Как открутить и снять шкив коленвала. Возможные проблемы.
Когда-нибудь каждый автолюбитель, привыкший делать всё своими руками, сталкивается с необходимостью демонтажа шкива коленчатого вала. Чаще всего это связано с заменой уплотнительных сальников, которые со временем стареют, трескаются и начинают пропускать масло. Для опытного моториста снять шкив коленвала не представляет особой сложности, однако, как показывают форумы в Интернете, рядовые автомобилисты, решившие сэкономить деньги, часто встречаются здесь с большими трудностями.
Так выглядит шкив коленвала
Что мешает снимать шкив коленвала?
Содержание статьи
В инструкции по эксплуатации автомобиля и руководству по ремонту процедура демонтажа коленчатого вала, включая снятие шкива, описывается красиво и немногословно, и кажется, что это легко выполнить. Но на деле всё оказывается не так просто. Причин тому несколько:
- Неудобное для проведения работ расположение шкива в моторном отсеке. Он скрыт за генератором и подход к нему ограничен элементами конструкции кузова. Шкивы бывают обычные и демпферные, которые имеют дополнительное внешнее кольцо с резиновым уплотнителем для поглощения вибрации. Чтобы добраться до элементов крепления шкива, нужно ослабить натяжные болты и снять ремни генератора и гидроусилителя. И даже после этого при выполнении демонтажных работ следует соблюдать особую осторожность в приложении сил, чтобы случайно не повредить окружающие близкорасположенные детали и лакокрасочное кузовное покрытие.
- При установке на заводе шкив коленвала зажимается болтом или гайкой с высокой силой сжатия, чтобы обеспечить надёжное крепление. В процессе работы двигателя правая резьба крепления способствует дальнейшему усилению зажима. Высокая температура и действие окружающей среды с течением времени усугубляют этот процесс посредством коксования масла и коррозии металла. В результате крепёжная гайка или болт прочно прилипает к корпусу шкива, и сорвать это сцепление металлов без знания специальных способов не просто.
- При выключении сцепления коленчатый вал свободно проворачивается с посредством любого гаечного ключа. Поэтому, прежде чем как открутить шкив коленвала, следует решить вопрос надёжной фиксации его положения, чтобы исключить проворачивание при откручивании гайки. В мастерских для этого используют специальные приспособления, которые прикручиваются болтами к шкиву в технологические отверстия и создают надёжный упор против проворачивания. При отсутствии таких приспособлений данную проблему можно решить установкой надёжных упоров под колёса и постановкой 4-й скорости механической коробки передач. Можно также зафиксировать маховик коленвала, упирая в его зубья или отверстия монтировку.
Как открутить шкив коленвала?
Снятие шкива. Откручиваем гайку
Шкив может закрепляться на конце коленвала посредством силового болта или гайки. Гайка встречается у большинства заднеприводных машин. У неё могут быть специальные выступы для зацепления с ручкой «кривого стартера», так называемый «храповик». Для срыва гайки мастера на СТО применяют торцовый ключ на 36 или 38 с приваренной длинной ручкой и фиксирующее приспособление, надеваемое на шкив. А как открутить шкив коленвала
- поставить машину на «яму» или эстакаду;
- включить 4-ю передачу, чтобы исключить проворачивание коленчатого вала при откручивании гайки;
- поднять ручку стояночного тормоза вверх до упора, чтобы исключить проворачивание колёс и продвижение автомобиля;
- обстучать деревянным молотком грани крепёжной гайки;
- используя торцовый ключ по размеру гайки и удлинитель ручки в виде металлической трубы, попытаться резким движением против часовой стрелки сдвинуть гайку с прикипевшего положения.
Видео: Как открутить гайку на шкиве колевала и заменить сальник
В случае успеха можно, изменяя положение головки ключа, постепенно выкрутить гайку до конца. Если эта попытка оказалась безуспешной, то можно применить следующий метод:
- поставить ручку коробки передач в нейтральное положение;
- снять колпачки со свеч зажигания, чтобы исключить искрообразование и запуск двигателя;
- накинуть головку ключа на гайку и упереть конец рычага в землю или лонжерон так, чтобы шкив не мог провернуться вправо;
- кратковременным включением зажигания придать коленвалу импульс вращения. Обычно одна или две попытки запуска помогают гайке сойти с места, и далее она легко откручивается ключом.
