Поздравляем, ремонт, и замена рулевого агрегата ваз2109 выполнен успешно, остается посмотреть видео инструкцию.

Источник

Рулевая рейка ВАЗ 21099: ремонт и замена

Автомобиль марки ВАЗ 21099 перестал выпускаться в 2004 году. Первые машины этой модели были изготовлены на основе ВАЗ 2109, только в новом авто за счет увеличения крыла стала более длинной задняя часть и изменилась панель управления. Довольно часто автовладельцы хотят улучшить качество работы своего автомобиля, прилагая к этому максимум усилий.


Вернуться к оглавлению

Что такое рулевая рейка

Вот эта деталь машины

Бывают случаи, когда у владельца авто возникают вопросы, касающиеся такой части, как рулевая рейка ВАЗ 21099. Для начала стоит разобраться, что такое руль. Это устройство, при помощи которого водитель управляет своим транспортным средством. Находится руль прямо перед водителем и напрямую связан с колесами машины. Когда руль поворачивают влево или вправо, машина соответственно меняет направление движения.

Существуют гидроусилители и электроусилители руля. Служат они для того, чтобы руль лучше слушался и автовладельцу было легче управлять машиной. Гидроусилитель руля на ВАЗ 21099 основан на применении жидкости, которая помогает рулю быть более маневренным.

В основе такого элемента, как электроусилитель руля, сокращенно ЭУР, моторчик, который также облегчает повороты руля. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, поэтому среди автовладельцев есть фанаты как одного, так и другого вида усилителя.

Преимущества ЭУР по сравнению с ГУР:

  • занимает небольшое пространство;
  • устанавливается прямо на вал, ему не нужно отдельное место в автомобиле;
  • достаточно простая конструкция и несложное обслуживание, не требуется контролировать уровень жидкости;
  • намного экономнее в использовании, так как ЭУР включается при использовании руля, а ГУР работает постоянно;
  • электроусилитель можно настроить при помощи определенных программ, что упрощает его эксплуатацию.

Минус электрического усилителя руля: его можно поставить только на легкие машины, для грузовиков он не подойдет.

Использование руля без разного рода усилителей имеет свои достоинства и недостатки. К тому же при выходе усилителя из строя водитель не всегда может вовремя среагировать, ведь он уже привык полагаться на срабатывание данной детали.


Вернуться к оглавлению

Ремонт и замена

Рулевая рейка ВАЗ 21099 находится непосредственно в рулевом механизме машины. С ее помощью осуществляется поворот колес в необходимую водителю сторону. Иногда возникают ситуации, когда рулевая рейка выходит из строя. Причиной могут стать изношенные шаровые соединения рулевой тяги или наконечника. В таких случаях необходим разбор и ремонт рулевой рейки на автомобиле ВАЗ 21099.

Эксплуатация машины, как и любого другого механизма, зависит от исправного функционирования всех ее систем. Выход из строя одной, несомненно, отражается на работоспособности остальных — это принцип цепной реакции. Рулевая рейка должна быть исправна, так как дефектное управление создает очень опасную дорожную ситуацию. Эксплуатировать машину при поломке детали не допускается.

Если при поворотах руля слышен хруст, следует сменить управляющую рейку. Время от времени требуется подтяжка винтов либо замена сальников. Иногда после подтяжки болтов руль слушается несколько хуже либо его вовсе клинит. В этом случае необходимо срочно заменить рулевую рейку, особенно если при ее использовании по-прежнему слышен неприятный звук.

Заменить рулевую рейку на ВАЗ 21099 не так трудно, но если совершенно нет навыков починки авто, лучше устремиться в сервис. Самостоятельно осуществить замену детали, конечно, можно, но удобнее взять в помощь друга.

