НЕИСПРАВНОСТЬ |
Возможная причина |
|
Автомобиль едет только на 3-й скорости. |
Компьютер диагностировал неисправности, не позволяющие эксплуатировать дальше коробку (см. коды) и перевел автомат в Аварийный режим. Необходимо ехать на диагностику и ремонт. |
|
«Нахолодную» переключения происходят с толчками, после прогрева — нормально. Или наоборот. |
Пограничное загрязнение золотников гидроплиты или соленоидов. Клинят клапана насоса (если есть) Износ расходников, клинит и перекашивает поршни, которые включаются с хлопком. Необходима диагностика, чистка гидроблока, возможно с заменой расходников Ремкомплекта прокладок и сальников. Может помочь замена масла. |
|
Появился вой, гул, вибрации, непонятные звуки при движении, и чем выше обороты, тем сильнее гул. |
Износ одного из подшипников, втулок, шестерен планетарного ряда. Требуется замена изношенных деталей. |
|
Нет движения вперед, автомобиль буксует на месте. Задняя скорость в норме. Машина не тянет, не откликается на нажатие педали акселератора, хотя обороты растут. Иногда на холодном масле тяга немного восстанавливается. |
1. Износ фрикционных дисков пакета сцепления Форвард, Директ. 2. Износ (или обрыв) манжет поршня пакета сцепления. 3. Износ или поломка уплотнительных колец этой муфты. 4. Износ втулки. 5. Заел один из клапанов гидроблока или соответствующего соленоида. |
|
Нет движения назад, вперед есть 1-я или 2-я скорость, 3-й (4…) скорости нет или машина не реагирует на педаль газа. |
1. Износ фрикционных дисков соответствующей муфты/пакета сцепления. 2. Износ или обрыв манжет поршня этой муфты. 3. Износ или поломка уплотнительных колец этой муфты. 4. Срезано шлицевое соединение в корпусе барабана. Другая проблема соответствующего барабана сцепления. |
|
Нет движения назад, вперед есть все переключения. |
1. Износ тормозной ленты или соответствующего пакета сцепления (Реверс). 2. Износ или обрыв манжет поршня тормозной ленты. 3. Сломался шток поршня тормозной ленты. 4. Проблемы уплотнений пакета торможения. |
|
Нет движения ни назад, ни вперед, при переключении с «P» или «N» на любую скорость, нет ощутимого толчка включения какой-либо передачи. |
1. Неисправен гидротрансформатор. 2. Сломалась и не работает ведущая шестерня масляного насоса, отошла. И нет сцепления её с гидротрансформатором 3. Недостаток масла. 4. Критическое загрязнение сетки/мембраны фильтра. 5.Сильный износ фрикционных дисков муфт и тормозной ленты. 6. Износ или обрыв манжет поршней этих пакетов. 7. Износ или поломка уплотнительных колец этих пакетов. 8. Неисправный соленоид или клапан гидроблока. |
|
Нет движения ни назад ни вперед, при переключении в позицию «P» или «N» на любую скорость есть ощутимый толчок включения передачи, но машина буксует и не движется. |
1. Неисправен гидротрансформатор. 2. Недостаток масла. 3. Забит масляный фильтр. |
|
Есть движение назад, а вперед включается только 1-я (и\или 2-я передача), других передач нет. При прогреве масла проблема может исчезать. |
1. Заедает\перекашивает забитый или изношенный клапан в гидроблоке или в соленоиде. |
|
Автомобиль едет нормально, но на длительном подъеме на последней скорости начинается пробуксовка и переключение на пониженную скорость происходит преждевременно. |
1. Недостаточный уровень масла в коробке. 2. Общий износ поршней, уплотнительных колец и фрикционных дисков этой муфты. 3. Изношены узлы маслонасоса. 4. Изношенные соленоиды гидроблока или критический износ каналов гидроблока. |
|
При трогании с места автомобиль немного пробуксовывает, но набрав затем скорость едет нормально, переключаясь на остальные скорости. |
1 .В гидротрансформаторе большой износ шлицов ступицы турбинного колеса из-за чего происходит проскальзывание вала коробки передач при больших оборотах двигателя. 2. Износ фрикционов пакета сцепления переднего хода. 3. Износились или порваны манжеты поршня этой муфты. |
|
Автомобиль двигается при установке рычага переключения передач в положение «N». |
1. Нарушена регулировка троса или рычага привода управления коробкой передач. 2. 3аедание поршня одной из муфт (директ-форвард). 3. «Приварились» фрикционные диски к стальным (из-за длительной пробуксовки) |
|
Переключение передач происходит при скоростях выше нормальных значений. |
1. Нарушена регулировка тросика управления дроссельным клапаном. 2. Заедание клапана центробежного регулятора. 3. Частичное засорение сетки/мембраны фильтра. 4. 3аело дроссельный клапан в клапанном механизме. |
|
При резком нажатии на педаль газа нет переключения на низшую передачу («кикдаун»). |
1. Неисправен датчик давления или ножной включатель «кикдаун». 2. 3аедание клапана гидроблока переключением с 3-й передачи на 2-ю. З. Обрыв электрической цепи датчика-сенсора. 4. Неправильно отрегулирован трос управления дроссельными заслонками. |
|
Пробуксовка муфт при переключении передач. |
1. Пограничная засоренность сетки/мембраны фильтра. 2. Малый уровень масла. З. Недостаток магистрального давления – проблемы гидроблока — соленоидов. 4. Износ деталей насоса. |
|
Автомобиль при езде дергается, буксует. |
Вышла из строя муфта свободного хода. |
|
Переключение передач в автомате происходит с ощутимыми ударами, а не толчками, как раньше. |
1. Общий износ фрикционных дисков. Образовались слишком большие зазоры в пакетах. 2. Засорились каналы гидроблока или соленоидов. 3. Износ тормозной ленты и поршней серво. |
|
Нет движения ни назад, ни вперед. Магистральное давление в автомате есть. |
1. Срезало шлицы в ступице турбинного колеса ГДТ. |
|
Нет движения ни назад, ни вперед. Магистрального давления нет. |
1. Срезало шлицы вала масляного насоса в корпусе передней крышки гидротрансформатора. 2. Срезало шлицы на валу реактора масляного насоса. |
|
Автомобиль с трудом трогается с места (как бы буксуя) и очень медленно набирает скорость; назад едет так же. |
1. (ГДТ) Нарушение герметичности лопаток вентиляторов насосного или турбинного колеса. 2. Обрыв лопаток вентиляторов насосного или турбинного колеса. |
|
Скрежет и гул в коробке в месте расположения дифференциала.
|
1. Износ ведомой и ведущей шестерни дифференциала. 2. Износ подшипника дифференциала. Увеличение осевого зазора в одном из подшипников. З. Большой люфт и заедание пальца сателлитов в дифференциале. |
|
Автомобиль движется, пока не прогрелось масло. Потом начинается пробуксовка и вперед и назад, и в итоге машина не движется, а буксует на месте. |
1. Износ фрикционных дисков.
Пока масло холодное, его вязкость и давление больше, чем в нагретом состоянии и изношенные диски лучше прижимаются друг к другу, создавая тягу. 2. Износ фрикциона гидротрансформатора. Повышенное содержание в масле фрикционной пыли от изношенных дисков. Взвесь пыли в масле забивает сетку фильтра и магистральное давление падает, начинается пробуксовка муфт. |
|
Автомобиль не развивает оборотов, увеличивающих скорость движения, особенно на подъемах, и не переключается на пониженную передачу при резком нажатии на педаль газа. Нет эффекта «кикдаун«.
|
Неполадки в работе двигателя. Провал оборотов двигателя при нажатии на педаль газа в пределах от 1000 до 1500 об/мин. В этом диапазоне оборотов происходит подготовка к переключению передач.
