Автономера лебедев – Артемий Лебедев разработал дизайнерские автомобильные номера для Чувашии 28 ноября | Новости Чувашии

Студия Артемия Лебедева представила новый дизайн автомобильных номеров

Перед создателями стояла задача создать «универсальный, долговечный и любимый народом формат государственных регистрационных знаков транспортных средств».

Новый формат автомобильных номеров, предложенный Студией Артемия Лебедева, по словам авторов, обладает рядом преимуществ — красота, информативность, которые дополняет возможность самостоятельного выбора аббревиатуры из четырёх букв. Соответственно, каждый будет иметь право на красивый идентификационный знак.

Существующий формат знаков, как объясняют в Студии, имеет ряд недостатков, среди которых «низкая информативность и постоянная необходимость изобретать новые коды регионов». В новой системе кодировки запаса номерной ёмкости хватит на ближайшие сто лет, количество комбинаций составляет порядка 4.5 миллиардов.

licence-plates-trucker

В новых номерах на смену кодовому обозначению региона приходит аббревиатура, к примеру Москва — это «MSK», Башкортостан — «BAS». Аббревиатуру дополняет герб.

licence-plates-boy

В актуальной схеме доступно 12 символов, которые были выбраны по визуальному сходству знаков в кириллице и латинице. В предлагаемом формате 17 букв латинского алфавита.

«Буквенно-цифровые пары легко запоминать и произносить — по-русски, по-английски или с помощью фонетической азбуки, — поясняют в Студии Артемия Лебедева. — Знаки выбраны таким образом, чтобы в любой манере чтения нельзя было спутать друг с другом. «Эс», «Це» или «Си» — это один и тот же знак С, никаких «эс как русская эс». Знак Y одними читается как «игрек», другими как «У», но спутать его не с чем, знак U не используется».

licence-plates-hunter

У символов, использующихся в нынешней схеме номерных знаков, есть очевидный недостаток — их можно легко подделать, добавив элемент. К примеру, дорисовав к «Р» половину овала, мы получаем литеру «B». Напомним, что власти Москвы намерены активнее бороться с теми, кто специально делает номера нечитаемыми.

Предлагаемый формат имеет уникальное начертание знаков, а значит более защищён от подделки.

illegal_examples

Традиционное цветовое кодирование сохранено.

Когда появятся такие знаки в РЭО ГИБДД пока неизвестно, но в Студии Артемия Лебедева сказали, что на всех дорогах страны их следует ожидать «скоро».

P.S. уже сейчас можно «застолбить» свой номер.

Создание нового дизайна российских автомобильных номеров

В 2011 году получаем задачу от арт-директора. Нужно придумать новые номера с гербами регионов, заменяющими коды. Нумерация должна быть бесконечной, а новый шрифт — наводить на мысли о крутости. За работу берется первая девушка-дизайнер. Через некоторое время она предлагает варианты.

Дизайнер: Сделала то, что просится сразу. Гербы не ставила, потому что вот пизданули меня на дороге, а вместо номера — сложная цветная штука. Цифры же проще запоминать или я гоню? Кардинально поменяла систему только в общих и правительственных номерах. Везде ниже используются знакомые комбинации букв и цифр.

Шрифт — навскидку Дин, но вообще имеет смысл взять пример с немцев, которые лишили возможности нелегалов перебивать схожие глифы.

Арт-директор: Так, еще, еще, не останавливаемся 🙂 Про гербы — гон.

Дизайнер: На этом этапе мозг просит просчитать общее число комбинаций для обычного транспорта в нынешней системе и в созданном наборе с целью понять разницу. Вероятно, будет иметь смысл поменять соотношения букв и цифр. Я не очень умею плодить варианты без базы. Или есть способы проще?

Арт-директор: А что, это так сложно посчитать?

Дизайнер: Несложно, но результат вряд ли будет утром или днем. Клевая задачка, спасибо 🙂

Проходит неделя.

