как делают (видео) и как часто нужна
Балансировкой называется процесс уравновешивания инерционных масс, воздействующих на ось при вращении колеса. Рассмотрим, как происходит балансировка колес, а также когда ее нужно проводить.
Физика процесса
Неуравновешенные массы при вращении создают центробежные силы с собственным вектором направления. Чем больше масса, тем большая инерционная сила появляется при вращении. В итоге мы получаем вибрации при разгоне, торможении или в каком-то отдельном скоростном режиме. Чтобы избежать такого эффекта, масса колеса должна быть равномерно распределена относительно оси вращения (центра). С точки зрения физики, процесс описывается формулой вычисления центробежной силы:
- m – неуравновешенная масса.
- w – угловая скорость (скорость вращения).
- R – радиус удаления неуравновешенной массы от оси вращения.
Из указанной формулы видно, что центробежная сила зависит от скорости вращения, расстояния от оси вращения до неуравновешенной точки и массы места в точке. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
- при увеличении скорости вращения колеса негативное воздействие неуравновешенных масс будет увеличиваться, что значит усиление вибраций;
- чем дальше точка неуравновешенной массы находится от центра оси вращения, тем большее ее влияние на величину центробежной силы. Именно поэтому неровности резины вызывают куда большие вибрации, чем соизмеримые неуравновешенные массы колесного диска.
Ввиду особенностей производства резины, сделать идеально ровные покрышки чрезвычайно сложно. Именно поэтому для балансировки колес используются специальные грузики, которые крепятся как можно дальше к краю колеса.
Виды разбалансировки
Дисбаланс может быть 2 типов:
- статический – неравномерное распределение массы по длине окружности. Иными словами, если провести диагональ, то на противоположных концах диагонали будут разные массы. Определить такую разбалансировку можно, если покрутить колесо, закрепленное на свободно вращающейся оси. Колесо с ярко выраженным статическим дисбалансом будет всегда останавливаться в одинаковом положении, так как самая тяжелая точка всегда будет ближе всего располагаться к центру земного притяжения;
- динамический дисбаланс – неравномерное распределение массы колеса по ширине. При вращении неуравновешенные массы, расположенные под углом к оси инерции, будут стремиться расшатывать колесо со стороны в сторону.
В случае с железными дисками для балансировки используются преимущественно набивные грузики, которые плотно садятся в наружную и внутреннюю каемки диска. Для легкосплавных колес используются универсальные самоклеящиеся балансиры. Недостаток клеящихся грузиков в недостаточно надежном способе крепления. Воздействие дорожных реагентов, перепады температур, налипание грязи и мойки высокого давления негативно сказываются на клеевом слое, поэтому клеящиеся компенсирующие грузы чаще теряются в процессе эксплуатации, нежели набивные экземпляры.
На территории России действует межгосударственный ГОСТ 4754-97, регламентирующий пороговые значения дисбаланса, а также максимальную массу корректирующих грузиков для одного колеса.
Когда нужна балансировка
Балансировать колеса необходимо в следующих случаях:
- после снятия и установки резины. При этом не важно, обуваете вы новые диски в старую резину либо меняете покрышки на старых дисках. Даже новая резина в обязательно порядке должна быть отбалансирована после бортировки;
- при сезонной замене резины. При этом рекомендовано производить балансировку, даже если у вас двое пар колес, а поэтому установка и снятие резины с дисков не производятся. Обосновывается это тем, что в процессе эксплуатации диск (особенно железный) и резина подвергаются нагрузкам при проезде неровностей, коих на наших дорогах предостаточно. Поэтому со временем расположение масс нарушается и требуется новая балансировка колес;
- после жесткого попадания в глубокую яму, удар о бордюр и прочие ударные нагрузки.
Также в качестве профилактической меры рекомендуется производить балансировку колес каждые 10-15 тыс. км. Если указанные рекомендации кажутся вам излишней предосторожностью либо пустой тратой денег, ознакомьтесь с последствиями, к которым приводит эксплуатация авто с дисбалансом колес.
Почему экономить на балансировке невыгодно
Чем чревато игнорирование рекомендаций:
- ухудшается курсовая устойчивость автомобиля. Особенно это опасно на скользких покрытиях, так как вероятность потери контроля над авто увеличивается в разы. При этом ухудшается тормозной путь автомобиля;
- неравномерный износ резины;
- детали подвески и рулевого управления получают десятикратную нагрузку. Именно поэтому экономия на балансировке колес может обернуться для вас дорогостоящим ремонтом. В первую очередь пострадают: рулевая рейка, наконечники, втулка рулевых тяг, шаровые опоры, а также ступичные подшипники.
Если стоимость деталей подвески, скорее всего, не испугает автомобилистов, владеющих бюджетными иномарками и отечественными авто, то владельцы машин премиум-класса, к примеру, Audi либо даже WV Passat B5, должны призадуматься, так как стоимость алюминиевой подвески нельзя назвать гуманной. Ремонт рулевой рейки в любом случае встанет вам в копеечку.
Правила балансировки
В условиях статистической шиномонтажной станции исправить могут только динамический дисбаланс, поскольку коррекция статической неуравновешенности требует специализированного оборудования. Рассмотрим простые правила, которые помогут вам, как клиенту шиномонтажной станции, выявить грубые нарушения при балансировке колес.
- На станок устанавливаются только очищенные от грязи диски и резина. Внутри протектора не должно быть камней, так как все это скажется на точности регулировки.
- Все старые грузики удаляются при каждой новой балансировке колеса.
- Станок должен быть установлен на горизонтальной плоскости и быть жестко закреплен.
- Площадь для наклейки грузика предварительно должна быть обезжирена и высушена.
Как это ни грустно, но визуально определить качество балансировки колес невозможно. Корректность во многом зависит от изношенности станка, точности и периодичности калибровок, а также квалификации мастера. При преодолении максимально допустимого веса балансировочных грузиков на одно колесо, установленного ГОСТ 4754-97, следует спустить колесо и повернуть резину относительно диска на 180º.
3D-балансировка
3D-балансировка колес – наиболее прогрессивный способ устранения дисбаланса. Главные особенности процесса:
- колесный диск отдельно от шины сканируется лазерами, что позволяет точно определить радиальные и осевые биения;
- осуществляется предварительная балансировка диска;
- после бортировки станок создает геометрическую 3D-модель колеса. На мониторе дисбаланс показан не только в цифровом виде, но и в виде графика, с выделенными точками минимума-максимума. Сканирование помогает определить положение диска относительно покрышки, при котором будет наименьшее биение;
- шина сдувается, а затем бортируется по выставленным меткам;
- колесо проходит финальную балансировку.
Технические аспекты балансировки колес — инфоцентр Долавто
Чтобы снизить риск дорожно-транспортного происшествия, необходимо поддерживать исправную работу каждого узла автомобиля. И колесной базы это касается в первую очередь. Неустойчивое положение колес на дороге может стать причиной серьезных последствий, особенно при вождении на большой скорости. Балансировку колес каждый водитель выполняет по собственному желанию. Такая процедура сделает езду более комфортной и безопасной, продлит срок службы трансмиссии.
Содержание:
- Зачем нужна балансировка;
- Почему важна точность балансировки;
- Основные виды дисбаланса;
- Как выполняется балансировка колес;
Зачем нужна балансировка
Ось вращения при равномерном распределении веса должна совпадать с центром массы колеса. Если этого не происходит, появляется дисбаланс, вызывающий центробежную силу с разными векторами приложения. В итоге возникает вибрация в колесах, приводящая к появлению непредусмотренных нагрузок. При балансировке колес она исчезает за счет фокусировки всех прилагаемых сил в центре.
Чтобы понять, для чего нужно делать балансировку, стоит рассмотреть лишь несколько последствий появления дисбаланса:
- снижается сцепление колеса с дорожным покрытием, из-за чего частично теряется управление;
- повышается нагрузка на ступицу и подшипники. Если балансировку не выполнять долгое время, это может привести к их разрушению. Такая ситуация происходит, когда автомобиль находится в движении, что чревато серьезными последствиями из-за потери колеса;
- протектор колес из-за их разбалансировки страдает очень сильно. Поэтому, если вы не хотите часто менять шины, лучше регулярно выполнять балансировку.
Еще одним негативным явлением выступает высокая вибрация, которая передается на руль. Это значительно затрудняет процесс управления и приводит к быстрому утомлению.
Почему важна точность балансировки
Чем точнее выполнен процесс, тем удобнее управлять автомобилем. Обусловлено это наличием центробежной силы, напрямую зависящей от скорости движения. Т.е., чем быстрее движется автомобиль, тем в большей степени проявляется негативный эффект, вызванный отсутствием балансировки или ее низкой точности.
Основные виды дисбаланса
В зависимости от взаимного расположения оси вращения колеса и оси инерции дисбаланс может быть двух видов:- статический. В этом случае они параллельны. Его легко определить по подскакивающим движениям автомобиля даже при движении на небольших скоростях. Это происходит из-за смещения в одну сторону центра тяжести шин;
- динамический. В этой ситуации оси находятся под некоторым углом, а масса колеса неравномерно распределяется по ширине. Отклонения в этом случае ощущаются на более высоких скоростях, когда становится сложно удержать автомобиль на одной линии.
В редких случаях возможно присутствие обоих видов дисбаланса. Но любой балансировочный станок легко справится и с этой проблемой.
Как выполняется балансировка колес
Процедура выполняется только на полностью собранном колесе. Выделяют несколько методик, по которым выполняют балансировку:- с использованием классического балансировочного станка;
- внутренняя, или ее еще называют автоматической.
При автоматической балансировке используется специальный материал или песок, который насыпают внутрь шины. За счет центробежной силы он распределяется по ее внутренней поверхности, обеспечивая весовой баланс. Основным недостатком метода является ограниченность в применении – преимущественно для грузовых автомобилей и внедорожников.
На балансировочном станке
Этот метод привычен и знаком практически каждому водителю – такая техника стоит практически в каждом пункте шиномонтажа. Основной целью является выявление мест для закрепления специальных грузиков, устраняющих весовой дисбаланс. Для этого при балансировке колеса оно раскручивается, а после полной остановки на монитор выводятся данные по весу грузика и месту его закрепления. Для повышения точности их закрепляют на внутренней и внешней стороне колес. При относительной простоте такая балансировка колес отличается высокой точностью.
Чаще всего на колесах закрепляют набивные грузики. Но их основной недостаток – нанесение повреждений лакокрасочному покрытию диска, приводящих к появлению коррозии. При балансировке легкосплавных дисков используют преимущественно самоклеящиеся грузики. Они меньше портят эстетичность колеса, но со временем могут отклеиться из-за снижения удерживающей способности двухстороннего скотча.
Финишная балансировка колес
Этот метод также предусматривает использование специального оборудования. Но при этом колеса не снимают. Преимуществом тут является то, что балансируется вся система в целом. При финишной балансировке происходит раскручивание колес до высокой скорости, после чего в нужных местах навешивают грузики.
С какой периодичностью нужно выполнять процедуру балансировки колес
При прохождении планового ТО проверяется наличие дисбаланса и выполняется его устранение. Также обязательная балансировка колес выполняется при замене резины. Но имеется ряд факторов, требующих внепланового прохождения этой процедуры:
- при смещении или потере грузиков. Это может произойти при перемещении по бездорожью из-за камней и ям. Самоклеящиеся грузики можно сместить при мойке автомобиля плотной струей;
- при изменении геометрии колес, например, при столкновении с бордюром или въезде в глубокую яму;
- слишком агрессивный стиль вождения провоцирует повышенный износ покрышек. Из-за его неравномерности смещаются оси, что также требует более частой балансировки.
Если видимых нарушений в конструкции не наблюдается, придется ориентироваться на поведение автомобиля на дороге – вибрации руля, подскакивания и т.д.
Нуждаются ли в балансировке задние колеса
Чем отличается качественная балансировка
Распределение массы осуществляется с использованием грузиков, которые цепляют на внешнюю и внутреннюю (если это возможно технологически) поверхность обода. Чтобы выполнить работу качественно, специалист должен:
- правильно определить позицию для закрепления;
- подобрать грузик соответствующей массы;
- правильно подобрать количество грузиков.
Балансировку необходимо выполнять с использованием минимального количества крепежей. В идеале, он должен быть один. Но добиться этого, особенно при значительных повреждениях обода, практически невозможно. Поэтому, оценивая работу, нужно смотреть на количество используемых грузиков (их должно быть минимальное количество) и расположение на ободе (желательно ближе к спицам).
Строгих требований к тому, с какой периодичностью должна выполняться балансировка колес, нет. Производители рекомендуют делать ее через каждые 15 тыс. км. Поклонникам скоростной езды, резких заносов и торможений это расстояние можно смело делить надвое. Выполнять балансировку всех колес нужно вовремя, чтобы автомобиль не стал причиной ДТП.
« Автосервисы нового поколения Что такое роторный двигатель »
Возврат к списку статей
Несколько полезных советов по балансировке автомобильных колес
Балансировка колес: как делать правильно
Сегодня из-за использования крупноразмерных шин в автомобилях часто возникают проблемы с верной балансировкой колес. Также они могут касаться шин и малых размеров. Вибрация кузова, нарастающая со скоростью движения, часто ощущаемая главным образом водителем как вибрация рулевого колеса, может иметь разные причины. Например, обычный дисбаланс колеса или износ покрышки, которая имеет неоднородную жесткость.
Эксперты рекомендуют:
Чем меньше грузиков используется для балансировки колеса, тем лучше
Некоторые дефекты можно уменьшить только с помощью балансировочного станка с дорожным тестом
Проблемы с балансировкой не случаются в одночасье. Покрышки под воздействием дорожной нагрузки постепенно изнашиваются, теряют свои первоначальные жесткостные характеристики.
Ситуация, когда колесо начинает мягко подпрыгивать, совершенно не заметна на небольшой скорости. Только когда автомобиль разгоняется и достигает своей крейсерской скорости, то есть порядка 90 км/ч, тогда колесо начинает вращаться 14-16 раз в секунду. И именно здесь вы чувствуете вибрации на рулевом колесе.
Проблема может сохраняться и после «переобувания» на новую резину. Причем неверно, что шины должны быть обязательно дорогими. Сегодняшние автомобили становятся все более мощными и, следовательно, более скоростными. Появились легкосплавные диски, большеразмерные колеса.
Все чаще автовладельцы устанавливают низкопрофильные шины. И бывает так. Вы приезжаете в шиномонтаж. Вам устанавливают новые колеса, производят балансировку, делают проверку. Все довольны. Вы выезжаете на трассу, разгон… И возвращаетесь обратно в тот же шиномонтаж. Даже опытные мастера не всегда могут определить, в чем проблема. А она может быть связана, например, с неравномерной радиальной жесткостью покрышки. Этот и другие изъяны может выявить балансировочный станок с дорожным тестом.
Что это такое?
Если колесо во время движения ведет себя иначе, чем колесо, которое вращается на обычном балансировочном станке «в воздухе», то стоит испытать его под нагрузкой. Все больше и больше СТО имеют балансировочный станок с так называемым дорожным тестом.
К вращающемуся на устройстве колесу прикладывается дополнительный ролик, имитирующий нагрузку, которая возникает при естественной дорожной эксплуатации. При таком методе выявляются все недостатки, незаметные при традиционном шиномонтаже. Информация выводится на дисплей, где указываются скоростные и весовые параметры. Результат определяется компьютерной программой. Как правило, балансировочные агрегаты с дорожным тестом позволяют нейтрализовать практически все дефекты покрышек. После чего в процессе эксплуатации колесо будет вести себя идеально.
Чем меньше грузов, тем лучше!
Как известно, в процессе балансировки колеса необходимо парировать дисбаланс обода и покрышки. Для начала необходимо найти самые тяжелые места отдельно на покрышке и отдельно на ободе. После чего развести их в противоположные стороны. Также при балансировке колеса с неравномерной жесткостью шины необходимо использовать минимум грузиков – методом проб и ошибок – для получения оптимальной настройки.
Откуда еще возникают проблемы с балансировкой?
Они могут появляться из-за искривления обода, причем весами можно исправить только минимальное искривление. Резкое торможение, агрессивная езда, передвижение по плохим дорогам, по бездорожью – чем более ваша манера водить автомобиль будет спокойная, бережная и аккуратная, тем покрышка прослужит дольше.
Попадаются некачественные шины, которые теряют свои свойства после 1-2 сезонов. Кроме того, покрышка может деформироваться и вибрировать из-за длительного простоя автомобиля. Это относится к тем, для кого автомобиль не постоянное, а, допустим, сезонное средство передвижения. Даже если так, помните, что технике нельзя застаиваться. Надо хотя бы немного поездить, что называется, для проформы.
Случается, что покрышка сдвигается относительно обода при резком движении или торможении сразу после шиномонтажа. Поскольку вулканизационная паста еще мягкая, старайтесь хотя бы несколько часов после установки новых покрышек избегать резких маневров. Однако вибрации, связанные с вращением колес, могут быть связаны с другими причинами: кривые диски, неисправные ступицы, зазоры подшипников… Не забудем и про совсем очевидные проблемы вроде грязи или снега.
Как часто производить балансировку?
Это обязательно надо делать при сезонной смене резины. Или после прохождения 10-12 тысяч километров. Или после длительной поездки свыше 1500-2000 километров за раз. Или если вы угодили на скорости в яму или ухаб. В этом случае обязательно вначале необходимо протестировать обод на ровность. Иначе балансировка не будет иметь никакого эффекта.
И конечно, если вы на высокой скорости почувствовали неестественную вибрацию руля или кузова, не поленитесь заехать в первый встречный шиномонтаж.
Зачем нужна балансировка на Ваз 2107?
Посещая шиномонтажные мастерские, вы наверняка обращали внимание на процедуру балансировки колес. У многих водителей невольно возникает вопрос – а для чего это делается? На что влияет балансировка колеса? Сегодня мы попытаемся подробно ответить на все эти вопросы, уделив внимание многим нюансом этой важной процедуры, а также дадим ряд советов, помогающих провести балансировку максимально точно.
Что такое балансировка, и для чего она проводится?
Балансировкой колес называют процесс уменьшения дисбаланса колеса, возникающего во время его вращения, путем установки на диск дополнительных грузов.
Качественно проведенная балансировка является гарантией того, что ваша поездка будет выполнена максимально комфортно, а нагрузка на подвеску будет минимальной. Да-да, дисбаланс колеса оказывает существенное воздействие на ступичные подшипники авто, его рычаги и другие взаимодействующие детали ходовой. Причем оказываемая нагрузка, по истине, колоссальна! Так при биении колеса размером 14 дюймов с дисбалансом всего в 20 грамм у автомобиля, движущегося на скорость 100 км/ч, возникает ударная нагрузка, по силе соизмеримая с ударом трехкилограммового молотка. Учитывая, что вращение колес циклично, такое воздействие будет происходить с частотой более 800 раз в течении каждой минуты!
Как проходит процесс балансировки колес?
Накаченное колесо очищается от грязи, в большинстве случаев присутствующей на внутреннем контуре диска, после чего помещается на балансировочную установку и центруется специальным конусом. Механизм раскручивает колесо, моделируя процесс движения, в результате чего определяет величины амплитуд его отклонения от вертикали. Основываясь на этом, компьютер показывает, с какой стороны и какой массы должен быть закреплен специальный груз.
Груза, используемые для балансировки, подбираются на основании типа колесного диска. Они бывают набивными, предназначенными для легкосплавного литья и металлической «штамповки», и универсальными, приклеивающимися к диску специальной липкой стороной. Предпочтительнее использовать набивные груза, так как они гарантируют постоянное закрепление. Клейкий слой универсальных грузов под воздействием неблагоприятных сред эксплуатации приходит в негодность, в результате чего они попросту отрываются. Колесо в такой ситуации автоматически становится разбалансированным.
Насколько часто колесу требуется балансировка?
Сразу скажем, что балансировка автомобильных колес должна проводиться всякий раз, когда вы снимаете резину с диска. Не важно, надели ли вы потом тот же баллон или заменили его на другую покрышку, колесо должно быть отбалансировано.
