Чем отличался дизельный ВАЗ-2109 из Франции от обычного бензинового
Думаю, ни для кого не будет секретом, что на экспортных рынках местные импортеры иногда оснащали «девятки» дизельными двигателями. Так с 1995 по 1997 годы на некоторые Самары для рынка Франции и стран Бенилюкс ставили 1,5-литровый 58-сильный дизель TUD5 производства PSA с оригинальным креплением и импортным навесным оборудованием.
Коробка передач и другие элементы трансмиссии при этом оставались стандартными. Внешне дизельные версии практически не отличались от бензиновых. Их выдавал разве что скромный шильдик «Samara GLX Diesel» на крышке багажника и дизельное тарахтенье.
Найти в наше время дизельную «Самару», да еще и в неплохом оригинальном состоянии, можно считать большой удачей. Один такой автомобиль обнаружил пользователь Drive2, известный под ником osya-ua. Он выложил фотографии в своём блоге.
Как я уже сказал выше, дизельные модификации практически не отличались от бензиновых. Сама же версия GLX выделялась оригинальным кузовным обвесом, который включал новые бампера, пороги, решетку радиатора, накладки на колесные арки и спойлер на крышке багажника. Вот как это выглядело в сборе:
К сожалению, редкий кузовной обвес практически не уцелел на этом экземпляре. Из дилерских рудиментов сохранились лишь пороги, а вот прочая атрибутика утеряна или продана отдельно.
Изначально автомобиль должен был быть оснащен ранней облицовкой передней части с короткими крыльями. Один из владельцев автомобилей позже установил более современные длинные крылья и новую решетку радиатора. Дизельный ВАЗ-2109 в настоящее время находится на Украине, где он зарегистрирован с 1999 года.
Нижний шильдик «1500» — дилерский, а вот верхний — от самого обычного ВАЗ-2109. Вместо него должен быть шильдик с надписью «Samara GLX Diesel».
Но самое интересное и ценное, конечно же, скрывается под капотом. Это 1,5-литровый атмосферный дизельный двигатель TUD5. Такой же можно найти под капотом малолитражек B-класса Citroёn Saxo и Peugeot 106.
Двигатель встал в моторный отсек «девятки» без каких-либо серьезных доработок. Разве что пришлось перенести расширительный бачок. Теперь он находится за моторным щитом.
Радиатор определенно нестандартный, хотя какой-то конкретной информации откуда он взят — нет.
Единственным отличием дизельного автомобиля в салоне является наличие индикатора нагрева свечей накаливания.
Еще одним интересным отличием стала крышка лючка бензобака, на которой написана подсказка «Diesel» — для заправщиков и самых забывчивых.
А вот как звучит этот мотор:
| Тип двигателя |  
 Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель с одним распределительным валом верхнего расположения, непрямым впрыском и компрессионным воспламенением  | 
| Диаметр цилиндра |  
 82,5 мм  | 
|  
 79,50 мм  | |
| Объем |  
 1699 см3  | 
| Последовательность работы цилиндров |  
 1–3–4–2 (цилиндр №1 расположен со стороны шкива коленчатого вала)  | 
| Максимальная мощность: | |
| – двигатель 17D |  
 4600 об/мин  | 
| – двигатель 17DR |  
 4600 об/мин  | 
| Максимальный крутящий момент |  
 105 Н.м. при 2400 об/мин  | 
| Натяжение зубчатого ремня: | |
|  новый ремень, двигатель разогрет |  
 7,5  | 
|  новый ремень, двигатель холодный |  
 9,5  | 
|  использованный ремень, двигатель разогрет |  
 5,0  | 
|  использованный ремень, двигатель холодный |  
 9,0  | 
| – двигатель 17DR |  
