Галогеновые ксеноновые и светодиодные лампы
Решение проблемы очевидное – установить новые, более эффективные фары. Но тут водители сталкиваются с интересным выбором. Промышленность предлагает несколько систем освещения, среди которых ксенон, галоген или светодиод. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Если вы стали перед таким выбором, рекомендуем изучить представленный материал, оценив все особенности каждого типа.
Устройство ксенона
Галоген, ксенон или светодиод, что лучше – прежде чем ответить, необходимо определить характеристики каждого типа фар. Начнем с ксенона, ведь большинство водителей слышали это слово хотя бы раз в жизни. Принцип работы этих фар основан на зажигании электрической дуги в специальном газе. Как видно из названия, в герметичных конструкциях используется ксенон. На контакты внутри колбы с газом подается напряжение в 25 тысяч вольт. Электрическая дуга в ксеноне излучает мощный свет, который при помощи специальных линз концентрируется, направляя свет на дорожное покрытие.
В зависимости от модели ламп, цветовая температура варьируется от 3 до 12 тысяч кельвинов. Фары на 10-12 тысяч визуально излучают голубоватый свет, однако в большинстве автомобилей используются изделия с рабочими температурами от 4,5 до 6 тысяч кельвинов. При этом свечение будет более белого света по сравнению с высокотемпературным ксеноном. Обратите внимание, что среди водителей ходит ошибочное мнение, что чем больше рабочая температура ксенона, тем он ярче светит. От этого параметра зависит только спектр, то есть цвет излучения.
В безоблачную погоду оптимальным является использование моделей на 6 тысяч кельвинов. В этом случае, конечно же, уровень освещения дороги будет наилучшим. При этом в туман или дождь такие лампы усложнят вождение, так как водители будут видеть перед собой только голубоватую завесу. Ксенон на 4300 имеет желтоватый оттенок, соответственно, практически не отражается в каплях воды и тумане, поэтому идеален для поездок в дожди или снегопад. Дополнительно желтый свет лучше отражается от дорожной разметки. В связи с этим, многие водители стремятся установить ксенон на 5 тысяч кельвинов (он может с комфортом использоваться в любую погоду).
Мощность света от ксенона составляет 3-5 тысяч люменов. Если сравнивать, то галогенные лампочки выдают до 2 тысяч, поэтому в этом плане ксенон более предпочтителен. Энергопотребление ксенона составляет всего 40-45 ватт.
Плюсы и минусы
Давайте определим главные достоинства ксенонового освещения:
- Высокий уровень светимости (до 5 тысяч люменов). Этого достаточно, чтобы качественно осветить дорогу на расстояние до 60 метров.
- Долговечность. Лампы с ксеноном способны проработать до 3 тысяч часов, хотя на практике этот показатель может быть меньше.
- В ксеноновых лампах всего 5-10% энергии преобразуются в тепло, соответственно, меньший шанс критического перегрева в жаркую погоду.
- Возможность самостоятельно установить фары, однако их корректировку лучше проводить с использованием специализированных стендов.
Минусов у ксенона несколько. Во-первых, он со временем выгорает, поэтому, если одна лампочка изменила свой цвет, придется менять все фары. Подобрать новый ксенон к своей старой фаре практически невозможно. Во-вторых, кустарные модели ксенона сильно слепят других водителей, поэтому, если вы установили их, будьте готовы к неприятным разговорам с сотрудниками ДПС.
Устройство светодиода
Это одни из самых современных осветительных устройств, поэтому часто в Интернете можно встретить вопрос, что поставить: ксенон или светодиоды? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть конструкцию и характеристики светодиодных ламп. Они представляют собой полупроводниковые элементы, которые под действием электрического тока излучают свет.
Современные светодиодные лампы имеют встроенный драйвер, который позволяет увеличить светимость в несколько раз. В связи с этим, показатели доходят до впечатляющих 4 тысяч люменов. Благодаря этому, LED вполне удачно конкурируют с ксеноновыми фарами. Конструкция предполагает наличие коннекторов «плюс» и «минус», поэтому при подключении необходимо соблюдать полярность.
Технология стремительно наращивает популярность и становится повсеместно доступной. Если ранее LED устанавливали только на дорогостоящие иномарки, то сейчас поставить такие фары может каждый водитель.
Плюсы и минусы
Освещение LED имеет массу преимуществ, среди которых:
- Достаточно высокая светимость с приятным глазу оттенком цвета.
- Низкое потребление (всего 20-30 ватт).
- Абсолютно законны. Вы можете без боязни получить штраф устанавливать светодиодные лампочки.
- Высокая наработка на отказ (до 30 тысяч часов). Это самый высокий показатель среди сравниваемых фар.
- Наличие ближнего и дальнего рассеивающего света, который не слепит других участников дорожного движения.
Наравне с этими плюсами стоит отметить ряд важных минусов. Светодиоды сильно нагреваются, поэтому для их охлаждения устанавливают специальные кулеры. В связи с этим, конструкция получается достаточно массивной, а при выходе системы охлаждения из строя светодиод может сгореть. LED крайне восприимчивы к скачкам напряжения, которые могут существенно сократить их срок службы. На практике ресурс ограничивается 8-12 месяцами работы.
Мы рассмотрели ксенон и светодиоды, и в чем разница теперь не трудно определить. Эти две технологии сейчас преобладают на рынке, поэтому во многих иномарках с завода устанавливают именно ксенон или светодиоды.
Устройство галогенных ламп
Конструктивно эти модели напоминают классические лампы накаливания. Имеется цоколь, внутри которого расположена нить накаливания. Последняя под действием напряжения раскаливается и излучает свет. В классических лампочках используется нить из вольфрама. Чтобы предотвратить ее окисление, из цоколя удаляется воздух. Главная проблема подобных ламп – это отслаивание атомов вольфрама, которые после оседают на охлажденных поверхностях, таких как стенки колбы. В итоге уменьшается уровень освещения, и нить постепенно становится все тоньше, пока полностью не оборвется.
Промышленность создает фары-галогены с различной температурой свечения. Это позволяет легко подобрать фары себе по вкусу, а также купить так называемые универсальные модели, которые обеспечивают отличную видимость не только ночью, но и в туман или дождь. Сравнивая последний с другими типами фар, галоген имеет световой поток всего в 1-2 тысячи люменов. При этом энергопотребление составляет 55-60 ватт.
Подобные лампы – это относительно старая технология, однако многие автомобилисты до сих пор устанавливают такие фары. Во многом это связано с тем, что нет возможности поставить светодиоды или ксенон, но галоген лучше стандартных фар.
Плюсы и минусы
У галогенных ламп есть одно существенное преимущество, благодаря которому они удерживаются на рынке. Это – доступная цена. Для водителей «классики» и других старых машин такие фары становятся настоящим спасением. Дополнительно вы без проблем сможете подобрать необходимый уровень свечения.
По всем остальным параметрам галоген проигрывает двум вышеописанным вариантам:
- Это лампы накаливания, пусть и усовершенствованные, поэтому отличаются высоким энергопотреблением, а это дополнительный расход топлива.
- Относительно низкий ресурс. Производители заявляют срок службы до 1000 часов, однако на практике показатель составляет в среднем 500 часов.
Это ключевая информация относительно галогенных фар.
Делаем выводы
Давайте попробуем ответить на главный вопрос: галоген ксенон или светодиоды – что выбрать? Чтобы было легче определиться, приведем сравнительную таблицу всех трех технологий по основным параметрам:
Параметр |
Галоген |
Ксенон |
Светодиод |
Мощность, Ватт |
55-60 |
35-45 |
20-40 |
Яркость, Люмен |
1200-1500 |
3000-5000 |
2000-4000 |
Цветовая температура, Кельвин |
2800 |
4300-5000 |
5000-6000 |
Ресурс работы, час |
500 |
3 000 |
10 000 |
Стоимость комплекта, у.е. |
15-20 |
40-50 |
40-80 |
Таким образом, самые дешевые лампы имеют худшие характеристики. Галоген потребляет больше всего энергии, имеет минимальный ресурс работы и относительно невысокую яркость. Такие фары подойдут для тех, кто располагает ограниченным бюджетом или просто не хочет устанавливать дорогостоящие модели на свой старый автомобиль.
Ксенон и светодиоды условно можно назвать конкурирующими технологиями. Если вам необходима лучшая освещенность дороги, то выбирайте ксенон. Он предлагает максимально доступный показатель светового потока. Дополнительно такой комплект стоит дешевле LED.
Светодиодные лампы по яркости уступают ксенону, но их главным достоинством является низкое энергопотребление и продолжительный срок эксплуатации. Благодаря этому, покупка фар LED – это выгодное вложение средств. За счет низкого потребления вы сможете экономить 100-200 миллилитров топлива на каждую сотню километров, что весьма приятный факт. Вот только такие лампочки самые дорогие. Конечно, в ближайшем будущем все может измениться. Технология совершенствуется, а значит, стоимость производства будет уменьшена, а яркость вполне может достигнуть показателей ксенона.
Фары будущего
Вслед за светодиодами уже создана новая технология, которая постепенно внедряется в автомобильную промышленность, – это лазерные фары. Если рассматривать конструкцию таких фар, то можно выделить раму, на которой крепятся 3 лазера. Дополнительно монтируются зеркальные отражатели и «фосфорная» линза. Лазерные лучи через отражатель направляются на линзу, и желтый фосфор под воздействием излучает свет. Подобная технология уже опробована на новейшем BMW i8.
Точные эксплуатационные параметры пока приводить трудно, так как лазерные фары совершенствуются и дорабатываются для массового потребителя. Согласно различным заявлениям разработчиков, они будут иметь яркость выше светодиодных при более низком потреблении энергии, а также температуру в 5500 кельвинов. Срок службы составляет около 10 тысяч часов. Лазерные модели полностью безопасны, так как поток света формируется за счет желтого фосфора.
Технология разрабатывается несколькими брендами, в числе которых Osram, Philips, Valeo, Bosch и Hella. Фары планируют сделать интеллектуальными. В них будут встраивать инфракрасный датчик, который будет способен определять пешеходов и другие препятствия. Такие объекты будут подсвечиваться лазерными фарами более интенсивно, привлекая внимание водителя.
Массовое производство лазерных моделей начнется после 2020 года, но уже сейчас технологию используют автомобили Audi R18 E-tron Quattro, Audi Quattro Sport Laserlight, Audi R8 LMX, BMW M4. Вполне вероятно, что этот список будет существенно расширяться, соответственно, лазерные фары станут прямым конкурентом светодиодам.
Теперь вы знаете все преимущества и недостатки основных видов фар. При покупке учитывайте стоимость комплекта в вашем регионе, уровень яркости и совместимость с вашей моделью авто. При использовании ксенона обязательно заказывайте специальные линзы, чтобы свет не слепил встречных водителей.
Что экономичнее галогеновая или светодиодная лампа. Что лучше ксенон или светодиодные лампы
Удивительно, что еще совсем недавно практически все автомобильные фары были совершенно одинаковыми по типу используемых источников света. Практически во всех автомобилях использовалась одна технология источника света. В связи с тем, что по конструкции и типу используемых лампочек фары в разных машинах были одинаковыми, большинство фар на автомобилях не отличались оригинальным дизайном. Но теперь все изменилось.
Практически за несколько лет технологии ближнего и дальнего света в автомобилях совершили удивительный скачок, благодаря инновационным разработкам автопроизводителей. Сегодня на авторынке представлено множество различных технологий, которые используются в автомобильных фарах. У каждой технологии есть свои плюсы и минусы. И мы уверены, что ближайшее будущее нас продолжит удивлять своим стремительным прогрессом автомобильной промышленности. Предлагаем Вам подробный обзор всех самых распространенных технологий, которые используются в осветительных приборах в современных автомашинах.
В самом начале развития мировой автопромышленности все автомобильные компании сталкивались с трудностями в развитие электрического освещения первых автомобилей. Даже когда производство автомашин встало во всем мире на поток, инженеры авто компаний продолжали ломать голову над созданием идеального ближнего и дальнего света автомобиля. Главная проблема, с которой сталкивались специалисты автомобильных компаний это энерго-эффективность освещения. Любому источнику света была необходима энергия. При использовании обычных ламп накаливания, затрачивалось слишком много энергии для их питания, что приводило к повышенному расходу топлива.
Удивительно только в начале 60-х годов в автопромышленности утвердился единый стандарт использования обычных ламп накаливания в фарах автомобилей. Также поразительно, что практически до недавнего времени обычные лампы накаливания использовались в автопромышленности в качестве стандарта.
Стоит отметить, что обычные вольфрамовые лампы накаливания применялись в автопромышленности, несмотря на появление в 1959 году вольфрамово-галогенных ламп, которые были гораздо надежнее и эффективнее. Тем не менее, массовое распространение эти лампы не получили. Позднее в начале 70-х годов на некоторых автомобилях производители стали устанавливать в передние фары галогенные фары нового поколения, которые в отличие от обычных ламп накаливания требовали в два раза меньше энергии и служили в несколько раз дольше. Но и в то время этим новым лампам не суждено было стать основным стандартом оснащения в автомобильных фарах вплоть до недавнего времени.
Достаточно недавно в автомобилях стали чаще применяться галогенная лампа, которые по своей сути представляют собой модифицированную обычную лампочку накаливания. Традиционная нить накаливания заключена в галогеной лампе в специальную колбу, в которую под давлением закачен специальный газ. Под напряжение специальная дуга (нить) под давлением газа, начинает давать очень сильное свечение, которое в несколько раз превышает уровень свечения обычной лампы.
Начиная с 1990 года практически во всех автомобильных фарах стали использоваться разные технологии отражения света, в зависимости от типа использования лампочек ближнего и дальнего света. Также с 1990 года во многих машинах производители стали использовать в фарах вместо стекла, пластик. Материал из поликарбоната намного прочнее и легче традиционного стекла. В том числе с начала 90 годов автопроизводители стали использовать спасательные отражатели передних фар, которые разрабатывались с помощью сложных программных расчетов (пример на фото слева — Ranger). Как правило, в фарах с отражателями использовались обычные лампочки накаливания.
Но в это же время автопроизводители в качестве альтернативы стали предлагать фары с направленными линзами (на фото справа — Mazda MX-5), в которые устанавливались галогенные лампы. Линзы позволяли галогенным лампам давать яркое направленное свечение (луч света).
Низкая себестоимость галогенных ламп и срок службы от 500 до 1000 часов, позволило галогеновым лампочкам закрепиться на рынке автопромышленности, постепенно вытесняя традиционные лампочки накаливания. Но прогресс не стоит на месте. На авторынке все быстро меняется. Производители не покладая рук продолжают разрабатывать новые технологии, с целью повысить энергетическую эффективность источников света в автотранспорте. Так минусы галогеновых ламп, это не идеальная эффективность затрат энергии. Большая часть энергии тратится впустую. В среднем одна галогеновая лампа потребляет 55 Вт энергии, большая часть которой превращается в тепло, а не в свет.
Газоразрядные лампы (альтернативное название — Ксеноновые, от названия инертного газа, который закачивается в этот тип ламп) используют смесь редких металлов и специальный газ. Внешне ксеноновые лампы схожи с галогеновыми. Но технология разная. В отличие от галогеновых ламп, в которых свечение дает специальная нить окруженная газом, в газоразрядных лампах свечение дает закаченный под давлением газ, который нагревается специальной металлической пластиной.
Ксеноновые лампы светятся в два, три раза ярче, чем галогеновые.
Из-за очень яркого свечения газа, газоразрядные фары, как правило, оснащаются производителями, системой самовыравнивания линз, а также омывателем фар. Все это защищает водителей встречных автомобилей от ослепления.
Благодаря автоматической регулировке ксеноновых фар пучки света направлены вниз.
Несмотря на очень яркое свечение, газоразрядная лампа потребляет намного меньше энергии, чем галогенная. Как правило, ксеноновая лампочка потребляет всего 35 Вт энергии. Приблизительный срок службы лампы составляет около 2000 часов.
Единственный минус фар это медленный разогрев газа в лампе, что при включении фар не позволяет максимально ярко давать пучок света. Для полного разогрева требуется некоторое время.
Ксеноновые фары легко отличить от галогенных, благодаря синему оттенку свечения по краям и очень яркому лучу белого света. Многие автомобили оснащаются ксеноновыми лампами только ближнего света, когда как дальний свет работает на галогеновых лампах. В некоторых же марках и моделях машин используется БИ-Ксеноновые фары, у которых и ближний и дальний свет оснащается газоразрядными лампами.
Газоразрядные лампы стали доступны в середине 90-х годов прошлого века. Но, несмотря на их эффективность и надежность они также не стали стандартными источниками света, которыми оснащается большинство автомобилей. Все дело в их высокой стоимости. Поэтому они оставили место для возможности появления новых технологий.
Светодиоды (LED) прошли долгий путь своего развития от своего первого появления на компьютерах до того, чтобы стать ключевыми компонентами на автомобилях, телевизорах и телефонах.
Чтобы понять, насколько светодиоды вошли в автомобильную промышленность, хотелось отмети
Какие светодиодные лампы лучше, сравниваем с различными видами
Если вы решили обновить лампочки в доме либо банально старая перестала работать, вы обязательно направитесь в магазин. Там вам предложат множество современных лампочек, среди которых обыденный покупатель просто растеряется. Сегодня самые популярные и лучшие это светодиодные и галогеновые устройства и именно им будет посвящена данная статья.
Конструкция лампочек
Чтобы более точно разобраться в светодиодных и галогеновых лампах, следует изучить их конструкцию, этим мы сейчас и займёмся. Давайте отдельно разберём их строение, начнём со светодиодной лампочки.
Она состоит из таких элементов:
- Цоколь из стекла или пластика. Стоит отметить, что пластиковые цоколя являются более качественными, так как они более ударопрочные и долговечные. Имеет стандартную форму и может устанавливаться в любые устройства для освещения. Совместимы со всеми патронами.
- Собственно сам светодиод. Он является основной составляющей данного устройства. В свою очередь, состоит из катода, анода и полупроводника, от качества которого зависит большинство характеристик устройства.
- Матрица или драйвер. Отвечает за функционирование и контролирует работу устройства. Вмещает в себе конденсатор и диодный мост, и некоторые дополнительные элементы для стабилизации работы. Но существуют разновидности, которые нуждаются в дополнительном подключении блока питания для работы от сети 220 вольт.
Констукция галогенновой лампы
Как видите, ничего заоблачного и сложного в конструкции светодиодной лампы нету. Давайте теперь разберём, из чего состоят галогеновые лампы:
- Такая лампочка имеет форму обычной лампы накаливания. То есть стандартный цоколь E27.
- Внутри находится вольфрамовая нить, окружённая дополнительным корпусом из стекла, специфической цилиндрической формы.
- Внутреннее пространство дополнительной колбы наполнено специальными буферными газами, галогенами. Такой газ состоит из паров йода или брома. Благодаря такой среде, лампочка излучает интенсивное свечение и способна хорошо освещать помещение.
Устройство светодиодной лампы
Из-за наличия вредных веществ, а именно паров галогенов, такие лампочки нельзя выбрасывать, разбирать или разбивать. Их необходимо утилизировать в специальных пунктах приёма, но за это необходимо будет заплатить определённую сумму денег.
Характеристики представленных устройств
Для более полного составления точной картины понимания работы светодиодной и галогенной лампы, следует разобраться с их основными характеристиками, такими как мощность, качество излучаемого света, долговечность, температура работы и свечения, экономичность.
По мощности лампы практически не отличаются. Они представлены широким спектром разных мощностей, и вы сможете подобрать себе именно тот вариант, который идеально подойдёт для вас. От мощности будут зависеть практически все остальные показатели работоспособности устройства, о которых мы сейчас поговорим.
Сравнение популярных источников света
Излучают представленные устройства кардинально разный свет. Качество освещения измеряется с равномерности и коэффициенте мерцания.
Равномерность излучаемого светового потока очень низкая у галогенной лампы, а светодиодная излучает практически стопроцентно равномерный свет. Тоже относится с коэффициентом мерцания, у светодиодов он находится на очень низком уровне, что положительно сказывается на состоянии глаз. Галогенные имеют очень высокий коэффициент мерцания и работая долго при таком освещении ваши глаза устанут.
По сроку эксплуатации, галогенные лампы в несколько раз превосходят лампу накаливания, и могут работать 2-3 тысячи часов. Светодиодным устройствам нет равных по данному показателю, они могут проработать свыше пятидесяти тысяч часов без потери качества.
Рабочая температура галогенной лампы составляет свыше трёхсот градусов. Что значительно повышает температуру воздуха вблизи устройства. Излучает лампочка тёплый свет, что является не лучшим вариантом для освещения.
Светодиодные лампочки практически не нагреваются и абсолютно не изменяют температуру внешней среды. Они работают в пределах сорока градусов и излучают холодный свет.
Галогенные лампочки потребляют примерно на треть меньше ламп накаливания. Светодиодные лампы являются фаворитами и лучше всех сберегают электроэнергии, обладают экономичностью до девяноста процентов. Могут потреблять всего от трёх ват.
Сравниваем оба устройства
Чтобы точно определить, какая лампочка является самой лучшей и более подходящей для вас, следует сопоставить все перечисленные показатели, которые мы описали для вас выше.
Даже без подробного сравнения понятно, что светодиодное устройство является неоспоримым фаворитом и выигрывает по всем представленным параметрам.
Она намного экономичней любых аналогов, может составить конкуренцию по работоспособности и рабочей температуре. Качество излучаемого света также является вне конкуренции, и находится на самом высоком уровне.
Оба варианта лампочек могут работать со стандартными приборами для освещения. Обладая цоколем E27, они являются универсальными и совместимыми со всеми типами устройств. Существуют разновидности с нестандартной формой, но их лучше использовать в крайних случаях.
Единственным довольно значительными минусом светодиодных лампочек является их цена. Она может превышать цену галогенных до десяти раз, что существенно давит на финансовое положение покупателя.
Именно такой останавливает большинство людей приобретать такие устройства, но затраты эти окупаются на всём периоде работы сполна. С развитием технологий, цена постепенно снижается и очень скоро, светодиодные лампочки будут доступны без каких-либо ограничений.
Подведём итог
Подбирая источник света для новой люстры или для замены перегоревшей лампочки вы обязательно столкнётесь со сложным выбором из-за огромного ассортимента различных вариантом лапочек на полках магазинов. Самые популярными на сегодняшний день являются галогенные и светодиодные лампочки. Они обладают довольно хорошим качество и сроком работы. Но светодиодные всё же лучше по всем параметрам и являются неоспоримым лидером.
Вам следует стремиться использовать именно такие лампы, так как они лучше всего будут сказываться на вашем здоровье. Единственной преградой на пути к покупке, может стать цена. Одно такое устройство стоит довольно приличную сумму денег.
Оценка статьи:
Загрузка…Поделиться с друзьями:
Какие лампы лучше?
Магазины полны самых разнообразных типов ламп, значительно отличающихся друг от друга, не только по дизайну но и по цене.
Какие лампы лучше?
Какие лампы сэкономит вам больше всего энергии — и деньги?
Какой тип ламп самый безопасный?
В данной статье, я решил провести сравнение различных типов ламп, чтобы ответить на эти вопросы.
Для начала давайте проведем сравнение различных ламп (накаливания, люминесцентных, галогенных, светодиодных) и сравним их достоинства и недостатки.
Лампы накаливания
Лампы накаливания являются наиболее распространенными в мире, и в нашей стране. С начала прошлого века и до конца 80-х годов, лампы накаливания с вольфрамовой нитью была практически единственным доступным источником электрического освещения.
Лампы накаливания самые безопасные для зрения, особенно у детей! Однако самые «прожорливые» — потребляют очень много электроэнергии.
Принцип работы лампы основан на нагревании проводника (нити вольфрама) при протекании через него электрического тока. Вольфрам нагревается до высокой температуры (2800K или 2527 ° C), который излучает в видимом спектре для человеческого глаза свет. Но следует знать, что основная часть питающей нить накала электроэнергии превращается не в свет, а в тепло. В свет преобразуется всего 5-15% световой энергии. Это является одним из основных недостатков этой технологии.
Световая отдача и срок службы определяются температурой спирали. При повышении температуры спирали возрастает яркость, но вместе с тем и сокращается срок службы из-за сублимации вольфрама.
Сублимация вольфрама
Нить вольфрама нагревается до высокой температуры. Это приводит к сублимации (переход вещества из твёрдого состояния в газообразное) вольфрама и уменьшения толщины нити жизни. Кроме того, образующийся газ, будет осаждаться на стенках колбы, тем самым делая ее менее прозрачной и уменьшая светоотдачу.
Преимущества обычных ламп накаливания:
- Низкая цена
- Нет риска для здоровья
- Мгновенное зажигание
- Можно утилизировать вместе с бытовыми отходами
- Хорошая цветопередача
Недостатки обычных ламп накаливания:
- Ограниченный срок (1000 часов)
- Низкая мощность светового потока (от 10 до 15 лм / Вт)
- Светоотдача уменьшается с течением времени
- Опасность ожогов при прикосновении к работающей лампе
Галогенные лампы
Современный вариант ламп накаливания. Как и у обычных ламп основа «галогенок», это вольфрамовая нить, которая нагревается до высокой температуры, чтобы излучать в видимом спектре свет. Тем не менее, содержание газов галогенов (как правило, йод или бромид), в колбе лампы, будет препятствовать сублимации нити, что позволяет значительно увеличить срок службы (примерно в 2 раза больше, чем у обычной лампы накаливания).
Преимущества галогенных ламп:
- Нет риска для здоровья
- Можно утилизировать вместе с бытовыми отходами
- Мгновенное зажигание
- Мощность светового потока на 30% выше, чем у обычной лампы накаливания ( галогенная лампа — 70Вт освещает как обычная лампа накаливания — 100Вт)
- Хорошая цветопередача
Недостатки галогенных ламп:
- Ограниченный срок (2000ч)
- Опасность ожога из-за высокой температуры колбы
Компактные люминесцентные лампы
Вырабатывают свет по такому же принципу, что и обычные люминесцентные лампы. В цилиндрическую трубку с электродами, закачаны пары ртути, которые излучают ультрафиолетовые лучи, под действием электрического разряда. Нанесенный на внутренние стенки люминофор преобразуют ультрафиолетовое излучение в видимый свет.
Риск отравления ртутью
Люминесцентные лампы содержат пары ртути, от 1 до 30 мг (3-5мг в стандартных компактных люминесцентных лампах). Ртуть не опасна, когда он находится внутри колбы. Тем не менее, в случае, когда она деформируется или бьется, необходимо принять некоторые меры предосторожности.
Электромагнитные волны
Люминесцентная лампа производит значительное количество электромагнитных волн, при запуске. Таким образом, рекомендуется быть более чем 1-2 метра от лампы при запуске и не ближе 30 см в процессе работы лампы. Рекомендуется не размещать такие типы ламп возле спальных мест.
УФ-излучение
Эти лампочки производят ультрафиолетовые лучи, которые являются вредными для здоровья (рака кожи) и зрения (ожог сетчатки глаза), особенно для детей. Тем не менее, следует понимать, что флуоресцентный порошок находящейся в лампе играет роль преобразования УФ-излучения, генерируемое при ионизации газа, в видимый свет. УФ-лучи поглощаются почти полностью и риск для здоровья УФ-излучения является весьма ограниченным.
Преимущества компактных люминесцентных ламп
- Цена относительно разумна по сравнению с производительностью
- Довольно продолжительный срок службы (8000ч в среднем)
- Высокая светоотдача 70lm / Вт или 5 раз больше, чем у лампы накаливания
Недостатки люминесцентных ламп
- Цветопередача хуже, чем у лампы накаливания
- Время прогрева от нескольких секунд до нескольких минут (особенно в старых моделях)
- Опасность отравления ртутью (в случае разбития лампы)
- Подлежит обязательной утилизации. Выбрасывать вместе с бытовым мусором не допустимо.
- Не совместимы с обычным регулятором освещения.
- Производство электромагнитных волн не подходит для использования рядом с пользователем (настольная лампа, лампа возле кровати, и т.д.)
- Опасность ожога (70 ° С)
Светодиодные лампы
LED (Light Emitting Diode) — полупроводниковый прибор с электронно-дырочным переходом, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока в прямом направлении.
Риск для зрения
Светодиодные лампы представляют определенные риски для здоровья, которые может вызвать прямое (открытое) LED освещение. Некоторые светодиоды производят немного голубоватый свет, это может ухудшить зрение, особенно у маленьких детей.
Преимущества светодиодных ламп
- Очень долгий срок службы
- Очень хорошая светоотдача (примерно в 6 раз больше, чем у обычной лампы накаливания)
- Низкая температура лампы
Недостатки светодиодных ламп
- Высокая цена
- Риск для зрения, особенно у маленьких детей
Какие лампы сэкономит вам больше всего энергии — и деньги?
Для оценки эффективности использования энергии в электрических лампочках, необходимо учитывать несколько значений:
- Люмен (Лм) Это единица измерения мощности светового потока. Иногда указывается на упаковке лампы.
- Ватт (Вт) Единица измерения количества потребляемой электрической энергии (мощность лампы). Чем выше мощность, тем больше лампа потребляет электроэнергии.
- Кандела (Кд) Определяет освещенность, или силу светового потока, испускаемого в одном направлении.
- Индекс цветопередачи (IRC) Это способность лампы передавать естественный цвет окружающих предметов. Коэффициент передачи от 0 до 100. Самые лучшие показатели у ламп накаливания и галогенных ламп (более 90). Хуже у люминесцентных и светодиодных (60-90) Для жилых помещений рекомендуется показатель 80-100
Учитывая соотношения значений Лм и Вт, мы можем сравнить эффективность различных ламп. Чем больше значение Лм на 1 Вт, тем эффективность лампы выше. Чем выше эффективность лампы, тем ниже денежные затраты за потребление электроэнергии.
Теоретически, идеальный световой поток может достигать 1W = 683 лм (при 555nm).
Для электрического освещения имеем:
- Светодиодные лампы — до 220 Лм/Вт. У современных светодиодных ламп на данный момент варьируется от 80 до 150 Лм на 1 Вт.
- Компактные люминесцентные лампы — 40-100 Лм/Вт
- Галогенные лампы — 10-40 Лм/Вт
- Обычные лампы накаливания — 7-14 Лм/Вт
- Пламя свечи (для сравнения) — от 0,2 до 0,4 Лм/Вт
С помощью данного анализа, мы видим, что все виды ламп являются экономически эффективными по сравнению с традиционными лампами накаливания несмотря на более высокую цену.
Как выбрать галогеновые лампы головного света
Автомобильные лампы головного света – одна из тех вещей, которые владельцы транспортного средства могут с легкостью купить, а иногда даже и заменить самостоятельно. Сегодня на рынке автомобильных ламп можно найти самые разные товары: ксеноновые, биксеноновые, классические лампы накаливания, а также галогеновые и, совсем уж с недавних пор, светодиодные лампочки. В ближайшем будущем автолюбители будут засматриваться на лазерное освещение! Но пока это будущее не наступило, приходится выбирать между тремя вариантами. Большая часть автолюбителей по-прежнему отдает предпочтение испытанному галогеновому освещению – она не слишком яркое, плотное, относительно экономное и долговечное. Недобросовестные производители пользуются доверием владельцев авто к галогену. Давайте разберемся с тем, как правильно выбирать галогеновую лампу под автофары и заодно разберемся с тем, как они вообще устроены.
Галоген или ксенон?
Давайте начнем с разбора полетов. Сегодня наибольшим спросом на рынке головного света пользуются галогеновые и ксеноновые лампочки. И ту, и другую лампу легко найти в магазине. Они все относятся к популярным типам (h2, а также H7, h5), прекрасно справляются со своими основными задачами и будут активно использоваться в ближайшем будущем, несмотря на активное развитие лазерного освещения. Первое, что бросается в глаза при изучении каталога ксеноновых ламп, так это их высокая цена. Давайте сравним характеристики и особенности двух ламп и выясним, почему же одна может стоить в несколько раз дороже другой:
- Галоген. Лампа проста, потребляют не очень много энергии в сравнении с классической лампой накаливания, легко заменяема. Что также важно, в магазинах можно найти галогеновые лампы самых разных размеров и форм. Минусы: энергозатратны в сравнении с более современными лампами, хрупки. Как правило, галоген служит около 1000 часов;
- Ксенон. Такие лампы служат очень долго, экономичнее, гарантируют хорошую обзорность. Минусы: высокая стоимость, требуют докупки блока розжига, достигают максимальной яркости при работе за несколько секунд, могут ослепить водителей на встречке. Важно учесть, что световое пятно многих ксеноновых фар неравномерно: местами оно плотное, а местами прерывается тонкими полосами, что ухудшает видимость. Служит ксенон 2000 часов. Примерно после 2200 часов эксплуатации плотность светового пучка такой лампы становится критически низкой.
Несмотря на очевидную экономию электроэнергии и больший срок службы, экономия на ксеноне оказывается весьма относительной – автолюбителю придется докупать блок розжига. Еще дороже обходится биксенон, т.е. ксеноновая оптика, которая работает и как ближний, и как дальний свет. А вот галоген, входящий в штатную оптику значительной части иномарок, обходится дешевле, но служит меньше где-то в два раза. Как показывает практика, автолюбители сегодня отдают предпочтение галогеновой оптике, и дело отнюдь не в ее ценовой доступности. Она светит не так ярко, как ксенон, но зато не слепит и выдает довольно плотный световой пучок. Значительная часть ксеноновых ламп, которые можно найти на рынке, по качеству освещения даже проигрывают галогеновым. Здесь важно учитывать не только их совместимость с автомобилем, но и то, кем оптика была произведена. Этот момент мы затронем чуть позже.
Устройство галогеновой лампы и особенности работы
Даже некоторые опытные автолюбители верят в то, что автомобильный галоген работает по совсем новому принципу образования света. На самом деле все крайне просто. Внутри лампы находится уже привычная нам всем вольфрамовая нить, которая, раскаляясь, начинает светиться. Однако интересных отличий между галогеном и обычной лампочкой накаливания хватает. Начнем с конструкции. Она включает в себя:
- Обыкновенную вольфрамовую спираль;
- Контактную группу;
- Светоотражающий колпачок;
- Колбу из высокопрочного материала;
- Электроды.
Наполнителем колбы являются т.н. галогены – газы брома, хлора, а также йода. Во-первых, лампы накаливания имеют наполнитель потому, что без него вольфрамовая нить быстро перегорает. Во-вторых, наполнитель предотвращает потемнение материала лампы по ходу ее работы. Галогены стали использоваться в лампах накаливания как раз по второй причине: объем галогенов для лампы заданной мощности может быть вдвое меньше объема, скажем, аргона для лампы этой же мощности без риска потемнения колбы. Проще говоря, автомобильный (да и любой другой в принципе) галоген удается сделать очень компактным.
Впрочем, галоген страдает теми же болезнями, что и любая другая лампа накаливания с наполнением в виде инертного газа. Вольфрамовая спираль со временем истончается в одном или нескольких участках, в этом же месте температура нити повышается, равно как и ускоряется испарение материала. Итог: перегорание спираль. Напомним, что принцип работы спиралей накаливания состоит в том, что атомы (в данном случае вольфрама) отлетают от сильно нагретого тела накала, но, не долетая до поверхности колбы, снова попадают на спираль. Результатами работы является свечение, образование тепла и постепенное истончение спирали.
Галогеновые лампы могут похвастать отличной цветопередачей. Выражаясь научным языком, их непрерывный спектр очень близок к спектру так называемого черного тела, температура которого исчисляется 2800-3000 Кельвинами. На практике это выглядит так: свет очень теплый, близкий к солнечному, но не такой теплый, как свет обычной лампы накаливания.
Параметры автомобильного галогена
При выборе новой галогеновой лампы стоит помнить о том, что она описывается целым рядом параметров. Важнейшим автолюбители считают параметр цоколя, хотя для более полного понимания особенностей автомобильной оптики нельзя забывать и об остальных параметрах. Галогеновая лампа имеет следующие характеристики:
- Мощность: от 55 до 65 Ватт;
- Световой поток: от 1450 до 2100 Люмен;
- Светоотдача: от 22 до 32 Люмен на Ватт. Втрое меньше, чем у ксеноновой лампы.