Инструкция по замене рулевой рейки на ВАЗ 21099

Схема узла

  1. Для замены рейки необходимы несколько вариантов крепления, подходящие инструменты и ключи.
  2. Для начала нужно поставить машину на ручной тормоз, а под задние колеса на всякий случай подставить упор.
  3. Снять клеммы аккумулятора.
  4. Приподнять машину при помощи домкрата.
  5. Выкрутить ключом болты на колесах и снять их с машины.
  6. После снятия колес необходимо смазать их гайки специальным раствором.
  7. В салоне нужно найти стопорный болт кардана и отвинтить его.
  8. Абсорбер, расположенный под капотом автомобиля, открутить для облегчения доступа к рейке.
  9. Ослабляем гайку и осторожно выбиваем абсорбер. Очень важно помнить, что нельзя бить по резьбе.
  10. Осторожно откручиваем и снимаем винты рулевой рейки ВАЗ 21099.
  11. Аккуратно достаем рейку руля, начиная с правой стороны.
  12. Снимаем рулевую рейку с ее шпиц.
  13. Задание выполнено — рейка у вас в руках. Теперь нужно проверить наличие и посчитать количество винтов.
  14. Берем в руки новую рейку и наливаем в нее специальный раствор.
  15. В обратном порядке закручиваем на новой рейке наконечники. Стоит напомнить, что они отличаются друг от друга, поэтому не перепутайте их!
  16. Теперь можно установить новую деталь на место старой. Тут-то и понадобится помощь друга, так как одному человеку при установке и замене рейки очень тяжело правильно вставить шпицы.
  17. В установленную рейку следует вставить стопорный болт. В ней для этого предусмотрено необходимое отверстие.

Дело сделано!

При любой поломке в вашем автомобиле рекомендуется консультация и диагностика специалиста. Опытные мастера проведут ремонт транспортного средства быстро, качественно, в установленный срок. Они подберут нужную деталь, дадут гарантию на ее замену и ремонт. Вы не потратите ни своих сил, ни лишнего времени.

Правильное положение детали

Но если все-таки автовладелец желает сам заняться диагностикой, ремонтом неисправностей и заменой запчастей, стоит предварительно ознакомиться с характеристиками и строением своей машины, почитать специализированную литературу. В сети интернет сейчас существует множество статей и форумов о ремонте автомобилей, где можно обсудить любую проблему.

Если вы не знаете, что куда крепится и как одна деталь меняется на другую, то самостоятельно за подобную работу лучше не браться, иначе вы не устраните проблему, а причините ощутимый вред своему транспортному средству.


Вернуться к оглавлению

В качестве заключения

Рулевая рейка — очень важная деталь, и нельзя допустить ни малейшей оплошности при ее ремонте. Все должно быть сделано качественно и правильно, иначе рейка выйдет из строя при эксплуатации авто на больших скоростях. В результате этого водитель утратит контроль над управлением транспортным средством и все может закончиться довольно плачевно.

Мастер разбирает узел

Все это еще раз доказывает, что лучше доверить ремонт транспорта профессиональным фирмам, мастерам, имеющим опыт в проведении подобной работы. Так вы сэкономите время и не станете подвергать опасности свою жизнь и жизнь своих близких.

Рейка рулевая на ваз 21099

Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками

В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

Принцип действия и устройство рулевой рейки

Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

  • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
  • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
    опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
  • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
    картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
  • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

Признаки неисправности

Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:

  • стук во время совершения поворотов,
  • увеличение люфта,
  • тугое вращение руля,
  • проблемы регулировки развала-схождения колёс.

Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.

Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

  1. внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
    восьмигранник 17 мм;
  2. выжимной съёмник шаровой опоры;
  3. съёмник для шарикового подшипника;
  4. ключ для снятия игольчатого подшипника;
  5. острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
  6. слесарные тиски;
  7. смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

Этапы демонтажа рулевой стойки:

  • Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
  • Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
  • Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
  • Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
  • Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
  • Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
  • Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
  • Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

  • Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
  • Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.
    Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

  • Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
  • Снять защиту картера;
  • Очистите рейку от грязи;
  • Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
  • Подтянуть гайку;
  • Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
  • Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

  1. Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
  2. При затягивании до упора нельзя перетягивать;
  3. После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
  4. Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *