Система электрооборудования автомобиля
Контактная система батарейного зажигания
Для создания искрового разряда между электродами свечи зажигания необходимо высокое напряжение (15000-30000 В), так как газы, находящиеся в цилиндре, не проводят ток низкого напряжения. На современных автомобильных двигателях применяют однопроводную систему соединения источников тока с потребителями. Вторым проводником электрической энергии служит масса (корпус) – все соединенные между собой металлические части автомобиля.
При однопроводной системе включения приборов электрооборудования уменьшается число проводов, упрощается техническое обслуживание и уменьшается стоимость системы. Отрицательные выводы генератора, аккумуляторной батареи и всех потребителей электроэнергии соединены с массой, а положительные изолированы от нее. В эксплуатации необходимо внимательно следить за состоянием изоляции на проводах и за их креплением, так как нарушение изоляции может привести к возникновению
Устройство контактной системы батарейного зажигания:
Схема устройства контактной системы батарейного зажигания:
а) схема; б) положения ключа выключателя зажигания и стартера; 1 – рычажок прерывателя; 2 – подвижный контакт; 3 – неподвижный контакт; 4 — кулачок; 5 – прерыватель низкого напряжения; 6 — конденсатор; 7, 14, 23 – провода; 8 – выключатель зажигания; 9 – добавочный резистор; 10 – первичная обмотка; 11 – вторичная обмотка; 12 – катушка зажигания; 13 — магнитопровод; 15 – выключатель добавочного резистора; 16 — амперметр; 17 – аккумуляторная батарея (АКБ); 18 – выключатель электродом; 19 – ротор с электродом; 20 — распределитель; 21, 24 – подавительные резисторы; 25 – свеча зажигания; 26 – ключ выключателя зажигания.
Контактная система батарейного зажигания состоит из: аккумуляторной батареи 17, катушки зажигания 12, прерывателя 5 низкого напряжения с конденсатором 6, распределителя импульсов высокого напряжения 20, свечей зажигания 25, выключателя зажигания 8, амперметра 16. Прерыватель 5 имеет два контакта: неподвижный 3 соединенный с массой и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный с проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. В системе зажигания в качестве источника электрического тока используется генератор переменного тока.
При замыкании контактов прерывателя ток от АКБ проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле.
Цепь низкого напряжения следующая: положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 — провод 7 – подвижный контакт 2 – неподвижный контакт 3 – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ.
При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя.
Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.
Цепь высокого напряжения: вторичная обмотка 11 – провод 14 высокого напряжения – подавительный резистор 21 – электрод ротора 19 – один из электродов крышки распределителя 20 – провод 23 — подавительный резистор 24 – свеча зажигания 25 – центральный электрод свечи – боковой электрод свечи – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ 17 – положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 — выключатель зажигания 8 – добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – вторичная обмотка катушки зажигания 12.
В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.
Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ 26 выключателя зажигания может занимать четыре положения: 0 – зажигания выключено; 1 – зажигание включено; 2 – включены зажигание и стартер; 3 – подведено питание к радиоприемнику. В положении 0 ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.
Выключатель 18 цепи АКБ нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение – плафон кабины и розетка переносной лампы.
Почему контактная система батарейного зажигания не используется на современных автомобилях?
Постепенно контактную систему батарейного зажигания вытеснили другие системы, такие как контактно транзисторная или бесконтактная системы зажигания. Этому предшествовало ряд недостатков контактной системы батарейного зажигания:
- Быстрый износ и обгорание контактов прерывателя;
- Уменьшение тока в цепях низкого и высокого напряжения;
- Частые перебои с воспламенением рабочей смеси;
- Затрудненный пуск двигателя;
- Снижение экономичности и мощности двигателя.
Электрическая масса автомобиля — Мир авто
Электрическая цепь
Вода не будет протекать по гидравлическому контуру, если только трубопроводы не образуют замкнутый путь от бака, через всю систему и назад в бак. Этот принцип также и к электрической системе — электрический ток не будет протекать, если нет замкнутой электрической цепи.
Когда образуется цепь, содержащая батарею, по цепи перемещаются небольшие электрические заряды, называемые электронами. Эти заряды проходят через батарею, по проводам и назад в батарею, причем движение зарядов побуждается батареей. Когда имеется электрический ток, все электроны в различных частях цепи движутся одновременно, это объясняет, почему для протекания тока должен иметься замкнутый контур.
Простая электрическая цепь образуется, если подсоединить лампу и выключатель к батарее. На рис. 36.2 показаны два способа изображения цепи: в виде рисунка и в виде схемы.
К выключателю подсоединена лампа, и ток, протекая через тонкую проволочную спираль, раскаляет ее, в результате спираль начинает светиться.
Термины «замкнутая цепь» и «разомкнутая цепь» означают, что электрическая цепь является полной или неполной.
Электрическая «масса»
Использование металлического кузова и рамы автомобиля в качестве части электрической цепи позволяет уменьшить длину используемых проводов и упростить подключение. Рама автомобиля называется «массой» и подсоединяется к одной из клемм аккумуляторной батареи. Обычно «массой» является отрицательный полюс аккумуляторной батареи; в этом случае полярность называется «с отрицательной массой».
Как устроено электрооборудование в автомобиле — журнал За рулем
Как выглядит современная бортовая электросеть и как она будет эволюционировать в ближайшее время? Об этом рассказывает Максим Сачков.
StreetScooter
Куда ведет тенденция
Согласно статистике, в течение последнего десятилетия масса бортовой сети увеличилась на 10 кг — по кило в год! Электрические связи постепенно вытесняли механические. Общая длина проводов росла, их пучки становились все толще, и в машине оставалось все меньше неэлектрифицированных уголков. У некоторых автомобилей суммарная масса электрики уже перевалила за полцентнера.
К 2025 году, если ничего не предпринимать, бортовая сеть потяжелеет еще на десяток кило. Ведь на электронику возлагают все больше функций, чтобы уровень комфорта и безопасности продолжал расти. Однако разработчики не сидят сложа руки, а изыскивают способы сделать электросхему более легкой, компактной, надежной и быстродействующей.
Цифровая диета
Здорово похудеть электропроводке помогают… шины. Конечно, не те, которые на колесных дисках, а электрические, передающие цифровые сигналы. Разница с обычной аналоговой связью в том, что у исполнительных механизмов появились собственные блоки управления. И к ним подходят уже не толстые жгуты, а лишь один или пара (в зависимости от скорости передачи данных) информационных проводов, не считая питания («минус» традиционно сидит на кузове).
193
Бортовая сеть автомобиля включает в себя десятки управляющих блоков и сотни метров проводов. Количество возложенных на электронику задач будет расти, а значит, надо думать, как упростить электросхемы.Бортовая сеть автомобиля включает в себя десятки управляющих блоков и сотни метров проводов. Количество возложенных на электронику задач будет расти, а значит, надо думать, как упростить электросхемы.
Бортовая сеть автомобиля включает в себя десятки управляющих блоков и сотни метров проводов. Количество возложенных на электронику задач будет расти, а значит, надо думать, как упростить электросхемы.
Такая архитектура позволяет избавиться от сотен метров проводов. И масса меньше, и дорогая медь экономится. Легче стало работать компоновщикам: проложить пару тонких проводов проще, чем пучок толщиной с руку.
Не думайте, что электрические шины применяют исключительно на дорогих моделях. У бюджетной Калины цифровой сигнал идет не только к двигателю, ABS и подушкам безопасности, но и к модулю передних дверей, управляющему электростеклоподъемниками, обогревом и регулировкой зеркал. Всякий раз инженеры решают, что выгоднее проложить — обычную проводку или шину.
CAN и все, все, все
Одна из основных в схеме электрооборудования — шина CAN (Controller Area Network). Это последовательная шина: данные и команды передаются по одному каналу один за другим. CAN-шину образуют два провода, заплетенных в косичку, — это так называемая витая пара. Два провода — для страховки от потери данных при передаче, а завивают провода для дополнительной защиты сигнала от электромагнитных помех.
StreetScooter
Удельная мощность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Удельная мощность — отношение вырабатываемой или потребляемой устройством мощности к другому конструктивному показателю (обычно массе или объёму).
Применительно к автомобилям удельной мощностью называют максимальную мощность мотора, отнесённую ко всей массе автомобиля. Мощность поршневого двигателя, делённая на литраж двигателя, называется литровой мощностью. Например, литровая мощность бензиновых моторов составляет 30…45 кВт/л, а у дизелей без турбонаддува — 10…15 кВт/л.
Увеличение удельной мощности мотора приводит, в конечном счёте, к сокращению расхода топлива, так как не нужно транспортировать тяжёлый мотор. Этого добиваются за счёт лёгких сплавов, совершенствования конструкции и форсирования (увеличения быстроходности и степени сжатия, применения турбонаддува и так далее). Но эта зависимость соблюдается не всегда. В частности, более тяжёлые дизельные двигатели могут быть более экономичны, так как КПД современного дизеля с турбонаддувом доходит до 50 %[1].
В литературе, используя этот термин, часто приводят обратную величину кг/л.с. или кг/квт.
Мощность, надёжность и другие параметры двигателей боевых машин постоянно росли и улучшались. Рассмотрим в качестве примера танки. Если на ранних моделях довольствовались фактически автомобильными моторами, то с ростом массы танков в 1920-х—1940-х гг. получили распространение адаптированные авиационные моторы, а позже и специально сконструированные танковые дизельные (многотопливные) двигатели. Для обеспечения приемлемых ходовых качеств танка его удельная мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе танка) должна быть не менее 18—20 л. с./т..
Страна-производитель | Модель танка | Боевая масса, тонн | Мощность двигателя, л.с. | Удельная мощность, л.с./т | Тип двигателя |
---|---|---|---|---|---|
Франция | Леклерк | 54,6 | 1500 | 27,4 | дизельный двигатель |
Союз ССР | Т-80У-М1 | 46,0 | 1250 | 27,2 | газотурбинный двигатель |
Украина | Т-84 | 46,0 | 1200 | 26,08 | дизельный двигатель |
США | М1А2 Aбрамс | 62,5 | 1500 | 24,0 | газотурбинный двигатель |
Германия | Леопард-2А5 | 62,5 | 1500 | 24,0 | дизельный двигатель |
Россия | Т-90С | 46,5 | 1000 | 21,5 | дизельный двигатель |
Израиль | Меркава Mk.3 | 60,0 | 1200 | 20,0 | дизельный двигатель |
Великобритания | Челленджер-2 | 62,5 | 1200 | 19,2 | дизельный двигатель |
Электрические нагрузки автомобиля
Нагрузки на электрогенератор можно разделить на три отдельные группы:
- постоянные
- длительные
- кратковременные
Система зарядки современного автомобиля должна справляться с высокими требованиями при множестве различных условий. Чтобы получить некоторое представление о необходимой мощности, сложите мощности, потребляемые каждым индивидуальным компонентом автомобиля и добавьте эту сумму к мощности, требуемой для зарядки батареи. В таблице приведен список типичных потребностей в электроэнергии различных систем транспортного средства. Для сравнения дается потребление тока (с точностью до 0,5 А) при 14 и 28 В (номиналы выходных напряжений генератора переменного тока для систем 12 В и 24 В).
Рис. Требования к генератору переменного тока
В списке отсутствуют некоторые потребители, вроде предварительно подогреваемых каталитических конвертеров, электрических усилителей рулевого управления и обогревателей ветровых стекол. Этот список будет расширяться, и система зарядки должна будет обеспечить все новые потребности.
Таблица. Типичное потребление электроэнергии электрическими компонентами автомобиля
Постоянные нагрузки | Мощность, Вт | Ток при 14 В, A | Ток при 28 В, А |
Зажигание | 30 | 2 | 1 |
Инжекторы топлива | 70 | 5 | 2,5 |
Топливный насос | 70 | 5 | 2,5 |
Приборная панель | 10 | 1 | 0,5 |
Итого | 180 | 13 | 6,5 |
Продолжительные нагрузки | Мощность, Вт | Ток при 14 В, A | Ток при 28 В, А |
Габаритные и задние огни | 30 | 2 | 1 |
Огни освещения номера | 10 | 1 | 0,5 |
Фары дальнего света | 200 | 15 | 7 |
Фары ближнего света | 160 | 12 | 6 |
Огни подсветки приборов | 25 | 2 | 1 |
Приемник/Магнитофон/CD | 15/30 | 1,0/2,0 | 0,5/1,0 |
Итого (при средней нагрузке фар) | 260-270 | 20 | 10 |
Кратковременные нагрузки | Мощность, Вт | Ток при 14 В, A | Ток при 28 В, А |
Нагреватель | 50 | 3,5 | 2 |
Индикаторы | 50 | 3,5 | 2 |
Стоп-сигналы | 40 | 3 | 1,5 |
Передние стеклоочистители | 80 | 6 | 3 |
Задние стеклоочистители | 50 | 3,5 | 2 |
Электрические стеклоподъемники | 150 | 11 | 5,5 |
Вентилятор охлаждения радиатора | 150 | 11 | 5,5 |
Вентилятор обогрева салона | 80 | 6 | 3 |
Обогреватель заднего стекла | 120 | 9 | 4,5 |
Лампы внутреннего освещения | 10 | 1 | 0,5 |
Звуковые сигналы | 40 | 3 | 1,5 |
Задние противотуманные фонари | 40 | 3 | 1,5 |
Фонари заднего хода | 40 | 3 | 1,5 |
Дополнительные лампы | 110 | 8 | 4 |
Прикуриватель | 100 | 7 | 3,5 |
Очиститель передних фар | 100 | 7 | 3,5 |
Регулировка сидения | 150 | 11 | 5,5 |
Подогрев сидения | 200 | 14 | 7 |
Мотор привода люка в крыше | 150 | 11 | 5,5 |
Электрические приводы зеркал | 10 | 1 | 0,5 |
Итого | 1,7 кВт | 125,5 | 63,5 |
Кратковременные нагрузки возникают нечасто, а некоторые потребители энергии, вроде обогрева задних стекол и нагревателей сидений, как правило оснащаются реле с таймером. Поэтому ради упрощения дальнейших вычислений к полной сумме требуемой мощности применен коэффициент 0,1. Предполагается, что транспортное средство будет использовать такую мощность при нормальных условиях движения.
Требование потребителей к генератору переменною тока — сумма постоянных нагрузок, длительных нагрузок и кратковременных нагрузок (с примененным коэффициентом). В этом примере:
180 + 260 + 170 = 610 Вт (43 А при 14 В).
Следовательно, требования, предъявляемые к системе зарядки, весьма значительны. Эта нагрузка является дополнительной к току, требуемому для подзарядки батареи.
Что такое масса на аккумуляторе? И зачем это предназначено?
Ты зачем усы сбрил, дурик?
масса — это общий провод… сейчас это минус (когда-то на массу плюс сажали)
На авто однопроводная система, плюс по проводу, минус по кузову он же железный. Это по простому
на аккумуляторе нет массы
Уточни—у тебя на АКБ три вывода, что ли???
масса это минус, как у батарейки минус и плюс,
Масса идёт на кузов только не с акб
в школе были прогулы?
Что такое провод массы? Какую функцию выполняет? Помогите более менее грамотно сформулировать ответ!
на машине таких проводов множество
где то в шестом или седьмом классе более подробно написано о движении электронов.
провод массы -это провод, который подключается к корпусу авто… Обычно С помощью винтов крепят
Для уменьшения проводов в авто массу (минус) выполняет кузов авто.
Провод массы это провод от минусовой клеммы АКБ. Их должно быть два. Поясняю Один от клеммы очень мощный крепится к корпусу двигателя, второй потоньше крепится уже к кузову авто. Тот, который потоньше, служит для питания, всей бортсистемы авто, а тот который к движку (толстый), служит в первую очередь для запуска авто, потаму что стартер при пуске берёт очень много энергии, и если не будет этого провода, то соответственно, ток при заводке пойдет по тонкому проводу через кузов, а это чревато… 1.сгорит провод,.. 2.замкнет че нить из борт сисиемы