У большинства переднеприводных машин шкив закрепляется болтом. Перед тем как снять шкив коленвала
- приподнять правую часть машины спереди и установить её на козелок или пенёк, демонтировать колесо;
- убрать блок воздушного фильтра, защитный кожух, ослабить и удалить приводной ремень электрогенератора, устранить все детали, которые препятствуют свободному доступу к шкиву;
- чтобы застопорить коленчатый вал, нужно снять заглушку в картере сцепления и вставить в отверстие монтировку, уперев его в зубья маховика;
- накинув на болт головку ключа, с помощью удлинителя рычага приложить несколько резких усилий в направлении левого вращения, чтобы сорвать болт с начального положения. В основном попытки завершаются успешно. При неудаче можно попробовать метод, приведенный выше для откручивания гайки, с кратковременным запуском стартера.
Следует иметь в виду и опыт простого народа, который позволяет снизить сцепление гайки и болта со шкивом. Если заранее смазать болт или гайку уксусной эссенцией, тормозной жидкостью или смазкой типа WD, то они откручиваются легче. Здесь находится информация о том где находится и как проверить датчик коленвала.
Как снять шкив коленвала
После откручивания крепления нужно снять шкив. Он плотно сидит на ступице и фиксируется шпонкой, поэтому просто стянуть его с вала рукой не удастся. Лучше всего использовать для этого специальный съёмник, который имеет две лапки, захватывающие края шкива и центральный закручивающийся винтовой упор, упираемый в ось вала. При отсутствии съёмника можно использовать для этого монтировки, которыми нужно равномерно поддевать шкив с противоположных сторон, прилагая усилия в направлении от вала.
Точку приложения силы нужно стараться выбирать максимально приближённую к валу. Перед тем как снять шкив коленвала, можно аккуратно обстучать его деревянным молотком, чтобы устранить возможный перекос. Следует соблюдать особую осторожность, чтобы не деформировать фиксирующую шпонку и паз. Обратную установку шкива на вал следует производить после обработки установочных мест солидолом, чтобы не прилагать больших усилий приводящих к перекосу.
Как снять шкив коленвала — снятие шкива коленвала
На сегодняшний день многие владельцы автомобилей предпочитают самостоятельно осуществлять профилактические и ремонтные работы, тем самым экономя свои денежные средства, которые необходимо было бы потратить на оплату труда сторонних специалистов. Есть работы, которые с первого раза выполнить достаточно просто, но чаще всего для успешного осуществления ремонта следует обладать определенным практическим опытом, подкрепленным наличием минимальной теоретической базы об устройстве автомобиля. Снять шкив коленвала самостоятельно в первый раз сложно, т.к. даже внимательное изучение соответствующего раздела инструкции по ТО машины не даст ответы на все вопросы, которые обязательно появятся у автолюбителя в процессе демонтажа. В данной статье речь будет идти о том, как снять шкив коленвала в гаражных условиях не прибегая к услугам специализированных станций ТО.
Типы шкивов коленчатого вала
Шкив может быть обычным или демпферным. Единственное различие между ними состоит в следующем: на поверхности демпферного шкива находится большое внешнее кольцо, отделенное от основной части детали резиновым уплотнителем, уменьшающим возникающую в процессе езды вибрацию.
Процесс демонтажа
Если знать некоторые технические тонкости, то замена шкива занимает не более 20 — 30 минут. В первую очередь следует выяснить, какой тип крепления используется для фиксации детали. В зависимости от типа мотора шкив может крепиться к коленвалу при помощи болта или гайки. Снятие шкива коленвала обязательно должно происходить с учетом типа крепления, т.к. наиболее сложная часть работы состоит именно в демонтаже крепежного элемента.
Снятие правого грязезащитного щитка
Снятие гайки. Гайка на шкиве коленвала встречается на классических моделях машин отечественного автомобилестроения. Для ее удаления транспортное средство рекомендуется установить над смотровой ямой, зафиксировать его противооткатными упорами, предварительно поставить авто на 4-ю передачу, тем самым обеспечить фиксацию коленчатого вала, включить ручной тормоз. В процессе работы вам понадобится:
- ключ торцевой/накидной, имеющий размер зева от 36 до 38 мм;
- кусок трубы, который будет работать удлинителем рычага.
Находясь в смотровой яме можно начинать откручивать гайку торцевым/накидным ключом, заблаговременно соединенным с удлинителем рычага. Нужно учитывать высокую вероятность того, что гайка в процессе эксплуатации транспортного средства может сильно прикипеть к своему посадочному месту, вследствие чего открутить ее описанным выше способом не получится. В таком случае необходимо будет предпринять такие действия:
- Установить коробку переключения передач на нейтральную позицию.
- Демонтировать насвечники и ремень генератора.
