Циатим что такое – Почему медные контакты нельзя смазывать смазкой ЦИАТИМ? Где про это сказано?

ЦИАТИМ-201 — Википедия. Что такое ЦИАТИМ-201

ЦИАТИМ-201 — антифрикционная многоцелевая литиевая смазка, разработанная в СССР. Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загустителя (стеарат лития — литиевое мыло) и антиокислительной присадки. Обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Очень дёшева и потому широко применяется для смазки малонагруженных узлов трения в различных механизмах, несмотря на ряд существенных недостатков.

Представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне — от −60 °С до +90 °С.

Смазка разработана в Центральном институте авиационных топлив и масел — ЦИАТИМ, ныне Центральный институт авиационного топлива и масел.

Технические условия

Смазка ЦИАТИМ-201 производится по ГОСТ 6267-74 и используется для смазывания узлов трения, в механизмах авиационной (наиболее широкая сфера применения), автомобильной и другой наземной техники, радиотехнического оборудования, электромеханических и точных приборах, работающих с минимальным сопротивлением при низких температурах. Не применяется для подшипников скольжения из-за загустевания со временем. При высоких нагрузках использовать её не рекомендуется. Благодаря сохранению смазочных свойств при низких температурах смазка широко используется в механизмах техники, эксплуатируемой в условиях Крайнего Севера.

Эта смазка, по мнению некоторых пользователей[источник не указан 190 дней], является наиболее удобной для смазки трущихся частей и механизмов охотничьих ружей: стволов, замков, скользящих поверхностей, ударно-спусковых механизмов.

Наличие в составе смазки антиокислителя объясняет её химическую стабильность. Коллоидная стабильность ЦИАТИМ-201 низкая: при длительном хранении из смазки выделяется жидкое масло, что неблагоприятно сказывается на её эксплуатационных свойствах.

На данный момент смазка ЦИАТИМ-201 не в полном объёме соответствует современным требованиям. Причинами являются низкая максимальная температура использования и её недостаточная механическая стабильность. Кроме того, к недостаткам этой смазки относят разрушение смазочного состава при механическом воздействии и, как результат, снижение её вязкости и предела прочности. Вследствие мягкой консистенции и недостаточной степени липкости существует возможность её механического смывания с открытых поверхностей. Наблюдается расслоение смазки на фракции при длительном хранении как в таре, так и при простое без движения смазываемых узлов и агрегатов.

Достоинства

Главным достоинством является её цена.

Недостатки

  • Существенным недостатком смазки ЦИАТИМ-201 является её высокая гигроскопичность и как следствие — малопригодность для работы в открытых узлах, работающих в незащищённых атмосферных условиях или повышенной влажности. Именно поэтому данную смазку нежелательно применять в автомобильной технике, в качестве заменителя смазки ЛИТОЛ-24. Также крайне неэффективно применять эту смазку для консервации деталей и механизмов. Со временем, на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства, превращаясь даже в абразив.

Альтернативы

Допустимой альтернативой смазке ЦИАТИМ-201 являются смазки МС-70 и ЦИАТИМ-221, однако максимальный температурный предел эксплуатации МС-70 — +65°С, а ЦИАТИМ-221 в 3-5 раз дороже, чем ЦИАТИМ-201.

См. также

Ссылки

ЦИАТИМ — это… Что такое ЦИАТИМ?

  • циатим — Пластичная смазка. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом …   Справочник технического переводчика

  • ЦИАТИМ — Центральный научно исследовательский институт авиационных топлив и масел …   Словарь сокращений русского языка

  • циатим-221F — Фторированный высокотемпературный вариант смазки ЦИАТИМ 221. Благодаря введению в состав смазки ЦИАТИМ 221F ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE) значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, что в 3 и более раза …   Справочник технического переводчика

  • циатим-202 — Морозостойкая смазка, предназначенная для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения. Применяют для смазывания узлов трения, работающих с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационной техники, радиотехнического… …   Справочник технического переводчика

  • циатим-201 — Антифрикционная морозостойкая и тугоплавкая пластичная смазка, предназначенная для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температуре от 60 °С до +90 °С. Смазка представляет собой мягкую мазь от светло желтого до …   Справочник технического переводчика

  • циатим-205 — Химически стойкая пластичная смазка, предназначенная для герметизации и предотвращения спекания неподвижных резьбовых соединений и уплотнений, соприкасающихся с агрессивными средами и работающих в интервале температур от 60 °C до +50 °С.… …   Справочник технического переводчика