Дизайнер: В созданной системе — основная масса: 3 цифры и 4 латинские буквы — при подсчете вышло почти 176 млн комбинаций. Сегодня я решила, что это ту мач и я могу сократить число в десять раз, то есть на одну цифру. Правительственные номера тоже меняют систему и имеют 440 000 комбинаций. Если делать 3 цифры и 3 буквы, то при маркировке «политиков» буквами от ААА до ССС количество обычных номеров сократится на 27 000. Остальные в рамках нового дизайна сохраняют общепринятую систему.

Ну и не могла не попробовать альтернативный вариант.

А вообще хочется добавить шрифту русскости. Пока сложно сформулировать, что я имею в виду.

Арт-директор: Не понимаю, почему тебя волнует текущая схема разделения номеров. Мало ли, какое ведомство в какой момент чего захотело, к нашему концепту это пока не должно иметь отношения. Дефис на номере — мусор. Флаг и герб на одном номере — треш.

Дизайнер: Пока так. Завтра будет еще.

Арт-директор: Лучше. Еще хочется, чтобы цифры и буквы были более православными. Сейчас они какие-то польские.

Дизайнер:

7 и 8 — грубое надругательство над пятым и первым. Будут еще варианты.

Проходит пять лет. Проектом начинает заниматься новый дизайнер. Арт-директор отправляет ему описание, эскиз и просит доработать.

Дизайнер: Прежде чем считать комбинации, надо определиться с набором символов. Использовать весь латинский алфавит проблемно. Номера иногда приходится произносить или диктовать:
— чтобы в сервисе отыскали необходимые документы;
— если в торговом центре нужно найти владельца машины;

— когда требуется оповестить о приезде такси обратным звонком.

И тогда появляются «эс, как доллар», «рэ русская», «вэ галочкой» и так далее.

К тому же контингент автовладельцев шире, чем число пользователей электронной почты. Некоторым будет совсем тяжело.

Думаю, не стоит использовать символы, которые способны вызвать разночтения:
S (спутают с С)
P (спутают с R)
H (спутают с N или Х)
U (спутают с Y)
I (спутают с E)
V (спутают с B)

Далее: J и Q не имеют звуковых аналогов в русском и путаются с G и K / KY.

W — тоже непонятно: «ви», или «уи», или громоздкое «дабл-ю».

Если еще учесть способ произносить аббревиатуры с помощью имен, появятся Джеймс, Квентин, Уильям. Это не по-русски, а главное, первые звуки соответствуют совсем другим латинским буквам — D, K и Y вместо J, Q и W.

В общем, если отсечь проблемные варианты, останется 17 букв.

Арт-директор: Гуд.

Дизайнер: Тогда оптимальная комбинация — 4 буквы и 2 цифры, расставленные явными парами. 2 буквы, 2 буквы, 2 цифры.

3 пары символов легко запоминаются и произносятся. Как телефонный номер. Такая комбинация дает 45,7 млн вариантов (против 1,7 млн на знаках, используемых сейчас).

В Москве 4,5 млн авто. При постоянном росте числа машин на 5% в год хватит на 47 ближайших лет. При 10%-м росте — на 25 лет.

Дальше простая перестановка пары цифр дает еще 45,7 млн комбинаций:
45 AA BB

И еще 45,7 млн:
AA 45 BB

Далее:
AA B2 C3
A1 B2 CC
A1 BB C3

AA 2B 3C
1A 2B CC
1A BB 3C

Принцип: 4 буквы и 2 цифры, расставленные в парных легко запоминающихся комбинациях.

Что касается специальных номеров, то хорошо бы оставить цвет, его издалека видно. Только гербы начнут сливаться.

Предлагаем разделить за счет комбинаций.

Частные.

Пассажирские.

Государственные.

Плюс такого подхода — получается еще больше комбинаций.

Минус — это не такое явное обозначение, как цвет.

А если у разных типов транспорта заливать цветом только номерную часть, тогда не будет проблем с гербами.