|
|
При включении какой-либо скорости машина глохнет, если не успели дать газу. |
1. Заедание клапанов гидроблока переключения скоростей. 2. Неисправность гидротрансформатора. Заклинивание турбинного колеса с насосным колесом посредством отрыва одной или нескольких лопаток. |
|
Масло в автомате пенится и приобретает коричнево-белый цвет. Автомобиль при этом начинает пробуксовывать. |
Внутрь АКПП попала вода, образовалась пенная суспензия, с частицами воздуха, масляный насос не создает давление. |
|
Низкое давление масла в магистрали. |
1. Грязь в гидроблоке. Соленоидах. 2. Низкий уровень масла. 3. Подсос воздуха во всасывающем трубопроводе. 4. 3аело клапан сброса избыточного давления в масляном насосе. |
|
В поддоне обнаружены частицы железа на магнитах. Частицы острые, крупные, крупнее 1 мм. |
1. Износ и выход из строя планетарной шестерни или упорного подшипника. 2. Износ пальца сателлитов планеты. |
|
Частицы алюминия на дне поддона. |
1. Износ рабочего слоя скользящего подшипника. 2. Износ алюминиевой втулки в деталях планетарного механизма. (или алюминиевой шайбы, корпуса, другой детали) 3. Выработка в гнездах упорных подшипников дифференциала. |
|
Частицы обломков пластмассы или текстолита на дне поддона или в фильтре на сетке. |
1. Износ или поломка пластмассовой шайбы, втулки. 2. Сточилась или сломалась упорная шайба насоса или муфты. 3. Поломка элементов обгонной муфты или другого пластикового элемента. |
|
В поддоне на магните обнаружены мелкие ролики. |
Рассыпался упорный роликовый подшипник. |
|
Металлический шум при работе двигателя на холостом ходу. |
1. Износ до металла фрикционных дисков какого-либо барабана или ГДТ. |
Диагностика коробки автомат: что нужно знать
Автоматическая трансмиссия является сложным агрегатом, который необходимо правильно эксплуатировать и обслуживать для максимального увеличения ресурса. При этом достаточно часто возникает необходимость проверить работу автомата в случаях появления отклонений и сбоев в работе АКПП, при покупке автомобиля б/у с автоматом и т.д. В этой статье мы поговорим о том, как проверить автоматическую коробку передач.
Читайте в этой статье
Диагностика АКПП: когда необходима и как проводится проверка
Прежде всего, регулярная диагностика автоматической коробки необходима для того, чтобы своевременно выявить неполадки на начальной стадии, что позволяет избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта. Чтобы проверить АКПП самому, например, перед покупкой подержанного автомобиля, нужно обращать внимание на целый ряд факторов, признаков и особенностей.
- Начнем с того, что смотреть нужно не только на общее состояние авто, но и на условия, в которых машина ранее эксплуатировалась. Как известно, срок службы автомата напрямую зависит от особенностей эксплуатации.
Это значит, если машина имеет фаркоп, тогда использовался прицеп, а дополнительные нагрузки значительно сокращают срок службы автомата. Также если автомобиль имеет пробег более 80-100 тыс. км, при этом масло и масляный фильтр в АКПП ни разу не менялись, это также плохой признак.
- Если же фаркопа нет и масло в автомате относительно нормальное, тогда нужно провести диагностические процедуры, которые могут помочь выявить поломки, определить большой износ АКПП и т.д.
Под первичной диагностикой коробки автомат следует понимать такие процедуры: проверка уровня масла в АКПП и его состояния, проверка регулировочного троса управления, stall test, оценка работы АКПП в движении.
Начинать следует с трансмиссионной жидкости. Для этого нужно знать, как проверить масло в автомате. В двух словах, сначала коробка должна быть хорошо прогрета, то есть потребуется проехать около 10-15 км.
Перед самой проверкой двигатель заводят, после чего селектор коробки переводится в режим P. Пока двигатель работает на холостых оборотах, нужно вытащить масляный щуп АКПП, протереть его и вставить обратно. Уровень должен быть посередине, то есть между отметками HOT и COLD.
Далее со щупа можно капнуть маслом на лист чистой белой бумаги. В масляном пятне не должно быть металлической стружки, грязи и т.п. Если масло темное и непрозрачное, это говорит о том, что его не меняли, как минимум, 40 тыс. км.
Если же видна металлическая стружка, ощущается запах горелого, тогда это указывает на износ АКПП, проблемы с фрикционными дисками и т.д. Еще добавим, что на некоторых АКПП специального щупа для проверки нет. В этом случае необходимо проводить диагностику АКПП на СТО.
- Следующим этапом является проверка регулировочного троса АКПП. Дело в том, что указанный трос имеет свойство изнашиваться с пробегом, причем его износ отражается на работе АКПП.
Если передачи переключаются раньше или позже положенного, автомат сильно поднимает обороты ДВС, тогда трос нужно регулировать. При этом важно понимать, что такие сбои приводят к износу коробки. Продолжительная эксплуатация коробки автомат с неисправным регулировочным тросиком говорит о том, что износ КПП увеличен.
- Еще одним способом проверки АКПП является stall tеst. Указанный тест позволяет проверить работоспособность ГДТ и других элементов. Обратите внимание, тест может привести к поломке АКПП и других узлов. Без должного опыта и необходимости проводить его не рекомендуется.
В случае если при проведении проверки появляются шумы, в трансмиссии слышны удары, проверку сразу прекращают. В двух словах, водитель полностью останавливает авто, затягивает ручник, затем одной ногой нажимает на педаль тормоза и параллельно нажимает на газ до упора непродолжительное время.
Такой тест позволяет оценить состояние фрикционных дисков, тормозные свойства, работу гидротрансформатора. По окончании теста нужно перевести коробку в нейтраль N, двигатель не глушат в течение 2-3 минут. Это позволяет охладить масло в АКПП.
Во время теста нужно зафиксировать обороты двигателя, в норме они должны соответствовать определенным значениям. Например, не подниматься выше 3 тыс. об мин. Затем полученные данные сверяются с рекомендованными.
Если обороты больше допустимых, то есть указанных производителем для той или иной КПП, это может указывать на снижение давления в главной магистрали. Если же обороты окажутся ниже рекомендованного значения, тогда высока вероятность износа муфты свободного движения реактора ГДТ.
Как проверить коробку автомат в движении
Тест на дороге является важным этапом при проверке АКПП. Указанная диагностика позволяет определить, как работает трансмиссия при различных нагрузках и режимах.
Прежде всего, при езде нужно обращать внимание на то, как происходит переключение передач. Если АКПП холодная, в норме допускаются только легкие толчки при слабом нажатии на педаль газа, при этом такие толчки практически полностью исчезают с прогревом.
Еще при движении, как при разгонах (передачи переключаются вверх), так и при торможении (передачи переключаются вниз), не должно ощущаться ударов, рывков, проскальзывания передач, задержек при переключении (высокие обороты двигателя без перехода на повышенную передачу), пробуксовок АКПП и т.п. Также не должно быть подозрительных шумов и вибраций. Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно и точно проверить уровень масла в АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, какие тонкости и нюансы нужно учитывать во время проверки уровня и качества трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач.Также можно при езде на подъем остановить машину, после чего отпустить педаль тормоза. Если автомобиль откатывается назад, это указывает на проблемы с АКПП. Если были выявлены пробуксовки, заметны пинки и толчки АКПП, рост оборотов и задержки переключений, тогда высока вероятность сильного износа или выхода фрикционов из строя, имеются неполадки в муфте свободного хода и т.д. В любом случае, такая АКПП нуждается в ремонте.
Советы и рекомендации
Вполне очевидно, что если трансмиссия работает с перебоями и возникли претензии к ее работоспособности, от покупки такого авто лучше отказаться. Если же проводится диагностика АКПП, тогда проверка автомата должна производиться только профильными специалистами в сервисном центре.
При этом чем быстрее и точнее будет выявлена причина, тем больше шансов снизить последующие затраты на ремонт АКПП. На начальном этапе нужно провести компьютерную диагностику коробки автомат при помощи специального диагностического оборудования.
Также на СТО выполняется проверка давления масла в АКПП, которая позволяет определить падение давления в магистрали. Так или иначе, важно определить, произошла ли поломка по причине проблем гидравлики, электрической или механической части.
В качестве итога отметим, что при диагностике АКПП нужно отдельно анализировать работу КПП на разных режимах, проверять состояние масла, оценивать цвет и запах трансмиссионной жидкости ATF.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое аварийный режим АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, почему включается аварийный режим автоматической коробки передач, а также что делать в этом случае.При этом диагностика коробки автомат своими руками не является сложным процессом, так что при выборе перед покупкой авто б/у с АКПП можно провести указанные выше тесты прямо на месте. Если проблем не выявлено, тогда необходимо отправляться на СТО, чтобы специалисты провели углубленную профессиональную диагностику.
Кстати, последним пунктом пренебрегать никак не стоит, так как нормальная работа автоматической коробки в данный момент еще не является гарантией того, что автомат не выйдет из строя через несколько десятков километров. Также разные АКПП могут несколько отличаться, одни работают более мягко, другие жестче переключают передачи.
Другими словами, в одних случаях особенности работы коробки могут быть нормой, тогда как в других это указывает на неисправности, которые может определить только опытный специалист по ремонту и обслуживанию АКПП конкретного типа.
Читайте также
Аварийный режим АКПП: что нужно знать
Что такое аварийный режим АКПП. Почему коробка автомат переходит в аварийный режим: причины, по которым автомат «встает» в режим аварии, диагностика.
основные неисправности, признаки, симптомы поломки
Неправильная эксплуатация, отсутствие техобслуживания или естественное старение — вот причины, почему на панели приборов появляется сигнал «Ошибка АКПП». Водитель может заметить проблему до зажигания лампочки, если распознает признаки неисправности. Расшифровка кодов ошибок поможет узнать в какой цепи произошел сбой, но этого недостаточно для точной диагностики.
Симптомы неисправности АКПП
Водитель может распознать признаки неисправности АКПП тремя способами:
- Услышать: посторонние шумы, скрежет, хруст во время движения.
- Ощутить: вибрации, потерю динамики, пробуксовку во всех режимах, задержки при переключении, повышение оборотов до 3500 — 5000.
- Увидеть: утечку масла, стружку в поддоне, ненормальный уровень жидкости, ошибки на панели.
Проблемы DSG схожи по симптомам:
- жужжание и хруст во время движения;
- медленный разгон при растущих оборотах двигателя;
- пробуксовка сцепления;
- толчки и рывки при переключении передач;
- утечка жидкости.
Если индикатор ошибки не гаснет, АКПП не переключается, уходит в аварийный режим, нет движения ни вперед, ни назад — это явный симптом неисправности. Без разборки агрегата не обойтись.
Что поможет избежать типичных неисправностей АКПП
Чтобы не искать способы устранения неисправности коробки автомат в Интернете или в учебниках, лучше заранее узнать, как избежать поломок:
- Изучить типичные проблемы своей АКПП. Например, машины Volvo с автоматом GM 4T60E не рассчитаны на езду с максимальными крутящими моментами и движение по нечищеным дорогам.
- Беречь АКПП от высоких нагрузок. Автоматы не любят резких стартов, без прогрева. Пробуксовки на снегу, на лесных дорогах перегревают агрегат, снижая его ресурс.
- Продлить жизнь автомату на несколько лет поможет проведение ТО с заменой масла и расходников по регламенту производителя.
- Не допускать масляное голодание АКПП.
Автоматическая коробка — сложное устройство, созданное по точным инженерным расчётам и конструктивным решениям. Выбирая жидкость и запчасти для АКПП, не стоит жадничать и покупать дешёвые аналоги. Они не выдержат режимов работы автомата, а только отнимут его ресурс.
Основы правильного обследования коробки автомат
Перед тем, как принять решение о ремонте автомата, мастера собирают историю «пациента» и снимают коды ошибок неисправности автоматической коробки передач. Диагностировать АКПП можно по сканеру ELM327. Чтобы самому поставить диагноз, придётся изучить устройство и характерные поломки своей коробки, запастись мануалами.
Коды ошибок помогают найти проблемный участок, но этот метод не даёт точных результатов. Дальше проводят дополнительные исследования:
- проверяют работу АКПП «на холодную», «на горячую», в разных режимах;
- проверяют уровень жидкости;
- меняют грязное масло и фильтр;
- осматривают поддон на наличие стружки, крупных металлических частиц и пластиковых обломков;
- проверяют напряжение в электрических цепях.
Если проблема не выявлена, АКПП разбирают для осмотра и проведения тестов:
- проверяют целостность фрикционных дисков, тормозов, втулок, подшипников;
- проверяют давление в каналах гидроблока;
- измеряют сопротивление соленоидов;
- измеряют зазоры на втулках, шайбах, в пакетах фрикционов;
- разбирают гидротрансформатор.
Разбор АКПП лучше доверить мастеру, знакомому с данной моделью. Однако, не стоит доверять «рентгеновскому» зрению специалиста и заказывать детали до дефектовки и установки диагноза.
Расшифровка кодов системы самодиагностики АКПП
Система бортовой диагностики автоматических коробок OBD-II указывает электроцепи, в которых произошел сбой. Если модуль управления двигателем (ЕСМ) или АКПП (TCM) получил нестандартные показания датчиков, то на бортовой панели загорится индикатор ошибок «Check Engine». Скорость срабатывания лампочки зависит от серьёзности неисправности.
К ошибкам АКПП относятся коды в формате Р07хх и Р08хх. Например, коды P0745 — Р0779 сообщают о проблемах цепи соленоидов. Так, ошибка АКПП группы 0765 — 0769 связана с повреждением соленоида «D», что значит обрыв, замыкание проводки, разрегулировку или поломку клапана. Компьютер выдаёт ошибку, если считывает неверные показания соленоида. Затем управление отключается, а коробка уходит в аварийный режим.
Код ошибки | Проблемный узел | Расшифровка ошибки | Что означает |
P0700 | Система управления АКПП | Неисправна электроцепь
| Общий код уведомления, может означать: · неисправность модуля ТСМ; · повреждение корпуса гидроблока; · поломку соленоидов; · замыкание или обрыв проводки. |
P0701 | Показания вне измеряемого диапазона
| Ошибка сообщает об отклонении показателей датчиков от нормы. Чаще всего это связано с неисправностью: · датчика; · муфты блокировки ГДТ; · соленоидов; · проводки. Ошибка высвечивается при пониженном уровне масла и утечки. | |
P0702 | Электрическая неисправность | ||
P0703 | Выключатель стоп-сигналов «B» | Неисправна электроцепь
| Если при нажатии тормоза не загорается стоп-сигнал, высвечивается ошибка. Возможная причина: · поломка выключателя; · перегорание предохранителя; · повреждение гнезда лампы; · оборванные, обгоревшие провода. |
P0704 | Датчик сцепления | Неисправна электроцепь
| Ошибка указывает на поломку концевика педали сцепления или повреждение электроцепи. |
Р0705 | Датчик положения селектора АКПП | Неисправна электроцепь | Ошибки показаний возникают при: · поломке детали; · обрыве или замыкании проводки; · плохом контакте разъёмов. |
Р0706 | Показания вне измеряемого диапазона | ||
Р0707 | Низкий уровень сигнала | ||
Р0708 | Высокий уровень сигнала | ||
Р0709 | Прерывистый сигнал | ||
Р070А | Датчик уровня ATF | Неисправна электроцепь | Ошибка возникает, если: · сломан измеритель; · повреждена проводка или контакты. |
Р070В | Показания вне измеряемого диапазона | ||
Р070С | Низкий уровень сигнала | ||
Р070D | Высокий уровень сигнала | ||
Р070Е | Пропадающий сигнал | ||
Р070F | Низкий уровень масла | Недолив или утечка масла. | |
Р0710 | Датчик температуры жидкости | Неисправна электроцепь | Ошибка может появляться при перегреве, повреждении термометра, проводки или разъёмов. |
Р0711 | Показания вне измеряемого диапазона | ||
Р0712 | Низкий уровень сигнала | ||
Р0713 | Высокий уровень сигнала | ||
Р0714 | Прерывистый сигнал | ||
Р0715 | Датчик скорости входного вала | Неисправна электроцепь | Ошибка указывает на поломку детали, обрыв или замыкание цепи, ослабление контактов. |
Р0716 | Показания вне измеряемого диапазона | ||
Р0717 | Отсутствует сигнал | ||
Р0718 | Прерывистый сигнал | ||
Р0719 | Выключатель стоп-сигналов «В» | Низкий уровень сигнала | Ошибка возникает при: · повреждении выключателя; · перегорании предохранителя или лампочек стоп-сигналов; · неисправности гнезда лампочки; · обрыве или замыкании проводки. |
Р0720 | Датчик частоты вращения выходного вала | Неисправна электроцепь | ТСМ использует показания с измерителя выходного вала для управления давлением при переключении передач. Ошибка о неправильном сигнале поступает из-за: · неисправной детали; · повреждённой проводки; · окисленных контактов. |
Р0721 | Показатель вне измеряемого диапазона | ||
Р0722 | Отсутствует сигнал
| ||
Р0723 | Прерывистый сигнал | ||
Р0724 | Выключатель стоп-сигналов «В» | Высокий уровень сигнала | Тоже, что и ошибка Р0719. |
Р0725 | Датчик скорости вращения коленвала | Неисправна электроцепь
| ЕСМ контролирует обороты двигателя и делится показаниями с ТСМ. Код ошибки срабатывает, если ТСМ не получил сигнал от ЕСМ. Возможные причины: · поломка детали; · повреждение контактов или проводки; · пропала связь между модулями управления. |
Р0726 | Показатель вне измеряемого диапазона
| ||
Р0727 | Отсутствует сигнал
| ||
Р0728 | Прерывистый сигнал | ||
Р0729 | Планетарный механизм | Некорректное передаточное отношение 6 скорости | ТСМ определяет передаточное отношение по данным датчика скорости движения, положения дросселя, частоте вращения коленвала и др. Фактическое и требуемое значения могут не совпадать из-за: · неправильного уровня масла; · забитого фильтра, каналов гидроблока; · неисправных соленоидов или датчиков; · сгоревших фрикционов; · старых уплотнителей. |
Р0730 | Неверное передаточное число АКПП | ||
Р0731 | Некорректное передаточное отношение 1 скорости | ||
Р0732 | Некорректное передаточное отношение 2 скорости | ||
Р0733 | Некорректное передаточное отношение 3 скорости | ||
Р0734 | Некорректное передаточное отношение 4 скорости | ||
Р0735 | Некорректное передаточное отношение 5 скорости | ||
Р0736 | Некорректное передаточное отношение передачи заднего хода | ||
Р0737 | Датчик частоты вращения двигателя | Неисправна электроцепь выходного сигнала | Код ошибки указывает на общую неисправность в цепи, вызванную: · дефектной деталью; · поломкой одного из модулей управления; · повреждением проводки или контактов. |
Р0738 | Низкий уровень выходного сигнала
| ||
Р0739 | Высокий уровень выходного сигнала | ||
Р0740 | Cоленоид TCC | Неисправна электроцепь
| Блокировка ГДТ включается по сигналу ТСМ. Управляющий импульс формируется после сопоставления данных измерителя оборотов двигателя, поступивших от ЕСМ, и измерителя входных оборотов ISS. Ошибка возникает, когда: · забился или устарел соленоид блокировки ГДТ; · изношен фрикцион блокировки ГДТ; · повреждена проводка; · отошли контакты; · неисправен гидроблок или модуль управления блокировкой ГДТ; · датчики оборотов сломаны.