  • циатим-221 — Пластичная смазка, предназначенная для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл металл» и «металл резина». Область применения: подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой… …   Справочник технического переводчика

  • ЦИАТИМ-201 — В аббревиатуре ЦИАТИМ заключено название Центрального Института Авиационного Топлива и Масел, разработавшего смазки этого семейства. ЦИАТИМ 201  антифрикционная многоцелевая смазка отечественного производства, обладающая морозостойкими и… …   Википедия

  • ЦИАТИМ-221 — Смазка ЦИАТИМ 221 относится к семейству литолов, то есть является многоцелевой водо и термостойкой пластичной смазкой. Название происходит от аббревиатуры ЦИАТИМ  Центральный институт авиационных топлив и масел. Именно в этом научно… …   Википедия

  • Литол — Литол  пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12 оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Рабочая температура до 130 °C. Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую… …   Википедия

  • 221 — это… Что такое ЦИАТИМ-221?

    Смазка ЦИАТИМ-221 относится к семейству литолов, то есть является многоцелевой водо- и термостойкой пластичной смазкой. Название происходит от аббревиатуры ЦИАТИМ — Центральный институт авиационных топлив и масел. Именно в этом научно-исследовательском институте была разработана эта смазка. С 1954 года ЦИАТИМ перестал существовать как отдельное учреждение, превратившись в структурное подразделение ВНИИ НП (Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти). Тем не менее, название «Циатим» закреплено в нормативных документах и продолжает использоваться сегодня.

    Основное назначение ЦИАТИМ-221 — уменьшение фрикционной нагрузки в узлах трения, где сопряжённые поверхности представляют собой пары «металл-металл» и «металл-резина». В состав смазки, в качестве загустителя, входит комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты, с добавлением антиокислительной присадки.

    Технические условия

    Смазка производится по ГОСТ 9433-80.

    Область применения

    ЦИАТИМ-221 применяется для смазывания различных подшипников качения в электрических машинах, в системах контроля и управления. Эффективно используется в приборах с частотой вращения до 10 000 об/мин. Изначально предназначалась в основном для подшипников, являющихся частью конструкции различных агрегатов и узлов в авиационной технике и для сопряжённых поверхностей «металл-резина», предназначенных для работы в вакууме.

    Основные эксплуатационные характеристики:

    • Водостойкость — смазка не растворяется в воде;
    • Сохраняет рабочие свойства даже при кипячении;
    • Высокая химическая стойкость;
    • Инертна к полимерам и резине;
    • Сохраняет рабочие характеристики при остаточном давлении до 666,5 Па;
    • Температурный рабочий диапазон — от −60 до +150°С;
    • Допускает хранение без потери рабочих свойств в течение 40 лет.

    Интересно

    ЦИАТИМ-221 применяется при проведении профилактики персональных компьютеров. На многочисленных форумах в Интернете опытные пользователи советуют применять именно её для смазывания шариковых подшипников в вентиляторах.

    Ссылки

    Литол — это… Что такое Литол?

    Лито́л — пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Рабочая температура до 130 °C. Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую водостойкую смазку, предназначенную для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).

    Литолы производства СССР/России

    ЦИАТИМ-201

    Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

    Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

    Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

    Основные эксплуатационные характеристики Циатим 201:

    • Морозо- и водостойкая смазка;
    • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
    • Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
    • Производится по ГОСТ 6267-74

    ЦИАТИМ-202

    Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

    Область применения смазки Циатим 202:

    Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

    Основные эксплуатационные характеристики Циатим 202:

    • Морозо- и водостойкая смазка;
    • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
    • Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

    ЦИАТИМ-203

    Нефтяное трансформаторное масло, загущенное литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

    Область применения смазки Циатим 203:

    Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

    Основные эксплуатационные характеристики Циатим 203:

    • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
    • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.

    ЦИАТИМ-221

    Представляет собой пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». В качестве загустителя используется комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты.

    Область применения смазки Циатим-221:

    Подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 об/мин, агрегатные подшипники летательных аппаратов, узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина», работающие в вакууме.

    Основные эксплуатационные характеристики Циатим-221:

    • Смазка нерастворима в воде ;
    • Циатим-221 сохраняет стабильность даже при кипячении ;
    • Является химически стойким смазочным материалом ;
    • Циатим-221 инертна к резине и полимерным материалам ;
    • Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и в интервале температур от −60 до +150 °С;
    • Сохраняет рабочие свойства минимум в течение 40 лет
    • Производится по ГОСТ 9433-80

    Литол-24

    Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты; содержит антиокислительную и вязкостную присадки.