 Натяжение регулируется автоматически  | 
| Определение толщины прокладки | |
| – выступание поршня до 0,80 мм: | |
|  толщина |  
 1,35 – 1,45 мм  | 
|  маркировка |  
 Нет  | 
| – выступание поршня 0,80–0,90 мм: | |
|  толщина |  
 1,44 – 1,55 мм  | 
|  маркировка |  
 Один вырез  | 
| – выступание поршня свыше 0,90 мм: | |
|  толщина |  
 1,54 – 1,65 мм  | 
|  маркировка |  
 Два выреза  | 
| Регулировка зазоров клапанов |  
 Осуществляется автоматически гидравлическими толкателями  | 
| Ширина седла клапана в головке цилиндров: | |
| – впускного |  
 1,3 – 2,0 мм  | 
| – выпускного |  
 1,3 – 2,6 мм  | 
| Зазор стержня клапана в направляющей втулке: | |
| – впускного клапана |  
 0,015 – 0,047 мм  | 
| – выпускного клапана |  
 0,030 – 0,062 мм  | 
| Углубление тарелки клапана |  
 0,25 – 0,75 мм  | 
| Выступание вихревой камеры |  
 | 
| Шлифовка сопрягаемой поверхности |  
 Максимум 0,025 мм  | 
| Высота головки блока цилиндров: | |
| – максимальная |  
 106,10 мм  | 
| – минимальная |  
 105,75 мм  | 
| Деформация сопрягаемых поверхностей |  
 Максимум 0,05 мм  | 
| Радиальное биение |  
 Максимум 0,03 мм  | 
| Осевой люфт |  
 0,070 – 0,302 мм  | 
| Диаметр шейки коренного подшипника: | |
| – номинальный: | |
|  диаметр |  
 57,982 мм  | 
|  маркировка |  
 Зеленый  | 
|  диаметр |  
 57,995 мм  | 
|  маркировка |  
 Коричневый  | 
| – уменьшенный размер (на 0,25): | |
|  диаметр |  
 57,732 мм  | 
|  маркировка |  
 Зеленый/ Голубой  | 
|  диаметр |  
 57,745 мм  | 
|  маркировка |  
 Коричневый/ Голубой  | 
| – уменьшенный размер (на 0,50): | |
|  диаметр |  
 57,482 мм  | 
|  маркировка |  
 Зеленый/ Белый  | 
|  диаметр |  
 57,495 мм  | 
|  маркировка |  
 Коричневый/ Белый  | 
| Коренной подшипник: | |
| – толщина вкладышей |  
 1,989 – 2,001 мм  | 
| – рабочий зазор |  
 0,015 – 0,041 мм  | 
| – овальность |  
 0,005 мм максимум  | 
| – конусность |  
 0,004 мм максимум  | 
| Шатунный подшипник: | |
| – овальность |  
 0,005 мм максимум  | 
| – конусность |  
 0,004 мм максимум  | 
| Болты крепления головки цилиндров:* | |
| – ступень 1 |  
 25 Нм  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 90°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 90°  | 
| – ступень 4 |  
 Довернуть на угол 45°  | 
| Прогрейте двигатель | |
| – ступень 5 |  
 Довернуть на угол 30°  | 
| – ступень 6 |  
 Довернуть на угол 15°  | 
| Распределительный вал | |
| Болты крепления крышки корпуса распределительного вала |  
 8  | 
| Болты крепления упорной пластины распределительного вала |  
 8  | 
| Болты крепления шкива распределительного вала:* | |
| – ступень 1 |  
 75  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 60°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 5°  | 
| Болт крепления промежуточного шкива зубчатого ремня |  
 40  | 
| Болты крепления шкива механизма натяжения |  
 25  | 
| Коленчатый вал | |
| Болты крепления шкива коленчатого вала |  
 20  | 
| Болт крепления шкива коленчатого вала:* | |
| – ступень 1 |  
 145  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 30°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 10°  | 
| Болты крепления маховика: | |
| – ступень 1 |  
 50  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 30°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 5°  | 
| Болты крепления крышки коренного подшипника:* | |
| – ступень 1 |  
 50  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 45°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 15  | 
| Болты крепления крышки шатуна:* | |
| – ступень 1 |  
 35  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 45°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 15°  | 
| Система смазки | |
| Болты крепления масляного насоса |  
 6  | 
| Болты крепления крышки масляного насоса |  
 6  | 
| Болты крепления маслозаборного патрубка |  
 8  | 
| Болты крепления выключателя контрольной лапы давления масла |  
 30  | 
| Предохранительный клапан |  
 30  | 
| Масляный фильтр |  
 15  | 
| Болт крепления кронштейна маслозаборного патрубка |  
 6  | 
| Масляный поддон | |
| Болты крепления масляного поддона** |  
 5  | 
| Маслосливная пробка масляного поддона |  
 45  | 
| Система охлаждения | |
| Болты крепления водяного насоса |  
 20  | 
| Болты крепления трубки охлаждающей жидкости |  
 20  | 
| Болты крепления крышки термостата |  
 8  | 
| Болты, крепящие датчик температуры к кожуху термостата |  
 11  | 
| Болты, крепящие кожух термостата к головке блока цилиндров |  
 15  | 
| Усилитель рулевого управления | |
| Болты, крепящие опорный кронштейн насоса усилителя рулевого управления к блоку цилиндров |  
 40  | 
| Опоры силового агрегата | |
| Левая опора: | |
| – болты, крепящие крон | |
Лучшие АКПП и двигатели для ВАЗ 2109, характеристики, бензиновые, дизельные ДВС
Двигатель ВАЗ 2108 1.3 л являлся базовым для всех моделей семейства. Среди его особенностей следует назвать верхнее расположение распределительного вала, использование ремня в приводе газораспределительного механизма. Заводской ресурс на мотор был установлен из расчета 120 тыс. км до капитального ремонта. Читать больше проДвигатель ВАЗ 2108 1.3 …
Главной отличительной чертой всех моделей двигателей на ВАЗ 2114 является то, что на них установлен инжектор. Электронное управление впрыском топлива в зависимости от показаний большого количества различных датчиков, контролирующих самые разные параметры, вплоть до состава выхлопных газов, конечно же способствует сбалансированной и экономичной работе двигателя. Говоря о двигателе, специалисты всегда напоминают о важности механизма охлаждения ВАЗ-2111. Система охлаждения здесь зависит от залитой жидкости, поэтому во избежание перегрева двигателя необходимо следить за уровнем антифриза. Читать больше проДвигатель 2111/2114 …
Маркировка двигателей ВАЗ-2108 была взята по обозначению марки (кроме инжекторной модели). Так, базовой считалась модель с мотором на 1,3 литра, ее и обозначили как ВАЗ-2108. ВАЗ-2108 с 1,1-литровым мотором получили после некоторой переработки базового мотора (уменьшили ход поршня), тем самым повлияв на объем. Двигатель этот выдавал всего 53,9 л.с., а крутящий момент составлял 79 Нм при тех же оборотах мотора. Читать больше проДвигатель ВАЗ 21081 1.1 …
Двигатели 83 серии являются прародителем всех выпускаемых сегодня современных моторов Лада. Двигатель ВАЗ 21083 впервые появился в производстве Волжского автозавода в 1987 году. Этот силовой агрегат имел отличные показатели топливной экономичности и обеспечивал автомобилям завидную динамику. В последующем на базе этого силового агрегата были разработаны 1,5 литровые 16-ти клапанные инжекторные моторы, которые в настоящее время устанавливаются на автомобили Лада. Читать больше проДвигатель ВАЗ 21083 1,5л …
| Тип двигателя |  
 Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель с одним распределительным валом верхнего расположения, непрямым впрыском и компрессионным воспламенением  | 
| Диаметр цилиндра |  
 82,5 мм  | 
| Ход поршня |  
 79,50 мм  | 
| Объем |  
 1699 см3  | 
| Последовательность работы цилиндров |  
 1–3–4–2 (цилиндр №1 расположен со стороны шкива коленчатого вала)  | 
| Максимальная мощность: | |
| – двигатель 17D |  
 4600 об/мин  | 
| – двигатель 17DR |  
 4600 об/мин  | 
| Максимальный крутящий момент |  
 105 Н.м. при 2400 об/мин  | 
| Натяжение зубчатого ремня: | |
| – двигатель 17D (измерено при помощи инструмента КМ-510-А): | |
|  новый ремень, двигатель разогрет |  
 7,5  | 
|  новый ремень, двигатель холодный |  
 9,5  | 
|  использованный ремень, двигатель разогрет |  
 5,0  | 
|  использованный ремень, двигатель холодный |  
 9,0  | 
| – двигатель 17DR |  
 Натяжение регулируется автоматически  | 
| Определение толщины прокладки | |
| – выступание поршня до 0,80 мм: | |
|  толщина |  
 1,35 – 1,45 мм  | 
|  маркировка |  
 Нет  | 
| – выступание поршня 0,80–0,90 мм: | |
|  толщина |  
 1,44 – 1,55 мм  | 
|  маркировка |  
 Один вырез  | 
| – выступание поршня свыше 0,90 мм: | |
|  толщина |  
 1,54 – 1,65 мм  | 
|  маркировка |  
 Два выреза  | 
| Регулировка зазоров клапанов |  
 Осуществляется автоматически гидравлическими толкателями  | 
| Ширина седла клапана в головке цилиндров: | |
| – впускного |  
 1,3 – 2,0 мм  | 
| – выпускного |  
 1,3 – 2,6 мм  | 
| Зазор стержня клапана в направляющей втулке: | |
| – впускного клапана |  
 0,015 – 0,047 мм  | 
| – выпускного клапана |  
 0,030 – 0,062 мм  | 
| Углубление тарелки клапана |  
 0,25 – 0,75 мм  | 
| Выступание вихревой камеры |  
 0,00 – 0,02 мм  | 
| Шлифовка сопрягаемой поверхности |  
 Максимум 0,025 мм  | 
| Высота головки блока цилиндров: | |
| – максимальная |  
 106,10 мм  | 
| – минимальная |  
 105,75 мм  | 
| Деформация сопрягаемых поверхностей |  
 Максимум 0,05 мм  | 
| Радиальное биение |  
 Максимум 0,03 мм  | 
| Осевой люфт |  
 0,070 – 0,302 мм  | 
| Диаметр шейки коренного подшипника: | |
| – номинальный: | |
|  диаметр |  
 57,982 мм  | 
|  маркировка |  
 Зеленый  | 
|  диаметр |  
 57,995 мм  | 
|  маркировка |  
 Коричневый  | 
| – уменьшенный размер (на 0,25): | |
|  диаметр |  
 57,732 мм  | 
|  маркировка |  
 Зеленый/ Голубой  | 
|  диаметр |  
 57,745 мм  | 
|  маркировка |  
 Коричневый/ Голубой  | 
| – уменьшенный размер (на 0,50): | |
|  диаметр |  
 57,482 мм  | 
|  маркировка |  
 Зеленый/ Белый  | 
|  диаметр |  
 57,495 мм  | 
|  маркировка |  
 Коричневый/ Белый  | 
| Коренной подшипник: | |
| – толщина вкладышей |  
 1,989 – 2,001 мм  | 
| – рабочий зазор |  
 0,015 – 0,041 мм  | 
| – овальность |  
 0,005 мм максимум  | 
| – конусность |  
 0,004 мм максимум  | 
| Шатунный подшипник: | |
| – овальность |  
 0,005 мм максимум  | 
| – конусность |  
 0,004 мм максимум  | 
| Болты крепления головки цилиндров:* | |
| – ступень 1 |  
 25 Нм  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 90°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 90°  | 
| – ступень 4 |  
 Довернуть на угол 45°  | 
| Прогрейте двигатель | |
| – ступень 5 |  
 Довернуть на угол 30°  | 
| – ступень 6 |  
 Довернуть на угол 15°  | 
| Распределительный вал | |