Арт-директор: Да, но тут есть одно неудобство, которое было в первых попытках, — асимметрия. Она все портит. Под гербы на цветных номерах надо подложить плашку.

Дизайнер: Тогда 2 цифры или буквы + 4 буквы. По умолчанию в начале пара цифр. А самая круть в том, что получится собрать уйму красивых комбинаций.

Что касается числа указателей, то для начала допустимо сделать серию-числа и номер-буквы. Номер будет легче запоминаться и привычнее выглядеть. А в будущем цифры и буквы станут тасоваться. За счет этого получится почти бесконечное число комбинаций.

Арт-директор одобряет. Смотрим еще на аббревиатуры регионов. Есть официальные геокоды.

Но геокоды, по всей видимости, разрабатывались для других целей — просто присвоить регионам сокращения, но не сделать их считываемыми. Иначе как понять, что скрывается за аббревиатурами KKS, ULY, KYA? А также почему CHE — Челябинская область, а не Чечня? CHU — это Чукотка или Чувашия? И как различить названия Саха и Сахалин, если одно фонетически входит в другое?

Придумываем новые обозначения, которые легче понять на дороге.

Просим шрифтовика поработать над буквами. Он делает первый подход.

Арт-директор советует избавиться от манерности, модерновости и испанскости.

Заодно пытаемся предусмотреть альтернативные знаки и открытые формы.

Арт-директор: W не должна разваливаться в стороны. 8 не должна быть похожа на матрешку. 4 не должна быть похожа на северокорейскую цифру. Ветки у К должны расти из одного места.

Пробуем еще, выравнивая ширину букв и делая цифры чуть ýже.

Нет, шумно. Начинаем заново.

Верхние части букв важно сделать разными.

Меняем пропорции, стремясь сделать буквы крупнее.

Сравниваем результат с первым подходом.

Добавляем альтернативные варианты.

Примеряем к макетам то, что получилось в итоге.

Отдаем дизайнерам результат.

Правим верстку под реальные размеры.

Собираем анонс.

новый дизайн автомобильных номеров от студии Лебедева

 

Не успели чиновники объявить о том, что российских автовладельцев в ближайшие несколько лет ждет смена автомобильных номеров на образцы нового стандарта, как студия Артемия Лебедева представила «вызывающих гордость у автовладельцев» формат госзнаков.

Напомним, на прошлой недели стало известно, что Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения работает над новой редакцией госстандарта для номерных знаков, в рамках которой запланировано внедрение автомобильных и мотоциклетных номеров нового образца.

Эскизы новых номеров разрабатывают в Российской автомобильной федерации. Публичное обсуждение первой редакции стандарта должно начаться в сентябре 2017 года, окончательная редакция будет готова в мае 2018 года. Утверждение нацстандарта запланировано на октябрь 2018 года, через 3-18 месяцев после этого документ может вступить в силу.

Необходимость пересмотра ГОСТ-50577 1993 года связана с рядом накопившихся проблем, в том числе размерами знаков для автомобилей и мотоциклов. Ряд существенных недостатков существующих госзнаков отметили и в студии Лебедева. В первую очередь, это низкая информативность, постоянная необходимость изобретать новые коды регионов, а также возможность подделать знак просто дорисовав несколько штрихов.

Для того, чтобы решить все вышеперечисленные проблемы, в студии разработали специальный формат и шрифт автомобильных номеров.

 

Скришот страницы artlebedev.ru

 

Предложенный в студии формат знаков включает в себя буквенные-циферные пары, которые не закончится в ближайшие сто лет, уверяют в студии. Главная причина — четыре с половиной миллиарда предусмотренных комбинаций. Знаки выбраны таким образом, чтобы в любой манере чтения нельзя было спутать друг с другом. Поэтому их легко запоминать и произносить, уверены авторы.

Кроме того в студии Лебедева уверяют, что их формат знаков невозможно подделать, так как специальный шрифт для новых номеров содержит множество деталей, делающих похожие символы абсолютно разными. «Созданные форматы подходят для кодирования всех типов автомобилей. Категории различаются по цвету даже издалека. Сохранено традиционное цветовое кодирование», — отмечают авторы нового формата знаков.

 


Фото Facebook

 

Новые автомобильные номера от студии Артемия Лебедева

Специалистам студии необходимо было создать «универсальный, долговечный и любимый народом формат государственных регистрационных знаков транспортных средств».

Создатели заявляют, что новый дизайн автономеров, выполненный Студией Артемия Лебедева, имеет набор преимуществ: красота, информативность, а также возможность самостоятельно выбрать аббревиатуры из четырех букв – у каждого будет право обладать красивым идентификационным знаком.

Дизайнеры студии говорят, что актуальный формат обладает рядом недостатков, включая низкую «информативность и постоянную необходимость изобретать новые коды регионов». Предложенная новая система кодировки имеет запас номерной ёмкости на следующие сто лет (около 4,5 миллиардов комбинаций).

Новые номерные знаки вместо кодового обозначения региона содержат аббревиатуру, дополненную гербом. Например, Москва – MSK, а Башкортостан – BAS. В текущей схеме доступно 12 символов, отобранных с учетом визуального сходства в кириллице и латинице. Студия предлагает формат из 17 букв латинского алфавита.

«Буквенно-цифровые пары легко запоминать и произносить — по-русски, по-английски или с помощью фонетической азбуки, — говорят в студии. — Знаки выбраны таким образом, чтобы в любой манере чтения нельзя было спутать друг с другом. «Эс», «Це» или «Си» — это один и тот же знак С, никаких «эс как русская эс». Знак Y одними читается как «игрек», другими как «У», но спутать его не с чем, знак U не используется».

Очевидным недостатком набора символов, применяемых в актуальной схеме регистрационных номеров, является легкость потенциальной подделки путем добавления элемента. Например, из P можно сделать В.

Предлагаемый формат имеет уникальное начертание знаков, а значит более защищён от подделки.

Формат от Студии Артемия Лебедева имеет уникальное начертание знаков, повышающее защиту от подделок.
Цветовое кодирование, применяемое ранее, также используется.

Точная дата появления номерных знаков на дорогах пока не сообщается, но в Студии отметили, что это «скоро» произойдет.

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в России

На волне слухов о приближающейся замене российских автомобильных номеров, студия Артемия Лебедева представила свою оригинальную разработку в этой области. Как утверждает сам основатель дизайн-студии,  подобные номера можно будет встретить «скоро на всех дорогах страны».

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в России

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в России

В рамках нового формата разработчики предлагают использовать на автомобильных номерах: 1 — трехсимвольную аббревиатуру российского региона из букв латинского алфавита, 2 — цветной герб региона или города, 3 — серию из любых двух цифр, 4 — свободную комбинацию еще из четырех разрешенных литер.

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в России

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в России

В студии Артемия Лебедева объясняют, что в результате получится около четырех с половиной млрд. комбинаций, которых хватит как минимум на ближайшее столетие.

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииКак будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииИзображение: Студия Артемия Лебедева.Как будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииКак будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииИзображение: Студия Артемия Лебедева.

В автомобильных номерах нового формата используются только те литеры, которые невозможно спутать между собой при любом варианте прочтения. Например используется только буква «С»,  в то время как  «S» отсутствует. Так же невозможно получить номерной знак с литерой «U», зато «Y» доступна.

Важно, что у злоумышленников не получится быстро изменить новый номер  за счет дорисовки букв, ведь помимо запрета на использование литер H, I, J, P, Q, S, U, V, W номер ещё пишется специально разработанным шрифтом, подделка которого сильно затруднена.

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииКак будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииИзображение: Студия Артемия Лебедева.Как будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииКак будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииИзображение: Студия Артемия Лебедева.

ГОСТ-50577, по которому выполнены текущие автомобильные номера, был выпущен более двадцати лет назад в 1993 году. С той поры, из-за ряда серьезных недостатков, среди которых низкая информативность и необходимость часто вводить новые коды для разных регионов, назрела необходимость в изменении текущей номерной системы. Например, в одной только Москве уже используется шесть разных кодов.

Как будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииКак будут выглядеть новые автомобильные номера в РоссииИзображение: Студия Артемия Лебедева.

Интересно, что после вступления в действие текущего ГОСТа автолюбителям разрешили использовать ранее выданные номера старых образцов. Не удивительно, что и сейчас на российских дорогах изредка встречаются автомобили с советскими номерными знаками как образца 1980 года, так и образца 1958 года. Не удивительно, что в ГИБДД  заговорили о скорой подготовке  новой реформы автомобильных номеров.

Как студия Лебедева создала новый дизайн автомобильных номеров

В 2011 году получаем задачу от арт-директора. Нужно придумать новые номера с гербами регионов, заменяющими коды. Нумерация должна быть бесконечной, а новый шрифт — наводить на мысли о крутости. За работу берется первая девушка-дизайнер. Через некоторое время она предлагает варианты.

Дизайнер: Сделала то, что просится сразу. Гербы не ставила, потому что вот пизданули меня на дороге, а вместо номера — сложная цветная штука. Цифры же проще запоминать или я гоню? Кардинально поменяла систему только в общих и правительственных номерах. Везде ниже используются знакомые комбинации букв и цифр.

Шрифт — навскидку Дин, но вообще имеет смысл взять пример с немцев, которые лишили возможности нелегалов перебивать схожие глифы.

Арт-директор: Так, еще, еще, не останавливаемся 🙂 Про гербы — гон.

Дизайнер: На этом этапе мозг просит просчитать общее число комбинаций для обычного транспорта в нынешней системе и в созданном наборе с целью понять разницу. Вероятно, будет иметь смысл поменять соотношения букв и цифр. Я не очень умею плодить варианты без базы. Или есть способы проще?

Арт-директор: А что, это так сложно посчитать?

Дизайнер: Несложно, но результат вряд ли будет утром или днем. Клевая задачка, спасибо 🙂

Проходит неделя.

Дизайнер: В созданной системе — основная масса: 3 цифры и 4 латинские буквы — при подсчете вышло почти 176 млн комбинаций. Сегодня я решила, что это ту мач и я могу сократить число в десять раз, то есть на одну цифру. Правительственные номера тоже меняют систему и имеют 440 000 комбинаций. Если делать 3 цифры и 3 буквы, то при маркировке «политиков» буквами от ААА до ССС количество обычных номеров сократится на 27 000. Остальные в рамках нового дизайна сохраняют общепринятую систему.

Ну и не могла не попробовать альтернативный вариант.

А вообще хочется добавить шрифту русскости. Пока сложно сформулировать, что я имею в виду.

Арт-директор: Не понимаю, почему тебя волнует текущая схема разделения номеров. Мало ли, какое ведомство в какой момент чего захотело, к нашему концепту это пока не должно иметь отношения. Дефис на номере — мусор. Флаг и герб на одном номере — треш.

Дизайнер: Пока так. Завтра будет еще.

Арт-директор: Лучше. Еще хочется, чтобы цифры и буквы были более православными. Сейчас они какие-то польские.

Дизайнер:

7 и 8 — грубое надругательство над пятым и первым. Будут еще варианты.

Проходит пять лет. Проектом начинает заниматься новый дизайнер. Арт-директор отправляет ему описание, эскиз и просит доработать.

Дизайнер: Прежде чем считать комбинации, надо определиться с набором символов. Использовать весь латинский алфавит проблемно. Номера иногда приходится произносить или диктовать:
— чтобы в сервисе отыскали необходимые документы;
— если в торговом центре нужно найти владельца машины;
— когда требуется оповестить о приезде такси обратным звонком.