В случае, когда автолюбитель производит сезонную ротацию шин полной заменой колес, проведение балансировки желательно. Резина, как и любой другой материал, подвергается износу. Со временем количество «съеденного» покрытия накапливается, делая установленные груза либо недостаточными, либо избыточными. В такой ситуации колесам требуется балансировочная корректировка.
Нужна она и при сильных ударах. Например, при проезде по глубоким ямам велик риск пластической деформации диска, что также собьет точность проведенной ранее балансировки. Если после совершения поездки вы заметили, что колесный диск имеет характерные погнутости, лучше посетить шиномонтаж для его выправления («проката») и последующей балансировки.
Несколько советов по улучшению балансировки колес
Чтобы проверить точность проведенной шиномонтажной процедуры, вы можете после её проведения снять колесо с балансировочного стенда, а затем надеть обратно. Повторная диагностика наверняка покажет наличие дисбаланса. Для дисков, изготовленных по технологии легкосплавного литья, допустимым является расхождение в 3 грамма, приходящегося на каждую из сторон. В случае стальной штамповки «плюс-минус» может достигать пяти грамм.
В некоторых шинных центрах существуют специальные установки, помогающие провести «финишную» балансировку. Она ни в коем случае не является альтернативой процедуры, проводимой на классических стендах, а служит важным дополнением, с помощью которого можно определить статический дисбаланс не только колеса, но и всего собранно узла, состоящего из колес, ступицы и тормозного диска. Максимальный вес грузов, применяемых при «финишной» балансировке, не должен превышать 15 грамм.
Итоги
Подводя итоги статьи, скажем, что недооценка важности процесса балансировки колес является огромной ошибкой со стороны автолюбителей. Эта простая процедура оказывает существенное влияние не только на износ резины, но и на общее техническое состояние подвески, что прямым образом сказывается на безопасности совершаемых на автомобиле поездок.
советы и рекомендации :: SYL.ru
Немного о балансировке
Заезжая на шиномонтаж, неопытные водители в большинстве случаев ограничиваются заменой резины, не подозревая, что этому действию сопутствует балансировка колес. Что это такое, для чего она нужна? Сейчас попробуем разобраться.
Что такое балансировка колес?
Само понятие «балансировка» – чисто физический термин. Он означает совмещение центра массы колеса и оси вращения. При смещении центра тяжести в колесе возникает «эффект биения». У сидящего в машине человека появляется неприятное ощущение вибрации, а водитель начинает чувствовать дрожь руля. Эти явления исчезают с набором скорости, однако их негативное воздействие на ходовую часть возрастает. Различают динамический и статистический дисбаланс колеса. Несмотря на различные названия, в обоих случаях не совпадают оси вращения и инерции. Статистический дисбаланс определяют вывешиванием колеса. Если наблюдаются маятниковые колебания колеса, свободно подвешенного на оси, то в момент остановки центр тяжести будет находиться в самой нижней его точке. Динамический дисбаланс – а именно его ликвидирует балансировка колес – наблюдается в том случае, если центр тяжести колеса располагается на оси вращения. Однако при этом инерционная ось не совпадает с осью вращения, то есть пересекает ее под углом. Определяется такой дисбаланс только при вращении колеса на специальном станке.Зачем нужна балансировка колес?Некоторые считают, что дисбаланс колес может доставить только дискомфорт при езде. В принципе, правильно. Машина с неотбалансированными колесами идет по асфальту, как по грунтовке. Наблюдается сильная тряска и вибрация руля. Однако комфорт здесь не главное.
Но если бы дисбалансировка колес влияла бы только на комфорт, вряд ли бы специалисты уделяли ей столь пристальное внимание. От боя колес в первую очередь страдают основные узлы ходовой части. В частности, ступичные подшипники. Дисбаланс в 20 грамм на колесе в 14 дюймов при скорости автомобиля в пределах 100 км/час эквивалентен по нагрузкам мощным ударам кувалды, бьющим по ступице до восьмисот раз в минуту. Помимо всего прочего, неотбалансированное колесо быстро «съедает» резину. Если нет желания часто менять покрышки, при каждой замене резины должна проводиться балансировка колес.