|
P0741 | Функционирование или залипание в закрытом состоянии
| ||
P0742 | Залипание в открытом состоянии
| ||
P0743 | Обрыв или замыкание в цепи
| ||
P0744 | Ненадёжный контакт в цепи |
Причины
Определить причину, почему не работает коробка автомат, можно только после сбора основных признаков и расшифровки кодов ошибок. Далее приведены примеры типичных неисправностей АКПП, игнорирование которых может привести к аварии.
Кулиса рычага
Кулиса селектора — связующий механизм между рычагом переключения передач и АКПП. Узел выходит из строя при недостатке смазки, попадании грязи, механической поломке. Неправильная работа механизма может быть связана с разрегулировкой.
Основной признак неисправности кулисы — тугое переключение режимов работы трансмиссии. Если долго не переводить селектор на нижние ступени, то со временем резинки усохнут, а рычаг покроется коррозией.
Появление люфта при качении селектора «влево-вправо» может стать причиной аварий, поскольку мешает чёткому переключению передач. Рычаг АКПП болтается чаще всего из-за разрегулировки, либо ослабления соединения кронштейна троса.
Утечка масла
Падение уровня ATF может стать причиной поломки всей АКПП, поскольку агрегат начинает работать «всухую». Недостаток давления приводит к проскальзыванию фрикционов и некорректному переключению передач. Появляются дёргания, рывки, пробуксовки. Возможные коды ошибок — Р070А — Р070F.
Утечка масла возникает из-за следующих проблем:
- износ сальников, прокладок, уплотнительных колец;
- слабо затянутая пробка сливного отверстия;
- мокрое пятно на стыке ДВС с АКПП указывает на износ втулки маслонасоса или трещины в гидротрансформаторе;
- пробои днища.
Блок управления
Неисправный модуль управления АКПП переводит коробку в аварийный режим: при заведённом двигателе режимы переключаются неправильно или вовсе не реагируют на движение селектора. Электроника выдаёт ошибки U0101, Р0700 — Р0702 и перестаёт работать по следующим причинам:
- произошёл скачок напряжения;
- окислились контакты;
- повредились шлейфы;
- сломался электронный компонент;
- коробка перегрелась;
- в модуль попала вода.
Проблемы с ТСМ АКПП могут произойти после неудачной перепрошивки, поэтому программирование лучше доверять сервис-центрам.
Неисправности гидроблока
Признаки неисправности гидроблока АКПП: удары и толчки при переключении передач, пробуксовка «на горячую». В запущенном случае может произойти масляное голодание, перегрев, ухудшение динамики автомобиля. Возможные коды ошибок — Р0700 — Р0702, Р0729 — P0736, и другие ошибки, указывающие на проблемы с соленоидами.
Неисправности и ошибки гидроблока АКПП появляются из-за старого масла и высоких нагрузок:
- загрязняются каналы гидроплиты;
- забиваются каналы соленоидов;
- изменяется геометрия сепараторной пластины;
- заклинивают клапаны гидроблока ;
- изнашиваются уплотнители;
- сгорает проводка.
Корзина сцепления
Сцепление в роботе «выключает» крутящий момент, чтобы коробка безопасно переключила передачу. Частая проблема узла — пробуксовка. Это может значить, что:
- износился ведущий или ведомый диск сцепления;
- сцепление «сгорело» из-за резких стартов и длительных перегрузок;
- ослабли демпферные пружины ведомого диска;
- расслоились фрикционные накладки.
Если во время движения автомобиль встаёт в аварийный режим, и нет движения ни вперёд, ни назад, нужно проверить выжимной подшипник и его направляющую. Разбитая от высоких нагрузок деталь приводит к поломке всей корзины, «сгрызая» нажимные лепестки. Понять, что АКПП умирает, можно по переключению рычага: сначала будет трудно включить определённую передачу, а когда коробка умрёт — невозможно.
Хруст при включении передней или задней передачи указывает, что сцепление срабатывает не до конца. Проблема может скрываться в актуаторе, выжимном подшипнике или деформированном диске сцепления. Возможный код ошибки — Р0810 —Р0813.
Неисправность гидротрансформатора
Неисправность гидротрансформатора АКПП проявляется в виде стука, шуршания, вибраций, плохой динамики, повышенного расхода топлива. Автомобиль будет двигаться с трудом и медленно набирать скорость. Если агрегат полностью вышел из строя, то машина будет глохнуть или не сдвинется с места. Возможные коды ошибок — Р0740 —Р0744.
Гидромуфта коробки автомат не работает и выдаёт ошибки по следующим причинам:
- износились подшипники скольжения;
- развалилась ступица колеса;
- разрушены сальники;
- истёрся фрикцион муфты блокировки;
- сломана шейка корпуса;
- разрушены лопасти колёс.
«Бублик» — главный загрязнитель и нагреватель масла АКПП. Ухудшение свойств жидкости приводит к падению давления, перегреву коробки. Жидкость может нагреваться до 120 — 150℃, «сжигая» детали автомата. Чтобы снизить нагрузку на гидротрансформатор, устанавливают дополнительные радиаторы охлаждения ATF.
Тормозная муфта
Тормозная муфта плавно фиксирует планетарный механизм автомата. Износ тормозной ленты становится причиной появления толчков, рывков и других неприятностей при переключении передач. Если машина буксует на месте, или не работает одна из передач, возможно, произошёл обрыв манжет поршня тормозной ленты.
Тормозная муфта не срабатывает в АКПП обычно при огромном пробеге, в простых коробках, типа Toyota А131Л, VW 010, Chrysler 31TH, ленту меняют в совсем изношенном состоянии. К этому времени муфта полностью пропитывается горелым маслом и клеевыми смолами от «съеденных» фрикционов.
Возможные коды ошибок Р0729 — P0736.
Профилактика неисправностей
Неисправности АКПП появляются из-за грязного масла и агрессивного вождения, способы их устранения заключаются в ремонте и замене деталей. Для профилактики заболеваний коробки нужно:
- менять масло каждые 40 — 60 000 км, даже в необслуживаемых агрегатах;
- очищать металлический фильтр от загрязнений, а фетровый заменять новым;
- промывать поддон и магниты от стружки;
- менять изношенные уплотнители, сальники;
- промывать радиатор охлаждения.
Заключение
Поломки АКПП приводят к сложному и дорогому ремонту. По справочникам неисправностей редко кто может «вылечить» агрегат, поэтому приходится обращаться в сервис. Предотвратить внеплановый ремонт АКПП поможет плановое техобслуживание и бережное отношение к автомобилю.
Неисправность АКПП | Причина неисправности |
Автомобиль не движется ни на одной из передач, при переводе рычага выбора диапазона в любое из положений нет характерного толчка включения передачи | Низкий уровень масла |
Загрязнение фильтра | |
Поломка гидротрансформатора | |
Износ фрикционных элементов (тормозных лент, фрикционных дисков) | |
Разрушение или износ ведущей шестерни масляного насоса | |
Разрушение или износ манжет в поршнях пакетов фрикционных дисков | |
Поломка клапана или соленоидов гидроблока | |
Автомобиль не движется ни на одной из передач, при переводе рычага выбора диапазона в любое положение ощущается характерный толчок включения передачи | Пониженный уровень масла |
Поломка гидротрансформатора | |
Загрязнение масляного фильтра в коробке | |
Автомобиль не движется при включении передних передач, задняя передача работает нормально | Неисправность одного из клапанов гидроблока |
Износ фрикционных дисков в муфте прямого хода | |
Разрушение или износ уплотнительных колец муфты прямого хода | |
Разрушение или износ манжет поршня в муфте прямого хода | |
Автомобиль не движется при включении задней передачи, передние передачи работают нормально | Износ фрикционных элементов (тормозной ленты) |
Поломка штока поршня тормозной ленты | |
Разрушение или износ манжет поршня тормозной ленты | |
Автомобиль не движется назад, при переводе рычага выбора диапазона в положение «D» и «O/D» включаются только 1-я и 2-я передачи, 3-я и 4-я передачи не работают | Износ шлицев в корпусе барабана сцепления |
Износ фрикционных дисков муфты прямого хода | |
Разрушение или износ уплотнительных колец муфты прямого хода | |
Разрушение или износ манжет поршня муфты прямого хода | |
Автомобиль движется назад, при переводе рычага выбора диапазона в положение «D» и «O/D» включаются только 1-я и 2-я передачи, 3-я и 4-я передачи не работают | Заклинивание или поломка клапана или соленоида в гидроблоке |
Автомобиль движется нормально по дороге без уклона, при подъеме в гору происходит пробуксовка и преждевременное переключение на пониженную передачу | Падение уровня масла |
Одновременный износ фрикционных дисков муфты прямого хода, ее уплотнительных колец и манжет поршня | |
Движение автомобиля при положении рычага выбора диапазона в положении «N» | Склеивание фрикционных дисков муфт между собой |
Заклинивание поршня одной из фрикционных муфт | |
Пробуксовка автомобиля при начале движения и во время разгона, после набора скорости коробка работает нормально | Износ фрикционных дисков муфты прямого хода |
Разрушение или износ манжет поршня муфты | |
Проскальзывание вала КПП в результате износа шлицев в ступице турбины гидротрансформатора | |
Включение повышенных передач происходит с запозданием (на более высоких скоростях, чем положено) | Заклинивание клапана в центробежном регуляторе |
Сбой регулировки троса привода клапана-дросселя | |
Засорение сетки масляного фильтра в коробке | |
При переключении передач наблюдается пробуксовка муфт | Падение уровня масла в коробке |
Засорение сетки масляного фильтра | |
Падение давления масла в результате нарушения работы соленоидов или другой неисправности гидроблока | |
Не срабатывает режим KickDown (при резком нажатии на педаль газа не происходит переключение на пониженную передачу) | Поломка ножного выключателя режима KickDown либо датчика давления |
Нарушение электрической цепи ножного выключателя или датчика давления | |
Заклинивание клапана гидроблока, отвечающего за переключение с 3-й на 2-ю передачу | |
Нарушение регулировки привода дроссельной заслонки | |
Пробуксовка и дергание автомобиля во время движения | Поломка обгонной муфты |
Автомобиль не движется при перемещении рычага выбора диапазона в любое положение. Магистральное давление в норме | Износ шлицев в ступице турбины гидротрансформатора |
Автомобиль не движется при перемещении рычага выбора диапазона в любое положение. Магистральное давление пониженное или вовсе отсутствует | Износ шлицев на валу статора гидротрансформатора |
Износ шлицев на валу масляного насоса | |
Ощутимые удары при переключении передач | Чрезмерный износ дисков фрикционных муфт |
Поломка клапана в гидроблоке | |
Разрушение возвратной пружины клапана гидроблока | |
Слишком медленный, затрудненный набор скорости вперед и назад | Поломка лопаток на реакторе или турбинном колесе гидротрансформатора |
Деформация лопаток на реакторе или турбинном колесе гидротрансформатора | |
Движение автомобиля происходит только при холодной АКПП, после прогрева происходит полная остановка и невозможность дальнейшего движения при любых положениях рычага | Падение магистрального давления масла вследствие засорения сетки фильтра |
Износ дисков фрикционных муфт в сочетании с трансмиссионным маслом пониженной вязкости | |
Звуки (гул и скрежет) в районе дифференциала | Износ подшипника в дифференциале |
Износ шестерен (ведомой и ведущей) дифференциала | |
Заклинивание или увеличенный люфт пальца сателлитов дифференциала | |
Остановка двигателя при переключении передач без нажатия на педаль газа | Заклинивание колес или иные неисправности гидротрансформатора |
Заклинивание клапанов в гидроблоке | |
Падение магистрального давления | Пониженный уровень масла в коробке |
Попадание грязи в соленоиды и гидроблок | |
Воздушная подушка в масляных каналах | |
Заклинивание перепускного клапана в масляном насосе | |
Лязг из коробки на холостом ходу двигателя | Чрезмерный износ дисков фрикционных муфт |
Диагностика АКПП своими руками (видео), симптомы неисправности
Диагностика АКПП своими руками сложна тем, что причиной одних и тех же симптомов может быть как ненадежный контакт в цепи электронного управления, так и неисправность, обнаружить которую можно только после полной разборки коробки передач. Рассмотрим методы самостоятельной диагностики, а также наиболее вероятные соответствия между симптомами и поломками АКПП.
В статье речь пойдет об автоматических коробках передач гидротрансформаторного типа, так как особенности поломок роботизированных КПП и вариаторов заслуживают отдельного рассмотрения.
Компьютерная диагностика АКПП
Если на вашем автомобиле установлена АКПП, работой которой управляет электронный блок управления (ЭБУ), то проверку следует начинать с компьютерной диагностики. На многих автомобилях полноценную диагностику можно провести только с помощью дилерских сканеров, заточенных под конкретную марку автомобилей. Зачастую только в памяти этих приборов имеются допуски параметров датчиковой аппаратуры, участвующей в работе АКПП. Сравнивание показаний в реальном времени помогает с большей точностью интерпретировать причину поломки. В большинстве автосервисов вам предложат провести диагностику мультимарочным сканером. Ввиду высокой стоимости, большого смысла в покупке мультимарочника для личного пользования нет.
Своими руками вы можете провести диагностику, используя специальный шнур для подключения к разъему OBD II и программное обеспечение, позволяющее прочитать ЭБУ двигателя и АКПП на вашем автомобиле. К примеру, для диагностики автомата на авто производства VAG-Group вам потребуется адаптер VAG-COM KKL и оригинальное либо взломанное ПО. Целью компьютерной диагностики АКПП является поиск кодов неисправностей, записывающихся в память ЭБУ при самодиагностике и обнаружении некорректной работы тех либо иных устройств. Проблем с поиском расшифровки кодов неисправности у вас возникнуть не должно.
Если по поисковому запросу по конкретной модели авто информацию найти не удается, ищите расшифровки по модели АКПП. Очень часто одни и те же автоматические коробки передач устанавливаются на автомобили совсем несвязанных между собой концернов.
Не спешите делать заключение
Коварство компьютерной диагностики в том, что ошибка может возникнуть не вследствие механического износа внутри КПП, а по причине плохого контакта либо окислов в разъемах электропроводки. Поэтому перед снятием и разборкой АКПП необходимо проверить жгут проводки и разъемы. Окислы, надламывание проводов вполне могут стать причиной пинков, задержек при переключении либо активации аварийного режима АКПП. Методы проверки проводки своими руками:
- визуальный осмотр на предмет наличия окислов, целостности проводки, соединений;
- с помощью мультиметра. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то без труда сможете проверить провода на обрыв. Также с помощью прибора можно проверить наличие и величину напряжения на тех либо иных контактах блока управления;
- с помощью галогенной лампы и безопасного выключателя. Проверяя электропроводку без нагрузки, мы можем лишь определить наличие либо отсутствие разрыва в цепи. Но качество контакта, влияющее на сопротивление в цепи, проверить таким способом невозможно. Для полноценной проверки на один конец проводки в жгуте подается напряжение, а на втором конце к проводу подключается галогенная лампа. Если лампа будет светить тускло, значит, провод надломлен либо окислен в местах соединений. Учтите, что мощность лампы и длительность проверки должны быть таковыми, чтобы провода не грелись и не плавились. Подобный метод диагностики своими руками показан на видео.
Случай из практики
Если вы хотите проверить АКПП своими руками, обязательно разберитесь в принципе работы автоматической коробки передач и связи ЭБУ АКПП с системами, задействованными в работе двигателя автомобиля. В качестве поучительного примера приведем случай с Volkswagen Passat B5 и АКПП 5HP19 от ZF. Признаки неисправности АКПП вполне типичны – рывки при переключении передач. После неудачной диагностики специалисты приговорили КПП к капитальному ремонту (замена пакетов фрикционов, ремонт «бублика», замена гидроблока), но результата дорогостоящий ремонт АКПП не дал. Как позже оказалось, проблема скрывалась в некорректных показаниях расходомера воздуха. Суть дела в том, что для обеспечения плавности хода 5HP19 необходимо понимать расчетную величину нагрузки на мотор. Показания ДМРВ и ДПДР часто используются АКПП для выбора корректного временного интервала между переключениями передач, поэтому неисправности датчиков могут влиять на работу коробки передач (https://www.youtube.com/watch?v=3JIsL5Euys0).
Состояние масла
Любая жидкость ATF имеет ресурс, сроки замены трансмиссионного масла прописывает производитель КПП. Особенно чувствительны к срокам замены современные АКПП, в которых для улучшения динамических характеристик и меньшего расхода топлива блокировка гидротрансформатора происходит раньше, чем в АКПП старого образца. Это приводит к попаданию в масло большего количества фрикционной пыли, которая забивает каналы в гидроблоке, выступает в качестве абразива, повреждая рабочие поверхности соленоидов, клапанов.Черное масло свидетельствует о том, что его долго не меняли. Горелый запах говорит о том, что происходит перегрев фрикционных элементов. Чрезмерно загрязненный фильтр приводит к падению давления масла, что на поведении автомобиля отображается толчками при переключении передач (чаще на холодную).
Основные неисправности и их симптомы
Симптомы / характерные особенности. | Возможные причины поломки. |
Из коробки доносится металлический стрекот при работе в режиме холостого хода. | Чрезмерный износ фрикционных дисков, одного из барабанов либо гидротрансформатора. |
Пинки, рывки при переключениях вследствие недостаточного давления масла в магистралях. |
|
Масло приобрело коричнево-белый цвет, изменило консистенцию. Наблюдаются пробуксовывания, толчки. | Попадание внутрь АКПП воды. |
Коробка автомат работает только на холодную. После прогрева начинается пробуксовывание (вплоть до полного обездвиживания автомобиля). |
|
Потеря динамических характеристик автомобиля (именно вследствие пробуксовывания АКПП), запоздалое переключение передач. | Выход из строя гидротрансформатора. |
Толчки при смене передач. |
|
Машина начинает движение при переводе селектора в положение «N» |
|
При переключении селектора в положение D или R происходит ощутимый толчок, но автомобиль не движется. |
|
КПП никоим образом не реагирует на смену положения селектора. |
|
Постоянный вой, гул либо вибрации, усиливающиеся с набором скорости. |
|
Включается только 3-я скорость (возможно, периодически) | В процессе самодиагностики системой управления была обнаружена неисправность. Для сохранения автоматической коробки передач ЭБУ переводит ее в аварийный режим. |
С чего стоит начать
Правильная диагностика АКПП любого автомобиля начинается со сбора информации. Часто те либо иные модели коробок имеют характерные проблемы – «болезни», симптомы и решение которых хороши известны. Также не следует пренебрегать визуальным осмотром. Если конструкцией не предусмотрен щуп для проверки уровня масла, а в местах стыков АКПП с двигателем, в месте крепления поддона либо входа жгута проводки наблюдается большая течь, то вполне вероятно, что причиной толчков, пробуксовываний является недостаток жидкости АТФ или потеря давления в системе.
Если в процессе диагностики в электронной части проблем не было обнаружено, то дальнейшая дефектовка состояния гидроблока, фрикционов, ГДТ и ремонт АКПП возможны только после снятия и полного разбора коробки передач. Если у вас недостаточно слесарных навыков и теоретической подкованности, то ремонт АКПП руками специалиста будет всегда результативней.
Признаки и причины неисправностей АКПП
Продолжительная эксплуатация авто приводит к неисправностям в работе АКПП. В последние годы тенденция, когда АКПП ломались постоянно, пошла на спад. Производители предлагают все более усовершенствованные агрегаты. Так, современные коробки передач при правильных условиях эксплуатации начинают «барахлить», лишь когда счетчик пересекает отметку в 150 000 км пробега.
Но даже самый аккуратный и внимательный водитель может столкнуться с проблемой в работе трансмиссии. О том, какие неисправности характерны для работы АКПП, а также как их устранить, вы узнаете в этой статье.
Неисправности АКПП
Все неисправности автоматической трансмиссии условно можно разделить на:
- проблемы в электронике;
- проблемы в гидравлической и механической системах.
Так, в электрике может выйти из строя контроллер, возникают замыкания, ломаются датчики системы управления, отказываются работать исполнительные элементы.
Электронные сбои распознать довольно легко – датчики в миг сигнализируют водителю о том, что АКПП «не ладит» с электрикой. Более того, запускаются аварийные программы работы, которые поддерживают функционирование коробки передач.
Неисправности гидравлической и механической систем гораздо шире:
- износ дисков муфт, тормозных лент;
- проблемы в работе гидротрансформатора;
- неисправность в работе масляного насоса, засорение каналов;
- износ валов и шестеренок;
- поломки гидравлического блока.
Типичные причины неисправности АКПП
Обычно неисправности АКПП выражаются как в полной невозможности переключить рычаг, так и в невозможности переключить его на определенную передачу. В этом случае не рекомендуется передвигаться на авто со сломанной трансмиссией самостоятельно. Лучше вызвать эвакуатор и приехать на СТО для устранения поломки.
Иногда диагностировать сбои в работе коробки передач можно при помощи датчика. Они сигнализируют о проблемах водителю: недостаточном уровне масла или проблемах с переключением скоростей.
ВАЖНО! Точно диагностировать все неисправности можно только при помощи полной компьютерной диагностики.
Среди основных причин неисправности АКПП выделяют выход из строя кулисы рычага, утечку масла, сбои в блоке управления, неисправность работы гидроблока. Познакомимся с каждым из видов поломок более подробно.
Выход и строя кулисы рычага
Чаще всего именно это выводит из строя возможность переключения рычага трансмиссии. В итоге авто вовсе перестает двигаться. Данная проблема встречается в АКПП старого типа. В большинстве случаев исправить поломку можно путем полной замены кулисы и рычага.
Утечка масла
Диагностировать поломку можно, увидев масляные подтеки, появившиеся из-под уплотнительных прокладок. Определить неполадку легко – достаточно регулярного визуального осмотра деталей на яме. Как правило, достаточно просто заменить резинку и проблема исчезнет.
Блок управления
В отдельных случаях отмечаются неполадки в блоке управления. К примеру, он может неправильно набирать обороты или блокировать работу коробки передач. Как правило, починить такую неисправность сложно, поэтому рекомендуется полностью заменить устройство.
ВАЖНО! каждый автомобилист должен иметь свое устройство для диагностики неполадок в АКПП.
Гидроблок
Здесь поломка напрямую связана с неграмотным вождением. Так, водители, которые едут в мороз, предварительно не прогревая авто, эксплуатируют трансмиссию настолько, что уже через пару лет она выходит из строя.
Гидротрансформатор
Устранить неисправность можно только путем капитального ремонта. Определить поломку можно, если слышна необычная вибрация, стук, а также страдает динамика авто.
Как избежать проблем
В первую очередь стоит понять, что любой сбой в работе трансмиссии может быть вызван как физическим износом агрегата, так и стать результатом неправильной эксплуатации автомобиля. Большинство водителей забывают о том, что нужно вовремя менять масло в АКПП. Это приводит к проблемам со смазочной жидкостью, которая в конечном итоге становится причиной перегрева устройства.
В результате подвижные элементы коробки быстро выходят из строя и требуют либо полной замены, либо проведения дорогого ремонта.
Предотвратить сбои в работе АКПП довольно легко – важно просто правильно ухаживать за транспортным средством и не нарушать условия его эксплуатации. Избежать многих поломок поможет простой прогрев авто перед поездкой в морозную погоду, использование масла высокого качества, отказ от агрессивной манеры вождения.
Сложность в устранении неполадок АКПП состоит в том, что многие проблемы можно диагностировать и исправить, только лишь полностью разобрав агрегат. Сделать это в домашних условиях практически невозможно. Поэтому придется ехать на СТО и платить немалые суммы за проведение диагностики.
Сами мастера автосервисов охотно делятся своими методами диагностики.
- Определение поломки на слух. Как правило, сам автомобилист замечает, что АКПП начала звучать как-то иначе. Чаще всего, при неправильном «звучании» устройства требуется обычная замена масла и прочистка фильтров.
- Определение поломки на тактильном уровне. Иногда может помочь обычная проверка электроцепи. Если неисправность более серьезная – специалист снимает поддон. Все эти манипуляции относятся к недорогой диагностике. Сегодня без демонтажа можно провести множество тестов: это и стол-тест, и снятие кодов неисправности и проверка давления на линии. Все эти действия сопровождаются доливом или полной заменой трансмиссионного масла.
- «Разбор». Такие крайние меры необходимы, если не помогли две другие. Если виден аварийный режим агрегата, то тут важно разобрать трансмиссию на все детали. В большинстве случаев подобная разборка нужна авто, пробег которых превышает 200 000 км.
Общие рекомендации по эксплуатации АКПП
Автоматическая коробка передач – довольно требовательное устройство. Несколько правил, которые помогут «продлить жизнь» трансмиссии:
- стартовать нужно плавно, без рывков;
- не нажимать педали газа и тормоза одновременно;
- не переключать рычаг в нейтральное положение при езде с горы;
- включать заднюю передачу только после полной остановки авто;
- проверять уровень масла каждые 10-15 тыс. км пробега;
- менять масляной фильтр каждые 40-50 тыс. км пробега;
- при эксплуатации авто в сложных условиях важно менять фильтр чаще – каждые 25 тыс. км пробега;
- использовать только то масло, которое рекомендуется производителем, не допускать смешивания трансмиссионных масел разных видов.
Таблица признаков и причин неисправности
Признаки | Причина |
Авто буксует и не двигается вперед. Задняя скорость работает, как и прежде. | 1. Заедание в одном из клапанов гидроблока. 2. Обрыв манжета муфты или ее износ. 3. Испорчены кольца муфты. 4. Износ фрикционных дисков. |
Отсутствует задняя скорость. Отсутствует 3-я и 4-я скорость, при этом 1-я и 2-я скорость работают исправно. | 1. Испорчены фрикционные диски. 2. Обрыв манжета муфты или ее износ 3. Испорчены масляные уплотнители, расположенные в кольце муфты. |
Авто не движется ни вперед, ни назад. Невозможно активировать режим парковки, передача включается, но наблюдаются лишь рывки машины без движения. | 1. Неправильная работа гидротрансформатора. 2. Нет достаточного количества трансмиссионной жидкости. |
Движение возможно только на 3-ей скорости. | 1. Испорчены фрикционные диски. 2. Износ колец муфты. 3. Заедание клапана гидроблока. Система автоматически распознала неисправность и переключила авто в аварийный режим. |
Авто едет нормально, но при подъеме на гору начинает буксовать. | 1. Отсутствие масла или протекание масляной прокладки. 2. Пора менять фрикционы или муфту. 3. Из строя вышли соленоиды. |
При нажатии на педаль газа скорость остается прежней. | 1. Обрыв в проводке. 2. Датчик вышел из строя. 3. Не работает маслонасос. 4. Заедают клапаны. |
При переключении на любую скорость появляется пробуксовка. | 1. Фильтр трансмиссионного масла засорен; 2. Низкое качество расходного материала (масла), он требует замены.3. Не работает насос. |
Авто не может ехать при прогреве до рабочей температуры, постоянно буксует. | 1. Сломались фрикционные диски. 2. Износился гидротрансформатор. |
Рабочая жидкость постоянно находится на низком уровне давления. | 1. Забился гидроблок и соленоиды. 2. Низкий уровень смазки в системе. 3. Клапан сброса в насосе перестал правильно функционировать. |
Обнаружена металлическая стружка в поддоне | Испорчен скользящий подшипник. |
Металлический скрежет при движении | Износ подшипника дифференциала и шестеренок. |
Гул АКПП (звук идет по нарастающей) | Испорчен один из подшипников. |
Удары при переключении рычага трансмиссии | 1. Износ фрикционных дисков. 2. Засорение канальцев соленоидов и гидроблока. 3. Износ тормозной ленты. |
Масло в агрегате вспенилось. Нехарактерный цвет смазки. | Внутрь трансмиссии попала вода. |
Пластмассовая стружка. | 1. Испорчена пластмассовая втулка. 2. Поломка любого пластикового элемента. |
При наборе скорости авто слегка буксует, но при наборе оборотов двигателя движется нормально. | 1. Износ шлицев ступицы турбинного колеса в гидротрансформаторе. 2. Износ или разрыв поршневых манжетов. |
Муфты при переключении пробуксовывают. | 1. Засоренность мембраны фильтра. 2. Небольшой уровень масла. 3. Отсутствие должного магистрального давления. 4. Испорчена тормозная лента. |
Гул в месте расположения дифференциала. | 1. Износ шестерни дифференциала. 2. Увеличение зазора в одном из подшипников дифференциала, износ одного из них. |
Читайте также:
Признаки неисправности АКПП
Автоматические коробки передач – это очень сложные механизмы, состоящие из огромного количества деталей. Точно определить, какие возможные проблемы с АКПП возникли в данном конкретном случае, можно только при полном разборе АКПП.
АКПП в разрезе
Для начала необходимо снять коды ошибок системы самодиагностики и расшифровать. Помимо этого, можно прозвонить цепи, замерить давление, сделать тест вождением. Однако такая диагностика и процедуры редко дают точную картину – коробку нужно демонтировать и разбирать.
Считывание кодов неисправности АКПП
Ремонт АКПП без разбора похоже на лечение пациента на основании его внешних симптомов и той информации, которую он сам донес до врача. То есть лечение без каких-либо анализов. А в медицине на каждый симптом может быть по нескольку сотен диагнозов.
При странном поведении АКПП, хаотично появляющейся ошибке можно проверить шлейфы, поменять масло и точно выставить его рекомендуемый уровень. Это может помочь на современных супер точных АКПП БМВ, например, или уставших АКПП с пробегом более 200000 километров.
Также без демонтажа можно осмотреть гидроблок, его датчики и шлейфы, которые также могли быть источником неисправности автоматической коробки передач. Однако для автомобилей с пробегом более 120000 или для тех, которые не выходят из аварийного режима, все вряд ли закончится таким простыми процедурами.
Определять детали, которые нуждаются в замене «на слух» или другим магическим способом без вскрытия коробки крайне не рекомендуется.
Самыми частыми причинами досрочной поломки автомата является нарушения правил её эксплуатации. Действия, точно приводящие к неисправности АКПП:
- Агрессивная езда и пробуксовки;
- Халатное отношение к состоянию трансмиссионной жидкости, фильтра, невыполнение обслуживания в сроки;
- Несвоевременная смена расходников: сальников, уплотнителей, соленоидов и их проводки.
Все это приводит примерно к одной картине – масляному голоданию внутри коробки и повышенному износу её частей.
После 120000–200000 километров пробега в любой коробке наблюдается значительный износ деталей и всегда необходим капитальный ремонт и диагностика, поскольку начинаются первые неисправности АКПП. Если его не делать, АКПП способна проехать еще некоторое время, но все равно встанет в один «прекрасный» момент.
Капитальный ремонт АКПП
Ремонтировать АКПП своими руками достаточно сложно, но вполне возможно при наличии необходимых знаний, навыков, инструмента и помещения. По большей части АКПП снабжены исчерпывающими чертежами и руководствами по ремонту и диагностике, которые можно найти на просторах интернета.
Основные неисправности коробки передач
Течь сальников, колец и втулок. Абсолютно нормальная ситуация после 200000. Неисправности АКПП возникают по причине простого износа и устаревания деталей. Уплотнительные элементы дубеют, трескаются, теряют эластичность и начинают пропускать масло. Эта маленькая неприятность сигнализирует владельцу автомобиля о том, что фрикцион гидротрансформатора стерся до клеевого слоя, и теперь не выполняет свою функцию. Он начинает больше затормаживать, проскальзывать и страшно перегревается, передавая температуру, возникшую от силы трения прямо в смазку. Грязное масло засоряет насос, уничтожает его сальник и втулку, что приводит к масляному голоданию и его выходу из строя. Помимо этого, масло с останками фрикциона загрязняет и гидроблок. Его каналы засоряются и разрушаются под действием абразивной обработки, он начинает работать неправильно и выдавать в коробку нештатное давление. Износу гидротрансформатора предшествует повышение расхода топлива, потеря динамики автомобиля, течи на коробке и посторонние звуки при работе трансмиссии.