И тогда появляются «эс, как доллар», «рэ русская», «вэ галочкой» и так далее.

К тому же контингент автовладельцев шире, чем число пользователей электронной почты. Некоторым будет совсем тяжело.

Думаю, не стоит использовать символы, которые способны вызвать разночтения:
S (спутают с С)
P (спутают с R)
H (спутают с N или Х)
U (спутают с Y)
I (спутают с E)
V (спутают с B)
Далее: J и Q не имеют звуковых аналогов в русском и путаются с G и K / KY.

W — тоже непонятно: «ви», или «уи», или громоздкое «дабл-ю».

Если еще учесть способ произносить аббревиатуры с помощью имен, появятся Джеймс, Квентин, Уильям. Это не по-русски, а главное, первые звуки соответствуют совсем другим латинским буквам — D, K и Y вместо J, Q и W.

В общем, если отсечь проблемные варианты, останется 17 букв.

Арт-директор: Гуд.

Дизайнер: Тогда оптимальная комбинация — 4 буквы и 2 цифры, расставленные явными парами. 2 буквы, 2 буквы, 2 цифры.

3 пары символов легко запоминаются и произносятся. Как телефонный номер. Такая комбинация дает 45,7 млн вариантов (против 1,7 млн на знаках, используемых сейчас).

В Москве 4,5 млн авто. При постоянном росте числа машин на 5% в год хватит на 47 ближайших лет. При 10%-м росте — на 25 лет.

Дальше простая перестановка пары цифр дает еще 45,7 млн комбинаций:
45 AA BB

И еще 45,7 млн:
AA 45 BB

Далее:
AA B2 C3
A1 B2 CC
A1 BB C3

AA 2B 3C
1A 2B CC
1A BB 3C
Принцип: 4 буквы и 2 цифры, расставленные в парных легко запоминающихся комбинациях.

Что касается специальных номеров, то хорошо бы оставить цвет, его издалека видно. Только гербы начнут сливаться.


Предлагаем разделить за счет комбинаций.

Частные.

Пассажирские.

Государственные.

Военные.

Плюс такого подхода — получается еще больше комбинаций.

Минус — это не такое явное обозначение, как цвет.

А если у разных типов транспорта заливать цветом только номерную часть, тогда не будет проблем с гербами.

Арт-директор: Да, но тут есть одно неудобство, которое было в первых попытках, — асимметрия. Она все портит. Под гербы на цветных номерах надо подложить плашку.

Дизайнер: Тогда 2 цифры или буквы + 4 буквы. По умолчанию в начале пара цифр. А самая круть в том, что получится собрать уйму красивых комбинаций.

Что касается числа указателей, то для начала допустимо сделать серию-числа и номер-буквы. Номер будет легче запоминаться и привычнее выглядеть. А в будущем цифры и буквы станут тасоваться. За счет этого получится почти бесконечное число комбинаций.

Арт-директор одобряет. Смотрим еще на аббревиатуры регионов. Есть официальные геокоды.

Но геокоды, по всей видимости, разрабатывались для других целей — просто присвоить регионам сокращения, но не сделать их считываемыми. Иначе как понять, что скрывается за аббревиатурами KKS, ULY, KYA? А также почему CHE — Челябинская область, а не Чечня? CHU — это Чукотка или Чувашия? И как различить названия Саха и Сахалин, если одно фонетически входит в другое?

Придумываем новые обозначения, которые легче понять на дороге.

Просим шрифтовика поработать над буквами. Он делает первый подход.

Арт-директор советует избавиться от манерности, модерновости и испанскости.

Заодно пытаемся предусмотреть альтернативные знаки и открытые формы.

Арт-директор: W не должна разваливаться в стороны. 8 не должна быть похожа на матрешку. 4 не должна быть похожа на северокорейскую цифру. Ветки у К должны расти из одного места.

Пробуем еще, выравнивая ширину букв и делая цифры чуть ýже.

Нет, шумно. Начинаем заново.