| Болты крепления крышки корпуса распределительного вала |  
 8  | 
| Болты крепления упорной пластины распределительного вала |  
 8  | 
| Болты крепления шкива распределительного вала:* | |
| – ступень 1 |  
 75  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 60°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 5°  | 
| Болт крепления промежуточного шкива зубчатого ремня |  
 40  | 
| Болты крепления шкива механизма натяжения |  
 25  | 
| Коленчатый вал | |
| Болты крепления шкива коленчатого вала |  
 20  | 
| Болт крепления шкива коленчатого вала:* | |
| – ступень 1 |  
 145  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 30°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 10°  | 
| Болты крепления маховика: | |
| – ступень 1 |  
 50  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 30°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 5°  | 
| Болты крепления крышки коренного подшипника:* | |
| – ступень 1 |  
 50  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 45°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 15  | 
| Болты крепления крышки шатуна:* | |
| – ступень 1 |  
 35  | 
| – ступень 2 |  
 Довернуть на угол 45°  | 
| – ступень 3 |  
 Довернуть на угол 15°  | 
| Система смазки | |
| Болты крепления масляного насоса |  
 6  | 
| Болты крепления крышки масляного насоса |  
 6  | 
| Болты крепления маслозаборного патрубка |  
 8  | 
| Болты крепления выключателя контрольной лапы давления масла |  
 30  | 
| Предохранительный клапан |  
 30  | 
| Масляный фильтр |  
 15  | 
| Болт крепления кронштейна маслозаборного патрубка |  
 6  | 
| Масляный поддон | |
| Болты крепления масляного поддона** |  
 5  | 
| Маслосливная пробка масляного поддона |  
 45  | 
| Система охлаждения | |
| Болты крепления водяного насоса |  
 20  | 
| Болты крепления трубки охлаждающей жидкости |  
 20  | 
| Болты крепления крышки термостата |  
 8  | 
| Болты, крепящие датчик температуры к кожуху термостата |  
 11  | 
| Болты, крепящие кожух термостата к головке блока цилиндров |  
 15  | 
| Усилитель рулевого управления | |
| Болты, крепящие опорный кронштейн насоса усилителя рулевого управления к блоку цилиндров |  
 40  | 
| Опоры силового агрегата | |
| Левая опора: | |
| – болты, крепящие кронштейн опоры к коробке передач |  
 60  | 
| – болты, крепящие опору к кронштейну |  
 60  | 
|  болты, крепящие опору к кузову |  
 65  | 
| Правая опора: | |
| – болты, крепящие кронштейн опоры к блоку цилиндров |  
 60  | 
| – болты, крепящие опору к кронштейну |  
 35  | 
| – болты, крепящие опору к кузову |  
 65  | 
| Задняя опора: | |
| – болты, крепящие кронштейн опоры к коробке передач |  
 60  | 
| – болты, крепящие опору к кронштейну |  
 45  | 
| – болты, крепящие опору к поперечине |  
 40  | 
| Другие детали | |
| Болты, крепящие вакуумный насос к корпусу распределительного вала |  
 28  | 
| Болты, крепящие кронштейн генератора к блоку цилиндров |  
 40  | 
| Болты, крепящие кронштейн топливного насоса к блоку цилиндров |  
 25  | 
| Болты, крепящие кронштейн стартера к блоку цилиндров |  
 25  | 
| Болты, крепящие стартер к блоку цилиндров: | |
| – со стороны двигателя |  
 45  | 
| – со стороны коробки передач |  
 75  | 
| Болты, крепящие маслоотделитель вентиляционного шланга картера двигателя |  
 15  | 
| Болты, крепящие коробку передач к блоку цилиндров |  
 60  | 