Масло на корпусе — признак течи сальников
Ранее уплотнительные элементы делали из чугуна, и они переживали практически все механизмы коробки. Теперь же их делают из резины и тефлона. Грязное масло способно со временем проделать в них дырки, из которых начинает сочиться масло. Насос пытается исправить ситуацию и гонит туда все больше трансмиссионной жидкости. Поэтому все уплотнительные элементы меняются при каждом удобном случае и выпускаются комплектами.
Недостаток масла. От недостаточного количества или давления масла механизмы коробки перестают получать достаточное количество смазки. Фрикционы и стальные диски начинают проскальзывать. Потеря динамики – это явный признак необходимого ремонта коробки и игнорировать его очень глупо. Капитальный ремонт и диагностика в этот период обойдутся дешевле, и после них АКПП проживет еще долго.
Износ фрикциона из-за недостатка масла
Если фрикционы сгорели окончательно, то масло, скорее всего, стало практически черным и точно приобрело явный запах гари. Все фрикционы в АКПП, даже неизношенные, пропитались горелым маслом. Собственно, ремонтировать уже поздно, только восстанавливать или заказывать.
Гидроблок. Ранее гидроблоки были практически вечными. Их производили чугунными, не было никакой тонкой настройки, расчетов и каналов, рассчитанных до долей миллиметра. Современный гидроблок делается из мягкого алюминия с массой тоненьких каналов, которые очень легко забиваются мусором из масла и им же растачиваются, как напильником. Теперь их необходимо периодически чистить, обычно эта процедура производится при капитальном ремонте. Их ресурс один из самых маленьких среди деталей АКПП, а поломки стали привычным делом.
Гидроблок АКПП
Частички мусора или забивают золотники с соленоидами, что приводит к их залипанию, или растачивают их каналы, что приводит к нештатной работе тонкой электроники. Результат всегда один – при нештатной работе хотя бы одного клапана в одном из сцеплений наблюдается или избыток давления, или его недостаток, фрикционы начинают проскальзывать и умирают, далее утягивая за собой всю коробку, которая теперь ездит на сгоревшем масле.
Плунжеры соленоидов, забитые маслом, залипают, и это приводит к их переключению через раз, наблюдаются рывки и толчки.
Но и этого инженерам было мало. Проводку электрической части АКПП они начали производить в виде шлейфов толщиной с человеческий волос, а электронный блок управления из салона автомобиля перенесли в саму гидравлическую плиту. Чтобы он лучше перегревался, очевидно.
Блок электроники АКПП
С помощью такого хитрого решения электроника АКПП тоже стала очень ненадежным местом. Маленький отсоединившийся проводочек может давать очень пугающие симптомы поломки в виде рывков и пинков в переключении коробки.
Признаки неисправности АКПП в гидроблоке
- Коробка хорошо работает только на холодную/горячую. Загрязнение соленоида.
- Автомобиль не может тронуться, реверс работает. Дело в клапане.
- Передачи не активируются. Сломался соленоид.
- Работают только реверс и первая передача. Заел клапан.
- Пробуксовка по мере движения в горку. Соленоид или каналы гидроблока.
- Удары и рывки при работе трансмиссии. Такие поломки могут вызывать загрязнение гидроблока и обрыв проводки.
- Машина глохнет при переходе на следующую передачу, если не газовать. Заел клапан, поломки произошли в механической части АКПП.
«Железо». Планетарная передача, хабы и суппорта. По мере износа коробки и уплотнительных элементов в ней увеличиваются вибрации. Помножьте это на масляное голодание и получите совсем неидеальные условия для соприкасающихся деталей из металла. Они начинают истираться, крошится, лопаться. Поломки в «железной» части автомата характерны для возрастных машин, на новых возникают нечасто.
Планетарная передача АКПП
Вероятные поломки железа
- Гул, вибрация, нарастающие по мере ускорения. Усталость подшипника, втулки или планетарной передачи;
- Машина не едет, задняя скорость есть. Износ втулки, фрикционного диска, муфты, обрыв манжета поршня.
- Пропал реверс и 3–4 передачи. К пунктам, описанным выше, прибавляется срезанное шлицевое соединение.
- Нет только реверса. Усталость тормозной ленты, пакетов сцепления, обрыв манжеты поршня или штока, сломан весь пакет торможения.
- Машина не может тронуться и не реагирует на переключения селектора. Не включается задняя скорость, передняя включается при нажатии педали газа. Смерть гидротрансформатора, масляного насоса, фрикционов, тормозной ленты, поршней, всех уплотнительных колец. Стоит проверить щуп, может, в трансмиссии просто нет смазки.
- Толчки при смене положения селектора, но автомобиль буксует. Маловато масла, забит фильтр, умер гидротрансформатор.
- Автомобиль буксует при штурме подъемов. Маловато смазки, износ фрикционов, поршней, масляного насоса.
- Пробуксовка при старте с места. Изношен гидротрансформатор, сцепления, манжеты муфты.
- Машина едет на нейтрале, как на скорости. Неверная регулировка селектора передач, неисправность его датчика, заел поршень, фрикционные диски слиплись.
- Смена передач происходит только на больших скоростях. Неверная регулировка тросика, заедает клапан центробежного регулятора, засорен фильтр, заело дроссельный клапан.
- Пропал кикдаун. Умер датчик или его проводка, заел клапан, неверно отрегулирован тросик.
- Удары и рывки при смене передач. Износ фрикционов или тормозной ленты.
- Машина двигается и начинает движение с места с большим трудом. Умер гидротрансформатор.
- Металлические звуки, гул в коробке. Износ шестерней, подшипников, дифференциала, сателлитов.
- После прогрева АКПП машина не едет. Износ фрикционов.
- Машина глохнет при переключении передач, если не газовать. Гидротрансформатор.
- Частички металла в поддоне. Износ планетарной передачи, подшипников, сателлитов, втулок, дифференциала.
- Частички пластика в поддоне. Сломалась втулка, шайба, вошер или иной элемент.
- Шарики в поддоне. Рассыпался подшипник.
Расшифровка кодов системы самодиагностики АКПП
Для определения поломок автомата существует собственная электронная система самодиагностики, которая совмещена с общепринятой системой OBD-II.
P0700
Неисправен блок управления
P0701
Ошибки блока управления
P0702
Неисправна электрическая часть системы управления
P0703, P0719, 724
Неисправен датчик крутящего момента при снижении скорости
P0704
Неверные показания датчика сцепления
P0705
Неверные показания датчика положений селектора
P0706
Неверная регулировка датчика селектора
P0707-P0710
Неверные показатели датчика селектора
P0711- P0714
Неверные показатели датчика температуры охлаждающей жидкости
P0715- P0718
Неверные показания датчика турбины
P0720- P0723
Неверные показания датчика частоты вращения вала
P0725-P0728
Неверные показания датчика оборотов двигателя
P0730
Неверная регулировка АКПП
P0731
Неверная регулировка первой передачи
P0732
Неверная регулировка второй передачи
P0733
Неверная регулировка третьей передачи
P0734
Неверная регулировка четвертой передачи
P0735
Неверная регулировка пятой передачи
P0736
Неверная регулировка заднего хода
P0740-P0744
Неисправна муфта сцепления
P0745-P0749
Неисправность регулятора давления
P0750-P0754
Неисправен первый соленоид переключения
P0755-P0759
Неисправен второй соленоид переключения
P0760-P0764
Неисправен третий соленоид переключения
P0765-P0769
Неисправен четвертый соленоид переключения
P0770-P0774
Неисправен пятый соленоид переключения
P0780
Неисправен переключатель
P0781
Неисправны первый и второй переключатели
P0782
Неисправны второй и третий переключатели
P0783
Неисправны третий и четвёртый переключатели
P0784
Неисправны пятый и четвертый переключатели
P0785-P0789
Неверные показания датчика соленоида
P0790
Неисправен нормальный режим
P0801
Сломан реверс
P0802
Неисправен соленоид переключения 1–4
P0803
Неисправна подсветка переключения 1–4
P1701
Неисправен задний ход
P1703
Неисправен датчик тормоза
P1709
Не определяется режим парковки и нейтрали
P1711
Не тестируется датчик температуры
P1728
Ошибка датчика скольжения
P1729
Ошибка полного привода
P1740
Неисправен блок управления крутящим моментом
P1741-P1744
Ошибка датчика муфты гидротрансформатора
P1745-P1749
Ошибка электронного регулятора давления
P1751-P1761
Ошибки соленоидов-шифтовиков
P1780
Неисправен блок управления
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Читать далее >>
P1781
Неисправен переключатель полного привода
P1783
Температура трансмиссии превышена
P1788- P1789
Соленоиды CCS неисправны
Автор: Д. Спирин