Верхние части букв важно сделать разными.

Меняем пропорции, стремясь сделать буквы крупнее.

Сравниваем результат с первым подходом.

Добавляем альтернативные варианты.

Примеряем к макетам то, что получилось в итоге.

Отдаем дизайнерам результат.

Правим верстку под реальные размеры.

Красивые и информативные знаки вызывают гордость у владельцев — кроме аббревиатуры региона разрешено использовать любые комбинации доступных букв.







Православно, правоверно, буддоугодно! Скоро на всех дорогах страны!

Какой номер себе выбрали?

Источник

Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х

Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.

Чёрные

На переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.

Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.

Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.

Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».

Такси ММТ_cr

Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.

Такси ММЛ_cr

В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.

Эстонский-с-латинским-шрифтом

Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.

Проба_cr

Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.

Белые

В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.

Первые опытные серии «белых» номеров раздали летом 1980 года на транспорт, обслуживавший Московскую олимпиаду. С января следующего года их начали выдавать на государственный транспорт, причём за год были заменены номера на машинах всех столичных предприятий, учреждений и автобаз. В области тот же процесс затянулся года до 1984-го. На московских частных машинах белые номера появились в мае того же 1981 года, на подмосковных – в августе. Полную перерегистрацию частного транспорта провести не удалось, хотя попытки предпринимались. Чёрных номеров на частных машинах всё равно осталось очень много — и в столице, и в регионах.

Серии букв белым номерам чаще всего доставались в наследство от чёрных. Но бывали и отличия. Так, в Подмосковье на автомобилях отказались от буквы Ю. На государственные легковые и грузовые машины давали серии «МЕА»-«МЕЯ», потом, с 1987 года – «МЗА»-«МЗТ». Частным областным автомобилям сначала выдали от «А-МЖ» до «Я-МЖ», затем от «А-МЕ» до «Я-МЕ», и уже в начале 90-х – «А-МЗ»-«Н-МЗ» и «А-МЛ»-«Г-МЛ». У ленинградских частников основными стали серии от «А-ЛД» до «Я-ЛД». В Москве у такси остались три старые серии, а автобусам вместо «ММА» дали «МНА». Именно в белых номерах появились специальные серии для милиции и пожарных машин: в Москве — «МКМ» (в чёрных номерах была «частная»), в области – «МОМ» и «МЕЧ».

У мотоциклов номер опять стал уменьшенной копией заднего «грузового», а прицепам сделали совершенно новый двухстрочный с четырьмя цифрами сверху, двумя буквами снизу и скошенными нижними краями.

Перестроечные

В эпоху перестройки началось труднообъяснимое. Например, в 1988 году «специальным» легковым автомобилям – медицинским, учебным, спортивным, инкассаторским – обычные номера поменяли на «перевёрнутые» с буквами впереди цифр: московские серии «ММС» и «ММР», подмосковная «МЗС» и так далее. В столице появилась серия для кооператоров «МКЗ» в легковом и грузовом вариантах. Гражданские серии стали выдавать не по алфавиту, а вперемешку. «Выездные» серии – всем подряд.

Перевернутый госучет_cr

Начались грубые нарушения ГОСТа. Сначала появились целые серии с «нестандартным» шрифтом, потом на некоторых сериях вообще ввели «немецкий» шрифт. В некоторых регионах погибающего СССР (Минск, Крым) грузовые номера с парой из однострочного и двухстрочного замелькали на частных легковушках. Московским грузовикам досталась эстонская серия «ЕАТ», а подмосковным – «ЕАХ».

После развала СССР каждая из бывших союзных республик ввела свой стандарт номеров. В Российской Федерации номера нового ГОСТа, с некоторыми изменениями действующего до сих пор, появились в октябре 1993-го. Они получили не доставшийся белым советским номерам светоотражающий фон и обозначение региона цифровым кодом по французскому образцу. История повторилась: в 1934-м за основу взяли один иностранный стандарт, а ровно 60 лет спустя – другой.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о