- Ключ с рычагом зафиксировать так, чтобы конец удлинителя можно было бы надежно упереть в пол смотровой ямы по ходу вращения коленвала.
- Осуществить подачу кратковременного импульса посредством быстрого поворота ключа зажигания.
Зачастую гайка начинает поддаваться уже после 2-х – 3-х таких манипуляций.
Удерживаем маховик от проворачивания и откручиваем крепление шкива
Снятие болта. Болт на коленвале встречается на переднеприводных транспортных средствах. При этом его снятие – это достаточно сложная процедура, потому что подобраться к болту можно только выполнив в приведенной ниже последовательности следующие работы:
- При помощи домкрата приподнять на необходимую высоту переднюю правую часть кузова автомобиля.
- Демонтировать переднее правое колесо.
- Установить кузов на специальные упоры, имеющие большое пятно контакта с поверхностью днища машины.
- Демонтировать защитный щиток мотора, ремень генераторной установки и воздушный фильтр.
- Для предотвращения вращения коленвала при помощи монтировки или любого другого подходящего предмета надежно застопорить маховое колесо.
- Открутить болт ключом, имеющим подходящую по размеру величину зева.
Шкив коленвала ВАЗ 2110 и зубчатый шкив
Во время проведения любых ремонтных работ в подкапотном пространстве следует соблюдать предельную внимательность. Необдуманные действия могут привести как к частичному повреждению или к полному выходу из строя некоторых деталей моторного отсека, так и к повреждению лакокрасочного слоя, нанесенного на кузов автомобиля.
Съемник
Удалив крепежный элемент можно приступать к снятию непосредственно шкива. Наиболее эффективно использовать для этих целей специализированные инструменты, так называемые «съемники». При помощи захватов, которые присутствуют на этих устройствах, инструмент надежно крепиться к краям шкива, после чего деталь достаточно просто удаляется со своего посадочного места.
Зубчатый шкив коленвала снят
После изучения описанных в статье действий даже неопытный водитель должен понять, как открутить шкив коленвала без привлечения сторонних специалистов.
Видео
Посмотрите, как правильно откручивать болт шкива коленвала:
Замена шкива коленвала: инструкция, инструменты, порядок работ
ДВС оснащены дополнительным оборудованием – это генераторы, компрессоры кондиционеров, помпа для охлаждающей системы. Все эти устройства получают крутящий момент от коленчатого вала через шкив. Последний со временем из-за естественного износа приходит в негодность. В результате автомобилю требуется замена шкива коленвала. Давайте посмотрим, как выполнить данную операцию.
Назначение
Шкив предназначен для передачи крутящего момента на дополнительные агрегаты. Для этого эти самые агрегаты имеют ответный шкив. К коленчатому валу его крепят посредством шпоночного соединения, а фиксация осуществляется гайкой, либо болтом.
Шкив представляет собой плоское колесо со специальным каналом, в который устанавливается резиновый ремень. При достаточной натяжке ремня он входит в плотное зацепление со шкивом, и за счет этого ременная передача работает и передает вращение. Данные элементы для современных автомобилей изготавливают преимущественно из стали, алюминия, реже – из чугуна.
Неисправности и проверка
Прежде чем выполнять замену шкива коленвала, необходимо оценить состояние детали. Шкивы и ременные передачи работают благодаря силе терния, возникающей между контактирующими поверхностями. Одна из самых распространенных причин неисправности – это выработка вследствие естественного износа на рабочих поверхностях. Из-за постоянных динамических нагрузок металл покрывается трещинами, скалывается.
Еще одна типичная неисправность – это люфт шпонки в шпоночном соединении шкива и коленчатого вала. Причиной люфтов является изношенная посадка элемента с валом. Крепление из-за вибраций постоянно раскручивается, что еще больше увеличивает люфт.
Если длительно использовать такой шкив, то шпоночный паз выработается еще сильней, а в конце концов просто разрушится. Часто это сопровождается откручиванием болта шкива коленвала. Затем узел проворачивается, полностью разрушая корпус шкива, соединение, а также коленчатый вал.
Как диагностировать?
Для проверки состояния шкива следует снять ремни, оценить визуально состояние кромок и корпуса – нужно попытаться увидеть трещины и следы износа. Далее следует пошатать шкив – если есть критические люфты, это будет хорошо чувствоваться. В инструкции к двигателю обязательно имеются параметры и размеры допустимого износа. Не лишним будет проверить соответствие деталей этим размерам.
Что мешает снять механизм?
Итак, диагностика показала, что требуется замена шкива коленвала. В любых книгах по ремонту авто данная процедура описана очень кратко, что наталкивает на мысли о простоте операции. Однако, это не так.
Процесс затрудняется неудобным расположением данного шкива под капотом автомобиля. Механизм скрыт за генератором. Доступ к нему сильно ограничен. Шкивы бывают демпферными и обычными – первые оснащены внешним кольцом для гашения вибраций. Для того чтобы получить доступ к креплению шкива, следует ослабить болты натяжения ремней на приводы дополнительного оборудования. При демонтаже требуется осторожность в плане приложения силы. Важно не сломать элементы, которые окружают шкив.
При монтаже шкива на заводе его зажимают болтом или гайкой с большим усилием для обеспечения надежного крепежа. В процессе эксплуатации ДВС правая резьба на коленчатом валу и, соответственно, гайке или болте шкива, способствует дальнейшему усилению зажима. Высокие температуры, окружающая среда, время – все это ускоряет процесс разрушения. Стоит также добавить сюда воздействие масла и коррозию. Открутить гайку шкива коленвала без знания специальных приемов бывает довольно трудно.
Если выключить сцепление, то коленчатый вал можно легко провернуть ключом. Поэтому, прежде чем пытаться откручивать гайку, нужно надежно зафиксировать шкив – так исключают проворачивание в процессе откручивания гайки. В СТО для этого есть специальные приспособления – элемент прикручивается в технологические отверстия и образуется упор от проворачивания.
Если приспособлений нет, тогда проблему решают надежными упорами под колеса и включением четвертой передачи на КПП. Можно также зафиксировать маховик большой отверткой или монтировкой.
Как открутить шкив?
Обычно данный механизм закрепляется на конце вала силовым болтом, либо гайкой. Последнюю можно встретить на заднеприводных авто, она может иметь специальные выступы для установки «кривого стартера». Чтобы сорвать гайку, специалисты применяют ключи на 36 или 38 с приваренной длинной трубой. Также применяются различные приспособления, фиксирующие шкив. В домашних условиях порядок работ по замене шкива коленвала будет следующим.
Первым делом, автомобиль устанавливают на яму либо эстакаду. Затем на КПП включают четвертую передачу – это делается, чтобы исключить проворачивание коленвала в процессе отворачивания гайки или болта. Также не лишним будет затянуть ручник.
Болт или гайку обстукивают молотком, предварительно можно залить крепеж жидкими ключами. При наличии газовой горелки можно попытаться аккуратно нагреть болт или гайку. Далее торцовой головкой по размеру из набора ключей и удлинителем резким сильным движением по направлению против часовой стрелки гайку или болт сдвигают с ее места. Далее можно откручивать механизм.
Второй способ
Если в первом случае ничего не получилось, предлагается следующий метод. КПП устанавливают в нейтральное положение, затем снимают клемму с коммутатора или свечные провода со свечей, чтобы исключить образование искры.
Далее накидывают головку ключа на гайку и упирают рычаг в землю, либо в лонжероны таким образом, чтобы у шкива не было возможности поворота вправо. Кратковременно включая стартер, коленчатый вал будет вращаться. Обычно достаточно нескольких попыток, чтобы гайка сорвалась со своего места.
Как открутить болт на шкиве?
На большинстве переднеприводных моделей вместо гайки установлен болт. Здесь инструкция замены шкива коленвала будет немного отличаться.
Первым делом приподнимают правую часть авто домкратом, демонтируют колесо. Затем убирают воздушный фильтр вместе с блоком, удаляют приводной ремень генератора, демонтируют все элементы, которые могут мешать легкому доступу к шкиву. Для фиксации механизма в картере сцепления блокируют маховик.
Далее с помощью подходящий торцевой головки из набора ключей с удлинителем несколькими резкими усилиями в левую сторону удается сорвать болт. Если же попытка отворачивания вручную ни к чему не привела, можно попробовать вышеописанный опыт со стартером.
Как снять шкив?
Для замены шкива коленвала нужно его снять непосредственно с вала. Он очень плотно закреплен на ступице, а также фиксируется шпоночным соединением. Просто от руки шкив с вала не сойдет.
Рекомендуется применить специальный съемник. Приспособление имеет лапки для захвата краев шкива и центральный упор, который упирается в центр вала. Если нет съемника, то снять шкив можно двумя монтировками. Важно при демонтаже не прилагать чрезмерных усилий и не повредить шпонку и паз для нее.
Обратно устанавливать на вал новый шкив нужно лишь после смазки посадочных мест, чтобы не прилагать большого усилия и не перекосить шкив на валу.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, как заменить шкив коленчатого вала. Как видите, данную операцию вполне можно осуществить своими руками.