    Область применения смазки Литол-24:

    Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п.

    Основные эксплуатационные характеристики:

    • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности, водостойка даже в кипящей воде, при нагревании не упрочняется.
    • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С.
    • Производится по ГОСТ 21150-87

    Смазка графитная

    Высоковязкое нефтяное масло, загущённое кальциевым мылом с добавлением 10 % графита.

    Область применения смазки графитной:

    Узлы трения, скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов; рессоры, подвески тракторов и машин, открытые зубчатые передачи, винтовые домкраты, опоры буровых долот и т. п.

    Основные эксплуатационные характеристики:

    • Обладают высокой термостойкостью, хорошими противозадирными свойствами;
    • Работоспособна при температуре −20…+70 °С;
    • Допускается к применению при температуре ниже −20 °С в рессорах и аналогичных устройствах.

    Смазка канатная

    Представляет собой нефтяное масло, загущённое твердыми углеводородами с добавлением противогнилостной присадки.

    Область применения смазки канатной:

    Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов предназначена для предохранения органических сердечников от гниения в условиях умеренного климата, а также при температурах окружающей среды не ниже –20 °С.

    Смазка пушечная

    Область применения смазки пушечной:

    Защита от коррозий металлических изделий, предотвращение ржавления изделий из чёрных и цветных металлов, консервация металлических изделий и механизмов.

    Основные эксплуатационные характеристики:

    • Высокие адгезионные и консервационные свойства, водостойкость, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях.
    • Работоспособна в интервале температур от −50 до +50 °С.

    Состав:

    Нефтяное масло, загущёное петролатумом и церезином; содержит антикоррозийную присадку.

    Заменители:

    ГОИ-54п, Солидол С, ВТВ-1.

    История

    Смазки семейства ЦИАТИМ были разработаны Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ), который был создан постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 27 апреля 1933 года. Институт занимался созданием низкозастывающих авиационных масел, всесезонных моторных масел и низкотемпературных смазок, разработкой высокооктановых компонентов авиационных бензинов, каталитического крекинга и катализаторов. В 1941-1945 годах находился в эвакуации в Уфе, где распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 декабря 1941 года был объединён с Государственным научно-исследовательским химическим институтом высоких давлений (ГИВД). Приказом Министерства нефтяной промышленности СССР от 15 ноября 1954 года ЦИАТИМ был объединён с ВНИГИ и ВНИИТнефть, ныне это Всероссийский Научно-Исследовательский Институт по Переработке Нефти.

    Ссылки

    См. также

    221 — это… Что такое ЦИАТИМ-221?

    Смазка ЦИАТИМ-221 относится к семейству литолов, то есть является многоцелевой водо- и термостойкой пластичной смазкой. Название происходит от аббревиатуры ЦИАТИМ — Центральный институт авиационных топлив и масел. Именно в этом научно-исследовательском институте была разработана эта смазка. С 1954 года ЦИАТИМ перестал существовать как отдельное учреждение, превратившись в структурное подразделение ВНИИ НП (Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти). Тем не менее, название «Циатим» закреплено в нормативных документах и продолжает использоваться сегодня.

    Основное назначение ЦИАТИМ-221 — уменьшение фрикционной нагрузки в узлах трения, где сопряжённые поверхности представляют собой пары «металл-металл» и «металл-резина». В состав смазки, в качестве загустителя, входит комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты, с добавлением антиокислительной присадки.

    Технические условия

    Смазка производится по ГОСТ 9433-80.

    Область применения

    ЦИАТИМ-221 применяется для смазывания различных подшипников качения в электрических машинах, в системах контроля и управления. Эффективно используется в приборах с частотой вращения до 10 000 об/мин. Изначально предназначалась в основном для подшипников, являющихся частью конструкции различных агрегатов и узлов в авиационной технике и для сопряжённых поверхностей «металл-резина», предназначенных для работы в вакууме.

    Основные эксплуатационные характеристики:

    • Водостойкость — смазка не растворяется в воде;
    • Сохраняет рабочие свойства даже при кипячении;
    • Высокая химическая стойкость;
    • Инертна к полимерам и резине;
    • Сохраняет рабочие характеристики при остаточном давлении до 666,5 Па;
    • Температурный рабочий диапазон — от −60 до +150°С;
    • Допускает хранение без потери рабочих свойств в течение 40 лет.