Ключевой особенностью фары является используемый в ней отражатель. Галогеновые фары обычно используют или параболические отражатели, или отражатели свободной формы. Светотеневая граница в совмещенных фарах реализуется посредством установки на галогеновой лампе светоотражающего колпачка или же использовании светового экрана.
После появления на рынке галогенных ламп автомобильную оптику начали адаптировать именно под них. Изначально буквой «H» обозначала галоген, а цифрой после буквы – типоразмер. Теперь такое обозначение является одним из стандартных. Самые распространенные лампы имеют обозначение: h2, h4, H7, H8 и H9. Также пользуются спросом лампы h5/HB2. Все остальные цоколи и типоразмеры не так распространены.
Выбор новой лампы
Купить галогеновую лампу можно как в специализированных магазинах, так и в онлайн-магазинах, на рынках. Последний вариант мы категорически не рекомендуем, поскольку на рынке велик шанс попасться на подделку или же лампу от малоизвестной фирмы, и, обольстившись низкой ценой, купить не лучший продукт. Правильно подобрать детали оптики можно по:
- VIN-коду. Неплохой вариант поиска штатной оптики, но, как правило, автолюбители ищут лампы и фары в сборе другими способами;
- Данным автомобиля. А именно: марка, модель транспортного средства, кузов, год выпуска. Руководствуясь этими данными можно легко найти оригинальную и аналоговую оптику в электронных каталогах. Минус такого способа в том, что могут возникнуть вопросы по совместимости ламп с остальными элементами фар;
- Данным лампы. Кроме уточнения совместимости с цоколем при подборе стоит руководствоваться собственными предпочтениями. Ведущие производители автомобильной оптики предлагают лампы с повышенным сроком службы и низкой яркостью света, которые отлично подойдут тем, кто ездит по хорошо освещенным дорогам. Напротив, можно найти и очень яркий галоген, как, например, Osram Night Breaker Unlimited.
На самом деле при подборе подходящей лампочки можно столкнуться с целым рядом проблем. Фара автомобиля должна гарантировать максимальную освещенность как на скорости до 100 километром в час, так и свыше. Что же выбирать: лампы повышенной яркости или «долгоживущие»? Как показывает практика, оптика известных фирм многофункциональна и хорошо показывает себя практически в любых условиях. Для экстремальных же условий нужны специфические лампы, которые, впрочем, те фирмы, о которых мы вам расскажем, тоже предлагают.
Экскурс по брендам
На примерах рассмотрим лампы под цоколь h5, так они очень распространены. Практически все лампы имеют цветовую температуру до 5000 Кельвин – и встречных водителей не слепят, и хорошо себя показывают в дождь и негустой туман. Итак, ведущие производители и их интересные продукты:
- Osram (Германия). Многими автолюбителям признан как лучший производитель оптики. Предлагает сотни решений по галогеновому, ксеноновому, светодиодному освещению. Недавно в каталогах немецкого производителя появились лампы подсерии Laser, хотя, конечно, лазерными они не являются. Но светят очень хорошо! Одни из самых интересных галогеновых ламп: Original Line, Night Breaker, Fog Breaker. Первая – нестареющая классика, вторая – одна из самых ярких ламп, а третья – отличное решение для езды в туман;
- Philips (Нидерланды). Еще один прекрасный европейский производитель. В каталогах Philips легко запутаться, так что выделим для вас самые интересные и функциональные лампы: Long Life, Vision, X-Treme Vision +130%. Первая лампа – известный долгожитель, а третья является самым яркий на сегодняшний день галогеном;
- Koito (Япония). Как ни странно, японские производители автомобильной оптики известны не очень широко. Их продукция отличается высочайшим качеством, но от европейской отличается разве что чуть более высокой ценой (порядка 5-10%). Пожалуй, лучшая лампа: White Beam. Она светит очень ярко, но при этом ее мощность равна мощности стандартного галогена;
- Narva (Германия). По качеству исполнения Narva практически не уступает Philips и Osram. Видна разница в наполненности каталогов, т.е. у Narva галогеновых ламп не так уж и много. Однако среди них можно отметить много хороших вариантов для автомобильной оптики: Range Power White, Long Life, Heavy Duty.
Категорически не советуем покупать галогеновые лампы любых других производителей, особенно если они относятся к категории малоизвестных. Во-первых, галоген не слишком устойчив к вибрациям, а недобросовестный производитель не вносит в конструкцию лампы дополнительные усиливающие элементы. Во-вторых, некачественный аналог служит очень мало: от пары дней до 3 месяцев.
Вывод
На самом деле выбрать галогеновую лампу головного света очень легко. Автолюбителю нужно лишь руководствоваться ее типом и обращать внимание на фирму-производителя. Отличные лампы изготавливают в Южной Корее и Германии. Кроме того, хорошие варианты можно подобрать в каталогах японских и нидерландских производителей. Как показывает практика, многие водители не доверяют ксенону – он кажется им слишком ярким. На самом деле качественная ксеноновая лампа, которая обычно продается по намного большей цене, нежели галоген, на данный момент является лучшим решением для головного света авто. Бюджет ограничен или свет все равно кажется слишком ярким? Галоген отлично вам подойдет.