Как открутить или затянуть шкив коленвала на автомате и механике
Ремонт автомобиля это процесс требующий специальных навыков и определенного опыта и специального инструмента, но даже наличие таковых не гарантирует что всё будет быстро и просто. Зачастую автомеханики сталкиваются с рядом проблем связанных с возрастом, не правильным ремонтом и эксплуатацией автомобиля. Одной из таких проблем являются трудности при откручивании шкива коленвала. В данной статье приведена общая информация, которая может быть полезна при снятии шкива коленвала. Полный порядок выполнения работ описан в соответствующей технической документации.
Работа по снятию шкива коленвала должна выполняться квалифицированным специалистом. Перед началом работы необходимо ознакомиться с соответствующей технической документацией, где описан правильный, порядок выполнения работ. Работу следует выполнять исключительно подходящим инструментом соблюдая все правила техники безопасности.
В каких случаях требуется снятие шкива коленвала?
В большинстве случаев шкив коленвала выполняет функцию ведущего привода для навесного оборудования, к примеру такого как генератор, стартер, компрессор кондиционера. Он находится на передней части двигателя, то есть со стороны привода газораспределительного механизма. Газораспределительный механизм (ГРМ) требует к себе особого внимания и соблюдения правил обслуживания. Каждый автомобиль имеет регламент проведения таких работ как замена ремня или цепи ГРМ и выполнение этой работы не возможно выполнить без снятия шкива коленвала. Так же за шкивом коленвала находится передний сальник коленвала, который обеспечивает герметичность системы смазки двигателя. Со временем сальник может потерять герметичность и для того чтобы его заменить так же потребуется демонтировать шкив. К тому же, шкив коленвала часто имеет в себе демпфер вращательных колебаний, который подвержен износу и в случае его повреждения потребуется замена шкива.
Процесс снятия шкива коленвала на разных моделях автомобилей может сильно отличаться. Часто, для того чтобы произвести эту работу, нужно дополнительно произвести снятие различных деталей, которые затрудняют доступ к шкиву. К примеру на некоторых автомобилях с поперечным расположением двигателя, потребуется опустить двигатель вниз, а на автомобилях с продольным расположением двигателя может потребоваться частичная или полная разборка передней части автомобиля. Каждый случай нужно рассматривать в частности. Так же может отличаться и принцип крепления шкива. Чаще всего встречается такие типы крепления:
1) шкив крепится болтами к ведущей шестерне или к коленвалу четырьмя болтами и не имеет фиксации центральным болтом;
2) шкив крепится и четырьмя болтами и центральным болтом;
3) шкив крепится только центральным болотом.
В случае с первым типом крепления все достаточно просто: выполнив все необходимые работы для получения доступа к шкиву потребуется снять приводной ремень, открутить болты крепления шкива и снять непосредственно сам шкив. В двух других случаях потребуется открутить центральный болт и это несколько затрудняет процесс, так как центральный болт имеет большой момент затяжки, а если этот узел давно не обслуживался, то открутить этот болт будет ещё сложнее. Значительно упростить этот процесс может использование пневматического инструмента, но не всегда есть возможность его использовать, так как доступ к шкиву может быть затруднён из-за конструктивных особенностей автомобиля. В целом этот процесс заключается в том, чтобы зафиксировать коленвал и открутить центральный болт с помощью силового воротка. На некоторых моделях автомобилей для фиксации коленвала предусмотрен специальный инструмент. В случае если он не предусмотрен или попросту отсутствует есть способы без него обойтись. К примеру на автомобилях с механической трансмиссией можно включить передачу и установить автомобиль на стояночный тормоз, так же можно зафиксировать коленвал путем фиксации маховика.
Не приступайте к работе, если вы не имеете достаточно опыта и информации об автомобиле.
После произведения необходимых работ, Установку шкива следует произвести в обратном порядке.
Следует иметь в виду что центральный болт коленвала имеет определённое усилие с которым он должен быть затянут. Для этого нужно использовать динамометрический ключ. На некоторых моделях автомобилей центральным болтом зажимается не только шкив и ведущая шестеренка привода ГРМ, но и привод масляного насоса, в таких случаях затяжка этого болта на определенное усилие особенно важна.
В заключение хочется сказать что независимо от того какое количество опыта вы имеете и сталкивались ли вы с подобными работами, неотъемлемой частью ваших действий должна быть внимательность и аккуратность. Если ваш автомобиль требует ремонта, то обратитесь к квалифицированным специалистам, это поможет вам сэкономить уйму времени, денег и нервов.