    Интересно

    ЦИАТИМ-221 применяется при проведении профилактики персональных компьютеров. На многочисленных форумах в Интернете опытные пользователи советуют применять именно её для смазывания шариковых подшипников в вентиляторах.

    Ссылки

    ЦИАТИМ — это… Что такое ЦИАТИМ?

  • ЦИАТИМ — Центральный научно исследовательский институт авиационного топлива и масел с 27 мая 1933 по 15 ноября 1954 авиа, образование и наука, энерг. ЦИАТИМ Центральный институт авиационных топлив и масел …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • циатим — Пластичная смазка. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом …   Справочник технического переводчика

  • циатим-221F — Фторированный высокотемпературный вариант смазки ЦИАТИМ 221. Благодаря введению в состав смазки ЦИАТИМ 221F ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE) значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, что в 3 и более раза …   Справочник технического переводчика

  • циатим-202 — Морозостойкая смазка, предназначенная для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения. Применяют для смазывания узлов трения, работающих с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационной техники, радиотехнического… …   Справочник технического переводчика

  • циатим-201 — Антифрикционная морозостойкая и тугоплавкая пластичная смазка, предназначенная для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температуре от 60 °С до +90 °С. Смазка представляет собой мягкую мазь от светло желтого до …   Справочник технического переводчика

  • циатим-205 — Химически стойкая пластичная смазка, предназначенная для герметизации и предотвращения спекания неподвижных резьбовых соединений и уплотнений, соприкасающихся с агрессивными средами и работающих в интервале температур от 60 °C до +50 °С.… …   Справочник технического переводчика

  • циатим-221 — Пластичная смазка, предназначенная для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл металл» и «металл резина». Область применения: подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой… …   Справочник технического переводчика

  • ЦИАТИМ-201 — В аббревиатуре ЦИАТИМ заключено название Центрального Института Авиационного Топлива и Масел, разработавшего смазки этого семейства. ЦИАТИМ 201  антифрикционная многоцелевая смазка отечественного производства, обладающая морозостойкими и… …   Википедия

  • ЦИАТИМ-221 — Смазка ЦИАТИМ 221 относится к семейству литолов, то есть является многоцелевой водо и термостойкой пластичной смазкой. Название происходит от аббревиатуры ЦИАТИМ  Центральный институт авиационных топлив и масел. Именно в этом научно… …   Википедия

  • Литол — Литол  пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12 оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Рабочая температура до 130 °C. Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую… …   Википедия

  • 221 — это… Что такое ЦИАТИМ-221?

    Смазка ЦИАТИМ-221 относится к семейству литолов, то есть является многоцелевой водо- и термостойкой пластичной смазкой. Название происходит от аббревиатуры ЦИАТИМ — Центральный институт авиационных топлив и масел. Именно в этом научно-исследовательском институте была разработана эта смазка. С 1954 года ЦИАТИМ перестал существовать как отдельное учреждение, превратившись в структурное подразделение ВНИИ НП (Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти). Тем не менее, название «Циатим» закреплено в нормативных документах и продолжает использоваться сегодня.

    Основное назначение ЦИАТИМ-221 — уменьшение фрикционной нагрузки в узлах трения, где сопряжённые поверхности представляют собой пары «металл-металл» и «металл-резина». В состав смазки, в качестве загустителя, входит комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты, с добавлением антиокислительной присадки.

    Технические условия

    Смазка производится по ГОСТ 9433-80.

    Область применения

    ЦИАТИМ-221 применяется для смазывания различных подшипников качения в электрических машинах, в системах контроля и управления. Эффективно используется в приборах с частотой вращения до 10 000 об/мин. Изначально предназначалась в основном для подшипников, являющихся частью конструкции различных агрегатов и узлов в авиационной технике и для сопряжённых поверхностей «металл-резина», предназначенных для работы в вакууме.

    Основные эксплуатационные характеристики:

    • Водостойкость — смазка не растворяется в воде;
    • Сохраняет рабочие свойства даже при кипячении;
    • Высокая химическая стойкость;
    • Инертна к полимерам и резине;
    • Сохраняет рабочие характеристики при остаточном давлении до 666,5 Па;
    • Температурный рабочий диапазон — от −60 до +150°С;
    • Допускает хранение без потери рабочих свойств в течение 40 лет.

    Интересно

    ЦИАТИМ-221 применяется при проведении профилактики персональных компьютеров. На многочисленных форумах в Интернете опытные пользователи советуют применять именно её для смазывания шариковых подшипников в вентиляторах.

    Ссылки

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *