Замена маслосъемных колпачков своими руками
Одной из причин, по которым ваш ВАЗ 2109 или 2108 может начать расходовать масло сверх нормы, является износ маслосъемных колпачков, или как их еще называют — сальников клапанов! Производить их замену можно и своими руками, но для этого понадобится не только набор ключей, но и специальные приспособления. А полный список необходимого инструмента будет приведен ниже:
- рассухариватель клапанов
- съемник колпачков
- свечная головка с воротком
- оловянный пруток или моток веревки
- отвертка с плоским лезвием
- длинногубцы или же пинцет
- магнитная рукоятка — желательно
Прежде, чем добраться до нужных нам деталей, понадобится выполнить ряд подготовительных работ, среди которых:
После того, как все это сделали, перед вами должна открыться следующая картина:
На верхнем фото видны толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами. Их тоже необходимо вынуть, и обязательно сложить в строго определенной последовательности. То есть, чтобы во время обратной установки не перепутать их местами. Если этого не сделать, то потом тепловые зазоры клапанов будут неверными, и завести мотор может даже не получится.
После этого необходимо закрепить рейку для установки рассухаривателя и зафиксировать ее на крайних шпильках крепления распредвала гайками, как это показано на приведенной ниже фотографии:
Далее устанавливаем рычаг таким образом, чтобы им можно было утопить клапан:
Теперь выворачиваем свечи из тех цилиндров, где нужно заменить сальники клапанов, и вставляем пруток в свечное отверстие. Важно, чтобы он попал между клапаном и поршнем. Для этого необходимо подвести поршень первого цилиндра к ВМТ.
Или же можно напихать в отверстие веревку до тех пор, пока она полностью не заполнит камеру сгорания. Теперь можно утопить клапан при помощи рычага:
И в этот момент магнитной рукояткой вытащить сухари клапана:
Затем можно аккуратно отпускать рычаг и приступать к дальнейшим действиям. Вынимаем тарелку и две пружины клапана, а теперь берем съемник маслосъемных колпачков для ВАЗ 2109-2108, и прижимаем им колпачок через колодец в ГБЦ. После чего нужно сделать несколько постукиваний грузиков сверху вниз, чтобы напрессовать сальник:
Прижимая грузик вниз, пробуем вытащить колпачок и снять его с клапана:
С остальными клапанами производим аналогичную процедуру и не забываем соблюдать меры предосторожности во избежание повреждения ГБЦ. По окончании ремонта устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.
Инструкция по замене малосъемных колпачков на ваз 2109 с видео
Ремонт и обслуживаниеАвтор Алексей Степанов На чтение 4 мин. Просмотров 58 Опубликовано
На первый взгляд, маслосъёмный колпачок — деталь незначительная. Но в случае износа она способна доставить автовладельцу массу неприятностей. О том, что такое маслосъёмный колпачок и как его заменить самостоятельно на двигателе ВАЗ 2109, мы и поговорим в данной статье.
Что такое маслосъёмные колпачки и где они находятся
Маслосъёмные колпачки автомобиля ВАЗ 2109Эти колпачки находятся непосредственно на клапанах двигателя, в головке блока цилиндров. Другое название этих колпачков — клапанные сальники. Их главная задача — не допустить попадания излишков масла в мотор. Изготавливаются эти колпачки из особой резины. А резина, даже специальная, со временем приходит в негодность и масло начинает попадать прямо в камеру сгорания двигателя. В этом случае стоит поменять эти детали.
Как узнать, что пора менять
Изношенные колпачки автомобиля ВАЗ 2109Всё просто: если из выхлопной трубы машины идёт густой сизый дым, значит, колпачки пора менять. Как правило, этот дым появляется только при запуске мотора и при его остановке. Но если колпачки изношены очень сильно, густой дым из трубы идёт постоянно.
Однако дым — не единственный признак необходимости срочной замены колпачков. Иногда дыма практически не видно, но расход масла в машине повышается в несколько раз, при этом никаких внешних течей масла (через различные сальники и прокладки) не наблюдается. Всё это тоже говорит о том, что время менять колпачки.
Необходимые инструменты
- Набор торцовых головок,
- молоток (средних размеров),
- пруток из мягкого металла диаметром 8 мм (как вариант — из олова),
- пинцет медицинский,
- плоскогубцы,
- инструмент для снятия сухариков с клапанов,
- запрессовочная оправка,
- цанга для снятия колпачков.
Последовательность действий
- На цанге есть боёк. По нему нужно точно ударить молотком. Это приведёт к тому, что колпачок сомнётся и его можно будет достать из цанги плоскогубцами.Маслосъёмный колпачок извлекается из направляющей втулки с помощью цанги
- Как только сухарики извлечены, снимается тарелка клапана и его пружина.Когда пружина зафиксирована, сухарики клапана извлекаются с помощью медицинского пинцета
- После этого устанавливается инструмент для разсухаривания клапанов и с его помощью пружина клапана прижимается.
- После вывода поршня в мёртвую точку с цилиндра откручивается свеча, а в открывшееся отверстие вставляется оловянный пруток диаметром 8 мм. Кончик прутка должен оказаться между клапаном и дном поршня.
- Теперь коленчатый вал надо повернуть так, чтобы поршень в цилиндре, где планируется замена колпачков, вышел в верхнюю мёртвую точку.Снимается распределительный вал, затем снимается сальник
- Прежде всего, надо снять провода с аккумулятора.
- Снимается ремень с ГРМ.
- С распределительного вала убирается шкив с зубцами.
- С первого крепления снимаются провода, с третьего крепления откручиваются гайки.
- Откручиваются четыре гайки с передней крышки, потом откручиваются гайки с крышки задней (их там шесть штук).
- Обе крышки снимаются.
- Распределительный вал вынимается.
- С распределительного вала снимается сальник.Пружина клапана крепко прижимается с помощью цанги
- После прижимания пружины клапана сухарики можно извлечь с помощью пинцета.Вначале извлекается тарелка клапана, а потом — находящаяся под ней пружина
- Теперь с помощью цанги надо снять маслосъёмный колпачок с направляющей втулки.Ударом молотка по рукоятке колпачок спрессовывается в цанге и вынимается
- Новый колпачок запрессовывается в тарелку клапана, затем на него устанавливается пружина.
- Аналогичные операции производятся со всеми колпачками, нуждающимися в замене.
- После замены производится обратная сборка головки цилиндров.
Видео по замене сальников клапанов на ВАЗ 2109 своими руками
Важные моменты
- После извлечения изношенного колпачка следует тщательно осмотреть стенки направляющей втулки, так как любая царапина на этой стенке, оставленная цангой, может привести к возобновлению течи масла в камеру сгорания и сведёт на нет все усилия по замене колпачка.
- Перед установкой новых колпачков нужно не забыть снять с них пружины.
- Перед запрессовкой нового колпачка место установки обильно смазывается маслом. Это помогает точнее посадить колпачок на место, не прилагая к этому лишних усилий.
Как видно из статьи, заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2109 своими руками вполне возможно. Главное –запастись терпением, соблюдать последовательность операций и не прилагать больших усилий, запрессовывая новые колпачки на место.
Копирайтер с пятилетним стажем. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109
Кто бы что не говорил, но «девятка» — хороший и удобный в эксплуатации автомобиль, ведь абсолютно все ремонтные работы доступны к выполнению своими руками, в том числе и замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109. А как ее провести и что вам для этого понадобится, узнаете из данной статьи.
Инструмент для замены маслосъемных колпачков.
Итак, прежде, чем подходить к машине, заготовьте все необходимое:
- съемник колпачков – если такого нет, можно обойтись без него;
- рассухариватель клапанов;
- длинногубцы или пинцет;
- новые маслосъемные колпачки в нужном количестве (равном количеству клапанов в двигателе), можно с небольшим запасом;
- магнитная указка;
- прокладка клапанной крышки;
- оловянный пруток;
- плоская отвертка.
Когда все это будет у вас на руках, можете переходить непосредственно к ремонтным работам.
Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 своими руками: пошаговая инструкция.
- Обесточьте автомобиль, отсоединив клеммы АКБ.
- Демонтируйте корпус воздушного фильтра, топливный насос и распределитель зажигания – как это сделать, читайте в соответствующих статьях.
- Демонтируйте крышку ГБЦ, для чего сначала снимите идущие к ней хомуты и шланги, затем, открутив кронштейн крепления, отведите в сторону трос привода заслонки акселератора и, наконец, выкрутите 2 болта крепления крышки.
- Поочередно откручивая нужные гайки, снимите крышку ремня привода распредвала, а после и саму зубчатую шестерню. Шпонку с вала во избежание ее потери тоже рекомендуется снять.
- Демонтируйте с головки блока цилиндров распределительный вал, а со снятого распредвала – сальник.
- Поочередно выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами и сложите их в этой же последовательности – это убережет вас от ошибок при сборке.
- Поверните коленвал таким образом, чтобы поршень первого цилиндра стал в положение ВМТ.
- Установите рейку для рассухаривателя, прикрутив ее гайками к крайним шпилькам крепления распределительного вала. Затем установите сам рассухариватель так, чтобы им можно было утопить первый клапан.
- Выкрутите свечу, а в отверстие для нее между поршнем и клапаном вставьте оловянный пруток – он не позволит клапану провалиться вниз.
- Сжимая пружины клапана рассухаривателем, с помощью магнитной указки или пинцета вытащите сухари клапана.
- Аккуратно отпустите рычаг и выньте тарелку и 2 пружины клапана.
- При помощи съемника колпачков или пассатижей вытащите маслосъемный колпачок (сальник). Как осуществить данный этап работ с тем или другим инструментом, лучше посмотреть на практике более опытных автовладельцев или видео в сети, иначе рискуете наделать кучу ошибок!
- С нового колпачка снимите пружину (устанавливать их раздельно будет удобнее) и напрессуйте его на клапан до упора обратной стороной съемника, не забыв предварительно окунуть в свежее масло. Здесь опять же будьте максимально аккуратны, чтобы не повредить поверхность головки или сам клапан.
- Далее оденьте на установленный элемент снятую пружину.
- Аналогичным образом поступите со всеми остальными клапанами.
- Верните на свои места пружины, тарелки и сухари. Выньте оловянный пруток.
- Обработайте моторным маслом опоры распредвала и регуляторные шайбы толкателей. Установите распределительный вал: кулачки первого цилиндра должны смотреть в сторону, противоположную толкателям клапанов.
- Кулачки и шейки распредвала также смажьте моторным маслом. В области крайних опор распределительного вала осуществите герметизацию ГБЦ.
- Для завершения замены маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 проведите сборку всех оставшихся элементов в последовательности, обратной снятию.
Видео.
Рекомендую прочитать:
Все о замене маслосъемных колпачков ваз 2109
Маслосъемные колпачки являются деталями, которые предотвращают попадание масла в камеру сгорания двигателя и, в то же время, обеспечивают смазку механизма газораспределения. Неисправность колпачков может привести к тому, что смазывающие вещества начнут сгорать в камере сгорания, что неизбежно приведет к потере мощности и двигатель может просто выйти из строя. Сегодня вы узнаете, как производится замена маслосъемных колпачков на автомобиле ВАЗ 2109.
Признаки неисправности
Так как данные колпачки установлены внутри мотора, то оценить их исправность визуально невозможно. Однако есть ряд признаков, которые могут указывать на их плохое состояние.
- Двигатель начинает потреблять масло. Есть моторы, для которых нормой становится потребление 100 грамм на тысячу километров. Если вы доливаете литр масла каждую неделю – определенно, ваш мотор потребляет смазывающее вещество.
- Расход масла будет обязательно сопровождаться дымом сизого цвета из выхлопной трубы. Увидеть это на холостых оборотах нельзя, однако если дать двигателю хорошую нагрузку, то такое явление можно будет заметить и в зеркало заднего вида.
Что вам понадобится?
Замену маслосъемных колпачков можно выполнить двумя способами. Первый выполняется со снятием ГБЦ, а второй без снятия. Мы же будем рассматривать именно второй способ, так как он намного проще и не требует разборки или снятия двигателя. Для этого вам понадобятся:
- Набор инструментов. Гаечные ключи, головки, трещотки и т д.
- Приспособление для рассухаривания клапанов, пруток из мягкого металла, съемник колпачков, при его отсутствии две плоские отвертки или плоскогубции. Кроме того, вам понадобится набор из новых колпачков.
- Пинцет и ветошь.
- Молоток.
Как поменять сальники клапанов
Чтобы поменять маслосъемные колпачки, достаточно просто выполнить следующий список действий:
- Откройте капот и отключите минусовую клемму аккумулятора. Это нужно для того, чтобы избежать непреднамеренных коротких замыканий, вызванных случайным касанием тех или иных проводов.
- Теперь необходимо снять высоковольтные кабели со свечей зажигания и выкрутить их. Заранее установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Сделать это можно при помощи обычного ключа на 19 и нейтральной передачи автомобиля.
- Демонтируйте ремень ГРМ и выкрутите крепление звездочки распределительного вала. Как только она будет снята, не забудьте сохранить шпонку. Лучше всего, сразу вытащить ее и положить на видное место, иначе она может доставить немало проблем в ее поисках под автомобилем.
- Теперь необходимо снять клапанную крышку. Для этого достаточно открутить крепления, расположенные по периметру. Под ней вы найдете крышку распределительного вала. Открутите все ее составные части и снимите заглушку трамблера. Далее снимается распределительный вал и его сальник.
- Далее снимите кулачки с клапанов и их пружины. Располагать их надо таким образом, чтобы потом вы смогли поставить их на то же место. Далее просуньте пруток с свечное отверстие таким образом, чтобы клапан не упал в цилиндр. С помощью рассухарки снимите пружины с клапана. Чтобы не потерять сухари, их можно выловить при помощи пинцета или любого другого подобного инструмента. После рассухарки пружины и тарелки снимаются, остается только втулка клапана.
- Наденьте съемник на колпачок и демонтируйте его. То же самое необходимо проделать и для второго клапана. Новые колпачки можно установить при помощи специальной оправки. После этого, можно установить пружины и тарелки обратно и повернуть коленчатый вал таким образом, чтобы в верхней мертвой точки оказался второй цилиндр. Не забудьте вытащить и вовремя поставить пруток во второе свечное отверстие. Демонтаж старого и установка нового колпачка производится в такой же последовательности и для всех остальных клапанов.
- После того, как все колпачки будут установлены, поставьте поршень первого цилиндра в ВМТ и начните сборку распредвала. Поставьте кулачки с пружинами и монтируйте сам вал. Установить его необходимо именно в таком положении, в каком он был снят. В противном случае, фазы газораспределения будут нарушены. Далее проведите сборку остальных частей в обратной последовательности.
- Стоит еще раз напомнить, что все последующие части должны быть установлены именно в той последовательности, в которой были сняты. Корпуса подшипников нужно затягивать от середины к краям, поочередно и в несколько движений. Кроме того, после снятия распредвала, в обязательном порядке производится регулировка тепловых зазоров клапанов.
- После сборки установите клемму аккумулятора и произведите пробный пуск двигателя. Если все сделано правильно, мотор должен работать ровно и без лишних звуков.
Как видите, замена колпачков – это не сложная операция и вполне по силам любому автолюбителю.
Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109: видео инструкция своими руками
Для обеспечения безупречной и безопасной работы любого автомобиля необходимо поддерживать идеальное техническое состояние всех деталей. В том числе, и самых мелких, которые на первый взгляд кажутся не слишком важными.
В качестве примера последних можно привести маслосъемные колпачки, которые применяются в конструкции двигателей ВАЗ и обеспечивают его герметичность в местах прилегания направляющих втулок и клапанов.
Эти детали состоят из нескольких элементов – мощной втулки, которая выполняется из высокопрочной стали, каучуковой оболочки, исполняющей роль уплотнителя, и эспандерных пружин, фиксирующих клапанный шток, и края самого колпачка. Слабым звеном конструкции является каучуковый корпус, который не может в течение длительного времени выдерживать воздействие агрессивных сред, постепенно твердеет и подвергается износу. Именно из-за этого моторное масло просачивается в камеру сгорания.
Основной и единственный симптом, который указывает на возникновение неисправностей маслосъемных колпачков – это появление дыма синего цвета из выхлопной трубы. Одновременно с этим может наблюдаться сильное повышение расхода смазочной жидкости, поэтому лучше сразу установить новые детали, чтобы не усугублять проблему.
Сколько стоит такая процедура в автосервисе? Цена ее невысока, но при частой замене колпачков ваши затраты могут существенно возрасти. Поэтому лучше воспользоваться приведенной ниже инструкцией и осуществить замену самостоятельно. Тем более что это совсем не так сложно, как может показаться неопытному автолюбителю.
Как заменить маслосъемные колпачки на ВАЗ-2109
Чтобы замена маслосъемных колпачков ВАЗ-2109 была выполнена максимально оперативно и аккуратно, потребуются плоская отвертка, специальный съемник, утконосы, головка, которая позволяет быстро вывинтить свечи зажигания и рассухариватель для клапанов. Если все инструменты готовы, остается приступить к процедуре, осуществляемой в несколько этапов:
- снимаем топливный насос, воздушный фильтр и распределитель системы зажигания, чтобы открыть свободный доступ к маслосъемным колпачкам. Данный этап относится лишь к тем автомобилям, которые работают на бензине и, соответственно, имеют карбюратор;
- для предотвращения короткого замыкания снимаем минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
- снимаем зубчатую шестеренку с распредвала;
- демонтируем крышку головки блока цилиндров, открутив соответствующие болты, а также разбираем заднюю ее часть;
- разбираем распредвал со стороны головки блока цилиндров. После этого вращаем вручную коленчатый вал, чтобы поршень заменяемого колпачка «замер» в позиции ВМТ;
- специальной головкой вывинчиваем свечу из ГБЦ. Вместо нее необходимо аккуратно вставить оловянный прут с диаметром 8 миллиметров, который должен попасть между поршнем и клапаном. Использование этого изделия дает возможность избежать длительного и сложного демонтажа головки блока цилиндров;
- рассухариваем клапаны, после чего снимаем их пружины и тарелки;
- выпрессовываем маслосъемные колпачки;
- для установки новых деталей необходимо снять с них стальные пружинки и аккуратно смазать изделие моторным маслом. После этого будет значительно проще запрессовать колпачок на место;
- устанавливаем пружинки и собираем головку блока цилиндров.
Читайте также: Как без снятия коробки поменять сцепление ВАЗ-2109
В процессе сборки потребуется смазать шейки и кулачки распределительно вала, а также обязательно установить сальник, исключающий протечку масла.
Замену маслосъемных колпачков необходимо выполнять сразу же после обнаружения симптомов их износа. В противном случае попадание масла в двигатель может привести к серьезным его поломкам и, соответственно, к существенному удорожанию процедуры ремонта.
Замена маслосъемных колпачков Ваз 2109 — Лада мастер
ВАЗ 2109 стал в свое время культовым автомобилем. Появившись на волне популярности восьмерки, он выглядел более респектабельно и эффектно. Пять дверей все-таки не три. Да и двигатели на него ставили немного мощнее.
Не Порше, конечно, но полтора литра до первой модификации автомобилю вполне хватало, чтобы уверенно делать свое дело. Обслуживание девятки, как и всей классики ВАЗа, особенных проблем не доставляло. Но были некоторые нюансы.
Содержание:
- Особенности двигателя ВАЗ 2109
- Признаки износа маслосъемных колпачков 2109
- Подготовительный процесс
- Этапы замены маслосъемных колпачков
Особенности двигателя ВАЗ 2109
Он отличался по конструкции от классических моделей, чем первое время приводил в панику владельцев и мастеров, которым приходилось обслуживать новый автомобиль. Как оказалось, ничего сложного в его конструкции не было, но были кардинально изменены система газораспределительного механизма, трансмиссия, система зажигания, и новый карбюратор. Но и к этому скоро привыкли. Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 практически ничем не отличалась от подобной операции на классических моделях, но различия были, о них мы и поговорим.
Признаки износа маслосъемных колпачков 2109
К счастью, замена маслосъемных колпачков, или сальников клапанов, не ежедневная операция, и проводить ее нужно только при необходимости или при капитальном ремонте двигателя. А необходимость может возникнуть раньше, чем мы рассчитывали. Первые признаки того, что нужно уделить пару часов времени маслосъемным колпачкам:
- Повышенный расход масла.
- Характерный синеватый дым при смене режима работы мотора.
- Свечи постоянно забрасывает маслом на всех цилиндрах сразу.
- Затрудненный пуск двигателя.
Если все эти признаки налицо, то скорее всего, стоит задуматься о замене маслосъемных колпачков.
Подготовительный процесс
Перед тем, как менять сальники клапанов, рассмотрим в двух словах, зачем они нужны и как купить человеческий ремкомплект. Сальники клапанов служат для удержания масла, которое смазывает газораспределительный механизм, от попадания в камеру сгорания. Если кромка сальника изношена, то масло, которое предназначено для смазки штока клапана, по нему же стекает в камеру сгорания и горит вместе с топливно-воздушной смесью, образуя характерный сизый дым. Из-за этого и повышается расход масла, падает тяга и забрасывает свечи.
При покупке маслосъемных колпачков нужно обязательно следить за тем, чтобы они были как можно мягче. Иначе при нагреве в двигателе, они перегреются и потеряют свою эластичность, не смогут качественно снимать масло со штока. Руководствоваться принципом «чем дороже, тем лучше» тоже не стоит. Предпочтение нужно отдавать или фирменным ВАЗовским комплектам, или их итальянским аналогам. Разница в цене будет, но не слишком ощутима.
Этапы замены маслосъемных колпачков
Без специального инструмента нам не справиться, поэтому сразу приготовим:
- Пинцет.
- Рассухараиватель.
- Съемник сальников клапанов.
- Отвертку с плоским жалом.
- Пруток из мягкого металла.
- Оправку для запрессовки новых сальников.
Теперь, когда все инструменты готовы, можно приступать к подготовке. Чтобы добраться до сальников, нам нужно будет снять крышку клапанного механизма, распредвал и его корпус. Как это делается — отдельная история, но в этом случае все операции выполняются просто и рекомендаций не требуют.
После демонтажа распредвала мы увидим примерно следующее:
Это толкатели клапанов, которые нам необходимо вынуть, чтобы получить доступ к клапанам и к сальникам. Толкатели и регулировочные шайбы нужно вынимать в строго определенной последовательности, чтобы при сборке не перепутать местами. Это важно, потому что тепловые зазоры у каждого толкателя свои, и можем их нарушить, изменив порядок установки.
Дальше действуем по инструкции:
Точно такую же операцию проводим с остальными колпачками и собираем конструкцию.
Операция не сложна, не требует особенной квалификации, только при обратной сборке нужно промазать постели распредвала свежим моторным маслом и после установки проверить тепловые зазоры. Следите за дымом, и удачи в дороге!
Читайте также Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2107, Расточка блока цилиндров — цена